Отличия лицея гимназии школы с углубленным изучением. Чем гимназия отличается от школы

Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие - запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки - все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.

Фото kirov-portal.ru


Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом - лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.

Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.

Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» - редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.

А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе - и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно - да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.

Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли - много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.

Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».

И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, - просто школа или элитная гимназия.

Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.

Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:

  1. начальная школа (1-4 класс)
  2. базовое образование (5-9 класс)
  3. среднее образование (10-11 класс).

Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).

Гимназия относится к элитным учебным заведениям.

Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».

Образовательная программа школы и гимназии

Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.

После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.

Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.

Педагогический состав

Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.

Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.

Иностранные языки

В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.

Материальное обеспечение

Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.

Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.

В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.

Внеклассная работа

Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.

Выводы сайт

  1. Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
  2. Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
  3. В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
  4. В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.

Образовательное учреждение под названием лицей принято считать привилегированным. В прошлом оно было доступно лишь детям из семей чиновников. Сейчас поступить в лицей может каждый ребенок. Основным отличием является собственная учебная программа. Лицей предоставляет ученикам на выбор программы разной предметной направленности.

Родителей учеников интересует, чем отличается лицей от школы

Образование, получаемое в лицее, приравнивается к среднему профессиональному. Выделяют несколько основных направлений подготовки:

  • Физико-математическое;
  • Химико-биологическое;
  • Социально-экономическое;
  • Филологическое.

В школе программу обучения выбирает министерство образования. Она является стандартной для всех школ. Возраст учеников составляет от 6 до 18 лет. По окончанию обучения ученикам предоставляют аттестат о полном или неполном высшем образовании.

Сравнение лицея с обычной школой

Собственная программа лицея не имеет значительных отличий относительно общих предметов. Лицеисты обязаны получить стандартные навыки и знания, определенные министерством образования. Однако в их расписании присутствуют также углубленные предметы. Это необходимо для получения специализированных знаний. Такая учебная программа даст лицеистам весомые преимущества при поступлении в высшее учебное заведение.

Нередко лицей располагается на территории университета и подготавливает будущих абитуриентов.

Ученики лицея приобретают широкий кругозор. Их образовательный уровень на порядок выше. Однако нагрузка на ребенка возрастает. В специализированном университете ему будет проще добиться успеха. Лицеисты глубже знают профильные предметы, умеют нестандартно мыслить и отстаивать свою точку зрения.

Разница в преподавательском составе

Преподавательский состав в лицее обладает всеми необходимыми навыками, чтобы донести до учеников углубленные знания. Учителя обладают высшей категорией. Педагоги высших учебных заведений участвуют в составлении учебных программ для лицеев.

Что ж, пусть это будет мой первый ответ на данном сайте) В моем сравнительно небольшом городе был лицей и три гимназии, одну из которых я и закончила. До этого училась в обычной школе и могу сказать, что в человеческом факторе разницы практически нет. Бывало, учителя использовали аргумент "тыжгимназист", но он был, в общем-то, так же неэффективен, как и многие аналогичные. Количество т. н. гопников, любителей покурить в туалете, походить по хатам и проч., было таким же, как и в общеобразовательной школе и не сказать, чтобы педагоги об этом не догадывались. Бытовавший в моей первой школе миф о высоченном ЧСВ гимназистов был благополучно развеян в первый же день учебы. Собственно сами учителя были в гимназии, как не странно, на мой взгляд, мягче. В сош среди них находились(не в больших количествах, но все же) любители зубрежки, гнобления особо несообразительных учеников, в гимназии все было несколько толерантнее. Если говорить об образовании, то считается, что в гимназиях и лицеях уровень его выше, там другая учебная программа, другие учебники, есть дополнительные занятия, и статистика результатов экзаменов и олимпиад действительно была соответствующей.
Все же хочется сказать, что все зависит от людей - руководства школы, учителей, директора, ведь школа это в первую очередь социальный институт, окружение в нем имеет решающую роль.
Извиняюсь за некую сумбурность, мой итог - отличия минимальны.

Я сам закончил гимназию. В моем сравнительно небольшом городке она считается престижным и где-то как-то элитным учебным заведением. То есть, в градации, где самое дно - это наш художественно-технический лицей (сразу оговорюсь, не знаю, как там обстоят дела сейчас, но во время моей учебы было именно так), гимназия считалась условно лучшей. Впрочем, некоторые школы, существующие значительно дольше, всерьез спорили с таким положением дел.

Если честно, я не видел особой никакой особой разницы. Мы, например, делили общую территорию с обычной средней школой, и можно было наглядно провести аналогию. Да, у нас не было напрочь отбитого быдла, да и спортивные успехи были явно похуже, чем у соседей. У нас чаще делали ремонт, поэтому выглядело все немного чище и роскошнее, чем у остальных. В других школах не было духовного краеведения, словесности и второго иностранного языка. Но...

