Аэрофобия: как избавиться от страха летать на самолете? Точная последовательность действий. Что будет, если не избавиться от аэрофобии

Правообладатель иллюстрации iStock

Многие из нас относятся к авиаперелетам как к неизбежному злу, но для некоторых они представляют просто сущее мучение. Как преодолеть страх перед полетом на самолете, выясняла корреспондент .

Хотя авиакатастрофы и происходят довольно редко, их последствия широко освещаются в средствах массовой информации.

Раз за разом повторяющееся в новостях сюжеты с изображениями обломков самолетов и накрытых покрывалами тел жертв вселяют в некоторых из нас такой ужас, что сама мысль о перспективе подняться на борт становится невыносимой.

Взять хотя бы недавние трагедии с пассажирскими самолетами малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines. исчез где-то над Индийским океаном, а в небе над Украиной. Спустя два года оба случая до сих пор периодически упоминаются в прессе.

В прошлом году пилот-самоубийца направил в альпийский склон.

В конце октября того же года , выполнявший рейс из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, разбился во время полета над Синайским полуостровом - из-за срабатывания взрывного устройства на борту.

Эксперты, указывая на статистические выкладки, твердят: аэрофобия иррациональна - ведь вероятность погибнуть в автокатастрофе гораздо выше, чем в катастрофе авиационной.

Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), в 2015 году услугами коммерческих авиаперевозок воспользовалось свыше 3,5 млрд человек.

За этот период было зарегистрировано 68 авиационных происшествий, включая четыре катастрофы, которые унесли 136 жизней. Вместе с катастрофами Germanwings и "Когалымавиа" общее количество жертв составило 510 человек.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Авиационные происшествия, подобные трагедиям лайнеров Malaysia Airlines, лишь усиливают страх некоторых людей перед полетами

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2013 году в результате ДТП по всему миру погибло 1,25 млн человек.

В целом автотранспорт примерно в 100 раз опаснее самолетов. А две самые распространенные причины смертности - сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.

И все же количество аэрофобов не уменьшается. Согласно опросу, проведенному в 2010 году авиаконцерном Boeing, в США, например, боятся летать 17% населения.

Кто-то опасается возможной авиакатастрофы, кто-то не может справиться с боязнью замкнутого пространства, из которого нет выхода, пока самолет не приземлится.

Аэрофобией страдают и знаменитости. Кинорежиссер Уэс Андерсон, снявший ленты "Отель "Гранд Будапешт"" и "Семейка Танненбаум", предпочитает ездить в Европу по морю.

Покойный рок-музыкант Дэвид Боуи сделал выбор в пользу кораблей и поездов после того, как его самолет, летевший с Кипра, попал в грозу в начале 1970-х.

Боуи возобновил пользование авиатранспортом в 1980-х, но снова прекратил летать после перенесенного сердечного приступа и рождения дочери Лекси.

А киноактриса Кэйт Уинслет, как утверждают, всегда летает с мужем в разных самолетах, чтобы в случае авиакатастрофы их дети не остались круглыми сиротами.

Всплеск аэрофобии был зафиксирован после событий 11 сентября 2001 года

"К сожалению, у аэрофобии нет одной-единственной причины - существует множество потенциальных ее источников", - говорит Мэтью Прайс, профессор клинической психологии из американского Университета Вермонта, изучающий тревожные расстройства.

По его словам, некоторые боятся летать, потому что никогда раньше этого не делали или из-за прошлых неприятных впечатлений, связанных с авиаперелетами.

"Причиной могут служить прошлый опыт полетов, новостные сообщения об авиакатастрофах или боязнь замкнутого пространства", - говорит Прайс.

Всплеск аэрофобии был зафиксирован, например, после событий 11 сентября 2001 года, когда террористы в качестве орудия использовали угнанные пассажирские самолеты.

По словам психолога Герда Гигерензера из Института человеческого развития Общества Макса Планка, в течение года после тех трагических событий тысячи американцев предпочли пересесть на автомобили.

В результате количество авиапассажиров сократилось, а число жертв автокатастроф выросло на 1595 человек, поскольку люди недооценивали риски, связанные с вождением, и переоценивали вероятность гибели в авиапроисшествии.

Это может быть страх потери контроля над ситуацией, боязнь замкнутых пространств или даже боязнь возникновения фобии, говорит психолог Роберт Бор, который сам пилот и предоставляет услуги психологической консультации Королевским ВВС Великобритании.

Аэрофобию могут вызывать и факторы, не связанные напрямую с авиацией - например, стресс на работе, проблемный брак или болезнь ребенка, оставшегося дома.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Некоторые настолько боятся полетов, что предпочитают путешествовать по воде

Один из факторов, способных усилить тревожное состояние, связан как раз с мерами по обеспечению безопасности авиапассажиров. Это досмотры в аэропортах и предполетные демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Антитеррористические меры безопасности в аэропортах могут внушить некоторым из нас страх перед возможным террористическим актом, а инструктаж по безопасности перед взлетом способен напомнить о том, что катастрофы все-таки иногда происходят.

Поэтому люди, склонные к панике, зачастую стараются не обращать внимания на инструкции бортпроводников. Однако это ошибка.

"Предполетный инструктаж помогает пассажирам спланировать покидание самолета в случае аварийной ситуации, что повышает шансы на выживание, - объясняет Бор. - Если же его проигнорировать, больше вероятность того, что при возникновении опасности ваш мозг будет неспособен найти выход из положения".

Так, после недавней аварийной посадки самолета компании Emirates в дубайском аэропорту многие пассажиры при эвакуации начали хватать с полок свою ручную кладь. В результате риск для людей повысился.

"Во время инструктажа по безопасности бортпроводники подчеркивают, что в случае эвакуации необходимо оставить вещи и как можно быстрее покинуть салон, - говорит Бор. - Но люди перед лицом внезапной опасности порой ведут себя непредсказуемо".

Прайс и Бор сходятся в том, что наилучший способ преодоления аэрофобии - тренировки в контролируемых условиях

По счастью, аэрофобия излечима, и методов лечения предостаточно. Кому-то помогает музыка в наушниках или потребление алкоголя. Другие принимают препараты от тревоги.

Прайс рекомендует дыхательные упражнения. Медленно и глубоко вдыхайте через рот и дышите животом - таким образом, чтобы живот увеличивался в объеме, а грудная клетка оставалась относительно неподвижной. Затем медленно выдыхайте через нос.

"Иногда при этом помогает повторение какой-нибудь успокаивающей мантры - например, "Спокойно, спокойно", - говорит он.

Возможно, еще эффективнее для тех, кто никогда раньше не летал или имеет негативный опыт полетов, будет больше узнать о том, как летают самолеты, говорит Бор.

Можно поискать ответы на разные профильные вопросы. Например, как тяжелые металлические предметы вообще способны подниматься в воздух; каким образом диспетчеры не дают авиалайнерам сближаться друг с другом на опасное расстояние; чем вызывается болтанка.

