Обучение детей с особыми потребностями в рамках инклюзивного образования в дши.

В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями.

Особо важное место среди них занимают дети-инвалиды. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они прежде всего с социальным неравенством. Проводимые уже в течение почти 50 лет в странах Европы и России масштабные исследования доказывают, что пока что образование больше подчеркивает социальную дискриминацию, чем способствует ее искоренению. Ответственность за уровень образования прежде всего лежит на учителях, в результате они склонны максимальное внимание уделять способным ученикам, а дети с инвалидностью оказываются на нижней ступеньке негласной школьной иерархии.

Исследования социологов выявили факты ущемления прав детей с ограниченными возможностями и вне стен школы. В большинстве учебных заведений создаются условия для сохранения и воспроизведения неравенства. Можно уверенно сказать, что образовательная система отражает и социальные, и классовые различия, которые существуют за ее пределами. Самое сильное влияние на результаты обучения оказывают семейные и социальные обстоятельства, что в дальнейшем определяет также уровень доходов. Результативность образования во многом зависит от социального происхождения ребенка, которое и лежит в основе неравенства. Все эти исследования привели к выводу о необходимости создания системы инклюзивного образования для детей из разных групп и слоев, включая и учеников-инвалидов.

Термином “инклюзивное образование” называют развитие системы общего образования в направлении доступности для всех детей и приспособления к особым нуждам школьников с ограниченными возможностями или особыми потребностями. Данная система развивает методологию, рассматривающую каждого ребенка в качестве индивидуума со своими потребностями в процессе обучения. Для соответствия требованиям различных категорий учащихся она должна обладать достаточной гибкостью. Инклюзивное образование необходимо внедрять в рамках общеобразовательной школы, что окажет положительное воздействие не только на статус детей-инвалидов, но и на всех остальных учащихся.

Во многих странах уже напротяжении почти 40 лет разрабатываются и внедряются нормативные акты, которые направлены на расширение образовательных возможностей детей с инвалидностью. Работа ведется в основном в следующих направлениях: меры по расширению доступа к образованию, интеграция, инклюзия (включение), мэйнстриминг, который предполагает включение детей-инвалидов в классы общеобразовательной школы и их общение с ровесниками во время праздничных мероприятий, в рамках досуговых программ с целью получения образования и расширения возможностей социальных контактов.

Для достижения интеграции ведется работа в направлении приведения потребностей детей-инвалидов в соответствие с системой общего образования, которая сама не меняется. Дети с ограниченными физическими или психическими возможностями могут посещать обычные школы, однако не обязаны учиться в тех классах, что и все остальные дети.

Что касается инклюзии, то она подразумевает перепланировку и реформирование помещений для приведения в соответствие потребностям, требованиям и нуждам абсолютно всех детей. Инклюзивное образование включает в себя также меры по приведению континуума сервисов (включая образовательную среду) в соответствие с потребностями детей с ограниченными возможностями. Данный принцип означает, что всех без исключения учеников с самого начала необходимо интегрировать в социальную и образовательную жизнь учебного учреждения по месту их жительства.

Одной из основных задач школы инклюзивного типа является построение системы, удовлетворяющей потребностям всех без исключения. В учебных заведениях подобного типа не только дети-инвалиды, но и все остальные получают поддержку, позволяющую им реализовать себя, чувствовать уверенность, собственную значимость. Главной целью такой школы является не образование само по себе, а обеспечение полноценной социальной жизни, активного общения со сверстниками, взаимопомощи. Все это позволяет учащимся развиваться в результате общения, принятия совместных решений касательно управления учебными процессами и остальными областями школьной жизни.

Преподаватели, имеющие определенный опыт работы в общеобразовательных школах инклюзивного типа, предлагают такие меры интеграции:

  • детей с инвалидностью воспринимать в классе, как и всех остальных — на общих основаниях;
  • предлагать им те же виды деятельности, но задачи ставить разные;
  • стараться вовлечь всех учеников в решение задач на основе группового подхода и включать их в коллективные виды обучения;
  • применять разные формы коллективного участия: совместные проекты, игры, полевые или лабораторные исследования.

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения. В конце 90-х годов прошлого века были опубликованы статьи о задачах самоорганизации семей с детьми-инвалидами, социальной активности инвалидов старшей возрастной группы и защитников их прав. В них указывалось на необходимость давать детям с ограниченными возможностями больше жизненных шансов и выходить за рамки чисто медицинского подхода к реабилитации и социальной защищенности этой группы.

Благодаря данным работам начались активные споры о правах детей с инвалидностью на получение образования в наиболее благоприятных для их социальной интеграции условиях. Помимо этого, исследуется и аспект эффективности инклюзивного варианта образования на основе изучения финансовых затрат, а также итогов академической успеваемости. В европейских странах и США общеобразовательные школы крайне заинтересованы в инклюзии по возможности большего количества детей с ограниченными возможностями, поскольку получают на них солидное финансирование со стороны государства.

В качестве подведения итогов западного опыта можно с уверенностью сказать, что во многих странах понимание важности интеграции детей-инвалидов уже достигнуто на государственном уровне. Основные принципы инклюзивного образования изложены в монографиях, научных журналах, учебниках, практических пособиях для учителей, социальных работников, врачей, политиков, поскольку решение данной задачи возможно только при всестороннем подходе.

Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей (в данном случае инвалидов) приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом. Для России данные проблемы особенно сложны и актуальны с учетом резко возросшего количества детей, которые имеют инвалидность. На фоне реформы всей образовательной системы и под воздействием установившихся рыночных отношений происходит трансформация учебных заведений самых различных уровней, при которых непременно должна учитываться необходимость инклюзивного образования, несмотря на резкое расхождение мнений по этому вопросу в разных слоях общества.

Довольно значима роль совместного (инклюзивного) образования, которая позволяет в большой степени сократить маргинализацию детей-инвалидов. Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, наличие сурдопереводчиков, специальное оборудование мест для общего пользования). Необходимо учитывать также преграды социального характера: существующие в обществе стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.

Были проведены исследования для выяснения отношения преподавателей, родителей и самих школьников к вопросу совместного обучения со школьниками, испытывающими трудности с передвижением, имеющими различные нарушения умственного развития, зрения, речи. На основе полученных данных стало ясно, что обычные учащиеся легче всего устанавливают контакты с детьми, которые имеют нарушения опорно-двигательной системы или страдают задержкой умственного развития. С трудом налаживались связи со школьниками с нарушениями зрения, речи или слуха. Общая картина такова: примерно 70% опрошенных проявили большую или меньшую степень осведомленности о проблеме “Дети-инвалиды в школе”. Всего около 1/3 всех учащихся лично контактировали с ребенком, имеющим отклонения в развитии, и это также является следствием неправильной организации системы образования.

Респонденты – ученики проявили большую готовность учиться в одном классе с больными детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньше всего терпимости было проявлено по отношению к детям с проблемами со слухом или зрением. И минимальная степень толерантности была выражена в отношении детей, которые отстают в умственном развитии: более 50% учеников выразило свое нежелание сидеть с ними за одной партой.

Очевиден тот факт, что в данном случае речь идет о проявлении укоренившегося стереотипа, который создает непреодолимый барьер на пути интеграции детей в среду своих сверстников. Несмотря на приведенную статистику, в обществе наблюдается устойчивая тенденция к принятию закона о равных правах детей-инвалидов. Данная точка зрения особенно характерна для тех, кто имел возможность один раз или периодически лично контактировать с ними.

Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная интеграция с больными детьми вполне возможна и даже необходима, однако среди учителей такого же мнения придерживаются не более 40%, причем опять-таки наименьшая терпимость была выражена по отношению к тем детям, которые имели нарушения речи, слуха или зрения. Очень низкий процент учителей выразил свою готовность работать с такими школьниками наравне с обычными.

Статистика ясно показывает необходимость дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы инклюзивного образования детей с отклонениями. Всего лишь 1/5 часть часть учителей считают, что их уровень квалификации позволит работать с детьми с особыми потребностями. Даже при существующих на сегодняшний день мизерных (пока что) масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. В настоящее время существует много препятствий на пути включения детей с отклонениями в обычную школу. В этом вопросе родители и преподаватели выразили солидарность.

Самым значиным из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается и школьных зданий и классов, и преподавательского состава, и наличия профессионалов с необходимой квалификацией (сурдопереводчиков, логопедов и т.д.).

Для учителей большое значение имеет также отсутствие необходимых образовательных программ, недостаточный уровень собственной подготовленности, а также нехватка финансирования и неразработанность специального нормативного обеспечения. Для создания равных возможностей одной документации, конечно, недостаточно: необходимо создание особой среды образования, наличие персонального наставника, а также специальных лифтов, транспортеров, особых клавиатур для детей с проблемами со зрением, приборов для учеников с нарушениями слуха.

Все эти вопросы должны решаться на государственном уровне путем утверждения стандарта реабилитации детей-инвалидов для создания условий с целью получения ими общего образования.

Специализированные учреждения представляют собой учебно-воспитательные организации, работа которых направлена на создание образовательного процесса для детей и подростков с отклонениями в психофизическом здоровье. Если говорить проще, в коррекционной школе формируется среда, соответствующая особенностям учащихся.

Спецшколы предназначены для несовершеннолетних с утратой слуха, зрения, задержкой умственного развития, физическими отклонениями и другими особенностями.

Законодательные акты и источники финансирования

Статья 79 закона «Об образовании в РФ» регламентирует создание отдельных развивающих и обучающих программ для детей с ограниченными возможностями либо инвалидностью. Сам же образовательный процесс происходит в специализированных учреждениях либо классах.

Финансирование школ может осуществляться:

  • федеральными органами власти;
  • властями субъектов РФ;
  • муниципалитетом конкретного населенного пункта.

Не воспрещается создание школ частными лицами.

Виды

В зависимости от типа и степени патологий психофизического здоровья воспитанников выделяют следующие виды коррекционных школ:


Что касается типа спецучрждения, это может быть интернат, реабилитационный центр, специальный детский сад, группы, классы коррекции и другие.

Как организуется обучение

Основные принципы работы специализированных образовательных учреждений:

  • максимальная психологическая поддержка и обеспечение безопасности воспитанников;
  • социальная адаптация в обществе;
  • сотрудничество;
  • увлеченность творческим и образовательным процессом.

В обязательном порядке обучение сопровождается медицинской поддержкой со стороны соответствующих специалистов. Предусматриваются физиотерапевтические и спортивные мероприятия, медикаментозное лечение, занятия по укреплению психического здоровья, массаж и прочие процедуры. Родителям особенных детях рекомендуем прочитать статьи о .

Цели и задачи

Целью коррекционных учреждений выступает формирование социально адаптированной личности при помощи единого развивающего пространства.

Задачами деятельности педагогов выступают:

  • всестороннее развитие учеников с учетом их индивидуальных особенностей;
  • лечение детей с отклонениями в физическом здоровье и устранение дефектов;
  • социализация и адаптация в обществе;
  • подготовка к трудовой деятельности.

Выпускник специализированного учреждения должен быть максимально подготовлен к жизни и профессиональной деятельности на уровне специфики собственных возможностей.

Распространенность по стране

Помимо стандартных коррекционных учреждений, набирает популярность совмещенный или инклюзивный способ обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых , а также активно реализуется проект «доступная среда». Также функционируют дистанционные программы. Все больше открывается частных заведений.

Если говорить о крупных городах, например, о Москве, здесь работает около 10 государственных спецучрждений и столько же частных школ. Активно открываются коррекционные классы и группы при обычных образовательных учреждениях. А вот в Санкт-Петербурге реабилитационных организаций около 90. К тому же уровню стремятся Краснодар, Казань и другие города.

Тот факт, что особенные дети не могут обучаться в обычном классе и лучшим вариантом является подбор места в коррекционном учреждении, неоспорим. Лишь так несовершеннолетний гражданин может получить шанс на нормальную жизнь, поскольку методики обучения в школах коррекции направлены на всестороннее развитие личности и ее максимальную социальную адаптацию.

В вальдорфских школах все устроено иначе. Здесь нет тех, кто не любит учиться, не ставят оценок, нет второгодников. Ребята с первого класса создают поделки и рисунки своими руками невероятной красоты. Основная цель вальдорфской педагогики – сохранить детям детство. Вальдорфские школы — характерные черты Каждый ученик – личность. Учителя внимательно относятся к детям, в процессе обучения учитывают индивидуальные особенности развития. Важная роль отводится классному учителю. В идеальном случае он не меняется на протяжении 8 лет, обучает и опекает детей. Классный учитель ведет главный урок, который длится 2 часа. В 1–2 классах детей знакомят с буквами, преподают в разговорно-игровой форме 2 иностранных языка, но чтению учат только со 2-го класса. Предметы внедряются постепенно из художественной среды. И мальчики, и девочки учатся вязать спицами и крючком, играть на флейте, вышивать, знакомятся с ремеслами. Учебный план В учебном плане вальдорфских школ присутствуют все предметы из обязательной общеобразовательной программы. При этом естественные науки преподаются особым образом, через наблюдения и эксперименты. Каждый урок содержит элементы, сконцентрированные на укреплении воли и развитии. Так, в начале учебного дня на основном уроке проводится ритмическая часть – знания постигаются через движения: буквы пишутся не на бумаге, а верхними или нижними конечностями в воздухе, считая, ребята прихлопывают и притопывают, таблица умножения […]

Ваш ребенок с детства интересуется компьютерами? Ему легко даются физика, математика? Развить таланты в нужном направлении и получить высокий уровень знаний помогут школы с техническим уклоном! Выпускники физико-математических школ успешно сдают вступительные экзамены в ВУЗы и становятся конструкторами, инженерами в области строительства, электроники, машинно-, приборо- и ракетостроения, программистами и представителями других, значимых для общества, и высокооплачиваемых профессий. Классы с профильным обучением существенно отличаются от общеобразовательных, прежде всего, учебным планом. На данном профиле обучения углубленно изучают математику, физику и информатику: отводится много часов на теоретические и практические занятия, проводятся лекции, семинары, компьютерные уроки и презентации. Ученики активно участвуют в проектной деятельности, конкурсах и олимпиадах. Частные физико-математические школы Москвы Школ с физико-математическим уклоном на территории Москвы немало. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил действительно качественное образование, находился в здоровой психологической атмосфере, рекомендуем присмотреться к частным школам. Небольшие классы, развитая материально-техническая база, огромное количество секций и кружков, вкусная еда и наличие собственного транспорта, развозящего учеников в школу и домой – все это присуще частным школам, но на этом достоинства не заканчиваются. В частных учебных заведениях работают педагоги с высокой квалификацией, применяются авторские обучающие методики, изучают технический английский язык. Еще одна особенность – использование индивидуальных учебных планов. В зависимости от требований ВУЗа, […]


В современном мире свободное владение английским языком – это не полезное дополнение, а необходимость. Это возможность продолжить обучение в престижных иностранных университетах, устроиться на высокооплачиваемую работу, наладить бизнес-контакты с зарубежными партнерами, расширить информационные границы и путешествовать без переводчика по всему миру. Причем осваивать иностранные языки лучше всего с раннего возраста. Именно поэтому все чаще родители присматриваются к лингвистическим школам. Школа с углубленным изучением английского языка: особенности учебной программы Обучающие программы спецшкол предусматривают изучение специализированных предметов: история Британии, английская литература, технический перевод, подготовка к сдаче экзаменов для получения сертификата Cambridge ESOL. Занятия ведутся по специализированным учебным пособиям. Обязательно в современных лингвистических школах наличие лингафонного кабинета – специально оборудованная комната, в которой дети обучаются правильному произношению. Занятия проводят квалифицированные педагоги, прошедшие стажировку в Британии. Некоторые учреждения приглашают зарубежных учителей – носителей английского языка. Внеклассная деятельность, направленная на углубление в иностранный язык – очень важный аспект учебной программы. Она реализуется участием в конкурсах, проводимых на английском языке, посещением англоязычных театральных кружков и вокальных студий. Летом и в перерывах между учебой дети посещают страны, язык которых изучают. Какие существуют школы с углубленным изучением английского в Москве В настоящее время в Москве функционируют 111 государственных гимназий и 51 частная языковая школа. Большая часть частных школ […]

Летние каникулы – пора веселого беззаботного отдыха, интересных поездок. Традиционно в этот период дети едут с родителями оздоровляться на море, путешествуют. Но если по объективным причинам организовать семейный отдых не получается – это не повод для огорчения. Многие частные школы Москвы работают летом, некоторые даже переезжают на летний период за город, в уютные тихие места с чистым воздухом и живописной природой. Работа летней школы существенно отличается. Здесь нет обязательных предметов, скучных лекций, не ставят отметок и не заставляют выполнять домашние задания. Дети играют вместе со сверстниками, находят новых друзей, веселятся. Как правило, руководство разрабатывает полезные образовательные и интересные культурно-развлекательные программы. Ребята находятся под постоянным присмотром воспитателей, охранников и медицинских работников, накормлены. Это отличная возможность прекрасно отдохнуть и с пользой провести время, получить незабываемые впечатления и зарядиться позитивом. Что же предлагают летние школы в 2017 году? Российская международная школа Адрес: Подмосковье, пос. Барвиха д. 42, возраст – 7–14 лет Подмосковье, пос. Жуковка д. 43 А, для детей 2–6 лет Режим работы: с 01.06 по 31.08 Питание: 5 раз в день В летней школе ребята получат не только полноценный отдых, насыщенный интересными мероприятиями, конкурсами и подвижными играми, но и курс английского языка. Детей обучают по эффективной коммуникативной методике опытные преподаватели из Англии. […]


Центры раннего развития – частные учреждения, призванные помочь малышам быстрее приспособиться к миру, который они только начинают познавать. На занимательных занятиях, проводимых в игровой форме, дети учат разговорную речь, развивают интеллект и творческие таланты, двигательную активность. Приводят крох в детские клубы многие молодые родители. И это отнюдь не дань моде. Результаты многочисленных исследований показали, что дети, активно развивающиеся с самого раннего возраста, становятся более успешными. Им в дальнейшем легче осваивать школьные дисциплины, они имеют хорошую память. Чем отличаются детские развивающие центры от детских садов В детских центрах ребята проводят не целый день, а несколько часов. Занятия могут проходить утром или вечером 2-3 раза в неделю или по выходным дням, быть представленными единичными мастер-классами или комплексными курсами развития. Руководители клубов, как правило, разрабатывают несколько обучающих программ и графиков посещений, что позволяет родителям подобрать максимально подходящее расписание и приводить детей в центр в удобное для них время. Двери детских клубов открыты даже для самых маленьких, для детей полугодовалого возраста, которые еще не умеют ходить и говорить. Для грудничков разработаны специальные программы. Рассматривая новые предметы, переставляя кубики, играя, дети улучшают сенсорное восприятие, развивают моторику рук. Занятия с детьми грудного возраста происходят в присутствии одного из родителей. Малышей возрастом от полутора лет можно оставить […]

Слово «школа» может вызвать у каждого человека самые разнообразные ассоциации и чувства. К примеру, у родителя, который скоро будет оформлять ребенка в первый класс, это может быть растерянность и неопределенность. А у того, кто уже воспитал подростка, чьи интересы к обучению давно утихли, ощущения еще хуже. Каждому из этих людей непросто найти оптимальное решение, которое и понравится малышу, и удовлетворит их личные взгляды. Но, не смотря на эти сложности, решение есть – школа-пансион. Такие пансионы в наши дни очень популярны. Причем среди самых различных родителей. А все по чему? По той причине, что школа-пансион воплощает в реальность те «мечты», которые невозможно реализовать ни в одной государственной школе. Школа-пансион Из наиболее очевидных плюсов таких учреждений стоит выделить следующее. В первую очередь, — это постоянный контроль над детьми со стороны персонала школы, принятие активного участия в их школьной жизни, отсутствие риска попасть в «плохую компанию», что часто может случиться в обычной школе. Во-вторую, школа-пансион будет оказывать серьезную заботу о ребенке, и его досуге. Сюда можно отнести массу разнообразных экскурсий, поездок, походов культурные заведения по типу театров, а также секции музыки, единоборств, плаванья и т.д. И последнее. В школах-пансионах опираются только на самые лучшие черты, которые были присущи образовательным учреждения дореволюционных времен. Они […]

Если родителям вдруг стало понятно, что их ребенок развивается не как все, а по-особенному, по-своему, или же вердикт вынесенный врачами и другими специалистами указывает на то, что обучение ребенка в общеобразовательной школе невозможно, следует всерьез задуматься о подходящем

учебном заведении.

Как подобрать подходящую школу

Это достаточно сложная проблема, так как интеллектуальный и психологический уровень, социальная адаптация и дальнейшее трудоустройство таких детей полностью зависит от той среды, в которой они обучаются, от специально подготовленных педагогов и индивидуальных развивающих программ. Основная проблема обучения «особенных» детей состоит в том, что все они разные, совершненно непохожие друг на друга, у каждого свои проблемы со здоровьем и свои странности, для них не существует определенных штампов. Прежде чем определить конечный диагноз, очень хочется посоветовать родителям, обратиться к двум-трем, а то и к десятку специалистов. Такие диагнозы, как глухота и слепота, однозначны, а вот "синдром дефицита внимания" или "детский аутизм", "гиперактивность" могут стать для ребенка ярлыком на всю жизнь, хотя, на самом деле, может быть банальной причиной избавления общеобразовательной школы от шаловливого ребенка, доставляющего дополнительные хлопоты учителям и воспитателям.

Виды коррекционных школ

Как правило, учебные заведения для детей-инвалидов - это интернаты. Поэтому, выбирая второй дом для своего ребенка, родителям рекомендуется очень внимательно изучить все существующие виды коррекционных школ, и остановиться на максимально подходящей вашему ребенку по специфике заболевания и его индивидуальным особенностям. В настоящее время в официальных документах названия школ не несут диагнозных характеристик, а называются порядковыми номерами. Сегодня все виды коррекционных школ подразделяются на 8 основных типов. Обучением и воспитанием полностью глухих детей, занимаются специализированные коррекционные общеобразовательные школы 1 вида. В школах 2 вида проходят обучение дети-инвалиды по слуху, позднооглохшие или слабослышащие от рождения. Специальное, коррекционное учреждение 3 вида - это школа интернатского типа для детей незрячих, слабовидящие же обучаются в школах 4 вида. Для детей с заиканием и тяжелыми нарушениями речи и следует выбрать школу относящуюся к 5 виду. Школы 6 вида созданы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП, черепно-мозговыми и спинномозговыми

травмами. Коррекционная школа 7 вида занимается детьми с ЗПР, задержкой психического развития и трудностями в обучении, причем, при достижении определенных результатов, они могут быть переведены в среднюю общеобразовательную школу. Коррекционная школа 8 вида предназначена для отсталых умственно детей, путь к дальнейшему обучению для которых закрыт, поэтому первостепенной задачей таких школ является обучение чтению, счету и письму. Большое внимание уделяется приспосабливанию к взрослой жизни и социальной адаптации детей посредством усиленной трудовой подготовки, в таких школах имеются швейные, столярные, слесарные мастерские. Выпускники школ 8 вида уходят из школы, имея определенную профессию, позволяющую им в дальнейшем заработать на жизнь.

Как жить дальше
Все виды коррекционных школ обучают своих воспитанников на протяжении 12 лет в условиях интернатского режима, поэтому очень важно при выходе в социум не оставлять ребенка одного наедине с трудностями, задача родителей максимально облегчить процесс адаптации в новом для них мире.