Золотые ворота во Владимире: история, особенности интересные факты. Владимирские золотые ворота

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Золотые Ворота во , являются выдающимся памятником древнерусской архитектуры, ежегодно привлекая повышенное внимание со стороны гостей города. Они были построены в 1164 году, во времена правления владимирского князя Андрея Боголюбского, помимо оборонительных целей исполняя роль триумфального сооружения, символизирующего величие и силу княжеской власти. Именно через них в город въезжали княжеские дружины, возвращавшиеся с полей сражений, где их шумно встречал народ. Белокаменные ворота сделаны в технике полубутовой кладки, широко распространённой во владимиро-суздальском зодчестве. Вместе с ещё тремя воротами в город, несохранившимися до наших дней, Золотые Ворота образовывали единый комплекс, служивший важным звеном оборонительной системы Владимира.

Золотые Ворота представляют собой массивное трехъярусное сооружение, по краям которого размещаются невысокие мощные башни с характерными средневековыми зубцами. Над вторым ярусом, посередине которого хорошо просматривается изображение Иисуса Христа, раньше размещалась Ризоположенская надвратная церковь, гостеприимно встречавшая всех, кто приходил во Владимир с миром. В наши дни на её месте находится экспозиция военно-исторического музея. Под сводами часовни обращает на себя внимание внушительная диорама, где представлены февральские события 1238 года, когда монголо-татарские орды хана Батыя захватили Владимир, несмотря на героическое сопротивление его защитников. Диорама снабжена музыкальными и световыми стереоэффектами, из-за чего выглядит максимально реалистично и зрелищно.

Вот уже более 50 лет Золотые Ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и служат неотъемлемой его частью. Здесь посетители могут увидеть оружие и воинское снаряжение разных лет, включая боевые болты метательной машины, использовавшиеся для выстрелов на дальние расстояния, наконечники стрел и копий образца XII – XIII веков, воинскую кольчугу русских витязей, трофейный польский арбалет, кремневые ружья эпохи правления Екатерины II, солдатские мушкетоны Великой Отечественной войны 1812 года, трофейное турецкое оружие и многие другие исторические экспонаты.

С давних пор Золотые Ворота овеяны множеством легенд и мифов, многие из которых исследователи до сих пор не могут ни подтвердить, ни опровергнуть. В любом случае, данное сооружение считается одним из символов , который часто можно увидеть на рекламных проспектах посвящённых городу или на сувенирной продукции, охотно раскупаемой туристами.

Исторический памятник поражает своим величием, несмотря на то, что до наших дней он дошел не полностью. Дубовые створки ворот были покрыты золоченными пластинами, по этой причине ворота и получили свое название – Золотые.

Памятник интересен своей историей, архитектурой и посетить его обязательно стоит. Наверху строения расположен музей, в котором открыта экспозиция, представляющая оружие и воинское снаряжение прошедших веков - наконечники копий и стрел, оружие времен Екатерины и Отечественной войны с Наполеоном, а также трофейное оружие XVII-XIX веков.

Ваше внимание, несомненно, привлечет и небольшая диорама с музыкальным и дикторским сопровождением, рассказывающая о штурме Владимира ханом Батыем в 1238 году. Плата за вход в музей совсем невысокая, но представление у экспозиции-диорамы, длящееся всего 15 минут, будет интересно и взрослым, и детям.

Золотые ворота во Владимире - адрес

Владимир, Дворянская улица, 1А.

Как добраться до Золотых ворот во Владимире

Золотые ворота находятся в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 20-25 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира , например, смотровая площадка , Успенский и Дмитриевский соборы.

Золотые ворота - режим работы в 2019 г.

Режим работы военно-исторической экспозиции в Золотых воротах

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00
  • По субботам время работы продлено до 19:00
  • Третий вторник каждого месяца - санитарный день

Золотые ворота - стоимость билетов в 2019 г.

  • Взрослые - 150 руб.
  • Дети до 16 лет - бесплатно
  • Дети с 16 лет, студенты и пенсионеры (граждане РФ и СНГ) - 75 руб.