В других школах был значительно более сильный и профессиональный педагогический состав. Мне самому повезло дополнительно заниматься с двумя учителями из той соседней школы, и они в рамках своего предмета за гораздо более короткий промежуток времени дали мне больше, чем наши во время своих уроков за несколько лет (мой отдельный поклон учительнице английского языка, Ирина Владимировна - вы лучшая). То есть, по сути, кроме понтов, постоянного напоминания о том, что мы ГИМНАЗИСТЫ, и любования собственной важностью, в основной своей массе (разумеется, были и приятные исключения, которые я с благодарностью буду помнить всю жизнь) это были самые обычные средние учителя, которые максимально не умели в свой предмет, либо делали всё, чтобы отбить всякую мотивацию им заниматься в дальнейшем.

Таким образом, гимназия - это самая обычная школа, только с парой-тройкой дополнительных (сомнительных по важности) предметов и нереальным чувством собственной важности. Во всяком случае, я увидел это так.

Все действительно зависит от многих факторов - руководства, подхода преподавателей к обучению, компетентности прежде упомянутых, утвержденных пособий и т.д.

Мне довелось учиться первые семь классов в школе, последние четыре - в лицее. Город маленький. Был лишь один лицей, куда я и отправилась. В отличие от обычных муниципальных учреждений, для поступления в лицей мы писали входные экзамены, но из личного опыта могу сказать, что все, кто писали экзамены, в общем-то и прошли. Было и такое, что народ решал переходить в лицей уже после того, как экзамены всеми желающими были написаны. Так что некоторые поступали и без входных.

Вообще, исходя из личного опыта, могу сказать, что отличия все же есть. В лицее программа понасыщеннее и главное - занятия идут парами. Уже после года обучения там сложно было представить, как мы успевали в школе что-то за несчастные 45 минут занятия. Подход преподавателей также был более заинтересованным, что ли.

Из школы уходила по вполне объяснимым причинам - в класс пришли мальчики, которые знатно с верхушки собственной вседозволенности позволяли себе говорить в полный голос на уроке, срывали эти уроки, и в итоге вместо материала мы получали сорок минут отборных разбирательств и громких речей преподавателя о том, какие мы безграмотные балбесы. Тридцать человек страдали из-за двух/трех болванов. Была и знатная некомпетентность со стороны руководства. Когда один ученик другому зарядил туфлей по голове, после перемены пришли директор с завучем и спросили, кто это видел. Видели многие, но руку никто не поднял. В итоге отозвалась я одна. И я описывала как все было прямо при том, кто все это и сделал. Без разрешения матери и т.д. Мама вообще не узнала бы, если бы я ей не рассказала. Да и документы мы потом, когда в лицей я поступила, на повышенных тонах забирали из школы. В общем, веселое было время. В лицее, само собой, ничего подобного не было за весь период обучения.

Естественно, я сужу лишь о конкретно моей школе и моем лицее. Но для меня разница в некоторых аспектах была ощутимой.

Не думаю, что есть какие-либо существенные отличия, но всё же. Я вот в этом году сменила один лицей на другой, и между ними есть большая разница. В моем предыдущем учебном заведении было отнюдь не хуже, чем в нынешнем. Обо всём по порядку.
В моем первом лицее, в отличие от обычных школ, было разделение на профили после седьмого класса, и в зависимости от выбранного профиля увеличивалось или уменьшалось количество часов по некоторым предметам. Хотя лично я не ощущала особой разницы. Также там был замечательный преподавательский состав, но я не думаю, что это зависит от того, как называется заведение. Моя подруга, например, училась в обычной СОШ и была довольна абсолютна всеми учителями там. Касательно моего предыдущего лицея также могу сказать, что переходившие к нам ребята отмечали разницу со старыми школами и говорили, мол, у нас сложнее.
Теперь о лицее, где я учусь сейчас. Он значительно отличается о обычных школ, т.к. относится к ВУЗу. У меня отсутствуют некоторые общеобразовательные предметы, их заменяют предметы более профильные/углублённые. Преподаватели у меня преимущественно вузовские, а потому учёба значительно отличается от обычной школьной.
Подводя итог, могу сказать, что далеко не все лицеи и гимназии так уж существенно отличаются от обычных школ. Если вдруг вы решите сменить учебное заведение, ведясь лишь на название, то будьте внимательны, изучите всё для начала. Игра не всегда может стоить свеч.

