О загробной участи некрещенных младенцев. Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного

По верованию Православной Церкви, умершие младенцы православных родителей, не сподобившиеся св.крещения, а равно и мертворожденные, у Человеколюбца Бога не будут забыты. Это верование Церкви можно видеть из того, что она чествует (29 декабря), в лике святых, четырнадцать тысяч младенцев, за Христа избиенных от Ирода в Вифлееме (Жит.св.м.дек.).

Из св. Отцов Церкви, св. Григорий Нисский, о судьбе младенцев вообще, пишет: «Преждевременная кончина младенцев не ведет к мысли, что скончавший так жизнь несчастлив, или что равен он очистившим себя в настоящей жизни всякою добродетелею; потому что Бог, по лучшему Своему промышлению, предотвращает безмерность зол в тех, которые стали бы жить во зле» (Ч.4.стр.359, изд.1862г.).

Св. Григорий Богослов говорит: «Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., - ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.). Участь младенцев, умерших некрещенными, ни в каком случае нельзя назвать безнадежною. Св. Апостол Павел говорит о тех детях, у которых отец христианин, а мать некрещенная, что дети эти «святые суть»(1 Кор.7, 14). Наши же мертворожденные младенцы имеют и родителей и предков православных. Кроме того, дети эти в некотором роде уже освятились во время чревоношения их матерями: нося их в своей утробе, матери их каждодневно молились, часто читали или слушали Слово Божие и соединялись со Христом Господом в таинстве Св. Причащения. А когда их матерям пришло время разрешиться ими, они с теплою верою прибегали к Божией помощи и, может быть, полагали особенный обет пред Богом, чтобы разрешение их было благополучно. Как же можно думать, чтобы дети, плод от таких родителей, погибли навсегда? Если даже иной из них и умрет еще в утробе матерней; и тут была готовность родителей совершить над ним крещение. А Господу Богу угодны и самые намерения наши, если они святы. - Еще слышим в Евангелии слова Самого Христа Спасителя:»В дому Отца Моего обители многи суть» (Иоан. 14, 2). Ужели в этих обителях не будет места для тех младенцев, которых родители были христиане, которых только не было возможности просветить св. крещением, или которые получив уже имена христианские, скончались перед самой купелью? Святая Церковь выражает прямое верование в помилование этих младенцев: «ведати подобает» (говорит она в Богослужебных книгах), «яко младенцы и непросвещенные (т.е. некрещенные) ниже в геенну пойдут» (Синакс.в мясоп.субб.). Св.Григорий Богослов говорит: «Иные даже не имеют возможности и принять дара (благодати крещения) или, может быть по малолетству, или по какому-нибудь, совершенно независящему от них, стечению обстоятельств. (Душеп. Соб. 1905., N2, стр.52-53).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того Судия сделает совершеннолетним в то же мгновение, в которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем, и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Невидавшие здесь друг друга, увидятся там, и матерь узнает, что это ее сын, и сын узнает, что это его матерь... Равными воскресит Творец сынов Адамовых; как сотворил их равными, так равными же пробудит и от смерти. В воскресении нет ни больших, ни малых. И преждевременно родившийся восстанет таким же, как и совершеннолетний. Только по делам и образу жизни будут там высокие и славные; и одни уподобятся свету, другие - тьме». (Ч. 4, стр.105, изд. 1900).