Из истории

В 1157 году князь Андрей Боголюбов, сын Юрия Долгорукого, перенес столицу своего княжества из Суздаля во Владимир и стал укреплять город. Вокруг Владимира были насыпаны валы протяженностью в 5 км, а также построена деревянная крепостная стена с башнями и семью воротами. Одни из них назывались Золотыми, они строились 6 лет – с 1158 по 1164 год на западной стороне стены и служили парадным въездом во Владимир.

Кроме того, были сооружены Серебряные ворота, ведущие в Суздаль , Ивановские – в Иваново , Торговые и Волжские, Медные и Иринины ворота.

Согласно преданию, князь Андрей, искренне любивший город, хотел порадовать горожан и открыть Золотые ворота в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Строители не стали дожидаться усадки здания и сразу после завершения кладки навесили ворота. В результате створки упали и придавили 12 горожан.

Тогда князь с молитвой обратился к Царице Небесной, прося ее спасти пострадавших: "Если Ты не спасешь этих людей, я, грешный, буду повинен в их смерти". Мольба Андрея была услышана и совершилось чудо: когда ворота были подняты, оказалось, что все придавленные ими люди остались живыми и невредимыми.

После убийства Андрея Боголюбского в 1174 году великокняжеский стол занял его младший брат Всеволод Большое гнездо, которого также называли Всеволодом III.

До нас памятник истории и архитектуры дошел в сильно искаженном виде. Впервые проездная арка была, вероятно, разрушена в 1238 году во время штурма города татаро-монгольским войском. Страдали ворота и от частых пожаров, после которых проводилась их реставрация. Последней глобальной перестройкой стали работы, выполненные в конце XVIII века.

По легенде, причиной этой реконструкции могла стать большая лужа, в которой застряла карета Екатерины II. Императрица не смогла проехать через арку и приказала срыть валы сбоку от пролета и устроить проезд для своей кареты.

Так или иначе, но в 1795 году валы с севера и юга от арки были срыты, а для укрепления Золотых ворот с двух сторон были подведены контрфорсты (вертикальные конструкции для поддержки стен), замаскированные круглыми башнями. Кроме того, обветшавший к этому времени свод был укреплен и над ним была сооружена новая Ризоположенская надвратная церковь из кирпича. В таком виде сооружение дошло до нашего времени.

В 1991 году Золотые ворота встречали мощи Серафима Саровского, которые перевозили из Санкт-Петербурга в Дивеево (Дивеевский монастырь расположен в Нижегородской области) .

Описание

Строение отличается высотой и стройностью пропорций. Огромные дубовые створки были покрыты позолоченными листами меди. К воротам примыкали деревянные стены крепости Нового города.

Высота строения составляет 14 метров. Золотые ворота Владимира - главные, парадные, они вели в самую богатую часть города, где жил Владимирский князь и бояре. Соответственно и функции это сооружение выполняло самые важные:

  • Золотые ворота служили въездом во Владимир в самых торжественных случаях – они открывались для важных гостей и после удачных военных походов
  • Сооружение играло и оборонительную роль, над ним находилась боевая площадка для защиты города от атакующего врага
  • Переливающиеся на солнце Золотые ворота служили украшением главного въезда во Владимир, подчеркивали власть и могущество князя, то есть выполняли и декоративную функцию. Есть предположение, что створки ворот украшали не обычные золотые листы, а золотая наводка по гравированному рисунку (подобно дверям Богородице-Рождественского собора в Суздале)
  • Учитывая, что наверху, на боевой площадке, находилась надвратная церковь, сооружение имело и религиозное значение.

Золотые ворота выполнены в форме проездной арки с полусферическим сводом, вокруг которой устроены изящные башни. Перед валом был вырыт глубокий ров, через него перекинули деревянный неподъемный мост, который в случае опасности сжигался.

Самой древней частью Золотых ворот является проездная арка с массивными пилястрами (укреплениями, поддерживающими арку с двух ее сторон). Белокаменные стены сложены из бутового камня на крепкой известковой основе. К нашему времени стены ушли в землю примерно на 1,5 метра, значит в начале XII века они были еще выше. Свод был сооружен из более легкого пористого туфа.

Такая высота проездной арки создавала трудности при обороне западного въезда в город. Поэтому примерно в середине арки была устроена перемычка, а сбоку были прикреплены петли для навески полотнищ. Эти петли и паз для засова сохранились до нашего времени.

