О счетчиках учета энергоресурсов. Установка, поверка счетчиков учета энергоресурсов


Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» - прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении....» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не-обхо-димости таких работ возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред-ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П. , ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Поскольку приборы учета энергии и энергоресурсов являются средствами измерения, то применять можно только приборы, занесенные в государственный реестр средств измерения. Как правило, свидетельством этому является сертификация прибора с системе сертификации ГОСТ Р, о чем имеется отметка в паспорте прибора, на корпусе и панели считывания информации. Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точночть прибора. Соотвественно, более высокий класс соответствует меньшему числу.

Прибор учета

Требования к точности

Диапазон и условия применения

1% (класс 1.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (кроме граждан)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

Сети с напряжением менее 0,4 кВ. (для граждан- птребителей)

Счетчик электрической энергии

2% (класс 2.0)

1% (класс 1.0)

Класс 0,5S

Потребители с мощностью установленных устройств более 750 Квт

При замене счетчика класса 2.0 и для сетей с напряжением от 6 до 35 КВ

для сетей с напряжением свыше 110 КВ

Счетчик электрической энергии

Производители электрической энергии

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах более 20 градусов

Теплосчетчики

в том числе:

узел учета тепла

водосчетчик

При разности температур в подающем и обратном трубопроводах от 10 до 20 градусов

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 30 до 100 %

Теплосчетчики для систем с подачей пара .

Узел учета тепла

счетчик пара

При расходе пара от 10 до 30%

Счетчики расхода воды (горячей и холодной)

Счетчики расхода газа

Требование внесения в реестр средств измерений

Счетчики электрической энергии

Для населения установлено требование по применению электрических счётчиков классом точности не ниже 2.0. Поэтому все старые электросчётчики с классом точности 2.5 и менее в настоящее время изымаются из оборота. Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными Правительством РФ (постановление № 530 от 31.08.2006) установлены требования к классам точности приборов учёта электрической энергии для разных групп потребителей. Смотрите Правила отпуска электрической энергии.

Теплосчетчики

В настоящее время в стране применяются теплосчётчики используемые юридическими лицами и для коллективного учёта расхода тепла в многоквартирных жилых домах. Классы точности этих приборов установлены Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя от 1995 года. Смотрите Правила учёта тепла.

Отдельной категорией теплосчётчиков являются так называемые квартирные (компактные) теплосчётчики. При измерении количества тепла на одном радиаторе разность температур, как правило, менее 10 градусов. В таком случае точность измерения может быть менее 5% и такое средство измерения будет считаться индикатором. Очевидно поэтому официального разрешения на применение поквартиных теплосчётчиков нет. Тем не менее Законом РФ "Об энергосбережении" предписано использовать с 2012 года поквартирные теплосчётчики. Такие приборы уже зарегистрированны в Госреестре средств измерения.

Для счётчиков газа

Правила учёта газа не регламентируют класс точности приборов учёта газа. Тем не менее выпускаемые счётчики газа регистрируются в качестве средств измерения и имеют класс точности. По конструктивному исполнению это диафрагменные, ротационные, турбинные счётчики газа. Практически все они имеют погрешность 1-3% при межповерочном интервале до 10 лет, что сопоставимо с оговоренным сроком эксплуатации счётчика.

Счетчики газа, используемые населением, должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений и поверены в органах Государственной метрологической службы. Монтаж и наладка этих счетчиков производятся специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации. Смотрите Правила учёта газа.

Счетчики воды

Правилами учёта воды не регламентируется класс точности приборов учёта воды. Введено требование внесение приборов в Госреестр средств измерения. По конструктивному исполнению счётчики воды весьма разнообразны и могут использовать для измерения объёма различные физические принципы (тахометрические, электромагнитные, ультразвуковые, комбинированные). В быту в основном используются крыльчатые счётчики, устанавливаемые сразу после входного вентиля и фильтра.

Смотрите Правила пользования системами водоснабжения и канализации .

