Технологическая карта урока. Технологическая карта урока по фгос Скачать образец технологической карты урока


Технологическая карта - инновационный инструмент реализации ФГОС; - новый вид методической продукции. Общее: использование всех составляющих УМК достижение предметных, метапредметных и личностных результатов нацеленность на деятельность ученика Частное: вид подачи материала (таблица или тезисы) временной охват (урок, тема) СУ «Перспектива»СУ «Школа России»УМК «Сферы»


Методическое обеспечение УМК «Школа России» и «Перспектива» Новая форма представления материала Технологические карты Широкие возможности Адресат учителя общеобразовательных учреждений руководители, администраторы методисты обеспечение деятельности по достижению планируемых результатов метапредметных предметныхличностных формирование УУД РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС



Результатов 4 этап. Рефлексия деятельности. Контроль и оценка 3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность 1 этап. Мотивация деятельности Организация пространства Планируемый результат Содержание изучаемой темы Цель темы Количество уроков в теме Тема Технологическая карта темы. «Перспектива» 2 этап. Учебно-познавательная деятельность Технология изучения темы




Авторский коллектив: Роговцева Наталья Ивановна Илюшин Сергей Леонидович Галактионова Татьяна Гелиевна Бойкина Марина Викторовна Буденная Ирина Олеговна Глаголева Юлия Игоревна Бубнова Инна Анатольевна Чернышова Наталья Сергеевна Данилина Вера Михайловна


Структура технологической карты урока Тема: Тип: Задачи: Планируемые результаты ПредметныеМетапредметныеЛичностные Межпредметные связи: Ресурсы урока: Для учителя:Для учащихся: Ход урока: Содержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающихся 1. Актуализация необходимых знаний 2. Мотивация познавательной деятельности 3. Организация познавательной деятельности 4. Подведение итогов Дополнительный материал: Диагностика достижения планируемых результатов: Дополнительные творческие задания: Самоанализ ДостиженияЗатрудненияПредложения






Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений


В ыстроить алгоритм работы по теме; о пределить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале; р еализовать воспитательные возможности темы; у становить преемственность в изучении материала; р еализовать межпредметные связи Технологическая карта позволяет учителю


Преимущества технологической карты внедряются готовые разработки, освобождающие от кропотливой работы по конструированию учебной деятельности высвобождается время учителя для творчества обеспечиваются согласованные действия всех участников педагогического процесса обеспечивается минимум потерь при недостаточном опыте учителя повышается качество обучения, воспитания, развития обеспечивается объективная диагностика профессиональной деятельности учителя


Как работать с ТКУ Внимательно ознакомьтесь с темой и найдите её в учебнике, рабочей тетради. Познакомьтесь с задачами урока, соотнесите с планируемыми результатами и с пройденным ранее материалом. Прочитайте выделенные основные понятия, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте. Мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё. Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите. Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, и только после этого переходите к следующему этапу. На завершающем этапе постарайтесь выполнить все предложенные задания.


Поурочные разработки новой серии «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ» Начальная школа ВЫПУЩЕНЫ обучение грамоте русский язык технология 2, 3, 4 классы по предметам: математика русский язык литературное чтение окружающий мир технология ПЛАНИРУЮТСЯ ВЫПУСКАЮТСЯ В НОЯБРЕ 2012


Обеспечивает возможность ориентироваться в образовательных целях в контексте стандартов 2-го поколения; позволяет четко отслеживать выполнение программы, осуществлять методическую помощь; обеспечивает системный мониторинг результатов образовательного процесса, деятельности учителя и учащихся Технологическая карта как административный инструмент:


Региональный отдел информации и продвижения издательства «Просвещение» в Санкт-Петербурге Сыромятникова Лариса Евгеньевна, руководитель отдела Григорян Наталия Васильевна, региональный методист Данилина Вера Михайловна, региональный методист Наши координаты: СПб, ул.Ломоносова, д.11, каб. 428 Тел/факс (812)

Технологическая карта урока – один из самых современных способов организации образовательного процесса, таблица, в которой преподаватель описывает то, как будет обучать детей. Чаще всего используется в начальных классах (с 1-го по 4-ый), но подходит и для средней, и для основной школы.

