Гиппократ: краткая биография и важные открытия, сделанные для человечества. История жизни Гиппократ разработал учение

В мире не найдётся человека, не слышавшего о “Клятве Гиппократа”.

Но, мало кто интересовался, что за человек написал текст, который произносили, не одну эпоху, деятели медицины, приступая к исполнению своего святого долга, на благо людей.

Наша цель не только раскрыть Гиппократа, как личность, но и заглянуть в тайны медицины древней Греции.

Гиппократ - в переводе с латинского языка Hippocrates, а в переводе с греческого языка - Иппократис, древнегреческий врач, Отец медицины, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

Гиппократ родился в 460 года до нашей эры в городке Меропис на острове Кос - юго-восток Эгейского моря. Он относится восходящему к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной.

Историками удалось обнаружить некоторые исторические документы, рассказывающие о детстве и юности древнегреческого врачевателя, но этих сведений не достаточно, чтобы раскрыть характер молодого Гиппократа.

Потомкам остались лишь предания, рассказы, легенды, повествующие его биографию. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем.

Отец Гиппократа - Гераклид, мать - акушерка Фенарета.

Первым воспитателем Гиппократа и учителем в области медицины был его отец.

Начинал свою деятельность Гиппократ при храме. Еще, будучи двадцатилетним юношей, он уже пользовался славой превосходного врача.

Современники Гиппократа отмечали его гениальную наблюдательность, прозорливость, интуицию и логичность умозаключений. Все выводы его были основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения.

Именно в этом возрасте получил посвящение в жрецы, что было необходимо тогда для врача.

Получив первоначальное медицинское образование, Гиппократ, стремясь пополнить знания и усовершенствовать искусство врачевания, приобрести новые навыки, отправился в Египет. В разных странах он не только изучал медицину по практике местных врачей, по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа, но и собирал и систематизировал его.

Объездив Грецию, Малую Азию, побывав в Ливии и Тавриде, Гиппократ, познав разные школы врачевания, познакомившись с их методами, по возвращении на родину основал свою медицинскую школу.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы.

Рассматривая медицину и философию, как две неразрывные науки, Гиппократ старался их, и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.

Он вывел медицину из темного эмпиризма - учения об опыте, под которым понималось направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и считающее, что содержание знания может быть представлено, либо как описание опыта, либо сведено к нему.

Очистив эмпиризм от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментальною стороною дела, положил начало её развитию.

Извечные традиции, запрещавшие вскрытие трупов, позволяли изучать анатомию и физиологию только на животных. Конечно, это не давало возможности, при всей врачебной наблюдательности Гиппократа глубоко изучить анатомию человека, в связи, с чем многие сведения его не соответствовали истинным знаниям. Тем не менее, Гиппократ уже знал о наличии желудочков в сердце, о крупных сосудах. Уже в те далёкие времена он понимал, что психическая деятельность человека связана с мозгом.

В соответствии с взглядами древнегреческих философов о строении окружающего мира Гиппократ и его ученики утверждали, что тело человека состоит из твердых и жидких частей. Главную же роль в организме человека играют четыре жидкости.

В книге «О природе человека» он так же выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты (слизь), желтой и черной желчи. Этим жидкостям он придавал животворную силу, определяющую здоровье. Говоря о их значимости в жизни человека Гиппократ так представлял своё суждение об этом: … “из них состоит природа тела, и через них оно болеет, и бывает здоровым”. Это были ещё примитивные взгляды на функцию организма, но в них уже отражались зародышевые знания о физиологии человека. Организм Гиппократ представлял как постоянно изменяющееся состояние, зависящее от определённого соотношения выше упомянутых жидкостей. Если их соотношение изменялось, и нарушалась пропорция гармоничного их сочетания, наступала болезнь. Если же все жидкости находятся в организме в состоянии гармонии и “…соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества”, то человек здоров. Это были первые предпосылки теоретического осмысления болезни и здоровья, которые явились отправным моментом в изучении этих сложнейших медицинских проблем.

Учения Гиппократа, как в области философии, так и в области медицины, вызывало огромный интерес и оказало большое влияние на представления гениальных умов, выдающихся деятелей медицины последующих эпох.

“Авиценна открыл новую тетрадь записей:

Греция… Опыт Книдской, Кносской, Сицилийско-Кротонской школ.

Знания их обобщены в Гиппократовском сборнике - конгломерате разных авторов разных времён.

