Основные этапы сестринского процесса. Первый этап сестринского процесса

Сестринский процесс - метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациенту.

Цель сестринского процесса – обеспечение приемлемого качества жизни пациента в болезни, то есть обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психического и духовного комфорта.

Значение сестринского процесса для сестринской практики:

Определяет конкретные потребности пациента в уходе, обеспечивает участие самого пациента в уходе;

Способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и прогнозирует ожидаемые результаты ухода;

Определяет план действий медсестры, стратегию, направленную на удовлетворение нужд пациента;

С его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, ее профессионализм. И самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания сестринской помощи.

Сестринский процесс состоит из пяти этапов, каждый из которых является существенной стадией в решении приоритетной проблемы и тесно связан с остальными четырьмя:

Сестринское оценка эффективности

обследование сестринского процесса


Интерпретация реализация

полученных данных сестринского плана

и формулирование

приоритетной проблемы

(сестринская диагностика) планирование

сестринской помощи

Вывод: сестринский процесс представляет собой последовательную смену действий (этапов), выполняемых медсестрой по отношению к пациенту с целью предупреждения, уменьшения и сведения до минимума возникающих у него проблем и трудностей, связанных со здоровьем.

Первый этап – сестринское обследование.

Это текущий процесс сбора и оформления информации о состоянии здоровья и степени удовлетворения потребностей пациента.

Цель этапа – создание информационной базы о пациенте.

Виды сестринской информации

Субъективный Объективный

Источники информации

Методы получения информации.



Медсестра должна собрать информацию и оценить следующие группы параметров :

1. Состояние основных функциональных систем организма.

2. Эмоциональный и интеллектуальный фон, диапазон адаптации к стрессам.

3. Способность к осуществлению самоухода.

4. Социологические данные.

5. Данные об окружающей среде («факторы риска»).

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

Документация данных даёт возможность:

· выявить дефицит обслуживания пациента,

· раскрывает полную информацию о проделанной работе,

· наглядно показывает динамику состояния пациента,

· обеспечивает преемственности и системной подход в организации сестринского ухода,

· помогает осуществить само - и взаимоконтроль.

С учебным образцом сестринской истории болезни Вы можете ознакомиться в приложении.

Вывод: таким образом, на 1 этапе медсестра получает два вида информации:

субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента

относительно своего здоровья;

объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестрой.

Второй этап - сестринская диагностика.

Это становление настоящих или возможных в будущем отклонений от комфортного состояния и формулирование приоритетной проблемы / сестринского диагноза /.

Цель этапа – определение возникающих у пациента проблем, установление факторов, вызывающих развитие этих проблем, выявление тех качеств пациента, которые могут способствовать предупреждению или разрешению его проблем.

С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:



1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

Проблемы пациента.


Настоящие /существующие/ Потенциальные


* Физиологические

* Социальные

* Психологические

* Духовные

Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент:

Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.

По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).

К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.

Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

Приоритетная проблема /сестринский диагноз/ - это клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь или своё состояние с желательным указанием вероятной причины этой реакции.

В 1987 году на первой международной конференции в Калгари большое внимание было уделено проблемам сестринской диагностики.

В 1991 году сестринский диагноз был внесён в стандарты сестринской деятельность США.

В 1992 году Х конференция сестёр США одобрила перечень из 109 сестринских диагнозов.

Вскоре понятие «сестринский диагноз» становится международным.

В настоящее время в РФ понятие «сестринский диагноз» не имеет официального признания.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:

Структура сестринского диагноза:

1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;

2 часть – описание возможной причины такой реакции.

Например : 1ч. – нарушение в питании,

2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.

Вывод: проблемы возникают у пациента тогда, когда есть трудности в удовлетворении потребностей. Медсестра рассматривает не само заболевание, а реакцию пациента на болезнь и изменение состояния здоровья.

Третий этап - планирование сестринской помощи.

