Влияние эмоций на функциональные особенности человеческого организма с точки зрения аюрведы и восточной медицины. Влияние пищи на эмоциональное состояние человека

В ходе жизнедеятельности у каждого из нас возникают те или иные эмоциональные состояния. Они определяют как уровень информационного и энергетического обмена человека, так и направленность его поведения. Эмоции способны очень сильно управлять нами. Не является исключением и их отсутствие. Ведь это такое эмоциональное состояние, которое позволяет описать поведение человека как особенное.

Теоретическая основа

Термин «эмоции» был веден в конце XIX века. Появление этого понятия связывают с именами датского медика и анатома Г. Ланге и американского психолога и философа У. Джемса. Авторы знакомы не были. Однако независимо друг от друга они пришли к одним и тем же выводам.

Согласно разработанной концепции, эмоции человека могут быть вызваны следующим:

Трансформациями двигательной сферы;
- внешними воздействиями;
- изменениями в области непроизвольных актов.

Эмоциональные состояния - это те ощущения, которые при этом возникают. Согласно теории Джемса - Ланге, мы пугаемся потому, что начинаем дрожать, а причиной печали становятся наши слезы.

Физиологом У. Кенноном была выдвинута собственная теория эмоций. Критикуя концепцию Джемса - Ланге, он обратил внимание на тот факт, что эмоциональные переживания первичны. Только после их возникновения происходят изменения физического характера. Кроме того, при прерывании нервных связей человеческого организма исчезновение эмоций не происходит. По мнению Кеннона, физиологические явления призваны настроить человека на те ситуации, которые потребуют от него больших энергозатрат.

Существуют также теории, которые объясняют возникновение эмоций когнитивными факторами. Их разработали Л. Фестингер и В. Симонов. Согласно этим концепциям, человек, сознательно или нет, сравнивает полученную им информацию о том предмете, который нужен ему для удовлетворения потребностей, с той, которая имеется у него. При этом у него возникают те или иные эмоциональные состояния.

Самочувствие

Эмоциональные состояния личности находятся в прямой зависимости от характера ее психической деятельности. При этом существует и обратная связь. Человек, находящийся в хорошем состоянии, способен активизировать свою познавательную и волевую деятельность.

Однако эмоциональные состояния личности зависят не только от рода выполняемой ею деятельности. Они соразмерны самочувствию. И здесь также можно наблюдать обратную связь. Ведь даже больной, находящийся в очень тяжелом состоянии, во время душевного подъема способен ощутить себя абсолютно здоровым.

Классификация эмоций

Все, с чем человек сталкивается в своей повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни явления или предметы способствуют появлению у него симпатии, а другие - отвращения. При этом у человека возникают самые различные реакции. Это может быть бурный порыв страсти и еле сдерживаемый гнев.

Под эмоциями подразумеваются психические процессы, которые отражают личную значимость человека и выражаются в виде переживаний. Они являются оценкой внутренних и внешних ситуаций, которые индивид дает в процессе своей жизнедеятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что эмоции - понятие субъективное. Они представляют собой сложное психическое явление.

Существуют различные виды эмоциональных состояний по форме своего протекания. К ним относятся:

Аффекты;
- чувства;
- собственно эмоции;
- настроения;
- эмоциональный стресс.

Аффект

Это наиболее сильный вид реакции человека на то или иное событие. Под аффектом понимают бурно протекающее, интенсивное, но в то же время кратковременное эмоциональное состояние. К таким душевным вспышкам можно отнести ярость и сильный гнев, бурную радость и ужас, отчаяние и глубокое горе. Эти реакции, как правило, способны полностью охватить психику человека и определить его реакцию на ситуацию в целом.

Главная особенность аффекта состоит в том, что такое эмоциональное состояние буквально навязывает выполнение какого-либо действия. В такой ситуации люди теряют чувство реальности. Они утрачивают над собой контроль и не осознают своих действий. Данные эмоциональные процессы и состояния подвергают изменениям некоторые физиологические функции. Так, у человека снижается переключаемость внимания. В поле его восприятия попадает только тот объект, который непосредственно связан с переживаниями. Внимание на данном предмете концентрируется настолько, что переключиться на что-либо другое человек просто не в состоянии. Кроме того, в подобном эмоциональном состоянии невозможно прогнозировать последствия совершаемых поступков. Именно поэтому человек ведет себя неадекватно.