Я также училась первые три года в общеобразовательной школе, с четвертого по седьмой класс в другой школе, а с восьмого и до выпуска в лицее медицинского профиля. Для меня время, проведенное в лицее, было счастливым. Мне удалось встретить там людей, которые были значительно более развиты, чем мои одноклассники в обычной школе. Благодаря им я тянулась к новым знаниям, старалась не отставать от них, подтянулась до их уровня английского. Когда я только пришла в восьмой класс, было очень тяжело. Казалось, что все вокруг меня такие умные, одна я не очень) Ребята шутили на абсолютно разные темы, обсуждали и науку, и политику, мне же все это было неведомо. Но конечно, окружение повлияло, и я через какое-то время осознала, что мне стало абсолютно комфортно с такими людьми. К слову, придя в университет, где учились абсолютно разные люди и в том числе не интересующиеся ничем, в некотором роде ограниченные, мне очень не хватало той былой атмосферы. Теперь об обучении. Мне очень помогло то, что нам в лицее всегда давали много заданий, у нас были сессии два раза в год наподобие университетских, поэтому, опять же сравню с университетом, мне там было учиться легче, чем в лицее. Привыкнув к нагрузкам, ты перестаешь их замечать, а сессии уже не кажутся такими страшными. Потом очень важным мне кажется наличие в платных гимназиях и лицеях общественной жизни. У нас были благотворительные сборы денег, разные концерты, возможности для развития сценического искусства, пения и тому подобного. Но тут оговорка: конкуренция была очень большая, и лично я ее не выдержала. Поняв, что на сцене мне делать нечего, моя самооценка в некотором роде упала. Правда потом удалось найти себя в чем-то другом. Поэтому это неприятный, но также нужный урок. Резюмируя, могу сказать, что если есть возможность, пусть ребенок учится в платном учебном заведении, пусть он с детства учится больше успевать и развивать себя в самых различных сферах.

Проучился в двух лицеях, самых крутых в городе, и что самое интересное, в двух самых крутых классах (крутых по количеству адекватных и умных ребят). На фоне других школ города в обоих случаях преподаватели были намного лучше. Каких-то особых предметов не помню. Если говорить про народ, то тут всё от класса зависело,ибо встречалось и откровенное быдло,правда не доживавшее до 9 класса. Хотя, даже оно в большинстве своём было адекватнее,чем в некоторых обычных школах.

Я живу в Казахстане и обучалась в Назарбаев Интеллектуальной школе с 7 класса. Это своего рода гимназия, но намного мощнее. Школа дала огромный опыт, бесценные знания. Для меня теперь любой экзамен воспринимается повседневно, я не волнуюсь, не заморачиваюсь. Кроме того, мои знания английского стали очень хорошими, т.к у нас были очень хорошие педагоги, иностранные преподаватели и последние два года большинство предметов проводилось на английском языке. У меня хорошие ораторские навыки, мы писали несколько проектов на разных языках, различные исследовательские работы, что теперь, когда я учусь в универе, на изи могу сдать все, что угодно, и защитить это без подготовки, да и в Китае было обучаться несколько легче, чем людям из обычных школ.

До 7 класса я училась в обычной школе, английский не знала, поэтому пришлось ходить к репетитору. (в НИШ я поступала, сдавая экзамены)

Знания были минимальны, хоть и была круглой отличницей. Это тот случай, когда отметки значения не имеют никакого. Учителя толком не проводили уроки, дети не имели желания учиться. Никакой продуктивности, но, что было проще, там было максимально 6 уроков, а в НИШе было и по 9 уроков, и дополнительные, и критериальное оценивание, и кембриджские экзамены.

Однако эти трудности принесли больше пользы, чем недостатков(испорченное зрение, недосып, нервы, давление).

Я не нашёл ответ про хоть какой-то большой город. К тому же моё мнение сильно отличается от предыдущих ответов. Мне повезло учиться в 610 классической гимназии СПБ. Лучшая гуманитарная школа в Петербурге точно. Могу вам сказать, что различия гигантские. Сейчас учусь в одной из лучших школ технических, так что могу судить. В гимназии изучают 4 иностранных языка(немецкий, английский, древнегреческий и латынь). Многие учат ещё какой-то язык. В гимназии много кто ездит в обмены и свободно говорит по-немецки там. Никто не считает курение и употребление алкоголя чем-то очень плохим. В нескольких классах количество курящих около 40%. Столько пьющих мало где можно найти. И одновременно все могут переводить античную литературу. Часто выпускники едут учиться в Германию/Англию. Все хорошо знают историю. От античности до новейшего времени. Все разбираются в живописи и архитектуре. Разница огромная.

В корне не соглашусь с первым отвечавших человеком. На своем примере. Сейчас я учусь в 9 классе в лицее при МГТУ. До этого учился в обычной школе.

1. Отношение УЧИТЕЛЕЙ к учебе

В моей старой школе учителя давали нам материал на от***сь. К примеру мой учитель(женщина) математики давала материал так: "Ну я не знаю как это объяснить, сами в учебнике прочитаете"

В лицее же все учителя заинтересованы в том, чтобы давать знания. И учат они нас не ради оценок, а ради знаний. Если что-то тебе непонятно, то учителя объясняют тебе прямо на уроке, либо назначают тебе допы на которые ходят ученики у которых есть вопросы.