Порядком учёта воды в г. Москва дополнительно установлено требование по межповерочным периодам для поквартирных счётчиков воды: для холодной воды не менее 5 лет, для горячей воды не менее 4 лет. Кроме того, предусмотрена обязательность установки счётчиков с импульсным выходом в случае, когда в доме имеется дистанционная система считывания информации с водосчётчиков.

5/5 (3)

Что такое прибор учета тепловой энергии

Современные счетчики подаваемого тепла являются оборудованием, с помощью которого обеспечивается постоянный учет тепла, в точности определяется масса теплоносителя, а также контролируются параметры.

По конструкции узел учета включает следующие устройства, врезаемые специалистами в трубопроводы:

  • специальный вычислитель;
  • индикаторы и преобразователи температуры и уровня давления;
  • используемая запорная арматура.

Сигналы с установленного водосчетчика подаются в микропроцессор действующего тепловычислителя, где специальным высокоточным цифровым устройством преобразуются в необходимую форму. Затем для вычисления параметров тепловой энергии проводится их интеграция.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов

Счетчики подлежат установке в жилом помещении в обязательном порядке.

В соответствии с действующим законом все положенные расчеты за потребляемые энергоресурсы выполняются на основании полученных данных об их точном значении, определяемых приборами учета.

В российском законе достаточно четко указаны крайние сроки монтажа счетчиков энергоресурсов. До 2011 года счетчики должны были присутствовать и эксплуатироваться в зданиях, различных строениях, возведенных сооружениях, предназначенных для размещения действующих органов госвласти, включая органы местного самоуправления.

До 2011 года владельцы нежилых возведенных зданий, разных строений, сооружений и остальных объектов имели обязательство по завершению оснащения своих объектов общедомовыми устройствами учета потребляемых энергоресурсов, а также по началу эксплуатации таких приборов.

До начала 2012 года владельцы различных помещений в возведенных многоквартирных домах, построенных дачных строениях с действующей централизованной подачей потребляемых ресурсов должны были оснастить дома счетчиками энергоресурсов, а также провести ввод приборов в постоянную эксплуатацию.

Все современные многоквартирные дома в определенный срок оснащаются общедомовыми счетчиками учета воды, подаваемой тепло- и электроэнергии, включая индивидуальные и используемые общие счетчики энергоресурсов, за исключением тепла.

С 2012 года дома, которые вводятся в эксплуатацию или подлежат реконструкции, обязательно оснащаются индивидуальными устанавливаемыми счетчиками для учета тепла. С момента принятия Закона не разрешается эксплуатация зданий и различных сооружений без необходимого оснащения их современными счетчиками.

Кто должен оплачивать установку приборов учета

Сегодня собственники несут финансовые расходы по монтажу счетчиков.

Важно! Если владелец не может оплатить монтаж счетчика сразу, то поставщик необходимых энергоресурсов предоставляет рассрочку по положенным платежам на период до 5 лет. Взимаемый за кредит процент установлен ЦБ РФ.

Субъект или действующее муниципальное образование обладают полным правом на предоставление за счет выделяемых бюджетных средств мер необходимой поддержки различным категориям потребителей. Это происходит с помощью выделения им финансовых средств на монтаж счетчиков энергоресурсов. Принадлежащие муниципалитету квартиры обязательно оснащаются счетчиками потребляемой электроэнергии, приобретенными за счет выделенных средств бюджета.

Посмотрите видео. Узел учета тепловой энергии в многоквартирном доме:

Общее собрание для получения решения об установке счетчиков

Общее собрание жильцов проводится обязательно. Перед установкой счетчиков требуется коллективное решение собственников, которое принимается большинством голосов на проводимом собрании.

Так как установленный узел учета станет после монтажа общедомовой собственностью, то проведение оплаты используемого оборудования и предстоящих работ полностью или частично должно быть распределено между всеми непосредственными собственниками квартир.

