Особенности младенческого возраста - воспитание и развитие. Период младенчества

Первый год жизни – совершенно исключительный период в жизни ребенка и его родителей. Трудно сравнить с чем-нибудь тот путь, который проходит человек за первые 12 месяцев своей жизни. Все, что происходит в это время, — все впервые: первая улыбка, первые игры, первые движения, первые слова, первые шаги.

Младенец уже при рождении обладает большим запасом инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. Об этом говорилось в статье . Эти органические потребности обеспечивают выживание ребенка и не могут составить основу психического развития. Безусловные рефлексы не закрепляются в поведении, они постепенно отмирают, т.к. все формы поведения человека складываются прижизненно.

Ведущая деятельность младенческого периода — непосредственное эмоциональное общение. Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его берут на руки. Так, у ребенка возникает новый тип деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребенка и взрослого. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходят также основные слуховые и осязательные впечатления.
К 4-5-ти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного. При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.

Если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно (в больнице, в детском доме), ребенок отстает в психическом развитии. До 9-10 месяцев у такого малыша бессмысленный, безразличный взгляд. Ребенок мало двигается, не стремится схватить попавшиеся на глаза игрушки, он вял и апатичен, не испытывает интереса к окружающему.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери – это показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «мы» (т.е. неразрывное единство ребенка и взрослого).

Гармоничность взаимодействия матери и ребенка составляет важнейший факт психологии младенчества, который свидетельствует о том, что не только ребенок «приспосабливается» к матери, но и она подстраивается под действия ребенка. Ребенок и мать взаимно изменяют и развивают друг друга.

Психическое функции и процессы, которые развиваются в течение первого года жизни:

1. Развитие ощущений.

Суть ощущений заключается в отражении психикой ребенка отдельных свойств предметов, таких, как тепло и холод, твердость и мягкость, цвет и др.

Ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели. В 2-3 месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивать голову в сторону источника звука. На 3-4 месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку улыбкой, общим оживлением.

Зрение у детей развивается медленно. Цвет ребенок начинает различать только на 5-м месяце жизни.

2. Развитие сенсорики.

Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, у младенцев совершенствуется. К 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может прослеживать движущиеся предметы. В 4 месяца ребенок уже активно смотрит: реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Во втором полугодии новая задача зрения – направлять и регулировать поведение. Развивается тактильная чувствительность.
Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений, которые он получает. Взрослые должны удовлетворять потребность в новых впечатлениях.

3. Развитие восприятия.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия ребенка – константность, правильность, предметность и системность. Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в возрасте 2-4 месяцев, когда начинают формироваться его действия с предметами. Дети учатся видеть предмет под разным углом зрения, узнавать его в разных сочетаниях, с различного расстояния и под разным углом зрения. Появляются первые сенсорные эталоны – постоянные образы окружающих предметов. С этими эталонами дети соотносят новые объекты.

На втором месяце жизни младенец реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов. Его реакции на человека почти всегда ярко окрашены.

4. Развитие памяти.

Именно в течение первого года жизни формируются все генетические виды памяти – эмоциональная, моторная, образная и вербальная. Эмоциональная память по некоторым данным есть уже у плода. У младенца этот вид памяти является основным в первые недели жизни, он помогает ребенку ориентироваться в действительности.

В 7-9 недель появляется моторная память – ребенок может запомнить и повторить какое-то движение, у него начинают появляться определенные привычные жесты (начало будущих операций).

До 3-4-месячного возраста ребенок в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более 1 секунды. После 3-4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня.

В 4 месяца у детей появляется образная память – сначала в виде узнавания знакомых предметов, а в 8-9 месяцев ребенок воспринимает то, что видел раньше.

В 8-12 месяцев ребенок выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ в долговременной памяти. К 1,5 годам формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. Таким образом, к концу 2-го года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

Появление образной памяти существенно влияет на общение ребенка и формирование его мотивационной сферы.

5. Развитие мышления.

К концу первого года жизни у детей появляется ручной интеллект или наглядно-действенное мышление, которое связано с развитием первых самостоятельных движений. Большое значение имеет и развитие ориентировки – реакций на новые предметы, стремление их обследовать. Чем дольше ребенок рассматривает новую игрушку, чем больше разных качеств он в ней открывает, тем выше его интеллектуальный уровень.