В этом случае цель заключается в том, чтобы осознать цикличность тревожного состояния, уметь распознавать его нарастание, понять, как из-за него порой возникает чувство паники, и самое главное - научиться с ним справляться.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Чтобы помочь побороть аэрофобию, можно использовать виртуальную реальность

Один из возможных методов лечения - самостоятельное изучение книг, описывающих стратегии работы со стрессовыми состояниями. Или же можно наведаться к специалисту.

"Вам необязательно понадобится провести сто лет на кушетке в компании Зигмунда Фрейда, - уверяет Бор. - Одного визита может оказаться вполне достаточно. Аэрофобия вполне излечима, но если ее игнорировать, сама она, как правило, не проходит".

Прайс и Бор сходятся в том, что наилучший способ преодоления аэрофобии - тренировки в контролируемых условиях. Как говорится, нужно посмотреть своим страхам в лицо.

Человек способен путем систематических упражнений под присмотром квалифицированного специалиста постепенно приучить себя к разным этапам полета.

Обычно такие тренировки проводятся на борту реального самолета. В полете пациента (за довольно большие деньги) сопровождает терапевт, который поддерживает с ним беседу, чтобы избавить от чувства страха.

Еще один вариант - использовать технологии виртуальной реальности. В этом случае можно пережить разные этапы полета, не выходя из медицинского кабинета.

В прошлом подобного эффекта достигали при помощи компьютерных симуляторов - на экраны мониторов выводилось изображение пассажирского салона самолета, а в качестве звукового сопровождения на динамики подавался гул авиационных двигателей.

Медленное глубокое дыхание, дурацкая улыбка во все лицо и расправленные плечи помогли мне преодолеть страх - я чувствовал себя комфортно Люк Джонсон, журналист

Но теперь стало доступным новое изобретение - шлем виртуальной реальности.

Прайс проанализировал ряд научных исследований, изучавших эффективность виртуальной реальности в борьбе с аэрофобией, и пришел к выводу, что этот метод действительно работает.

"Например, благодаря виртуальной реальности пациент может пережить продолжительный взлет, - говорит Бор. - В настоящем самолете этап взлета занимает всего десятки секунд, а в виртуальном мире терапевт может его продлить".

Если вы испытываете особенно сильный стресс по дороге в аэропорт, в ожидании посадки на самолет или в ходе крейсерского полета, терапевт поможет вам привыкнуть к этим этапам в контролируемых условиях.

Можно также мгновенно изменить время суток, погодные условия, ваше посадочное место в салоне и даже настроение экипажа - в зависимости от того, что именно больше всего вас беспокоит в реальности.

Для мониторинга уровня тревожности к пальцам рук пациента можно подсоединить биометрические сенсоры. Именно это сделал терапевт Майкл Карти, специализирующийся на фобиях, когда журналист Люк Джонсон, публикующий свои материалы на вебсайте Wearable, решил на себе испытать лечение аэрофобии виртуальной реальностью.

Этот метод работает с подсознанием пациента; шлем виртуальной реальности - дополнительный инструмент, работающий в комплексе с другими терапевтическими методиками.

Правообладатель иллюстрации iStock Image caption Некоторые аэрофобы пользуются компьютерными авиасимуляторами, чтобы понять принципы работы самолета

Джонсон пишет: "Если использовать шлем нерегулярно, с перерывами, то

эффект даже сильнее. Пациент не успевает привыкнуть к виртуальным ситуациям, что помогает с большей концентрацией отрабатывать действительно беспокоящие сценарии".

Впоследствии Джонсон с удивлением обнаружил, что может гораздо более эффективно контролировать аэрофобию в реальной жизни, чем до прохождения курса терапии.

"Медленное глубокое дыхание, дурацкая улыбка во все лицо и расправленные плечи помогли мне преодолеть страх - я чувствовал себя комфортно", - пишет он.

Барбара Ротбаум, психиатр из медицинской школы при Университете Эмори в американской Атланте, говорит, что метод виртуальной реальности работает ничуть не хуже терапии с использованием настоящего самолета: "В обоих случаях 93% всех пациентов справились с аэрофобией всего после восьми сеансов".

В ходе первых четырех сеансов пациента учат техникам управления тревогой, объясняет она. Например, тому, как распознавать и устранять вредные и иррациональные мысли, такие как "Мы точно разобьемся".

В течение 45-минутного сеанса можно взлетать и садиться сколько угодно, не покидая при этом кабинета врача

На сеансах с пятого по восьмой используется технология виртуальной реальности, чтобы помочь пациентам пережить ситуацию полета в контролируемой обстановке и снизить уровень тревоги.

"По всей видимости, методика одинаково действенна при использовании настоящего самолета и виртуальной среды, - отмечает Ротбаум. - Но преимущество технологии виртуальной реальности состоит в ее практичности - она дешевле и проще".

"Кроме того, в течение 45-минутного сеанса можно взлетать и садиться сколько угодно, не покидая при этом кабинета врача".

Впрочем, некоторые люди пытаются бороться с аэрофобией, не прибегая к помощи терапевта.

Американский бизнесмен Клэй Пресли в 2009 году был среди пассажиров на борту самолета, совершившего аварийное приводнение на Гудзоне. По счастью, обошлось без жертв, но после того случая у Пресли развилась аэрофобия.

Как он преодолел это состояние? Сам стал пилотом.

Этот рецепт, разумеется, подходит не всем, но, возможно, кто-то из аэрофобов им и воспользуется.

`-Если бы Бог хотел, чтобы мы летали – он дал бы нам крылья. -Так Он их дал – посмотри в иллюминатор.`

Оказывается, боязнь полета в самолете - достаточно распространенное явление, и называется оно авиафобия или аэрофобия. Однако многие, кто думает, что боится летать, на самом деле испытывают страх из-за клаустрофобии – чувства дискомфорта в замкнутом пространстве. В этом случае стоит применять методики избавления от клаустрофобии. Однако вернемся к страху перед авиа-перелетами. Нужно помнить, что люди не летают от природы, поэтому многим в той или иной степени свойственно чувство боязни высоты. В некоторых случаях страх базируется лишь на этой природной составляющей, в то время как мышление приписывает страху боязнь катастрофы и так далее. Стоит воспитывать себя в ключе позитивного мышления.

Как и любой страх, боязнь полетов может появиться из-за наполненного стрессом опыта – например, от неудачного перелета с большой турбулентностью или из-за рассказов того, кто пережил подобное. Таким образом, опыт и собственная фантазия строят разнообразные картины, которые поддерживают устойчивое чувство страха перед полетами на самолете. И здесь мысль о хорошей туристической страховке ничуть не успокаивает. Постарайтесь фантазировать о хорошем, ведь турбулентность вызывается естественными физическими явлениями и не говорит о реальной опасности. Чьи-то пугающие рассказы могут быть вызваны лишь индивидуальными психологическими особенностями и подсознательным желанием облегчить свою участь, разделив собственные страхи с другими. Не попадайтесь на эту удочку и не воспринимайте такую информацию близко к сердцу, этим вы не поможете ни рассказчику, ни себе. Так как же можно избавиться от страха или значительно ослабить это чувство?

