Качества творческой личности и творческие способности. Творческая личность, качества личности

1. Достойная цель – новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор – маховик; начал делать маховики – своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательных задач. Упорно шел к цели (один штрих: а.с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. – по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.

2. Комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов – на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов – каждый день, каждый месяц.

В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А.А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности – приходится начинать с нуля. М.К. Чюрленис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивали азы живописи.

3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу – составление личной картотеки – нужно около трех часов в день. Картотека В.А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листов тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.

4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»… Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим – даже по современным меркам – набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачи ТРИЗ – в качестве учебных упражнений.

5. Способность отстаивать свои идеи – «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением – мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.

6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже не пути к цели. Отсутствие таких результатов – тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.

Структура технологии развития творческого потенциала личности включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня творческого развития;

2. Мотивация (представляет собой одно из ведущих направлений работы);

3. Организация творческой деятельности. Должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию творческого потенциала личности, ее реализации.

4. Контроль качества выполнения творческой деятельности. Процессу контроля должно быть уделено значительное внимание. При использовании методики основное внимание должно быть направлено на процесс организации творческой деятельности и создание определенных условий, способствующих ее эффективному проведению.

5. Выявление соответствия полученных результатов запланированным. Объективный и рефлексивный анализы эффективности проведенной работы. Выявление затруднений и проблем в ре. Процесс развития творческого потенциала и переход от репродуктивной к продуктивной деятельности хорошо заметен при рассмотрении трех типов творчества, выделенных Г.С. Альтшуллером и И.М. Верткиным. К творчеству первого типа (простейшему) авторы относят применение известного решения к известной проблеме. К творчеству второго типа - новое применение известного решения или новое решение старой задачи, то есть решение не принятыми, не привычными в данной области средствами. При творчестве третьего типа для принципиально новой проблемы находится принципиально новое решение. Для развития общества, по замечанию авторов, важен любой вид творчества. Но первый его тип непосредственно реализует прогресс, а второй и третий - решают задачи далекого завтра.шении задач, внесение необходимых корректив.

Чем больше вы делаете того, что делаете,
тем больше вы получаете того, что у вас есть.

Творческое начало есть практически в каждом человеке. Однако в деятельности одних людей творческий характер проявляется в большей степени, а у других — в меньшей.

Творческое мышление требует, чтобы вы постоянно копали вглубь себя и генерировали идеи, которые будут больше, лучше, новее, быстрее, дешевле, и которые вы сможете использовать для улучшения своей жизни. Творческие люди обладают, по крайней мере, семью особыми личностными качествами. Когда вы практикуете одно или несколько из этих качеств, вы становитесь более креативным.

Первое качество тех, кто мыслит творчески, это их активное любопытство. Они стремятся узнать что-то новое и постоянно задают вопросы: «Как?», «Почему?» и т.д. В этом они похожи на детей. Затем они спрашивают: «А почему бы и нет?», «Почему я не могу сделать это?»

2. Мышление с нуля

Вторая характеристика творческих людей заключается в том, что они практикуют «мышление с нуля». Философия такого подхода означает спрашивать себя: «Если бы я сейчас не делал то, что делаю, и знал то, что знаю сейчас, начал бы я этим заниматься?»

И если ответ будет отрицательным, они прекращают делать то, что делают, и начинают заниматься чем-то другим. Просто удивительно, сколько много людей настойчиво продолжают заниматься тем, к чему не испытывают ни малейшей склонности.

3. Способность к изменениям

Творческие люди отличаются той ценностью, что они готовы к изменениям. Они признают, что в нашем мире нежелание или неспособность к изменениям приводит печальным результатам. И если вы предпочитаете нести ответственность за свою жизнь, нужно не только быть готовым к неизбежным переменам, но и организовывать их самому.

Согласно одному исследованию, 70% решений, какие мы принимаем, оказываются неверными в долгосрочной перспективе. Это значит, что вы должны быть готовы изменить свое мнение и большую часть времени пробовать что-то еще.

