Алалия у детей 3 лет. Сенсорная алалия: причины, симптомы, диагностика

«Ой, муж/брат/отец вообще в 5 заговорил» - как часто Вам доводилось слышать подобные фразы? Большая часть мам с волнением ждёт, когда её малыш произнесёт первые слова, но по разным причинам этого может не произойти. В таких случаях врачи ставят диагноз «алалия», которая может быть сенсорной и моторной. Что такое моторная алалия? Рассмотрим подробнее.

Описание заболевания

Моторная алалия (дальше просто алалия) - патология, при которой плохо развита экспрессивная речь. Данное недоразвитие заключается в затруднениях овладевания основными навыками речи (грамматического строя, словарём и прочим) при нормальном её восприятии. То есть ребёнок говорит плохо или вообще не говорит, но вашу речь понимает нормально.

Механизм патологии основан на расстройстве аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Основной причиной для появления такого расстройства служит патологии центра Брока и относящихся к нему проводящих путей.

Алалия встречается в 2,5 раза чаще у мальчиков, нежели у девочек. Если считать от общего числа дошкольников, то это примерно 0,2–0,6%.

Признаки и симптомы моторной алалии

Развитие речи у алаликов может быть различным, на это влияет:

  • возраст, когда было обнаружено заболевание;
  • степень поражения мозга;
  • общее развитие ребёнка;
  • работа родителей с болеющим;

Бывает, что алалик долго молчит, а затем его речь приобретает бурное развитие и быстро исправляется. Бывает наоборот: ребёнок с младенчества гулит, начинает рано говорить, но речь его долго остаётся скудной. Возможно и другое развитие событий.

Ниже перечислены основные симптомы и признаки патологии, для удобства восприятия поделённые на речевые и неречевые.

Речевые

На самом деле, алалики имеют всё необходимо, чтобы нормально говорить. Однако они не могут воспользоваться данными возможностями. Это выражается в:

  • Литеральной парафазии (когда звук в слове заменяется на другой).
  • Рассеянной и непрекращающейся речи (персеверация).
  • Выпадении звуков из слова (элизия).
  • Ограничениях словарного запаса. По большей части это касается глаголов и отглагольных форм.
  • Замене слов на похожие по звучанию или смыслу.
  • Объединении слогов слов (контаминация). Например: кодёт - кот идёт.
  • Неправильном согласовании слов.
  • Выпадении при разговоре предлогов.

Неречевые

Неречевые симптомы алалии могут проявляться не всегда и не все сразу.

Со стороны нервной системы симптоматика выражена:

  1. Нарушениями движений мускулатуры лица (апраксией).
  2. Нарушениями равновесия.
  3. Неловкостью, из-за чего дети часто падают/бьются о преграды.
  4. Нарушениями пространственного гнозиса.
  5. Минимальной мозговой дисфункцией.

К симптоматике психопатологической можно отнести:

  1. Общее отставание в развитии.
  2. Расторможенность и импульсивность в действиях.
  3. Повышенную агрессию и нервозность.
  4. Плохую адаптацию к окружающим условиям.
  5. Пониженное внимание.
  6. Быструю утомляемость.

Диагностика

Прежде всего, для диагностирования заболевания необходимо посетить логопеда. Основной вид диагностики, применяемый в данном случае, это дифференциальная. Она помогает отличить моторную форму алалии от сенсорной.

Поставить диагноз можно, оценив:

  • Восприятие речи, которое не должно быть сильно нарушено.
  • Понимание речи, опять же, не должно быть сильно нарушено.
  • Слуховое восприятие. Должно быть сохранено.
  • Отсутствие эхолалии.
  • Затруднение в повторении услышанного.
  • Желание говорить.
  • Активное использование мимико-жестикулятивной речи.
  • Компенсирование недостатков речи звукоподражанием, мелодикой или «звуковыми жестами».
  • Динамичность улучшений.

Рассматривается также на каком уровне находится:

  • активный и пассивный словари;
  • грамматический строй речи;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура;
  • фонематическое восприятие;

Помимо посещения логопеда, алалики нуждаются в консультации:

  1. невролога;
  2. отоларинголога;
  3. психолога;
  4. нейрохирурга;

Чтобы оценить степень поражения мозга врач может назначить:

  • эхоэнцефалографию;
  • рентгенографию;

Чтобы исключить сопутствующие заболевания могут назначаться дополнительные исследования.