Хотя первоначально дубовые ворота были покрыты золоченной медью, в настоящее время золота на них мы не увидим, поскольку золотые пластины со створ были сняты и спрятаны жителями города, когда возникла угроза взятия Владимира войском хана Батыя. Юнеско внесло эту реликвию в перечень утерянных объектов.

Существует и другая версия утраты Золотых ворот, согласно которой хан Батый снял золото и погрузил его в обоз. Однако, далеко ценный груз он увести не смог. Тонкий лед Клязьмы треснул и обоз ушел под воду.

Японцы предлагали расчистить дно реки, а вместо платы взять все, что они найдут на дне. Но наши археологи не согласились с такими условиями.

Памятник архитектуры был создан княжескими мастерами, подтверждением этого являются два княжеских знака Рюриковичей, сохранившиеся на камнях строения. В настоящее время Ризоположенская церковь не действует.

Золотые ворота во Владимире - официальный сайт

Экспозиция является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru


По мнению историков, в XII веке Золотые ворота были уникальным сооружением не только на Руси, но и во всей Европе. В западных странах крепостные башни играли лишь оборонительную роль, а во Владимире Золотые ворота, кроме этой функции, служили парадным въездом и важным декоративным элементом.

Известно, что при устройстве г. Владимира св. Благоверный Великий Князь Андрей во многом подражал Киеву, Подобным подражанием Киевским Золотым воротам, устроенным Ярославом, была и постройка Золотых ворот, которые были созданы Андреем Боголюбским в 1164 г., по крайней мере, была освящена в этом году церковь, построенная на Золотых воротах, одновременно с ним.

По сказанию описания жития Андрея Боголюбского, вот какое чудо совершилось при устройстве этих ворот. Когда Великий Князь создал каменные Золотые Ворота и на них устроил церковь, тогда стало сходиться туда множество народа, чтобы полюбоваться на красоту здания. Так как стройка была еще сыра, то от собственной тяжести ворота упали, завалив собой двенадцать человек. Боголюбивый князь Андрей, обвиняя себя в погибели этих людей, припал со слезами к чудотворному образу Богоматери, и, когда ворота были подняты, все задавленные оказались живыми и невредимыми, по молитвам Пресвятой Богородицы.

Золотые ворота составляли в древности часть укрепления, устроенного Андреем Боголюбским вокруг всего города в виде высоких земляных валов, на которых возвышались крепкие стены. Валы примыкали с обеих сторон к самому зданию Золотых ворот и проезд в город был возможен только через эти ворота. Благодаря этим валам, Золотые ворота в древности имели вид неправильного четырехугольника, прорезанного в середине здания огромной аркой с полуциркульным сводом, (как в настоящее время представляется верх ворот, выделяющийся на несколько аршин, из позднейших пристроек), наверху которого помещается храм положения ризы Пресвятой Богородицы. Храм этот (не сохранившийся до наших дней в первоначальном виде), вероятно, был построен по образцу Благовещенского храма, бывшего на Киевских Золотых воротах Ярослава, в подражание которым воздвигнуты были Владимирские Золотые Ворота, или похож был на Троицкую церковь, построенную на воротах в Киево-Печерской Лавре, Черниговским князем Николаем Святошей в 1106 году, которая, судя по исследованию профессора П. А. Лашкарева, имела некоторое сходство с церквями: Боголюбовской и вообще с памятниками церковного зодчества Суздальского Княжества XII в. Несколько веков пронеслось над этим древним зданием Золотых Ворот и карающая рука всесокрушающего времени долго хранила этот памятник русского зодчества во всей его неприкосновенности, и лишь в прошлом веке Золотые ворота потерпели существенное наружное изменение.

