Нотр дам в каком стиле. Собор парижской богоматери

Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.

Роман «Собор Парижской Богоматери», созданный на грани сентиментализма и романтизма, соединил в себе признаки исторической эпопеи, романтической драмы и глубоко психологического романа.

История создания романа

«Собор Парижской Богоматери» - первый исторический роман на французском языке (действие, по замыслу автора, происходит около 400 лет назад, в конце 15 века). Виктор Гюго начал вынашивать его замысел еще в 1820-х годах, а издал в марте 1831 года. Предпосылками для создания романа послужили восходящий интерес к исторической литературе и в частности к эпохе Средневековья.

В литературе Франции того времени начинал формироваться романтизм, а с ним и романтические тенденции в культурной жизни в целом. Так, Виктор Гюго лично отстаивал необходимость сохранять старинные архитектурные памятники, которые многие хотели либо снести, либо перестроить.

Существует мнение, что именно после романа «Собор Парижской Богоматери» сторонники сноса собора отступили, а в обществе пробудился невероятный интерес к культурным памятникам и волна гражданского самосознания в желании защитить древнюю архитектуру.

Характеристика главных героев

Именно такая реакция общества на книгу дает право говорить о том, что собор - это подлинный главный герой романа, наряду с людьми. Это основное место происходящих событий, немой свидетель драм, любви, жизни и смерти главных героев; место, которое на фоне быстротечности человеческих жизней остается таким же неподвижным и непоколебимым.

Главные же герои в человеческом облике - цыганка Эсмеральда, горбун Квазимодо, священник Клод Фролло, военный Феб де Шатопер, поэт Пьер Гренгуар.

Эсмеральда объединяет остальных главных героев вокруг себя: в неё влюблены все из перечисленных мужчин, но одни - бескорыстно, как Квазимодо, другие яростно, как Фролло, Феб и Гренгуар - испытывая плотское влечение; сама же цыганка любит Феба. Кроме того, всех персонажей связывает между собой Собор: Фролло здесь служит, Квазимодо работает звонарем, Гренгуар становится учеником священника. Эсмеральда обычно выступает перед соборной площадью, а Феб смотрит в окна своей будущей супруги Флёр-де-Лис, которая живет неподалеку от Собора.

Эсмеральда - безмятежное дитя улиц, не ведающее о своей привлекательности. Она танцует и выступает перед Собором со своей козочкой, и все вокруг от священника до уличных воров отдают ей свои сердца, почитая, словно божество. С той же детской непосредственностью, с какой ребенок тянется к блестящим предметам, Эсмеральда отдает свое предпочтение Фебу, благородному, блестящему шевалье.

Внешняя красота Феба (совпадает с именем Аполлона) - единственная положительная черта внутренне уродливого военного. Лживый и грязный соблазнитель, трус, любитель выпивки и сквернословия, лишь перед слабыми он герой, лишь перед дамами - кавалер.

Пьер Гренгуар, местный поэт, которого обстоятельства вынудили окунуться в гущу уличной французской жизни, немного походит на Феба в плане того, что чувства его к Эсмеральде - физическое влечение. Правда, на подлость он не способен, и любит в цыганке и друга и человека, отставляя в сторону её женское очарование.

Самую искреннюю любовь к Эсмеральде питает самое страшное существо - Квазимодо, звонарь в Соборе, которого некогда подобрал архидьякон храма, Клод Фролло. Для Эсмеральды Квазимодо готов на всё даже любить её тихо и втайне ото всех, даже отдать девушку сопернику.

Самые сложные чувства испытывает к цыганке Клод Фролло. Любовь к цыганке для него особая трагедия, ведь это запретная страсть для него как для священнослужителя. Страсть не находит выхода, поэтому он то взывает к её любви, то отталкивает, то набрасывается на неё, то спасает от смерти, наконец, сам же вручает цыганку палачу. Трагедия Фролло обуславливается не только крахом его любви. Он оказывается представителем уходящего времени и чувствует, что отживает вместе с эпохой: человек получает всё больше знаний, отходит от религии, строит новое, уничтожает старое. Фролло держит в руках первую печатную книгу и понимает, как бесследно растворяется в веках вместе с рукописными фолиантами.

Сюжет, композиция, проблематика произведения

Действие романа происходит в 1480-х годах. Все действия романа происходят вокруг Собора - в «Городе», на Соборной и Гревской площадях, во «Дворе чудес».

Перед Собором дают религиозное представление (автор мистерии - Гренгуар), но толпа предпочитает смотреть, как на Гревской площади танцует Эсмеральда. Смотря на цыганку, в неё одновременно влюбляются и Гренгуар, и Квазимодо, и отец Фролло. Феб знакомится с Эсмеральдой, когда ту приглашают развлечь компанию девушек, среди которых невеста Феба, Флёр де Лис. Феб назначает свидание Эсмеральде, но на свидание приходит и священник. Из ревности священник ранит Феба, а обвиняют в этом Эсмеральду. Под пытками девушка признается в колдовстве, проституции и убийстве Феба (который на самом деле выжил) и приговаривается к повешению. Клод Фролло приходит к ней в тюрьму и уговаривает бежать с ним. В день казни Феб наблюдает за свершением приговора вместе со своей невестой. Но Квазимодо не дает свершиться казни - он хватает цыганку и бежит прятаться в Собор.