Эмоции

Их основное отличие от аффекта состоит в том, что данное явление может быть длительным. Кроме того, эмоции возникают не только как реакция на текущие события. Они появляются и во время воспоминаний.

Эмоциональные переживания имеют различную окраску. Это может быть неудовлетворение и удовольствие. Бывают ситуации, когда с одной стороны возникает ощущение напряженности, а с другой - облегчения в решении вопроса. Еще одним проявлением эмоциональных состояний является успокоение и возбуждение. Первое из них связывают со снижением активности. Возбуждение же носит, как правило, бурный характер, оно возникает при выполнении какой-либо работы или во время подготовки к ней.

Существует классификация эмоций, распределяющая их по воздействию на ту деятельность, которую ведет человек. Это две категории, включающие в себя:

1. Стенические эмоции. Их появление благотворно сказывается на деятельности человека. Стенические эмоции придают дополнительные силы и энергию. Также они способствуют появлению смелости, необходимой для совершения высказываний или поступков. Такое эмоциональное состояние человека побуждает его ко многим свершениям. Причем для выполнения задуманного он использует внутренние резервы организма.

2. Астенические эмоции. Они характерны скованностью и пассивностью.

Чувства

В перечне, который включает различные виды эмоциональных состояний, находятся и чувства. Главное их отличие от эмоций заключено в том, что они, как правило, конкретны и предметны. Иногда возникает такое явление, как «смутное чувство». В таком случае этот процесс рассматривается как переходный от эмоций. Кроме того, чувства непременно проявляются внешне. Эмоции, как правило, - явление скрытое.

Чувства отражают отношение к какому-либо конкретному объекту (реальному или воображаемому). Причем происходит это в течение длительного времени. У человека не будет чувств вообще, если они не относятся к определенному предмету. Например, нет любви, если отсутствует предмет привязанности.

Высшим проявлением чувства является страсть. Это весьма сложное эмоциональное состояние. Оно считается сплавом мотивов, эмоций и чувств, которые концентрируются вокруг определенного предмета или вида деятельности.

Настроение

Эмоциональные состояния бывают разными. Однако в них непременно находят отражения те индивидуальные особенности, которые присущи личности. Так, у меланхолика настроение чаще минорное, а у холерика - возбужденное. Однако основная масса людей, независимо от принадлежности к той или иной категории, обладает усредненными смешанными показателями активности. Эмоциональное состояние человека зависит от его самочувствия и настроения. Последний фактор придает переживаниям и деятельности людей определенную окраску. При этом настроение всегда имеет свою причину, хотя это не всегда осознается человеком. Оно может измениться под впечатлением, которое возникло в связи с различными событиями, фактами. Повлиять на настроение могут окружающие люди, природа, здоровье, выполняемая работа или учеба.

Эмоциональный стресс

Это особый вид состояния. Он характерен ярко выраженными психоэмоциональными переживаниями различных конфликтных ситуаций, несущих в себе длительное ограничение удовлетворения биологических и социальных потребностей.

Эмоциональные стрессы имеют в основном социальное происхождение. Причем их проявление учащается с развитием научно-технического прогресса. На человеке сказывается ускоренный темп жизни, информационные перегрузки, экологические проблемы и все нарастающая урбанизация. Стоит иметь в виду, что эмоциональный стресс негативно влияет на организм, вызывая в нем различные патологические изменения.

Эмоциональные состояния у детей

Нетрудно заметить, что малыши, как правило, импульсивны и непосредственны. Возникающее эмоциональное состояние ребенка носит изменчивый и неопределенный характер. Однако по мере роста малыша все меняется. Эмоции становятся более длительными, устойчивыми и сильными. Это связано с изменениями, которые претерпевает общий характер деятельности ребенка. Кроме того, немаловажную роль здесь играет все усложняющееся отношение дошкольника к окружающему миру. При этом обнаруживается определенная взаимозависимость и взаимосвязь между познавательными и эмоциональными процессами, которые представляют собой две наиболее важные стороны психического развития личности.