Изменение наружного вида Золотых ворот началось, благодаря порче валов, окружавших весь город и примыкавших к Золотым воротам. Предки наши весьма заботливо относились к охранению земляных валов и стены, защищавших город от вторжения неприятелей. Небрежное отношение к целости валов началось в прошлом веке и в 1729 году капрал Коптев доносил во Владимирскую провинциальную канцелярию, что «по земляным городовым валам пешие ходят и конные ездят… и от того земляным валам чинится немалая вреда, а именно, во многих местах вал оказался перерезан, и между прочим «против Спасо-Златовратского монастыря (ныне приходская церковь) и по обе стороны Золотых ворот, через земляной вал, пешеходные дороги». Затем и окончательно валы были отрыты от стен Золотых ворот для устройства проездов; по обе стороны образовалась площадь. Это прорытие валов изменило прежний вид Золотых ворот и отняло у них совершенно тот характер, какой они имели, а затем вызвало новые изменения в фасаде. Так как Золотые ворота были построены без фундамента и боковые стены были поддерживаемы земляными валами, плотно к ним примыкавшими, то с отнятием этих валов, на стенах Золотых ворот показались трещины. Императрица Екатерина II, которой было донесено об этом постепенном разрушении Золотых ворот, строго запретила уничтожать это замечательное древнее здание и повелела сделать к древним стенам новые пристройки. К четырем углам ворот вместо контрфорсов, приделаны четыре круглые невысокие башни, из которых в одной устроена часовня. С течением времени изменился и верх Золотых ворот. Ризположенская церковь, опустившая во время нашествия татар на Владимир, стояла в полуразрушенном состоянии до 1687 года. В этом году церковь была возобновлена и освящена в 1691 г. Но затем в 1778 г. во время сильного пожара, бывшего во Владимире, кровля и внутренние украшения и вся церковная утварь сгорели и церковь снова осталась в совершенном запустении до начала нынешнего столетия. В 1810 году храм был окончательно отстроен и освящен при владимирском губернаторе И. М. Долгорукове.

Фигура нынешней церкви над Золотыми воротами не представляет ничего общего с постройками храмов XII века.

Но, несмотря на эти видоизменения, Золотые ворота все-таки представляют замечательный памятник древней архитектуры. При внимательном исследовании легко можно отличить древние стены Золотых ворот от позднейших пристроек. Древние стены сложены из белого камня тем способом, какой был обычен при каменных постройках XII века, т.е. сложены из щебня и булыжника; стены с обеих сторон облицованы белыми камнями и залиты известковым раствором; между тем позднейшие постройки исключительно кирпичные.
Весьма желательно, чтобы этот замечательный памятник древности обратил на себя, наконец, внимание археологов и любителей старины и был восстановлен в своем первоначальном виде, подобно тому, как восстановлены Дмитриевский собор, Рождественская церковь в Рождественском монастыре. Трудно восстановить руины Киевских Ярославских Золотых ворот, напротив, Владимирские Золотые ворота могут быть реставрированы легко. Стены Золотых ворот почти все целы, преимущественно внутренняя сторона их. В особенности хорошо сохранился полуциркульный свод огромной арки ворот, сложенный весь из белого камня, поддерживаемый шестью также белокаменными дугами. При четвертой из них, считая от восточной стороны, уцелела другая древняя арка также из белого камня, поднимающаяся от основания здания до половины главной арки ворот; к пилястрам, с которых выведена эта арка, притворялись тяжелые воротные полотна, навешанные на огромных крюках, заложенных в кладке и уцелевших до сих пор; около пилястр сохранились и углубления в стенах ворот для запора ворот, устроенные так, что в одну сторону запор вкладывался в стену, а на другой заносился и опускался в другое углубление, для чего последнему дана особая известная форма. Во всех дугах главной арки ворот в уровень с поверхностью нижней арки находятся углубления внутрь стен.
Эти углубления служили гнездом для балок накатника, устроенного над этой нижней аркой, и бывшего местом, на которое выходили владимирцы «биться с города» с осаждавшими неприятелями. Балки накатника настилались неплотно, чтобы можно было пускать стелы, лить кипяток, или бросать камни в осаждающих город врагов.

На эту платформу вела внутри южной стены каменная лестница, оканчивающаяся дверью, которая видна и теперь на внутренней стороне южной стены. Здесь на этой платформе защитники родного города стояли грудью против врагов за честь и независимость отечества. Сюда подступали полчища Батыева 2 февраля 1238 года, в эту годину бедствий для всей земли русской, и здесь около Золотых ворот произошла та ужаснейшая кровопролитная битва, в которой пали все доблестные защитники города, а в числе первых князья Всеволод и Мстислав, и вслед затем погибла свобода и честь земли русской.