Основная задача действующей УК, ТСЖ или созданной ЖСК состоит в донесении до собственников необходимости установки счетчиков в соответствии с законом об эффективном энергосбережении.

Причем отказ от нее приведет к принятию принудительных мер по монтажу счетчиков именно со стороны действующей энергоснабжающей организации и к судебному разбирательству. Поэтому собственникам предлагается список компаний для заключения необходимого договора на монтаж счетчиков с актуальными предложениями стоимости предстоящих работ.

Кто имеет право счетчики устанавливать

Современные приборы учета монтируются на жилом объекте поставляющими их организациями или действующими специализированными компаниями.

В штате таких организаций присутствуют профильные квалифицированные специалисты, работа которых по установке счетчиков прописана в уставной документации организации, имеющей членство СРО в строительной сфере и соответствующее свидетельство о допуске к выполнению работы.

Поставщики потребляемых энергоресурсов несут обязательство по осуществлению работ по монтажу и замене счетчиков энергоресурсов.

До 2010 года действующие энергоснабжающие компании обязаны были предоставить владельцам помещений в построенных многоквартирных домах, всем лицам, которые несут ответственность за такие дома и разным лицам, действующим в интересах непосредственных собственников, подготовленные предложения об оснащении жилья современными счетчиками.

Какая будет ответственность за отказ от монтажа

Если до наступления 2011 года и для некоторых потребителей до 2012 года в ответ на поступившие предложения по монтажу приборов учета от прямого поставщика энергоресурсов непосредственный потребитель не приобрел и не установил необходимый счетчик, то ресурсоснабжающая организация обладает правом на проведение его принудительной установки с взысканием с потребителя понесенных расходов.

В соответствии с действующими законом до окончания 2012 года проводимая кампания по монтажу счетчиков должна быть завершена. Все без исключения потребители поставляемых энергоресурсов должны стать «оприборенными».

Ресурсоснабжающие действующие организации в настоящее время не могут отказывать в заключении договора, в котором содержатся условия установки, проведения замены и работы счетчиков потребляемых ресурсов. Цена договора определена заключенным соглашением обеих сторон. Точный порядок заключения требуемого договора ранее был утвержден действующим Приказом Минэнергетики РФ № 149.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Кто контролирует соблюдение обязанностей по установке приборов

Соблюдение ряда обязанностей по монтажу различных приборов учета находится под контролем ФАС, Ростехнадзора и их действующих территориальных отделений, находящихся в регионах.

Штрафы за несоблюдение требований по установке

Да, в настоящее время штрафные санкции применяются, поэтому действующим законом об энергосбережении недавно были разработаны и внесены некоторые поправки в российский Кодекс о происходящих административных правонарушениях.

Например, несоблюдение заявленных требований действующего законодательства о монтаже счетчиков приводит к штрафу для должностных лиц до 30 тыс. руб., а для юрлиц – примерно до 600 тысяч рублей.

Полное несоблюдение заявленных требований непосредственными поставщиками энергоресурсов по монтажу счетчиков собственникам построенных домов, дач и садовых строений приводит к штрафам.

Необоснованный отказ или постоянное уклонение организации, занимающейся установкой, заменой и эксплуатацией счетчиков энергоресурсов, от составления необходимого договора и от его последующего исполнения, а также полное несоблюдение требований о монтаже, проведении замены, эксплуатации счетчиков применяемых энергетических ресурсов также приводит к штрафным санкциям.

Кто приборы учета ремонтирует

Именно собственник должен обеспечивать эксплуатацию счетчиков в соответствии с заявленными техническими требованиями на используемый прибор. Поэтому у владельца приобретенного узла учета имеется заключенный договор на техобслуживание счетчиков с обслуживающей организацией.

Запомните! Все виды ремонтных работ смонтированных приборов учета проводятся на изготавливающих предприятиях в соответствии с положенным технологическим процессом. После завершения ремонта счетчика проводится внеочередная поверка.