Весь «Двор Чудес» - пристанище воров и нищих - кидается «освобождать» любимую Эсмеральду. Король узнал о бунте и повелел казнить цыганку во что бы то ни стало. Когда её казнят, Клод смеется дьявольским смехом. Увидев это, горбун кидается на священника, и тот разбивается, упав с башни.

Композиционно роман закольцован: вначале читатель видит слово «рок», начертанное на стене Собора, и погружается в прошлое на 400 лет, в конце - видит в склепе за городом два скелета, которые сплелись в объятиях. Это герои романа - горбун и цыганка. Время стерло их историю в пыль, а Собор всё стоит безразличным наблюдателем над людскими страстями.

В романе изображены как частные человеческие страсти (проблема чистоты и подлости, милосердия и жестокости), так и народные (богатство и бедность, оторванность власти от народа). Впервые в европейской литературе личная драма персонажей развивается на фоне детально обрисованных исторических событий, и частная жизнь и исторический фон настолько взаимопроникающие.

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике.

Виктор Гюго, как и многие другие писатели - романисты, с благоговением относился к готической архитектуре, всерьёз считая, что вздымающиеся ввысь нефы великих соборов служат лучшим пристанищем для «измученных душ».

Архитектор Виолл-ле-Дюк, которому поручили реставрировать собор, произвёл объёмные и очень тщательные работы по восстановлению здания, многие специалисты сошлись во мнении что архитектор переусердствовал и реставрацию можно смело назвать новоделом.

Утраченные статуи на фасадах восстановили, а оригиналы разместили в Национальный музей Средневековья , к строению добавили шпиль, но самым ярким и спорным в реставрации стали скульптуры горгулий, которыми украсили водосливные труба с кровли. Горгулий можно рассматривать с близкого расстояния если отважиться подняться на башни собора.

В современное время фасад собора тщательнейшим образом очистили и отмыли от вековой грязи и пыли, в результате отчётливо проявилась восхитительная резьба в порталах собора.


Саша Митрахович 20.12.2015 14:36

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари; фр. Notre Dame de Paris) - географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа - базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера.

В архитектуре собора проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

История

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.

Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.

Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты де Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.

В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы «твердыня мракобесия была снесена», то они должны уплатить Конвенту мзду «на нужды всех революций, какие ещё произойдут с нашей помощью в других странах».

Собор был объявлен Храмом Разума.

В июле 1793 года Конвент объявил, что «все эмблемы всех царств должны быть стерты с лица земли», и Робеспьер лично распорядился обезглавить «каменных королей, украшающих церкви».

Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Реставрация началась в 1841 г. под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка (1814-1879). Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.

В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.

В соборе хранится одна из великих христианских реликвий - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Архитектура

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.

Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.

На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

План собора из книги «Толковый словарь французской архитектуры XI-XVI века»
Виолле-ле-Дюка, 1856 год.

Двери украшены коваными рельефами.

Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.

Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).

В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.

Большой колокол (звучащий в тоне фа-диез) звонит очень редко. Остальные колокола звонят в 8 и в 19 часов. Каждый из них имеет своё имя:

  • Angelique Francoise, весом 1765 кг (до-диез);
  • Antoinette Charlotte, весом 1158 кг (ре-диез);
  • Hyacinthe Jeanne, весом 813 кг (фа);
  • Denise David, весом 670 кг (фа-диез).

Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило собора (люстра) выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виолле-ле-Дюка взамен переплавленного в 1792 году. (В 2007 году взят на реставрацию.)

Галерея Королей

Каменные фигуры, выстроившиеся в ряд между порталами и ярусом с окнами-розами. Те, что находятся сейчас, выполнены в XIX веке и изображают царей из Ветхого Завета.

Раньше на этом месте находились средневековые статуи французских королей. Во время Революции они были скинуты и обезглавлены.

В 1977 году при проведении работ под одним из домов, часть статуй была обнаружена. Оказалось, что во время Революции один хозяин дома их выкупил, якобы для фундамента, а на самом деле захоронил их со всеми почестями и возвёл на этом месте свой дом.

Орган

Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. В течение своей жизни орган неоднократно достраивался и реконструировался. Наиболее важными являются реставрации, реконструкции и расширения Тьерри в 1733 году, Франсуа-Анри Клико в 1788 году, Аристида Кавайе-Колля в 1868, и Бойсо в 1960 году, а также сотрудничество с «Синаптель» в 1992 году, позволившее полностью компьютеризировать орган. Уже со времени реставрации Тьерри инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.