Много и других исторических воспоминаний соединяются с Владимирскими Золотыми воротами. Здесь пред Золотыми воротами владимирцы клялись в верности князьям своим, принимая присягу и крестное целование. Так под 1177 годом в летописи записано: «Володимерьцы (по погребении велик. Князя Михаила, брата Андрея Боголюбского), помянувши Бога и крестное целование к великому князю Георгию, вышедши пред Золотые ворота, целовавши крест ко Всеволоду князю, броту Михаилову и на детях его, посадиша его на отчи и на дедни столь во Владимери» (С.Р.Л. т. 1, 161 с.).

Здесь же при Золотых воротах происходили и торжественные встречи, устрояемые владимирцами князьям своим, при восшествии их на престол, или при возвращении их после победных битв. Так по сказанию летописцев: здесь был торжественно встречен св. Благоверный Великий Князь Александр Невский, который приехал во Владимир из Орды, избранный в великие князья ханом, пораженным его доблестью.

Митрополит Кирилл «вси игумин и граждане», говорит летописец, вышли навстречу благоверному князю «из Золотых ворот и посадиша и на столе отца его Ярослава, быст радость велика в городи Владимери». (Лаврентьевская летопись, страница 202).

В великие праздники в древности был обычай совершать крестный ход из Успенского собора к Золотым воротам, при чем на всем протяжении от собора до Золотых ворот были протягиваемы в два ряда веревки, на которых развивались шитые золотом и жемчугом пелены, так что народ между ними проходил, как между шпалерами (Ипатьевская летопись, страница 127).

Кроме Золотых ворот во Владимире, по сказанию летописец, были Серебряные, Медные, Иринины и Волжские. Но от них до настоящего времени не осталось и следов.

Владимир — один из древних городов России, знаменитый своим славным историческим прошлым, о чем свидетельствуют многочисленные историко-архитектурные шедевры, созданные нашими великими предками. Ежегодно здесь бывают тысячи туристов, многие из них начинают знакомство с городом от Золотых ворот, одной из самых знаменитых достопримечательностей города. Это — древнейший памятник русской архитектуры, сохранившийся до наших дней. Трудно поверить, но этому уникальному сооружению уже 850 лет.

Возведение Золотых ворот во Владимире было начато князем Андреем Боголюбским. По замыслу Великого князя небольшая крепость должна была стать сердцем Владимиро-Суздальского княжества. Он обнес город высокими земляными валами, а сверху установил бревенчатые стены с бойницами. Снаружи князь велел выкопать глубокий, 8-ми метровый ров, ширина которого достигала 22 метров. Через ров перебросили деревянный мост, горожане могли его сжечь при подходе врага. Проникнуть в город можно было через одни из пяти ворот, встроенных в крепостное кольцо: с севера — через Медные и Оринины ворота, с юга — через Волжские, с востока — через Серебряные. Парадными были западные Золотые ворота, уцелевшие до наших дней. Эти ворота вели в богатую часть города, где проживали князья да бояре. Закладка ворот началась в 1158 году владимирскими мастерами, подтверждением чему служит княжеский знак, обнаруженный на одном из камней внутри здания. В качестве материала для строительства использовался местный известняк. На наружные части стен укладывали плиты из тесанного белого известкового камня. Изнутри емкости заполнялись бутовым камнем на специальном растворе, обеспечившим сохранность постройки до наших дней. Подобная техника кладки повсеместно встречалась на Северо-Восточной Руси, что доказывает факт строительства ворот русскими мастерами. Добраться до Владимира, чтобы познакомиться с его историей и уникальными достопримечательностями, можно на поезде, автобусе и даже на машине. На сайте купить билет на поезд цена приятно удивит. Стоит отметить, что ж/д вокзал расположен недалеко от Золотых ворот и других исторических достопримечательностях города.
Эти ворота, в отличие от остальных, являлись не только частью оборонительных сооружений города, они служили также триумфальной аркой, через которую торжественно въезжали в город знатные гости или возвращался после военных походов князь вместе со своей дружиной. Над 14-ти метровой белокаменной аркой красовалась каменная церковь, окруженная боевой площадкой с зубчатым парапетом по краям. Это была главная площадка, откуда хорошо просматривалась местность. Подняться в церковь и на площадку можно было по внутренней лестнице. Посредине арки была каменная перемычка, ниже которой на кованых петлях висели дубовые створы. Над перемычкой и створами находилась вторая боевая площадка, прикрывавшая въезд в город. Обитые пластинами позолоченной меди створы вместе с куполами церкви и карнизами ворот ярко сверкали на солнце золотом, отчего сооружение назвали Золотыми воротами.
Строительство ворот было завершено в 1164 году. Они стали зримым отражением княжеской власти и богатства. Золотые ворота и церковь над ними сильно пострадала от набегов татар в 1238 г. Когда их полчища подходили к городу, горожане решили спрятать все самое ценное, опасаясь, что враг прорвет оборону. Они схоронили многие ценные реликвии, в том числе и золоченые пластины ворот, которые не найдены до сегодняшнего дня. Они были внесены в список ЮНЕСКО как утраченные шедевры. Серьезный ущерб был нанесен Золотым воротам в Смутные времена 17-го века, а также в 1778 г., во время жуткого пожара. В 1785 г. при Екатерине II приступили к срыванию валов вокруг ворот, чтобы проложить здесь дорогу. Подобные работы ослабили конструкцию опор, что потребовало очередной реконструкции, к которой приступили в 1795 году. Согласно проекта архитектора Чистякова пристроили и «загнали» в круглые башни контрфорсы, реконструировали своды Золотых ворот, на сводах возвели новую кирпичную церковь. Сегодня этот островок истории оказался в самом сердце великого древнего города Владимира.

