Опасность средств массовой информации. Методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему: СМИ: между властью и гражданским обществом

С появлением средств массовой информации человек за день получает столько информации, что ее количеством легко можно заполнить память ноутбука. Исследователи из Университета Сан-Диего в Калифорнии (The University of San Diego) утверждают, что с помощью электронной почты, сети и телевизора человек "перерабатывает" около 100 000 слов ежедневно. Это приблизительно 23 слова в секунду.

Эксперты считают, что такой мощный ежедневный поток информации может нанести вред работе мозга. Глава исследовательской группы, доктор Роджер Бон (Dr. Roger Bohn), говорит: "Человеческий мозг получает не менее 34 гигабайта информации в день. Возможность восприятия такого большого объема объясняется тем, что внимание человека разбивается на короткие интервалы, "ячейки". Это не позволяет нам думать глубже".

Многие люди проводят большое количество часов перед мониторами компьютеров, КПК или мобильных телефонов. Они заняты обработкой постоянно получаемой информации, забывая о своем здоровье и общении с окружающими.

И все же эксперты уверяют, что даже в этой ситуации есть положительный момент: ранее человек использовал возможности мозга лишь на 10%, а сейчас люди развивают себя и учатся использовать оба полушария мозга в полной мере.

Информации. Телевидение, газеты и журналы, радио и интернет - все это настолько привычно каждому из нас, что мы склонны доверять любому написанному слову. В свою очередь, люди, которым необходима поддержка публики, делают все, чтобы это слово звучало как можно выгоднее.

«Мода» на информацию

В мире бытует мнение о том, что лидер - это человек, который владеет информацией. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет возможность стать таким человеком? Отнюдь нет. А все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное журналистами - две разные вещи.

К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию когда-то редкого и необычного ремесла - журналистики, а, наоборот, к использованию данной профессии в корыстных целях.

Кстати говоря, написание различных статей, съемки реклам и других маркетинговых роликов, эфиры на радио могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной информацией. Чаще всего они существуют, чтобы определенный продукт покупали как можно больше. По сути, журналистика вполне легко может отойти от средства информации к сфере пропаганды и рекламы. Впрочем, именно это сейчас можно наблюдать весьма часто.

Эффективность

Роль СМИ в современном обществе достигла довольно высокой планки. Никакая фирма, ни один политический деятель, предприниматель не становится успешным без влияния СМИ. Доверие людей заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. Сознанием практически каждого современного человека владеет некая сила, которая заставляет верить, идти голосовать, поддерживать того или иного представителя.

И действительно, проявление роли СМИ в современном обществе очень возросло. Опять-таки, мы видим, как журналистика и масс-медиа становятся способом «посоветовать» как можно большей аудитории воспользоваться тем или иным продуктом.

Виды СМИ

С большой легкостью можно заметить, что люди выбирают определенную категорию средств информации. Каждый из нас использует один-два источника, которым мы доверяем и которые предпочтительнее для нас. Почему так происходит?

Роль СМИ в жизни современного общества - в удовлетворении его потребностей в основном в двух направлениях: информационном и тематическом. Приведем простой пример: в рубрике «Кулинария» будет преобладать процент женского пола. В то время как на футбольных каналах зрителями в основном являются мужчины. Это связано с интересами каждого из них, если человеку не интересно наблюдать за игрой, он может переключить канал на более любимый - к примеру, кулинарный.

Информационные же потребности гораздо проще определить. Это простые новостные каналы, городские или сельские паблики и страницы в социальных сетях. Они направлены на то, чтобы ежедневно подавать вам информацию о том, что происходит или не происходит у вас в городе или в вашей стране. Кроме того, с помощью подобных информационных источников можно узнать о событиях со всего мира. Таким образом, мы снова видим, насколько роль СМИ в современном обществе увеличивается с каждым годом.

Источник знаний

Сегодняшнюю систему информационных технологий сложно недооценить, согласитесь. Тяжело представить жизнь без интернета, телевидения или популярных журналов. Однако можно ли использовать СМИ в пользу себе?

Век технологий довел нас до того, что для изучения любого языка мира мы может не тратить денег и времени на репетиторов. Именно онлайн-порталы, электронные ресурсы помогают нам выучить что-то или найти нужную информацию.

Что уж говорить о возможностях различных курсов и программ, о которых мы узнаем именно через средства массовой информации? Естественно, не всегда мы получаем знания именно от СМИ, однако именно благодаря им мы можем это делать самыми разнообразными путями.