Кто должен вносить оплату за поверку

Важной обязанностью каждого собственника становятся обеспечение правильных показаний счетчиков, а также их проводимая метрологическая поверка за счет его собственных денежных средств.

Метрологическое обеспечение точности полученных показаний счетчиков заключается в их выполняемой поверке в действующей специализированной организации.

В соответствии с действующим постановлением российского правительства № 250 с 2012 года проведение поверки электросчетчиков, устройств по измерению расхода воды в кубических метрах и природного газа выполняется региональными метрологическими центрами, имеющими аккредитацию.

Так как в счетчике присутствует расходомер, то заявленное требование будет также отнесено к коммерческому учету используемой тепловой энергии. Главная суть проводимой метрологической поверки состоит в испытаниях современного прибора учета на высокоточном оборудовании. При этом периодичность необходимой поверки обязательно указывается в паспорте на счетчик.

Межповерочный интервал современных устройств, применяемых для учета тепла и горячего водоснабжения, составляет четыре года, а прибора учета подаваемой холодной воды – примерно шесть лет. Но сложившаяся практика говорит, что сегодня ни у одного из применяемых теплосчетчиков МПИ не является совпадающим с указанным в паспорте параметром.

Для разных измерительных устройств фактический МПИ в основном не превышает 1 года, хотя изготовитель говорит о периоде в 3-5 лет, поэтому производители счетчиков негласно признают этот факт.

Неповеренные приборы учета: последствия

Потребители должны помнить, что установка не прошедшего поверку счетчика находится под запретом и расценивается главным поставщиком энергетических ресурсов как полное отсутствие устройства, что приводит к неприятностям. На время выполнения необходимой поверки разрешена оплата оказанных услуг по потребительскому расходу в среднем.

Какие приборы учета энергии могут быть применены

В жилых помещениях устанавливаются современные приборы учета, находящиеся в Госреестре измерительных средств и полностью допущенные к использованию в России.

Даже включение используемого прибора в российский Госреестр не становится гарантией его нормального качества.

Поэтому требуется введение системы качества в организациях по теплоснабжению, которое поможет им пользоваться передовым опытом, прогрессивным новейшим оборудованием, включая грамотные технологические решения, касающиеся коммерческого учета теплоэнергии.

Также правилами использования энергоресурсов и потребляемой воды установлен ряд некоторых требований к классу точности современных счетчиков не менее определенного значения.

Классом точности считается некоторая погрешность счетчика в диапазоне проводимых измерений, выражаемая в процентах. Поэтому чем большим будет значение класса точности, тем более низкой будет точность смонтированного прибора.

Известно, что тарифы на энергоресурсы повышаются из года в год, заставляя задумываться о внедрении системы эффективного учета. Приборы учета потребления энергоресурсов могут быть установлены повсеместно. То есть, не только на промышленных объектах, но и в зданиях бытового назначения. За счет этого можно существенно снизить финансовые расходы на оплату коммунальных услуг.

Разновидности приборов учета

    В зависимости от конструкции, они бывают:

  • микропроцессорными;
  • электронными;
  • индукционными.

Все они оснащены интерфейсами для подключения модема, позволяющими передавать данные на устройства более высокого уровня.

Продукция «МЗТА»

Приборы учета, реализуемые нашим заводом, имеют высокую точность измерения. С их помощью можно экономить на оплате коммунальных услуг (за потребление воды, электроэнергии и пр. энергоресурсов). Важно учесть, что приборы учета являются полифункциональными.

Среди предложенного нашим заводом ассортимента можно выбрать устройства, предназначенные для поквартирного учета расходования энергоресурсов, с функцией диагностики, архивирования данных и объединения с иными приборами.

Заказывая приборы учета у нас, можно сразу решить несколько задач. А именно:

  • вести учет расходования энергоресурсов;
  • обеспечить точную и бесперебойную работу устройств в рамках одной полифункциональной системы.

В нашем ассортименте присутствуют счетчики импульсов, измерительно-вычислительные устройства для поквартирного учета расходования энергоресурсов и многое другое.