Мост Золотые Ворота в американском городе Сан-Франциско - один из самых известных мостов в мире . 27 мая 2012 года этому мосту исполнилось 75 лет. Любимец кино и сериалов, Золотые Ворота оставался самым большим висячим мостом в мире на протяжении 27 лет и является самым популярным местом у самоубийц на Земле.

Немного истории. Мост Золотые ворота соединяет город Сан-Франциско и южную часть округа Марин. До 1937 года на месте моста была лишь паромная переправа, которая сильно тормозила развитие города.

Посмотрим как строилось это грандиозное сооружение:

Вот как изначально выглядела эта бухта..

Кликабельно 4000 рх

Сан-Франциско, 1910 год. (Фото National Park Service):

Строительство моста Золотые Ворота началось 5 января 1933 года и длилось более 4 лет. (Фото Library of Congress):

Мост построен в стиле арт-деко. Его архитектор - Ирвинг Морроу. На фотографии показано начало строительство в 1933 году. (Фото):

Так продвинулось строительство за год. 1934 год. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Почти 4 годя спустя. 1935 год. (Фото AP):

Утром 27 мая 1937 года мост Золотые Ворота открыли, но только для пешеходов, и первые 12 часов он принадлежал только им. (Фото Redwood Empire Association | AP):

Вскоре на мост въехали первые автомобили. Это произошло по сигналу самого Рузвельта из Белого дома. (Фото Ernest K. Bennett | AP):

Мост Золотые Ворота на протяжении 27 лет был самым большим висячим мостом в мире : с момента открытия в 1937 году и до 1964 года. (Фото Library of Congress):

Немного характеристик: длина моста - 1 970 метров, длина основного пролёта - 1 280 метров, масса - 894 500 тонн. (Фото AP):

Вершина опоры. Высота над водой - 230 метров, 1968 год. (Фото Library of Congress):

Огромный грузовой корабль под мостом. (Фото Kike Calvo via AP Images):

В 1987 праздновался 50-летний юбилей моста Золотые Ворота. 24 мая 1987 года движение было перекрыто, и по мосту прошло приблизительно 300 000 человек. (Фото Paul Sakuma | AP):

Интересный факт: 18 мая 2004 года по мосту первый раз перебежал оленёнок, задержав движение на целых 20 минут. (Фото Courtesy of the Golden Gate Bridge | AP):

Ограничение скорости на мосту составляет ~72 км/час. В среднем раз в год здесь случаются аварии, во время которых машина выезжает на встречную полосу и сталкивается со встречной. 27 января 2005. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Мост Золотые Ворота является «печальным рекордсменом» и одним из самых популярных у самоубийц мест в мире . По статистике, на этом мосту кто-нибудь кончает жизнь самоубийством каждые 2 недели. 2 место по этому показателю удерживает лес Аокигахара у подножия горы Фудзи в Японии. (Фото Robert Galbraith | Reuters):

За 75 лет существования моста по неофициальным данным более 1 200 человек покончили жизнью самоубийством, бросившись с Золотых Ворот в воду.