4. Признайте, когда вы не правы

Четвертая творческая составляющая — это готовность признать свою неправоту. Огромное количество ментальной и эмоциональной энергии людей тратится для защиты от признания того, что они приняли неправильное решение. Действительно открытые творческие люди всегда должны быть гибкими и готовыми изменить свое мнение и признать, когда они не правы.

5. Непрерывное обучение

Высоко творческие люди обладают свободой признать, что они чего-то не знают. Никто не может знать хоть что-то обо всем, и весьма вероятно, что в отношении некоторых предметов ошибаются практически все.

Независимо от того, с какой проблемой вы столкнулись, наверняка кто-то и когда-то с ней уже справился и это решение сегодня используется. Проще и эффективнее всего справиться с проблемой можно найдя уже готовое успешное решение и скопировать его. Обучение в том и заключается, чтобы перенимать опыт других людей и применять его на практике.

6. Целенаправленность

Деятельность творческих людей сосредоточена на их целях, в достижении которых они могут реализоваться. Они живут продуктивно и точно зная, чего хотят; прекрасно представляют, как их цель будет выглядеть, как если бы это было реальностью уже сегодня. И чем больше они визуализируют и представляют свою цель как реальность, тем более креативными они становятся и тем быстрее движутся к ее достижению.

7. Контролируйте свое Эго

И наконец, седьмой особенностью высоко творческих людей является то, что их Эго менее причастно к принятию решений. Они больше озабочены тем, что правильно, а не тем, кто прав, и готовы принимать идеи из любого источника для решения своих вопросов.

Творческое мышление порождает новые идеи

Самой важной частью творческой индивидуальности является . И чем больше идей вы генерируете, тем лучше будет их качество. Чем больше идей у вас есть, тем больше шансов, что у вас окажется нужная идея в нужное время.

Но еще Томас Эдисон сказал: «Гений — это один процент вдохновения и 99 процентов труда». Истинный признак креативной личности это способность придумать идею, а затем применить ее на практике. Каждый раз, когда вы генерируете новую идею, составляете план по ее реализации, а затем выполняете его, вы развиваете в себе творческие способности. И чем сильнее вы их разовьете, тем большего вы добьетесь в каждой сфере своей жизни.

Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Качества творческой личности:

    сосредоточение на цели,

    планирование и реализация интересов

    большой запас впечатлений,

    воображения.

    фантазия,

    эмоциональность,

    страстность,

    умение долго работать.

    сила воли.

    свой подход к заданию,

    не унывать при не удачи,

    отмечать промежуточный результат.

    Высокийий уровень способностей

    Высокая включенность в задачу

    целеустремленность

По Маслоу является высшей потребностью человека - его самоактуализацией. В педогогике приоритной целью воспитания становится создание условий для развития творческой личности.

В современных образовательных учреждениях нет условий для творчества, нет самовыражения, только передача опыта педагога.

Творческое развитие учащихся

Главный барьер на пути к творчеству - это деформация мотивационной структуры личности. Именно поэтому следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей, но в любом случае творческая личность предполагает высокий уровень интеллектуальной активности. Основные показатели умственного развития - это богатый запас знаний, степень системности знаний, овладение рациональными приемами (способами) умственной деятельности. Понимание учения как накопления знаний и одновременно овладения способами оперирования ими снимает противоречие между процессами учения и творческого развития.

Таким образом, учитель должен заботиться не только о внешнем управлении мыслительными процессами учащихся, но и о том, чтобы обеспечить саморегуляцию учебной деятельности, учитывая уже сложившееся у ученика отношение к учению. Важно помнить, что высокого уровня интеллектуальной активности, при котором возможно творческое решение задач, достигают школьники с определенной мотивацией, нравственными установками. Ориентация на самоутверждение, соперничество, избегание неудач становятся барьером на пути к творчеству даже при большом интеллектуальном потенциале. Поэтому перед учителем встает задача воспитания творческой личности в целом, а не только формирования отдельных качеств.