Э то определение целей и составление ин­дивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значи­мости.

Цель: Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.

Во время планирования сестра устанавливает приоритеты, определяет цели, ожидаемые результаты, и формулирует план сестринского ухода.

Приоритет – это то, что наиболее тяготит пациента в настоящей момент, является для него главным сейчас или может ухудшить его здоровье, благополучие.

Критерии выбора приоритетности /значимости/ проблем пациента:

Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него, либо препятствующее осуществлению самоухода;

Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

В сестринской практике цель - это ожидаемый конкретный результат сестринского вмешательства по опреде­лённой проблеме пациента.

При постановке целей медсестра учитывает следующие требования:

· должны быть реальными, достижимыми, диагностичными (иметь возможность проверки),

· иметь конкретные сроки их достижения:

Краткосрочные – не более 1 недели,

Долгосрочные – несколько недель, месяцев, лет,

· находиться в пределах сестринской компетенции, а не врачебной,

Уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры,

Улучшение самочувствия,

Расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;

изменение отношения к своему здоровью,

· формулироваться от имени пациента /семьи/, т.е. быть понятными пациенту.

Структура цели


исполнение критерий условие

(действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)

Например, пациент пройдет с помощью костылей 7 метров на восьмой день.

План – это письменное руководство по уходу, который содержит подробное перечисление всех действий медсестры согласованно с пациентом, необходимых для достижения поставленных целей.

План:

· координирует работу сестринской бригады,

· обеспечивает преемственность сестринского ухода,

· помогает поддерживать связь с другими специалистами в области здравоохранения,

· уменьшает риск не компетентного или не аккуратного ухода,

· предусматривает участие пациента и его семьи в обеспечении ухода.

При составлении плана ухода сестра может руководствоваться соответствующим стандартом сестринского вмешательства.

Стандарт (стандартный план ухода )– это перечень мероприятий, обеспечивающий качественный уход за пациентом по данной проблеме, это

минимальный обязательный уровень качества сестринского обслуживания.

Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здравоохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».

Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.

Вывод: На третьем этапе медсестра для каждой приоритетной проблемы записывает конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели подбирает конкретное сестринское вмешательство.

Научность, системность, индивидуальность.

История вопроса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

1. пациент;

2. сестринское дело;

3. окружающая среда;

4. здоровье.

Требования к профессиональному уходу:

В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Сестринский процесс:

1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;



2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

Сестринский диагноз:

1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Личность – общественная сущность человека.

Цель сестринского процесса.

Этапы сестринского процесса,

их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

Три основные характеристики с/процесса:

· цель

· организация

· творчество

I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

· создание базы информационных данных о пациенте;

· определение потребностей пациента в с/уходе;

· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

Министерство здравоохранения Челябинской области

ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»

СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНА

зам.директора по УР: на ЦМК «Сестринского дела»

Севостьянова И. А. протокол___ ______Евсеева И.Л.

«___»_____________ 20___ г. «____»_________________20___г.

Опорный конспект лекции

Тема: «Сестринский процесс»

ПМ 04 (07) «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больными»

МДК. 04. (07) 01. Теория и практика сестринского дела

Специальность:

34. 02. 01 «Сестринское дело»

31. 02. 01 «Лечебное дело»

Курс 1,2

преподаватель

первой квалификационной категории

Сестринский процесс

    Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи,

    1 этап – оценка состояния пациента. Заполнение листа первичной оценки

    2 этап – выявление проблем пациента. Определение понятия «проблема». Виды проблем. Проблема, как реакция пациента на болезнь и/или своё состояние. Источники проблем.

    3 этап – постановка целей сестринских вмешательств. Виды

    целей и ожидаемый результат. Требования к формулированию целей. Условия чёткого выполнения вмешательств.

    4 этап – Объём вмешательств – тактика сестры, зависящая от состояния пациента и поставленных целей. Вовлечение пациента в процесс ухода. Протокол плана ухода.

    5 этап – оценка результата. Текущая и итоговая оценка. Эффективность и качество сестринского ухода.

    Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах

Понятие сестринский процесс впервые появилось в начале 50-х годов в США. Основоположницей сестринского процесса считается Верджиния Хендерсон.

Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляе­мых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказа­нию помощи пациентам. Сестринский процесс несет новое понимание ро­ли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относится к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с лично­стью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники».

Цели сестринского процесса:

    определяет конкретные потребности пациента в уходе;

    способствует выделению из ряда существующих потребностей приоритетов по уходу и ожидаемых результатов ухода, кроме того, прогно­зирует его последствия;

    определяет план действий медицинской сестры, стратегию, направ­ленную на удовлетворение нужд пациента;

    с его помощью оценивается эффективность проведенной сестрой работы, профессионализм сестринского вмешательства;

    гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.

Преимущества внедрения методологии сестринского процесса для сестринского образования и практики заключается в следующем: обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;

    становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;

    создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;

    осуществляется эффективное использование времени и ресурсов, которые направлены на решение основных потребностей и проблем паци­ента;

    универсальность метода;

    гарантируется качество предоставляемой помощи и профессиона­лизм медицинской сестры;

    демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;

    обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания.

Сестринский процесс включает в себя пять последовательных этапов:

a. обследование пациента;

b. диагностирование состояния пациента (определение потребностей и вы­
явление проблем);

c. планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем;

d . выполнение плана сестринских вмешательств;

e. оценка полученных результатов.

Для принятия профессиональных решений и удовлетворения проблем пациента медсестра руководствуется в своих действиях схемой, соответст вующей последовательности этапов сестринского процесса. На всех этапах обязательными условиями для действий медсестры должны быть:

    профессиональная компетентность, навыки наблюдения, общения, анализа и интерпретации данных;

    достаточное время и доверительная обстановка;

    конфиденциальность;

    согласие и участие пациента;

    при необходимости участие других медицинских работников.

1 этап сестринского процесса - обследование пациента.

Текущий процесс сбора и оформления данных о состоянии здоровья пациента.

Обследование пациента

Сбор анамнеза

Физическое обследование

Лабораторное исследование

- история возникновения

Осмотр;

1. общий анализ мочи;

проблемы в здоро-

- измерение АД;

2. общий анализ крови;

вье пациента;

- измерение пульса;

3. биохимическое исследова-

- социологические данные;

- определение дыхания;

ние;

Данные о развитии;

Измерение температуры те-

4. инструментальное иссле-

Данные о культуре;

тела

исследование.

- данные о духовном раз-

- измерение массы и роста.

витии;

Психологические данные.

База данны

х о пациенте (сестринская исто

эия болезни).

Цель - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о паци енте для того, чтобы создать информационную базу данных о нем, о его со­ стоянии на момент обращения за помощью. Главная роль в обследовании при­ надлежит расспросу. Насколько умело сестра сможет расположить пациента к необходимому разговору, настолько полноценна, будет полученная ею инфор­ мация.

Данные обследования могут носить объективный и субъективный характер. Субъективные симптомы - это ощущения являющиеся отражением объективных изменений в организме. Субъективные данные о состоянии пациента медсестра получает в ходе расспроса.

Объективные данные - это данные, которые получены в результате наблюде ния и обследований, проводимых медицинской сестрой. К ним относят: данные физикального обследования пациента, измерение артериального давления, пульса, частоты дыхания, данные лабораторного исследования.

Источником информации являются:

    в первую очередь сам, пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья.

    могут быть члены его семьи, коллеги по работе, друзья. Они дают информа­цию и в том случае, когда пострадавшим является ребенок, душевнобольной, человек в бессознательном состоянии;

    медперсонал;

    медицинская документация;

    обзор мед и специальной литературы.

В ходе сбора информации медицинская сестра устанавливает с пациентом «ле чебные» отношения:

    определяет ожидания пациента и его родственников от лечебного учреждения;

    осторожно знакомит пациента со стадиями лечения;

    начинает вырабатывать у пациента адекватную самостоятельную оценку своего состояния;

    получает информацию, которая требует дополнительной проверки;

    устанавливает и выясняет отношение пациента и его семьи к болезни.

Конечным результатом первого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации и создание базы данных о пациен те.

Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определенной форме.

Сестринская история болезни - юридический протокол- документ самостоятельной, профессиональной деятельности медицинской сестры в рамках ее компетенции.

Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказа ния сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры. И как итог - гарантия качества оказания помощи и ее безопасность.

II этап сестринского процесса - диагностирование состояния пациента.

Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза.

Проблемы пациента

Существующие

Потенциальные

первичные

промежуточные

вторичные

первичные

промежуточные

вторичные

Сестринский диагноз

Цели:

    Определение проблем, возникающих у пациента как своего рода от­ветные реакции организма.

    Установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем.

    Выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению его проблем.

    Формулировка сестринского диагноза.

Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникающие в данной ситуации, средствами личного знания и опыта. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные:

    Существующие (фактические) проблемы - это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

    Потенциальные проблемы - те, которые еще не существуют, но могут появиться с течением времени.

Поскольку у пациента в большинстве случаев несколько проблем, связанных со здоровьем, сестра не может приступить к их решению одновременно. По­этому для успешного решения проблем пациента медицинская сестра должна их рассматривать с учетом приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные.

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают от­срочки сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакции пациента на фактически существующие и потенциальные проблемы, связанные с состоянием его здоровья, с указанием веро­ятных причин этих реакций и характерных признаков.

В сестринских диагнозах есть три существенных компонента, кото­рые обозначаются PES -формат:

«Р» - указывает на проблему связанную со здоровьем; «Е» - представляет собой этиологию (причину) проблемы; «S » - описывает совокупность признаков и симптомов или то, что обычно на­зывают характерными чертами. Эти три части объединяются в одну формулировку с помощью связывающих слов.

Сестринский диагноз следует отличать от врачебного диагноза:

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ВРАЧЕБНЫЙ ДИАГНОЗ

1. нацелен на выявление реакции организма в связи с болезнью;

2. может меняться каждый день или
даже в течение дня по мере того,
как изменяются реакции организма
на болезнь;

3. предполагает сестринские вмеша­тельства в пределах ее компетенции
и практики;

4. часто связан с представлениями пациента о состоянии своего здоро­вья.

1. определяет болезнь;

2. может оставаться неизмененным в течение всей болезни;

3. предполагает лечение в рамках врачебной практики;

4. связан с возникшими патофизиологическими изменениями в орга­низме.

Сестринский диагноз - основа для построения плана оказания сестрин­ской помощи.

III этап - планирование сестринской помощи.

Цель - определение ожидаемых результатов сестринской помощи пациенту и разработка плана сестринских вмешательств, направленных на их достижение. План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ каче­ ства сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономиче­ ские затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необ ходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.

Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам:

1- она дает направление при проведении индивидуального сестринско­го ухода, сестринских действий

2- используется для определения степени эффективности этих действий.

План ухода

Постановка целей:

Краткосрочные.

Долгосрочные.

Участие пациента и его семьи

Стандарты практики

сестринской

Письменное руководство по уходу

    цели и задачи должны быть реальными и достижимыми;

    должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной це­ли;

    диагностичность (возможность проверки достижения).

Существуют два вида целей: краткосрочные и долгосрочные.
Краткосрочными - являются цели, которые должны быть выполнены

за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся как, пра­вило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода. Долгосрочными - являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более 2-х недель). Они обычно направлены на предотвра­щение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реаби­литацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выпис­ки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или за­дачи не определены, то пациент не имеет и, по сути, лишен планомерного сестринского ухода при выписке. Во время формулирования целей необ­ходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, рас­стояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Сестринский план ухода предусматривает наличие стандартов сестрин­ской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом. После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечис­ление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достиже­ния сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болез­ни.

IV этап - выполнение плана сестринского вмешательства.

Цель - выполнение медсестрой действий в соответствии с намеченным планом и их документирование.

Сестринские вмешательства

Потребность пациента в помощи

Методы ухода

1. Независимая.

1. Временная.

1. Достижение терапевтиче

2. Зависимая.

2. Постоянная.

ских целей.

    Взаимоза

висимая

3. Реабилитирующая.

2. Достижение хирургических
целей.

3. Обеспечение ежедневных
жизненных потребностей.

Выполнение намеченных целей

Существуют три категории сестринского вмешательства:

1) Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медицинской сестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требова­ния со стороны врача или указаний других специалистов. На­пример: обучение пациента навыкам самоухода, расслабляющий массаж, советы пациенту относительно здоровья, организация досуга пациента. 2) Зависимое сестринское вмешательство выполняется на основании письменных предписаний врача и под его наблюдением. Медицинская сестра несет ответственность за выполняемую работу. Здесь она вы­полняет роль сестры - исполнителя. Например: подготовка пациента к диагностическому исследованию, выполнение инъекций. По современ­ным требованиям медицинская сестра не должна автоматически вы­полнять указания врача. В условиях гарантии качества медицинской помощи, ее безопасности для больного сестра должна уметь опреде­лить, является ли данное предписание необходимым для пациента, правильно ли подобрана доза лекарственного препарата, не превы­шает ли она максимальную разовую или суточную дозу. Дело в том, что врач из - за ряда субъективных и объективных причин может допустить ошибку. Поэтому в интересах безопасности медицинской по­мощи для пациента медицинская сестра должна знать и уметь уточнить необ­ходимость тех или иных назначений, и т д. Необходимо помнить, что меди­цинская сестра, выполняющая неверное или ненужное предписание, профес­сионально не компетентна и так же ответственна за последствия ошибки, как и тот, кто сделал это назначение.

3) Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совмест­ную деятельность медицинской сестры с врачом и другими специалистами.

Медицинская сестра выполняет намеченный план, применяя несколько ме­тодов ухода:

Помощь, связанная с жизненными ежедневными потребностями; - уход для достижения терапевтических целей;

Уход для достижения хирургических целей;

Уход для облегчения достижения целей медицинского обслуживания.
Потребность пациента в помощи может быть временной, постоянной
и реабилитирующей.

    Временная помощь рассчитана на короткий период времени, когда существует дефицит самоухода.

    Постоянная помощь требуется пациенту на протяжении всей жизни

При ампутации конечностей, при осложненных травмах позвоночника.

    Реабилитирующая помощь - процесс длительный, его примером может служить ЛФК, массаж, дыхательная гимнастика.

Проводя четвертый этап сестринского процесса, медицинская сестра осуществляет два стратегических направления:

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на назначения врача с фиксацией полученных результатов в сестринской истории болезни;

    наблюдение и контроль за реакцией пациента на выполнение сестрин­ских действий по уходу, связанных с постановкой сестринского диагноза и регистрация полученных результатов в сестринской истории болезни.

На этом этапе проводится и корректировка плана, если изменяется со­стояние пациента и поставленные цели не реализуются.

Типы сестринского вмешательства:

1 тип - полностью компенсирующая система помощи.

    тип - частичная система помощи.

    тип - консультационно-поддерживающая система.

Виды сестринских навыков:

Познавательные

Межличностные

Психомоторные

Теоретические знания факт ров риска, физиологическю реакций пациента.

Коммуникативные особенности медсестры на уровне понимания пациента, самочувствия.

Все проводимые манипуляции

V этап - оценка эффективности

Его целью является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов. Оценка эффективности и качества ухода должны проводиться старшей и главной медсестрой постоянно и самой сестрой в порядке самокон­троля в конце и в начале каждой смены. Систематический процесс оценки требует от медсестры знании, умения мыслить аналитически при сравнении достигну­тых результатов с ожидаемыми. Если поставленные задачи выполнены и проблема решена, медицинская сестра должна удостоверить это, сделав соответ­ствующую запись в сестринской истории болезни, поставив дату и подпись.

Эффективность сестринского процесса

Оценка действий медицинской сестры (самолично)

Мнение пациента или его семьи

Оценка действий медицинской сестры руководителем (старшей и главной медсестрой)

    Сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности медицинской сестры

    Пересмотр, корректировка плана

К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

    прогресс в достижении целей;

    ответная реакция пациента на вмешательство;

    соответствие полученного результата ожидаемому;

Новое состояние пациента может быть:

    лучше прежнего состояния;

    без изменений;

    хуже прежнего состояния.

Если цель не достигнута, необходимо:

    Выяснить причину - поиск допущенной ошибки.

    Изменить саму цель, сделать ее более реалистичной.

    Пересмотреть сроки.

    Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.

1 этап- сбор информации о пациенте

Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным, так как задача врачебного обследования – назначить лечение, в то время как сестринского – предоставить мотивированный индивидуальный уход. Поскольку сестринское дело есть способ удовлетворения основных человеческих потребностей, для организации качественного ухода м\с, опираясь на собранную и тщательно анализированную информацию о состоянии пациента.

Источник данных:

    Расспрос пациента

    Расспрос членов семьи и окружающих

    Информация от других членов бригады медицинской помощи

    Физическое обследование пациента

    Ознакомление с медицинской картой пациента и другой медицинской документацией

    Чтение медицинской литературы и специальной литературы по уходу.

После сбора данных следует точная документация их в сестринской истории болезни по определенной форме.

2 этап – сестринский диагноз.

Понятие сестринского диагноза, или сестринские проблемы, впервые появились в Америке в середине 50-х годов. И было официально признано и законодательно закреплено в 1973 г.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение м\с, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с ж6елаемым указанием вероятной причины такой реакции.

М\с не изобретает свои диагнозы, их перечень дается в специальной литературе, но каждый такой диагноз м\с должна увязать с конкретным пациентом.

Например: тревога, связанная с социальной изоляцией пациента.

Различие медицинского и сестринского диагноза:

Задача врачебной диагностики - выявление конкретного заболевания, или сущности патологического процесса, например: Б\а, пнеамания.

Задача сестринского диагноза – уловить все настоящие или возможные в будущем отклонения от комфортного, гармонического состояния, то что наиболее тяготит больного в настоящий момент, является для него главным сейчас, и пытаться в пределах своей компитенции скорректировать эти отклонения.

М\с рассматривает не заболевание, а реакцию пациента на болезнь и свое состояние.

Эта реакция может быть:

    Физиологической

    Психологической

    Духовной

    Социальной

Например: при Б\а вероятны следующие с\ диагнозы:

    Неэффективное очищение дыхательных путей или…

    Высокий риск от удушья или…

    Пониженный газообмен или…

    Отчаяние и безнадёжность, связанные с длительным хроническим заболеванием.

Врач купирует приступ Б\а, назначает лечение, а научить пациента жить с хроническим заболевание – задача м\с.

Врачебный диагноз не меняется (если только не была допущена диагностическая ошибка), с\диагноз меняется несколько раз.

Все сестринские проблемы делятся на:

    Настоящие(то что есть сейчас). Например: одышка, отёки, дефицит досуга.

    Потенциальные (те проблемы, возникновение которых может быть предотвращено при условии организации качественного с\ухода) например: риск возникновения пролежней из-за пассивного положения пациента.

Определение приоритетов проблем:

В первую очередь должны решаться приоритетные проблемы пациента. Очередность решения проблем должна быть определена самим пациентом. В случаях угрозы жизни м\с сама должна определить, какую проблему она будет решать в первую очередь. Учитываются вопросы безопасности пациента, его нужды и желания. Первоочередными считаются те проблемы пациента, нерешение которых ведет к развитию осложнений и даже гибели пациента.

Проблемы второй очереди вызваны данным заболеванием, но не представляют угрозы для жизни.

Проблемы третьей очереди не вызванные настоящими заболеванием и существуют длительное время, но при пристальном внимании и оптимально настроенном с\п могут быть разрешены.

При наличии у пациента нескольких проблем удовлетворить их одновременно невозможно. Поэтому, разрабатывая план ухода, сестре следует обсудить с пациентом (ли его семьей) первоочередность проблем.

3 этап – планирование.

Во время планирования определяются цели и формируется план сестринского ухода, причём пациент активно вовлекается в этот процесс. Одновременно м\с мативирует пациента на успех, доказывая ему достижимость целей и вместе с пациентом определяет пути их достижения. Для каждой приоритетной проблемы записываются отдельные цели, которые так же рассматриваются как желательный уход.

Постановка целей необходима по 2-м причинам:

    Дают направление для индивидуального сестринского вмешательства

    Используются для определения степени эффективности вмешательства.

Требования к постановке целей:

    Цели должны быть реальными, достижимыми

    Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели

По срокам существует два вида целей:

    Краткосрочные (менее 1 недели)

    Долгосрочные (недели, месяцы)

Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:

    Исполнение: действие, глагол

    Критерий: дата, время, расстояние.

    Условие: с помощью кого(чего либо)

Например: пациент пройдет(действие) с помощью костылей(условие) на 8-ой день(критерий).

После формулировки целей м\с составляет план ухода за больным, то есть писменое руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление специальных действий м\с, необходимых для достижения целей ухода.

План ухода обязательно документируется в сестринской истории болезни, что обеспечивает:

    Продуманность последовательность, систему в оказании с\ помощи.

    Преемственность и координацию ухода между мед сестрами – координатарами и сестрами – манипуляторами.

    Легкоосуществимый контроль за качеством сестринской помощи.

4 этап – реализация плана ухода.

Существует 3 типа сестринского вмешательства:

    Зависимый

    Незасимый

    Взаимозависимый

Зависимое вмешательство - это такие действия м\с, которые выполняются по требованию или под наблюдением врача, к примеру, иньекции антибиотиков каждые 4 часа.

Независимое вмешательство - действия, осуществляемые м\с по собственной инициативе и руководствуясь собственными соображениями, автономно, без прямого требования врача, к примеру смена постельного и нательного белья.

Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачем или другими специалистами в области здравоохранения, например физиотерапевтом ли инструктором ЛФК, когда сила с обеих сторон одинаково ценится обеими сторонами.

5 этап – оценка эффективности.

Оценка эффективности и качество ухода за пациентом производится сестрой координатаром постоянно.

Основные аспекты оценки:

    Оценка прогресса в деле достижения целей, что позволяет измерить качество ухода.

    Обследование ответной реакции пациента на сестринское вмешательство

    Активный поиск и оценка новых проблем

Систематический процесс оценки требует от м\с умение мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми.

Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м\с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

В этом случае, если цель не достигнута или достигнута не полностью, в графу «оценка» записывается как словесная реакция пациента.

В нашей стране, где до настоящего времени пока нет документа, четко определяющего все права пациента, человеку отводится лишь пассивная роль в определении « кто и как» за ним будет ухаживать и лечить. Поэтому нам следует помнить, что с\п предусматривает « привлечение» людей в качестве партнеров при обслуживании самого себя. Видимо, неизбежны трудности в установлении такого партнёрства, поскольку пи сестринский персонал, ни пациент не привыкли к такому подходу.