Что такое фотография как искусство. Фотография - это искусство


Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний. Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони. Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных. Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий - человека на улице.

Главное - освещение

Самое главное - освещение. Классический вариант при съёмке человека - солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека. При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света. Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей - это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца. Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой. Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Самым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму. Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

Перед портретной съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой. В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“. Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой. Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки. В противном случае снимок получится не профессиональным.

Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части. При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра. Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть - следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Неопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие. Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними. В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“. Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более. То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

При съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека. Позирование перед камерой фотоаппарата - дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке. Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Кажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно. Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью. Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало. Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи. Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время. Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться. При съёмке пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

Опытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив. Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива. Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку. Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики. Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Нередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях. Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки или положить в нагрудный карман. И достать его можно быстро и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.

Фотоискусство

разновидность художественного творчества, в основе которого лежит использование выразительных возможностей фотографии (См. Фотография).

К новому, необычному «техническому» средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразительного искусства. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографические снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Ранняя фотография открыто имитировала произведения живописи; каждое направление в изобразительном искусстве 19 в (романтизм, критический реализм, импрессионизм) имело своего двойника в пикториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии. Приверженцы пикториализма, получившего название художественной фотографии, немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразительную культуру, ощутило свою органическую связь с пластическими искусствами. К наиболее примечательным результатам подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. Надар во Франции, Дж. М. Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др., восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных эффектов (освещения и т.д.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого человека.

Если в портретном жанре уже в середине 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение из нескольких негативов [так, помпезная аллегорическая композиция «Два жизненных пути» английского мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов]. Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графических набросков – так, как это принято при создании живописных полотен.

Параллельно с направлениями Ф., развивавшимися в искусственной среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон, англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение, в фотопейзаже конца 19 – начала 20 вв. использовались принципы импрессионистической живописи.

Этнографическая натурная фотография 2-й половины 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью) фотографии с фронтов Крымской 1853–56 (Р. Фентон). Гражданской в США 1861–65 (М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877–1878 (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

Чрезвычайно большое, в некоторых отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технические и научные достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н. мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом, что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883 рус. фотографом С. А. Юрковским, а затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким Экспозиция м, позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж. Истменом портативной камеры «Кодак» (США, 1886–88) дало новый толчок для развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й половины 19 в. и в 20 в. создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические Объектив ы и др. элементы фотооптики (например, приставки и специальные объективы для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868–69), Ф. Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р. Фишера в 1912 (Германия) заложили основы цветной фотографии.

Важной вехой в истории Ф. явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых несколькими камерами с разных точек зрения («Галопирующая лошадь», 1878; «Фигура в движении», «Прыгающая девушка» – оба 1887), которые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального мира (а не образных принципов, выработанных в иной области искусства, т. е. в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение получал документализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании, А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле которого создавались произведения, посвященные прозе повседневной городской или сельской жизни, проникнутые горячим сочувствием к «маленькому человеку».

Важную роль в эволюции Ф. на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы фотографирования, как репортажная съёмка «скрытой камерой» (См. Скрытая камера), длительное фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте камеры «Лейка» (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончательному признанию самостоятельной эстетической ценности фотографических изображений. Внимание обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих жизнь «в формах самой жизни».

Преодолевая черты этнографической или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных наблюдений в документальной Ф. начала 20 в., лучшие представители зарубежного фоторепортажа 20–30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся буржуазной демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания народных масс (произведения У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в начале 30-х гг. в США).

В 1910–20-е гг. интенсивно проводились исследования выразительных возможностей фотоматериалов: среди мастеров Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на чувствительную бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света. Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал художественных средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких Дадаизм у, Сюрреализм у и др. авангардистским течениям).

Подлинным триумфом документального Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х – начала 30-х гг., возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях. Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах («Огонёк», «Советское фото» и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм революционного искусства. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко, С. О. Фридлянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали новаторские приёмы создания фотографической выразительности (необычные ракурсы и т.д.), отнюдь не превращая их в самоцель (например, эффектная верхняя точка съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране преобразований).