О возможности совершать над мертвыми младенцами крещение, нарекать им имена и поминать некрещенных за литургией не может быть и речи; ибо Господь заповедал Апостолам крестить живых людей, а не мертвых (Марк. 16, 16), ибо как может бездыханный труп слышать проповедь и уверовать в Того, о Котором бы ему возвещали? Св.Церковь положила 26-м правилом Карфагенского собора скончавшихся ни крестить, ни подавать им Божественных Тайн; а в толковании на сие правило сказано: «Пресвитерское бо неразумие (если бы таковое было допущено) не поможет скончавшемуся, по смерти бо крещен быв от него, несть крещен». Правило это помещено в книге «Кормчей», где находятся правила св. Апостолов и святых Вселенских и девяти поместных соборов. Остается только молитвенно воздыхать о таких младенцах к Богу в своих домашних молитвах. Для таковой цели можно порекомендовать молитву, находящуюся в синодике бывшего новгородского и петербургского митрополита Григория. Содержание ее следующее: «Помяни, Человеколюбче Господи, души отшедших рабов Твоих - младенцев, кои во утробе православных их матерей умерли нечаянно от неведомых действий, или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святаго таинства крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченною Твоею благодатию» (Душеп. Соб., стр.54).

На вопрос, «как молиться о мертворожденных и вообще не сподобившихся св. крещения младенцев?» Стефан Фаворский, архиепископ Вифлеемской обители, дает такой ответ: «Получившие св. крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную, равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми и не успели быть окрещены; они не виноваты, что не получили св.крещения, а у Отца Небесного Обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неисповедимым судьбам Божиим, не получили св.крещения; так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и св. Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них могут родители с верою в милосердие Божие; каждая мать, плачущая о таковых своих чадах, без сомнения может вопиять к Человеколюбцу Господу, следующими словами: «Господи, помилуй чад моих, умерших во утробе моей, за веру и слезы мои, ради милосердия Твоего. Господи, не лиши их света Твоего Божественного! (Из Палест. листка Вифлеем. обители).

Наконец, не должно же забывать и о себе и о том, что вина мертворождения детей может падать и на самих матерей-родильниц, не говоря уже о тех злодейках матерях, которые сознательно стараются уничтожить плод (большею частью незаконный) и даже в последних периодах чревоношения. Вечная огненная геенна - вот достойное возмездие правосудия Божия, ожидающее нераскаянных за эти злодеяния» (Душеп.Соб. стр.54).

Св. Ефрем Сирин пишет: «Горе... любодейце, которая извела зачатый ею во чреве плод, чтобы не видел он здешнего мира; не даст Бог увидеть и ей новый век. Как она не дозволила ему насладиться жизнью и светом в этом веке, так и Он лишит ее жизни и света в оном веке. Поелику решилась она извергнуть плод свой из чрева преждевременно, чтобы скрыть его во мраке земли; то и она, как мертвый плод чрева, извергнута будет во тьму кромешную. Таково воздаяние любодеям и любодеицам, которые посягают на жизнь детей своих: Судия накажет их вечною смертию и низринет в бездну мучения, полную зловонного тления» (Помн. послед. твоя, изд. 1903, стр.37).

Впадшие в такое тяжкое прегрешение должны поспешить принести покаяние, пока есть возможность; ибо нет греха побеждающего Божие милосердие для обращающихся к Нему с верою (Жит. пр. Марии Египетской).

Но бывают и другие обстоятельства мертворождения, вину коих нельзя не приписать матерям-родильницам: одна подняла тяжелый мешок хлеба на воз, а другая безмерно работала на уборке хлеба, - и разрешились преждевременно младенцами. Эта напилась пьяной и оступилась, - родила мертвого младенца. У той последовал выкидыш вследствие душевных потрясений, происходящих...от безумной и, может быть, неосновательной ревности к мужу. Бывают и случаи явной кары Божией за ропот на многочадие и за проклятие рода, находящегося еще в утробе. Увы! И такие безумные матери есть на свете. Вот почему мать-родильница, после рождения мертвого младенца, должна основательно подумать - не была ли она как-нибудь прямо или косвенно причиною мертворождения, и если - по бесстрастном обсуждении этого вопроса, - окажется что-либо у нее на совести, то она должна поспешить к своему отцу духовному, исповедать ему свой грех, попросит совета для заглаждения своего греха и затем загладить свой грех добрыми делами, из коих обыкновенно рекомендуется:
1) милостыня бедным людям, у коих много детей, особенно в такие дни, как Пасха, Рождество Христово и престольный праздник;
2) путешествие ко святым местам (наприм. в Киев к мощам св. угодников и св. младенца, убиенного от Ирода за Христа, и почивающего в дальних пещерах Лавры);
3) усиленная домашняя молитва, сопровождаемая известным количеством поклонов, и добровольно налагаемый пост (напр. по понедельникам; о нем сказано в требнике, в чине исповеди), и
4) совершение в приходском храме литургии об оставлении грехов (Душеп. Соб., стр.54-55). См. подроб. в кн. «Наставл. и утеш. болящ.» свящ.В.А. Черкесова.

