Сияла ночь фет анализ кратко. Анализ стихотворения Сияла ночь

Текст стихотворения Фета “Сияла ночь. Луной был полон сад” одно из лирических произведений поэта, над которым литературоведы спорили долгое время. Одни говорят, что его лирическая героиня – Мария Лазич, а другие – Татьяна Берс, пение которой вдохновило Афанасия Афанасиевича на создание стихотворения. Сюжет – свидание влюбленных под луной и поздние воспоминания героя об этом годы спустя. Композиционно стих включает четыре строфы, а по смыслу – две: в первой и второй строфах лирический герой описывает свидание, а в третьей и четвертой – воспоминание о нем. Такая романтичная картина создана при помощи образов природы (ночь, заря), музыки (рояль, струны) и чувств (дрожащие сердца). Так же этой цели способствуют изобразительные средства – эпитеты (“томительных и скучных” лет, “жгучей муки”, “рыдающие звуки”). Темы, которые раскрыл поэт – музыка и любовь, а мотив – преображающая сила искусства. Благодаря гибкости стихотворения поэт сумел передать свои эмоции в словах.

Материал может быть использован как дополнение к урокам литературы или при самостоятельной работе в старших классах.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна – любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета

В творчестве Фета можно выделить целый цикл стихотворений, посвященный трагически погибшей М. Лазич. Одним из них является произведение «Сияла ночь. Луной был полон сад» (1877 г.).

Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Вполне возможно, что он описывает реальный эпизод из жизни. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»).

Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что выбор дался ему нелегко. Состояние Лазич было еще более тяжелым. Девушка до самой последней минуты не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от свадьбы. Она еще не верит в то, что все потеряно, и пытается своим пением изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.

Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.

В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фет прямо утверждал о своей надежде на посмертную встречу с любимой. Он с нетерпением ждал своей смерти. В данном произведении поэт лишь продолжает «веровать в рыдающие звуки», раздающиеся в его памяти. Эта вера придавала Фету сил пройти свой жизненный путь до конца и своими страданиями заслужить прощение.

Афанасий Афанасьевич Фет - яркий представитель русской лирической литературы, один из последних романтиков эпохи «золотого века». Подтверждением тому является волнующее стихотворение «Сияла ночь луной», принадлежащее позднему периоду творчества поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сияла ночь луной» по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1877 году, и является отражением былых чувств поэта к Марии Лазич, в которую он был страстно влюблен в молодости.

Тема стихотворения – Воспоминания о былой любви.

Композиция - Симметричная композиция делит произведение на две части: в первой части описывается прекрасное пение девушки, во второй - автор наслаждается ее пением, но уже много лет спустя. Четвертая строфа является наивысшей эмоциональной точкой стихотворения.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Шестистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «жгучая мука ».

Эпитеты - «томительные», «звучные», «рыдающие ».

Олицетворения – «лежали лучи», «сияла ночь», «струны дрожали ».

История создания

Афанасий Афанасьевич написал свое стихотворение «Сияла ночь луной» в 1877 году, на пороге своего 60-летия. В этот период он подводил итоги прожитой жизни, и творчество его было проникнуто тайной грустью и сожалением.

В юношеские годы Фет был влюблен в молодую красавицу Марию Лазич, которая отвечала поэту пылкой взаимностью. Однако девушка принадлежала бедной семье, а жениться на бесприданнице Фет не планировал. Ее трагическая гибель в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая так и не затянулась со временем.

Позднее, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе комфортную жизнь, Фет корил себя за то, что в погоне за роскошью утратил самое ценное, что имел - искреннюю любовь.

Произведение «Сияла ночь луной» является, по сути, воспоминанием поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.

Удивительная нежность и музыкальность стихотворения не могли не остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к нему музыку, и в настоящее время «Сияла ночь луной» является одним из популярных русских романсов.

Тема

Центральная тема стихотворения - чистая и возвышенная любовь, которая сопровождала лирического героя на протяжении всей жизни.

Это глубоко интимное, во многом автобиографическое произведение, в котором отразились все переживания поэта. Стихотворение, особенно, вторая его часть, пронизано светлой грустью. Автор тоскует о своей возлюбленной и надеется на скорое воссоединение.

Избранница лирического героя соединила в себе все прекрасные черты, которые могут привлекать романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор воспринимает любовь. Основная идея, которую хотел донести поэт в своем произведении, это бессмертие любви, ее всепобеждающая сила, над которой не властно ни время, ни обстоятельства.

Композиция

Произведение «Сияла ночь луной» состоит из четырех четверостиший, каждое из которых характеризуется собственной звукозаписью. Композиция имеет симметричное строение, поскольку делит стих на две равные части:

  • первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
  • последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.

Жанр

Произведение относится к жанру любовной лирики, поскольку автор выражает в нем всю глубину своих чувств и переживаний.

Написано стихотворение шестистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Невзирая на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его нежность и мелодичность являются результатом сложной работы с художественными средствами.

Особая привлекательность, певучесть строк произведения достигается за счет применения ассонанса и аллитерации.

«ИДЕЙНО­ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
«СИЯЛА НОЧЬ» А.А. ФЕТА»
«Сияла ночь»
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна ­ любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна ­ вся жизнь, что ты одна ­ любовь,
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Тема любви ярко прозвучала в относящемся к поздней лирике Фета
стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Оно было
написано 2 августа 1877 года и посвящено непосредственно музыке и пению, и
поэтому автор относит его к циклу «Мелодии».
Однажды Фет гостил у Толстого в Ясной Поляне. В один из вечеров им
пела Татьяна Андреевна Кузминская, женщина эмоциональная, обаятельная, с
хорошим голосом. Когда она пела, он говорил ей, что музыка действует на
него так же сильно, как красивая природа. В память этого “эдемского вечера”
Фет за ночь написал стихотворение и подарил его Кузминской. Уже позже на
него написали музыку. Это стихотворение ­ “Сияла ночь”.
Это произведение отличается особым эмоциональным колоритом:
оно наполнено радостью, упоением, восторгом. Здесь господствует образ
любви­переживания, зачастую слитый с образом природы.

В первой строфе Фет вспоминает детали вечера: была ночь, светила
луна играл рояль, издавая звуки, отражающиеся в сердце.
Во втором четверостишии автор рассказывает о чувствах Кузминской,
которая изнемогала в слезах. Он сравнивает ее с любовью и говорит, «что нет
любви иной». Автор дорожит каждым звуком Татьяны и желает бесконечно ее
любить.
В третьей строфе он переносится через много лет в то время, когда он
впервые слышал голос Татьяны Андреевны и сравнивал ее с жизнью.
В заключительном четверостишии Фет говорит, что судьба не имеет
обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной».
Он только хочет верить в звуки души, и любить, и обнять, и плакать.
Для Фета лирическая героиня – земное воплощение красоты жизни, ее
высокого «звука». В данном стихотворении доминирует образ любви.
Стихотворение “Сияла ночь”, как и многие другие стихотворения Фета,
отличаются стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из
другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое
повествование идет с нарастанием: нарастает чувство к смысловому итогу.
Такого рода стиховые композиции производит особенно сильное впечатление.
В стихотворении все окружающие предметы, объекты и вещества
оживают за счет олицетворений «лежали лучи», «струны дрожали».
Использованные эпитеты «рыдающие звуки», «много лет томительных и
скучных», «ночной голос» предают стихотворению выразительное звучание.
В первом четверостишии с помощью звука «р» передается волнение,
тревога. Во второй и четвертой строфах преобладают гласные звука. Это
придает стихотворению особую певучесть.
Фет использует сложносочиненные предложения, показывает не
подчинение, а соединение природы и человека, действий и эмоций. В двух
четверостишиях автор повторяет целое предложение: «Тебя любить, обнять и
плакать над тобой». Но в первом случае он ставит в конце точку, а во втором
– восклицательный знак. Это говорит об усилении чувств и эмоций, о
важности быть вместе и сострадать друг другу.
Стихотворение написано шестистопным ямбом, перекрестной рифмой.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

________________________________________________________________

Лёгкое, как дыхание, свежее, как ветер, трогающее душу стихотворение А. Фета «Сияла ночь…» ярко и искренне передаёт силу любовного чувства, пробуждённого музыкой. У читателя создаётся ощущение трепетного, хрупкого, нереального мира, полного тайн и загадок. Здесь нет ничего конкретного, а предметный мир зыбок и неуловим, как лунный свет: «луной был полон сад», «лучи у наших ног…». Неясен и сюжет: он и она в гостиной; она исполняет дивную песню, он внимает ей. Прошли годы… И вновь в душе лирического героя звучит голос любимой. Но поэту важно передать не только события, но и впечатления, тончайшие переливы чувств, нюансы и полутона. Фет использует для своей поэтической палитры прозрачную акварель, при этом рисуя не красками и даже не словами, а звуками. И эти звуки – пение женщины, аккорды рояля, тревожное биение сердец - отзвуки сильного чувства, не меркнущего спустя «томительные и скучные» годы.

Известно, что это стихотворение посвящено Татьяне Берс, сестре жены Л. Н. Толстого, той самой Татьяне, чьё женское обаяние, очаровательная естественность и искренность чувств великий писатель передал в ярком образе Наташи Ростовой. «Сущность Наташи – любовь», - писал Толстой. И Фет увидел это в своей героине: «… ты одна – любовь», «нет любви иной». Мы помним, что в Наташу влюбился Василий Денисов, услышав её проникающее в душу пение. Лирическая героиня стихотворения Фета, не названная по имени, тоже поёт так, что пробуждает всё лучшее в человеке:

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Что в этой песне? Боль, страдание, жалоба? Почему она пела, «в слезах изнемогая», почему звуки «рыдающие»? Наверное, тот, кто рядом с ней, услышал грустную повесть девичьих обманутых надежд, понял скрытую драму страдающего сердца, и это вызывает у него чувство сопереживания. Не случаен последовательный ряд глаголов в одной строчке: «любить», «обнять» и «плакать»: любовь сначала порождает нежность, а затем жалость и сострадание. «Плакать над тобой», а не с тобой, не о тебе – так мог сказать человек сильный, способный защитить женщину, спасти её от горя и бед.

Стихотворение композиционно делится на две части: светлое воспоминание о былом и унылое настоящее. В нынешнем нет поэзии, нет музыки, нет любви, не верится в будущее. Устала душа, изнемогла от «обид судьбы и сердца жгучей муки». «Тишь ночная» глуха, но вот откуда-то из прошлого доносится чудный голос, поющий ту же почти забытую мелодию: «… ты одна – любовь, нет любви иной». Эти слова повторяются дважды, но в конце стихотворения звучат иначе. Тогда музыка пробудила любовь, сейчас – веру в любовь, в возможность счастья, заставила поверить, что

жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки…

Не «верить», а возвышенное «веровать», как в святыню, как в Бога. Возрождается душа под воздействием дивных звуков, оживают прежние чувства, возникает уверенность в том, что жизнь продолжается. Снова засиял свет, который лучился, когда она «пела до зари». Заря словно символизирует молодость и силу чувства, а ночь – рыдания, усталость и боль.

Поражает лаконичность описания обстановки, в которой мы слышим чудные звуки: ночь, сад, гостиная, раскрытый рояль. Но «ночь сияла», и что-то ликующее, торжественное мы чувствуем в этом слове; от сияния ложится отсвет на все предметы: на деревья сада, на пол гостиной; свет зарождает сияние и в глазах двоих. Свет любви. Свет души. Мастерство Фета проявляется и в том, что почти от космической картины лунной ночи он постепенно переходит к описанию комнаты, как бы сужая пространство: сад, дом, гостиная – и затем рояль, звуки которого и пробудили у лирических героев сильные чувства. Именно в музыке герой находит отклик своим настроениям и переживаниям. Искусство любви и любовь к искусству едины и неразрывны. Нужно любить, думая не о себе, а о другом, понимать и чувствовать музыку так, чтобы она служила не просто красивым фоном, а пробуждала светлые чувства.

Удивительно певучее и мелодичное стихотворение Фета тем не менее приглушённое, произнесённое чуть ли не шёпотом: ведь чувства так нежны, так интимны. Чарующе тихо звучат стихи благодаря обилию согласных «ш» и «х»: «прошло», «тиши», «слышу», «вздохах этих». Помимо аллитерации поэт использует и ассонанс»: гласные «и», «у» придают стихотворению особую нежность, лёгкость и воздушность: «Что нет об и д с у дьбы и сердца жг у чей м у к и , а ж и зн и нет конца, и цел и нет и ной…». Мелодике звучания способствует и рифма. Пожалуй, именно последние слова строк из третьей строфы являются ключевыми словами: «любовь», «звучных», «вновь», выстраиваясь в словесный ряд: «вновь звучит любовь».

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» влюблённый в Наташу Денисов называет её волшебницей. Лирическая героиня поэтической миниатюры Фета тоже волшебница: она совершила чудо, пробудив у героя сильное и искреннее чувство, а затем спустя годы возродив его вновь.