Лечение и коррекция

Коррекционные работы должны быть комплексными и включать:

  • Медикаментозную терапию . Многие логопеды отрицают эффективность такого лечения, поскольку достоверных данных нет. Ребёнку могут назначать:
    1. Гаммалон;
    2. Кортексин;
    3. Когитум;
    4. Витамины В12, В15;
  • Логопедические занятия . Включают и домашнюю гимнастику и занятия с врачом, направленную на развитие речи.
    Рекомендуем посмотреть видео занятия с логопедом:
  • Массаж . Способствует нормализации тонуса лицевой мускулатуры.

В качестве дополнительного лечения может применяться рефлексотерапия, магнитотерапия, ДМВ, электростимуляция, лазеротерапия, водолечение, ИРТ и прочее.

Прогноз и профилактика

Лечение моторной алалии проходит медленнее, чем у детей с сенсорной формой такой же тяжести. Однако прогноз может быть благоприятным, если не задерживать начало коррекционной работы, занимать с ребёнком ежедневно и комплексно. Здесь всё зависит от степени поражения мозга. Если оно несильное, то речь ребёнка восстановится полностью.

Болезнь всегда проще предупредить, чем лечить. Чтобы избежать появления моторной алалии требуется:

Обеспечить нормальное протекание беременности. Для этого:

  • постоянно посещайте гинеколога и строго выполняйте его рекомендации;
  • сдавайте все анализы вовремя;
  • максимально оградите себя от травмоопасных занятий;
  • при посещении больницы носите маску, чтобы минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями;
  • откажитесь от лишних нагрузок;
  • начните делать щадящие упражнения;

Обеспечить ребёнку нормальное развитие:

  • посещать педиатра и других врачей по необходимости/графику;
  • не отказываться от прививок;
  • заниматься с ребёнком развивающими упражнениями;
  • максимально минимизировать травмы (закрыть острые углы, убрать травмоопасные предметы и прочее);

Итоги

В последние годы этот диагноз всё чаще ставится детям по причине универсальности и широкой симптоматике. Однако не всех «молчащих» можно отнести к алаликам, о чём многие врачи забывают. Так что если Вашему ребёнку ставят алалию, а сильных нарушений у него нет, и должного обследования не проводилось, это повод перепроверить диагноз у другого врача. В случае подтверждения возможно оформление инвалидности.

Не стоит паниковать раньше времени. При должном лечении и Вашем усердии ребёнок может заговорить так же, как и его сверстники.

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.


Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.


Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно - развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия - например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Диагноз определяется на основании наблюдений за малышом: по совокупности общих признаков опытный дефектолог может установить диагноз. Основными признаками служат имеющиеся в речи ребенка нарушения, связанные с работой лобно-теменных областей коры головного мозга левого полушария, проявляющиеся задолго до полного становления речевой функции.

Симптомы моторной алалии:

  • задержка предречевых этапов, например, гуление и лепет могут проявляться очень скудно, а иногда и вообще отсутствовать;
  • растянутые по времени этапы становления речи;
  • замена многих слов на эмоциональные восклицания и подобные им проявления эмоций.

Не только предречевые этапы, но и ступени, предшествующие фразовой речи, такие, как эгоцентрическая речь, бурная жестикуляция, могут сохраняться неоправданно длительное время. К характеристикам проявлений моторной алалии также можно отнести нарушения в грамматическом построении предложений, скудность активного словаря, отклонения в построении слов, перестановка слов, ошибки в словообразовании, а также проблемы с регуляцией громкости издаваемых звуков, нарушения моторики, двигательной активности.

Системное обследование при моторной алалии, проводимое логопедом совместно с невропатологом, позволяет выявить нарушения в речи и степень сложности заболевания, составить план работы с ребенком.

Причины моторной алалии

Устранить проблему нарушения речи значительно легче, если знаешь его причину. Среди многих распространенных факторов, влияющих на возникновение и развитие моторной алалии можно отметить нарушение функций центра Брока, расположенного в левом полушарии головного мозга и отвечающего за развитие экспрессивной речи. Экспрессивная речь — это способность человека иметь законченную мысль, сформировать ее на уровне внутренней речи и, наконец, выдать ее в готовом варианте вслух или письменно. При дефектах этой стороны речи понимание обращенной к пациенту речи почти не затрудняется. Возможно обеднение речи, но понимание сохраняется практически полностью, если только к моторной алалии не добавляется сенсорная, являющаяся следствием поражения другого отдела коры головного мозга.