Эмоциям отводится существенная роль в формировании нравственного поведения личности. Но стоит иметь в виду, что любые мотивы приобретут побудительную силу только под влиянием эмоционального опыта, который ребенок может получить лишь при активном участии взрослого. Родители и педагоги должны знать о том, что отрицательные эмоциональные состояния, вызванные негативными переживаниями, способствуют появлению различных отклонений в поведении ребенка. Это необходимо учесть в процессе воспитания.

Эмоциональные состояния подростков

У детей с 13-14 лет возникает особая черта. Она характеризуется интенсивностью и остротой эмоциональных состояний. Подросток способен длительное время буквально купаться в собственном горе, чувстве вины или гневе. У детей этого возраста появляется повышенная потребность в ощущениях. Причем все переживаемые чувства должны быть не только сильными, но и новыми. Нередко это выражается в любви к громкой музыке или приводит к первому знакомству с наркотическими средствами.

То или иное эмоциональное состояние подростков характеризуется легкостью появления. Однако в процессе становления личности более сложными и многозначными становятся ее связи с окружающим миром. С все возрастающим уровнем организации человека повышается его эмоциональная чувствительность. И круг тех факторов, которые вызывали у подростка чувство возбуждения, с возрастом отнюдь не сужается, а, напротив, расширяется.

Проведение диагностики эмоциональных состояний

Различные реакции человека на те или иные явления тесно связаны с его физиологическими показателями. Именно поэтому диагностика эмоциональных состояний опирается на частоту сердечных сокращений, артериальное давление, кожно-гальванические реакции.

Разработаны и используются электромиографические способы диагностики эмоций. Они проводятся по измерению лицевой экспрессии (выражению лица).

Диагностика эмоционального состояния осуществляется и при помощи анализа речи. При этом учитывается частота тона говорящего за весь период и за выбранный отрезок; интервал, в котором изменяется частота тона; изрезанность линии тона. Анализ данных показателей позволит определить степень эмоциональной реакции человека.

Диагностика отношений личности к тем или иным событиям может быть проведена и психологическими методами. Среди них такие:

1. Опросник Шмишека (акцентуации характера).
2. Воспринимаемый человеком индекс вины.
3. Агрессивное поведение.
4. Диагностика враждебности.
5. Индекс жизненного стиля.
6. Диагностика самооценки.

Эмоциональные психические состояния определяются и при помощи многих других методик.

Саморегуляция при возбуждении

Напряженные эмоциональные состояния у всех людей приводят к изменению мимики, повышению тонуса скелетной мускулатуры и темпа речи. Человек становится суетливым, ошибается в ориентировании. У него изменяются не только дыхание и пульс, но и цвет лица.

Регуляция эмоциональных состояний позволяет успокоиться и взять под контроль свое состояние. Самым простым, но весьма эффективным способом является расслабление лицевых мышц. Такая саморегуляция эмоциональных состояний нужна для управления реакциями, возникающими в непредвиденных ситуациях.

Так, рефлекторно (автоматически) в момент гнева изменяется выражение лица, сжимаются зубы. Для устранения этого явления необходимо задать себе вопросы: «Сжаты ли мои зубы?», «Как со стороны выглядит мое лицо?». Это позволяет мимическим мышцам расслабиться.

Еще одним важным резервом саморегуляции считается совершенствование дыхания. Оно отличается в различных ситуациях. По-разному дышит человек спящий и работающий, развеселившийся и разгневанный, испугавшийся и загрустивший. Все зависит от нашего внутреннего состояния.

Влияние на дыхание считается одним из способов саморегуляции эмоционального состояния. В этом случае необходимо выполнять дыхательные упражнения, смысл которых кроется в контроле частоты, ритма и глубины вдохов и выдохов. Для этого придется с разной периодичностью задерживать дыхание.

Регулировать эмоциональное состояние можно и при помощи визуализации. Благодаря ей активизируется воображение, а также зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения. Это позволяет отвлечься от возникшей напряженной ситуации и восстановить душевное равновесие.

Эмоции – важная составляющая человеческой жизни. Люди подвержены как положительным, так и отрицательным эмоциям. Какие из них преобладают в большей степени, зависит от образа жизни человека, его окружения и отношению к жизни.