Какой бы страх в полёте Вы не испытывали, не стоит забывать, что статистика на Вашей стороне. Много раз был доказано, что путешествие на автомобиле в несколько сотен раз опаснее, чем полет на самолете на то же самое расстояние. Шанс фатальной авиакатастрофы ничтожно мал, примерно 1:16 000 000. Кроме того, в 95% авиакатастроф жертвами не становятся не все пассажиры. Однако, если эти весомые факты не оказывают своего должного действия на Ваше отношение к полетам, давайте поищем другие пути.

Стоит немного изучить физику полета

Как бы то ни было, но знание основ устройства самолета и принципа его полета, может серьезно помочь преодолению страха. Не помешает потратить некоторое время на ознакомление с процессом взлета самолета, как потоки воздуха помогают этому, и как они похожи на воду (своими течениями и возможностью вещей плавать в потоках). Поэтому фраза: `Между мной и Землей за 10000 метров ничего нет!` - сразу теряет свой смысл. Самолет спроектирован для того, чтобы планировать. Также важен тот факт, что кроме пассажиров и экипажа самолета в воздухе, существует целая команда людей на Земле, отслеживающая каждый этап полета.

Нужно оставить желание все контролировать

`-Пусть все сядут на свои места, они раскачивают самолет!` `-Было бы легче, если бы я мог сойти в любой момент.` `-Хочу летать вообще без шума и без тряски!`

Страх может вызвать в Вас желание контролировать полет или управлять самолетом (даже если Вы не умеете). Существует статистика, которая говорит о том, насколько авиаперелеты безопаснее путешествий на автомобиле. Многие связывают возможность непосредственно управлять автомобилем с пониженным чувством страха. Однако могут ли люди влиять на то, как другие водители управляют их автомобилями? В случае с самолетом можно почти на 100% забыть о наличие других участников воздушного движения, т.к. траектории и время полета рассчитаны заранее. Самолет находится под управлением двух профессиональных пилотов, регулярно проходящих проверки и тесты. Поэтому стоит Вам расслабиться и довериться профессиональному экипажу, как Вы сможете высоко ценить моменты полета, когда не нужно отвечать на телефонные звонки и быть за что-то ответственным. Помните, что полет самолета никак не зависит от концентрации Вашего внимания на этом, займитесь чем-нибудь – почитайте книгу, послушайте музыку, пообщайтесь с соседями, поспите. Вы имеете полное право на заслуженный отдых. Время в полете пройдет значительно быстрее, если вы потратите его с пользой для себя.

Возможно вы до сих пор не задумывались об этом, но риск – это естественная и неотъемлемая часть нашей жизни, которая не требует от нас переживать на этот счет. Страх зачастую происходит из-за ожидания, предположения, сомнения, беспокойства и желания контролировать будущее. Хотя в большинстве случаях нужно просто принимать то, что происходит спокойно, полностью доверяя жизни, а не ассоциировать себя со всемогущим магом. Спокойное восприятие происходящего и беспристрастное наблюдение поможет вам полюбить полёты на самолёте.

Расположитесь комфортно

Обычно над каждым креслом в самолете расположено сопло с прохладным воздухом. Откройте сопло и направьте на свое лицо – прохладный воздух способствует расслаблению и спокойствию. Если Вам особенно неприятны моменты турбулентности в полете, старайтесь выбрать место поближе к крылу самолета, где это меньше ощущается. Когда самолет уже набрал высоту, можете представить, что Вы путешествуете на автобусе, а если его иногда трясет – так это автобус переезжает лежачих полицейских или едет по грунтовой дороге. Хорошее воображение может не только напугать, но и наоборот, помочь победить страх авиаперелёта.

Представляйте как самолет выглядит снаружи

Находясь внутри самолета во время взлета нередко создается впечатление, что самолет взлетает очень с большим наклоном, очень круто. Однако когда Вы наблюдаете картину взлета самолета с земли, все совсем не так. Это вызвано просто непривычным положением человека в пространстве с ускорением. Также во время турбулентности может показаться, что самолет значительно отклоняется от траектории и все идет не так, как нужно. В действительности же, линия полета почти не меняется. Всякий раз, когда Вам кажется, что самолет ведет себя странно, представляйте, как снаружи он движется плавно и уверенно, ведь так оно и есть.

Не делайте из мухи слона

Некоторым людям свойственно представлять все в худшем свете, особенно, если предаться своим эмоциям. Для нервного пассажира, даже напряженный взгляд стюардессы может означать, что с самолетом какая-то проблема. Каждый щелчок, тряска, сигнал интеркома, изменение скорости или выключение кондиционера может показаться намеком на предстоящую аварию. А ведь это совсем не так. Для всего есть простое объяснение, нужно лишь стремиться видеть события так, как они есть, а не выбирать самое плохое из возможного.

  • Стюардесса не напряжена – она устала или раздражена.
  • Самолету свойственно менять скорость при наборе определенной высоты.
  • Самолет иногда поворачивает согласно траектории.
  • Интерком может частенько издавать сигналы для организации работы экипажа.
  • Оборудование самолета иногда шумит.

Расслабьте тело и ум тоже успокоится

Страх – это физическая реакция на то, что происходит в уме. Также это работает и наоборот. Когда Ваше тело расслаблено, ум не сможет долго поддерживать страх. Все мы наделены `сопереживающей` нервной системой, которая реагирует на страх или панические атаки повышением количества адреналина, увеличением частоты сердцебиения, усиление потоотделения – т.е. все, что может пригодиться, если Вы собрались сражаться с тигром, но совсем бесполезно, когда Вы просто летите в самолете. Данный процесс требует от Вас частых вдохов и выдохов. Поэтому отличной методикой расслабления и вывода тела из состояния `повышенной боевой готовности` является осознанное замедление дыхания – вдох, более медленный выдох. Помимо этого направляйте Ваше внимание на различные части тела, мысленно повторяя: мои руки расслабляются, мои ноги расслабляются и так далее.

Отрепетируйте удачный полет

Все эти советы, конечно, хороши, но нужная информация имеет свойство забываться в `полевых условиях`. Поэтому ещё одна интересная методика – в своем уме практиковать спокойное и комфортное пребывание в самолете еще до настоящего авиа-перелета. Повторение этой практики позволяет телу автоматически расслабиться, уже будучи в настоящем самолете.

Для репетиции, сядьте с закрытыми глазами и начните дышать глубоко, с более долгими выдохами. Теперь, с расслабленным телом и умом, начните представлять как Вы собираете вещи и отправляетесь в аэропорт, на регистрации получаете авиабилет, проходите службу безопасности, посадку в самолет и сам перелет до места назначения. Представьте, как спокойно и расслабленно Вы выглядите со стороны, думаете о повседневных вещах, общаетесь с людьми, читаете журнал. Чем больше такой практики, тем сильнее ум-тело будут ассоциировать перелеты со спокойным и счастливым состоянием.

Если во время практики Вы начинаете чувствовать беспокойство или страх, постарайтесь остановить поток мыслей. Подумайте о чем-то интересном, любимом, или о чем угодно, что переместит точку внимания от страха на что-то ещё. Послушайте собственное дыхание, посчитайте до тысячи, попробуйте вспомнить алфавит задом наперед.