К сожалению, довольно часто сложностям при течении беременности и проблемам в родах, особенно у первородящих женщин, не уделяется нужное внимание, из-за чего позднее процесс выходит из-под контроля.

В практике встречаются случаи, когда ребенок имеет отклонения в речи в виде двух форм алалии. Диагностика и лечение в этих случаях очень затруднительны. Усилиями многих специалистов удается, как правило, находить вербальный контакт с ребенком, но ситуации часто бывают отягощены и другими психосоматическими заболеваниями. На лечение таких отклонений уходят многие годы. Сенсорно-моторная алалия лечится многими специалистами в несколько этапов.

Причинами стойкой алалии с моторным уклоном можно считать и возникновение тревожных ситуаций в семье ребенка. Постоянное эмоциональное перенапряжение отрицательно сказывается на способности к говорению и к оцениванию своей речевой деятельности. Это значит, что если после нескольких курсов занятий ребенок не продвинулся в развитии, то он настолько загнан, испуган, что не обращает внимания на себя, на свою речь.

Коррекция и лечение моторной алалии

Проведение коррекции моторной алалии возможно в случаях, когда ребенок контактный и нацелен на положительный результат своих занятий. Заниматься с таким мотивированным ребенком легко и приятно, и результат не заставит себя долго ждать — достаточно быстро раскрепощенные в общении, желающие красиво и грамотно говорить дети достигают положительной динамики. Основная задача логопеда — это не только квалифицированная помощь, но также понимание, уважение личности ребенка и полная поддержка его инициатив.

Систематическое лечение тяжелых форм моторной алалии должно проводиться не только усилиями логопеда с использованием современных методик индивидуального развития, но и с подключением курсов массажа мускулатуры артикуляционного аппарата специальными зондами . При этом необходимы наблюдения невролога за развитием ребенка, за его психическим состоянием и использование ответствующей медикаментозной терапии. К методам, корректирующим состояния алаликов, относятся и назначение ноотропных препаратов, но их значение в лечении в наши дни ставится под сомнение.

Занятия с детьми с моторной алалией базируются на работе по обогащению словарного запаса, создании у ребенка четких представлений об окружающем мире, о необходимости общения с семьей, со сверстниками. Эти дети имеют склонность к аутентичности, уходят в себя и могут подолу играть в одиночку, при этом интеллект ребенка не стоит на месте, а речевые способности очень мало развиваются. Работа с детьми с моторной алалией строится на основе онтогенетического подхода с учетом дефектов речи ребенка. Главная задача — вызвать у обучаемого положительные эмоции от речевого общения. Далее — научить его общаться сначала с помощью слов-предложений, затем — с помощью построения коротких значимых фраз, состоящих из слов в начальной форме.

Логопедическая работа при моторной алалии главным образом побуждает ребенка перейти от начального этапа общения по необходимости к диалогическому общению, к составлению отвлеченных высказываний, помогающих рассказать о своих чувствах, наблюдениях. На занятиях логопеды используют игровую деятельность, простую и понятную для ребенка, развивают память, тактильные ощущения. Постепенно знакомя ребенка с различными формами слов, обучая его словообразованию и отглагольным формам, формируют фразовую речь.

– грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии , при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода , внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности , токсикозы , падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия , сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных , недоношенности , внутричерепной родовой травмы при преждевременных , скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты , менингиты , ЧМТ , соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ , пневмонии , эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность , синдром госпитализма , дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация алалии

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • экспрессивную (моторную) алалию
  • импрессивную (сенсорную) алалию
  • смешанную (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

В основе возникновения моторной формы алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией . Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть различением неречевых и речевых звуков, дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями, пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи. По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка.

Прогноз и профилактика алалии

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Обычно, дети очень говорливы. Их весёлая и непрекращающаяся речь способна довести любого до головной боли. Но бывает так, что ребёнок просто не может говорить, хотя и очень хочет. Одной из причин такого опасного молчания является алалия. Рассмотрим подробнее, что это такое, и как его лечить.

Алалия - это речевое нарушение у детей, механизм которого основан на патологиях и недостаточном развитии речевых центров коры головного мозга. Патологические изменения, обычно, приходятся на внутриутробное развитие или ранний детский период (до трёх лет), потому диагностировать их трудно. Характеризуется заболевание недостаточным развитием или полным отсутствием речи.