Об участи некрещеных младенцев, умерших уже после рождения или погибших во чреве матери размышляет протоиерей Алексий Уминский.

Про посмертную участь некрещеных младенцев нам ничего не известно. Также неизвестно про посмертную участь крещеных людей. Есть в Евангелии слова о том, что тот, кто будет веровать и креститься, спасен будет. А кто будет неверным, осужден (Мк. 16, 16). Это, без всякого сомнения, слова, указывающие на необходимость крещения как принятия веры. Именно спасется не просто тот, кто будет креститься, но и уверует. А дальше сказано: кто не будет веровать, тот будет осужден.

Но факт крещения не избавляет человека от Суда.

Поэтому вопрос об участи некрещеных младенцев, которые за свою веру не отвечают, всегда в Церкви был открыт. Существовала достаточно категорическая точка зрения, пришедшая к нам от богословия Блаженного Августина с его учением о первородном грехе, которая не давала возможности думать о спасении некрещеных младенцев. И такой точки зрения до сих пор придерживаются многие не только на Западе, но и в православии: некрещеный младенец не удостаивается Царствия Небесного.

Но и в ранней Церкви существовали иные точки зрения на этот вопрос.

Это тайна для Церкви, но ведь и очень многое, что касается загробной участи человека, остается для нас тайной.

У нас в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев. Несколько лет назад на одном из епархиальных собраний вопрос о молитве за некрещеных младенцев был задан Святейшему Патриарху Кириллу. И тогда Святейший Патриарх сказал, что молитвенный чин о некрещеных умерших младенцах необходимо разработать. Но на сегодняшний день эти очень мудрые и важные слова Патриарха словно повисли в воздухе. По крайней мере, не известно, идет ли работа в этой области.

Надеяться на милосердие

Нужно надеяться на милосердие Божие. Мы знаем, что в золотое время патристики, скажем, в IV веке, V веке, VI веке в семьях христиан было множество некрещеных детей: крещение принималось в достаточно зрелом возрасте, все великие святители крестились после тридцати лет. Помнится случай из жизни Святителя Амвросия Медиоланского, как его родной брат Сатир (кстати, канонизированный на Западе), потерпевши кораблекрушение, будучи некрещеным, привязал себе к шее Святые Дары как знак свидетельства его веры. Он не утонул, но мог спокойно утонуть некрещеным.

Я не думаю, что Церковь могла тогда спокойно принять для себя, что множество людей, живущих по христианским законам, в своей жизни уже исполняющих Евангелие, готовящихся принять крещение как свидетельство своей непоколебимой веры, никакого отношения ко Христу не имеют, и в загробной участи их ждет только мрак и скрежет зубовный.

Переосмыслить

Младенцы умирают некрещеными и в материнской утробе не по вине матерей (замершая беременность, выкидыш), бывают внематочные беременности, которые никогда не кончаются родами. Не говоря уже о том, что имеют место и случаи, когда рождение ребенка несовместимо с жизнью ребенка и жизнью матери, и когда женщина вынуждена сделать операцию. Об этих случаях говорится и в Основах Социальной концепции нашей Церкви. Бывают случаи, когда дети не доживают до крещения. Но мы не можем забыть о том, что их родители – члены нашей Церкви и общаются с живым Богом. Христос в жизни этих родителей, в жизни этой семьи всегда присутствует. Это христианский брак, который мы называем Церковью, малой Церковью. А раз это малая Церковь, то там – жизнь Святого Духа.