Влияние на поведение

Вы когда-нибудь замечали, насколько меняют психику людей? Стоит уделить внимание видео или постам любимого блогера, как он становится объектом подражания, его привычки становятся общепринятыми, поведение пытаются копировать и даже покупают такие вещи, как у него.

Можно легко сделать вывод из этого о том, что как СМИ, так и электронные информационные источники имеют огромное влияние на психику человека. Его становится легко подчинить и заставить купить рекламируемый продукт, подражать кумиру, а в некоторых плачевных ситуациях средства информации (чаще интернет-источники) становились причинами трагедий.

Какова роль СМИ в современном обществе и на что именно они влияют? Прежде всего, информация воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Это можно вполне легко сравнить с поведением ребенка. Ведь те привычки, которые присутствуют у родителей, практически всегда перенимаются их детьми.

Приведем простой пример: если по телевизору ежедневно будет выступать ученый с «доказательствами» того, что черный цвет оказывается розовый, рано или поздно люди этому поверят. Привычное весьма легко может стать странным и необычным, а информация, которой мы владели о каких-то вещах может стать совершенно неактуальной.

Что действительно важно отметить в данной ситуации, так это то, что мировоззрение напрямую влияет на будущее решение, которое человек принимает, помогает определить, как двигаться в жизни и в каком направлении идти.

Проявление в обществе СМИ

Три проявления роли СМИ в современном обществе в том, чтобы давать достоверную информацию, развлекать людей и формировать у них мнение.

Итак, давайте же разберем, через какие источники СМИ так сильно влияет на наше мировоззрение:

  • Прежде всего это газеты, журналы, брошюры и прочее. Конечно, современное общество не привыкло так много читать газеты (да и читать в принципе), как делали это наши дедушки и бабушки. Однако они по-прежнему являются средством донесения определенной информации.
  • Радио. Бывает, мы просто готовим ужин или занимаемся любыми другими делами, а на фоне играет радио. Однако хоть мы в основном не обращаем внимания на него, к некоторым новостям ненароком прислушиваемся.
  • Ну и куда же без телевидения и интернета? Рекламы, клипы, фильмы, сериалы, новостные каналы, каналы развлекательного и научного характера. Практически любая информация мира доходит к нам из этих источников. Вот только в каком именно варианте?

Все эти средства так или иначе формируют наше мировоззрение, навязывают стереотипы и «советуют» поступать именно определенным образом и покупать именно эти продукты.

Причина влияния СМИ

Да, довольно многие люди не поддаются на провокации средств массовой информации, не смотрят телевизор и вообще не интересуются современными масс-медиа. В чем же тут дело?

А дело в том, что роль СМИ в жизни современного общества настолько возросла, что они начинают играть на эмоциях и чувствах. Уже вполне естественно, если вы чувствительный, сентиментальный, к тому же доверчивый человек, то внушить информацию про автокатастрофу, в которой виноват именно этот политический деятель будет легче.

И наоборот, рационально оценивая ситуацию, основываясь только на реальных показаниях очевидцев или официальной статистике, можно сделать свои выводы, не навязанные средствами информации.

Прекрасный совет, который можно дать особо доверчивым, да и обычным людям тоже: вся информация, которую вы получаете через средства массовой информации, говорится и фильтруется людьми, которые для вас чужие. Стали бы вы доверять тем, кого совершенно не знаете?

Ведь в современном обществе огромную роль приобретают СМИ не потому, что они обладают уникальной информацией или способом ее подачи, а потому что заставляют людей верить, даже путем навязывания ложных стереотипов.

Психическое здоровье

Ю. И. Полищук активно говорит о том, что СМИ крайне негативно влияют на психическое здоровье людей.

Он обеспокоен тем, что население России, к примеру, и так подвержено заболеваниям. Большой процент людей ежегодно страдает от различных психических, и не только, расстройств. Это и есть пример роли СМИ в современном обществе.

Именно поэтому был сделан официальный запрос правительству. «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения».

Также указывалась необходимость противодействия тем СМИ, которые вредят моральному и психологическому здоровью граждан.