Успокаивающие и алкоголь

Хотя это и не рекомендуется, но многие пассажиры используют алкоголь для уменьшения боязни авиа-перелета. Это помогает, хотя и не является лучшим способом. Не стоит слишком налегать, пару напитков будет вполне достаточно, ведь алкоголь оказывает большее воздействие на организм в полете. Если у Вас никак не получается справиться со страхом, возможно, стоит обратиться к терапевту для получения рекомендации по приему легких успокоительных средств перед полетом. В этом нет ничего страшного, хотя лучше все же сначала постараться справиться со своей авиафобией без использования каких-либо веществ.

  • Возьмите с собой в полет что-то, что будет Вас отвлекать: журналы, кроссворды, плеер, книги, ноутбук и т.д.
  • Купите место рядом с проходом, а не с иллюминатором. Так Вам будет спокойнее, да и Вы будете ближе к экипажу, который всегда рад помочь.
  • Поиграйте в авиасимулятор на компьютере. Играя в игру Вы почувствуете, что летать совсем не страшно.
  • Летите с другом, желательно с тем, кто летал много раз и совсем не боится.
  • Подумайте заранее о том,

Как бы то ни было, победа над страхом авиа-перелета – это ещё один шанс улучшить самого себя и стать сильнее и совершеннее. Надеемся, что Вы подчерпнули для себя полезную информацию о том, как перестать бояться летать на самолёте. Более того, полетами на самолете нужно научиться наслаждаться, ведь это действительно огромная привилегия как с технической, так и социальной точки зрения. Возможность летать доступна лишь немногим даже в современном мире. Поэтому теперь Вы можете смело и лететь в окружении райских пейзажей облаков.

Посоветуйте эту статью друзьям:

Если вы хотите побороть страх перед полетом, то вы должны знать об одном достаточно эффективном методе. Методе, результативность которого при лечении различных фобий, в том числе и аэрофобии, подтверждена многочисленными научными исследованиями. Имя ему – систематическая десенсибилизация (десенситизация).

Суть метода состоит в вызывании в сознании тревожных образов одновременно с использованием релаксационных техник. Определенное количество повторений обычно приводит к снижению уровня тревоги, вплоть до полного ее исчезновения. В дальнейшем человек, оказавшись в ситуации, ранее его пугающей, вдруг обнаруживает, что тревога и страх ушли.

Вполне естественно, что этот метод широко применяется психотерапевтами для того, чтобы помочь людям преодолеть страх полетов на самолете. Но особая прелесть состоит в том, что его легко осуществлять самостоятельно. И при достаточной настойчивости вы с большой вероятностью сможете побороть аэрофобию.

Как это работает?

Есть такой замечательный анекдот о знаменитом русском ученом И.П. Павлове, том самом, который ставил эксперименты на собачках. Вот этот шедевр.

Сидит, значит, академик Павлов в кафе. Вдруг раздается телефонный звонок. «Чёрт, собак забыл покормить», – подскакивает Павлов.

О чем этот анекдот? О том, что условные рефлексы вырабатываются не только у собак. Представьте себе мозг Павлова. Там, среди прочего, есть 2 нейронные цепочки. Одна из них отвечает за восприятие звуков, другая – за кормление питомцев. Ранее, до экспериментов, они не были никак связаны друг с другом. Однако вследствие того, что Павлов много раз давал животным корм именно после звонка, его мозг выработал ассоциативную связь между звонком и кормлением. Другими словами, у него у самого возник условный рефлекс на звонок. Причем возник самопроизвольно!

Вы спросите: какое отношение все это имеет к боязни летать на самолете? Да самое прямое! У любого человека в мозге есть нейронная цепочка, которая отвечает за эмоцию страха, и есть цепочка, в которой хранится информация о самолетах и воздушных путешествиях. И они в норме НЕ СВЯЗАНЫ друг с другом! А вот у аэрофоба они-то волею судеб как раз и оказались связанными!

Стоит «простимулировать» одну из них, как возбуждается другая. Попросите человека, который страдает от боязни перелетов, пофантазировать о возможном полете на самолете. (Если же вы сами из таких, то и ходить далеко не нужно). Наверняка эти мысли вызовут типичный приступ тревоги с типичными симптомами: сердцебиением, повышением давления, тошнотой, одышкой, потливостью, а иногда и ощущением будто вот-вот упадешь в обморок.

Не нужно быть Павловым, чтобы догадаться, что решение проблемы заключается в разъединении этих нейронных цепочек. То есть связь между центром страха и «хранилищем» информации о полетах должна быть убрана за ненадобностью.

Как это сделать? Один из способов – это как раз и есть метод систематической десенсибилизации. Если представлять пугающее событие мнгогократно, но в безопасной обстановке и сопровождая это релаксационными техниками, то тревога уходит. То есть патологическая связь между двумя упомянутыми центрами растворяется, взамен же возникает другая, более адаптивная. Неплохо, не так ли?

В нашей статье мы разберемся как это делать правильно и максимально эффективно.

Особенности применения метода систематической десенсибилизации при аэрофобии

Исследователи сходятся в оценках эффективности метода. Так, вероятность успеха при лечении страхов доходит до 90%. Особенно, если фобия относится к типу «специфических», т. е. тревога вызывается строго определенными стимулами (в противовес агорафобии и социальной фобии, где страх может быть вызван широким спектром ситуаций). В этой связи боязнь летать на самолете – отличная мишень для применения метода десенсибилизации.

Результат техники практически не зависит ни от интенсивности беспокойства, ни от стажа проблемы или от того, как именно – сразу или постепенно – появлялась фобия. Правда, избавиться от страха полета будет сложнее, если он основан на сильной (выше, чем у большинства людей) боязни высоты, идущей с детства.

Метод систематической десенсибилизации точно не поможет лишь в одном случае. А именно когда мы имеем дело не с фобией, а с навязчивыми мыслями (обсессиями).

Отличить одно от другого достаточно легко. При фобии человек не будет испытывать страха, если лететь никуда не надо. Разве что тревогу, если заставлять его думать об этом специально.

При навязчивостях человек постоянно возвращается к пугающим мыслям о перелете, всевозможным опасностям, подстерегающим его в самолете. Даже когда нет никакой потребности куда-либо лететь. Причем в большинстве случаев это происходит «автоматически»: мысли и страхи всплывают в сознании непроизвольно. В подобных случаях необходимо использовать другие методы психотерапии.

Для успешного применения систематической десенсибилизации с целью преодоления страха перед полетом весьма полезно владение информацией о пассажирских самолетах. Хотя бы на элементарном уровне. Не помешает также и знание статистики, согласно которой, кстати, воздушный транспорт намного безопаснее автомобильного.

Избавляемся от страха перед полетом самостоятельно

Сама процедура десенсибилизации состоит из 4-х этапов:

  1. Обучение техникам релаксации;
  2. Создание журнала тревожных ситуаций;
  3. Ранжирование ситуаций по степени вызываемой тревоги;
  4. Последовательное «соединение» каждой из ситуаций с релаксацией.

Этап №1. Техники релаксации.

