Родительский комитет определение. Функции школьного родительского комитета

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса.

Родительский комитет – выбор состава

Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы.

Члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и, если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета.

Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.

Обязанности родительского комитета в школе

  • помощь в общении с классным руководителем и остальными родителями класса;
  • вовлекать других родителей класса в деятельность, совместную с детьми;
  • выступать с активной инициативой и личными предложениями по оптимизации образовательно-воспитательного процесса;
  • придерживаться норм этикета во время общения с родителями, учениками и педагогом класса;
  • представлять на разных уровнях в сложных жизненных ситуациях интересы класса, быть посредниками между школой и семьей;
  • оказывать влияние на культуру общения родителей и ее формирование.

Распределение обязанностей внутри родительского комитета

  • председатель родительского комитета - представляет интересы от родительского комитета на уровне школы;
  • заместители - несут ответственность за определенные разделы работы;
  • казначей - отвечает за целесообразное распределение финансов, собранных на нужды класса.

На что же имеет право родительский комитет?

  • оказывать помощь школе и классному руководителю в приобретении пособий и учебников, необходимых для полноценного учебного процесса;
  • посещать внеклассные мероприятия и уроки (с разрешения учителя);
  • проводить совместную работу и оказывать помощь классному руководителю по взаимодействию с родителями, не занимающимися воспитанием своего ребенка, а так же принимать применительно к ним допустимые меры воздействия;
  • с проблемными учащимися совместно с педагогом проводить беседы;
  • в целях защиты прав и интересов детей и семьи поддерживать контакт с органами правопорядка и общественными организациями;
  • принимать активное непосредственное участие в организации, на уровне класса, образовательно-воспитательного процесса;
  • организовывать и принимать участие в посещении семей учеников совместно с классным руководителем;
  • высказывать субъективное мнение о мероприятиях, проводимых на уровне класса;
  • в случае возникающей необходимости содействовать в привлечении специалистов разного рода для решения создавшихся проблем в семьях учащихся класса;
  • решать хозяйственно – бытовые вопросы внутри класса.

Четкая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Надо отметить, что активное участие родительского комитета и родителей в целом в классной жизни стимулирует к действию и самого классного руководителя.

Хорошей традицией многих школ является проведение своеобразных творческих отчетов о совместной деятельности родительского комитета и классного коллектива. Такие встречи проводятся в конце учебного года и являются своеобразным подведением итогов работы за год. Формы представления могут быть самыми разнообразными: фильм о жизни класса, КВН, фестиваль и т. д. Главное — родители и дети вместе, взрослые видят достижения детей за год, радуются успехам друг друга.

При использовании материалов:

Здравствуйте, дорогие читаетели, уважаемые родители! Сегодняшнюю тему мне захотелось посвятить не нашим правам и возможностям в воспитании детей. Ведь помимо имеющихся прав у каждого из нас, как у полноценного гражданина своей великой страны, есть ещё и обязанности.

Отдавая своего ребёнка в общественный коллектив, мы много требуем от окружающих: сначала в детскому саду от воспитателей, затем в школе от учителей. Даже в институте мы готовы внести свою лепту в вопросы о том, что должны дать нашим детям педагоги. Не правда ли?

А что для комфортного пребывания в учебном заведении делаем мы, родители? Ведь на том, чтобы просто «сбагрить» 1 сентября своё чадо на чужие плечи, школьная жизнь не заканчивается! Давайте разберём, что может и что входит в обязанности родительского комитета.

План урока:

Такой классный родительский комитет…нужно ли?

Конечно, когда ребёнок переступает школьный порог, основная нагрузка во время его нахождения в стенах учебного заведения ложится на педагогов. Но кто может знать о вашем ребёнке больше, чем вы сами? Кто, как не вы, сможет защитить интересы вашего ребёнка, сделав это вместе с классным руководителем в дискуссионном порядке, а не обостряя ситуацию только в пределах домашней обстановки, вынося мозг и себе, и своему школьнику?

Периодически выслушивая мнения побывавших в таком органе управления классом о том, как трудно то деньги собрать, то мероприятия организовать, многие родители выбирают для себя позицию постоять в стороне.