Гиппократ ценен для Ибн Сины хирургией, стремлением к установлению общего диагноза, принципом лечения противоположным, а так же лечением язв, ран, свищей.

Изучает Ибн Сина и все виды повязок: круговые, спиральные, восходящие и так называемую ромбовидную шапку Гиппократа.

Особенно заинтересовало Ибн Сину учение Гиппократа о формировании человека внешней средой, о природном происхождении психических складов людей, о единстве природы и человека”.

“Люблю Гиппократа”, - подвёл итог Авиценна, - “но надо всё проверить”,

Наследство Гиппократа настолько велико, что известный издатель его сочинений Charterius потратил на составление и печатание его трудов 40 лет и всё своё состояние, исчисляемое в 50 тысяч лир.

Сегодня нам не надо проверять истинность трудов Гиппократа, тысячелетняя практика сама подтвердила гениальность его теорий.

Гиппократ признан родоначальником медицинской науки.

Свыше 100 медицинских сочинений собрано в так называемом “Гиппократовском сборнике”, Они приписываются по традиции величайшему врачу древности Гиппократу. В “Гиппократовский сборник” вошли сочинения не только Гиппократа и его учеников, но и врачей, представлявших иные направления древнегреческой медицины.

“Афоризмы” Гиппократа неоспоримы и актуальны до настоящего времени.

“Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”. По-видимому, врагов у каждого из нас или совсем нет, или очень мало, поэтому ужин мы обычно съедаем сами, не смотря на теорию Гиппократа, заметившего неблагоприятное воздействие пищи принятой на ночь.

“У стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь”.

“Брак - это лихорадка, которая начинается жаром, а кончается холодом”.

“Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны”.

“Что не излечивают лекарства, то излечивает железо; что не излечивает железо, то излечивает огонь; что не излечивает огонь, то излечивает смерть”.

В трудах Гиппократа, в его “Афоризмах”, можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по диете ребёнка. Но греческая медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития не оставила систематизированного изложения сведений о ребёнке.

В трудах Гиппократа: “Переломы”, “Раны головы” “Вправление сочленений” подробно излагаются хирургические заболевания и их лечение, операции на различных органах. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.

Ознакомившись с данными трудами, можно сделать вывод, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко,

Большой интерес представляют высказывания Гиппократа о хирургии:

“Для желающих посвятить себя хирургии необходимо широко практиковаться в операциях, ибо для руки практика - лучший учитель”.

И тут же добавлял “Когда же имеешь дело со скрытыми и тяжёлыми болезнями, то здесь… нужно признать нужно, призвать на помощь размышление”.

Разные приемы перевязок, разработанные Гиппократом, имеющие место и в перевязочной хирургии нашего времени:

Круговая повязка - это наиболее простая форма бинтовой повязки. С неё начинают и ей заканчивают повязку, реже её применяют как самостоятельную повязку на участках тела цилиндрической формы.

Повязка спиральная может закрывать значительную часть тела, производя на неё равномерное давление, поэтому её применяют при серьёзных ранениях живота, груди, конечностей.

Возвращающаяся повязка, или так называемая “шапку Гиппократа” бинтовая повязка для закрытия свода черепа. Это довольно сложная повязка, её наложение требует специальных навыков.

В трудах Гиппократа упоминается о применении сухих повязок, повязок, смоченных вином, растворами квасцов, а также мазевых повязок с растительными маслами.

Гиппократ впервые описал картину острого воспаления суставов. Он ввёл термин “артрит”, образовавшиеся от слияния греческого слова “артрион” - сустав и окончания “ит”, указывающее воспалительный характер изменения в суставе.

Древние письменные документы Египта, Индии и Китая содержат упоминания о злокачественных опухолях у людей.

Большой вклад в развитие древней онкологии внёс Гиппократ.

Термин “рак”, как полагают, был присвоен Гиппократом опухолям, напоминающим по форме распространения, распускающиеся в стороны ножки омара. Это, прежде всего, относилось к раку молочной железы.

Термин “саркома” Гиппократ предложил для мясистых опухолей, заметив внешнее сходство некоторых из них с рыбьим мясом.

Необходимо отметить, что эта терминология используется в медицине по настоящее время.

В трудах Гиппократа встречаются указания на зачатки гинекологии.Одна из глав называется “О женских болезнях”. В этой главе Гиппократ описывает симптомы и диагностику смещений матки, воспаления матки и влагалища. Он рекомендует и некоторые хирургические вмешательства в гинекологии - удаление опухоли их матки с помощью щипцов, ножа и калёного железа.