6. Развитие внимания.

В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители (например, при переходе от темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и др.)

Начиная с 3-го месяца ребенок начинает все больше заинтересовываться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот.

Произвольное внимание начинает проявляться только к концу 1-го года жизни. Здесь большое значение имеет игра, т.к. в процессе игры ребенок учится координировать свои движения сообразно задачам игры и направлять свои действия в соответствии с ее правилами.

7. Развитие речи.

До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции. В это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, лепета, жестов, а затем и первых слов.

В возрасте от 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки – гуканье. От 4 до 6 месяцев у ребенка формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые гулением. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочки певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

В 6-7 месяцев появляется лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания (повторяющиеся слоги, цепочки слогов), связанные чаще всего с действиями ребенка. Ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к самому себе.

Около года у ребенка появляется и его собственная, автономная речь. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией. При этом надо помнить, что в этом возрасте развитие внешней речи идет от слова к предложению, а развитие внутренней речи – от предложения к слову. Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.

Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

ВВЕДЕНИЕ.

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.

Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Основные особенности младенческого возраста.

Младенческий возраст начинается с периода новорожденности, с 2 месяцев и заканчивается в 12 месяцев (Л.С. Выгодский). У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения – безусловные рефлексы, которые важны для его выживания. По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение всей жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе взрослого, которое возникает во время кормления и ухода за ребенком. Такое сосредоточение способствует тому, что бодрствование приобретает активный характер, а двигательная активность ребенка перестраивается. Фиксирование глазами предмета, поворот головы в сторону звука, торможение хаотических движений связывают ребенка с внешним миром, выступают первыми двигательными актами, имеющими характер поведения. Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций, социальных потребностей в познании и общении. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития – период младенчества. Особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и создает предпосылки для их формирования.

1.2. Характеристика младенческого возраста в разных психологических школах.

Бихевиоризм. В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Предметом исследования является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания и умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Дж. Уотсон считал, что воспитание должно основываться на научных исследованиях детей, а психологический уход за ребенком важнее, чем физический, поскольку первый формирует характер. Изучая поведение младенцев, Уотсон рассматривал психическое развитие как приобретение новых форм поведения, образование новых связей между стимулами и реакциями, приобретение любых знаний, умений, навыков. Плюсы теории: в психологию были внесены четкость, объективность, измеряемость. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Минусы: не учитывается сознание человека, его воля и собственная активность.

Психоанализ. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо» или «оно»). Данная теория содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний (в концепции Фрейда – «принцип удовольствия»). В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, главным источником удовольствия для ребенка становится область рта (оральная стадия развития). Эриксон рассматривает не только процедуру грудного кормления, которая приносит ребенку непосредственно оральное удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития.

Гештальтпсихология. Изучая психические процессы младенцев, ученые утверждали, что основные свойства психических процессов формируются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляются константность и правильность того или иного психического процесса, а также его осмысленность. Так, при рождении у детей есть смутный образ человека, в гештальт которого входит и его голос, и лицо, и волосы, и характерные движения. Поэтому младенец может не узнать даже близкого взрослого, если он резко сменит прическу или сменит привычную одежду. К концу первого полугодия этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: образ лица, в котором выделяются отдельные гештальты (глаза, рот, волосы), появляются образы голоса, тела и т.п. Осознав влияние бессознательного на поведение, психологи пришли к выводу о необходимости провести границу между человеком и другими живыми существами, понять не только причины его агрессивности, жестокости, удовлетворения потребностей (психоанализ), но и основы его нравственности, доброты, культуры. Исследования детского развития позволили понять многие закономерности развития восприятия, мышления и личности детей, хотя для современной детской психологии гораздо более интересны эксперименты и открытые факты, чем многие объяснения полученных результатов.¹