Здесь мы предполагаем, что вы уже обучились техникам расслабления и уже являетесь специалистом по или . Если нет, то обратитесь к соответствующим статьям (см. ссылки).

Какой способ релаксации лучше? Советовать какой-то конкретный мы не будем, выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы вам он нравился.

Этап №2. Создание журнала тревожных ситуаций

Здесь вы должны извлечь из вашего сознания все возможные ситуации, которые связаны со страхом перед полетом, записав их в специальный журнал.

Сюда нужно включить также сопутствующие полету процедуры, например, регистрацию, нахождение в терминале и т. д. Также здесь должны быть перечислены происшествия, происшедшие с вами в реальности. Например, у вас имеется опыт того как ваш самолет попал в зону высокой турбулентности. И, конечно же, не забудьте записать ситуации, которые вы не переживали на личном опыте, но которые периодически случаются. Например, вы видите как кому-то в салоне самолета стало плохо.

Важно, чтобы ситуации были записаны не сухо и коротко, а представлены в достаточно ярких деталях. То есть они должны быть действительно волнующими. Так, вы можете сделать заметку: «Прохожу таможенный контроль», а можете записать: «Прохожу таможенный контроль, работник берет мои документы и, хмурясь, пристально вглядывается мне в глаза». Второй вариант лучше. А иначе методика не даст ожидаемого результата.

Часто люди, которые используют эту методику для преодоления страха перед полетом, допускают серьезную ошибку. В список тревожащих ситуаций они записывают что-то вроде: «Во время взлета самолета я слышу гул двигателя, у меня начинается паническая атака». Зачем программировать себя на возникновение панической атаки?! Не нужно этого делать. Ситуации должны быть красочными, но объективными, без описания своих возможных тревожных чувств по этому поводу. Тем более, что мы планируем сделать их адекватными и спокойными.

Этап №3. Ранжирование ситуаций по степени тревожности.

Допустим, по предыдущему шагу у вас получился список из 15-20 тревожащих ситуаций, касающихся аэропорта, самолета и самого перелета. Теперь вам их нужно расположить в порядке увеличения связанного с ними уровня беспокойства.

Это можно сделать несколькими способами. Но лучше поступить следующим образом. Выпишите ситуации на отдельные карточки и разложить их одна за другой так, что каждая последующая более «заряжена» страхом, чем предыдущая.

У вас получится приблизительно такая последовательность:

Примерный список ситуаций. Кликните мышкой, чтобы посмотреть

  1. Резервирование билетов на самолет через Интернет.
  2. Сбор чемоданов;
  3. Регистрация в аэропорту;
  4. Таможня;
  5. Ожидание в терминале;
  6. Поездка в аэропорт на такси;
  7. Прохождение по трапу на борт;
  8. Прохождение мимо кабины пилотов;
  9. Поиск своего места;
  10. Среди пассажиров есть люди с арабской внешностью.
  11. Самолет летит ровно на определенной высоте.
  12. Самолет в воздухе делает небольшой поворот согласно маршруту;
  13. Борт идет на посадку;
  14. Самолет разгоняется по взлетной полосе, звук двигателя;
  15. Самолет отрывается от земли и набирает высоту;
  16. Турбулентность;
  17. Турбулентность, стюардесса успокаивает кого-то из пассажиров.

Обратите внимание на следующую деталь. Ситуации располагаются именно по увеличению уровня беспокойства, а не в той последовательности, в которой они происходят во времени.

Разумеется, у вас будут свои представления, причем изображенные не схематически, как у нас для экономии места, а в подробностях. И, конечно, своя иерархия.

[свернуть]

Затем вам следует тщательно оценить интенсивность вашей тревоги по поводу каждой из этих ситуаций по 100-балльной шкале. Оценки следует проставлять карандашом на оборотной стороне карты. Не забывайте придерживаться следующей рекомендации: меньше размышляйте, а записывайте первое число, пришедшее к вам в голову.

Кстати, может оказаться так, что одна или две ситуации получат оценку «0». Т.е. вы их выписали, но, как оказалось, они вас не тревожат. Что ж, прекрасно. Можете смело убрать эти карточки из вашего списка.

Баллы Уровень тревоги
1-19 Низкая тревога
20-39 Тревога ниже среднего
40-59 Средняя тревога
60-79 Тревога выше среднего
80-100 Высокая тревога

Важное условие: в каждой категории должно находиться минимум 2 карточки. Если это не так, значит, возвращайтесь к предыдущим этапам. Попытайтесь придумать еще ситуаций, попробуйте более внимательно проставить оценки в баллах.

Но предположим, что у вас все получилось. Что ж, отлично! Вы проделали хорошую работу и теперь нужно дать вашему организму отдых. Сложите карточки по порядку, отложите их в сторону на сутки и приготовьтесь к последней проверке.

На следующий день перемешайте карточки и попытайтесь снова расположить их по порядку, не подглядывая на цифры на обратной стороне. Вам удалось воспроизвести иерархию без ошибок? Ответ положительный? Поздравляем, вы готовы одержать победу над страхом полетов на самолете! Если нет, значит, что-то идет не так. Наш совет: получите консультацию у психолога или психотерапевта соответствующего профиля.

Этап №4. Последовательное «соединение» пугающих ситуаций с релаксацией

Как мы уже отмечали ранее, метод систематической десенсибилизации позволяет последовательно уменьшать степень тревоги, «привязанной» к определенным ситуациям. Это достигается многократным вызыванием у себя в воображении этих ситуаций, в то время как вы находитесь в состоянии глубокой расслабленности.

  • Первое, на что вы должны обратить внимание – это обстановка, в которой вы будете делать упражнения. Она должна быть спокойной и безопасной. Если это ваша комната, то туда никто не должен входить. Отключите также телефон.
  • Исходите из того, что длительность сессии десенсибилизации должна быть равна 30 минутам. Однако вы не должны пытаться уменьшить у себя чувствительность более чем к 3-м ситуациям за 1 сессию.
  • Каждое последующее занятие должно начинаться с той карточки, которую вы успешно проработали в прошлый раз.
  • Если вы действительно хотите преодолеть страх перед полетом, то мы рекомендуем заниматься ежедневно. Список тревожных ситуаций, состоящий из 16 пунктов, вы проработаете где-то за 2-3 недели.
  • Если же вам предстоит перелет в ближайшем будущем, то мы советуем проводить сессии 2 раза в день. Соответственно, это позволит вам добиться результата быстрее.

Точная последовательность действий

Итак, вы полны решимости преодолеть все ваши страхи перед полетами на самолете. Вы выделили время, обустроили рабочее пространство и карточки с ситуациями лежат перед вами. Теперь вашей задачей будет проработка каждой ситуации. Сама проработка состоит из 6 шагов:

Шаг 1. Добейтесь хорошей степени расслабленности с помощью выбранной вами техники.

Шаг 2. Прочтите соответствующую карточку и представьте, будто вы находитесь как раз в центре описанных событий. (Напоминаем, на первой сессии вы берете самую первую карточку, последующие же вы всегда начинаете с последней успешно проработанной ситуации). Время концентрации на ситуации – от 5 до 30 секунд, в зависимости от того, сколько сможете вытерпеть. Постарайтесь не выходить из состояния релаксации.