2. Про высоченное чсв учащихся лицея.

Эта проблема на самом деле выдумана и такой проблемы уже давно нет. К ученикам с необычной внешностью или какими-то особенностями относятся очень толерантно. Никто никого не гнобит (в отличие от старой шк) и все друг друга поддерживают.

Теперь к отличиям, в распоряжении нашего единственного первого класса было 2 больших кабинета, один - учебный, второй в первый год был оборудован кроватями, да, в первом классе у нас был тихий час (!), в последующие годы это была игровая с живым уголком и библиотекой. В лицее мы проводили целый день, часов до 5 вечера, пол дня мы учились, вторую половину дня учили уроки, читали, гуляли, ходили на кружки (пение, танцы). Новенькие у нас не приживались, они не вписывались в наш дружный коллектив, а порой мы недоумевали как такой персонаж мог к нам попасть (мальчик обделался на уроке во втором классе, это был его последний день, последняя капля так сказать). Я не знаю как оценивать учебную нагрузку, да было тяжело, особенно в первом классе, но потом стало легче. Лицей в итоге закончили уже составом из 15 человек.

Разница почувствовалась в 5 классе, когда переехали в Санкт-Петербург и меня отправили в обычную школу. Мало того что мои одноклассники учились по программе 1-3, так ещё весь 5 класс я проходила заново уже пройденное. Одноклассники мне казались глупыми и маленькими, хотя мы были одного возраста. Но я была не одна, нас было трое новеньких (с одним из них мы до сих пор лучшие друзья).

В целом, разница в базе и в подходе.

Последние 4 школьных года училась в лицее. В моем случае было два больших принципиальных отличия:

1. Уроки начинались в 9:00, а не в 8:30, как в обычных школах;

2. Уроки шли парами. То есть урок 45 минут, перерыв 5 минут, такой же урок еще 45 минут. Перерыв между "парами" 20 минут.

Особых отличий от программы СОШ не заметила.

Ответить

Татьяна Соломатина

Чем отличается гимназия от обычной школы: на примере моих детей

Добрый день, друзья! Захотелось отойти от привычной темы «Путешествий» и немного поговорить о наболевшем, об образовании детей.

Куда отдать ребенка учиться? Как выбрать учреждение? Чем отличается гимназия от обычной школы? В интернете много статей, которые подробно освещают эти вопросы со стороны законодательной базы.

Цель моей публикации немного другая. Я рассмотрю данный вопрос на практике, с позиции мамы, которая прошла через все трудности устройства одного из своих детей в престижную гимназию. Вот уже 7 лет я наблюдаю жизнь двух разных общеобразовательных учреждений – обычной школы и гимназии, вижу всю ситуацию изнутри.

На практике не все так просто и однозначно, как в официальных бумагах. Многие из вас испытают шок, прочитав публикацию. Кто-то будет возмущен, кто-то не поверит, кто-то удивится, кто-то пожалеет или захочет поспорить. Но какая бы не была у вас реакция, мой рассказ направлен на то, чтобы заставить задуматься родителей об образовании детей не только, как о крепком плацдарме для будущего. Подумайте, как сохранить гармонию в детской душе, не убить личность, не отбить светлое желание учиться.

Ведь спеша на свой первый звонок, наши дети счастливы, мечтают о новых друзьях и пятерках, верят в чудо!

Читайте статью до конца, вы поймете, что я имею в виду.

Долго думала, как лучше донести до вас цель этой статьи, как доступнее объяснить чем отличается гимназия от школы. Потом просто решила рассказать все подводные камни, плюсы и минусы, на примере двух российских учреждений – Кратовской школы № 28 http://ramsch28.edumsko.ru/ и Раменской гимназии http://ramgim.edumsko.ru/ , в которых учатся мои дети.

Конечно, в каждом заведении есть свои нюансы, порой соседние школы кардинально отличаются друг от друга. Но система образования в России одна, требования едины, вот только внедряют ее в жизнь по-разному. Как и во всех отраслях, все зависит от человеческого фактора.

Поэтому, конечно есть исключения, и школы бывают ужасные, и многие гимназии или лицеи существуют «для детей», а не для собственного престижа.

Постоянные читатели моего блога знают, что живу я в небольшом дачном поселке Московской области – Кратово. Это не Москва, выбор школ невелик. Здесь их всего три, многие жители возят детей в ближайшие города, Раменское и Жуковский.

Я этим вопросом тогда не заморачивалась, считая, что начальная школа должна быть рядом. Но настал момент, и я поменяла свои взгляды, приняла решение, о котором жалею до сих пор.

Кирилл и Раменская гимназия

Кирилла отправила в Кратовскую школу № 28, которая подкупила какой-то необыкновенной домашней обстановкой, было ощущение, что отдаешь ребенка в семью.

Под конец первого года обучения, мнение не изменилось. Однако, мой сын резко выделялся на фоне других детей. Это отмечала наша классная руководитель, это видели мы, родители. К тому же, ему было скучно на уроках, потому что весь материал первого класса он уже знал.

Такая ситуация заставила нас задуматься о более серьезном, в плане обучения, учреждении. И подняв все связи, приложив немало усилий и финансовых затрат, со второго класса, мы перевели сына в самую престижную гимназию города Раменское.


А дальше был ужас, который продолжался всю начальную школу! Особенно трудно было в первый год. Причем Кирилл быстро освоил новую программу обучения, прекрасно вписался в коллектив класса. Проблемы были в другом.

Принцип «образования» в данном учебном заведении в начальной школе основывается на постоянном строгом «построении» детей. Нет никакого поощрения и пряника, только кнут и утверждения по типу «ты и твои родители – должны и обязаны».

Никакого индивидуального подхода к ребенку, помощи в трудных детских ситуациях, сочувствия или участия, только жесткая муштра, тяжелый взгляд и постоянная гонка за показателями. Причем если ребенок не дай Бог сделает шаг в сторону, оступится, то это рассматривается как предательство, и раздувается до неимоверных размеров.

Вы можете мне не верить, или подумать, что Кирилл из «проблемных» детей, или что у меня конфликт с администрацией, и я хочу очернить заведение. Но это не так. Мой сын до сих пор ходит в эту гимназию, на это есть свои причины, о которых я напишу ниже.

Так относятся ко всем детям, без исключения. Это политика школы. Мечта (стать лучшей школой Вселенной) директора, которая, благодаря такой постановки вопроса, успешно держит гимназию на первых строчках рейтинга не только районного уровня, но и всероссийского.


Надо отдать должное, благодаря политике жесткой дисциплины и страха, в начальной школе действительно дети получают обширные знания. Им дают гораздо больше материала, чем в простой общеобразовательной школе. Но какой ценой? Ломается психика, затаптывается личность, забиваются все желания ребенка.

Многие не выдерживают такого давления. Об этом не принято говорить вслух, но каждый год из нашего класса уходили один-два человека, именно по этой причине.

Оставшиеся держались и молчали. Молчали дети, запуганные учителями, молчали родители, понимая, что возмущения негативно отразятся на детях. Редкий бунт родителей подавлялся на корню словами: «Не устраивает, отправляйтесь в обычную школу».

Администрация не скрывает, что им интересны только дети-звезды, которые дают результат, в виде побед на престижных конкурсах и олимпиадах, и поднимают рейтинг гимназии на заоблачные высоты.

Именно на них делаются все ставки, именно к таким детям относятся с особой трепетностью, именно им прощается многое. Но они редко определяются в начальной школе. Здесь пока все равны, здесь куются кадры для средней ступени школы. И учителя начальной школы соревнуются между собой в воспитании новых «звезд».

Ведь как это приятно осознавать, что именно ты воспитал гения, что именно из твоих классов выходит больше неординарных, по меркам данного учреждения, детей. Конечно они действуют так не всегда по своей воле. Учителя тоже, в каком-то смысле, жертвы политики учреждения. Попробуй-ка пойти против руководства, быстро вылетишь из стен престижного заведения с хорошей зарплатой в обычную школу, с понижением статуса и материального ручейка.

Да и руководство можно понять, чем выше статус заведения, тем шире река финансирования, чем больше одержанных побед, тем больше шансов получить заветный гранд и соответственно немалые деньги. Со спонсорами сейчас туго, в стране кризис, соответствовать стандартам, сделать учреждение комфортным и удобным, оснастить его всем необходимым, потом достойно содержать – непростая задача.

Трагедия заключается в том, что, выполняя эту непростую задачу, администрация явно ставит свою основную миссию – воспитание и обучение детей, на второй план. Где, то чуткое отношение к детям, куда делись доброта, сострадание, желание разобраться в текущих проблемах отдельного ребенка или класса в целом?


Остался только «голый учебный план», где материал предоставляется в микроскопических дозах, отдавая углубленное изучение темы урока на совесть родителей, вынужденных нанимать репетиторов. Такая участь ждет всех учеников данного учреждения, вступивших в среднее звено (5-8 классы) и касается выпускников (9-11 классы).

Здесь невозможно учиться на 4 и 5, если родители не имеют средств, необходимых на дополнительное образование. На уроках дается минимум, все остальное дети обязаны черпать из других источников самостоятельно. В самой же гимназии, требуют знания большего объема, чем дают.

Это объясняется новыми стандартами образования, по которым ребенок должен научиться добывать знания сам. Но в таком случае, прежде чем пускать детей в свободное плавание – покажите им, как это делать! Расскажите где и как правильно собирать информацию, как ее оформлять, проведите курс лекций на тему самообразования, предложите какой-то план, направьте в правильное русло хотя-бы.

Ничего этого нет. Есть неоспоримый факт – если материальное положение родителей позволяет, то оплачиваются репетиторы, в противном случае, предоставленные сами себе дети, тупо сидят в интернете, играют в дурацкие игры и напрочь игнорируют учебу, с трудом «выезжая» на природной сообразительности и крепких знаниях основ предметов, полученных в начальной школе (слабые дети отсеиваются быстро). Вот к чему привели хваленые «новые стандарты», самообразование и пассивность педагогов.

Конечно, даже при такой обстановке, гимназисты имеют более высокую подготовку и выгодно отличаются от учеников простых школ. Ведь большинство все-таки занимается с репетиторами, что естественно дает свой результат, и в конечном итоге, приводит к хорошей успеваемости.

Но представьте себе, если у вас нет средств на преподавателей, а сами вы не владеете тем или иным предметом, не можете помочь ребенку в учебе. Что тогда?

Я отвечу. При должном старании и упорстве, ребенок справится, он будет нормально знать голую программу, ведь время, проведенное на уроке, выслушивание развернутых ответов других детей, не пройдут бесследно. Но вы должны быть готовы, что «хорошистом» ему не быть. «Тройки» по основным предметам обеспечены. Потому что просто невозможно учиться в гимназии хорошо, не получая материал, знания с неба не свалятся.

Кирилл

Я уже писала выше, что сын начал обучение в гимназии со второго класса. Все вышесказанное в полной мере проехалось по нему.

Счастливое, беззаботное детство закончилось со звонком на первый урок. До сих пор жалею, что подвергла ребенка столь тяжкому для того возраста, испытанию. Жалею, что не вернула в обычную школу, не дала возможность взрослеть в мирной, не нервозной обстановке.

В процесс обучения Кирилл втянулся быстро, сказались природный талант к мгновенному запоминанию информации и регулярное выполнение домашних заданий вместе со мной или отцом.

Одноклассники его принял сразу, сын по натуре лидер, ему несложно было завоевать расположение детей. До сих пор благодарна судьбе за столь дружный класс, за столь интересных и добрых детей.

Как видите, основные моменты, которые боятся родители при переводе ребенка в новую школу, прошли для нас безболезненно.


Но все остальное было тяжело. Ребенок попал в атмосферу жесткого прессинга. После теплой, душевной обстановки Кратовской школы, он страдал от муштры, равнодушия, грубого отношения со стороны учителя. И если остальные дети принимали сей факт, как должное, им не с чем было сравнивать, они не учились в другой школе и не знали, как может быть иначе. То Кирилл искренне не мог понять, почему забытая дома ручка вызывает в учителе такой гнев, а за верно решенную задачу, лишь неправильно оформленную в тетрадке (не столько клеток отступил от края), учитель ставит оценку «3».

Это была настоящая дрессировка, к которой уже привыкли одноклассники, но с которой мой ребенок смог смириться только через год. Не сам смирился, его в полном смысле сломали!

Третий и четвертый класс прошли под негласным девизом детей и их родителей – скорее бы средняя ступень! Повлиять на ситуацию было невозможно, такая обстановка во всех начальных классах данного учреждения.

Хотелось оттуда сбежать, но возвращаться в первую школу уже не хотел сын. Он прикипел к новому классу всей душой, сумел подстроиться под новый стиль обучения, резко повзрослел, стал более колючим, на уроках научился быть пай-мальчиком и хитростью добиваться желаемого от педагога.

Мне не нравились изменения, произошедшие с ребенком, но остаться в гимназии было его решение, против которого я пойти не смогла. К тому же, под моим ежедневным контролем успеваемость была на высоте, ребенок реально получал глубокие знания в начальной школе гимназии.


Сейчас Кирилл учится в 8 классе. До сих пор ничего не хочет слышать о переводе в ближайшую, обычную школу. Учится сам, без какой-либо моей опеки и репетиторов. Второй год в четверти присутствуют тройки.

Он вырос, по-прежнему лидер, имеет свое представление о дальнейшей судьбе, имеет упертый характер, научился добиваться всего, что нужно лично ему, здесь и сейчас. Заставить его что-то делать против желания невозможно.

Для себя я решила так. Захочет получить дальнейшее образование – помогу, найду деньги, оплачу репетиторов. Давить и принуждать не буду, этого он сполна получил, так рано, пройдя курс молодого бойца в начальной школе Раменской Гимназии.

Лёня и Кратовская школа № 28

Выше, я уже упоминала об этом учреждении. Здесь учился весь первый класс Кирилл. Поэтому, когда подошло Лёнькино время, на фоне столь тяжелого обучения в Раменской гимназии Кирилла, я без колебаний отправила сюда младшего сына, не желая ему печальной участи брата.

К тому же, Лёня совсем другой. Он мягкий, ранимый и очень добрый, доверчивый ребенок, ему труднее пережить прессинг, он бы точно сломался.

Кратовская школа № 28

Кратовская школа небольшая, здесь всего по одному классу каждого потока, причем детей немного, нет переполненности.


Здесь царит домашняя атмосфера, дети чувствуют себя комфортно. Практикуется длительное нахождение ребенка в стенах школы. Ребенок освобождается в половине третьего, потому что обязательна внеурочная деятельность.

Я неоднозначно отношусь к данному нововведению в образовании. Считаю, что оно полезно лишь в том случае, если школа предоставляет дополнительные занятия, которые позволят ребенку заняться чем-то интересным, отличным от уроков.

По факту, происходит так, что дети вынуждены с 8.30 утра до 14.30 просиживать за партой в одной позе, что трудно даже взрослому человеку. Причем эти занятия обязательны, даже если ребенку совсем неинтересны и не нужны.

Было бы хорошо, если бы дети получили возможность после уроков выплеснуть усталость посещая на базе учреждения спортивные секции, танцевальные кружки или интересные клубы (обучение фотографии, поварское искусство или туризм).


Однако, в данной школе организовать все это достаточно сложно. Она маленькая, лишних ставок для оплаты труда приходящих специалистов, нет. А скромные попытки, искренне болеющего за свое дело директора, Лайко Галины Викторовны, набрать платные группы детей, провалились, не получив отклика от малообеспеченных родителей.


Но надо отдать должное, Галина Викторовна упорно идет к высокой цели вывести нашу школу на более высокий уровень образования, собственно она делает все то же, что и директор Раменской гимназии. Только вот методы использует совсем другие.

Здесь не задвигают детей на второй план. Здесь каждого ребенка не просто уважают, к нему относятся как к личности, о детях заботятся, стараются справедливо разобраться во всех проблемах и конфликтах учеников.

Здесь детей не отправляют за знаниями в свободное плавание, их тянут, им объясняют, пытаются достучаться до ребенка не криком или угрозами, а доверительными беседами и долгими объяснениями.

Учителя дорожат каждым учеником, стараются найти компромисс между «новыми стандартами» и желаниями детей и родителей.

Школа проводит бесконечные турниры, конкурсы, праздники, соревнования. Причем в подготовке всего этого активно привлекаются родители. Сей факт многих раздражает. Я часто слышу такие слова: Лучше бы знаний больше давали!

И это понятно, ведь всем хочется, вернувшись с работы решать свои насущные дела, а тут дополнительная нагрузка в виде изготовления подделок или составления очередного сценария к празднику.

Но, дорогие родители, посмотрите, как радуются очередной победе в эстафете ваши дети, сколько идей в их голове, с каким восторгом они берутся за подготовку нового фестиваля. Задумайтесь, насколько им важна в этот момент ваша помощь и поддержка.


Возможно тогда вы поймете, насколько правильную тактику — объединения детей и родителей, выбрали в школе. Поверьте, плоды такого воспитания вы увидите позже, когда ребенок не бросит вас в беспомощном состоянии в глубокой старости, когда вам не придется выпрашивать как милостыню, тот пресловутый стакан воды.

Всем критикующим эту школу, так и хочется сказать, окунитесь хотя бы на одну учебную четверть в гимназию, тогда быстро почувствуете разницу. Там вам даже не дадут открыть рта, несмотря на то, что являетесь законным представителем ребенка. Будете ходить как шелковые, и родное ваше чадо, тоже.

В Раменской гимназии нет духа радости и счастья детей. Их несчастные ученики, бредут уже в 13.10 домой, к своим компьютерам, предвидя огромное домашнее задание, заранее зная, что, если даже с ним справятся, их никто не похвалит, в лучшем случае, преподаватель равнодушно поставит хорошую оценку в журнал. В худшем, раскритикует, найдет кучу помарок и неточностей, отбивая тем самым на корню желание учиться.

Кратовская школа не идеальна, и у нее есть сторонники и противники. Проблем много.


Здесь присутствует текучка кадров, потому что директор пытается вывести заведение на более высокий уровень не за счет дрессировки детей, от такой политики страдают преподаватели. Заваленные сверх меры обязанностями и бумажной волокитой, большинство не выдерживают, уходят в более спокойные места.

Здесь ваши дети конечно не получат столь глубокого образования, в первую очередь не из-за недостаточной квалификации учителей и текучки кадров, а из-за неоднородного контингента детей.

Поселок разрастается, строится. Сюда на работу приезжают граждане СНГ. Их дети приходят в нашу школу, порой не зная русского языка. Школа маленькая, здесь нельзя разделить детей на слабых и сильных, в потоке всего по одному классу. Отсюда трудности в обучении. Педагогам приходится учитывать способности таких детей, и строить процесс обучения соответственно.

Я не являюсь фанатом этого учебного заведения, хотя из написанного выше, у вас могло сложиться такое мнение. Мне просто нравится политика школы в отношении детей. Сравнивая с гимназией, считаю, что Кратовская школа лучше справляется с задачей воспитания достойных людей, несмотря на все статистики и рейтинги. Потому что нет такого рейтинга, где отмечаются не голые заслуги, основанные на показателях, а добрая атмосфера, одержимость, искреннее стремление вникнуть в проблемы ребенка.

Лёня

Сын учится здесь с первого класса. Сейчас он в шестом. За это время состав одноклассников изменился на 80%. Кто-то уезжал, меняя место жительство, кто-то переводил детей в заведения рангом повыше, часть уходили, не найдя общего языка с администрацией школы по вопросам организации процесса обучения.


Но мне не известно ни одного случая, чтобы класс покинул ребенок, который не смог адаптироваться к атмосфере, или не нашел общего языка с одноклассниками или учителями. Сей факт говорит уже сам за себя.

Мой сын не является каким-то одаренным ребенком, учится средне, тройки присутствуют. Может нарушить дисциплину и получить нагоняй, может забыть сделать домашнее задание. Причем никто за это его давить не будет, даже плохую оценку в журнал не поставят. Проведут беседу, в крайнем случае сообщат мне. В общем обычный, среднестатистический мальчишка.

Лёнька любит свою школу, он часто просит забрать его домой позже, желая после занятий поучаствовать в каком-то мероприятии, просто подольше пообщаться с друзьями или погулять во дворе заведения.


Сыну комфортно находиться там, он не стремится домой к компьютеру, ему не нужен виртуальный мир, потому что его вполне устраивает реальный. А ведь это очень важно. Я благодарна за такое положение вещей Кратовской школе.

Мой призыв ко всем родителям

Статья получилась длинной, но все что хотела сказать, уместить удалось. Я понимаю, что основная масса читателей не живет в Кратово и далека от этих двух учреждений. Но мне хотелось написать не абстрактную статью, полную общих советов и рекомендаций, а показать ситуацию на практике, на примере моей семьи и двух, таких разных учебных заведений.

Разных во всем – в названии, статусе, нормативных документах. А самое главное, такие разные в подходе к своей главной задаче – воспитанию и образованию детей.

На мой взгляд, нужно выбирать школу, прежде всего опираясь не на глубину знаний, которую способно дать заведение, не на его статус и престиж, а на то, каким путем здесь добиваются результата, на то, как относятся к детям.

Ведь на моем примере хорошо видно, что в конечном результате тратиться на репетиторов все-равно придется, причем для обоих детей. Полных знаний, необходимых для поступления на бюджетное обучение в престижный ВУЗ, не даст сейчас ни одна школа, и ни одна, даже самая лучшая гимназия в России.


Так стоит ли портить психику ребенка, лишать его еще пары годков беззаботного детства, обрекая на раннее взросление?

Теперь я точно знаю, что нет. В моем случае твердо убеждена, что приняла неверное решение, переведя ребенка в гимназию. Такой шаг стоит делать не раньше окончания начальной школы, только тогда будет ясно насколько нужно это вашему ребенку, насколько готов он к серьезному труду, насколько желает этого сам.

Ошибочно утверждение, что потом будет сложнее наверстать программу или поступить. Если это действительно так, если это будет трудно вашему ребенку, тогда лучше оставьте его в покое, он явно не готов к такому обучению. Пусть лучше будет «звездой» в обычной школе, чем замученным и забитым середнячком в гимназии.

Искренне рекомендую всем родителям, сто раз подумать перед принятием такого важного решения. Подумать прежде всего не о себе и своих амбициях, а о своем любимом чаде. Трезво оценить его характер, возможности, узнать о планах и стремлениях. Причем отнестись к ребенку, как личности, прислушаться к нему, даже если он совсем мал и не может осознанно решить, что для него лучше. Прислушаться к себе и своему сердцу. Быть честным с собой, тогда удастся трезво посмотреть на вещи и правильное решение обязательно придет.

Не судите меня строго, если не согласны. Это мой личный опыт и моя точка зрения. Я не собираюсь никому ее навязывать, однако всегда уважаю мнения других, поэтому прошу вас уважать и мое.

Буду благодарна, если оставите свои комментарии, очень хочется знать сколько людей думают так же, а сколько, видят вопрос по-другому. Если у вас есть подобный опыт, напишите статью, поделитесь с читателями, я обязательно опубликую ее на страницах своего блога. Подробнее об этом, читайте .

На этом прощаюсь с вами.
Татьяна Соломатина