При выборе методов терапии Гиппократ не только применял местное лечение, но и считал необходимым воздействовать на весь организм.


Гиппократ является исторической личностью. Упоминания о «великом враче-асклепиаде» встречаются в произведениях его современников - Платона и Аристотеля. Собранные в т. н. «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18)оказали значительное влияние на развитие медицины - как науки, так и специальности.
С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Происхождение и биография

Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа. К ним относятся:
труды римского врача Сорана Эфесского, родившегося более чем через 400 лет после смерти Гиппократа
византийский энциклопедический словарь Суда X века
произведения византийского поэта и грамматика XII столетия Иоанна Цеца.

Сведения о Гиппократе встречаются также у Платона, Аристотеля и Галена.
Согласно легендам, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого бога медицины Асклепия, а по матери - Геракла. Иоанн Цец даже приводит генеалогическое древо Гиппократа.

Учение

Следует отметить, что учение Гиппократовского корпуса в литературе неотделимо от имени Гиппократа. При этом достоверно, что не все, а только некоторые трактаты Корпуса принадлежат непосредственно Гиппократу. В связи с невозможностью вычленить непосредственный вклад «отца медицины» и противоречиями исследователей об авторстве того или иного трактата, в большинстве современной медицинской литературы всё наследие Корпуса приписывается Гиппократу.
Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку, отделив её от религии, за что и вошёл в историю как «отец медицины». В произведениях Корпуса присутствуют одни из первых прообразов «историй болезни» - описаний течения заболеваний.
Учение Гиппократа состояло в том, что заболевание является не наказанием богов, а последствием природных факторов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней. В то же время учение Гиппократа во многих случаях основывалось на неверных предпосылках, ошибочных анатомических и физиологических данных, учении о жизненных соках.
В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы - косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечение. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди».

Темпераменты

Гиппократу медицина обязана появлением учения о темпераменте человека. Согласно его учению, общее поведение человека зависит от соотношения четырёх соков (жидкостей), циркулирующих в организме, - крови, желчи, чёрной желчи и слизи (флегмы, лимфы).
Преобладание желчи (холе, «желчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» - холериком.
Преобладание слизи (флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным - флегматиком.
Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым - сангвиником.
Преобладание чёрной желчи (мелэна холе, «чёрная желчь») делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

В произведениях Гиппократа имеются описания свойств сангвиников, холериков, флегматиков и очень беглое - меланхоликов. Выделение типов телосложения и душевного склада имело практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и выбором метода лечения больных, так как по Гиппократу каждый тип предрасположен к определённым заболеваниям.
Заслуга Гиппократа состоит в выделении основных типов темперамента, в том, что он, по словам И. П. Павлова, «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты».

Стадийность течения заболеваний

Заслугой Гиппократа также является определение стадийности в протекании различных заболеваний. Рассматривая болезнь как развивающееся явление, он ввёл понятие стадии болезни. Наиболее опасным моментом, согласно Гиппократу, являлся «кризис». Во время кризиса человек либо умирал, либо природные процессы побеждали, после чего его состояние улучшалось. При различных заболеваниях он выделял критические дни - дни от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным.

Обследование больных «Скамья Гиппократа»

Заслугой Гиппократа является описание методов обследования больных - аускультации и пальпации. Он обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты, моча) при различных заболеваниях. При обследовании больного он уже пользовался такими приёмами как перкуссия, аускультация, пальпация, конечно, в самой примитивной форме.

Вклад в хирургию

Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием.
Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.

Диетология

Гиппократ изложил принципы рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью указал на необходимые диеты при различных заболеваниях.

Медицинская этика и деонтология

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи трудолюбие, приличный и опрятный вид, постоянное совершенствование в своей профессии, серьёзность, чуткость, умение завоевать доверие больного, умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа

«Клятва» (лат. Jusjurandum) является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:
1. Обязательства перед учителями, коллегами и учениками
« Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и всё прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому. »
2. Принцип непричинения вреда
« Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости. »
3. Отрицание эвтаназии и абортов
« Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария. »
4. Отказ от интимных связей с больными
« В какой бы дом я не вошёл я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел...»
5. Сохранение врачебной тайны
« Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения. »