Шаг 3. Прекратите воображать ситуацию и определите уровень испытываемого вами беспокойства по шкале 0 – 100. Если ваши мышцы напряглись, значит, расслабьте их вновь. Добейтесь расслабленности вновь и побудьте в этом состоянии 30 секунд.

Шаг 4. Перечитайте описание ситуации вновь, вообразив себя ее участником столько, сколько сможете вытерпеть. Но не более 30 секунд.

Шаг 5. Остановитесь и снова определите свой уровень тревожности. Если есть хотя бы небольшая тревога, возвращайтесь к шагу 2. Если все хорошо, значит, переходите к шагу 7.

Шаг 6. Переходите к следующей ситуации строго по сконструированной вами иерархии. Повторите описанную выше процедуру, начав с шага 1.

Полезный совет . Каждую сессию вам следует заканчивать несколькими минутами релаксации. Подумайте о чем-то хорошем и приятном, том, что доставляет вам удовольствие.

Решение возможных проблем при использовании метода

Практически каждый второй, кто использует метод систематической десенсибилизации для того, чтобы побороть страх полета, сталкивается с такими затруднениями.

  1. Не получается вызвать у себя беспокойство на шаге 2.
  2. Степень тревоги не уменьшается, даже после многих повторений циклов.

Тем не менее, все решаемо, повода для паники нет. Давайте сперва разберемся в причинах этих затруднений.

Как правило, минимально необходимый уровень беспокойства не удается вызвать потому, что ситуация не описана достаточно ярко. Что нужно сделать? Очевидно, описать ситуацию детальнее. Как вариант, можно попробовать вообразить ее дольше, чем 30 секунд.

Иногда бывает так, что ситуация прорабатывается спонтанно еще во время ее записывания на карточку. Что ж, наш совет таков: безболезненно удалите ее из общего перечня.

Проблема с плохо снижающимся уровнем беспокойством чаще всего бывает связана со слишком резким скачком «заряженности». А ведь она должна повышаться от ситуации к ситуации плавно!

Что надо сделать в этом случае? Сначала проверить, а правильное ли она место занимает в иерархии? Если нет, значит, список нуждается в корректировке. Внесите необходимые исправления.

Если все правильно, значит, следует разбить сложную ситуацию на 2-3 составляющие, затем разместите их на промежутке между последней успешно проработанной картой и той, на которой вы споткнулись.

Или, быть может, вы слишком нетерпеливо стремитесь получить результат и концентрируетесь на дискомфорте дольше, чем нужно? Попробуйте сократить это время.

Тяжело в учении — легко в бою!

Вся процедура систематической десенсибилизации в борьбе со страхом полета может оказаться бесполезной, если вы не поставите жирную точку в этом деле. Вам необходимо совершить полет на самолете!

Фото 1920-х годов. Но вам вовсе необязательно повторять трюк.

Исследования показывают, что результаты десенситизации будут долгосрочными, только если упражнения подкреплены реальным «экспериментом».

Да, вы будете немного волноваться, но наблюдаемый уровень волнения в каждой из ситуаций будет в несколько раз менее интенсивным. Вы легко это преодолеете. А совершив первый полет, вы заметите, что следующий осуществить будет намного легче!

Рассмотренный нами в этой статье метод хотя и старое, но довольно эффективное средство. Притом оно годится для самостоятельного применения! Справедливости ради отметим: это не единственный способ справиться с аэрофобией. И далеко не самый комфортный. Есть

Периодические сообщения СМИ об авиакатастрофах приводят к тому, что многие люди начинают панически бояться полётов. Из-за этого они отказывают себе в поездках за границу, тратят лишнее время на дорогу в поезде. Если перелёт неизбежен, всё время, что он проходит, они жестоко мучаются. Таким людям необходимо выяснить, как побороть страх летать, и строго следовать всем полезным рекомендациям.

Помощь информации

Чтобы избавиться от аэрофобии (как и от любого страха), в первую очередь рекомендуется обратиться к психологу. Однако действительно хорошего специалиста найти трудно, да и деньги на эти услуги есть не у всех, поэтому нужно научиться справляться со своими фобиями самостоятельно.

Чаще всего люди боятся летать из-за опасности попасть в авиакатастрофу. Чтобы избавиться от этого страха, необходимо почитать статистику крушений. Далее рекомендуется сверить её с расписанием рейсов и уяснить, что аварии происходят всё же гораздо реже, чем благополучные полёты. Вообще, согласно статистике, вероятность погибнуть в авиакатастрофе равна 1:11000000. Кроме того, зоной риска является любой транспорт, в том числе и такой, каким мы пользуемся каждый день. Аварии с автомобилями, например, случаются гораздо чаще, чем с воздушными судами.

Также страх в полёте возникает и вследствие непонимания специфики работы самолёта. Чтобы преодолеть его, следует почитать, как проходят авиаперелёты. Например, многих людей пугает, что при взлёте сильно прижимает к креслу, закладывает уши (и при посадке тоже). Это нормально. Самолёт может оторваться от земли только при достаточно большой скорости (из-за неё и прижимает), а уши может заложить из-за перепадов давления, потом всё проходит. Часто очень пугает и зона турбулентности: человеку кажется, что он несколько раз подряд проваливается в яму, но на самом деле опасности нет. Самолёт всего лишь пересекает границы высокого и низкого атмосферного давления.

Чтобы не получить травмы при такой тряске, нужно пристегнуться на это время, не вставать с места и закрыть багажный отсек, чтобы из него ничего не выпало.

Факты о самолётах, которые должны помочь победить боязнь:

  • в любом лайнере практически все системы дублируются (многие даже неоднократно), в том числе двигатели, все одновременно отказать не могут;
  • перед полётом каждый самолёт проходит технический осмотр;
  • во время полёта под крыльями создаётся сильное давление, воздух держит машину, она может лететь даже при отказе одного двигателя;
  • воздушным судном управляет экипаж, который постоянно проходит подготовку;
  • катастрофы случаются только при стечении многих неблагоприятных обстоятельств, при организации следующих полётов авиакомпании стараются учитывать этот негативный опыт.

Как настроить себя на лучшее

Чтобы действительно перебороть возникшую боязнь полёта, перед ним не стоит смотреть фильмы-катастрофы или подробно читать о крушениях самолётов. От этого станет ещё страшнее.

Лучше постараться расслабиться: почитать книгу или посмотреть фильм позитивного содержания, послушать спокойную музыку. Ещё один лайфхак: за несколько дней до рейса прочитать «Лёгкий способ наслаждаться авиаперелётами» Аллена Карра. Эта книга уже помогла тысячам людей по всему миру побороть свою аэрофобию – об этом говорят высокие рейтинги и отзывы читателей, а это значит, что метод автора работает. Он основан на методичном разборе страхов, связанных с полётами, и их преодолении. К концу книги вы почувствуете, что внутреннее напряжение при мысли о самолётах вас отпустило.