Многие из нас слышали, что негативные эмоции могут подорвать здоровье, позитивные - «вылечить» от недугов. Если говорить о психическом состоянии человека, то эмоции откладывают определённый отпечаток. Но как они влияют на здоровье, знают не многие.

В народе говорят: «Все болезни от нервов». Да и врачи нередко используют эту фразу, пытаясь объяснить причину очередного недуга. Многочисленные исследования показывают, что отдельные эмоции по-разному влияют на здоровье человека. Но прежде чем выяснить, как это происходит, нужно разобраться, какие эмоции носят положительный характер, а какие - отрицательный.

Положительные и отрицательные эмоции

По определению эмоции не могут быть положительными или отрицательными. Просто в зависимости от того, что мы ощущаем в данный момент времени, наше самочувствие и здоровье может улучшаться или ухудшаться. Однако в обществе прочно закрепилось стереотипная классификация чувств: положительные и отрицательные.

    Положительными эмоциями принято считать:
  • смех и радость;
  • сочувствие и интерес;
  • любопытство и вдохновение;
  • восторг и восхищение.
    К отрицательным эмоциям относят абсолютно противоположные чувства:
  • грусть и печаль;
  • неуверенность и стыд;
  • раздражение и зависть;
  • тревога и ненависть;
  • чувство вины и безразличие;
  • гнев и волнение.

Это основной список человеческих эмоций, который при желании можно дополнить и разнообразить. Но ясно одно: когда мы испытываем положительные эмоции, у нас поднимается настроение, улучшается самочувствие, появляется интерес к жизни и желание действовать. Когда нами завладевают отрицательные эмоции – мы впадаем в уныние, апатию, озлобляемся на окружающий мир, нас перестаёт интересовать сама жизнь и окружающие люди.

Как влияют отрицательные эмоции на здоровье человека?

Древние целители утверждали, что каждая болезнь взаимосвязана с определённым переживанием. Агрессия способна нарушить функционирование желудочно-кишечного тракта, спровоцировать головные боли, гипертонию и проблемы с зубами. Ревность вызывает нарушения в пищеварении, бессонницу и головные боли. Страх связан с сердечными заболеваниями, нарушениями в органах дыхания, ухудшениями слуха, остроты зрения и болезнями почек. Беспокойство вызывает проблемы кровообращения и болезни центральной нервной системы. Ненависть способствует развитию рака, болезней печени и язвы желудка.

Как влияют положительные эмоции на здоровье человека?

Любая положительная эмоция повышает работоспособность нервной системы, улучшает сон, стабилизирует эмоциональное состояние, способствует выработке гормонов радости (эндорфины) и оказывает позитивное влияние на гормональный фон организма. Чем больше положительных эмоций ощущает человек, тем меньше он подвержен стрессу и различным заболеваниям.

Как управлять эмоциями?

Лучшее средство избавления от отрицательных эмоций – это их «выброс». Такие эмоции нельзя держать в себе, но от них и не должны страдать окружающие люди. Справиться с неврозами помогает физическая активность. Любимое хобби или увлечение помогает отвлечься от обид и переживаний. Арт-терапия (переписывание проблем на бумагу) позволяет перекрыть отрицательные эмоции положительными. Лекарственная терапия - седативные фитопрепараты, в составе которых содержатся успокаивающие травы.

Существует множество факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека: свет, цвет, погода и многое другое. В последнее время все чаще к их числу относят и вкусовые ощущения. Это и неудивительно, ведь купив кофеварки рожковые , можно каждое утро наслаждаться ароматом кофе и заряжаться бодростью на весь день. Не менее сильное влияние на нас имеют и сладости, поэтому неудивительно, что ученые решили более подробно разобраться в этом вопросе, чтобы иметь возможность вывести человека из тяжелой депрессии без медикаментозного вмешательства.

Связь вкуса и эмоций

Факт влияния вкуса на психическое состояние человека уже давно замечен ведической медициной, которая глубоко и ответственно подходит к вопросу питания. Именно она и выявила наличие как прямой, так и обратной связи между вкусом и настроением. То есть не только вкус пищи воздействуют на эмоции человека, но и особенности характера или настроение человека влияют на его предпочтения в еде. Это объясняется тем, что пища дает силу как телу, так и чувствам.