Наряду с документальным Ф. успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место занял П. А. Оцуп). В 20–30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П. Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Еремин, С. К. Иванов-Аллилуев, К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.

Создателями советского прикладного Ф. (часто использующего технику Фотомонтаж а) явились Родченко и Л. М. Лисицкий, обогатившие художественных возможности книжной иллюстрации, плаката, оформительского искусства.

Новым этапом развития сов. документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечественной войны 1941–45. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц, А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. З. Санько, М. А. Трахман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными камерами («Лейка», «ФЭД»), военные репортёры сохранили для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи 2-й мировой войны 1939–45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской коалиции (американец Д. Дункан и др.).

Зарубежное документальное Ф. 1950–1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии, обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков, поставляемых объединением «Магнум », редакциями иллюстрированных журналов типа «Лайф » и агентствами печати (Юнайтед Пресс Интернэшонал , Ассошиэйтед Пресс , Рейтер , Франс пресс и т.д.), наряду с обезличенной фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов, встречаются подлинные произведения искусства. Яркой антимилитаристской направленностью отличались военные фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий 40–50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции современного документального Ф. капиталистических стран представлены также творчеством Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями отмечено развитие документального Ф. социалистических стран [среди ведущих мастеров – Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаилопол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].

Художественная фотография, которая в 19 – начале 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографического творчества, в середине 20 в. заняла более скромное место в современной Ф. В отличие от фотодокументализма, основанного на принципе непосредственного воспроизведения впечатлений «потока жизни», художественная фотография продолжала существовать как особая форма фотографического творчества, в котором автор интерпретирует натуру посредством создания искусственной среды (фотоателье) или посредством различного рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая лежащий в основе фотографического изображения черно-белый контраст, Соляризация , различные модификации позитивного процесса (См. Позитивный процесс) и т.д.). Как и на рубеже 19–20 вв., художественная фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразительного искусства, в том числе и многие кризисные его тенденции. П. Брассаи во Франции, Х. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все – США) и др., фотографируя штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т.д., изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Тенденции к эпической величавости в трактовке дикой природы (А. Адамс, США), психологизму сюрреалистического толка (Т. дель Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистической напряжённости образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны современному зарубежному фотопейзажу. Гуманистическим пафосом проникнуты произведения лучших мастеров зап.-европейского и амер. фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.). Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух (ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).

В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографических форм художественного видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители которого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских течений).

Современный этап в развитии сов. документального Ф. (начавшийся в первые послевоенные годы) характеризуется особым многообразием жанровых форм и творческих манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области определённых тем и направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров), балета (Е. П. Умнов), драматического театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин, В. С. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях Великой Отечественной войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати Новости (См. Агентство печати Новости) (АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества иллюстрированных журналов («Огонёк», «Советский Союз », «Смена », «Советский экран » и др.) расширили «географию» советского фоторепортажа (В. А. Генде-Роте, Г. А. Копосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шерстенников и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах, например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию. Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного портрета, в котором человек снят не в специальных условиях фотоателье, но в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием издательства «Планета ») развивается новый жанр сов. документального Ф. [создание фотокниг – ежегодников («Фото-70» и т.д.), региональных альманахов («Северное сияние», 1974, и др.), авторских изданий]. Среди национальных школ сов. документального Ф., окончательно оформившихся в 60–70-е гг., одно из ведущих мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.).

В области советской художественной фотографии в 50–70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет), А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф. Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования, печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В. С. Бутырин, Р. Дихавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетические критерии вырабатывает современное сов. прикладное Ф., привлекающее внимание многих фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).

Лит.: Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же, Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial, Z., 1966–; Pawek K., Das Bildaus der Maschine. Skandal und Triumph der Photographic, Olten – Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim Н. and A., The history of photography from the camera obscura to the beginning of modern era, N. Y., ; The encyclopedia of photography, v. 1–20, N. Y. – Toronto – L., ; One hundred years of photographic history, Albuquerque (New Mexico), 1975.

А. С. Вартанов.