Виды алалии

Существует несколько классификаций заболевания в зависимости от зоны, степени и механизма патологии, но официальна признана и используется система В.А. Ковшикова. По ней алалия делится на:

  • Сенсорную.
  • Смешанную.

Сенсорная

Данный вид характеризуется недоразвитием речи из-за патологий в речеслуховом анализаторе. Эта часть коры головного мозга отвечает за анализ речи, и нарушения в её работе ведут к невозможности связать определённый образ с его звуковым обозначением.

То есть ребёнок слышит, но не может понять обращённую к нему речь. Из-за этого он может не откликаться, когда его зовут, не прислушиваться к чужой речи.

Сенсорная алалия выражается также в:

  • Расторможенности речи. Ребёнка сложно заставить помолчать.
  • Смешении сходных по произношению звуков.
  • Эхолалии.

У больных детей может отмечаться интеллектуальная недоразвитость.

Моторная алалия

Основная причина появления данной формы заболевания - патологии коркового конца центра Брока, а также проводящих путей этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие экспрессивной речи, выражающееся в трудностях овладения речевыми навыками. При этом ребёнок понимает, что ему говорят.

Для данного вида характерны:

  • Позднее формирование речи (примерно в 5 лет).
  • Нарушения грамматического строя. Ребёнок не согласовывает слова в роде, числе и падеже, путает окончания и т. п.
  • Малый словарный запас.
  • Расстройство внимания.
  • Двигательная расторможенность.
  • Нарушения интеллектуального развития.

Смешанная

Данную форму называют также тотальной. Возникает она, когда по какой-либо причине поражается вся сенсомоторная область коры головного мозга. Больные дети не только не могут воспроизвести речь, но и не понимают её.

Зачастую ребёнок с тотальной алалией не может говорить вообще. В 100% случаев болезнь сопровождается интеллектуальным отставанием.

Причины

Поскольку алалия может возникать на разных этапах развития ребёнка, причины также различны. Так, например, к органическим поражениям речевых центров коры голов. мозга у плода могут приводить:

  • гипоксия;
  • внутриутробная инфекция;
  • угроза выкидыша;
  • сильный токсикоз у матери;
  • механические травмы плода (например, при ударах и падениях беременной);
  • хронические заболевания матери;
  • вирусные заболевания, перенесённые беременной.

Даже если беременность протекала нормально, велик риск травмировать мозг ребёнка при родах, если они преждевременные, скоротечные или затяжные, а также из-за:

  • асфиксии;
  • недоношенности младенца;
  • внутричерепного повреждения;
  • применения акушерских инструментов;
  • человеческого фактора и халатности (если младенца уронили или ударили).

Зачастую, у алалии, возникающей на первом году жизни и далее, обнаруживается несколько причин. То есть не что-то одно, а целая система патологий или факторов влияют на развитие заболевания. Сюда можно отнести:

  • соматические заболевания (как пример, гипотрофия);
  • энцефалит;
  • менингит;
  • предрасположенность к алалии;
  • перенесённые вирусные заболевания (ОРВИ, грипп и пр.);
  • рахит;
  • операции с использованием наркоза;
  • травмы головы;
  • отсутствие нормальной базы для развития (неблагоприятные условия).

Симптомы и признаки алалии у ребенка

Симптоматика алалии напрямую зависит от её вида. Имеется лишь несколько общих аспектов. Так, заболевание всегда связано с расстройством между вербальной и невербальной формами психической деятельности ребёнка.

Если задания на невербальную деятельность выполняются без труда (собрать лёгкий пазл, расставить сюжетные картинки в соответствии с их последовательностью), то вербальные делаются с трудом.

Задержка проявляется на всех этапах речевого развития, которые застала алалия. Например, у младенцев поздно появляется гуление и лепет, иногда они вовсе могут отсутствовать. Отмечается также косноязычие, проявления эгоцентрической речи, бедный словарный запас. Алалия может привести к инвалидности.

Диагностика

Чтобы диагностировать алалию, необходима консультация таких врачей, как:

  • невролог;
  • педиатр;
  • отоларинголог;
  • психолог.

В редких случаях требуется посещение нейрохирурга.Консультация помогает выявить особенности развития речи ребёнка.