Психогенетика. Ж. Пиаже полагал, что основу психического развития составляет развитие интеллекта. Умственное развитие – это процесс адаптации к окружающему миру. При этом не учитывается развитие личности, мотивы, потребности, чувства и переживания. Для выяснения относительной роли среды и наследственности используется близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей, начиная с младенческого возраста, с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Культурно-историческая теория. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. На первом году жизни вся психическая жизнь ребенка осуществляется во взаимодействии со взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия взрослого, но и сам активно влияет на его поведение. Д.Б. Эльконин предложил понимание психического развития, исходя из которого ребенок изначально включен в общество. Система «ребенок и общество» заменяется системой «ребенок в обществе». При изменении союза между ребенком и обществом радикально меняется характер связи систем «ребенок – предмет» и «ребенок – взрослый». Из двух самостоятельных и изолированных они превращаются в единую систему, вследствие чего качественно меняется содержание каждой из них. ²

1.3. Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.

Взрослый организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С. Выгодский назвал «Пра-мы». Она характеризуется изначальной психической общностью матери и ребенка, когда осознанию своего отдельного «Я» предшествует переживание слитности себя и другого. Во-первых, младенец не осознает своего существования, своей деятельности, своей личности, не выделяет своего тела из окружающего предметного мира. Так, он рассматривает свои ручки и ножки как посторонние предметы, а не части собственного тела. Во-вторых, для младенца социальная и предметная ситуации, отношения к человеку и предмету еще не расчленены. Предмет по мере отдаления от ребенка теряет для него свою привлекательную силу, но эта сила вновь появляется, как только рядом с предметом в одном оптическом поле оказывается взрослый. В данном случае ребенок еще не понимает, что он может обратиться к взрослому за помощью в овладении предметом. Эти факты свидетельствуют о том, что с момента рождения ребенок живет во внутренней общности с другими людьми и именно через них воспринимает и познает окружающий мир, а взрослый является центром всякой ситуации взаимодействия с ребенком.

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

Благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

К концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание . В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление .

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба - одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления , всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Раздел второй

Этапы психического развития человека

ГЛАВА 3. МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденность и младенчество. Период новорожденности – это первый критический период развития ребенка, длящийся от рождения до появления «комплекса оживления». Период младенчества длится от 4-6 недель до 1 года. Рассмотрим каждый из них, начиная с момента рождения.

3.1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

3.1.1. Кризис новорожденности

Кризис новорожденности - это период перехода от внутриутробного к внеутробному образу жизни. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

Вот как описывает момент рождения ребенка Е.В. Субботин 1:


«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой… Страдания и боль достигают вершины.

И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его…

Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие её, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, – разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» – и в то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»… Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в её начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится, – скажете вы. И, тем не менее, не то же ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»

Рождение и весь следующий за ним период новорожденности (от рождения до 2-месяцев) психологи называют кризисным, переходным периодом.

Причины кризиса новорожденности следующие:


  • физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери, он попадает в совершенно иные условия существования (холод, яркая освещенность, смена питания и т.д.)

  • психологические – ребенок перестает ощущать тепло матери как неотъемлемое и постоянное, что приводит к чувству тревоги и незащищенности.
Кожа новорожденного малыша сморщенная, мягкая, в пятнах, на голове могут присутствовать тонкие и мягкие волосы, веки припухшие, глаза серые, но в последствие их цвет меняется. Средний вес – 3,200-3,500 кг., длина его тела равна примерно 50-55 см. У новорожденного очень большая голова: она составляет ¼ длины его тела (у взрослого 1/8). Туловище и конечности выглядят несоразмерно короткими и растут отдельные части его тела неодинаково быстро.

Данный период характеризуется следующими особенностями: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная длительная активность, единственная эмоция – реакция неудовольствия, вызванная болью, голодом или каким-то внутренним дискомфортом. Сигналы неудовольствия, издаваемые ребенком, привлекают внимание ухаживающих взрос­лых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощу­щений . Прочие эмоции взрослые домысливают, принимая за их выражение различные гримасы новорожденного.

Новорожденный спит 17-20 часов в день: 30% этого времени приходится на глубокий сон (глаза ребенка крепко закрыты, мышцы лица расслаблены, дыхание замедлено), остальная часть – на неглубокий (дыхание неровное и более частое, мышцы часто подрагивают). В среднем новорожденные бодрствуют 4-7 часов в сутки.