Достоинства

Давайте все же обсудим и плюсы роли СМИ в современном обществе. Как уже упоминалось выше, средства информации делятся на газеты, радио, интернет и телевидение. Каждое из них имеет определенные достоинства, поэтому давайте соединим их и определим свои плюсы СМИ:

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.
  2. Доступность. В любое время в любом месте.
  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Как упоминалось выше, это может быть банальное радио, которое играет в машине.
  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

СМИ в политике

Примером роли СМИ в современном обществе является не что иное, как политика. Естественно, куда же современные политики без масс-медиа? Стоит только начаться выборам, как выразился один журналист, так «в информационной сфере начинается настоящая буря в стакане воды».

Политические деятели продвигают свою программу и методы не только через телевидение, газеты и журналы, интернет и радио. Они умудряются это делать даже с помощью кинематографа. Попросту говоря, политические фильмы сейчас отнюдь не редкость. Да даже в художественных фильмах можно вполне легко встретить фразу с определенной подоплекой.

Таким образом, выйдя из дома, мы получаем массу информации о том, что происходит в мире современной политики, кто баллотируется на предстоящие выборы, а кто уже проводит свою агитацию.

И все же, каким образом политические деятели используют наши средства массовой информации? Данный метод называется политическое манипулирование.

Политическое манипулирование - методы, которые применяют в целях донести определенного рода информацию, подвигнуть жителей к определенным действиям, проводят своеобразную пропаганду. Особенно часто это случается в преддверии выборов от тех, кто баллотируется на какой-нибудь пост и проводит агитационную программу. Того и гляди, найдете в своем почтовом ящике буклет-другой.

Однако помимо невинных буклетов и заказных статей существует целый ряд действий, на которые готовы политики. Тут-то мы и видим, насколько велика современного общества:

  1. Применение лживой информации о себе и своих действиях (в том числе обещаниях).
  2. Частые подтасовки фактов.
  3. Распространение недостоверной информации.

Бывают ситуации, когда, например, террориста называют «борцом за справедливость», «человеком, которые умеет отстоять свои права и права людей», тем самым сглаживая острые углы и применяя красивую лексику.

Используя данные приемы, многие политики действительно достигают вершин с помощью манипуляцией фактами.

Кроме того, помимо воздействия на население с помощью средств информации власть зачастую очень активно отслеживает все, о чем пишут журналисты, сажая в тюрьму всех, кто написал не совсем то, что требовалось, и что-либо «противоречащее» и «оскорбляющее», даже если это являлось правдой.

Отсюда можно сделать выводы, что как СМИ имеет огромное влияние над населением, так и над самими СМИ стоит определенная «верхушка», которая диктует, что именно писать или транслировать.

Роль СМИ в обществе

На тему информации можно писать довольно много статей, публикаций, снимать бесконечные репортажи и задавать детям в школах эссе. Роль СМИ в современном обществе - это воздействие на мнение людей.

Можно с легкостью сделать множество выводов насчет сегодняшних средств информации. То, какое влияние на нас оказывают телевидение, журналы и газеты, радио, даже кинематограф, действительно производит впечатление.

А то, что с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам, даже иногда пугает. Многие журналисты считают, что больше всего доверяют любой информации пожилые люди. Они не склонны думать, что в этом кроется обман просто потому, что в их годы юности СМИ не было развито так активно.

Понадобится довольно много времени, чтобы подумать над технологиями, достижениями человечества и охарактеризовать роль СМИ. В современном белорусском обществе, к примеру, все средства информации представляют собой единую систему. И хоть это не помогает облегчить иногда пагубное влияние данных средств на людей, информация находится в такой же систематизации.

Именно поэтому, прежде чем доверять сказанному по телевизору, услышанному по радио или прочитанному в газете, помните, что ни один человек, кроме действительных свидетелей, не сможет дать вам точные данные и факты, а ведущие всего лишь вводят в вас в поверхностный курс дела.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ Рассмотреть особенности деятельности СМИ. Определить, какие функции СМИ являются важнейшим средством развития культуры. Выяснить, содействуют или препятствуют СМИ прогрессу культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Наша задача Выяснить, как влияют СМИ на наши поступки, мысли, на становление нашей личности. Выделить положительные и отрицательные моменты СМИ на современную молодежь.

4 слайд

Описание слайда:

ГИПОТЕЗА СМИ: польза и вред «в одном флаконе»! Телевизор – распахнутое окно в мир, в которое иногда хочется выброситься. А.Кнышев

5 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Что такое СМИ? Функции СМИ как средство развития культуры. Способы воздействия на человека. средств массовой информации. Положительная точка зрения на СМИ. Отрицательное влияние СМИ. Вердикт: польза или вред?