Читайте также: 10 вопросов, ответы на которые помогут избежать скандала с ребенком

Аюрведа выделяет 6 вкусов:

  • горький;
  • кислый;
  • соленый;
  • терпкий;
  • сладкий;
  • вяжущий.

Человек должен регулярно чувствовать все эти вкусы, поскольку это является залогом хорошего самочувствия. При нарушении баланса могут происходить негативные изменения в организме и нарушение его функций.

Зависимость предпочтений в еде от характера

Замечена следующая связь между настроением и выбором пищи:

Лень. Вызывает желание съесть побольше сладостей, неумеренное потребление которых приводит к снижению иммунитета, нарушению метаболизма, проблемам с печенью, поджелудочной, кровообращением.

Горе. Даже по сходному звучанию понятно, что в горестном состоянии духа человек стремится добавить в свой рацион больше горечи. Поэтому предпочтение отдается горчице, ржаному хлебу и т.д. Однако от переизбытка такой пищи в меню увеличивается вероятность возникновения инфекционных заболеваний, болезней крови и костей.

Склонность к пессимизму и необоснованным обидам. Такой человек неизменно дополняет свое меню большим количеством кислого. А результат - большое количество проблем с важными внутренними органами: сердцем, легкими, желудком и кишечником.

Внутренняя напряженность. Вызывает желание потребления соленой пищи, причем в любых сочетаниях. При этом большое количество соли наносит непоправимый вред сосудам, суставам, почкам.

Читайте также: Психология моды

Упрямство. Упрямые люди жить не могут без терпкого привкуса. А терпкая пища ведет к гормональным нарушениям и проблемам с костями и суставами.

Вспыльчивость. Вызывает пристрастие к продуктам, обладающим острым вкусом. Такая еда может вызвать воспаления печени, панкреатит, сердечные и желудочные заболевания, нарушение функций половых органов.

Грубость или усталость. Оба варианта заставляют нас все чаще включать в меню жареные блюда, что, как давно известно, ведет к проблемам с работой ЖКТ, а также нарушениям гормональных и защитных функций человека.

Жадность. Люди, страдающие накопительством, любят жирную пищу, а ее чрезмерное потребление может вызвать сбой обмена веществ, нарушения работы желудочно-кишечного тракта, расстройство функций печени.

Современная пища

Отдавая предпочтение той или иной еде, человек не только перенасыщает определенными веществами свой организм, но и недополучает необходимые элементы, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность. Например, при недостатке кальция возникает остеопороз, нехватка аминокислот ведет к депрессии, а антиоксидантов - к шизофрении.

Особые нарекания за качество предлагаемой пищи получил фаст-фуд. Выведена закономерность между ежедневным потреблением подобной пищи и отсутствием инициативности и активности. К тому же было замечено, что поклонники фаст-фуда предпочитают быстрый сомнительный заработок стабильной работе, и также быстро и бездумно расходуют заработанные средства.

Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции

дипломная работа

1.2 Эмоциональный мир ребёнка. Влияние отрицательных эмоций на психологическое состояние детей

Первые годы жизни - интенсивный период развития эмоций. Именно в это время ребёнок наиболее непосредственен в выражении чувств; его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими. Большинство детей в первые годы жизни сильно привязаны к матери, которая является для них своего рода эмоциональным эталоном в отношениях с людьми. На основе привязанности формируется чувству любви к родителям, которое достигает своего максимального развития, как и всё эмоциональное развитие, в четыре года. Любовь мальчиков к матерям в эти годы носит глубокий, проникновенный характер. Это родник чувств, способный сделать детство счастливым.

Всё сказанное о мальчиках можно отнести и к девочкам в отношении их любви к отцу. В этом возрасте дети особенно любят ласку, поцелуи, они прижимаются к взрослым, обнимают их, что указывает на развитие наряду с эмоциями так называемой схемы тела, или чувственного, телесного образа "я" .