Креативность человека обнаруживается и в его способности к созданию нового во всех сферах своей жизни, в том числе и в занятиях искусством, и в сензитивности к нему. Она повседневно проявляется в «способности свободно и ответственно выходить за границы предустановленного» (начиная от любознательности и кончая социальными новациями). Она проявляется в непредсказуемости поведения не только отдельных людей, но и социальных групп и целых наций.

Коллектив - (от лат.collectivus- собирательный) - рассматривается как социальная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.

Этот термин можно рассматривать в двояком смысле:

Это малая группа с высоким уровнем развития, цели которого подчинены целям данного общества

Это официальным образом организованная группа, цели которой служат общественному благу.

Сегодня термин коллектив рассатриваетсякак:

    Средство подавления человека, его унификации, воспитания «человека-винтика»

    Как пережиток социализма (традиция пионерско-комсомольского воспитания, которое носило идеалогический характер)

    Сегодня время работать с индивидуальностью, личностью, а не с массой.

Коллектив- идеальная среда для развития личности. Это средство развития личности, в нем человек развивается как думающий и ответственный. Люди живут не изолированно, человек общественное существо. Человек входит в различные соц малые группы (семья, класс, кружки, друзья).

В малых группах по объективным природным законам происходит формирование общепринятых норм, единства, выделяют лидера, складывается определенный микроклимат, происходит подлаживание каждого под принятые нормы поведения.

Все это задается генетическими программами. Если не работать с группой, то все эти процессы пойдут самотеком – строится иерархия. Без воспитания человеком становится животным, у ребенка включается программа доминирования. Задача воспитания: уметь взаимодействовать, чтобы не обижать друг друга, люди принимают правила.

Коллектив – это высший уровень развития малой группы для которого характерны:

    Наличие общественно значимой цели

    Высокий уровень сплоченности и организованности

    Отношение взаимной ответственности и взаимной заботы

    Налич ие совместной собственности.

Этапы развития групповой деятельности как основы сплочения коллектива:

    Одновременное участие в деятельности

Интерес один, но разные мотивы.

    Возникновение совместной деятельности

Совместный результат

    Общая деятельность

Возникает общая цель

    Коллективная деятельность

Общественно значимая цель

Отношения:

    взрослые передают свой жизненный опыт, традиции, ценности.

    гуманизм, постоянная готовность прийти на помощь товарищу, взять на себя долю его забот

Управление:

    Самоуправление

    Участие каждого в решении общих проблем

    Равные права, отсутствие привилегий

    Поочередное участие в руководстве коллективом

    Община живет по своим правилам, закону или уставу (создается кодекс чести)

Среда - общинный коллектив имеет и свое жизненное пространство и общую собственность

Принципы общинного коллектива:

    Гуманизма

    Преемственности

    Саморазвития

    Поддержки

    Индивидуальности

Методика работы с детским коллективом:

Коллективное творческое дело (КТД) - основополагающий элемент макаренковской коммунарской методики, которую адаптировал к условиям работы в обычных школах и внешкольных учреждениях педагог из Санкт-Петербурга И.П. Иванов.

Организуется таким образом, чтобы предложенная воспитателем идея оказалась воспринятой детским коллективом, как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или других коллективов, других людей - имела гуманистическую и альтруистическую цель; чтобы все члены коллектива, на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие способности.

Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества:

Первая стадия - предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками, готовя их к коллективному планированию, рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

Вторая стадия - коллективное планирование. Оно начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива. На сборе выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику, ставит дополнительные «задачи на размышление», которые решаются сначала по микроколлективам, а потом сообща.

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаются или свободный отряд добровольцев, или специальный орган -совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. На своих заседаниях сводный отряд добровольцев выбирает командира, а совет дела -председателя. Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобные органы создаются уже в новом составе.

Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла. При этом воспитанники применяют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и те знания, умения, навыки, что были усвоены или в учебном процессе, или накоплены ранее во внеучебное время.