Функции технологической карты урока

Функциями технологической карты урока являются:

1. Организация образовательного процесса в строгом соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) (для учителя).
2. Появление и развитие не только образовательных, но и всех остальных – развивающих и воспитательных навыков. Другими словами, технологическая карта обеспечивает комплексное обучение (для учеников).
3. Планирование образовательного процесса не на один или несколько уроков, а на более серьезный срок – четверть, полугодие и даже год (для учителя).
4. Применение на практике межпредметных связей (для учеников).
5. Диагностирование уровня освоения материала по этапам темы (для учителя).

Технологическая карта и конспект: чем они отличаются друг от друга

Самое явное, но не основное отличие технологической карты от конспекта в том, что первая имеет вид таблицы.

Другие отличия технологической карты от конспекта представлены в таблице:

Технологическая карта Конспект
Представляет собой описание деятельности и учителя, и учеников на всех этапах урока, предоставляет возможность понять, как учитель взаимодействует с учениками Представляет собой описание того, что должен делать учитель на уроке, и то в общем
Содержит описание деятельности учеников с указанием универсальных учебных действий (УУД) после каждого этапа урока Содержит только формы предполнесения материала на уроке
Позволяет отмечать результаты после каждого этапа урока и, если требуется, вносить коррективы в образовательный процесс Позволяет отмечать результаты только после урока

Несколько советов о том, как сделать технологическую карту урока

В российском законодательстве не говорится о том, какой должна быть технологическая карта урока. Поэтому мы приведем только рекомендации относительно этого документа.

Во-первых, не сбрасывайте со счетов «шапку», она – основа основ. «Шапка» состоит из нескольких пунктов:

● название предмета;
● название темы урока;
● вид урока;
● результаты, которые хотелось бы видеть после урока (предметные, межпредметные и личностные);
● дидактические средства;
● оборудование.

Во-вторых, не делайте технологическую карту очень подробной, это только вызовет путаницу и затруднит преподнесение материала. Оптимальный вариант:

В третьих, если нужно, то технологическую карту можно дополнить столбцами «Продолжительность», «Используемые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» и «Способ предварительно проверки уровня освоения материала» (самостоятельная, лабораторная, контрольная и др. работы).

В-четвертых, несмотря на то, что в технологической карте принято писать «классические» этапы урока, можно не следовать этому правилу. В частности, исходя из вида урока можно исключать или объединять некоторые из них.

В-пятых, при прописывании универсальных учебных действий (УУД) и результатов, которые хотелось бы видеть, лучше всего пользоваться рабочей программой.

В-шестых, ни в коем случае нельзя забывать, что современный урок должен быть построен так, чтобы у учеников появлялись и развивались не только образовательные, но и все остальные – развивающие и воспитательные навыки.

В-седьмых, внизу технологической карты можно поместить дополнения: образцы выполнения упражнений, тесты и т.д.

И последнее. Есть программы, которые упрощают и ускоряют работу над технологической картой. В них заложены рабочие программы, универсально-учебные действия (УУД) и результаты, которые хотелось бы видеть. Никто не запрещает прибегать к их помощи.

Работа над технологической картой урока

Работа над технологической картой урока включает в себя:

1. Определение того, какую роль играет именно этот урок во всей теме, выбор вида урока (типовой или необычный, например, урок-конференция).
2. Составление списка из самой главной и вспомогательных целей урока. Их можно взять из любого блока – образовательного, развивающего, воспитательного.
3. Структурирование урока в зависимости от того, к какому виду он относится (расписывание по этапам).
4. Формулирование задач для каждого из этапов урока.
5. Обозначение результатов, которые хотелось бы видеть после каждого из этапов урока.
6. Выбор форм преподнесения материала на уроке.
7. Написание особенностей деятельности учителя и учеников.