Куричьев Андрей

Учебно-исследовательская работа написана в рамках дополнительного изучения современного искусства. Тема очень интересна для данного возраста. Ученик предпринял попытку исследовать на своем уровне историю возникновения такого вида изобразительного искусства, как «фотография». Подросток отвечает на такие вопросы, как «Отражает ли фотография реальность объективно? Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?». Учеником был представлен свой проект, а также интересные результаты исследования подростков по данной теме, сделан анализ.

Работа читается легко и интересно, материал структурирован и изложен логично. Ученик подчеркнул актуальность темы, четко поставил цели и задачи исследования.

Основными положительными моментами работы являются:

  1. Взгляд на фотографию, как вида изобразительного искусства с точки зрения подростка.
  2. Приобретения учениками необходимых знаний по интересующим их вопросам, развития собственного мышления и дальнейшего самосовершенствования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово

Отделение – гуманитарное

Секция - искусствоведческая

Работу выполнили:

Куричьев Андрей, 15 лет

обучающийся 9 «В» класса

Научный руководитель: Шитова Ольга Константиновна,

Учитель мировой художественной культуры

г. Павлово

февраль 2015г.

  1. Ведение……………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………… .4-12

«Является ли фотография искусством?»

  • Рождение и смысл фотографии………………………………. ….4-6
  • Отражает ли фотография реальность объективно?…………………………………………….. …………7-8
  • Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?.........................................................…….8-9
  • Исследование……………………………………………………10-12
  1. Заключение. Выводы……………………………………………………..12
  2. Литература………………………………………………………………...13
  1. Введение

В наше время все существует ради того,

чтобы окончиться фотографией.

Фотография мумифицирует время.

Анри Базен

Я думаю, что в отличие от традиционных видов искусства фотография имеет практическое применение. Она полезна во многих сферах человеческой жизни деятельности: в науке, в учебном процессе, в криминалистике (фотография мест преступления, оставленных улик и пр.), в рекламном бизнесе, при удостоверении личности, в дизайне и т.д. А если это так, то является ли фотография искусством?

Цель:

Выяснить, является ли фотография видом искусства?

Задачи:

  • Узнать историю рождения и смысл фотографии.
  • Выяснить, отражает ли фотография реальность объективно?
  • Выяснить, почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Моя гипотеза:

Фотография - понятие более широкое, чем фотоискусство: не всё, что снято на фотокамеру (как и кинокамеру), будет искусством.

Методы исследования

2. Основная часть

2.1. Рождение и смысл фотографии

Слово «фотография» с греческого переводится как «светопись». Свет – главный элемент создания образа в фотографии. Истоки техники фотографии лежат в оптическом феномене, известном с древности: если в небольшое отверстие камеры-обскуры (лат. «темная комната») попадает луч света, то на противоположной стенке появится перевернутое изображение освещенных предметов, находящихся под камерой.

Первым, кому удалось зафиксировать реальное изображение, был Нисефор Ньепс. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов Ньепса Луи Жак Дагер получил фотографическое изображение, применив в кассете тонкую медную пластинку, покрытую слоем серебра. Эти пластинки получили название дагерротипов. В 1839 году французская Академия наук признала заслуги Дагера и сделала открытие французского ученого достоянием человечества.

1839 год – официальный год рождения фотографии.

Дагерротипы были единичными экземплярами, т. е с них нельзя было снять копии, а фотографирование, как известно, распадается на две операции, - получение негатива и изготовление позитива. Способ получения негатива открыл Фокс Тэбол в 1840 году.

С тех пор многое изменилось: появилась фотопленка, были разработаны технологии изготовления цветной фотографии, а не так давно возникла цифровая печать, основанная на электронной технике, преобразующей оптическое изображение в электрический сигнал.

Рождение фотографии нельзя объяснить только развитие техники.

30-40 годы 19 века знаменуют собой рождение такого направления в искусстве, как критический реализм. Одним из постулатов реализма можно сформулировать так: любое человеческое начало абсолютно. Наличие у каждого человека своей фотографии (пусть хотя бы в паспорте) доказывает, что каждый из нас по факту жизни равен друг друга. Фотография утверждает нашу причастность в жизни и вечности.

В произведениях реализма человеческая жизнь рассматривается в историческом контексте (герой всегда дан в соотнесении с эпохой).

Внимание к быту, деталям – все это характеризует и реалистическое произведение, и фотографию.

Фотография является хранительницей прошлого: мы изучаем исторические эпохи, жизнь семьи и т.п. по фотографиям. Р. Арнхейм так сформулировал родовые свойства фотографии: «Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животным и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография наделена привилегией помогать человку изучать себя. Расширить и сохранить свой опыт, обмениваться жизненно необходимыми сообщениями…» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132).

2.2. Отражает ли фотография реальность объективно?

Изучая разные источники, я узнал, что ученые по-разному оценивает реалистический потенциал фотографии. Например, французский ученый А. Базен утверждал, что фотографическое изображение предмета «и есть сам этот предмет». Фотография, по мнению исследователя, объективна, так как «между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета… Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием. Фотография воздействует на нас, как «естественный» феномен, как цветок или снежный кристалл…» (Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44). Эстетические возможности фотографии заключены в раскрытии реального, которое выступает напрямую без вербальных и иных искусственных посредников. Объектив фотокамеры «освобождает предмет от привычных представлений и предрассудков», а кинематограф «предстает перед нами как завершение фотографической объективности во временном измерении… Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени…» (Базен А., с.45).

Есть и противоположная точка зрения. «Все мы знаем, - пишет Ю.М. Лотман, - как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверные, мы, не колеблясь, остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста» (Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – с. 297).

Выводы: Данный опрос даёт нам понять, что большая часть(66.7%) считают, что фотография отражает реальность объективно, а оставшиеся

(33.3%) так не считают.

2.3. Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Многие снимки являются проходными, бытовыми, точнее сказать невыразительными, нехудожественными, то есть они представляют собой простое “копирование реальности”. Конечно, на наших домашних (вполне бытовых) фотографиях нам интереснее всего будет объект изображения: мы сами, наши близкие, любимые, друзья и т.д. Будут ли такие фотографии искусством? Для нас – без сомнения: сколько эмоций, воспоминаний они вызывают. А для других, чужих нам людей, будет ли интересен объект изображенный на нашем фото? Здесь уже сложнее.

Какие же условия необходимы для того, чтобы «копия, снятая с действительности», стала искусством? Видимо, те же, что и для всех остальных искусств. «Искусство… есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла деятельности, реальности» (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237).

Такие выдающиеся мастера XX века, как А.Ренгенер-Патч, А. Картье-Брессон, А. Родченко, Л. Махоли-Надь, Манн Рей и др. сделали фотографию исскуством.

Я провел эксперимент со своим другом: положил перед ним две фотографии.

При взгляде на них мой друг, опираясь на своё интуитивное чувство, определил одну как “художественную”, а другую как “нехудожественную”. На мой вопрос: “Почему он так заключил?” – последовал несколько неопределённый ответ: “Ну, это же видно, тут просто вид, который был перед фотоаппаратом, а здесь что-то добавлено, настроение какое-то, фотограф что-то хотел выразить, сказать от себя, передать, видите ли, какое то чувство…”

Я попробовал выразить эти мысли более определённым образом.

В производстве нехудожественной фотографии другом были названы два участника: пейзаж и фотоаппарат; в производстве художественной фотографии им были названы три участника: пейзаж, аппарат, фотограф.

В первом случае фотография фиксировала автоматически то, что попадало в поле зрения объектива, во втором к реальному пейзажу, что-то добавлялось.

По сути дела, здесь названы те признаки, которые обычно называют выделяя отличительные черты искусства: наличие авторской субъективности, …внесение в изображаемый объект мысли, воссоздание объекта в связи с общим понимаем мира художником”. То есть, “став фактом искусства вещественный мир очеловечивается и одухотворяется, получает значение” (Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.)

Фотографируя, мы вмешиваемся в окружающий ми, мы «вырезаем» из него от «кусок» действительности, который нам чем-то понравился, или просто нужен, или совпал с каким-то нашим переживанием, выразил какую-то мысль.

Разумеется, у фотографии как искусства свои выразительные средства. Когда мы рассматриваем фотографию, то обращаем внимание не только на сюжет, но и на план, ракурс, композицию кадра, свет, цвет. Творчески используя их, применяя ту или иную оптику, черно белую или цветную пленку, а сейчас еще и огромные возможности компьютера, мы можем по-своему интерпретировать объекты мира, создавать сложные художественные образы. Однако знание арсенала выразительных средств еще не гарантирует качественного художественного снимка. Как и в любом искусстве здесь нужно особое чутье, вдохновенье и вкус.

Первый опрос: Почему после возникновение фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Выводы: На основе этого опроса я могу сделать вывод, что 84% опрошенных считает, что фотография стала одним из направлений изобразительного искусства, а 16 процентов считают, что фотография намного моложе изобразительного искусства и возможно вытеснит её в будущем.

Выводы: 32 процента опрошенных считают, что, для того чтобы стать хорошим фотографом нужно иметь самое современное и качественное оборудование, а 64 процента, считают всё же, что главное это не техника, а то кто ей пользуется.

Выводы: Этот вопрос остаётся спорным и для меня. Количество сторонников и противников использования фотошопа в фотографии поделилось на два одинаковых лагеря, и этот вопрос останется для нас не отвеченным.

Выводы: На основе этого опроса мы можем судить, что 80% респондентов считают, что фотография относится к искусству, 4 % ответили отрицательно, а 16% не знают ответа на этот вопрос. А как считаете вы?

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась – фотография не всегда является искусством.

Все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение – для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!! А для тех, кто просто фотографирует для себя, для памяти, фотография – просто польза для жизни, необходимое условие.

Ну а я считаю, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло - эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

Литература

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132
  2. Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, - Талин, 1994.- с 19-20.
  5. http://www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/reshayuschij-moment-546455/
  6. http://pics2.pokazuha.ru/p442/s/w/7897210hws.jpg

Художественная фотография, что же это такое? Фотолюбители часто задают мне этот вопрос. Обычно прежде, чем ответить на него я делал глубокий вдох и выжидал небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями. А затем начинал объяснять всё максимально подробно. Но со временем я пришёл к выводу, что лучший ответ – самый простой и короткий. И многим достаточно просто объяснить очевидные особенности художественной фотографии, чтобы дать представление об этой области искусства.

Главной отличительным признаком художественной фотографии от других областей фотоискусства заключается в том, что художественная фотография – это не просто фиксирование объекта и сцены на фотоплёнку или цифровой носитель. Использование фотокамеры для фиксации тех или иных объектов в тот или иной момент времени – это скорее фотожурналистика, а не художественная фотосъёмка.

Художественная фотография, прежде всего, это выражение того, как фотохудожник видит окружающий мир. В художественной фотографии важно не то что видит и фиксирует фотокамера, а то, что видит и хочет показать фотохудожник. Для фотографа, занимающегося художественной фотографией, камера – это инструмент для создания произведения искусства. В этом случае фотоаппарат выступает средством раскрытия художественного замысла фотографа, а не инструментом документирования того, что попало в прицел объектива

К примеру, известные пустынные пейзажи на полотнах Джорджии О’Киф – ничто иное, как выражение её видения окрестностей Нью-Мексико. То есть если мы разместим с десяток фотографов с камерами рядом с мольбертом О’Киф, получим ли мы одиннадцать художественных пейзажей одной и той же местности? Вряд ли. Скорее всего, в результате мы будем иметь одно художественное полотно и десяток фотоснимков, которые бы, несомненно, запечатлели снимаемую сцену, но не передавали бы художественный замысел их творца.

Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна. Калифорния, Ансель Адамс,1944

Другими словами, художественная фотография должна содержать элементы управления вниманием зрителя, акценты, которые художники вкладывают в свои произведения для того, чтобы раскрыть замысел, который они хотели бы передать своим произведением.

Пожалуй, никто лучше Анселя Адамса не выразил эту мысль:

«Искусство подразумевает контроль над реальностью, ибо сама реальность не обладает чувством эстетики. Фотография становится искусством, когда в ней применяются определенные элементы контроля».

Таким образом, художественная фотография должна выходить за рамки буквального представления снимаемой сцены или предмета. Она должна выражать чувства и восприятие фотографа так чётко, чтобы с первого взгляда было видно, что этот снимок был создан художником, а не просто фотокамерой. Каждый элемент в кадре, каждый приём при обработке фотографии и даже способ и формат печати – всё должно выражать индивидуальность мировосприятия фотохудожника.

Ансель Адамс. Парк Гранд-Титон и Снейк-Ривер (1942). Парк Гранд-Титон национальный парк, штат Вайоминг.

А что вы думаете о художественной фотографии? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

    Искусство фотографии — один из самых замечательных видов искусства в современном мире. Часто люди путают истинное увлечение фотографией с большим количеством снимков себя любимого. Настоящая любовь к фотографированию это нечто большее, чем фото типа «я и памятник». Возможность остановить течение времени на каком-нибудь потрясающем моменте, выразить свои эмоции и чувства одним небольшим снимком, расширить грани своего «я» — вот в чем заключается умение фотографировать . Увлекаясь фотографией, вы начинаете смотреть на мир совершенно другими глазами, открывая для себя все больше новых границ. Запечатлеть каплю дождя так, чтобы человек, который будет просматривать снимки, услышал ее звук — это истинное фотографии , для этого стоит научится фотографировать.

    Людям, которые только начинают знакомиться с фотографией, это кажется довольно простым занятием. Поймал кадр, нажал кнопочку и все, остальное все сделают цифровые технологии. Сейчас не нужно, как раньше, часами просиживать в темной ванной комнате с кучей растворов и проявителей, чтобы увидеть результат своей работы. В наше время и правда, благодаря таким цифровым фотоаппаратам, ка кздесь http://www.e-katalog.ru/list/206/panasonic/ , и прочему оборудованию, работы для фотографа становится существенно меньше. Но фотоаппарат это всего лишь средство для создания картинки, и уже мастер делает из нее не просто снимок, а целую историю.

    На самом деле, фотоискусство кроет в себе массу тонкостей и нюансов. Слово « » с греческого переводится как «светопись» — по сути, означает рисование светом, это немного объясняет некоторые технические составляющие процесса. Вся технология создания фотоснимка заключается в поиске правильной композиции, подходящего освещения и самой фотографии. Все это определяет сам , опираясь на свои навыки и умения, и естественно личный вкус.








    Сегодня сложно представить наш мир без фотографии. Каждый человек придает своим снимкам определенный смысл. Для кого-то искусство художественной фотографии – это самый ценный документ, который хранит в себе всю историю жизни. Для кого-то это способ достучаться до мира, способ высказаться. Cовременное фотоискусство – это прекрасный способ общения, во-первых, с его помощью вы знакомите себя с большим количеством людей, а во-вторых – это диалог с самим собой. Вы исследуете себя, свои эмоции, творческие возможности. Фотография вызывает у каждого человека какие-то ассоциации, воспоминания, новые представления о себе и окружающей действительности, позволяет привлечь к себе внимание окружающих. В искусстве фото каждый человек может без оглядки говорить о своих желаниях, чувствах и фантазиях.

    В развитии фотографии, как искусства, самым главным аспектом является объективная критика. В первую очередь мастер сам должен уметь отличать недостатки своей работы от достоинств. Не меньшую роль играет и критика окружающих. Чем компетентней и авторитетней будут критиковаться фотоработы начинающих мастеров, тем быстрее из мира фотографии отсеются дилетантские споры, которые отвлекают и мешают создавать высокое искусство и наблюдать его.

    Жанр фотографирования — это, по сути, самовыражение мастера. Истинное искусство перешагивает грани обычного снимка. В нем могут сочетаться как самые новейшие методы, такие как компьютерная графика, так и очень старые материалы и оборудование – крупнозернистая фотобумага, тонировка, монокулярные объективы. В любом случае основным фактором искусства фотографии является то, какое место она занимает в нашей жизни. Такие снимки не делаются на заказ, их создают для галерей и частных коллекций это и есть самым главным отличием любительской съемки от фотоискусства.