Прежде всего проводится сбор анамнеза, включающий стандартные вопросы о состоянии матери на период беременности и ребёнка. Дифференциальная диагностика необходима и для того, чтобы исключить другие заболевания речевого аппарата.

Чтобы выявить повреждение мозга потребуется провести одно из исследований, например:

  • рентгенографическое исследование;
  • эхоэнцефалографию;

Если ребёнку поставлен диагноз «сенсорная алалия», требуется исключить тугоухость. Для этого проводят отоскопию, аудиометрию и некоторые другие исследования.

Лечение и коррекция

Наиболее эффективные результаты в лечении алалии показали:

  • Логопедическая коррекция.
  • Массаж.
  • Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия.

Неврологами и логопедами может назначаться и медикаментозная терапия из курса препаратов:

  • Кортексина;
  • Когитума;
  • Гаммалона;
  • Цераксона;
  • витаминов В12 и В15

Однако эффективность лекарственных средств на больных алалией не доказана.

В данном видео ролике профессиональный логопед проводит занятия с ребенком, страдающим моторной алалией:

Логопедическая коррекция и массаж

Коррекционное воздействие должно быть комплексным, и проводится как дома, так в специализированных санаторных или дошкольных учреждениях.

Коррекционные работы при алалии предполагают занятия на развитие всех сторон речи, например:

  • стимуляцию речевой активности;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие фразовой и связной речи;
  • занятие на звукопроизношение и грамматическое оформление высказывания;
  • логоритмику;

В логопедический массаж входят техники для артикуляционной мускулатуры. Манипуляции проводятся зондом, а конечный эффект направлен на нормализацию тонуса речевых мышц.

Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия

В качестве дополнительных мер коррекции врачом могут назначаться:

  • лазеротерапия;
  • магнитотерапия;
  • водолечение;
  • электрофорез;
  • Электростимуляция;

Все эти меры направлены на активизацию и стимуляцию речевых зон коры головного мозга.

Клиники в Москве и Санкт-Петербурге

В Москве и Санкт-Петербурге есть все необходимые комплексы услуг по лечению алалии. Притом процедуры могут проводиться как в бесплатном стационаре, так и в платных частных клиниках.

В Москве лечение можно получить в таких платных клиниках, как:

  • Добромед;
  • СМ-Клиника;
  • НИАРМЕДИК;
  • ПрофМедПомощь;
  • К+31;
  • Чайка;
  • Семейная;
  • ОРИС;
  • ОНМЕД;
  • Московия;
  • НЕБОЛИТ;
  • и другие;

В среднем, консультация обойдётся в пределах 1000-2000 тысяч рублей.

В Санкт-Петербурге за консультацией можно обратиться в:

  • Институт остеопатии Мохова;
  • Врач+;
  • БалтМед Гавань;
  • Феникс-Мед;
  • Аква-Доктор;
  • Квантум Сатис;
  • Здоровый век;
  • прочие;

Примерная стоимость консультации: до 2 тыс. рублей.

Несмотря на то, что алалия - заболевание, связанное с нарушениями в речевом центре коры головного мозга, оно вполне поддаётся лечению. Если рано диагностировать болезнь и создать все условия, необходимые для нормального развития ребёнка, можно восстановить его речь для нормального состояния.

Сегодня в Москве и Санкт-Петербурге много бесплатных и частных клиник, готовых помочь сделать вашего ребёнка здоровым.

Профилактика

Профилактику алалии необходимо начать ещё до рождения ребёнка. Мать должна сделать всё, чтобы избежать родовых травм:

  • постоянно наблюдаться у гинеколога;
  • внимательно следить за протеканием беременности:
  • принимать витамины и назначаемые лекарства;
  • не откладывать стимуляцию, если срок родов уже подошёл;

После рождения ребёнка нужно обеспечить ему нормально развитие. Для этого рекомендуется посещать врачей (терапевтов, неврологов, отоларингологов) по расписанию или необходимости, а также заниматься с ним в условиях дома и беречь мозг от повреждений.

Прогноз

В большинстве случае коррекционная работа с больными алалией детьми приносит отличные результаты: речь и её восприятие постепенно восстанавливаются, интеллектуальное отставание перестаёт быть заметным. Однако спрогнозировать удачное лечение можно, только соотнеся:

  • тяжесть патологии;
  • состояния речи;
  • насколько рано было диагностировано заболевание;

Дети с сенсорной алалией вылечиваются быстрее, чем с моторной.