Это значит, что младенец, который в этой семье зачинается, находится в материнской утробе, уже причастен к церковной жизни через родителей – христиан, которые молятся, исповедуются, причащаются Святых Христовых Таин. Это значит, что жизнь ребенка уже наполнена благодатью Святого Духа, уже приобщена ко Христу. Игнорировать это, не думать об этом, не принимать это в расчет мне кажется нелепым, это грубая ошибка.

Мы высоко превозносим понимание христианской семьи, но только забываем, что даже тот ребенок, который находится в утробе матери – уже член этой малой Церкви. Он уже живой человек, если мы говорим о том, что душа начинается вместе с зачатием. Каким образом тогда эта душа вдруг оказывается исключенной из общей жизни Церкви? Не может такого быть. Или тогда надо пересмотреть учение о семье и учение о внутриутробном развитии младенца. И не считать тогда этих младенцев людьми.

Неправильно, что настоящая церковная семья лишена молитвы утешения, церковной молитвы за усопшего ребенка, не сподобившегося по каким-то обстоятельствам крещения.

Это должно быть каким-то образом восполнено. Нельзя отсылать таких родителей просто к частной молитве, словно говоря: «Церковь к вам отношения не имеет, в Церкви вы никто, молитесь себе дома, а там как Бог даст». Мне кажется, на сегодняшний день это должно быть переосмыслено.

Сказать об участи кого-то после смерти мы просто не можем. Отправлять кого в Рай, а кого в преисподнюю – не наше дело, и вообще занятие глупое.

А давать утешение и надежду – это дело Церкви сегодня. Раскрывать дорогу для молитвы и возможность для родителей через эту молитву, через Церковь в том числе, как общество любви, общество семьи Христовой, пробивать путь ко Христу своему усопшему чаду.

Полное собрание и описание: молитва не крещеных детей для духовной жизни верующего человека.

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?

Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.

Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.

Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.

Особенности молитвы за некрещенных живых людей

В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.

Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.

На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.

Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней - Телом Христовым.

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность - очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же - человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба - панихида - во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва - это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви - труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей - надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Молитва за некрещеного ребенка и младенца

Церковь молится о некрещеных младенцах, в том числе не родившихся. Грустно осознавать, что даже сегодня проблема детской смертности не решена. Детки умирают, будучи еще во чреве матери, или в таком возрасте, когда родители не успели их окрестить. Также церковнослужители отмечают возможность молиться о здравии живых малышей.

Как правильно молиться за некрещеных младенцев, единого алгоритма нет. Не возбраняется вознести молитву и в храме, хотя, как правило, священнослужители рекомендуют за всех некрещёных молиться у домашнего алтаря.

Каждая вознесенная мольба будет услышана Господом. Бесспорно, он любит людей, независимо от того, какого цвета наша кожа, либо каково название вероисповедания. Матери стараются возносить молитвы за некрещеных младенцев о здоровье их, дабы детки всегда оставались под защитой божией, ведь они слабы и нуждаются в покровительстве.

Сила материнской молитвы отличается мощным воздействием.

Мать настолько любит ребенка, что слова обязательно будут услышаны. Молитва за умершего некрещеного ребенка важна каждой маме, ведь так она оказывает посильную помощь малышу, с которым не успела даже толком познакомиться. Она продолжает любить его, пребывая во скорби о жизни его.

Молебен помогает обрести моральное спокойствие за небесную жизнь малыша, понимание, что он будет в раю, среди ангелов. Возможно, именно это лучший исход для маленького, нежели пребывать в мучениях бренной жизни земной, особенно, если ребёночек родился с пороками в развитии или смертельным заболеванием.

Какие существуют молитвы о некрещеных детях?

Существует множество способов, как молиться за некрещеных младенцев. Ниже представлена информация о наиболее популярных молебнах, какие смогут даровать возможность предоставить сильный оберег от любых несчастий, могущих случиться с ребенком. К примеру, существует множество молитв за детей, которые не увидели этот мир:

  • За некрещеных младенцев, умерших в утробе матери;
  • За некрещеных младенцев;
  • За некрещеных младенцев (иеромонаха Афанасия Афонского).

Все они возносятся Господу о помощи некрещеным младенцам, умерших, будучи во чреве матери. Душа младенца свята, ибо, не прожив земной жизни, ушла в небесную. Также существуют молитвы о здравии живых некрещеных малышей. Они произносятся либо своими словами, либо обращены к Богородице.

Теперь Вы знаете, как молиться за некрещеных детей, однако, следует учесть следующие нюансы, описанные далее.

Вы должны полностью уверовать

Церковь считает, что читать молитву за некрещеных детей возможно как в Храме Божьем, так и в домашних условиях. Главным условием молитвы является вера. Уверуйте всем сердцем, что Ваше дитя теперь вместе с Господом, под его защитой.

Искренняя вера поможет не только лишь душе малыша, но и Вам. Если малыш жив, но болен, а окрестить его возможности нет, можно подать записку о здравии, записав: «(имя матери) с чадом».

Молиться нужно на протяжении сорока дней. Утром, днем, вечером - можно хоть каждую минуту просить Господа о помощи ребенку. Исключите любые отвлекающие факторы, останьтесь наедине и полностью сосредоточьтесь на молитве. Произносить её важно вслух. Каждое слово, сказанное Вами, дойдет до слуха Бога.

Даже многие ученые признают силу молитвенного слова. Согласно распространенной теории, молитвы, существующие на протяжении веков, содержат в тексте уникальное сочетание звуков, особым способом оказывающим на человека. Потому молитвы лечат, даруют любовь и помогают решить любую проблему, ведь эмоционально позволяют настроиться на нужный лад.

Существует другая теория, церковная, согласно которой дети умирают не просто так.

Смерть ребенка является виной родителей, которые вели неправедную жизнь. Теперь небеса посылают страшную расплату матери, отбирая у нее дитя. Хотя эта теория спорная, ибо наверняка каждый вспомнит с десяток примеров, когда в неблагополучных семьях, у пьющих и неоднократно преступавших закон сожителей почти каждый год рождается по ребёнку, а при этом у их добропорядочных соседей, верующих христиан, никому не чинивших зла, детей нет.

Впрочем, отбрасывать её совсем нельзя. Задумайтесь над тем, что делаете, либо сделали не так в этой жизни. Кроме того, подобный исход событий возможен, если Вы прибегали к черной магии.

О некрещенных так же молятся:

Молитвы о некрещенных детях: комментарии

Комментариев - 2,

Мне кажется, вне зависимости от того, крещеный человек или нет, он/она всегда могут обратиться к силе молитв, они помогают всем, главное - иметь чистые помыслы и верить, что Господь не оставит в трудную минуту, наставит на правильный путь. Буду читать молитву Пресвятой Богородице, чтобы она всегда оберегала моих детей, я часто к ней обращаюсь и верю, что она помогает.

МОЖНО ЛИ ПОДАВАТЬ В ЗАПИСКЕ О ЗДРАВИИ НЕ КРЕЩЕННЫХ ДЕТЕЙ 2.4 ГОДА И 8 ЛЕТ?

Молитва о некрещеных усопших

Большая трагедия, если человек умирает, не будучи крещенным. Этого уже не исправить. И по церковным законам отпевать его в храме, поминать на Литургии - нельзя. Но всегда у близких остается право личной молитвы о некрещеных умерших. Как же это лучше делать?

Что происходит после смерти

Если человек совсем отвергался Господа при жизни, молиться за него слишком усердно не надо. Бывали случаи, когда покойники являлись и просили не молиться за них. В любом случае, поговорите со священником, он посоветует, что делать в конкретной ситуации. Но бывает так, что люди с уважением относятся к вере, проявляют желание креститься, просто не успевают этого сделать. Тогда молиться можно и нужно.

Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:

  • прочесть 17 кафизму - псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
  • на кладбище совершить мирской чин литии;
  • поставить свечу в храме и помолиться.

Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.

Какие еще молитвы можно читать

Существует почитание мученика Уара, который якобы обладал благодатью молиться за некрещеных. Ему составлена даже служба, только она неканоническая, т. е. официально церковью не признается. Церковная молитва о некрещеных усопших хотя некоторыми священниками сейчас допускается (за вознаграждение), нарушает все каноны. Читать или нет канон за умерших мученику Уару - это личное дело каждого.

Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.

Если умер младенец

Великое горе - потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии. Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви. Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.

  • Молитва об усопших родственниках
  • Молитва детей об усопших родителях за упокой души - здесь
  • Молитва перед чтением Евангелие - https://bogolub.info/molitva-pered-chteniem-evangeliya/

Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.

Молитва Льва Оптинского об умерших некрещенными

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Какова загробная участь некрещенных младенцев? Куда попадают их души? Этот вопрос не раз обсуждался на разного рода форумах и диспутах. На этот вопрос отвечает заведующий кафедрой Богословия Классического приватного университета, профессор и доктор философии, протоиерей Игорь Рябко.

Я предлагаю посмотреть на него с точки зрения Священного Писания, творения Святых Отцов и учителей Церкви, а также коснуться тех заблуждений, которые существовали в истории Церкви по этому вопросу.

Первые некрещенные младенцы, которые прославляются Церковью в лике мучеников, это те, кто пострадал во время гонения Ирода. Не смотря на то, что они не получили возможности ни сознательно уверовать в Бога, ни быть омытыми водами крещения, Церковь никогда не сомневалась в их небожительстве.

Эти младенцы, как и все те которые по той, или иной причине, не могли быть крещены, были омыты Жертвой Христовой, о чем говорили многие Отцы Церкви. Святитель Григорий Богослов писал: младенцы "... не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы ".

При этом слова «не прославлены » отнюдь нельзя понимать как «лишенные славы». Если в боях с неприятелем те воины, которые воюют на передовой и проявляют мужество, венчаются особыми наградами, то те, кто остаётся в тылу, также празднуют победу, хотя и не получают таких наград. Святитель Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания ». Никто из Святых Отцов Восточной Церкви не допускал и мыли о том, что не принявшие крещения младенцы будут лишены Царства Божия.

Преподобный Ефрем Сирин даже допускал мысль о том, что умершие младенцы будут выше святых, при этом он даже не упоминал о их крещении. Можно сказать что данная точка зрения является частным мнением одного из святых, но можно также с уверенностью говорить что общим мнением есть то, что некрещённые младенцы также наследуют Царство Божие, хотя и не будут наслаждаться всей полнотой его радости и блаженства.

Брат святителя Василия Великого, святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни ».

Феофан Затворник пишет: «А дети – все ангелы Божии суть. Некрещёных, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна! ».

Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещёных младенцев, отвечал: «Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мёртвыми, или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть…Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие ».

Мнение о блаженной участи некрещённых младенцев относится к области «согласия отцов» (Consensus patrum), и единственным голосом против большинства было мнение блаженного Августина, который считал, что умершие не крещённые младенцы наследуют муку вечную. Католическая Церковь, взяв за основу богословие блаженного Августина, «канонизировало» такую точку зрения. В средневековой католической схоластике возникло даже особое учение о Лимбе.

Лимб – это место в загробном мире между раем и чистилищем, где, согласно католической доктрине, находятся души некрещёных младенцев. Но даже католицизм уже не настаивает на их полной гибели. Римский папа Пий X писал в 1905 году: "Дети, умершие до крещения, попадают в лимб, где они не наслаждаются присутствием Бога, но в то же время и не страдают". А новый Папа Бенедикт XVI решил вообще исключить средневековое учение о лимбе, как ложное, из вероучительной системы Католицизма. В документе, изданном

Международной теологической комиссией и утвержденном этим Папой, утверждается, что традиционная концепция лимба слишком ограниченно отражает идею Спасения. Теперь, согласно новой теории, души умерших младенцев, которых не успели крестить, попадают в рай.

Однако, крестить детей все же необходимо. Блаженный Феодорит Кирский говорит: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» .

Вот почему мы крестим детей. Поэтому лучше не откладывать крещение младенцев на потом, когда может быть уже поздно.

Согласно православному учению, все праведники попадут в рай, а грешники будут пребывать в адских муках. А что говорит церковь о людях, не прошедших таинство крещения? Они тоже окажутся в аду? И касается ли это невинных по сути младенцев, которые умерли, так и не успев покреститься?

Все некрещеные попадают в ад

Об участи некрещеных людей рассуждали многие богословы и старцы. Нередко в качестве вступления к своим размышлениям они приводили цитату из Евангелия: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Как говорил блаженный Феофилакт Болгарский веровать недостаточно, необходимо еще и креститься, «ибо кто уверовал, но не крестился, а остается еще оглашенным, тот не спасен еще».

К аналогичному мнению склонялись и другие священники. Они также были уверены в том, что тем, кто не испытал таинство крещения, путь в рай закрыт. Так святитель Кирилл Иерусалимский утверждал, что тот, «кто не принимает крещения, тот спасения не имеет». Однако святитель отмечал, что это не относится к так называемым мученикам. Амвросий Медиоланский тоже говорил о том, что никто не может войти в царствие небесное иначе как через таинство крещения.

Однако современные толкователи не столь категоричны. Например, богослов Сергей Худиев пишет, что по упомянутой выше цитате из Евангелия трудно судить о загробной жизни. «Мы просто не знаем» - подводит итог Худиев.

Участь некрещеных младенцев

Но если взрослые люди, отошедшие в мир иной, имели время и волю не только для совершения грехов, но и покаяния и крещения, то беспомощные младенцы всего этого были лишены. Так неужели и они тоже попадут в ад? Протоиерей Георгий Городенцев, основываясь на трудах Григория Богослова, предположил, что души некрещеных детей будут пребывать в особом месте, в лоне Авраамовом. Там они не будут чувствовать адских мучений, но и райского счастья они не испытают.

Протоиерей Алексий Уминский отмечал, что мнение богословов прошлого о незавидной участи душ малолетних некрещеных детей основывалось на измышлениях Блаженного Августина. Учение Августина о первородном грехе не давало малышам не единого шанса на спасение. Сейчас, как утверждает Уминский, этот вопрос считается тайной, как, впрочем, и все остальное, касающиеся загробной жизни человека.

Священник Дмитрий Смирнов считает, что судьбы душ некрещеных младенцев нам не ведомы. «Мы надеемся, что, так как человек не согрешил ничем, а уже пострадал от болезни, то Господь причтет его к лику святых мучеников» - сказал Смирнов.

Как за них молиться?

Тот же Дмитрий Смирнов порекомендовал поминать некрещеных младенцев в домашних молитвах, потому как делать в церкви это «никак невозможно». Протоиерей Георгий Городенцев уверен в том, что искренние молитвы родителей вполне могут помочь душе ребенка переместиться в настоящий рай.

Протоиерей Алексий Уминский утверждает, что «в Церкви нет ни одного богослужения, которое было бы посвящено молитве за некрещеных младенцев». По словам Уминского, этот вопрос как-то задали патриарху Кириллу, и тот ответил, что необходимо разработать специальный молитвенный чин. Однако о том, ведется ли какая-либо работа в данном направлении, протоиерею неизвестно.