Падение человека с 75-метровой высоты длится 4 секунды. Тело ударяется о воду на скорости 142 км/ч, что почти всегда приводит к летальному исходу. (Фото Gabriel Bouys | AFP | Getty Images):

Вдоль моста установлены специальные телефоны, по которым самоубийцы могут позвонить в службу психологической поддержки. Надписи около этих телефонов сообщают: «Надежда есть. Позвони. Последствия прыжка с этого моста фатальны и трагичны». (Фото David Allen Corby):

Фирменный цвет моста. Его обслуживает команда из 38 маляров. (Фото Justin Sullivan | Getty Images):

Группа высшего пилотажа на фоне моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, 9 октября 2008 года. (Фото Robert Galbraith | AP):

Во время международной экспедиции российский фрегат «Паллада» на всех парусах прошел под мостом Золотые ворота 25 июля 2005 года. (Фото John M. Harris | AP):

Новогодняя ночь-2012. (Фото Darvin Atkeson):

Летом и в начале осени можно наблюдать завораживающее зрелище, как туман накрывает залив и Золотые Ворота:

Во время знаменитых туманов мост Золотые Ворота выглядит особенно таинственно:

Золотые Ворота из космоса. Вид с МКС , 6 ноября 2010. (Фото НАСА):

27 мая 2012 в Сан-Франциско было празднование 75-летнего юбилея моста Золотые Ворота. Прошла необычная выставка обуви в память о тех, кто прыгал с моста, чтобы покончить с жизнью. (Фото Noah Berger | AP):

Ну и, конечно, праздничный фейерверк. Сан-Франциско, 17 мая 2012. (Фото Ezra Shaw | Getty Images):

Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. 75-летний юбилей.

Ну и еще немного про сам мост …

Мост “Золотые Ворота” (Golden Gate ) за время своего существования стал настоящим символом не только Сан-Франциско, но визитной карточкой США. Этот висячий мост считается одним из самых больших в мире, и является предметом гордости у американцев.

Этот мост отличается не только своими эстетическими достоинствами, его заслуга еще и в другом. Он соединил Сан-Франциско с Северной Калифорнией, и этим спас калифорнийскую экономику от глубокого кризиса. Властям Сан-Франциско даже не пришлось изыскивать средства на его возведение. Все строительные расходы — а это 35 млн. долларов — взяли на себя шесть округов, расположенных на другом берегу пролива, ведь теперь, наконец, они могли быстро, без особых хлопот, доставлять свои товары в крупнейший город штата.

Еще в 1921 г. опытный инженер Джозеф Берман Штраус (1870-1938), построивший уже не один мост, изложил свой план возведения моста над проливом Золотые Ворота, отделявшим Сан-Франциско от калифорнийского округа Марин. Этот план был подкупающе привлекателен. Ведь добраться до города из северных округов штата можно было только окольным путем, проделав огромное расстояние в объезд или же переправившись на пароме. Впрочем, проект вызывал и немало опасений. Еще никогда прежде не доводилось строить мост с такой большой длиной пролета. Кроме того, сильные течения, возникавшие здесь во время прилива, очень затрудняли работу. Спрашивалось, как закрепить сваи моста, как спасти их от обрушения?

И все же в 1923 г., после долгих колебаний, власти Калифорнии приняли закон о финансировании строительства моста. Еще шесть лет продолжались бюрократические проволочки и шли политические дебаты. Наконец, Штраус получил заказ.

За свою жизнь инженер из Цинциннати возвел четыре сотни мостов. Но на этот раз ему предстояло придумать нечто особенное, разработать совершенно новую технологию, чтобы построить мост через пролив Золотые Ворота.

Труднее всего было сооружать фундамент для южной опоры моста. Глубина воды в этом месте превышала 90 м; она бурлила, как в открытом море. Во время приливов и отливов возникало такое быстрое течение, что работу приходилось прекращать — ее можно было вести лишь в те короткие часы, когда огромные волны успокаивались и прилив сменялся отливом или наоборот. Вдобавок дно в этом месте оказалось каменистым — тем сложнее было закладывать здесь фундамент высотой 34 м. Котлован для него приходилось пробивать, взрывая подводные бомбы.