Оплата врачебного труда

Вопрос об оплате врачебного труда в современном обществе является довольно актуальным.
При этом имеются две кардинально противоположные точки зрения об отношении самого Гиппократа к данному вопросу. С одной стороны, многие уверены, что согласно клятве Гиппократа врач обязан предоставлять помощь бесплатно. Оппоненты, ссылаясь на того же Гиппократа, приводят легенду о лечении некоего Анахерсита, согласно которой Гиппократ, оказав больному первую помощь, поинтересовался у родственников, способны ли те заплатить за выздоровление больного. Услышав отрицательный ответ, он предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучался».
Ни одно из двух устоявшихся мнений не основано на достоверной информации. В клятве Гиппократа ничего не сказано об оплате труда врача. Также в сочинениях Гиппократовского корпуса, посвящённых медицинской этике и деонтологии, информация о лечении бедного больного Анахерсита отсутствует. Соответственно её можно воспринимать лишь как легенду.
В произведениях Гиппократовского корпуса присутствует несколько фраз, благодаря которым можно предположить отношение самого Гиппократа к данному вопросу:
« Всё, что ищется для мудрости, всё это есть и в медицине, а именно презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде... »
Если ты поведёшь сначала дело о вознаграждении - ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, - то, конечно, наведёшь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасённых, чем наперёд обирать находящихся в опасности.
« А иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы. Если же случай представится оказать помощь чужестранцу или бедняку, то таким в особенности должно её доставить, ибо где любовь к людям, там и любовь к своему искусству. »
Согласно вышеприведённым цитатам, предложение «а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы» лучше всего отражает отношение Гиппократа к вопросу об оплате врачебного труда.

Внешний и внутренний облик врача

В трудах Гиппократовского корпуса большое внимание уделяется внешнему виду врача. Гиппократ подчёркивает, что излишне весёлый врач не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина. При этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных. Кроме этого, он подчёркивает необходимость постоянного наличия под рукой медицинского инструментария, соответствующие оснащённость и вид врачебного кабинета.

Крылатые выражения

Многие из выражений Гиппократа стали крылатыми. Несмотря на то, что изначально они написаны на ионийском диалекте древнегреческого языка, часто цитируются на латыни - широко использовавшемся в медицине языке.
Врач лечит, природа исцеляет (лат. Medicus curat, natura sanat) - переведённый на латынь один из афоризмов Гиппократа. Означает, что несмотря на то, что врач назначает лечение, исцеляет всегда природа, которая поддерживает жизненные силы больного.
Жизнь коротка, искусство [долго]вечно (лат. Ars longa, vita brevis) - выражение представляет переформулированное Сенекой на латыни первое предложение «Афоризмов» Гиппократа. Оригинал этого афоризма Гиппократа выглядит так: (Жизнь коротка, (медицинское) искусство протяженно, случай быстротечен, опыт обманчив, а суждение – трудно). Изначально Гиппократ подчёркивал, что не хватит и всей жизни для того, чтобы постичь великую науку медицины.
Медицина - благороднейшая из всех наук (лат. Omnium artium medicina nobilissima est).
Не навреди (лат. Noli nocere) - главная заповедь врача, сформулированная Гиппократом.
«Огнём и мечом» - перефразированный афоризм «Чего не излечивают лекарства, излечивает железо; чего не излечивает железо, излечивает огонь» (лат. Quae medicamenta non sanant, ferrum sanat; quae ferrum non sanat, ignis sanat) .
«Противоположное излечивается противоположным» (лат. Contraria contrariis curantur) - один из афоризмов Гиппократа. На данном принципе основана современная медицина. Основоположник гомеопатии Самюэль Ганеман предложил лечить «подобное - подобным», противопоставив гомеопатию той медицине, которая лечит «противоположное противоположным», назвав её аллопатией.