Эмоции ребёнка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Уже у двух - трёхмесячного младенца возникает положительное эмоциональное отношение к матери или другому близкому человеку. Эта эмоция, являющаяся, по-видимому, зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств, названа в психологии "комплексом оживления".

Эмоции по типу "комплекса оживления" формируются в первые месяцы жизни младенца на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми, которые помогают ему удовлетворять все жизненные потребности (в том числе и потребность в новых впечатлениях), ласкают его, обеспечивают ему комфорт и безопасность. Если такой опыт у младенца отсутствует или недостаточен, то появление "комплекса оживления" задерживается, может вовсе не возникнуть, что оказывает негативное влияние на всё последующее развитие детской личности. По мере развития у ребёнка формируются новые потребности и интересы.

Особенно важно развивать у ребёнка чувства расположения, симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Постепенно у ребёнка возникают простейшие моральные переживания. Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.

Успешно миновав кризис, ребёнок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей. Ребёнок умнеет "на глазах", любопытничает, что-то умозаключает, развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребёнок спрашивает обо всём, что ему интересно. Эмоциональное развитие дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций у него проявляются в его мимике, словах, движениях.

Важное значение для маленького ребёнка имеет установление тёплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатии дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявляемых требований, подчинения нравственным нормам поведения .

Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребёнка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов - сочетания глубокого понимания ребёнком тех или иных фактов действительности с правильным отношением к ним.

Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения - все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности .

Самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью и трудом людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада, формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.

Нравственные чувства развиваются у ребёнка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди. Эмоциональные реакции у малышей вызываются лишь отношением к ним близкого человека, его одобрением или порицанием выполненных действий.

На четвёртом - пятом году жизни у ребёнка впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Подобного рода эмоциональные переживания возникают главным образом во взаимоотношениях ребёнка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

Зачатки чувства долга у дошкольника неотделимы от его действий и поступков, совершаемых при выполнении тех нравственных требований, которые предъявляются ребёнку в семье и в детском саду. Причём вначале они проявляются лишь в процессе действий и только позднее - до их совершения, как бы эмоционально предвосхищая последующее поведение .

Характер развития высших специфически человеческих эмоций (сопереживания и сочувствия) является одним из существенных условий того, что в одних случаях нравственные нормы и принципы усваиваются детьми и регулируют их поведение, а в других - они остаются только знанием, не побуждающим к действию. Нравственное поведение - это чуткость и гуманность, внимательное и доброе отношение к взрослым и сверстникам. Обилие игрушек, предметов развлечения и т.д. при отсутствии каждодневной заботы о другом человеке способствует тому, что обучение детей доброте, чуткости сводится иногда к минимуму.

Формирование у детей дошкольного возраста нравственных чувств и знаний зависит то видов и задач самой деятельности. Например, трудовая деятельность была организована таким образом, что требовала совместных усилий и взаимопомощи, и для этого создавались благоприятные условия, способствующие возникновению общности эмоциональных переживаний и взаимной между членами группы. Если такая работа педагогом не проводилась и деятельность детской группы по своему содержанию была лишена объединяющего начала, а цели одного члена группы объективно приходили в противоречие с целями другого, то в этих условиях начинали складываться отрицательные отношения между детьми, легко возникали ссоры. Условия возникновения нравственных эмоций и их качественные особенности (сила, длительность, устойчивость) существенно различны в каждой из ситуаций, отличающихся по задачам, структуре и содержанию деятельности .

Так, условия индивидуального выполнения заданий, когда ребёнок действовал рядом со сверстником, и каждый из них имел всё необходимое для выполнения задания, не способствовали объединению и взаимопомощи. Характерно, что при этом в целом положительный эмоциональный фон деятельности нарушался часто ссорами, обидами, недовольством, возникающими в ответ на успешное действие сверстника, на его удачный результат.

В то же время при изготовлении общего продукта первые действия приводили также к отрицательным эмоциям: неуступчивости, несогласованности, обидам. Однако по мере того как каждый из детей уяснял смысл общей деятельности и своё место в ней, эмоции детей приобретали иной характер. Интенсивнее и ярче переживались неудачные действия, а переживания побуждали детей сообща искать способы преодоления трудностей. Но каким бы сложным и противоречивым ни был этот процесс, в конечном счёте, всегда обнаруживается, что особенности эмоционального отношения ребёнка к окружающему зависят от характера его эмоционального, приобретенного в деятельности .