Ребенок появляется на свет, имея определенный запас безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни. К ним относятся:


  • физиологические рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхание, кровообращение, пищеварения и др.), в частности сосательный рефлекс, пищевой и рефлекс вестибулярного сосредоточения.

  • защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий (например, при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, резкое увеличение света вызывает сужение зрачка).

  • ориентировочные рефлексы направлены на контакт с внешним воздействием (например, поворот головы в сторону сильного звука).

  • атавистические, они получены ребенком от животных предков. Большинство из них угасают уже в первое полугодие. Наиболее ярким примеров может служить:

  • рефлекс Робинзона (или цеплятельный рефлекс): при поглаживании ладони, дети сжимают их в кулачки;

  • плавательный: если отпустить новорожденного в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удерживаться на воде.

  • переступательный рефлекс: если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто «ходит»;

  • рефлекс ползания: прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкивание .

Новорождённый не имеет ни одного готового акта поведения, ни одной сложившейся формы движений. Даже безусловный сосатель­ный рефлекс нуждается в «доводке», т.е. некотором обучении ребенка в первые дни жизни. Безусловные рефлексы новорожденного, если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослыми, могут быть включены в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания, удержания предметов и пр.). В то время как сложный набор безусловных рефлексов детенышей животных позволяют сложиться взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими реакциями, необходимыми для нормального существования.

Человеческий детеныш, по сравнению с детенышем любого животного, абсолютно беспомощен (не только потому, что он не может удовлетворить свои потребности, но и потому что у него нет ни одного сформированного поведенческого акта), но это не слабость, а сила ребенка . Его биологическая беспомощность имеет безграничные возможности приобретения новых форм поведения (усвоения опыта) и обеспечивает гибкость адаптации. Решающее условие выживания новорожденного - это уход взрослого человека, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Любое отношение к предмету осуществляется только посредством взрослого человека. В этом смысле Л.С.Выготский называл новорожденного «максимально социальным существом» т.е. жизненно нуждающимся в социальном взаимодействии со взрослым .

Поэтому, основным противоречием кризиса новорожденности является максимальная нужда во взрослом и минимальные средства взаимодействия с ним. В этом противоречии заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.
3.1.2. Становление потребности в общении со взрослым
Здоровый новорожденный обладает разными видами чувстви­тельности - тактильной, температурной, болевой, вкусовой. Хотя чувствительность у новорожденного ниже, чем у более старших де­тей, однако она заметно возрастает в течение первых недель жизни. Зрительная и слуховая фиксация у новорожденных довольна примитивны, но быстро совершенствуются.

На 2-3 неделе возникает слуховое сосредоточение - ребенок замолкает и замирает при резком звуке. В конце первого - начале второго месяца жизни ребенок начинает направлять взгляд в одну точку, следить за движущимся предметом, рассматривать яркие и движущиеся предметы, отчетли­во выделять взрослого из окружающей обстановки.

Как это проис­ходит? В первые недели новорожденный ребенок не проявляет никакого интереса к людям: не радуется приходу матери, не огорчается ее уходу, не старается привлечь к себе внимание. Потребность в общении со взрослым на данном этапе отсутствует. М.И.Лисина высказала предположение о том, что основным источником потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и т.д.), которые он не может удовлетворить самостоятельно. О своем дискомфорте ребенок сообщает матери через крик, плач, движения, мимику. Постепенно у ребенка складывается «образ взрослого как единого источника всех желанных воздействий» 2 .

Кроме того, большую роль в становлении потребности в общении выступает врожденная потребность в новых впечатлениях. Современные исследования свидетельствуют о предпочтении с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других сложноорганизованных зрительных изображений; способ­ности выделять человеческий голос среди других звуков; выделении голоса матери из прочих голосов. Взрослый, становится наиболее при­влекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях. Это природная предрасположенность новорожденного к восприятию человека облегчает ребенку выделение главной опоры его существования и направляет его активность во взаимодействие с ним.

На третьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на об­ращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого - ребенок замирает, губы слегка вытягиваются вперед, происходит глазной кон­такт.

В возрасте 4-5 недель появляется первая улыбка, адресованная взрослому. Она возникает как ответ на ласковое обращение и улыбку взрослого. Эта улыбка является средством налаживания отношений с окружающим миром, т.е. первым средством общения.

Таким образом, центральным психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается возникновение ответной реакции ребенка - улыбки на обращение матери (близкого взрослого). По мнению Л.С.Выготского, это означает начало собственной «индивидуальной психической жизни новорожденного» 3 . Жизнь новорожденного становится индивидуальным существованием, но вплетенным в социальную жизнь окружающих ребенка людей.

В последующие недели ребенок поворачивает голову на звук шагов взрослого, рассматривает лицо, оживленно двигает ногами и руками, и издает разнообразные звуки. Особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому, была названа «комплексом оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.Шеловановым. В состав комплекса оживления входит:


  • улыбка,

  • замирание и зрительное сосредоточение,

  • двигательное оживление – вскидывание ручек, перебирание ножками,

  • вокализация – вскрики (громкие эмоционально насыщенные звуки), гукания (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение) . Это первая сложная психическая функция ребенка, соединяющая в себе комплекс переживаний, обращенный к конкретному взрослому. Ребенок как бы сообщает ему: «Я тебя узнал, я тебе рад, пообщайся со мной».
Комплекс оживления складывается примерно к 1,5-2 месяцам, и его интенсивность нарастает до 4 месяцев. После этого возраста отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения. В результате исследований М.И.Лисиной, С.Ю.Мещеряковой было показано, что активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением. При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит .

Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в общении , но и средств общения. Комплекс оживления вызывает у взрослого чувство разделенности собственных эмоций со стороны маленького существа, чувство глубокого удовольствия.

Все это свидетельствует о том, что спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития - ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») - сло­жилась. Этот феномен выражается в использовании местоимения «мы», при описании поведения ребенка. Такое «сращивание» закладывает чувство доверия сначала к матери, а позднее к человеку в целом.

Что же происходит, если потребность в общении на этом этапе развития не удовлетворяется или удовлетворяется частично? Большинство исследователей (Р.Шпиц, Дж.Боулби, М.И.Лисина, М.Ю.Кистяковская и др.) отмечали, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается.

Жизненная важность этих связей стала очевидной в период Второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка. Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих учреждениях, дети в них теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их обычным занятием становилось сосание пальца, при этом взгляд был бессмысленно устремлен в одну точку. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года. Российские педиатры и психологи, поняли, что все симптомы связаны с дефицитом общения, и данную болезнь назвали госпитализмом . Ребенку недостаточно удовлетворять только свои органические потребности, ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого – видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло.


    1. Период младенчества

      1. Развитие основных психических функций младенца

Комплекс оживления знаменует конец новорожденности и начало стадии младенчества (2 мес. – 1год). Кризисный период новорожденности заканчивается, и начинается период стабильного развития - младенчество. Ведущая деятельность младенческого пе­риода - непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым (по Д.Б. Эльконину).

Период младенчества можно разделить на два подпериода: до 6 месяцев и после 6 месяцев.

В 1-ом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается «общение ради общения», или ситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной) . Объект этой деятельности - другой че­ловек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен выражениями внимания, радости, интереса и удо­вольствия посредством мимики, жестикуляции, телесного контакта (в виде поглаживаний, тормошения, объятий), звуков.

В это время их общение ничем не опосредовано: никаких предметов и содержания для этого общения не требуется. Единственным его смыслом является выражение отношения к другому. Причем это отношение является абсолютно бескорыстным и положительным. Ребенку еще ничего ненужно от взрослого кроме его внимания и его присутствия. Единственное против чего он возражает, - это против своей «незамеченности». Столь же бескорыстное и открытое отношение в этот период, как правило, наблюдается со стороны матери: она радуется самому факту его существования. Любовь, которую С.Л. Рубинштейн определил как чувство «хорошо, что ты существуешь», проявляется здесь в чистом виде.

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца, так как:


    • благодаря личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как субъект общения,

    • складывается положительное самоощущение как первичная форма самосознания. Она проявляется в ярких положительных эмоциях , в стремлении привлечь взрослого к себе, в его общей активности,

    • к концу первого полугодия появляется привязанность к близкому взрослому. Поэтому на этой стадии развития ребенок нуждается не в принципиальности взрослого, не в следовании его определенным воспитательным представлениям, а постоянное выражение любви и заботы. Благодаря этому у младенца закладываются базовые составляющие чувства уверенности в себе формирование на этой стадии базового чувства "доверия к миру" по Э. Эриксону, составляющие чувства уверенности, и активной позиции к окружающим, к миру и к себе. Среди молодых матерей, а также некоторых нянь и воспитателей в Домах ребенка существует представление о необходимости отучать ребенка от крика и плача. В этой "псевдовоспитательной" ситуации требовательный плач при его игнорировании может через стадию "закатывающегося крика" переходить в беспомощное всхлипывание, а потом затихать. Единственным результатом такого воспитательного подхода является формирование опыта беспомощности и фиксация устойчивой пассивно-тормозимой установки с последующим избеганием контактов.

    • эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца и его отношение к предметному миру .

В первом полугодии жизни познавательная активность младенца проявляется в зрительном и слуховом сосредоточении на воспринимаемых предметах (причем сенсорные процессы в своем развитии опережают развитие двигательной системы) (табл.1). Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденности, постепенно совершенствуется: после 2-го месяца сосредоточение становится более длительным, к 3-м месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, может следить за их перемещением, появляется способность к различению простейших цветов.

Развивается слуховое восприятие, появляется реакция на обращенные к нему слова. К 3-4 месяцам заканчивается совершенствование зрительного и слухового аппарата: ребенок не только видит и слышит, он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Взрослые, ухаживающие за ребенком должны, удовлетворять его потребность в новых впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая среда не была однообразной и неинтересной.

После 4 месяцев младенцы начинают активно познавать свое тело. Сначала они открывают для себя собственные руки и ноги и некоторые из движений, которые можно ими воспроизводить. К 4-5 месяцам малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг, т.е. общение со взрослым приобретает избирательный характер. Это позволяет им начать строить схемы «я и другие».

Первый год жизни ребенка является подготовительным (довербальным) периодом к активной речи. В этот период интенсивно складываются предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейшее речевое развитие. Особенности довербального общения оказывают мощное влияние на сроки возникновения и темпы развития речи в последующем периоде .

Подготовка к появлению речи идет двумя направлениями:

1. развитие понимания речи взрослых (пассивная речь) связано с развитием фонематического слуха.

2. развитие предречевых вокализаций ребенка (активная речь) связано с отработкой речевых артикуляций. Предречевые вокализации, входящие в состав комплекса оживления, наблюдаются уже первом полугодии: в 2-3 месяца выделяются короткие звуки – гукание, от 4 месяцев ребенок издает протяжные гласные звуки – гуление. Для гуления характер­но прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподража­ние, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.

Во втором полугодии происходит перестройка предречевых вокализаций, выражающаяся в снижении количества и изменения роли гуления и гукания, а также в нарастании числа лепетных звуков (комбинация гласных и согласных в произвольной форме), принимающих на себя основную функцию при голосовом общении детей с окружающими взрослыми .

Развитие вербальной функции происходит лишь в том случае, если прослушивание речи включено в контекст живого общения с реальным взрослым и если взрослый формирует у ребенка потребность в понимании речи и в активном владении ею, ставя перед ним задачи, требующие использования вербальной функции .

После 6-6.5 месяцев происходит первичное понимание слов взрослого, которое проявляется в умении связывать воспринимаемый предмет с его названием. С этого периода у ребенка появляются элементы настоящего речевого общения. Они выражаются первоначально в том, что у ребенка появляются специфические реакции на жесты взрослого, сопровождаемые словами. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок протягивает ко взрослому ручки.