Легенды

Демокрит - древнегреческий философ, которому Гиппократ, по преданию, провёл первую психиатрическую экспертизу
Из современников, Платон и Аристотель в своих сочинениях упоминают «самого великого врача-асклепиада Гиппократа». Благодаря дошедшему до наших дней сборнику трудов «Гиппократовскому корпусу», из которого лишь некоторые сочинения современные исследователи приписывают самому Гиппократу, можно судить об его учении.
Множество легенд и историй о жизни Гиппократа имеют неправдоподобный характер и не подтверждаются современными историками. Схожие предания существуют о другом знаменитом враче Авиценне, что также подтверждает их легендарный характер. К ним можно отнести легенду о том, как Гиппократ приехав в Афины, в которых свирепствовала чума, провёл ряд мероприятий, после которых эпидемия прекратилась. Согласно другой легенде при лечении царя Македонии Пердикки II Гиппократ диагностировал у него аггравацию - неумышленное преувеличение своего болезненного состояния. «Гиппократ отказывает послам Артаксеркса». Картина Жироде-Триозона
К другим неподтверждённым историям следует отнести отказ Гиппократа покинуть Грецию и стать лечащим врачом самого царя империи Ахеменидов Артаксеркса. Согласно ещё одной легенде, граждане Абдер пригласили Гиппократа для лечения знаменитого древнегреческого философа Демокрита, посчитав того умалишённым. Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему человеческие дела на фоне великого мирового порядка. Гиппократ встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого заявил, что тот является одним из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться. Эта история является первым упоминанием, когда общество потребовало подвергнуть медицинскому освидетельствованию на предмет «ненормальности».
В противоположность преданиям, которые описывают Гиппократа идеальным врачом, умнейшим и принципиальным человеком, Соран Эфесский приводит легенду о постыдном поступке Гиппократа, согласно которой он сжёг асклепион (медицинский храм, в котором одновременно лечили людей и поклонялись богу медицины Асклепию) книдской школы, соперничавшей с косской. Византийский грамматик XII столетия Иоанн Цец трансформирует данную легенду об этом поступке. Согласно его сочинениям, Гиппократ сжёг храм не соперничающей книдской школы, а собственной косской, с тем, чтобы уничтожить накопленные в нём медицинские знания, оставшись таким образом единственным их обладателем.

Гиппократ (около 460 до н.э., остров Кос - 377 до н.э.) - древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины.

В трудах Гиппократа, ставших основой дальнейшего развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие об анамнезе; учения об этиологии, прогнозе, темпераментах.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах.

Гиппократ родился на острове Кос (архипелаг Южные Спорады, юго-восток Эгейского моря) в семье потомственных врачевателей, возводивших свою родословную к Асклепию - богу медицины. В течение своей жизни Гиппократ много путешествовал, объездил Грецию, Малую Азию, побывал в

Ливии и Тавриде, основал на родине медицинскую школу.

Гиппократ признан родоначальником медицинской науки. Ему принадлежат сочинения «О воздухе, воде и местности», «Прогностика», «Диета в острых болезнях», «Эпидемии» в двух томах, «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы».

В отличие от своих предшественников Гиппократ полагал, что болезни не ниспосланы богами, а обусловлены вполне объяснимыми причинами, например, воздействием окружающей среды. В книге «О природе человека» Гиппократ выдвинул гипотезу о том, что здоровье основывается на балансе четырех телесных соков: крови, мокроты, желтой и черной желчи. Нарушение этого баланса вызывает болезнь.

Задачу врача Гиппократ видел в изучении индивидуальных особенностей больного, в обеспечении мобилизации сил организма для восстановления здоровья. В медицинской этике Гиппократ, выдвинул четыре принципа лечения: не вредить больному; противоположное лечить противоположным; помогать природе; щадить больного.

Гиппократ установил стадии развития болезней, заложил основы античной хирургии, разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ввел в медицину понятия анамнеза, прогноза, этиологии; разделил людей по темпераментам (сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики). Его учение оказало большое влияние на представления медиков последующих эпох. Главные принципы современной врачебной морали основываются на разработанной еще в античности «клятве Гиппократа». (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Еще о Гиппократе:

Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа.

Когда он получает диплом, то произносит клятву, освященную его именем. Кроме другого греческого врача - Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины

Гиппократ родился на острове Кос за 460 лет до нашей эры Цивилизация и язык этого колонизованного дорийцами острова были ионийскими Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов - корпорации врачей, притязавшей на то, что она ведет свое происхождение от Асклепия, великого врача гомеровских времен (Асклепия стали считать богом только после Гомера.) У Асклепиадов чисто человеческие медицинские познания передавались от отца к сыну, от учителя к ученику. Сыновья Гиппократа, его зять и многочисленные ученики были врачами.

Корпорация Асклепиадов, которую также именуют Косской школой, сохраняла в V веке до нашей эры, как и всякая культурная корпорация того времени, чисто религиозные формы и обычаи; так, например, у них была принята клятва, тесно связывавшая учеников с учителем, с собратьями по профессии. Однако этот религиозный характер корпорации, если он и требовал условных норм поведения, ни в чем не ограничивал поисков истины, которые оставались строго научными.

Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца - врача Гераклида - и других врачей острова, затем с целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История его жизни малоизвестна, существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Альбрехт Галлер - 18, а Ковнер - несомненно подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса. Это трактаты - «О ветрах», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностика», «О диете при острых болезнях», первая и третья книги «Эпидемий», «Афоризмы» (первые четыре раздела), наконец - хирургические трактаты «О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

К этому списку главных работ нужно будет добавить несколько сочинений этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Во времена Гиппократа верили, что болезни насылаются злыми духами или с помощью колдовства.

Поэтому сам его подход к причинам болезней был новаторским. Он полагал, что болезни людям посылают не боги, они возникают по разным, причем вполне естественным, причинам.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Смотря на медицину и философию как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко высвечивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и определяла направление современной медицины.

Сочинения Гиппократа содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и их результат - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье.

В этих сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания. Врач, прежде всего, приглядывается, и глаз у него острый. Он расспрашивает и делает заметки. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» представляет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В них изложены случаи, обнаруженные в процессе врачебного обхода и еще не систематизированные. В этот текст нередко вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных рядом фактов, словно врач записал мимоходом одну из мыслей, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот одна из этих пытливых мыслей коснулась вопроса о том, как надо осматривать больного, и тут же возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо больше, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления ученого: «Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»: «Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются, из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты.

Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее - пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, - следует вести исследование».

Следует отметить обширный круг требований. При осмотре врач принимает во внимание не только состояние больного в данный момент, но и прежние болезни и последствия, которые они могли оставить, он считается с образом жизни больного и климатом места обитания. Врач не забывает о том, что, поскольку больной такой же человек, как и все остальные, для его познания надо познать и других людей, он исследует его мысли. Даже «умолчания» больного служат для него указанием!

Задача непосильная, в которой запутался бы любой ум, лишенный широты. Как сказали бы сегодня - эта медицина отчетливо психосоматическая. Скажем проще: это медицина всего человека (тела и души), и связана она с его средой и образом жизни и с его прошлым. Последствия этого широкого подхода отражаются на лечении, которое будет в свою очередь требовать от больного, чтобы он, под руководством врача, весь - душой и телом - участвовал в своем выздоровлении. Строго наблюдая за течением болезней, он придавал серьезное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В других сочинениях Гиппократа - «О суставах» и «О переломах» подробно описываются операции и хирургические вмешательства. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности находилась на очень высоком уровне, употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, применяющиеся и в медицине нашего времени.

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ положил начало рациональной диетологии и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных (что впоследствии было забыто), и с этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

Гиппократ при жизни познал высоты славы. Платон, который был моложе его на одно поколение, но его современником в широком смысле этого слова, сравнивая в одном из своих диалогов медицину с другими искусствами, проводит параллель между Гиппократом с Коса и самыми великими ваятелями его времени - Поликлетом из Аргоса и Фидием из Афин.

Умер Гиппократ около 370 года до нашей эры в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник. (Самин Д. К. 100 великих ученых)

Еще о Гиппократе:

Гиппократ - знаменитейший греческий врач с острова Коса, род. за 460 до Р. Хр., ум. в 356 г. до Р. Хр. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник; принадлежал к известному в древней Греции роду Асклепиадов и ближайшими предками имел врачей. Первоначальное медицинское образование получил от отца, - врача Гераклида, - и других врачей о. Коса; затем, с целью научного усовершенствования, Гиппократ в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Эскулапа.

История жизни Гиппократа мало известна, существуют предания и рассказы, относящиеся к его биографии, но они носят легендарный характер. Имя Гиппократа подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем и многие сочинения из огромного числа (72) приписываемых ему, как выяснено в новейшее время (Гален, Галлер, Грунерт, Гезер, Литре, Ковнер и др.), принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя ее из темного эмпиризма и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности, господствовавших над опытною, экспериментального стороною дела. Смотря на медицину и философию, как на две неразрывные науки, Гиппократ старался их и сочетать, и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех литературных произведениях ярко очерчивается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичность умозаключений. Все выводы его основаны на тщательных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых, как бы сами собою, вытекали и заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу и при жизни большую славу. Последователи учения Гиппократа образовали так называемую Косскую школу, которая очень долгое время процветала и давала направление современной медицине.

Из числа сочинений, вошедших в так называемый сборник Гиппократа, наиболее известны следующие, приписываемые почти всеми историками медицины самому Гиппократу: «De aere aquis et locis» и «Epidemiorum libri septem» - содержат наблюдения над распространением болезней в зависимости от внешних влияний атмосферы, времен года, ветра, воды и результаты - физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. В этих же сочинениях приведены и данные по климатологии разных стран, в последнем более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и находившиеся в зависимости от этих условий болезни.

Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные - условий жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков - здоровье. Сочинение «Praenotiones s. Prognosticon» является доказательством замечательной наблюдательности Гиппократа и содержит длинный ряд признаков во время течения болезни, на основании которых можно делать благоприятное или неблагоприятное предсказание относительно исхода заболевания.

Гиппократ знал уже и тогда очень многие симптомы, являющиеся важными для прогноза и диагноза и в настоящее время, обстоятельно изучал характер выделений (мокрота, экскременты и пр.) при разных формах болезней и при исследовании больного пользовался уже такими приемами как постукивание, выслушивание, ощупывание, хотя, конечно, в самой примитивной форме. Строго наблюдая за течением болезней, Гиппократ придавал особенное значение различным периодам болезней, особенно лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса, перелома, болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от несваренных соков.

В «De fracturis» и «De articulis» и др. подробно излагаются операции и хирургические заболевания. Из описаний Гиппократа явствует, что хирургия в глубокой древности стояла очень высоко, употреблялись инструменты и разные приемы перевязок, имеющие место и в медицине нашего времени.

В сочинении «De гаtione victus in acutis» и др. Гиппократ положил начало рациональной диэтетике и указал на необходимость питать больных, даже лихорадочных, что впоследствии было забыто, и с этою целью установил диеты, применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.

О Гиппократе и «Гиппократовом сборнике» существует громадная литература, из русскийх сочинений заслуживают особенного внимания: «Очерки истории медицины» С. Ковнера (вып. II. Киев, 1883). Перевода «Гиппократова сборника» на новейшие языки имеется несколько изданий; на русский язык переведены книги «О древней медицине» и «Афоризмы». («Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)

Энциклопедия Кольера

ГИППОКРАТ

(ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют "отцом медицины", считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа "великим", поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э. Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе.

Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе. Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем. Дошедший до нас Гиппократов корпус ("Гиппократов сборник") содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более "подлинными", чем остальные.
Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу. Судя по всему, корпус был сформирован и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан, врач эпохи правления Нерона, составил словарь гиппократовых терминов. Сохранились комментарии к важнейшим гиппократовым сочинениям, написанные Галеном во 2 в. н.э. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3-4 вв. до н.э. Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат О древней медицине, где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских "основных качеств" (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных "соков" организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое.
Трактат О воздухах, водах и местностях также относится к 5 в. до н.э., это поистине "золотая книга", занявшая прочное место в истории науки. Автор - опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно приступает он к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой.
Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия - преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света.
В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России. В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются "подлинными", остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа.
Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей. Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса - Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: "Жизнь коротка, искусство [[т.е. наука]] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности". Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: "В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые". Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: "Беспричинная усталость указывает на болезнь"; "Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение"; "Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии - после лихорадки".

Вероятно, Афоризмы - это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. Здесь мы находим не только краткие обобщения: в некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными. Учение о "критических днях" появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней. Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. "диета"), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного. Трактат О режиме - самое раннее сочинение по профилактической медицине, он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима.
Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальном подходе к больному и приспособлении лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному. Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово "артерия" применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела. Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: "Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение". Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает. Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм.
В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая "скамья Гиппократа", вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины. С тех самых пор, как этот совет был дан автором трактата, он неизменно приводит хирургов в недоумение, но тон, которым высказана рекомендация, настолько тверд и определенен, что не оставляет сомнений: автор использовал эту операцию в своей практике. Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде.
Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны. Безапелляционное заявление, что семя собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор трактата О воздухах, водах и местностях разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этого принципа и считает, что могут наследоваться и приобретенные качества, ссылаясь на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденных. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы. Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в Гиппократовом корпусе, - интересная и сложная проблема. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В Илиаде эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона: если бога умилостивить, она прекратится. Авторы Гиппократова корпуса критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли "священной болезнью". В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые, окутывая этот недуг религиозной тайной, претендуют на его излечение с помощью песнопений и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: "Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает".

Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, но против "магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими". Подобный подход мы видим и у автора раздела О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме. Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны - результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается - посоветовать видящему сны молиться. "Молитва, - допускает автор фрагмента, - это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя". Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

Сергей Рощин

ГИППОКРАТ: ОТЕЦ МЕДИЦИНЫ

Во времена Аристотеля его считали «великим», потом - «божественным», сегодня его называют «отцом медицины», и не потому, что он стоял у ее истоков - во времена Гиппократа медицина уже достигла значительного развития, а как дань уважения великому мастеру врачебного искусства. Присущий Гиппократу дар исцеления, перешедший к нему через многие поколения от самого бога медицины Асклепия, остался не только в его произведениях. Легенда гласит, что на месте, где была его гробница, поселился рой диких пчел, мед которых помогал при многих болезнях

Гиппократ жил в эпоху высшего культурного взлета Древней Греции и был современником Сократа и Платона. Он родился в городе Меропис на острове Кос, расположенном в восточной части Эгейского моря, в первый год восьмидесятой Олимпиады, то есть в 460 году до н. э. Там же он обучался медицине, ибо именно на этом острове располагалась одна из самых известных в Древней Греции медицинских школ (известность она приобрела после того как по просьбе жрецов врачи с острова Кос прекратили моровую язву, свирепствующую в греческом войске).

В древнейшие времена медицина была семейным делом, она культивировалась среди представителей определенных фамилий и передавалась от отца к сыну. Поэтому среди учителей Гиппократа называют его отца Гераклида, известного врача, некоего Геродика, крупного физиотерапевта и преподавателя гимнастики, а также софиста Георгия и философа Демокрита. То есть, кроме специального, медицинского, Гиппократ получил еще и прекрасное общее образование.

Поэтому всю жизнь он считал медицину не только прикладной, но и философской наукой. Более того, он относил медицину к искусству. У Гиппократа было два сына, Фессал и Драконт, которые являлись его лучшими учениками. Впрочем, он преподавал не только родным, но и всем тем, кто был способен к врачебному делу. Его предки по линии матери Фенареты восходили к гераклидам, то есть потомкам Геракла, вследствие чего находились в родственных отношениях с властителями греческой области Фессалия и двором македонских царей. По отцу же Гиппократ принадлежал к знатному роду асклепиадов, родоначальником которого, был Асклепий - греческий бог медицины.

Он не практиковал в своем родном городе и вел образ жизни странствующего лекаря. Посещая греческие колонии и сопредельные им территории, Гиппократ обретал в своих путешествиях бесценный опыт медицинских наблюдений за образом жизни и заболеваниями различных народов. В греческих полисах он иногда по несколько лет занимал должность общественного врача, который обычно избирался на должность народным собранием после предварительного экзамена. Нанятым на службу общественным врачам город предоставлял специальные врачебные кабинеты, где больным оказывали помощь, главным образом хирургическую. Острые и хронические болезни лечились на дому. Среди пациентов Гиппократа преобладали состоятельные граждане.

Вероятно, мы вряд ли узнали бы о Гиппократе, если бы не эти сохранившиеся медицинские тексты. Авторство энциклопедии древнегреческой медицины приписывают Гиппократу, хотя, по мнению исследователей, в сборнике, состоявшем из более чем 60 трактатов, непосредственно перу врача с острова Кос принадлежит небольшое количество работ.

Так или иначе, но «Гиппократов сборник» носит имя «отца медицины» не случайно. Это был исключительно одаренный врач, относившийся к медицине как к искусству, о чем свидетельствует его знаменитая клятва, которую давали врачи, заканчивая обучение. Она, с одной стороны, защищала пациента, являясь гарантией высокой врачебной нравственности, с другой - обеспечивала врачу полное доверие в обществе. Именно этой клятвой открывается «Гиппократов сборник». Клятва являлась необходимым элементом общественной жизни в греческих полисах. Греки клялись по всякому удобному поводу и без него (достаточно вспомнить Сократа - великий мудрец почти ни одной реплики не произносил без клятвенного заверения). Различных клятв в Древней Греции существовало огромное количество, и сущность их в основном заключалась в страхе перед божеским наказанием за их несоблюдение.

Некоторые рекомендации греческих врачей из текстов двух с лишним тысячелетий вполне можно использовать и сегодня. В классическую эпоху занятие каким-либо ремеслом считалось недостойным свободного человека. Любые профессионалы, в том числе и врачи, трудящиеся ради заработка, были практически объектами презрения лиц вышестоящих. Вот и согласно Аристотелю, «свободными» и «благородными» искусствами считались те виды деятельности, которые не оплачивались.

Конец своей жизни Гиппократ провел в Фессалии, на родине предков, где и умер близ города Лариса в один год с философом Демокритом - ок. 371 г. до н. э. После смерти слава его возросла до такой степени, что затмила многих предшествующих и последующих врачей. И до сей поры считают Гиппократа «отцом медицины».