Основные этапы, из которых состоит технологическая карта урока:

1. Подготовка к уроку. На этой стадии учитель активизирует учеников совсем небольшим вступлением в устной форме, а ученики включаются в деловой ритм – начинают учиться.
2. Выявление сильных и слабых сторон ребят. На этой стадии учитель устанавливает, насколько хорошо усвоился старый материал, а ученики делают задание на проверку какого-то навыка.
3. Постановка самой главной цели урока. На этой стадии учитель создает проблему, которая должна быть решена по завершении занятия, а ученики ставят подцели и, если есть необходимость, задают вопросы уточняющего характера.
4. Разработка проекта решения проблемы. На этой стадии учитель в общих чертах объясняет, как решить проблему (предлагает несколько вариантов), а ученики выбирают наиболее оптимальные средства для этого (алгоритм, модель и т.д.).
5. Закрепление нового материала. На этом этапе учитель обобщает то, что было пройдено, а ученики выполняют стандартные упражнения.
6. Самостоятельная работа по новому материалу (индивидуально или в группах). На этой стадии учитель создает условия для использования нового материала, а ученики контролируют себя, обращаясь к эталону.
7. Рефлексия урока, т.е. подведение итогов. На этой стадии учитель создает условия для рефлексии, а ученики сравнивают, соответствует ли самая главная цель урока тому, чего они достигли.

Этапы урока зависят от типа выбранного урока.

Таким образом, технологическая карта – это эффективная форма взаимодействия учителя и учеников. Благодаря ей оптимизируется образовательный процесс. И от этого выигрывают обе стороны: и учитель, и ученики. Учитель не выходит за рамки федеральных государственных образовательных стандартов, систематизирует свою работу, а ученики всесторонне развиваются.

Пример технологической карты урока:

Междисциплинарный урок по алгебре и информатике

в 11 классе по теме «Решение задач на проценты с использованием электронных таблиц»

Тип урока: интегрированный комбинированный урок комплексного применения знаний по алгебре и информатике.

Цель урока:
Создать условия для формирования:
– личностных УУД (сомоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание);
– регулятивных УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка);
– познавательных УУД (общеучебные, логические);
– коммуникативных УУД(планирование, постановка вопросов, управление поведением партнёра, умение с достаточной точностью выражать свои мысли);
средствами предмета алгебра при изучении темы «Проценты».
Задачи:
– способствовать формированию мотивации изучения темы путем создания проблемной ситуации через вопросы анкеты;
– актуализировать знания учащихся через их участие во фронтальном опросе;
– организовать групповую работу учащихся по анализу и переработке текстовой информации, а так-же решению задач из реальной жизни;
– организовать рефлексию учащимися собственных знаний путем сравнения их ответов с реальными данными;
– организовать самооценку учащимися своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
– учащиеся демонстрируют интерес к изучению темы;
– учащиеся осознают, какое значение имеет для них тема урока
Метапредметные:
Регулятивные:
– учащиеся умеют составлять план и определять последовательность действий;
– учащиеся умеют прогнозировать результат своих действий;
– учащиеся умеют контролировать правильность своих действий;
– учащиеся умеют корректировать свои действия;
– учащиеся умеют давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников;
Познавательные:
– учащиеся умеют принимать цели учебной деятельности и осуществлять поиск средств её выполнения;
– учащиеся умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание;
– учащиеся умеют находить наиболее эффективный способ решения задач;
– учащиеся умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
– учащиеся умеют выдвигать гипотезы и их обосновывать;
– учащиеся умеют определять цели и функции участников взаимодействия;
Коммуникативные:
– учащиеся умеют осуществлять инициативное сотрудничество в процессе работы в группе;
– учащиеся умеют контролировать и оценивать действия партнера;
– учащиеся умеют с достаточной четкостью выражать свои мысли.
Предметные:
– учащиеся знают формулы нахождения процентов
– учащиеся умеют пользоваться полученными знаниями в реальной жизни

– учащиеся умеют пользоваться электронными таблицами

Методы обучения:

– метод проблемного изложения;

– частично-поисковый.

Средства обучения:

  1. Раздаточный материал: Приложения 1–10
  2. Презентация «Проценты».
  3. Мультимедиа-комплекс.

Организационные формы:

– фронтальная;

– индивидуальная;

– групповая.

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления.