Четвертая стадия - проведение КТД. На этой стадии воспитатели используют направляющие действия, которые уже не носят столь длительного, систематического характера, как на стадии коллективной подготовки, а совершенно быстро, по возможности незаметно для остальных участников КТД. Действия воспитанников на данной стадии являются по преимуществу характерными, «показательными», в них особенно четко проявляются и положительные качества воспитанников, и их слабости.

Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе-огоньке, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы - задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предполагаем на будущее? Вопросы в этом случае выступают исходными направляющими действиями воспитателей, а выдвигаемые по этим вопросам мнения и предложения - исходные действия самих воспитанников.

Производные направляющие действия руководителя коллектива и других воспитателей - сопоставление мнений, уточняющие вопросы, развитие и обобщение предположений, высказанных воспитанниками - представляют собой товарищескую воспитательную заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.

Шестая стадия - стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Таковы внутренние связи каждого КТД, которые можно назвать связями развертывания КТД - развертывание нужных развивающих действий.

Успешное использование системы КТД, а значит, и реализация их воспитательных возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий: первое условие - всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников;второе условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений;третье условие - всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями.

Типологическая характеристика «методики Иванова» («методики коллективной творческой деятельности») как методической системы в силу ее цельности и развитости может быть выражена достаточно емко и вместе с тем достаточно полно в следующей формуле:

Стратегия общей заботы об улучшении окружающей жизни + Тактика Содружества старших и младших + Технология коллективной организаторской деятельности.

Личностные качества творческой личности это те, которые позволяют отличаться этой личности от других людей.

К ним можно отнести:

Продуктивное самосознание;

Интеллектуальная творческая инициатива;

Жажда познания и преобразования;

Чувствительность к проблеме, новизне;

Потребность в нестандартном решении задач;

Критичность ума;

Самостоятельность в поиске путей и спосо­бов решения проблем.

Залогом развития личностных качеств творческой личности является высокая мотивация творчества.

Для психологии творческая мотивация поиска (идей, образов, сюжетов, сценариев и т.д.) - одна из центральных проблем. Ее раз­работка важна для правильной трактовки коренных воп­росов формирования людей науки, техники и искусства и для рациональной организации их труда. С целью лучшей ориентации в иерархии различных мотивационных уровней психологи разделили мотивацию на внешнюю и внутреннюю.

Под «внешней» мотивацией они обычно понимают мотивацию, исходящую не от предметно-исторического контекста творческой деятельности, не от запросов и интересов логики ее развития, преломляющихся в побуж­дениях и замыслах отдельного исследователя-творца, а от др. форм его ценностной ориентации. Эти формы (жажда славы, материальных преимуществ, высокой со­циальной позиции и т.п.) могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть представлены в самых глу­бинах его личности, и тем не менее они являются вне­шними по отношению к развивающейся науке (технике или искусству), в которой живет творец со всеми своими привязанностями, страстями и надеждами. Честолюбие (стремление к достижению лидерства в общественной жизни, науке, культуре, карьеризм и т.д.), напр., может служить могучим двигателем поведения, характеризую­щим самую сердцевину личности. И тем не менее оно -внешний мотив, поскольку творческая деятельность, им мотивируемая, выступает для творца в виде средства до­стижения целей, внеположных, напр., для идущего соб­ственными путями процесса развития научной мысли. Известно, что внешнее одобрение, выражающееся в раз­нообразных видах признания и почестей, является важ­ным стимулом для многих творческих людей. Неприз­нание научных заслуг со стороны коллег и научных орга­низаций приносит ученому большие огорчения. Ученым, попадающим в подобную ситуацию, Г. Селье рекоменду­ет относиться к ней философски: «Пусть лучше люди спра­шивают, почему он не получил высоких званий и долж­ностей, чем почему он получил их». Своеобразной разно­видностью честолюбия является любовь к женщине как внешний мотив творчества, Некоторые выдающиеся люди считали это чувство сильным стимулятором творчества. Напр., А.С. Пушкин писал: «Сладостное внимание жен­щин - почти единственная цель наших усилий». Эту точку зрения разделял И.И. Мечников. Неудовлетворенность своим положением также служит важным мотивом творчества (Н.Г. Чернышевский). Как неудовлетворенность своим положением, так и стремление к самовыражению могут быть стимулами творческой деятельности одного и того же человека. Отчетливо эту мысль высказал A.M. Горь­кий: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня «томительной бедной жизни» и пото­му, что у меня было так много впечатлений, что «не пи­сать я не мог. Значительное место среди мотивов твор­ческой деятельности занимает также нравствен но-пси­хологическая сторона этой деятельности: сознание со­циальной важности и нужности проводимых исследова­ний, чувство долга и ответственности за характер и ис­пользование результатов научного труда, сознание тес­ной связи своей деятельности с работой научного кол­лектива и др. Особенное значение в нравственной моти­вации научной и любой др. творческой деятельности имеет чувство нравственного долга творческих личнос­тей перед своим народом и человечеством. Творцы дол­жны постоянно помнить о гуманной направленности своей деятельности и отказываться от работ, возможные трагические последствия которых заранее известны. Об этом не раз говорили многие крупнейшие ученые и пред­ставители искусства XX в. - А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С.Лихачев и др. Одним из вне­шних мотивов является социальная фацилитация - по­вышение скорости или продуктивности деятельности творческой личности вследствие воображаемого или ре­ального присутствия др. человека или группы людей (без непосредственного вмешательства их в деятельность), выступающих в качестве соперника или наблюдателя за его действиями. Одним из мощных стимулов творчества можно считать скуку. По мнению Г. Селье, творческие люди интенсивно ищут «духовные отдушины». И если они уже приобрели вкус к серьезным умственным упраж­нениям, все другое в сравнении с этим представляется им не стоящим внимания. К самым непривлекательным стимулам творчества следует отнести зависть и стремле­ние приобрести большие материальные блага, высокие должности и громкие звания. Среди творческих работ­ников встречается зависть двух видов. Первый - «белая зависть», при которой признание чужого успеха оказывает­ся для индивида стимулом творческой активности и стрем­ления к соревнованию. Именно такую зависть А.С. Пуш­кин считал «сестрой соревнования». «Черная зависть» подталкивает индивида к свершению враждебных дей­ствий по отношению к объекту зависти (синдром Салье­ри) и оказывает деструктивное влияние на самую лич­ность завидующего.