Не все компоненты детской деятельности играют одинаковую роль в возникновении эмоций. Если способы выполнения действий и связанные с ними операции косвенно влияют на возникновение переживаний, то мотивы и цели деятельности оказывают на ребёнка непосредственное влияние.

По мере того как под влиянием совместной трудовой деятельности, результаты которой имели значение не только для отдельного ребёнка, но и для всей группы в целом (выполнение обязанностей дежурного в столовой, в уголке природы и т.д.), у детей формировались новые мотивы поведения, у них возникали и нового рода эмоциональные переживания. Постепенно безразличное или отрицательное отношение к трудовым обязанностям сменялось большой эмоциональной чувствительностью к оценке окружающих.

В формировании стремления сделать нечто полезное, необходимое не только для себя важную роль играет развитие особых форм социальной ориентации, активного внимания к другим людям, являющегося необходимым условием возникновения сопереживания. Под влиянием совершаемой ребёнком деятельности у него формируется новое отношение не только к людям, но и к вещам.

Внутреннее эмоциональное отношение ребёнка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе в его чувственно-предметной деятельности .

Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребёнка оценка воспитателем его поступков. У большинства детей положительные оценки воспитателя повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.

Если родители нетерпимы к непосредственности ребенка, аффекту и спонтанному выражению отрицательных эмоций, наказывают его за малейшее их проявление, окружают частоколом нравоучений и угроз - картина развития ребенка будет иной. Подобное блокирование отрицательных эмоций создаёт состояние хронического психического напряжения, возникает скрытое чувство раздражения, обиды и недовольства. Обычно тихий дома и вежливый на людях, ребенок будет пытаться разрядить чувство напряжения на сверстниках, проявляя агрессивность и недружелюбие или делая всё исподтишка, оставаясь вне подозрений для взрослых .

Отрицательный эмоциональный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребёнок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, руки висят вдоль тела или лежат на столе, выражение лица грустное. Ребёнок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется.

Таким образом, истина лежит где-то посредине, и следует избегать как репрессий, так и вседозволенности.

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

В 1991 г. случайный свидетель снял на видеопленку, как четыре лос-анджелесских полицейских избивают безоружного Родни Кинга. Парень получил более 50 ударов резиновыми дубинками, ему выбили зубы, а череп был сломан в 9 местах...

Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка

Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать. Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли...

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула "В здоровом теле -- здоровый дух", формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи

Положение трудящейся женщины, оставшейся с детьми одной, без мужа, в прошлом было очень тяжелым. Остро вставал вопрос о материальном обеспечении семьи. Прокормить детей...

Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

Процесс развития самосознания детей дошкольного возраста

Традиционно в психологии основателем разработки проблемы самооценки человека считается У. Джемс. Проблема самосознания, важным аспектом которого является образ Я, была поставлена им в 1892 г. Понятный уже античным мыслителям факт...

Способы влияния матери на взрослую дочь в полных и неполных семьях

Цивилизованное психологические влияние -- это влияние прежде всего словом, причем влияние открытое и открыто адресованное к интеллектуальным возможностям человека...

Стрессоустойчивость у руководителей

Одним из общих определений стресса может быть следующее: «Стресс - это такое психологическое состояние организма...

Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе

Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные...

Характеристика эмоциональной сферы детей из неполных семей

Эмоции очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка...

Эмоции и художественное творчество

«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Мотив как определенный объект, находящийся вне ребенка и побуждающий его к деятельности, может им не осознаваться. В то же время возникновение такого мотива определяется появлением у ребенка эмоциональных переживаний. Мотивы и эмоции...

Болезнь - это отклонение от нормальной жизнедеятельности. Но болеют, даже те люди, которые ведут здоровый образ жизни и следят за своим организмом.

Откуда к нам приходят болезни? Человек связывает свои болезни с влиянием внешней среды. Отчасти это верно. Но внутреннее состояние так же оказывает негативное влияние на самочувствие. Внутренне состояние - это эмоции человека, его психика.

Негативные эмоции могут выражаться физически - это «холодок» в животе, боли в сердечке, шумы в ушах, напряжение в мышцах и многое другое. Эти ощущения беспокоят, вызывают напряжение.

Основные варианты возникновения негативных эмоций можно распределить следующим образом:

Некоторые эмоции неизбежны и, к сожалению, неотвратимы (гибель близких и родных людей). Некоторые эмоции предотвратить трудно. Это стихийные бедствия и события, связанные с ними. А наибольшая доля приходится на источники, которые не только предотвращаются, но еще и находятся в зависимости от самого человека и его поведения. Такие эмоции мы можем получить абсолютно везде. Нагрубили в магазине, поссорились с родными. Отрицательные эмоции - это накопленные обиды, глупые ссоры. А избежать этих негативный эмоций так просто, но одновременно, сложно. Не дайте слететь с ваших уст грубому слову, промолчите. Улыбнитесь и будьте вежливы в ответ на грубость. И одной ненужной отрицательной эмоцией меньше. Такому поведению надо учиться.

«Плохие» эмоции

Ученые, занимающиеся проблемами болезней человека, выяснили, что 90 процентов заболеваний начинаются с эмоциональных нарушений.

«Плохие» эмоции оказывают негативное воздействие на здоровье.

Негативные эмоции могут проявляться не сразу в виде неврозов. Они постепенно накапливаются в коре головного мозга и только затем проявляются в виде нервных срывов. Отрицательные эмоции, накапливаемые длительный период ведут к изменениям функционирования всех систем человеческого организма.

Первое, что подвергается заболеванию - это сердечно-сосудистая система. Человек не может влиять на функционирование своей физиологической системы, она работает помимо его желания. Поэтому сбои в нормальной жизнедеятельности человеческого организма под влиянием негативных эмоциональных всплесков происходят помимо нашей воли. Часто бывает вполне достаточно всего лишь упоминания о событиях, вызывающих негативные эмоции, и процесс болезни запускается.

Большинство людей недооценивают роль эмоций. Но именно эмоции усиливают сердцебиение. Следом за сердцебиением меняется кровяное давление, развивается аритмия и прочие сердечно-сосудистые заболевания.

Эмоциональные стрессы вызывают заболевания и других органов. Так, к функциональным нарушениям, а затем и к необратимым изменениям, негативные эмоции приводят систему мочевыделения, органы дыхания, весь желудочно-кишечный тракт и железы внутренней секреции.

Депрессивные состояния, онкология, аутоиммунные заболевания - все эти болезни берут начало в «плохих» эмоциях. Человечески организм ослабляет сопротивление болезням.

Положительные эмоции

Восстановить разрушенные взаимоотношения, устранить тревоги, найти положительное, позаботиться о других людях - вот источники позитива и положительных эмоций.

Позитив и здоровье стимулируют образование в мозге эндорфинов, которые благотворно влияют на иммунную систему. Этот гормон помогает в борьбе с болезнями. Положительно влияет на эмоциональный настрой рациональное питание, достаточное употребление жидкости и регулярные физические упражнения.

Избавление от отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции можно контролировать. Если научиться это делать, то можно справиться с негативной жизненной ситуацией и найти оптимальное решение проблемы.
Отрицательные эмоции появляются от негативных мыслей. Если вы чувствуете, что негативные эмоции вас одолевают, то постарайтесь выяснить их причину. Причина не всегда лежит на поверхности. Но в ваших интересах выяснить ее.

Выяснили? Меняем на позитив.

Трудно? Но это же в Ваших интересах. Меняйте отношение к ситуации, к человеку.

Мозг человека - не выключатель, включить и выключить эмоцию трудно. Значит, переключаем внимание на другой предмет. Предмет, который вызывает признательность, благодарность, чувство радости и счастья.

Самой созидательной эмоцией является благодарность, она - носитель положительной энергии. И не только. Считается, что чувство благодарности, которое человек испытывает к миру, к окружающим людям, способно притягивать положительные эмоции и соответствующую энергию.

Итак, научившись «переключать» эмоции, мы научимся получать положительную энергию, которая благоприятно будет сказываться на нашем физическом состоянии.