Конечно, понаблюдать из-за угла, мол, «Пусть другие делают, почему сразу я?», не взваливать на себя лишнюю работу – может, и хорошая поза, но только для тех, кому абсолютно безразлично, чем «дышит» их ребёнок.

Если уж вы претендуете на громкое звание «родитель» в полном смысле этого слова, затеряться среди толпы вам вряд ли удастся, да и не захочется. И потом: почему именно в вашем классе должны быть такие безынициативные мамы и папы? Может, их просто нужно зажечь? У меня множество примеров, когда родители одноклассников встречаются не только в классе на собрании для сбора очередных денег.

От чего плясать?

Наличие родительских комитетов хоть и предусмотрено , но классная работа является делом сугубо добровольным.

Обычно избирается коллективный орган управления на первом собрании в начале учебного года, не на предварительном, которое устраивается в помощь к 1 сентября. К этому моменту после праздничной линейки родители знают в лицо педагога, кто-то умудряется даже с ним поближе познакомиться, многие среди одноклассников находят своих знакомых и соседей по дому. Так что общение получается проще.

Как правило, вопрос о создании совета ставит на собрании классный руководитель.

И в помощь ему в ежедневной работе протягивают свои руки человек 5, но число желающих может оказаться и больше.

Обычно родители не устраивают никаких голосований за кандидатуры, молча принимая как данное чужой интерес к школьной жизни. По такому же принципу методом договоренности избирается председатель. В случае разногласий никто не мешает кинуть в шапку бумажки или вытащить спички.

По мере более близкого знакомства участвующие в родительском комитете сами распределяют между собой функционал: у кого-то получается считать, кто-то умеет организовать, некоторые готовы вести переговоры.

Для чего нужно родительское вече, или об обязанностях

Естественно, создаются родительские органы управления отнюдь не для того, чтобы «собраться вечерком да без дела поговорить ладком». Все участвующие в жизни класса будут ждать от них активной и бурной деятельности и выдачи различного рода поручений.

Как правило, активность комитета стартует в сентябре на полных парах и может снизить темпы уже к середине учебного года, опуская руки без поддержки со стороны других. От помощи всех зависит, будет ли выбранный совет грудью защищать ваших детей.

Основная задача

Основной задачей, от которой пляшут все остальные обязанности родительского комитета, является коммуникативная линия связи между учителями и родителями. Придётся «спать с телефоном», чтобы состыковать требования одних и интересы других.

Так что участие в коллегиальном органе в классе – хороший повод для тех, кто любит поболтать и порассуждать. Где-то придётся быть психологом. В этом есть несомненный плюс для любящих публичность: знать будет всё и обо всех!

Материально-техническое обеспечение

Добровольцы должны будут помогать учителю с обеспечением материально-технической базы. Это наиболее сложный вопрос, так как придётся не только доказать, что ремонт или приобретение новых парт – дело сугубо неотложное и важное, но и главное: собрать финансы! Так что в совете должен быть человек убедительный, настойчивый и очень терпеливый, так как достаточно сложно, не считая до десяти, выдерживать укорительные взгляды: «А куда вы потратили наши деньги?».

Конечно, приобретение учебных пособий можно отдать на откуп каждому в отдельности, но разве вы не готовы экономить? Скопом-то всегда дешевле!

Отстаивание интересов

Если родительский комитет правильный, а не «для галочки», он с пеной у рта будет отстаивать всех своих подопечных перед разными органами госвласти. Да, дети разные, ссоры неизбежны, иногда приходится «разговоры разговаривать» с представителями полиции, брать ответственность под своё честное слово, доказывать директору, что на ребёнке рано ставить крест и ручаться собственным «я».

А как иначе: ведь чужих детей не бывает! Одному учителю здесь, увы, не справиться. Придётся вызывать на родительский суд неразумных мам и пап сложных детей и вместе заниматься воспитанием, отстаивая честь класса. Но как иногда приятно видеть результаты своей работы, ведь правда?

Барьер между детьми и школой

Коллегиальный орган должен жить школой и стать барьером между детьми и школьным обществом. Пусть и редкость, но иногда бывает, что педагоги не совсем адекватно ведут себя по отношению к детям, пользуясь своей авторитарностью. Принять вовремя меры, чтобы не спустить ситуацию на нет, когда детей приходится переводить в другие школы из-за чересчур притязательного педагога, — прямая родительская обязанность.

Где с чистотой не может справиться один прутик, всегда сможет устоять целый веник!

На моей памяти есть ситуации, когда родители сообща меняли педагогический коллектив в классе, дружно отстаивая интересы своих детей.

Привнесение идей в образовательный процесс

Привносить учителю интересные идеи в образовательный процесс? Почему бы и нет! Даже если нет педагогического образования, все родители по своей природе – воспитатели и просто обязаны принять участие в том, как и чему учат наших детей. Не говорю про жизнь вне школы. Тут придётся собирать и на субботники, и в походы, и на концерты. Но из всего надо искать плюсы: это будет и вашим времяпровождением тоже, а собственное чадо всегда под присмотром.

Как видите, инициативным добровольцам совсем даже не просто! Сможете ли вы требовать выполнения этих обязанностей от людей, которые своё собственное время и силы тратят на то, чтобы вашему ребёнку было комфортно, если сами не идёте на контакт и стоите в стороне?

Можете действовать шире? Добро пожаловать в школьный совет!

Если вашей активной деятельности тесновато в рамках классной работы и хочется простора – добро пожаловать в школьный родительский комитет. Поверьте, и у них есть проблемы с инициативными, способными уже на более высоком уровне отстаивать интересы не только учащихся, но и всей школы в целом.

Избираются в общешкольный комитет представители от каждого класса. Задачи у этого коллегиального органа схожи с теми, которые поставлены перед родительским советом на уровне класса, но рамки его шире.

  • Общешкольный комитет контролирует санитарно-гигиенические нормы и следит за качеством организации питания в учебном заведении.
  • Обсуждает внутренние документы, принимаемые на уровне школы.
  • Участвует в вопросах финансовой помощи, обращаясь к государственным органам власти и коммерческим организациям и создавая фонды школы.
  • Организует межшкольные соревнования и праздники, предлагает меры к поощрению успешных учеников.

Вот такие есть возможности для вашей неуёмной энергии, дорогие родители. Трудно ли это, состоять в родительском комитете?! Каждый для себя решает сам, готов ли он взвалить на себя бремя школьной жизни и в каком объёме. Но видеть восторженные глаза своего ребёнка и слышать благодарности от педагогов и родителей всегда приятно!

А еще участники родительского комитета часто бывают активными участниками разных школьных конкурсов и праздников, например, .

А вы участвуете в классной работе? А может, вы уже давно выросли и являетесь ярким представителей своей школы? Расскажите нам свою историю. Давайте на этой страничке организуем свой родительский комитет в помощь нам и нашим детям!

Удачи вам!

Детишкам привет!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Состав, права и обязанности родительского комитета отражены в Положении о родительском комитете, который, как правило, должен быть выложен на сайте каждой школы.

Однако, чтобы правильней представить картину, предлагаем начать все же с общей структуры органов управления школы, потому как родительский комитет не единственная возможность влиять на решения школы.

Ниже приведена несколько упрощенная схема, составленная согласно Уставам нескольких школ Москвы:

Таким образом, самым важным органом управления, в работе которого непосредственное участие принимают родители, является Управляющий Совет школы. Подробнее об Управляющем Совете школы .

В целом, при детальном изучении заметна явная недоработка норм о родительском комитете. Например, в уставах школ, зачастую, не указывается ни слова о правах родительских комитетов групп. Например, в состав Совета родителей школы, если следовать точной формулировке Устава, входят только председатели родительских комитетов классов, но не групп. То есть теоретически школы не предусматривают возможности участия представителей родителей детей, посещающих детский сады, в Управляющем совете или в Совете родителей школы. Подробнее о Совете родителей школы .

Так что если говорить о детских садах, то практически единственным документом, регулирующим права и обязанности родительских комитетов является упомянутое выше Положение о родительских комитетах. Мы взяли для примера несколько и проанализировали. Вот, что получилось:

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА, ГРУППЫ - это объединение родителей, деятельность которого направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года на 1 учебный год и состоит из 3-5 человек (председателя, зам председателя и секретаря).

Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ в области образования, Уставом школы и Положением о родительском комитете.

Комитет обладает единоличным правом представлять интересы класса, группы по текущим вопросам, не затрагивающих интересы всех родителей (законных представителей) и детей.

По вопросам, затрагивающим интересы всех родителей и детей Родительский Комитет подготавливает резолюцию.

Резолюция считается принятой в случае если за нее проголосовало более 2/3 всех родителей обучающихся от числа учащихся класса/группы (по одному родителю от каждого ребенка)

Председатель родительского комитета отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителем составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю, воспитателю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса, группы в работе родительского комитета школы, детских садов.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА ГРУППЫ, КЛАССА

1. Содействие администрации общеобразовательного учреждения в совершенствовании условий образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности; защите прав и законных интересов воспитанников (обучающихся); в организации и проведении общешкольных мероприятий;

2. Организация работы с родителями обучающихся (воспитанников) общеобразовательного учреждения по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

Перечислять множество функций, по сути воды, мы не будем. Отметим из основных:

1. Координация деятельности родителей по вопросам, связанным с учебным процессом,

2. проведение разъяснительной и консультативной работы среди родителей об их правах и обязанностях

3. оказание содействия в проведении общешкольных мероприятий

4. участие в подготовке детского сада к новому учебному году,

5. совместно с администрацией школы контроль организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.

6. оказание помощи в проведении общешкольных собраний

7. принятие участия в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.

8. взаимодействие с педагогическим советом по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

9. взаимодействие с другими органами самоуправления общеобразовательного учреждения по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета.

ПРАВА РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

Школа – это своеобразная модель государства, в котором есть чёткое распределение функций между всеми структурами управления. Кроме того, как и во всяком государстве, существуют общественные организации, члены которых избраны путём голосования на определённый срок. Таким элементом управления является родительский комитет школы.

Для чего нужен школьный родительский комитет?

Быть членом родительского комитета - это большая ответственность

Д.И. Менделеев: «Школа составляет громадную силу, отражающую быт и судьбу народа и государства».

Родительский комитет – это ежегодно избираемый орган школьного управления, основной задачей которого является защита прав учащихся, а также укрепление связи между педагогическим коллективом, общественностью, местными органами управления и учащимися. Главной целью родительского комитета школы является координация действий всех звеньев цепи, которая обеспечивает успешность учебного и воспитательного процессов для подрастающего поколения.

Функции и задачи

Работа родительского комитета должна быть регулярной

Родители учащихся входят в два специальных школьных комитета – классный и общешкольный. Их деятельность различается масштабностью, а функции и задачи носят смежный характер. Деятельность школьного родительского комитета регулируется Законом «Об образовании» и Положением «О родительском комитете школы», принятым директором каждого конкретного учебного заведения. Основные вопросы, которых касаются родители-активисты:

  • составление плана работы родительского объединения на год, а также отчёта о работе за прошлый;
  • участие в решении материально-технических вопросов, касающихся жизни школы, в частности, создание фонда благотворительной помощи родителей;
  • организация и участие школьников в культурно-массовых мероприятиях района, города;
  • контроль оказываемой помощи детям из неблагоприятных семей (учёт поступающих через школу средств, а также составление ходатайств об организации бесплатного питания и летнего оздоровления перед администрацией города).

Права и обязанности активистов в школе

Собрания школьного родительского комитета проходят не реже трёх раз за учебный год

Также родители-активисты следят за соблюдением прав каждого ученика данной школы. А кроме того, комитет:

  • осуществляет контроль качества питания и соблюдения санитарных норм во всех школьных помещениях;
  • имеет право выступать с предложениями об изменениях в организации учебно-воспитательного процесса (например, о замене учителей-предметников в том или ином классе) на общешкольных собраниях;
  • составляет обращения в органы местного управления о предоставлении той или иной помощи учебному заведению;
  • выбирает способ поощрения талантливых школьников, а также оказывает помощь неблагополучным детям;
  • координирует работу всех членов родительских комитетов классов;
  • организует регулярные беседы с родителями о правах и обязанностях школьников, а также обо всех юридических нюансах, касающихся обучения в школе.

Выбор состава

Обычно родительский комитет выбирается из числа неработающих мам

В состав организации входит равное число представителей каждого класса, которые выдвигаются на этот пост на классных собраниях. Как правило, членами родительских комитетов выдвигаются личности с активной жизненной позицией, небезразличные к жизни класса и школы. Из соображений мобильности предпочтение отдаётся неработающим мамам. В составе собрания путём открытого голосования избираются

  • председатель (обладающий правом подписи актов школы);
  • секретарь (составляющий протоколы всех заседаний комитета);
  • казначей (занимается сбором и распределяет поступающие на счёт школьного заведения деньги и средства после предварительного обсуждения с остальными членами организации).

Родительский комитет организует заседания согласно уставу учебного заведения, но не реже, чем три раза в течение одного учебного года. Любые решения родительского объединения принимаются путём открытого голосования и затем заносятся в протокол.

Документация

Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении и Уставом школы.
2. Положение регламентирует деятельность Родительского комитета школы, являющегося одним из коллегиальных органов управления.
3. Положение утверждается приказом директора школы.
4. Родительский комитет избирается сроком на 1 год из числа законных представителей учащихся.
5. Для координации работы в состав Комитета входи заместитель директора школы по воспитательной работе.
6. В своей деятельности Родительский комитет руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, федеральным, региональным и местным законодательством в области образования и социальной защиты, Уставом школы и настоящим Положением.
7. Решения Родительского комитета являются рекомендательными. Обязательными для исполнения являются только те решения Комитета, в целях реализации которых издается приказ по школе.

Родительский комитет – выбор состава
Состав родительского комитета формируется из родителей учеников класса, исключительно на добровольной основе, как правило, в количестве 5 – 7 человек, и выбирается на собрании посредством общего голосования сроком на один год. Один из представителей родительского комитета так же путем общего голосования становится председателем и входит в состав родительского комитета на уровне школы. О производимой деятельности члены родительского комитета обязаны отчитываться перед остальными родителями на собраниях класса, и если работа комитета их не устраивает, они вправе потребовать внеочередного отчета. Участники родительского комитета в своем лице представляют остальных родителей класса на общешкольных конференциях, советах, встречах с администрацией.

Внутренние заседания комитета происходят не менее 3 – 4 раз в течение учебного года (четверть либо триместр), а принятые на них решения обязательно фиксируются в протоколах собрания и хранятся лично у председателя.
Основные задачи родительского комитета
1. Содействие администрации школы:
в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;
в защите законных прав и интересов обучающихся;
в организации и проведении общешкольных мероприятий.
2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

Функции Родительского комитета класса
Содействует обеспечению оптимальных условий для организации обучения (оказывает помощь в части приобретения дидактических материалов, подготовки наглядных методических пособий).
Координирует деятельность класса в подготовке общешкольных мероприятий.
Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.
Оказывает содействие в проведении классных мероприятий, экскурсий
Участвует в подготовке школы к новому учебному году.
Совместно с администрацией школы контролирует организацию качества питания обучающихся, медицинского обслуживания.
Оказывает помощь администрации школы в организации и проведении общешкольных родительских собраний.
Рассматривает обращения в свой адрес
Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, соблюдения санитарно-гигиенических правил и норм.
Взаимодействует с общественными организациями по вопросу пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.
Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

Права Родительского комитета

Комитет имеет право:
Вносить предложения администрации и получать информацию о результатах их рассмотрения.
Обращаться за разъяснениями к директору школы и председателю Управляющего совета.
Принимать участие в обсуждении локальных актов школы
Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.
Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в Комитете, оказание помощи в проведении общешкольных мероприятий и т.д.
Ответственность Родительского комитета класса