6 слайд

Описание слайда:

Ход исследования Чтобы выяснить роль СМИ в обществе, мы: Почитали газеты Полистали журналы Поговорили с родителями Посмотрели телевизор Пообщались в Интернете Обобщили и сделали вывод

7 слайд

Описание слайда:

Средства массовой информации, чаще называемые просто СМИ, стали неотъемлемой частью нашего существования. СМИ –методы и учреждения, посредством которых передается и распределяется информация Зачастую мы даже не осознаем, что нас так привязало к телеэкрану, введя в практически физическую зависимость от него, или почему, особенно молодежь, и дня не может обойтись без выхода в Internet. Невозможно представить себе жизнь без телевизора, который, например, в российской глубинке, кроме слухов, конечно, является единственным средством связи с остальным миром, радио, а еще газет и журналов… Многие из нас попросту не задумываются, насколько велико значение средств массовой информации, скрываемых за аббревиатурой СМИ. Углубимся в историю. Самые первые периодически издаваемые газеты ("газета" - венецианская монета, стоимостной эквивалент протогазеты - листка с информацией) появились в начале XVII века, это время принято считать временем рождения журналистики. В 1609 году в Германии в городах Страсбург и Аугсбург, затем в Англии и Франции, а спустя век и в России (1703 год - газета "Ведомости"), вышли в свет первые средства массовой информации, сразу став мощным орудием в руках того, кто ими владел. Огромная сила воздействия, которой обладали СМИ, была по достоинству оценена известными историческими фигурами прошлого. Например, великий стратег, полководец, покоривший полмира – Наполеон Бонапарт, уже в начале XIX века, осознавая силу воздействия СМИ на общество, говорил: "Четыре газеты могут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия".

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы хотим назвать свои любимые познавательные передачи «Умники и Умницы», «Сканер», «Искатели» (об исторических находках и открытиях), «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Все эти передачи интересные и содержательные, дают нам дополнительные знания по истории, обществознанию, биологии и другим предметам. Да, на телевидении есть и интересные развлекательные программы, несущие положительную знаковую функцию. Например, «КВН», «Кто хочет стать миллионером» и другие. В них интересные вопросы и ответы, а конкурс капитанов - это юмор, эрудиция, смекалка. Информационные программы: «Время», Новости, «Времена», «К барьеру». Мы из этих программ узнаем все новости, происходящие в мире и в нашей стране. Мы идем в ногу со временем. Часто информацию используем на уроках истории, обществознания. Мы не скрываем, что некоторые репортажи используем при подготовке к темам: «Религии мира», «Межнациональные и религиозные конфликты», «Проблемы современной молодежи». Хочу обратить внимание, что на телевидении появились передачи, носящие правовой характер, - «Федеральный судья», «Суд идет». В них определяется степень наказания за любое правонарушение.

11 слайд

Описание слайда:

Польза СМИ Мы забыли о радио, газетах и журналах, Интернете. Радио - это современная эстрада - музыка, песни. С помощью газет мы узнаем о достижениях наших земляков. А сколько пользы дает Интернет. МЫ не представляем своей жизни и учебы, подготовки рефератов без него. Хочется сказать слово в защиту СМИ и напомнить, что из СМИ самой первой является газета, у нас в России первая рукописная газета «Куранты», которая издавалась в XVII веке, еще при Алексее Михайловиче, при Петре I в XVIII веке появились «Ведомости». Радио - детище XIX века. Но ни одно СМИ не развивалось так быстро, как телевидение. Именно оно занимает первое место по потоку информации. Поэтому роль телевидения огромна.

Опасность средств массовой информации

Механизм влияния на человека СМИ основан на учете его психических особенностей. По шаблонам СМИ люди выражают "свое" мнение, спорят друг с другом, определяют отношения к политическим партиям и общественным лидерам, воспитывают детей, одеваются, лечатся, худеют, выбирают покупки, и тому подобное. Заметна программирующая роль СМИ и во время выборов, когда, главным образом, они подводят избирателя к мысли, что только предлагаемый кандидат лучше всего защитит его права. При этом избиратель убежден, что выбор он сделал самостоятельно.

Влияние СМИ на все, что происходит в жизни человечества приняло массовый характер. Однако оценки их растущего влияния на политику и общество далеко не однозначные, а порою и противоположные. Некоторые ученые видят в нем ростки новой, высшей и гуманной цивилизации - информационного общества, реальное движение к антибюрократическому государству, способному успешно развязать наиболее острые конфликты современного мира. Другие специалисты, констатируя опустошающее и разрушающее влияние СМИ на личность, общество и культуру в целом, оценивают повышение роли информационной власти более пессимистически. Опыт показывает, что потенциально СМИ способны служить разным целям. С одной стороны, они могут просвещать людей, помогать их компетентному участию в общественной жизни, способствовать личностному становлению. Но с другой духовно порабощать, дезинформировать, иногда не желая того, разжигать массовую вражду, сеять недоверие и страх.

Одна из опасных для духовно-моральной атмосферы общества традиций СМИ заключается в их стремлении (ради высоких рейтингов) эксплуатировать низменные, разрушительные тенденции человеческого подсознания. Телевидение, кинематограф, литература, печатные СМИ в полной мере используют тягу человека ко всему трагическому, связанному со страданиями. Известно и достаточно циничное журналистское кредо: чем больше жертв и катастроф, тем более интересна, притягательна информация для зрителя (и читателя).

Человека затаскивают как зрителя, читателя, апеллируя к глубочайшим и сильнейшим его переживаниям. Вместе с тем для успешной манипуляции сознанием людей и нужна именно атмосфера страха, затяжного стрессового состояния, которое блокирует творческий, следовательно, критический, ум. Это наилучшая почва для среды формирования "неподвижного", догматичного мышления и проверенное средство подавления познавательной активности человека.

СМИ имеют известное преимущество перед отдельным человеком и даже аудиторией. Люди вынуждены воспринимать информацию, но не могут на нее ответить. Их негативная реакция не находит разрядку и только усиливает эмоциональное напряжение. При современной системе информирования они почти обречены на пассивное выполнение роли объекта влияния.

Информированность граждан, в том числе политиков, непосредственно зависит от того, кем, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация, насколько глубоко она отражает реальные факты после препарирования информационными агентствами, а также от способа и форм представления. Для достижения нужного эффекта ведущими программами используются всевозможные приемы. Например, через подавляющее эфирное время, затрачиваемое на членов какой-либо партии, создается ошибочное впечатление о преимуществе ее сторонников. Тогда как критика этой партии представляется "вечно недовольными меньшинствами", группой "отдельных странных людей" и тому подобное. Используется психологический страх большинства зрителей оказаться среди "белых ворон"; постановкой "выгодных" вопросов и отходом от нежелательных тем. Преувеличиваются "успехи" одних групп и одновременно концентрируется внимание зрителей на ошибках или слабых местах в деятельности других, доводы оппонентов прерываются рекламой. С помощью ироничной интонации, обидчивых метафор и язвительных, внешне остроумных, реплик или комментариев у зрителей создается негативное отношение к источнику нежелательной информации, провоцируется желание оставить ее без надлежащего внимания или просто игнорировать. Фрагментарной подачей информации, дроблением, создается видимость ее глубокого анализа, удается затруднять формирование целостной картины политических событий большинства граждан. Ссылками на "информированные источники", "собственные источники в правительстве", "особенную осведомленность" данного телеканала (или газеты) о событиях, происходящих в стране и мире, создается ощущение объективности и независимости фактов или суждений, которые доходят до населения.

Усилиями СМИ осуществляются не только сужение и стандартизация индивидуального сознания, но и деградация классической (мировой и национальной) культуры в ее опустошенный и упрощенный вариант - в массовую культуру. Это понятие отмечает определенное состояние культуры современного общества, связанное с использованием доступных большинству людей примитивных стандартов мышления и поведения, которые отчуждают их от творчески активной деятельности. Массовая культура, навязываемая СМИ, направлена, в первую очередь, против духовных глубин сознания человека.

Среди всех СМИ по эффективности влияния на внутренний мир человека особенное место занимает телевидение. Люди больше доверяют увиденному, чем услышанному или прочитанному. Зрительная информация легче воспринимается и лучше запоминается.

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium - «собрание глосс») - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. « СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель :
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
Важнейшую роль играло проводное радио . Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано “Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения “В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. “Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: “Красная звезда”,“Красный флот”,“Сталинский сокол”,“Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания ,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель :
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью - это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель :
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика - «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке -Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат, который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная (налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты: – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
1. развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
2. развивают Не всегда информация верна
3. информируют Отрицательное влияние на психику
4. воспитывают Находятся в чьих-то руках
5. помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
6. образовывают
7. формируют общественное мнение

Вывод по таблице: - СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? »
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

Спасибо за урок. Удачи всем!