Чего делать не стоит? Не нужно заходить на какой-либо форум, посвящённый авиаперелётам. Летавшие самолётом любят рассказывать о своих трудностях, а это опять же усилит опасения. Лучше просто заранее изучить информацию об авиакомпании и, если это возможно, о пилотах, ведущих данный рейс.

Усиливают стресс и сборы в последний день второпях, поэтому готовиться к поездке лучше заранее. Накануне вылета нужно как следует отдохнуть и расслабиться.

Справиться со страхом помогут и следующие рекомендации:

  • необходимо выбирать по возможности прямые и наименее продолжительные рейсы, чтобы как можно меньше быть в воздухе;
  • лучше лететь днём – когда светло, становится не так страшно;
  • при страхе высоты не нужно брать место рядом с иллюминатором;
  • при клаустрофобии лучше садиться рядом с аварийным выходом;
  • тем, кто боится турбулентности, рекомендуется брать билеты в носовой части и выбирать большой самолёт – его меньше качает;
  • вообще лучше брать места между крыльев – они самые безопасные;
  • во время полёта нужно стараться отвлечься: остросюжетной книгой или фильмом, спокойной музыкой (только нельзя пользоваться наушниками, когда заложены уши, следует подождать), каким-либо рукоделием, разговорами с соседом (но ни в коем случае не надо обсуждать возможные аварии);
  • можно утешить себя чем-нибудь вкусным (фруктами, ягодами), но в разумных количествах;
  • стоит попробовать закрыть глаза и вообразить, что едешь на автобусе или поезде;
  • всегда нужно повторять про себя, что всё будет хорошо, что пилоты тоже заинтересованы, чтобы рейс завершился благополучно;
  • рекомендуется использовать специальные мобильные приложения, которые показывают полёт в режиме реального времени, в том числе предупреждают, когда может начаться турбулентность.

Многие аэрофобы принимают алкоголь для храбрости, но этого делать опять же не следует: может стать физически плохо, и страхи только укрепятся. К тому же это ужасно вредно и может привести к конфликту с бортпроводниками. Не рекомендуются и успокоительные таблетки, лучше взять баночки с эфирными маслами и дышать ими. Не стоит также пить кофе, потому что он возбудит нервную систему, которая и так на взводе.

Избавляться от страха нужно с помощью самовнушения, но при этом важно следить и за физическим здоровьем.

Борьба с плохим самочувствием

Нежелание лететь может возникнуть и из-за страха перед закладыванием ушей или тошнотой. Чтобы помочь ушам, нужно делать глотательные движения, например, пить воду. Также рекомендуется чаще зевать или просто открыть рот, а можно и глубоко вдохнуть, зажав нос, а потом резко выдохнуть. В ушах щёлкнет, и их отложит – барабанная перепонка встанет на место.

Если в самолёте укачивает, перед полётом не нужно плотно есть, а во время него рекомендуется кушать понемногу лимон или апельсин, солёные огурцы, пить лимонный или апельсиновый сок или воду без газа, вдыхать эфирные масла мяты, лимона или имбиря. Если нет турбулентности, можно встать и немного походить по салону. А если подниматься нельзя, стоит выбрать неподвижный предмет рядом с собой и сконцентрировать на нём своё внимание.

Всегда следует помнить, что побеждает только тот, кто борется. Аэрофобам нужно не отказываться от путешествий, а искать, как избавиться от страха летать на самолете.

Правильный выбор рейса и места, убеждение себя, что всё будет в порядке, и отвлечение на интересные занятия помогут сделать перелёт вполне терпимым, а в дальнейшем и побороть фобию окончательно.

Мнение эксперта

Метода Аллена Карра – система, которая избавляет от страхов. Курящие боятся, что не смогут справиться со стрессом без сигарет; те, кто употребляют алкоголь, переживают, что не смогут без него насладиться праздником в компании друзей; и, конечно, есть те, кто очень боится летать на самолётах. Лёгкий Способ простым языком объясняет причины этих страхов. Как только человеку удается понять, что они иллюзорны, то страхи исчезают, делая жизнь человека более радостной и свободной.

По утверждениям статистики пятая часть взрослого населения земли боится летать. В запущенных случаях страх полета переходит в болезнь – аэрофобию. У этого есть множество причин, которые будут рассмотрены ниже.

В большинстве случаев длительный полет планируется заранее, и можно попытаться устранить причины страха. Современные исследователи и психологи предлагают множество методик, которые помогают 95% людей. Если ни одна методика не принесла ожидаемого результата, возможно, от полета лучше отказаться.

Причины аэрофобии

В большинстве случаев страх летать на самолетах носит приобретенный характер и имеет определенные причины:

  1. Смакование в СМИ подробностей произошедших авиакатастроф с детальным разбором и посекундным анализом событий.
  2. Неприятные воспоминания , связанные с самолетами. Это могут быть воспоминания о сильной тряске во время турбулентности в одном из прошлых полетов, длительной проверке технического состояния самолета, рассказы близких о подобных случаях.
  3. Продолжение различных фобий : страха высоты, закрытых пространств и т.д. В таком случае у человека появляется генерализованная тревожная реакция.
  4. Самовнушение . Человек думает, что летать – это плохо, что самолет ненадежен, что любая случайность может привести к трагедии. Кроме прочего, это происходит от неосведомленности в теории воздухоплавания.

Среди других распространенных причин стоит отметить:

  • посттравматическое расстройство — если человек в какой-то момент жизни пережил катастрофу, либо что-то случилось с его близкими и знакомыми, есть риск возникновения аэрофобии;
  • воспоминания — в некоторых случаях аэрофобия проистекает из каких-либо детских страхов и воспоминаний, не всегда связанных с высотой.

Один из наиболее распространенных случаев аэрофобии вытекает из первичной паники или сопутствующего расстройства. Такой страх возникает непосредственно во время полета, усиливаясь непривычными перегрузками, страхом высоты, смерти.

Также существуют индивидуальные причины для боязни полетов. К ним относятся такие специфические случаи, как боязнь летать над водой или в темноте.

Норма или патология?

Реальный страх, имеющий определенную основу и эмоциональную составляющую, отличается от фобии. Обычный страх – это эмоция. Патология – это полная зависимость от эмоций.

Фобия становится частью повседневной жизни. У нее нет конкретной причины, она не относится к определенной ситуации. Просто в определенный момент человек начинает испытывать беспокойство по отношению к какому-либо предмету, появляется ощущение непонятной угрозы.

Есть определенные критерии, согласно которым можно четко разделить страх и фобию:

  1. Иррациональность . При фобии страх не связан с каким-то конкретным происшествием, состоянием вещей, сложившейся ситуацией. Он существует независимо и постоянно.
  2. Попутная дезадаптация . Человек может очень долго находиться в подобном состоянии. Средний срок – от нескольких недель до года. Дезадаптация может выражаться в психических либо сомато-вегетативных отклонениях.
  3. Стремление избежать предмета , который вызывает страх. При фобии человек ограничивает себя в перемещении, общении и других социально важных функциях.