К внутренним мотивам творчества относятся интел­лектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильности направления поиска решения задачи и сомнение при не­удаче, чувство юмора и иронии - вот примеры интел­лектуальных чувств. Академик В.А. Энгельгагдт пола­гал, что врожденной инстинктивной силой творчества является стремление уменьшить степень неведения об ок­ружающем нас мире. Он считал этот инстинкт родствен­ным инстинкту утоления жажды. Именно поэтому спра­ведливо утверждать, что не ученый отдал жизнь служе­нию науке, а наука служила удовлетворению его по­требности в творчестве. То же можно сказать и о поэте, и о поэзии, и вообще о любой творческой личности и ее творениях. О том, что потребность в творчестве, в со­здании нового и оригинального находится в почти ин­стинктивной потребности человека, говорит опыт мно­гих талантливых людей. Напр., И.С. Тургенев, по сло­вам его биографа, брался за перо под влиянием внут­ренней потребности, не зависящей от его воли. Л.Н. Тол­стой говорил о том, что он писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему вле­чению к сочинительству. Сходные высказывания мож­но найти у Гете, Байрона, Пушкина и многих выдаю­щихся ученых. Любознательность, умение радоваться каждому малому шагу, каждому небольшому открытию или изобретению - необходимое условие для человека, выбравшего научную профессию. Жажда знания, или инстинкт познания, является основным отличием от животных. И этот инстинкт в высшей степени развит у творческих личностей (Л. С. Соболев). Труд ученого яв­ляется источником большого наслаждения. По словам академика Н.Н, Семенова, истинного ученого его труд привлекает сам по себе - вне зависимости от вознаграж­дения. Если бы такому ученому за его исследования ни­чего не платили, он стал бы работать над ними в свобод­ное время и готов был бы приплачивать за это, потому что наслаждение, получаемое им от занятий наукой, не­сравненно больше, чем любые культурные развлечения. Тот, кому научный труд не доставляет наслаждения, кто не хочет дать по способностям, тот не ученый, это не его призвание, какие бы степени и звания ему ни были при­своены. Материальная обеспеченность приходит к на­стоящему ученому сама собой, как результат его верной привязанности к науке (Н.Н. Семенов, 1973). Любозна­тельность, любовь к истине ученого в большой мере обус­ловлены общим уровнем развития науки, его собствен­ным жизненным опытом, общественным интересом к той или иной проблеме, над которой работает ученый. Самое главное, без чего даже высокие профессиональные каче­ства не приводят к успеху, - это способность радоваться и удивляться каждой малой удаче, каждой разгаданной загадке и относиться к науке с тем благоговением, о котором говорил А. Эйнштейн: «Я довольствуюсь тем, что с изумлением строю догадки об этих тайнах и смиренно пытаюсь мысленно создать далеко не полную картину совершенной структуры всего сущего». Со времен Пла­тона чувство удивления («таинственности») считается мощным мотивом всех познавательных процессов. Стремление к таинственному, необычному, жажда чуда заложены в человеке так же, как И стремление к прекрас­ному. А. Эйнштейн по этому поводу говорил: «Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека, - это ощущение таинственности". Ярко выраженное ощущение таинственности лежит в основе всех наиболее глубоких тенденций в науке и искусстве. Занимаясь творчеством, люди часто испытывают эсте­тическое удовлетворение, к-рое, как правило, повышает их творческую энергию, стимулирует поиск истины. Творчество включает в себя не только познание, но и красоту, эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда. Проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удиви­тельного разнообразия явлений, восторг перед откры­вающейся красотой познанных закономерностей, ощу­щение силы человеческого разума, сознание растущей власти, которую человек благодаря науке приобретает над природой и обществом, порождают гамму чувств и силь­нейших человеческих переживаний, глубоко входящих в процесс творческих исканий ученых: удовлетворения, восхищения, восторга, удивления (с которого, как говорил Аристотель, начинается всякое познание). Красота на­уки, как и искусства, определяется ощущением соразмер­ности и взаимосвяэанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. Чтобы пол­нее использовать эстетические мотивы научного твор­чества, их роль в активизации науки, важно научиться сознательно воздействовать на них, способствовать их беспрепятственному и социально полезному развитию. Огромную и во многом незаменимую роль может сыг­рать укрепление и развитие связей ученых с миром ис­кусства и литературы. Известный математик ГГ.С. Алек­сандров отмечал, что на его развитие как ученого огром­ное влияние в молодые годы оказала музыка. Именно в те моменты, когда он, возвращаясь с концерта, испыты­вал какое-то особенно хорошее состояние, к нему при­ходили ценные мысли. Известны подобные высказыва­ния А. Эйнштейна, отмечавшего исключительную роль художественной литературы в стимулировании новых научных идей.

Оба вида мотивации так тесно связаны друг с дру­гом, что их отдельный обособленный анализ является часто весьма затруднительным. Единство мотивации проявляется в самом факте существования н развития природной склонности человека к творчеству, в потреб­ности в самовыражении. Внешние мотивы могут служить двигателем творческой деятельности только посредством внутренней мотивации, которая создается в результате про­тиворечия внутри познавательного поля между тем, что уже формализовано в виде социализированного знания, и тем, что надлежит формализовать данному субъекту творчества, чтобы претендовать на преимущества, вы­раженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием успеха не могут служить внешние ат­рибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко имен­но их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности многих ученых.

К средствам повышения Т.м. в творческом коллек­тиве относится не только использование материальных и моральных поощрений и повышений в статусе. Важ­ное значение, имеют также создание условий для самоактуализации творческих возможностей научного работ­ника, раскрытие перед ним перспектив. Среди факторов большого мотивационного значения следует выделить и приобретающие важную роль в современных услови­ях побуждения ученого, связанные с внедрением резуль­татов научных исследований (в особенности фундамен­тальных) в практику, и т.д.

Обобщая сказанное можно выделить две группы мотивов творчества :

· внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения);

· внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению).

Последнее обновление: 30/11/2017

В своей книге 1996 года «Креативность: работа и жизнь 91 известного человека» психолог Михай Чиксентмихайи предположил, что «из всей человеческой деятельности творчество ближе всего к обеспечению целостности, которую мы все надеемся получить в нашей жизни».

Творчество позволяет нам расширять мировоззрение, заниматься новыми и увлекательными вещами и тем, что делает нас на один шаг ближе к раскрытию нашего полного потенциала.

Так что же это делает человека креативным? Люди рождаются такими, или это что-то, что можно развивать так же, как мышцы?
Чиксентмихайи предполагает, что некоторые люди обладают тем, что он называет творческими чертами. Хотя некоторые люди обладают ними от рождения, всё же включение некоторых из практик в вашу повседневную жизнь, может помочь раскрыть ваш потенциал креативности.

1 Творческие люди энергичны, но сосредоточены

Творческие люди обладают большой энергией, как физической, так и умственной. Они могут часами работать над одной вещью, которая привлекает их , но при это всё время сохранять энтузиазм. Это не означает, что творческие люди гиперактивны или маниакальны. Они проводят много времени в покое, спокойно размышляя и обдумывая то, что их интересует.

2 Творческие люди умны, но и наивны

Творческие люди умны, но исследования показали, что наличие очень не обязательно взаимосвязано с более высокими уровнями творческих достижений. В знаменитом исследовании одаренных детей Льюисом Терманом, было показано, что дети с высоким IQ лучше работают в жизни в общем, но те, у кого был очень , небыли творческими гениями. Очень немногие из тех, кто участвовал в исследовании, позже продемонстрировали высокие уровни артистических достижений в жизни.

Чиксентмихайи отметил, что исследования указали на существующий порог IQ, это примерно 120. Показатель интеллекта выше среднего может увеличивать креативность, но IQ выше 120 не обязательно приведет к большей креативности.

Вместо этого, Чиксентмихайи предполагает, что креативность включает в себя определенное количество и мудрости, и ребячества. Креативные люди умны, но они способны сохранять свое чувство любопытства, удивления и способность смотреть на мир свежим взглядом.

3 Креативные люди игривы, но дисциплинированны

Чиксентмихайи отмечает, что игривое поведение является одним из отличительных признаков креативности, но эта легкомысленность и возбуждение также отражается в главном парадоксальном качестве – настойчивости .

При работе над проектом креативные люди склонны проявлять решительность и упорство. Они будут работать часами на чем-то, часто не спать до поздней ночи, пока не будут удовлетворены своей работой.

Поразмыслите над тем, что вы думаете, когда встретите кого-то, кто является артистом. На первый взгляд это что-то волнующее, романтическое и чарующее. И для многих быть артистом – значит испытывать чувство волнения. Но быть успешным артистом требует также много труда, чего многие люди не видят. Однако творческий человек понимает, что реальное творчество включает в себя сочетание удовольствия и тяжкого труда.

4 Креативные люди – реалисты-мечтатели

Творческие люди любят мечтать и воображать возможности и чудеса мира. Они могут погрузиться в мечты и фантазии, но все же остаются в реальности. Их часто называют мечтателями, но это не значит, что они постоянно витают в облаках. Творческие типы от ученых, художников до музыкантов, могут придумать творческое решение для реальных проблем.

«Великое искусство и великая наука включают в себя прыжок воображения в мир, который отличается от настоящего», – объясняет Чиксентмихайи. «Остальное общество часто рассматривает эти новые идеи как фантазии, не имеющие отношения к текущей реальности. И они правы. Но весь смысл искусства и науки заключается в том, чтобы выйти за рамки того, что мы сейчас считаем реальным, и создать новую реальность».

5 Креативные люди экстравертированы и интровертированы

В то время как мы часто попадаем в ловушку категоризации людей как исключительно или интровертированных, Чиксентмихайи предполагает, что творчество требует объединения обоих этих типов личности.

Креативные люди, по его мнению, являются экстравертированными и интровертированными. Исследования показали, что люди, как правило, либо более экстравертированы, либо интровертированы, и эти черты на удивление стабильны.

С другой стороны, творческие люди склонны демонстрировать признаки обоих типов одновременно. Они общительные, и в то же время тихие; социальные и скрытные. Взаимодействие с другими людьми может порождать идеи и вдохновение, а уединение в спокойном месте позволяет творческим людям обдумать эти источники вдохновения.

6 Креативные люди горды, но скромны

Высоко креативные люди склонны гордиться своими достижениями и успехами, но всё же не забывают о своем месте. Они имеют огромное уважение к тем, кто работает в их области и к тому влиянию, которое оказали достижения предшественников в этой работе. Они могут видеть, что их работа часто отличается по сравнению с другими, но это не то, на чем они сосредоточены. Чиксентмихайи отмечает, что они часто настолько сосредоточены на своей следующей идее или проекте, что они не фиксируют свои прошлые достижения.

7 Креативные люди не отягощены жесткими гендерными ролями

Чиксентмихайи считает, что творческие люди сопротивляются, по крайней мере в некоторой степени, часто слишком жестким гендерным стереотипам и ролям, которые общество пытается навязать. Он говорит, что креативные девочки и женщины более доминантны, чем другие женщины, хотя творческие мальчики и мужчины менее и более чувствительны, чем другие мужчины.

«Психологически обоеполый человек фактически удваивает свой репертуар ответов», – объясняет он. «Творческие люди с большей вероятностью будут иметь не только сильные стороны своего пола, но также и черты другого пола».

8 Креативные люди консервативны, но мятежны

Творческие люди по определению являются мыслителями “вне рамках”, и мы часто считаем их неконформистами и даже немного мятежными. Но Чиксентмихайи считает, что невозможно быть по-настоящему творческим, не принимая культурные нормы и традиции.

Он предполагает, что креативность требует, как традиционного подхода, так и взгляда без предрассудков. Быть способным оценить и даже принять устои прошлого, но при этом находится в поиске нового и улучшенного способа делать уже известное. Креативные люди могут быть консервативными во многом, но они знают, что инновации иногда подразумевают риск.

9 Креативные люди страстные, но целеустремленные

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой – они горячо и страстно любят то, что они делают. Но простое увлечение чем-то не обязательно приводит к большому труду. Представьте себе, что писатель так влюблен в свою работу, что не хочет редактировать одно предложение. Представьте себе, что музыкант не хочет в своем произведении менять место, требующее улучшения.

Креативные люди любят свою работу, но они также объективны и готовы критиковать ее. Они могут отделиться от своей работы и видеть места, которые нуждаются в доработке и улучшении.

10 Креативные люди чувствительны и открыты для нового опыта, но счастливы и радостны

Чиксентмихайи также предполагает, что креативные люди, как правило, более открыты и чувствительны. Это качества, которые могут принести как награду, так и боль. Процесс создания чего-либо, появление новых идей и принятия рисков часто приводит к критике и презрению. Это может быть болезненным, даже разрушительным, посвятить чему-то годы только чтобы это потом отвергли, проигнорировали или высмеяли.

Но открытость новому творческому опыту также является источником большой радости. Это может принести огромное счастье, и многие творческие люди считают, что такие чувства стоят любой возможной боли.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.