В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагами Баркера.

Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Сен-Сюльпис считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при участии которого инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электро-пневматическую.

В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптическим.

В настоящее время орган имеет 111 регистров и около 8000 труб, примерно 900 из которых из инструмента времен Тьерри и Клико. Это самый большой по числу регистров орган. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводил службы по три месяца в году. С 1990 года титулярными органистами собора Нотр-Дам де Пари являются трое музыкантов: Оливье Латри, Филипп Лефевр, Жан-Пьер Лёгю.



В художественной литературе

Собор является главным «действующим лицом» следующих произведений:

  • Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери (роман)» (1831).
  • Елена Чудинова. «Мечеть Парижской Богоматери (роман)» (2004).

В массовой культуре

  • Собор показан в документальном сериале «Жизнь после людей через 2000 лет».
  • В фильме «Армагеддон» Нотр-Дам уничтожается вместе с центром Парижа из-за падения метеорита.
  • В фильме «Ван Хельсинг» Ван Хельсинг убивает здесь мистера Хайда.
  • В мультфильме «Тачки 2» собор показан в слегка изменённом виде.
  • В мультфильме «Горбун из Нотр-Дама» собор показан весьма подробно.
  • Упоминается в песне «Вера и свастика» из альбома 2011 года «Animal ДжаZ» группы Animal ДжаZ.
  • Упоминается в словах в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965.

Как и положено одному из самых старинных сооружений Парижа, Нотр-Дам (Notre Dame de Paris с фр. Собор Парижской Богоматери) находится в самом сердце города, на . Ранее, в III- IV веке на этом месте располагался древнеримский храм, а позже, когда римляне закончили своё правление, здесь возвели первую христианскую церковь в Париже.

Строительство было начато в 1163 году, однако самую легко узнаваемую часть сооружения, где расположен главный вход, состоящий из трёх массивных дверей, как и две прямоугольные башни, начали строить лишь в 1200 году. Полностью строительство и отделка бала завершена к 1345 году. Несмотря на то, что Нотр-Дам возводили более 180 лет множество архитекторов, первоначальный замысел готического собора был соблюдён. И сегодня мы можем любоваться удивительной симметрией и гармонией сооружения в сочетании со строгостью, ясностью и уравновешенностью.

Фасад визуально чётко разделяется на три части как по горизонтали, так и по вертикали. На первом уровне по горизонтали, расположены три портала со входами в храм: Страшного суда (по центру), Святой Анны (справа), Богоматери (слева).
Обратите внимание, над левым порталом можно заметить небольшое отклонение от общей симметрии, вверху он закачивается треугольником, а не овальной аркой, как на двух соседних порталах.

Ещё одно нарушение симметрии есть на третьем уровне, в главных башнях собора Нотр-Дам , а именно левая немного шире чем правая. Зачем это было сделано теперь неизвестно, но, такие тонкие отклонения симметрии, несомненно, придают ещё больше загадочности и величия этому сооружению.
На втором горизонтальном уровне расположено знаменитое окно-роза, диаметром 10 метров, витраж которого, частично подлинный, времён средневековья. Справа и слева от него меньшие по размеру арочные окна, которые удивительно вписываются в общий стиль собора Нотр-Дам, удачно дополняя и подчёркивая другие его элементы. Под окнами находится галерея королей, 28 скульптур царей Иудейских, предков Христа.

Надо сказать, что во времена французской революции Нотр-Дам быль
сильно разграблен и пришёл в запустение. По распоряжению Конвента и лично Робеспьера неграмотные повстанцы бросали наземь статуи с фасада храма, колокола и прочая церковная утварь были переплавлены, алтарь осквернён и разграблен.

Долгие годы собор Нотр-Дам стоял обветшавшим и полуразграбленным. Только после выхода одноимённого романа, написанного Виктором Гюго в 1831 году в народе снова проснулся интерес к сооружению и королём был издан указ о восстановлении храма.

Реставрация храма продолжалась с 1841 по 1864 год. Были заново воссозданы многочисленные скульптуры и витражи, а так же добавлены новые. В верхней части постройки, на торцах балок, появились изображения гаргулий (драконовидная змея) и множество отдельных фигур – химер. Эти фантастические существа были добавлены к облику храма и теперь мы можем наблюдать их на площадке возле подножия башен. В те годы был восстановлен также главный шпиль собора Нотр-Дам, разобранный в 1786 году по приказу Робеспьера. Сделанный из дуба и покрытый свинцовыми пластинами шпиль имеет высоту 96 метров и в основании окружён бронзовыми фигурами. Также храм был отчищен от множества пристроек и теперь перед главным фасадом имеется просторная площадь. Именно с этой площади берут начало все дороги Франции в подтверждение чему здесь установлена бронзовая доска с надписью «0 км».