Кликабельно 1920 рх, кому на обои?

Наконец, когда по обеим сторонам пролива были сооружены опоры и натянуты стальные тросы, полотно моста начали возводить сразу с обеих сторон, причем работы велись с одинаковой скоростью, чтобы избежать провисания тросов. Во время строительства этого моста рабочих впервые заставили облачиться в защитные каски. Внизу натянули сеть, и это, в самом деле, спасло жизни 19 рабочим, нечаянно соскользнувшим с моста. И все-таки десять человек не удалось уберечь — они разбились при падении.

Своим обликом этот легендарный мост обязан супружеской паре архитекторов — Ирвижу и Гертруде Морроу. Они проектировали опоры, похожие, скорее, на башни и разрабатывали весь дизайн моста. Именно благодаря им он получился таким изящным и легким. Ирвинг Морроу выбрал и самую подходящую расцветку для моста, и самую выгодную схему освещения.

По его замыслу, когда на пролив опускалась ночь, опоры моста должны были постепенно растворяться в темнеющем небе — в эти часы ярко выделялось бы лишь освещенное полотно. Однако придуманная им система подсветки требовала немалых расходов и, по соображениям экономии от нее отказались, вспомнив о ней лишь через полвека, когда готовились отмечать юбилей моста «Золотые Ворота». Тогда, наконец, давний план был воплощен в жизнь.

Мост «Золотые Ворота» — это классический образец висячего моста, типичного для второй половины XIX в. Он крепится на железобетонных опорах, состоящих из пяти секций. Опоры вздымаются над водой почти на 230 м. Высота же южного пилона, если считать еще и фундамент, окажется даже больше трех с половиной сотен метров.

Мост подвешен на двух громадных тросах длиной 2300 м; они достигают в толщину почти метра и весят 24 500 т каждый. Понятно, что в те времена ни один строительный кран не мог поднять такую тяжесть. Тросы пришлось скручивать из отдельных стальных нитей с помощью пневматической натяжной машины. В общей сложности, они состоят из 27 500 нитей диаметром 5 мм каждая; нити скручены в жгуты (всего их — 61), а те переплетены в один-единственный трос. Общая длина всех стальных нитей составляет 129 тыс. км — этого достаточно, чтобы три раза обогнуть экватор. Многочисленные пары канатов, которые спускаются отвесно вниз от каждого троса, поддерживают полотно моста.

По мосту «Золотые Ворота» проложены шестиполосная автострада и пешеходная дорожка. Высота полотна — 67 м над уровнем воды. Ежегодно мост минует около 120 тыс. автомобилей. Его строительство окупилось очень быстро. Уже через четверть века после его открытия общая сумма пошлин, собранных за проезд, в 4 раза превысила все расходы.

Своё название мост получил из-за одноимённого пролива. “Золотые ворота” - именно так называется пролив, который соединяет Тихий океан и залив Сан-Франциско. Столь романтичное название проливу дал военный топограф Джон Фримонт.

Уже вскоре после своего официального открытия, за мостом закрепилось другое, совсем не романтичное название – “мост самоубийц”. Первое самоубийство случилось здесь спустя несколько недель после открытия моста, а к концу 20 века количество погибших здесь людей превысило тысячу человек! На данный момент официальная статистика не ведётся, но известно, что раз в две недели на мосту гибнет один человек!

Кликабельно 1920 рх

Мост окрашен в ярко-оранжевый цвет. Краску для моста подбирал один из архитекторов проекта Ирвинг Морроу. Такой цвет не только делает мост хорошо заметным даже в густом тумане, что здесь не редкость, но и защищает его! Дело в том, что в состав краски этого цвета входит ряд компонентов, которые отлично защищают металлические конструкции от ржавчины. Мост красят чуть ли не ежедневно, но только в тех местах, где это действительно необходимо.

За эти годы мост зарекомендовал себя очень прочной конструкцией. Самое большое испытание “Золотым воротам” пришлось пережить во время ураганной бури 1951 года. Штормовой ветер в те дни достигал скорости 130 км/час, а мост отклонился по горизонтали на целых 8 метров. Когда ураган закончился, выяснилось, что серьёзных повреждений на мосту не обнаружено!

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -