Оценка состояния ребенка по шкале апгар проводится. Первый экзамен: оценка по шкале Апгар

В статье рассмотрим, как проводится оценка состояния новорожденного по шкале Апгар в акушерстве.

Сразу после рождения акушер определяет основные показатели жизнеобеспечения младенца. Это необходимо для понимания необходимости проведения реанимационных действий и общей оценки жизненных параметров новорожденного. Подобная оценка является важным аспектом для дальнейших действий медицинских специалистов. Существует единая система оценки, так называемая шкала Апгара, которую используют во многих странах.

Алгоритм

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар дает возможность установить жизнестойкость ребенка сразу после рождения. Данной методике уже более 65 лет, она была разработана анестезиологом из Америки Вирджинией Апгар. При этом название самой шкалы носит двойной смысл. Оно не только содержит в себе имя разработавшего шкалу человека, но и первые буквы основных показателей в переводе на английский, а именно:

1. Appearance - оттенок кожного покрова.

2. Puls - частота сокращений сердечной мышцы.

4. Activity - активность мышечных тканей.

5. Respiration - дыхательная функция.

Каждый показатель оценивается по системе баллов от 0 до 2, которые предполагают следующее:

1. 0 - отсутствие оцениваемого признака.

2. 1 - слабая выраженность оцениваемого критерия.

3. 2 - ярко выраженный критерий, норма.

Баллы по всем рассматриваемым параметрам суммируются. Если оценка состояния новорожденного по шкале Апгар низкая, специалисты решают вопрос о неотложной помощи ребенку, которая может состоять в трансфузионных процедурах, искусственной вентиляции легких, а также помещении новорожденного в специальный бокс, который способен поддерживать жизненно важные функции организма.

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар проводится непосредственно после появления ребенка на свет, в первые минуты жизни. Это делается для того, чтобы оказать в случае необходимости первую помощь. Далее проверка повторяется спустя пять минут. В данном случае производится контроль способности ребенка приспособиться к новым окружающим его условиям жизни.

Все результаты вносятся в специальную таблицу в виде двух столбиков цифр, которые могут как отличаться (показатели второй проверки выше, чем в первом случае), так и оставаться неизменными. Полученная таблица вносится в документы, выдаваемые при выписке ребенка. Они используются в дальнейшем участковым педиатром для сбора анамнеза на протяжении первого года жизни младенца.

Рассмотрим показатели для оценки состояния новорожденного по шкале Апгар.

Показатели для контроля

Исследование новорожденного по шкале Апгара должно проводиться врачом. Как правило, наиболее важным параметром проверки является степень кислородного голодания плода. Проводить проверку необходимо очень быстро, так как существенные отклонения от нормальных показателей могут потребовать принятия срочных мер. В случае промедления речь может идти о серьезных последствиях для здоровья ребенка и даже его жизни. Основные параметры нормы в оценке состояния новорожденного по шкале Апгар приведены далее.

Дыхательная функция

Нормальной частотой дыхания у новорожденного считается 40-45 раз в минуту. Плач громкий и хорошо слышен. Снижение оценки происходит, если дыхание замедленное и неравномерное, а вместо полноценного крика слышно только мембран. В данном случае ребенок обеспечивается дополнительным кислородом посредством специальной установки. Критической считается ситуация, когда дыхательная функция не наблюдается, что требует неотложных мер, направленных на ее восстановление и подключение к аппарату искусственной вентиляции легких.

Частота сокращения сердечной мышцы

Непосредственно после появления младенца на свет биение его сердца учащается, так как при прохождении через родовые пути возникает повышенная нагрузка на организм ребенка. Если частота сокращений сердца составляет более 100 ударов за минуту, а именно 130-140, это говорит о нормальных показателях и максимальной оценке по шкале. Когда поступление кислорода в организм ребенка ограничено, происходит угнетение дыхательной функции, биение сердца замедляется до уровня менее 100 ударов в минуту. В этом случае оценка составляет 1 балл. Отсутствие сокращений сердца обозначается нулевой оценкой по шкале.

Мышечный тонус

Данный показатель у новорожденных детей повышен, и это считается нормой. Дело в том, что в период вынашивания плод находится в одной статической позе. После появления на свет появляется свобода конечностей, и ребенок хаотично и резко двигает ногами и руками, что говорит о хорошем тонусе мышц. В некоторых случаях врачи наблюдают сгрупированность с прижатыми плотно к туловищу ногами и руками, имитирующую позу в утробе матери. Один балл говорит о согнутых руках и ногах ребенка, который изредка делает небольшие движения. Также низкая оценка указывает на отсутствие или слабое сопротивление при попытке врача подвигать конечностями ребенка. Если активность движений нулевая, баллы не ставятся.

Рефлексы

Безусловная их разновидность должна присутствовать сразу после появления на свет. Это может быть первый вдох или крик, оценка которому дается по высшему баллу. Если рефлексы запоздалые и появляются как ответ на реанимационные действия, к суммарным баллам добавляется еще один. Полное отсутствие рефлексов обозначается нулевым баллом.

Оттенок кожного покрова

Нормальный цвет кожи новорожденного ребенка - розовый. Именно этот оттенок указывает на правильную работу системы кровообращения. Как правило, правильный оттенок кожного покрова наблюдается у детей, рожденных посредством кесарева сечения, что объясняется низкой вероятностью кислородного голодания, которое часто сопровождает прохождение через родовые пути матери. Снижение оценки по шкале происходит вследствие обнаружения у новорожденного синюшного оттенка кожи на ступнях и ладонях, а также слизистой мембраны полости рта и губ. Если значительная область кожи ребенка синюшного или бледно-голубого цвета, баллы не начисляются.

Расшифровка полученных результатов

Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок по шкале Апгара, равно десяти. Ставится такая оценка крайне редко, всего в 10-15 % случаев. Подобный показатель по Апгару считается эталонным и встречается в нашей стране еще более редко, что обусловлено уровнем здравоохранения и менталитетом. Медицинские специалисты за границей чаще ставят подобные оценки. При этом повод для снижения баллов может найтись даже у абсолютно здорового ребенка, например, при синюшности кистей или стоп.

Следует учитывать, что сумма полученных баллов в оценке состояния новорожденного по шкале Апгар не свидетельствует о хорошем или плохом состоянии здоровья ребенка, а также не является характеристикой умственного развития или методом постановки диагноза, она лишь указывает на способность младенца к жизни. Если результат оценки по Апгару не приближается к нулевому, он не может оказывать влияния на будущее здоровье ребенка. Данный экспресс-метод позволяет диагностировать состояние ребенка в момент проверки, а также дает возможность определить необходимость принятия неотложных мер.

Что, к примеру, означает оценка 7 состояния новорожденного ребенка по шкале Апгар? Группы риска рассмотрим ниже.

Рассмотрим примеры оценок:

1. 0-3, 3-3. Состояние ребенка является критическим, наблюдается тяжелая асфиксия, необходимо принять реанимационные меры.

2. 4-5. В данном случае требуется наблюдение за показателями в динамике. Подобные баллы говорят об асфиксии средней степени тяжести.

3. 6-7. Асфиксия в легкой степени, угроза для жизни ребенка отсутствует.

4. 7-7, 7-8. Состояние среднего уровня, тщательное наблюдение и контроль не требуются.

5. 8-8. Здоровье ребенка оценивается выше средних показателей, снижение баллов происходит в связи с тем, что некоторые аспекты проявлены слабее других, однако не критичны.

6. 8-9, 9-10. Состояние ребенка оценивается как хорошее, все рефлексы и системы организма младенца работают в нормальном режиме.

Если оценка низкая

Если оценка состояния ребенка сразу после рождения низкая, медики начинают проводить реанимационные действия, направленные на нормализацию показателей. Если спустя пять минут оценка по шкале не повышается до 6-7 баллов, проводится дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка, пока не будет достигнут оптимальный результат. Как правило, достаточно 15 минут для получения положительной динамики.

Если показатели ребенка не превышают 6 баллов спустя 15 минут, его определяют в стационарные условия. Выписка происходит после того, как состояние новорожденного стабилизируется. Нарушения функционирования нервной системы устраняются спустя некоторое время, даже если показатели по шкале довольно низкие.

Недоношенность и группы риска в оценке состояния новорожденного по шкале Апгар

Наиболее часто низкая оценка дается детям, которые испытывают недостаток кислорода. Данное состояние может быть вызвано хронической гипоксией, пороками развития у плода, а также осложненным течением родового процесса.

Еще одной причиной низкой оценки по шкале может стать недоношенность плода. Ребенок оценивается по стандартным параметрам, в то время как рожденный раньше срока младенец априори не может отвечать им. Поэтому количество баллов для недоношенных детей зачастую не превышает шести. Пугаться столь низких показателей не стоит, они не являются критерием оценки состояния здоровья и развития ребенка в целом.

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар проводится в обязательном порядке.

Системные нарушения и патологии не выявляются посредством данной проверки. Эта шкала лишь позволяет оценить состояние жизнеспособности ребенка в момент рождения. В дальнейшем потребуется проведение дополнительных исследований для определения состояния здоровья младенца.

Мы рассмотрели алгоритм оценки состояния новорожденного по шкале Апгар.

Шкала Апгар используется акушерами для оценки функционального состояния новорожденного. Проводится процедура в родзале в первые минуты после появления младенца на свет. Рассмотрим подробнее алгоритм оценки, выясним: как начисляются баллы по шкале Апгар, и что они означают.

«Шкала Апгар» – что это такое?

После того, как родильнице сообщили высчитанную оценку, в голове у новоиспеченной мамы возникает вопрос относительно того, что значит шкала Апгар, для чего используется. Данная методика предполагает определение основных функциональных признаков, которые характеризуют состояние новорожденного в первые минуты его жизни. Полученная оценка помогает оценить общее состояние крохи.

Шкала Апгар, при рождении используемая, отражает правильность функционирования важных органов и систем. На основании полученных данных, врачи дают дальнейшие прогнозы относительно жизнеспособности ребенка, необходимости проведения реанимационных мероприятий. Оценка состояния по шкале Апгар помогает педиатрам получить информацию о новорожденном в первые минуты после родов.

Шкала Апгар – история появления

Состояние новорожденного по шкале Апгар впервые оценил американский доктор анестезиолог. Непосредственно ее фамилией и назвали сам метод. Шкала оценки была официально утверждена в середине 20 века, на одном из конгрессов анестезиологов. На этом мероприятии Вирджиния Апгар внесла предложение оценки состояния новорожденного не только исходя из функционирования его органов, но и с учетом вероятности развития у него неврологических нарушений в родильном зале. Непосредственно после конгресса шкала Апгар начала активно использоваться в акушерстве.

Что оценивают по шкале Апгар?

Оценка новорожденного по шкале Апгар предполагает проведение суммарного анализа сразу 5 критериев. Каждый из таких показателей оценивается по трехбальной шкале (0-2 балла). В результатах указывается оценка в диапазоне от 0 до 10. Необходимо отметить, что данный критерий является наряду с весом и ростом важными показателями, которые сообщаются новоиспеченной маме. Первая оценка по шкале Апгар производится на первой минуте жизни.

Для лучшего запоминания показателей, по которым проводят диагностику, педиатр Йозеф Баттерфилд предложил использовать фамилию APGAR, как аббревиатуру:

  • A – appearance – цвет покровов кожи;
  • P – pulse – число сердечных сокращений;
  • G – grimace – рефлексы;
  • A – activity – мышечный тонус;
  • R – respiration – количество дыхательных движений.

Как оценивают состояние новорожденного?

Оценка состояния новорожденного по шкале Апгар не требует наличия специальных приборов и инструментов. При этой процедуре малышу выставляется сразу 2 отметки: после рождения и на 5 минуте жизни. При этом в числителе указывают полученные первые значения, в знаменателе – вторые. Оценка состояния новорожденного складывается из суммы всех 5 показателей:

  1. Кожные покровы – имеют розовый оттенок, от бледного до яркого. За это дают 2 балла. При синюшности ручек и ножек – 1 балл, равномерный синий оттенок кожных покровов – 0.
  2. Частота сердечных сокращений – средний параметр для новорожденных составляет 130-140 ударов за минуту. Однако, при оценке неонатологи используют следующие критерии: больше 100 ударов – 2 балла, меньше 100 ударов – 1 балл, отсутствие пульса – 0 (требуются реанимационные мероприятия).
  3. Рефлексы – среди безусловных , которые присутствуют у каждого новорожденного: первый вдох, крик, глотательный и сосательный. Наличие их оценивают в 2 балла, частичное отсутствие – 1, полное – 0.
  4. Тонус мышц – после рождения головка малыша приведена в груди, ручки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулак. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах. Координация движений далека от совершенства – малыши машут руками и ногами, и в таком случае неонатологи начисляют 2 балла. При замедленной координации выставляется 1 балл, слабый мышечный тонус – оценивается в 0 баллов.
  5. Дыхательные движения – средний показатель 40-45 в минуту. Такая частота является нормальной и за нее начисляется 2 балла. Одновременно оценивают и первый крик младенца, который должен быть громким и интенсивным. При вялом дыхании и крике похожем на стон – выставляется 1 балл, полное отсутствие дыхания или плача – 0.

Шкала Апгар – расшифровка

Баллы по Апгар позволяют врачам оценить состояние новорожденного, сделать прогноз. Так, здоровый ребенок по шкале Апгар набирает в сумме 7-10 баллов. При этом максимальную оценку получает малый процент новорожденных. Распространенной оценкой является 7/8 и 8/9. Вторая оценка, выставляемая на 5 минуте после рождения малыша, на 1-2 значения выше. Немаловажную роль при этом играет способ родоразрешения. На практике младенцы, появившиеся на свет путем , набирают на несколько баллов больше тех, которые родились естественным путем.

Что значат баллы по шкале Апгар?

При использовании такого метода, как шкала Апгар, расшифровка баллов, полученных младенцем, осуществляется непосредственно врачами. При этом медики по данному показателю могут сразу оценить состояние ребенка, предположить нарушение. Так, при оценке 5-6 во время рождения, неонатологи указывают на легкую степень . Если младенец набирает 3-4 балла – диагностируется средняя степень кислородного голодания, 0-2 – указывает на тяжелую степень нарушения – удушье, требующее экстренной помощи.

Шкала Апгар – таблица

Оценка ребенка по шкале Апгар проводится с помощью таблицы. В ней указанные все возможные параметры и их отклонения. Врачи оценивают реальное состояние малыша при этом смотрят, какие параметры должны быть в норме. Опытные неонатологи могут без подручных средств, пособий оценить состояние младенца и выставить общий балл. Полученные результаты заносятся в медицинскую карту.


Вернуться к номеру

Клинические шкалы и психодиагностические тесты в диагностике сосудистых заболеваний головного мозга

Авторы: Т.С. Мищенко, д.м.н., профессор, Л.Ф. Шестопалова, д.психол.н., профессор ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины» г. Харьков, М.А. Трещинская, к.м.н., ассистент кафедры неврологии № 1, Национальная медицинская академия последипломного образования им. П.Л. Шупика, г. Киев

Введение

Сосудистые заболевания головного мозга являются одной из ведущих причин смертности, инвалидизации населения планеты. В последнее время достигнуты определенные результаты в диагностике, лечении и профилактике цереброваскулярных заболеваний. Благодаря применению современных методов нейровизуализации, визуализации сосудистой системы головного мозга значительно улучшилось качество диагностики больных с этой патологией. Однако ведущим в постановке диагноза остается клинико-неврологическое обследование пациентов.

Неврология — одна из тех наук, в которых оценка состояния пациента и диагноз зависят от того, какие изменения в данный момент конкретный врач определил в неврологическом статусе. Для объективизации и стандартизации оценки клинической картины в целом и неврологического статуса в частности используются разнообразные шкалы, тесты и опросники.

Различные шкалы, тесты и опро-сники являются способом объективизации субъективных показателей с целью стандартизации оценки общего и неврологического статуса пациента, динамики восстановления тех или иных функций у конкретного больного либо для оценки результативности лечебных мероприятий или реабилитационной программы.

Поскольку шкалы и опросники обычно предназначены для измерения субъективных данных (данные получены от пациента, мнение врача и др.), то к подобным инструментам измерения предъявляются требования, разработанные в психометрии для психологических тестов. К таким стандартам относятся надежность, валидность и чувствительность теста или измерения, которые позволяют определить его пригодность к использованию в качестве инструмента измерения тех или иных свойств.

Облигатными признаками всех форм сосудистых заболеваний головного мозга, как острых, так и хронических, являются нарушения когнитивных функций. Для оценки состояния последних каждый врач-невролог должен использовать в клинической практике психодиа-гностические тесты. Такие психодиагностические исследования необходимо проводить в динамике в течение острого периода мозгового инсульта, во время реабилитации. Нарушения когнитивных функций являются важнейшей составляющей в постановке диагноза дисциркуляторной энцефалопатии. Поэтому использование шкал и тестов должно стать частью неврологического обследования больного с сосудистыми заболеваниями головного мозга.

Таким образом, различные шкалы, тесты и опросники принадлежат к основным способам стандартизации и объективизации разнообразных неврологичесих изменений у больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. Применение распространенных международных шкал в соответствии с патологией, для объективизации которой они созданы, позволяет оптимизировать диагностику, лечебную тактику и оценку динамики состояния пациента наряду с современными инструментальными и лабораторными методами исследования.

Шкалы для определения уровня сознания

Уровень сознания является важным прогностическим фактором выживаемости и функционального исхода у больных с мозговым инсультом (МИ). Расстройства сознания имеют место у 20-25 % больных с МИ.

Для оценки уровня сознания используется шкала комы Глазго (ШКГ) (табл. 1). Шкала включает оценку таких параметров, как открывание глаз, двигательная и словесная реакции.

Эта шкала была изначально разработана у больных с черепно-мозговой травмой. Для примнения ее же у больных с МИ необходимо помнить следующее. Двигательная активность должна оцениваться в непораженной руке и ноге, а не на стороне паретичных конечностей. Таким образом, оценивать необходимо наилучший ответ. Также следует тщательно оценивать каждый пункт, а не общий балл, так как очаговая симптоматика, и особенно тотальная афазия, уменьшает общую сумму баллов непропорционально степени бодрствования. Таким образом, у больного может быть низкий балл по шкале Глазго, но нормальный уровень сознания.

Шкала Глазго имеет диапазон баллов от 3 (минимальное количество баллов, означающее наиболее тяжелую степень комы) до 15 (максимальное количество баллов, означающее нормальный уровень сознания).

Соответствие суммы баллов по шкале комы Глазго традиционным терминам нарушения сознания представлено в табл. 2.

Использование этой шкалы дает возможность документально оценить степень прогрессирования или регрессирования уровня сознания, что имеет большое прогностическое значение.

Дополнением к шкале Глазго для оценки комы нетравматического генеза может быть Питтсбургская шкала оценки состояния ствола мозга (ПШСМ) (табл. 3). Эта шкала применяется для оценки стволовых рефлексов у больных, которые находятся в состоянии комы. Минимальная оценка составляет 6, максимальная — 12. Чем выше оценка, тем лучше.

Шкалы для оценки степени тяжести субарахноидального кровоизлияния

Для оценки состояния больных с нетравматическим субарахноидальным кровоизлиянием используется шкала Ханта и Хесса (табл. 4).

Каждый больной с субарахно-идальным кровоизлиянием должен быть оценен в динамике по этой шкале. Степень поражения определяет тактику ведения пациента с этой патологией. Больные, состояние которых соответствует I-III степени, подлежат хирургическому лечению, IV-V степени — консервативному.

Всемирная федерация нейрохирургов (WFNS) предложила шкалу оценки тяжести больного с субарахноидальным кровоизлиянием. Она состоит из пяти степеней, основанных на шкале комы Глазго, с дополнительной градацией для больных с очаговым дефицитом, имеющих 14 или 13 баллов по шкале комы Глазго. Для определения прогноза и тактики ведения больного также используют шкалу Всемирной федерации нейрохирургов по субарахноидальному кровоизлиянию (табл. 5).

По сравнению с другими шкалами применение этой шкалы обеспечивает меньшую вариабельность оценок для каждого больного, выполненных разными специалистами.

Наилучший прогноз у больных с субарахноидальным кровоизлиянием наблюдается при оценке по шкале комы Глазго — 15 баллов, наиболее неблагоприятный прогноз — 3. При 8 баллах и более имеются хорошие шансы на восстановление.

Шкалы для оценки степени тяжести ишемического инсульта

Тяжесть неврологической симптоматики в остром периоде ишемического инсульта целесообразно оценивать в динамике с помощью специально разработанных шкал. Широко распространена и хорошо зарекомендовала себя шкала NIHSS (National Institutes of Health Stroke Scale) (табл. 6). Оценка по шкале NIHSS имеет важное значение для планирования тромболитической терапии и контроля ее эффективности. Так, показанием для проведения тромболитической терапии является наличие неврологического дефицита (более 3 баллов по шкале NIHSS), предполагающего развитие инвалидизации. Тяжелый же неврологический дефицит (более 25 баллов по этой шкале) является относительным противопоказанием к проведению тромболизиса и не оказывает существенного влияния на исход заболевания.

Также результаты оценки состояния по шкале NIHSS позволяют ориентировочно определить прогноз заболевания. Так, при оценке менее 10 баллов вероятность благоприятного исхода через 1 год составляет 60-70 %, а при оценке более 20 баллов — 4-16 %.

Иллюстрации для описания больного в ходе обследования и предложения для оценки степени афазии в данных методических рекомендациях не приводятся в связи с отсутствием валидизации украиноязычной и русскоязычной версии шкалы NIHSS.

Для оценки степени тяжести пациентов в остром периоде ишемического инсульта и эффективности проведенного лечения Европейская инициатива по инсульту рекомендует также использовать Скандинавскую шкалу инсульта (табл. 7), согласно которой значительное улучшение отмечается, если регрессирование неврологической симптоматики по этой шкале — 10 и более баллов и при этом отмечается положительная динамика лабораторных и функциональных методов исследования. Об умеренном улучшении можно судить, если регрессирование неврологического дефицита менее чем 10 баллов. При этом отмечается улучшение некоторых показателей параклинических методов исследования. Незначительное улучшение — при минимальном регрессировании неврологической симптоматики (1-2 балла) и отсутствии положительной динамики лабораторных и функциональных методов исследования.

Шкальные оценки функционального состояния после мозгового инсульта

Функциональные шкалы включают измерения инвалидизации или зависимости в повседневной жизненной активности и измерение функциональной независимости. Эти шкалы позволяют объективизировать динамику симптомов и функ-циональных нарушений, оценить эффективность реабилитационных мероприятий, необходимость в использовании вспомогательных приспособлений и др. Наиболее широкое применение в клинической практике для оценки функционального состояния больного после инсульта получили шкала Рэнкина (табл. 8) и индекс Бартел (табл. 9).

Шкала Рэнкина (табл. 8) включает пять степеней инвалидизации после МИ.

Первая степень предполагает отсутствие признаков инвалидности, больной в состоянии выполнять без посторонней помощи все действия по уходу за собой. Однако это не исключает у больного наличия мышечной слабости, расстройств чувствительности, нарушений речи или других неврологических функций. Эти нарушения выражены в незначительной степени и не ведут к ограничению активности.

Вторая степень инвалидизации по Рэнкину предполагает наличие легких признаков инвалидности, но больной в состоянии ухаживать за собой без посторонней помощи. Например, не может вернуться к прежней работе, но способен обслуживать себя без постороннего присмотра.

Третья степень — умеренно выраженные признаки инвалидности, больной нуждается в некоторой посторонней помощи при одевании, гигиеническом уходе за собой; больной не в состоянии внятно читать или свободно общаться с окружающими. Больной может пользоваться ортопедическими приспособлениями или тростью.

Четвертая степень предполагает наличие выраженных признаков инвалидности. Больной не в состоянии ходить и ухаживать за собой без посторонней помощи, он нуждается в круглосуточном присмотре и в ежедневной посторонней помощи. При этом он в состоянии самостоятельно или при минимальной помощи со стороны выполнять какую-то часть мероприятий по уходу за собой.

Пятая степень — сильно выраженные признаки инвалидности. Больной прикован к постели, неопрятен и нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Индекс Бартел (табл. 9) основан на оценке 10 функций, колеблющихся по степени их выполняемости больным от полностью независимо выполняемых до полностью зависимых от посторонней помощи. Суммарная оценка варьирует от 0 до 100 баллов. Суммарный балл от 0 до 20 соответствует полной зависимости больного, от 21 до 60 — выраженной зависимости, от 61 до 90 — умеренной зависимости, от 91 до 99 — легкой зависимости, 100 баллов — полной независимости в повседневной деятельности.

При применении этой шкалы необходимо опросить больного, его родных или друзей, медперсонал. Однако наиболее важны результаты непосредственного наблюдения за пациентом, необходимо следить за тем, что больной действительно делает.

Ишемическая шкала Розена

1. Внезапное возникновение симптомов (заметные изменения поведения, такие как спутанность сознания, дезориентация или потеря речевых навыков, возможно, в результате инсульта, и не ассоциирующиеся с другим заболеванием).

2. Ступенчатое ухудшение: по крайней мере одно событие, за которым следует потеря когнитивных способностей с неполным восстановлением, т.е. более низкий уровень функционирования.

3. Соматические жалобы: настойчивые жалобы на соматические недомогания, которые продолжаются без определенной причины, несмотря на лечение.

4. Эмоциональная лабильность: смех и/или плач в неподходящий момент.

5. Наличие гипертензии или анамнестические сведения о ней: а) анамнез гипертензии известен или б) повышенное артериальное давление, т.е. более 170 мм рт.ст. систолическое или более 100 мм рт.ст. — диастолическое, измеряемое не менее двух раз в условиях и обстановке, знакомых пациенту.

6. Инсульт в анамнезе: инсульт, возможно, имевший место в анамнезе, по результатам физикального или неврологического обследования или достоверные инсульты в анамнезе.

7. Очаговые неврологические синдромы: наличие симптомов, которые традиционно ассоциируются с очаговыми неврологическими поражениями, например, афазия, односторонняя пирамидная недостаточность или тремор.

8. Очаговые неврологические симптомы: результаты неврологического обследования, которые указывают на очаговые поражения головного мозга, например, синдром Бабинского, патология поля зрения.

Итоговый результат по ишемической шкале Розена определяется путем суммирования баллов. За каждый положительный ответ дается 1 балл, отрицательный — 0. Оценка результатов проводится исходя из того, что суммарная оценка 4 и более баллов указывает на сосудистую деменцию, 2 и менее баллов — на первичную дегенеративную деменцию, 3 балла — не позволяет принять решение и требует дальнейшего исследования.

Шкалы догоспитальной оценки инсульта

Для постановки диагноза МИ используется несколько клинических шкал. Широкое применение получила шкала Цинциннати (Cincinnati Prehospital Stroke Scale — CPSS). Она представляет собой сокращенный и упрощенный вариант шкалы инсульта NIH. Шкала включает три пункта. Она может быть использована как врачами, так и средним медицинским персоналом службы скорой помощи для выявления больных с инсультом, а также служить оценочным тестом выбора кандидатов для проведения тромболизиса. Выявление патологии по любому из этих пунктов с высокой чувствительностью (66 %) и специфичностью (87 %) свидетельствует о наличии у больного инсульта (табл. 10).

Прогнозирование риска мозгового инсульта у больных с транзиторными ишемическими атаками

Для прогнозирования риска инсульта в течение первых 7 дней после транзиторной ишемической атаки применяется шкала ABCD (ABCD Score) (табл. 11). Согласно результатам исследований, при оценке по шкале ABCD от 0 до 4 баллов семидневный риск развития инсульта составляет 0,4 %, 5 баллов — 2,1 %, 6 баллов — 31,4 %. Шкала ABCD может быть использована в рутинной клинической практике для выявления лиц, подверженных высокому риску и нуждающихся в неотложном обследовании и лечении.

Шкалы и тесты для исследования когнитивных функций

Краткая шкала оценки психического статуса (Mini Mental State Examination — MMSE)

Краткая шкала оценки психического статуса (табл. 12) используется во всем мире для оценки состояния когнитивных функций. Она является достаточно надежным инструментом для первичного скрининга когнитивных нарушений, в том числе деменций.

Оценка результатов

Результат теста получается путем суммации баллов по каждому из пунктов (табл. 13). Максимальный показатель в этом тесте — 30 баллов, что соответствует наиболее высоким когнитивным способностям. Чем меньше результат теста, тем более выражен когнитивный дефицит.

Приведенная интерпретация данных шкалы MMSE носит ориентировочный характер, постановка клинического диагноза деменции не должна основываться только на результатах этого теста. Наряду с количественной обработкой результатов необходимо проводить и их качественный анализ. Кроме того, нужно индивидуально подходить к интерпретации результатов исследования у пациентов с выраженными речевыми нарушениями, двигательными расстройствами, особенно с гемипарезом в правой руке, нарушениями слуха и зрения.

Оценка когнитивных функций при депрессиях разной степени тяжести требует также особого подхода, поскольку у таких пациентов, как правило, имеют место явления обратимого когнитивного снижения, которые редуцируются по мере купирования аффективной симптоматики. Для объективизации истинного уровня когнитивных расстройств у этих больных необходимо проводить их обследование в динамике. Диагностически значимыми являются результаты исследования, проведенного после редукции депрессивной симптоматики.

Следует отметить, что диагностическая чувствительность этой методики не является абсолютной, а носит в определенной степени избирательный характер. Чувствительность данного теста ниже при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур и при деменциях с поражением лобных долей головного мозга.

Полученный с помощью шкалы MMSE результаты должны быть сопоставлены с данными клинического и других параклинических исследований. Пациенты, получившие по данному тесту результаты, выходящие за границы нормы, должны быть направлены к клиническому психологу для углубленного психодиагностического исследования.

Шкала ишемии Хачинского

Если сумма баллов по шкале Хачинского (табл. 14) составляет 4 и меньше — наиболее вероятна атрофическая деменция. Если сумма баллов 7 и выше — сосудистая деменция. Сумма баллов между 4 и 7 не позволяет однозначно определить вероятную причину деменции.

Тест рисования часов

Простота и высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее часто используемых инструментов для диагностики клинического синдрома.

Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Дается инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной должен самостоятельно нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции. В норме это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10--балльной шкале (табл. 15).

Выполнение заданий данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. Для дифференциальной диагностики данных состояний при неправильном самостоятельном рисунке больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной степени выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

Результаты теста (табл. 16) могут варьировать в диапазоне от 0 до 18 баллов; при этом 18 баллов соответствуют наиболее высоким когнитивным способностям.

Батарея лобной дисфункции

В диагностике деменции с преимущественным поражением лобных долей имеет значение сопоставление результатов FAB (табл. 16). и MMSE: о лобной деменции говорит крайне низкий результат FAB (менее 11 баллов) при относительно высоком результате MMSE. При деменции альцгеймеровского типа легкой степени снижается прежде всего показатель MMSE (20-24 балла), а показатель FAB остается максимальным или снижается незначительно (более 11 баллов).

Наконец, при умеренной и тяжелой деменции альцгеймеровского типа снижаются как показатель MMSE, так и показатель FAB.

Методика запоминания 10 слов

Методика запоминания 10 слов А.Р. Лурия предназначена для оценки состояния произвольной вербальной памяти. Стимульный материал — 10 слов, не связанных между собой, по смыслу и эмоционально нейтральных. Инструкция: «Я назову слова, которые вы должны запомнить. После того, как я их назову, Вы их повторите в любом порядке».

Слова читаются четко, без эмоциональной окраски, с интервалом времени между словами в 1 с. Образец заполнения протокола представлен в табл. 17. Цифры в образце отражают порядок воспроизведения слов. После первого воспроизведения слов пациентом независимо от его результата необходимо сказать следующее: «Процедура исследования такова, что я еще раз повторяю эти слова, которые Вы запомнили в первый раз и которые Вы запомните сейчас». Слова предъявляются столько раз, сколько необходимо, чтобы больной их полностью запомнил в любой последовательности, но не более 5 раз. Исследование прекращается после 5-го воспроизведения независимо от его результатов или раньше, после того как больной воспроизвел все слова. Отсроченное воспроизведение оценивается через 50-60 мин, больного об этом не предупреждают. В этот период выполняют другие тесты, однако иные методики, направленные на оценку мнестических функций, желательно в это время не проводить.

Оцениваемые параметры:

1. Объем непосредственного воспроизведения — количество слов, воспроизведенных после 1-го предъявления (норма — 7 ± 2 слова).

2. Объем отсроченного воспроизведения (долговременной памяти) — количество слов, воспроизведенных через 50-60 мин.

3. Эффективность запоминания — на основании полученных результатов строится график («кривая запоминания»), отражающий динамику запоминания 10 слов (объем отсроченного запоминания не включается). Оценивается характер «кривой запоминания»: платообразный, ломаный, возрастающий и др.

Таблицы Шульте

Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и характеристик внимания, уровня умственной работоспособности. Стимульным материалом служат 5 черно-белых таблиц квадратной формы, на которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Процедура: обследуемый должен находиться на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Дается инструкция отыскивать числа по порядку, указывая и называя их вслух. Фиксируются время, затраченное на каждую таблицу (с помощью секундомера), и допущенные ошибки. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Темп выполнения задания здоровыми людьми чаще всего равномерный, поэтому существенное значение имеет анализ скоростных особенностей выполнения задания. Снижение темпа к концу исследования указывает на истощаемость уровня умственной работоспособности пациента. Пропуск чисел, показ вместо одной цифры другой свидетельствует о недостаточной концентрации внимания, а нарастание количества ошибок в 3 последних таблицах — о снижении и истощаемости уровня умственной работоспособности. Кроме того, построенная графическая кривая истощаемости позволяет уточнить характер астенического состояния. При гиперстеническом варианте астении кривая истощаемости характеризуется достаточно высоким начальным уровнем, затем резким спадом, при гипостеническом варианте — невысоким исходным уровнем и постепенным, неуклонным снижением.

Шкалы для оценки наличия и степени выраженности депрессивных расстройств

Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS)

Шкала Гамильтона (табл. 18) для оценки депрессии является одной из наиболее распространенных квантифицированнных шкал, применяемых для оценки степени выраженности депрессивной симптоматики. Шкала Гамильтона состоит из 23 пунктов, 2 из которых (16-й и 18-й) содержат 2 части — А и Б, заполняемые альтернативно.

Оценки параметров по шкале Гамильтона производятся на основе данных клинического интервью. В этих оценках, как правило, отражается состояние пациента в течение последней недели. При интерпретации данных необходимо помнить, что пункты с 18-го по 21-й не отражают степень выраженности собственно депрессивной симптоматики. Сумма баллов по первым 17 пунктам шкалы Гамильтона, применительно к МКБ-10, соответствует (Г.П. Пантелеева, 1998):
— 7-16 баллов — легкому депрессивному эпизоду;
— 7-27 баллов — умеренному депрессивному эпизоду;
— выше 27 баллов — тяжелому депрессивному эпизоду.


Список литературы

1. Goldstein L.B., Bertels C., Davis J.N. Interrater reliability of the NIH stroke scale // Arch. Neurol. — 1989. — № 46. — P. 660-662.

2. Виберс Д., Фейгин В., Браун Р. Инсульт. Клиническое руководство: Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Диалект, 2005. — 608 с.

3. Rankin J. Cerebral vascular accidents in patients over the age of 60: II. Prognosis // Scott. Med. J. — 1957. — 2. — 200-215.

4. Hunt W.E., Hess R.M. Surgical risk as related to time of intervention in the repair of intracranial aneurysms / J. Neurological Surgeons Committee on a universal subarachnoid hemorrhage grading scale (letter) // J. Neurourg. — 1988. — 68. — 985-986.

5. Safar P., Bircer N.G. Cardiopulmonary cerebral resuscitation. — 3rd ed. — Philadelphia: W.B. Saunders Co., 1982. — 262 р.

6. Белова А.Н. Шкалы и опросники в неврологии и нейрохирургии. — М., 2004. — 432 с.

7. Шестопалова Л.Ф. Введение в ангионеврологию (нейропсихология сосудистых заболеваний головного мозга). — Харьков: ХВУ, 2000. — 136 с.


В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.

Оценка степени нарушения сознания

В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:

  • Открывание глаз :
    • Произвольное - 4 балла
    • Как реакция на голос - 3 балла
    • Как реакция на боль - 2 балла
    • Реакции нет - 1 балл
  • Речевая реакция и характер словесных ответов :
    • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
    • Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
    • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
    • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
    • Речь отсутствует - 1 балл
  • Двигательные реакции и активность :
    • Выполнение движений по команде - 6 баллов
    • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
    • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
    • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
    • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
    • Нет реакции - 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):

  • 15 баллов - полностью ясное сознание ;
  • 14-13 баллов - оглушение ;
  • 12-9 баллов - сопор ;
  • 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
  • 3 балла - смерть головного мозга.

В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :

  • Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
  • Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
  • Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
  • Кома . Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
    • Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
    • Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
    • Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.

При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.

Оценка внешнего дыхания

При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.

При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.

Оценка сердечнососудистой системы

Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.

Общемозговая неврологическая оценка

Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:

  • нарушение сознания;
  • субъективное ощущение затуманенности сознания;
  • головная боль;
  • шум в голове;
  • головокружение;
  • заложенность в ушах;
  • боль в глазах;
  • тошнота и рвота;
  • высокая температура.

При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):

  • головная боль;
  • тошнота и рвота;
  • напряжение мышц затылка;
  • симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
  • симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).

Очаговые симптомы

  1. Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
  2. Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
  3. Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.

Нарушение высшей нервной деятельности

  1. Снижение памяти, концентрации внимания.
  2. Степень нарушения речевых функций (афазия).
  3. Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
  4. Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
  5. Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
  6. Дезориентировка в собственном теле.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!

В первые минуты после рождения оцениваются показатели жизнеобеспечения малыша. Это определяет необходимость реанимационной помощи и последующие врачебные действия.

Описание

Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет. Методика разработана в середине прошлого века врачом-анестезиологом и применяется уже больше 65 лет. Название соответствует фамилии Вирджинии Апгар – специалиста, предложившего быструю оценку основных жизненных показателей, но имеет двойной смысл. Оно складывается из первых букв следующих критериев в переводе на английский:

  • Цвет кожного покрова – Appereance;
  • Частота сердечных сокращений – Puls;
  • Врожденные рефлексы, выраженные мимически – Grimace;
  • Мышечная активность – Activity;
  • Дыхание – Respiration.

Оценка каждого из пунктов дается по балльной системе от 0 до 2, где:

  1. 0 означает отсутствие признака;
  2. 1 – признак слабо выражен;
  3. 2 – является нормой, предполагает яркую выраженность.

Все баллы суммируются, в случае низкой оценки врачи принимают решение о проведении неотложных мер: искусственной вентиляции легких, переливания крови, помещения в бокс для поддержания функций жизнеобеспечения.

Проверка всех показателей проводится в течение первой минуты жизни, чтобы успеть оказать помощь. На пятой минуте дают повторную оценку, которая характеризует процесс приспособления малыша к новой среде.

Результат обеих проверок записывают в виде пары цифр, вторая из которых обычно выше, но может и не меняться. Данные указывают в документах для выписки младенца, они могут использоваться в течение первых 12 месяцев жизни.

Исследуемые показатели

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Частота биения сердца

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца. Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140. При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к. они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ. Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

Показатели Шкала баллов
0 1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Значение суммы баллов

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных). Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы. Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Сумма баллов не является показателем хорошего или плохого здоровья, возможного диагноза, не дает характеристику уровня умственного развития, она отражает жизнеспособность организма. Результат не оказывает значительного воздействия на будущее младенца, если не приближен к нолю.

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Если оценка не поднялась выше 6 баллов, младенца переводят в стационар, а выписывают после улучшения состояния новорожденного. Восстановление нарушенных функций нервной системы возможно через некоторое время даже в случае низкого значения показателя по шкале.

Причины низкой оценки

Низкие показатели наблюдаются чаще из-за кислородного голодания. Оно возникает из-за хронической гипоксии, обусловленной неблагоприятным течением беременности, возможными пороками развития у плода. Острая нехватка кислорода бывает из-за осложнений во время родовой деятельности, асфиксии плода, неправильных потуг.

Важно соблюдать указания врачей по напряжению, расслаблению мышц, правильному дыханию. Низкая оценка бывает у большинства недоношенных детей, перенесших травму, инфекционное заболевание. Значительное влияние оказывают вредные привычки, образ жизни, питание женщины во время беременности.

Вывод

Оценка состояния малыша по шкале Апгар важна в первые моменты после рождения, но не может означать наличие патологических процессов в организме. Для выявления системных нарушений и постановки диагноза необходимы дополнительные исследования: осмотр, сбор и проверка анализов, УЗИ.

В течение первого года развития грудничка педиатр может интересоваться результатом по шкале Апгар в случае частых заболеваний, низкого иммунитета, нарушений в развитии нервной системы. Позднее данные цифры остаются историей, наподобие роста и веса малыша при рождении.