Многие люди не способны самостоятельно диагностировать причину страха, и не знают, что делать. Им кажется, что у них аэрофобия, т.е. боязнь полетов, в то время, как у них все симптомы акрофобии (боязни высоты). Очень часто страхи и фобии смешиваются, и может потребоваться специфическое лечение.

Как побороть страх перед полетом на самолете

В большинстве случаев боязнь полетов – это результат комплексного воздействия нескольких факторов. Среди них:

  • мнительность;
  • неосведомленность;
  • естественный страх перед высотой.

Существуют определенные психологические и медицинские методики, с помощью которых можно преодолеть страх полетов. Бороться с боязнью нужно начинать сразу. Если она уже развилась в тяжелую агорафобию, может потребоваться квалифицированное лечение.

За неделю до полета

Чувство тревоги и нервозности возникает за несколько дней до полета, в некоторых случаях за несколько недель и раньше:

  • Человек становится раздражительным, вспыхивает из-за мелочей.
  • Начинаются сниться сны о полетах, человеческом факторе.
  • Он ищет информацию о типе самолета, статистические сведения о количестве аварий и неисправностях.

Каждый случай аэрофобии уникален и имеет свои причины. Единого лекарства не существует, однако есть разработки, способные помочь большинству.

Если подобные страхи мешают полноценной жизни, стоит обратиться к специалисту по аэрофобии. Грамотный психотерапевт назначит оптимальное лечение, выпишет успокоительные таблетки или поможет устранить причину страха с помощью корригирующей психотерапии.

Мнительным людям, подверженным внушению, не стоит в течение недели смотреть фильмы о катастрофах и иных негативных событиях, связанных с самолетами. Так или иначе, такой фильм оставляет определенный отпечаток на психике. Также не стоит слишком увлекаться поиском информации о самолетах компании, которой собираетесь лететь, списком аварий и т.д.

Перед полетом

  • В аэропорт нельзя опаздывать. Если вы опаздываете, вы уже переживаете, испытываете упреждающую тревогу. Оказавшись в стерильной зоне аэропорта, пройдя все необходимые регистрации и контрольные точки, вы можете понаблюдать за взлетом и посадкой других самолетов – они происходят практически ежеминутно. Стоит подумать о самолетах, как об обыденности – и страх ослабнет.
  • Несмотря на популярное заблуждение, алкоголь в полете не помогает, а в некоторых случаях может усугубить проблему. Помогает вода, сок, особенно томатный.
  • Найдите подходящего соседа для беседы, озвучьте свои волнения, и обязательно получите поддержку.

Во время полета

В ряде случаев страх полета приходит уже в самолете, когда уже нет возможности отказаться и выйти. Специалисты предлагают несколько простых способов перебороть панику:

  1. Правильный выбор места . При сильной боязни высоты не стоит садиться возле иллюминатора. При страхе турбулентности не стоит выбирать место в хвосте – именно там трясет сильнее всего. Если у вас клаустрофобия – займите место у прохода или рядом с выходом. Это можно сделать еще на этапе регистрации на рейс.
  2. Комфортная одежда и обувь позволяет почувствовать себя в домашней обстановке. Это поможет успокоиться при длительном перелете.
  3. При склонности к укачиванию и заложенности ушей можно воспользоваться мятными леденцами или жевательной резинкой. Кроме этого жевательный процесс может отвлечь от боязни полета.
  4. Хороший способ расслабления при панике – дыхательная гимнастика. Глубокое дыхание приведет нервы в порядок и позволит успокоиться. Очень важно, чтобы вдох был примерно в два раза медленнее выдоха. Подобная практика снижает сердечный ритм и оказывает расслабляющее влияние на мышцы.
  5. Если страх полета проистекает из-за невозможности контролировать и повлиять на текущую ситуацию, стоит чаще смотреть в иллюминатор, чтобы удостовериться, что все в порядке. Благодаря этому вы почувствуете себя в курсе событий.
  6. Оптимальный вариант – отвлечься мыслями от полета. На руках есть множество нервных окончаний – можно держать какую-нибудь приятную на ощупь вещь. Или взять с собой в полет ноутбук – единственный недостаток, что его придется выключать во время взлета и посадки.

Лучший способ избавиться от боязни полета окончательно – пройти курс лечения у практикующего психолога. Однако не у каждого есть время и средства на прохождение полного курса.

  1. Самовнушение . Многие уверены, что решающую роль в человеческой жизни играет судьба. Если что-то суждено, оно в любом случае сбудется. Можно сконцентрироваться на том, что вы в любом случае ничего из предначертанного не измените. Также можно визуализировать свой страх и отогнать его силой мысли.
  2. Принять как факт , что страх в любом случае никак не скажется на исходе ситуации. А испортить нервную систему он может. И паника даже при аварийной посадке опасна не только для вас, но и для окружающих. И наоборот, устойчивость к стрессовым ситуациям иногда спасает множество жизней.
  3. Интересные занятия отвлекают . Подберите себе занятие по вкусу на время полета. Идеальное средство – хороший собеседник.
  4. Нельзя показывать страх посторонним . Как правило, внешняя уверенность, улыбка и внутренний настрой избавляют от чувства паники.
  5. Носите талисманы . Определенное психологическое воздействие оказывают талисманы и т.д. Кому-то кажется, что удачу приносит определенное число, кому-то – определенная вещь.
  6. Заблаговременное прибытие . Многие профессиональные психологи советуют приезжать в аэропорт заранее, чтобы спокойно и без спешки пройти необходимые процедуры и морально подготовиться к полету. Некоторые предпочитают регистрироваться в режиме аврала, это им помогает справиться с волнением.
  7. Используйте успокоительные препараты . Несколько капель валерианы помогают расслабиться и уснуть. При этом нельзя злоупотреблять подобными препаратами, они продолжают действовать и после полета.
  8. Не стоит слишком внимательно вглядываться в других пассажиров и определять их внутреннее состояние. Всегда есть кто-то, кто тоже боится летать. Это усилит и вашу боязнь.
  9. Не нужно концентрироваться на работе двигателя самолета и представлять в уме последствия катастрофы. Концентрируйтесь на приятных воспоминаниях, общении с приятным собеседником, попытайтесь уснуть.
  10. Доверяйте экипажу самолета . Они тоже люди и хотят жить. Чем больше вы будете доверять пилоту, тем в большей безопасности вы будете себя ощущать.

  • Ежесекундно по воздушным линиям пролетают тысячи самолетов. Ежедневно на рейс выходит около пятидесяти тысяч самолетов. Ежегодно по воздуху путешествуют несколько миллиардов пассажиров.
  • Вероятность стать участником авиакатастрофы в тысячи раз меньше, чем стать участником ДТП. Но это никому не мешает пользоваться автобусами и такси.
  • Страдающим аэрофобией будет интересно узнать: все системы самолета продублированы, иногда несколько раз. Так, он имеет минимум 2 двигателя. И при отказе одного из них может лететь несколько часов.
  • Каждая авиакатастрофа имеет вполне определенную причину или совокупность причин. Каждый случай тщательно анализируется специалистами и прорабатываются меры для предотвращения подобных ситуаций.

Видео: Боюсь летать на самолете. Что делать?