План урока

Содержание деятельности учителя Задания для учащихся Содержание деятельности ученика Какие УУД приоритетно формируются
Этап урока: организационный
Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку

Создает положительную атмосферу в классе

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

РУУД: организация своей учебной деятельности

Этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Организует заполнение анкеты при помощи презентации и уточняющих комментариев Ответьте письменно на вопросы (Приложение 1) Заполняют анкету, пользуясь своим жизненным опытом
Организует сравнение ответов учащихся с правильными ответами. Обсуждение ответов Сравните свои ответы на вопросы 1-4 с правильными. Записывают в анкету рядом со своими ответами правильные ответы
Организует целеполагание учебной деятельности на уроке Определите по вопросам тему урока Формулируют цель урока ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей
ПУУД (общеучебные): формулирование познавательной цели;
Этап урока: Актуализация знаний
Задает вопросы по теме “Проценты” Вспомните правила нахождения процентов Отвечают на вопросы по теме “Проценты” ПУУД (общеучебные): поиск, выделение, структурирование информации;
Организует распределение по группам с помощью жребия Распределитесь на 4 группы. Обсудите и выполните задание. Распределение на 4 групп. Уточнение задания. ПУУД (общеучебные): произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
ПУУД (общеучебные): выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Организует работу групп над решением задач Подготовьтесь к публичному представлению информации Работа в группах: выполнение заданий на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 2), «Задание Группе 2» (Приложение 3), «Задание Группе 3» (Приложение 4) и «Задание Группе 4» (Приложение 5).

Совместное обсуждение и решение задач. Подготовка устного выступления



КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Организует выступления представителей групп по результатам выполнения заданий. Представьте результаты групповой деятельности Объясняют решения задач. Отвечают на поставленные вопросы ПУУД (логические): синтез как составление целого из частей, в т.ч. восполнение недостающих компонентов;
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Организует обсуждение вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Обсудите ответ на вопрос: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” Принимают участие в обсуждении вопроса: “Чем ЕГЭ отличается от реальной жизни?” ЛУУД (самоопределение): мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
ПУУД (логические): выдвижение гипотез и их обоснование
Этап урока: Применение знаний и умений в новой ситуации
Организует работу групп над решением задач из реальной жизни с использованием электронных таблиц Получите следующее групповое задание. Выполните вычисления Работа в группах: выполняют задания на бланках «Задание Группе 1» (Приложение 6), «Задание Группе 2» (Приложение 7), «Задание Группе 3» (Приложение 8) и «Задание Группе 4» (Приложение 9).

Уточняют задания. Совместно обсуждают и решают задачи. Подготавливают устное выступление

ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
КУУД (планирование): определение цели, функций участников, способов взаимодействия
КУУД (постановка вопросов): инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
КУУД (управление поведением партнёра): контроль, коррекция, оценка действий партнёра
КУУД (умение с достаточной точностью выражать свои мысли)
Этап урока: Обобщение и систематизация знаний
Организует обсуждение решений задач и сравнение их с правильными ответами Сравните свое решение с правильным ответом Объясняют решение своей задачи. Сравнивают свое решение с правильным ответом. Обсуждают решение своей задачи и решение задач других групп РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Этап урока: Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организует вычисление погрешности, допущенной при заполнении анкеты в начале урока Сравните свои ответы на вопросы анкеты с правильными ответами Сравнивают свои ответы в анкете с правильными ответами и вычисляют, на сколько процентов они ошиблись РУУД (коррекция): внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
Организует анкетирование Оцените свою деятельность на уроке. Напишите отзыв об уроке Заполняют анкету. Оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям ЛУУД (смыслообразование): «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
РУУД (прогнозирование): предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик
Этап урока: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении Получите домашнее задание Вникают в суть домашнего задания. Осмысливают его РУУД (контроль): в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Цели для ученика:

Цели для учителя:

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока:

Форма урока:

Опорные понятия, термины

Новые понятия:

Формы контроля:

Ресурсы:

основные:

дополнительные:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы

Формируемые УУД

Планируемый результат

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Решение учебной задачи

Первичное закрепление

Динамическая пауза

Работа над пройденным материалом.

Самостоятельная работа

Рефлексия. Оценка

Предварительный просмотр:

СПб ГКУЗ « Детский санаторий « Берёзка». Школа».

Технологическая карта урока

(В соответствии требований ФГОС)

Учитель начальных классов:

Панова Алевтина Петровна.

Технологическая карта урока.

Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) в их деятельностном характере.

Главная задача - развитие личности ученика.

Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели. ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные
ФГОС , требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.

Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологи (ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.

Появилось новое понятие - технологическая карта урока .

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут работать с ней.

Структура технологической карты:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

Планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов;

Технологические карты разрабатываются учителями школ г. Санкт-Петербурга, работающих по УМК «Перспектива» издательства «Просвещение», в рамках эксперимента, рассчитанного на 4 года обучения в начальной школе. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование.

Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы:

  • «Новый образовательный стандарт второго поколения»,
  • «Условия формирования УУД (Универсальные Учебные Действия),
  • «Технология работы с информацией» и другие.

Апробация новейших разработок показала следующие результаты:

Значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;

Появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;

Школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе « Самоопределение в деятельности » организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для

реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

на 1 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» - освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

на 2 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

на 3 шаге - организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

на 4 шаге - организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС ?

Прежде всего, рассмотрим этапы конструирования урока:

1.Определяем тему учебного материала.

2.Определяем дидактическую цель темы.

3.Определяем тип урока:

Примерные типы уроков по ФГОС:

  • урок первичного предъявления новых знаний;
  • урок формирования первичных предметных умений;
  • урок применения предметных умений:
  • урок обобщения и систематизации знаний:
  • урок повторения; урок контроля знаний и умений;
  • коррекционный (урок исправления ошибок)
  • комбинированный урок;
  • урок учебной экскурсии:
  • урок решения практических, проектно-исследовательских задач;

4.Продумываем структуру урока.

5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).

6.Продумываем отбор содержания учебного материала.

7.Определяем выбор методов обучения.

8.Выбираем формы организации педагогической деятельности

9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.

10.Осуществляем рефлексию урока.

Требование федерального государственного стандарта : формирование универсальных учебных действий учащихся.

Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока - это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.

Здесь описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие.

В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока.

5. Урок контроля знаний и умений.

1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Комбинированный урок.

1) Самоопределение к деятельности (организационный этап).

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Решение учебной задачи.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8. Урок учебной экскурсия.

  1. Сообщение темы, цели и задачи урока.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  4. Обобщение и систематизация знаний;
  5. Самостоятельная работа по обработке данных. Оформление результатов с выводами.

9.Урок - исследования.

1.Сообщение темы, цели и задачи урока.

2.Актуализация опорных знаний.

3.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций.

4.Операционно-исполнительский этап:

  • создание проблемной ситуации
  • постановка проблемы исследования
  • определение темы исследования
  • формулировка цели исследования
  • выдвижение гипотезы
  • выбор метода решения проблемной ситуации
  • составления плана исследования
  • открытие нового знания, проверка гипотезы, проведение эксперимента, наблюдений, создание мотивации на уроке для каждого ребёнка
  1. Рефлексия. Оценка.

Литература: Федеральный Государственный образовательный стандарт


Технологическая карта урока– это графический способ проектирования урока. С помощью технологической карты учитель может запланировать результаты по конкретному виду деятельности и контролировать процесс их достижения на каждом этапе урока. Несмотря на удобство и нарастающую популярность этого способа планирования урока, учителя сталкиваются с трудностями при конструировании технологических карт, связанных с отсутствием единого образца.

Как составить технологическую карту урока по ФГОС?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Структура технологической карты включает: -название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение -цель освоения учебного содержания -планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) - метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) -основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) -контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов

Технологическая карта позволит учителю: -реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

Технологическая карта позволит учителю: -освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, -определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. -решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт. -обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: -учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -используются эффективные методы работы с информацией; -организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организацион ный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Мотивация учебной деятельности 2.Актуализация знаний. Постановка цели урока 3.Проблемное объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока. Рефлексия

Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3.Моделирование 4.Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6.Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы