Кто такие - Шаманы? У каких народов России самые сильные шаманы.

В пресс-центре информационного агентства «Росбалт» состоялась очередная встреча цикла «Чаепитие по...». В центре внимания на восьмом по счету мероприятии оказались хакасы: Лариса Троякова с сыном Тамерланом и Юлия Кустова — этнограф, доцент кафедры этнокультурологии института Севера РГПУ им. Герцена. На встрече они рассказали о волнующей красоте природы Республики Хакасии, о шаманах и о своей жизни вдали от родины.

После окончания школы Лариса прошла конкурс в хакасскую национальную студию и поступила в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Успешно там отучившись, она вернулась в родные края и начала работать по профессии - стала актрисой. Но через три года она решила поступать в аспирантуру, снова в Санкт-Петербурге. Здесь женщина познакомилась со своим будущим мужем, вышла замуж и уже осталась в Северной столице насовсем.

Творческой и энергичной Ларисе всегда была мало одной основной работы. Параллельно хотелось выступать и знакомить людей с хакасской культурой. Еще в академии Ларису привлекало горловое пение, но тогда специалисты-мужчины ее от него отговорили — такое исполнение требует серьезных усилий и может негативно сказаться на женских детородных органах. Поэтому Лариса смогла заняться любимым делом только после рождения сына Тамерлана.

Оказалось, что горловое пение очень популярно на Западе. Сейчас у Ларисы активная концертная деятельность, она уже успела выступить в Бельгии, Франции и готовится к новым концертам. Аккомпанирует ей сын Тамерлан. Он играет на необычном монгольском инструменте морин хуур.

На чаепитии Лариса с сыном исполнили несколько композиций перед гостями - учениками 496 и 28 школ. А этнограф Юлия рассказала о хакасах и красотах республики Хакасия.

Мекка сибирской археологии

Республика Хакасия прежде всего известна сказочно красивой природой. Бесконечные леса и поля сменяются живописными степями, целебными озёрами и древними хребтами. Часто Хакасию называют «археологической Меккой» Сибири или, «музеем под открытым небом». Об уникальности памятников древней культуры знают далеко за пределами России. «Ежегодно в Хакасию приезжают тысячи туристов со всего мира», - рассказала этнограф Юлия Кустова.

Так как Хакасия находилась на пути миграций народов во время Великого Переселения, то многие переселенцы выбрали республику в качестве своего дома и оставили здесь удивительные памятники древней цивилизации. В степях и пещерах Хакасии сохранилось более 30 тысяч ценнейших для истории памятников древних эпох - изваяния на камнях и курганы, петроглифы (рисунки и письмена на скалах), руины зданий из сырцового кирпича и крепостей, могильники и захоронения, менгиры и изваяния.

Из археологических памятников многие уникальны и не встречаются больше нигде в мире. Наиболее известны Большой Салбыкский курган, Боярские и Подкуненская писаницы, археологические памятники горной системы Сундуки, крепость Оглахты, Чебаки, средневековые могильники Копенский и Уйбатский чаа-тасы. Отдельное место занимает курган Барсучий лог. Это один из самых больших элитных погребальных памятников археологической культуры (I тысячелетие до н.э.). Барсучий лог считается первым памятником на территории России, где в технологии строительства применена связующая смесь.

По национальному составу в Хакасии преобладают русские — 80% населения. Хакасы, по последней переписи, составляют лишь 12%. При этом численность этого народа постоянно сокращается. На сегодняшний день в России проживает 73 тыс. человек, относящих себя к хакасам.

«Сколько хакасов проживает в Санкт-Петербурге - неизвестно. По всей видимости, этносы, численность которых не превышает 1000 человек, при последней переписи не учитывались. По моим примерным оценкам, в городе проживает около тысячи хакасов», - рассказала Юлия.

Представители этого народа стали приезжать в Петербург в XX веке. Хакасию и Санкт-Петербург связывают научные, археологические и этнографические открытия. Два известных исследователя этнографии и общественных деятеля Николай Катанов и Степан Майнагашев жили и работали в Северной столице. Они долгие годы изучали быт и уклад жизни хакасов, в том числе и доправославную религию - шаманизм.

«Хакасов называют шаманистами. Это одна из ранних форм религий, через которую люди общались с природой. Шаман был неким посредником между миром людей и миром духов» - рассказала этнограф Юлия. Шаманство передавалось по наследству и считалось, что шаманами становятся по воле духа, вселяющегося в “избранного“. Родители старались оберегать своих детей от этого дара, делали все, чтобы он не стал шаманом — ведь таких людей их постоянно просили о помощи, времени для себя и семьи не оставалось. «Шаманы обладали большим авторитетом, поэтому во время сталинских репрессий их истребляли в первую очередь, - пояснила Юлия. - Но и сейчас в Хакасии есть люди, которые называют себя шаманами».

Навязанная религия

В XIX веке многие были крещены в православие, часто насильственно. Это привело к тому, что хакасы хоть и считаются православными, во многом все равно остались язычниками. «Бабка в деревне может провести языческий обряд очищения и тут же перекреститься. Или могут покрестить ребенка, а после дать ему амулет», - рассказал Юлия.

Помимо традиционной религии у хакасов сохранились и народные праздники. Одним из самых масштабных праздников у них считается Тун Пайрам или праздник первого молока. В первые годы советской власти его перестали отмечать, и только в 1980 году было решено восстановить забытую традицию, привлечь внимание общественности к коренным народам. На сегодняшний день это самый большой праздник хакасского народа, поэтому готовятся к нему заранее и отмечают с размахом — шьют костюмы и готовят национальные блюда. А во время празднования проводят традиционные соревнования и игры: конные бега и скачки, хакасскую борьбу (курес), поднятие камня, чехарду, армрестлинг.

Еще один важный праздник хакасского народа — Чыл Пазы или Новый год. Он отмечается в день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и «умирает» вместе со сменой сезонов. Во время празднования нового года хакасы провожают старое солнце и приветствуют новое. Чтобы новый год был хорошим, нужно совершить обряд подвязывания чалама (ленточек). Черные чалама символизируют неприятности прошедшего года, а повязав цветные, можно загадать желания на будущий год.

Мария Хитаришвили

Проект "Лица Петербурга" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

О шаманах стали говорить много, много показывать и писать. Шаманы даже стали участниками различных телешоу не только на познавательных каналах, но и на развлекательных тоже. И вот ведь странное дело, не смотря на такую популярность, шаманы остаются для обывателей загадкой, какой-то неуловимой и притягательной тайной. Кто-то считает их колдунами и заклинателями, кто-то дикими и необузданными актерами, исполняющими первобытные пляски у костра. Сторонники некоторых религий называют их бесноватыми и одержимыми, говорят о них с опаской, а не редко и с отвращением. Но многие люди, поборов свое неведение и страх, все же обращаются к шаманам, и вот ведь не задача…! Именно у шаманов они находят ответы на свои самые сокровенные вопросы, решение самых неразрешимых проблем, душевный покой и Равновесие.

Так все же кто он такой — шаман?! Попытаюсь ответить на этот вопрос настолько насколько это возможно. Если вы встретите шамана в обыденной жизни, не зная о том, что он шаман, то вряд ли вы увидите в нем нечто необычное. Это будет такой же человек, как и сотни окружающих, ни внешний вид, ни повадки, ни черты лица не выдадут в нем шамана. Шаман – Мастер маскировки, и его умение растворяться в толпе, если ему это необходимо, оно безупречно! И все же…! Если быть внимательным и наблюдательным, то шамана можно отличить среди серой толпы обывателей. И его главное отличие от обычных людей – это атмосфера…, та атмосфера, которую он создает вокруг себя. Где бы он ни был, в каком бы коллективе по «случайности» не оказался, люди, находящиеся рядом с ним, ощущают внутренний подъем, какое-то еле уловимое ощущение радости и легкости. Те, кто минуту назад хмурился и раздражался, при появлении шамана, вдруг теряют связь с объектами их раздражения и наполняются теплом и покоем, а на лицах их расплывается недоуменная улыбка. Шаман легко и играючи вливается в любую компанию, не заметно для окружающих, становится ее душой и центром. Вливается не как волна цунами, а, скорее, как журчащий горный ручей, который постепенно увлекает за собой, растворяя все мелочные и эгоистичные проблемы, уносит собеседников в далекую, давно забытую сказку! И совсем не обязательно, чтобы он рассказывал вам какие-то легенды или былины, вовсе нет! Шаман может говорить с вами на любую, интересную именно вам, тему, будь то рыбалка или футбол, охота на бабочек или коллекционирование почтовых марок! Ведь дело не только в том, что шаман умеет хорошо говорить, здесь, скорее всего, дело в том, что он умеет невероятно внимательно слушать. А ведь тот, кто умеет слушать, тот и есть самый приятный и незаменимый собеседник! Рядом с шаманом люди чувствуют себя уверенно и непринужденно, словно очутившись в далеком детстве на коленках любящего отца! Вот что отличает шамана от обычного человека или шарлатана!

Лекарь или лицедей? В искусстве лицедейства шаманам равных, наверное, нет! Они величайшие режиссеры жизненных спектаклей, непревзойденные исполнители ролей любой сложности и любого жанра. И сила их мастерства скрыта в том, что они искренне верят в любую постановку, которую разыгрывают, они без остатка вживаются в ту роль, которую в тот или иной момент выбрали играть. При всем при этом они ни на миг не забывают о том, что все это лишь игра, что декорации и маски могут в любую минуту раствориться и принять совершенно противоположный облик и сюжет. Сила их мастерства скрыта в том, что все это они делают не с целью одурачить окружающих, не с целью скрыть какие-то свои замыслы, а лишь с целью помочь тем, для кого они исполняют свою очередную постановку. Понять это логическим умом весьма сложно, но, тем не менее, это именно так. Обряды шаманов исполнены великого театрального действа, их танцы завораживают, их горловое пение и звериные рыки вводят в благоговейный транс, звуки их атрибутов наполняют пространство целительными вибрациями. Кому посчастливилось бывать на таких обрядах, те наверняка сумели окунуться в эту волшебную мистерию. Но, не смотря на свое мастерство театрала, шаман всегда относится к тем, кто к нему обратился, с полной ответственностью, затевая очередную «игру» с пациентом, направляет все свои силы и возможности на исцеление доверившегося ему человека.

Лекарь ли шаман? Скорее не лекарь, а целитель. Целителем он выступает не только для людей, целителем он является и для животных, и для тех мест Земли-Матери, на которых он проводит свои обряды. Своими обрядовыми действами шаман выравнивает энергетику того места, где он обращается к своим духам помощникам, гармонизирует взаимоотношения людей с природой. Он исцеляет Родовые Древа тех людей, которые посещают его праздничные камлания, так сказать выравнивает Родовую карму. Возможно, шаман не сможет исцелить раковую опухоль или травму позвоночника. Но он может исцелить души и привести к Равновесию тех людей, которые еще вчера были готовы прыгнуть с крыши высотки. Возможно, шаман не может уговорить духов обогатить того или иного нуждающегося. Но он может обратиться к духам с просьбой о том, чтобы те помогли человеку найти пути и возможности для заработка, и духи услышат шамана. Скорее всего, шаман не сможет воскресить усопшего. Но он может разыскать и воротить утерянные или украденные души живых людей, тем самым спасая их психическое здоровье. Возможно, шаман не сможет защитить вас от катастрофы или пожара. Но он сможет изготовить для вас амулет, который не даст купить вам билет на самолет, который рухнет, едва оторвавшись от Земли. Шаман вряд ли станет предсказывать вам судьбу, словно гадалка. Но он может четко и ясно разглядеть ваши пути и подсказать вам выходы из тупиков, в которые вы имели неосторожность забрести. Может предостеречь вас от ваших скрытых врагов как внешних, так и внутренних. Так целитель ли шаман? Судите сами!

Воин герой или ловкий Охотник? Вряд ли какой-либо шаман назовет себя Воином или героем, причина тому – его скромность. Но на самом деле каждый шаман — это Воин, причем таковым он является как в мире живых, так и в мире духов. В обыденной реальности он всегда находится в состоянии войны, войны со своими внутренними врагами, такими как гордыня, спесь, алчность, страх и т.п. И, разумеется, война с такими врагами – это самая тяжелая война в жизни любого человека, и далеко не каждый готов не то чтобы сражаться с этими пороками, но даже признать их внутри себя. Поэтому внутренняя битва шамана – это не что иное, как героизм, ведь у него, как ни у кого другого, искушений и соблазнов использовать свою силу великое множество. Тот, кто хотябы однажды пробовал сражаться со своими внутренними врагами, понимает, о чем идет речь. В мире духов шаману часто приходится выступать в качестве Воина, потому как в тех мирах, которые ему приходится посещать, далеко не все обитатели миролюбивы и дружелюбно настроены к шаману. А встречаются там и такие существа, встреча с которыми уже сама по себе требует невероятного героизма. Считает себя шаман Воином героем или нет, это значения не имеет, жизнь его полна героизма и великих приключений, ценой за которые не редко бывает его жизнь!

Охотник ли? Ну а как же не Охотник, ведь охота – его вторая натура! Охотится шаман, как правило, за силой, в хорошем смысле этого понимания, охотится за настроением, за знаниями, за удачей. Все это ему необходимо чтобы пополнить свой арсенал возможностей, чтобы отточить свое мастерство. Конечная цель его пожизненной охоты известна только ему, но, как правило, она весьма благородна (здесь не идет речь о тех шаманах, которые сбились с Белой Дороги). Тонкий и безобидный юмор и умение видеть во всем красоту – вот его не заменимые охотничьи атрибуты. В мире духов его охота часто требует особой ловкости и хитрости, потому как шаман знает, что гораздо лучше перехитрить злобного и могущественного духа, чем вступать с ним в открытую схватку. В некоторых шаманских традициях человек, который готовится стать шаманом, много лет живет среди опытных охотников, изучая это искусство, впитывая в себя все его тонкости и приемы. Поэтому жизнь шамана не что иное, как бесконечная, увлекательная, а порой и опасная для его жизни Охота!

Так кто же он – шаман? Смог ли ответить вам на этот вопрос? Это вряд ли…! Сможет ли кто-либо ответить на этот вопрос? Это вряд ли! Ответить могли бы сами шаманы, но их скромность, их привычка окутывать себя тайной приведет к уклончивым ответам или же многозначительному молчанию. Поэтому поступить нужно проще, нужно просто позволить шаманам оставаться загадкой и тайной, относится к ним с уважением и пониманием. Путь их не легок, намерения их благие, люди они добрые, мудрые и веселые, и добавить к этому не чего!

Всё дальше по шоссе глотаю разметку осевой, выплёвываю её белым паром через выхлопную.. Всё дальше, мимо паркинга отеля, где оставлена машина, мимо бревенчатого шале, где вокруг застеклённого огня сгрудились разноцветные свитера туристов, где горячий кофе и двойной вакуум стекла за которым уютно метёт позёмка. Всё дальше ухожу с двенадцати зарядным «зауэром» флягой спирта и отключённым Linkом. Всё дальше петляет среди кривых сосен моя лыжня. Всё дальше зовёт меня Север.
Там на краю Дня и Ночи стоят силуэты чумов похожих на часы, в которых время-песок иссякло. Стойбище. Сюда, далеко-далеко так и не добрались охотники за душами. Черепа мессий, разбитые медвежьей лапой, аккуратно обглоданные песцами, белеют меж кочек усыпанных жёлтой и сладкой, как мёд, морошкой. Здесь живут люди Севера, суровые оленеводы, охотники, рыбаки. Им не нужен чужой бог, они верят только в собственные силы.

Чуть поодаль отдельным зубцом возвышается чум. У входа сидит человек одетый в пыжиковую парку, обшитую множеством мулек, амулетов вырезанных из кости. Человек улыбчив, цепко кривоног, аскетично жилист. Продублённая ветром и морозом лицо покрыто маской топлёного жира. Из под лакированной чёрной чёлки, подстриженной в кружок темнеют непроницаемые глаза Азии. Это местный шаман Толик.
Если соскоблить нерпичий макияж с его щёк и приодеть в костюм от Брукса за пару косарей, то его врядли отличишь от биржевого трейдера. Оба держат форму, с той разницей, что последний бегает по утрам в Централ парк NY и поспевает повсюду, а первый курит трубку и никуда не спешит. В отличие от вудуиста с Пятой авеню, извлекающего золотишко из пустоты для того чтобы ездить на «корвете» последней модели, наш заклинатель моет его на галечных перекатах, чтобы купить табак и порох в фактории. Но об этом: Тсс! Молчок! Толик не служит Мамоне и не декларирует доходов. Он вообще никому не служит и ничего не декларирует. Прожжённый старатель скрывается от исполнительных листов, как ветеран СС скрывается от исполнителей Моссада. Летом он шароворит по матке-Тундре, охотится, собирает травы. Он знаком с азами фармакологии и фитотерапии. Бродяжит аж до бачки-Окияна грозно, качающего ледяные валы, на его каменных пляжах Толя стреляет котиков, занесённых в Красную книгу. Шаман не умеет читать, но зато разбирается в психоделиках и галлюциногенах. Зимой, слушая Кобейна из старенького МР3, улетает в грибном трансе. Белой Совой настигает «семьсот сорок седьмые» следующие рейсом Tokyo-Paris. Заглядывает в иллюминаторы, ухает филином и хохочет. Пугая пассажиров косматой головой, порождает интернет-сенсации.
Но если кто-то заболел или, скажем, не ловиться песец стойбищане идут к Анатолию, чтобы тот по своему селектору связался с духами и попросил помощи. Шаман принимает подношения и важно кивает головой больному: Не ссы! Всё будет ОК. Легко вскочив на тренированные ноги, он поднимает палец для усиления кульминации и неожиданно ударяет в бубен: Шоу-тайм!!
Начинает тихо кружиться вокруг костра и собственной оси.
--Э-хея-я..э-хэйя – на-нара-на-на..
Позвякивает колокольцами глухо стонет бубен. Шаманья душа заполняет его, вибрирует натянутой кожей медвежьего пузыря и ускоряет темп. Всё кружится каруселью вокруг костра. Стены иглу сливаются, исчезают. Кругом только ночное небо со шлейфами магнитных бурь. Шаман, получив пинок центробежной силы, разбегается и летит над тундрой. Он сзывает души предков. Те, побросав свои загробные дела, собираются над родным стойбищем. И Толик, рухнув на ягель, впадает в транс. От кружения и грибов в ушах шамана раздаются голоса. Они наперебой стараются что-то сказать. Может какие акции скоро пойдут вниз, а какие подскочат? Может приказывают возобновить охоту на китов? Но скорее всего советуют прекратить заниматься ху*нёй и беспокоить их понапрасну. Толик не знает, что именно звучит в его голове и языком выталкивает первобытное, нечленораздельное. От этого зрелища и резонанса низких частот зрители приходят в ужас.
Иногда направленное пси-поле помогает больному и Анатолий в почёте, уважаем, сыто отрыгивает подношения, иногда остаётся на бобах. Соседи ругают его последними словами и могут побить. На севере народ прямой, неиспорченный манерами.
===
Утром я встаю и одеваюсь. Иду в ванную комнату чистить зубы. Умывшись, одеваю цепочку с амулетом. Совершаю селф-камлание и что-нибудь прошу у третьего лица. Осенившись жестом, смотрю в зеркало и задаю себе вопрос. Единственный вопрос и он всегда один и тот-же: Чем я отличаюсь от первобытного дикаря? Дипломом, кучей чужих мыслей, считанных в мою голову из книг? И получаю ответ. Единственный и он всегда один и тот-же.

Кто такой шаман? Это человек, обладающий истинным знанием. Попробуйте задать вопрос псевдошаману, и он не сможет логично ответить. Необязательно задавать сложный вопрос, можно простой. Например, почему домовёнка нельзя угощать алкоголем, мясом и любыми ненатуральными продуктами. Спросите человека, притворяющегося шаманом, можно ли дать домовенку батончик "Марс" или чипсы. Скорее всего, он не найдётся с ответом.

Настоящий шаман на подобный вопрос уверенно ответит, что домовёнка можно угощать только натуральными продуктами. Потому что истинный шаман знает, что живой дух не питается мёртвыми, "синтетическими" продуктами. Красители, стабилизаторы, усилители вкуса — всё это запрещено. Ответ шамана будет прост, убедителен и логичен. И, конечно, он знает всё про обереги и талисманы.

Второй признак шамана — комплексные знания

Сегодня существует множество видов шаманизма, и разобраться, кто такой шаман, становится ещё сложнее. Где-то распространён целительский шаманизм. Массаж, бани — всё это лечит только тело, но не душу. Бывают псевдошаманы-теоретики. Они обладают огромным багажом знаний, но применить их на практике не умеют. Такой человек не сможет стать для вас проводником в тонком мире.

"Знание, которое даёт истинный шаман, практично".

Его можно и нужно применять в реальности, чтобы решить все вопросы и проблемы, с которыми человек обратился к шаману. Помощь людям — это главное предназначение шамана. В чём заключается миссия шаманов на земле, читайте в нашей статье.

Наш ученик Андрей С. рассказал такой случай:

"Года два назад я был в командировке в США. Как-то проснулся утром — левая рука парализована. Естественно, паника — микроинсульт. У меня ещё возраст такой опасный — 57 лет. Поехали в госпиталь. Все анализы сделали, всё проверили — ничего. Нет инсульта! Подержали в палате полдня, прокапали капельницы, и, до свидания — здоров, можешь идти. Вернулся я в гостиницу, думаю, отосплюсь, и всё наладится. А утром рука опять не двигается… Один из партнёров мне предложил обратиться к известному в тех краях шаману. Я ему: "Кто такой шаман? Чем он мне поможет-то?". А партнёр говорит, мол, шаман этот такой массаж делает — колясочники ходить начинают. Я согласился, правда, без особо энтузиазма, но делать-то что-то надо, страшно. В общем, шаман этот надо мной колдовал-колдовал, рука вроде ожила. Но ненадолго. Вернулся домой, тоже всех врачей обошёл, и тоже ничего. Тут меня муж сестры позвал на место Силы. Сказал, там точно помогут. И действительно. Настоящий шаман совсем по-другому со мной работал, никакого массажа. Мы с ним отправились в тонкий мир и там нашли причину моей болезни. Конечно, это была никакая не болезнь, а очень плохая ментальная ситуация, которую шаман смог исправить. Больше я заграничным "специалистам" не доверяю".

Третий признак шамана — на него реагируют духи

Шаманы часто проводят камлания на природе, а природа, бывает, устраивает сюрпризы. То вдруг посреди июльской жары начинаются такие ливни, что на улицу нос не высунешь. То, наоборот, вокруг места Силы начинают гореть леса и торфяники, там опасно находиться.

Что сделает псевдошаман в такой ситуации? Просто отменит все запланированные мероприятия и будет ждать хорошей погоды. Что делает настоящий шаман? Договаривается с духами природы.

Ведь кто такой шаман? Тот, кого слушаются духи. Конечно, он им не приказывает и не угрожает, а просит. Очень часто в случае плохой погоды шаман просит всю группу обратиться к духам природы, попросить у них дождь или солнце.

"Шаман знает, как попросить духов, и те удовлетворяют его просьбу".

Бывает даже так, что во всём регионе, например, льёт как из ведра, а на месте Силы — светит солнце, и ни облачка на небе. Значит, шаман договорился с духами. Обычного шарлатана они, конечно, слушать не станут.

Не доверяйте шарлатанам! Они могут причинить вам огромный вред. Обращайтесь за помощью к настоящим сибирским шаманам.

Шаманизм существует уже очень много лет. По легенде, прародителем могущественного рода байкальских шаманов был орел, превратившийся в человека. Интересно то, что изначально деятельность каждого избранного была направлена только на свое племя. Однако сегодня ольхонские шаманы охотно помогают людям со всего света. Более того, настоящий шаман обязан выручить даже своего врага.

Такое предназначение нельзя выбрать, как профессию в университете. Чтобы стать шаманом, нужно иметь предков шаманов (онгонов) и получить особый знак свыше. Это может быть все что угодно: шестой палец на руке, внезапное видение, тяжелая болезнь. Отказаться от подобного дара тоже не получится - старейшины утверждают, что духи не позволят этого сделать.

Как правило, о своих способностях избранные узнают в период от 6 до 50 лет. Однако опытные шаманы говорят, что слишком молодой возраст не походит для такой деятельности. И даже в 30 лет у человека не хватит знаний, чтобы гарантированно помочь нуждающемуся. Поэтому оптимальным возрастом для проведения обрядов считается 50 и более лет. Но это совсем не значит, что среди молодых не бывает могущественных целителей.

У каждого шамана свой уровень мастерства (всего их 9) и определенные способности. Одни предсказывают будущее, другие лечат от различных болезней, снимают родовые проклятия или венец безбрачия. Шаманы высшего уровня могут даже взлетать.

Что такое шаманская болезнь

Такой загадочный недуг может проявляется по-разному. Бывает так, что человеку постоянно не везет, и он не может добиться успеха ни в карьере, ни в личной жизни. Или же будущий шаман сталкивается с тяжелой алкогольной зависимостью. Некоторые избранные поняли свое предназначение через сны или физическую болезнь. А для кого-то предки приготовили опасные испытания, угрожающие жизни.

Избранный должен стойко вынести все удары судьбы и никогда не падать духом. Ведь призвание обязывает шамана быть сильным и мудрым. Через такой сложный путь будущий шаман как бы перерождается, полностью меняя свою жизнь.

«Симптомы» этой специфической болезни исчезают только тогда, когда избранный принимает свой путь. Отказ от предназначения влечет за собой череду неприятностей как для самого человека, так и для его семьи.

Каково жить с таким даром

Быть настоящим шаманом - тяжелый труд. Это путь, который нельзя выбрать или изменить. Но, принимая свое истинное предназначение, избранные помогают многим людям жить в чистоте и гармонии.

Сегодня как никогда стали популярны туры и экскурсии, в программу которых включено посещение мест силы и проведение шаманских обрядов. Путешественники со всего мира приезжают на Байкал, чтобы обратиться к шаманам и получить ответы на интересующие вопросы.

По возможности шаманы помогают всем. При этом они никогда не станут просить деньги за услуги. Каждый посетитель дает столько, сколько может. Причем оплатой за помощь может быть все что угодно: сладости, спички и прочее.

Если шаман озвучивает вам определенную сумму за обряд, то это серьезный повод усомниться в нем.

Кстати, если вы считаете, что шаман - это отшельник, который обособлен от внешнего мира, то это совершенно не так. Многие современные шаманы пишут научные труды, изучают новости, сочиняют стихи или песни.

Как язычники относятся к церкви

Раньше на Ольхоне были только священные духи природы. Теперь же в этом месте стоит православная церковь, которую построили для местных жителей. Вопреки различным предположениям, шаманы совершенно спокойно относятся к такому явлению. Считая, что батюшка выполняет ту же работу, что и они - помогает людям. А значит, причин для разногласий быть не может.

В Прибайкалье живут представители нескольких конфессий: шаманизм, буддизм, православие. Со временем многие привыкли к таким различиям, и конфликтов на этой почве не возникает. Ведь каждый ищет свой путь.

Особенности одеяния шамана

Если вы видели, как выглядит настоящий шаман, то наверняка остались под впечатлением от такого необычного и эффектного наряда. Они носят костюмы из ярко-синей или, реже, зеленой ткани. Накидка, которая используется для проведения обрядов, называется нэмэргэ, а шапка - майхабша. Главное украшение на груди каждого шамана - зеркала для отражения негативной энергии. Они называются «толи».

Шаманы о туристах на Ольхоне

Мыс Бурхан всегда считался одним из самых загадочных и сакральных мест на Байкале. Его окрестности когда-то населяли небожители. Но сегодня шаманы говорят, что духи покинули это место. Старейшины связывают такое явление с тем, что многие туристы неуважительно относятся к местным святыням. Они посещают места силы не как гости, а как хозяева.

В средствах массовой информации Байкал значится как одно из самых сильных энергетических мест. Это привлекает множество туристов со всего мира, но далеко не все приезжие соблюдают правила поведения на святой земле.

Каждый путешественник обязан беречь и уважать природу и ни в коем случае не вредить ей. Об этом обязательно должны помнить все.