Примерно в 5 месяцев возникает важное событие – ребенок начинает целенаправленно тянуться и захватывать предметы. В детской психологии данное явление называется - «акт хватания». Л.Ф.Обухова отмечает, что это настоящая революция в развитии ребенка первого года жизни. Это движение первоначально организуется взрослым и рождается как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый вычленяет для младенца отдельные предметы и привлекает к ним внимание ребенка. Предметы, выделенные взрослым из окружающей среды, приобретают привлекательность и своеобразный интерес для ребенка. Он зрительно сосредотачивается на предмете и начинает целенаправленно тянуться к нему. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони (у младенца кисть руки сжата в кулачок). В дальнейшем движения руки становятся более точными, направленными на цель, рука раскрывается, расположение пальцев зависит от того, какой предмет берет ребенок (мячик берется растопыренными пальчиками, шнурок – кончиками пальцев и пр.). С появлением акта хватания начинают формироваться образ предмета и предметное восприятие. Образ предмета возникает, когда есть практический контакт между изображением и предметом.

В 5 – 5,5 месяцев ребенок самостоятельно может свободно достать, захватить и удержать игрушку. Все это стимулирует возникновение сидения. Когда ребенок садится, перед ним открываются другие предметы, получить которые можно только с помощью взрослого. Благодаря этому общение приобретает другой характер, оно становится общением по поводу предметов, игрушек.

Во 2-м полугодии ребенок больше не соглашается только обмениваться улыбками со взрослым, ему теперь надо сотрудничать со взрослым. М.И.Лисина назвала такое общение ситуативно – деловым . Среди мотивов общения на первое место выдвигаются деловые мотивы: взрослый привлекает младенца своими умениями действовать с предметами. Основными средствами общения ребенка становятся предметные действия и локомоции: жесты, позы.

Постепенное изменение предмета общения требует новых способов воздействия на взрослого: так возникает (формируется) указующий жест ребенка. По поводу этого жеста Л.С.Выготский писал, что сначала указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Ребенок пытается схватить слишком далеко стоящий предмет, его руки, протянутые в воздухе, остаются висеть воздухе, пальцы делают указательное движение. Когда мать приходит на помощь ребенку и понимает его движение как указание, указательный жест становится жестом для других .

Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало манипулятивным действиям . Предметные манипуляции одинаковы по отношению к любому предмету: он их трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот, т.е. ребенок еще не замечает способа действия с предметами и вся его активность направлена на сам предмет – на его схватывание и удержание.

Поскольку эти действия с предметами не зависят от свойств предметов, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяет ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а двумя предметами (например, постукивание двумя погремушками).

В 9 - 10 месяцев малыша начинает привлекать не только действие, но и свойства предметов (мячик можно катить, из чашки пить, пирамидку строить…). Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде чем действовать ребенок как бы исследует его (ощупывает, переворачивает, медленно двигает), и лишь потом применяет привычное манипулирование. Овладевая этими действиями, ребенок переходит к специфическим действиям с предметами. Сначала ребенок выполняет действие одним показанным ему способом и на одни и тех же предметах. (Например, увидев, как мать «укладывает спать куклу», ребенок будет тянуться именно к этой игрушке и укладывать в этом же месте. Другая кукла его не устроит.) Осуществляя такого рода движения, малыш копирует (подражает) специфические действия близких и через эти действия приобщается к ним. Подражание ребенка взрослому на данном этапе еще не является предметным действием. Свидетельством этого может служить тот факт, что ребенок требует тот самый предмет, который находится в руках взрослого, а также характер самого выполнения действия (когда годовалый ребенок» качает куклу – это всего лишь движение покачивания, а не воспроизведение действия «убаюкивания», т.к. кукла в руках ребенка может находиться в самом экзотическом положении).

Позднее, в начале второго года жизни, он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (например, толкает палочкой мячик, колесико, шарик). Появляется возможность переноса действия на сходные предметы. Это свидетельствует о начале новой деятельности – предметной, характерной для следующего возрастного периода.

К концу 1-го года жизни ребенок начинает ходить, самостоятельность ребенка резко возрастает. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости. Возникают собственные, независимые от взрослого, желания ребенка. Если раньше окружающие предметы были привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого. Если раньше все, что нужно малышу исходило от взрослого, то теперь он сам может хотеть то, что не связано со взрослым. Ребенок обнаруживает собственные, независимые от взрослого желания (если раньше окружающие предметы становились привлекательными в руках взрослого, то теперь они влекут малыша независимо от взрослого), появляется «я-желающий».

Появление прямохождения, как важнейшего психического новообразования младенческого периода, является механизмом зарождения у ребенка новых потребностей . Возможность ходить открывает перед ребенком новый мир окружающих предметов, делает их доступными для познания. Новые объекты привлекают ребенка своей необычностью, непознанностью, возникает желание узнать (потрогать, рассмотреть…) эти предметы.

Так в недрах младенческого возраста зарождается новая потребность – потребность в познании предметов окружающего мира , которая будет развиваться и реализовываться уже в следующем возрастном периоде и в процессе другой ведущей деятельности.

Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов. С 8-9 месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. Именно в этот период у ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. К концу 1-го года жизни ребенок понимает 10-20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько первых слов своих сходных по звучанию со словами взрослой речи. Складывается так называемая автономная, понятная только близким речь, эмоционально окрашена, состоит из отрывков слов и имеет характер указательных жестов. Исследователи называют ее - языком нянь. Если в первое полугодие речь воспринимается как передача эмоционального состояния, то к концу 2-го полугодия ребенок стремиться ее понять.

Впервые происходит разрыв единой социальной ситуации «МЫ», и возникает автономность от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Начинает формироваться переживание ребенком себя как субъекта действия, которое приводит к кризисным проявлениям на рубеже 1 года.


      1. Кризис 1 года

Свобода передвижения приводит к расширению круга доступных предметов, часто небезопасных для ребенка. Он бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет все, что попадется на глаза. Стремление к независимости часто выражается в негативном поведении ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок на­чинает протестовать против управления собой. Годовалый ребенок неожиданно для родителей превращается из спокойного и уступчивого существа в капризного, своевольного деспота. Это и есть кризис 1 года – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого – является основным противоречием кризиса 1 года.

Поведенческим симптомом появления кризиса является появление гипобулических реакций , протекающих по типу эмоциональных взрывов: ребенок требует желаемого, но натыкается на сопротивление взрослых, поэтому возникают слезы, скандалы.

Кризис 1 года захватывает все сферы жизни ребенка:


  • Сфера предметной деятельности. В этой сфере возрастает активность и самостоятельность предметных действий, их разнообразие, овладение новыми способами с предметами.

  • Отношения со взрослыми: наблюдается избирательность отношений, неприязнь и недоверчивость к посторонним, требовательность к взрослым.

  • Отношение к самому себе: стремление отстоять свою независимость проявляется прежде всего в повышенной обидчивости ребенка, настойчивых требованиях .
Основная задача воспитания в данный период – максимально расширить и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности. Забота о макси­мальной безопасности малыша не должна привести к бесконечным ограничениям и слову «нельзя». Пространство дома должно быть четко разделено на разрешенное и запрещенное. Когда это возмож­но, запреты нужно заменить более гибким поведением: провести ревизию дома на предмет его «доброжелательности» к ребенку; быть готовым предложить выбор, привлекательную замену опасно­му предмету; научить малыша правильно обращаться с вещами.
Вопросы и практические задания к главе 3
Вопросы для самопроверки

  1. Почему рождение является кризисным моментом в жизни ребенка?

  2. Какие безусловные рефлексы новорожденного Вы знаете?

  3. Является ли достоинством или недостатком развития ребенка небольшое количество врожденных форм поведения? Какие действия матери могут способствовать образованию вредных привычек?

  4. В чем заключаются особенности сенсорных систем новорожденного?

  5. Что такое комплекс оживления и каковы его компоненты. Каковы функции комплекса оживления в психической жизни младенца?

  6. Что происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется частично?

  7. В чем проявляется познавательная активность детей в первом полугодии?

  8. Какова роль взрослого в становлении хватательных движений младенца.

  9. Как происходит развитие манипуляций во втором полугодии жизни?

  10. В чем проявляется познавательная активность детей во втором полугодии?

  11. В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте?

  12. Каковы основные психические новообразования младенческого периода?

  13. В чем заключаются основные признаки кризиса 1-го года. Объясните главное противоречие кризиса 1-го года.

Практические задания

Задание 1 . Охарактеризуйте развитие ребенка в младенческом возрасте по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), вид общения (по М.И.Лисиной), психологические новообразования. Заполните таблицу «Возрастная периодизация психического развития».

Таблица 1


Задание 2. Докажите, что наследственные особенности и врожденные свойства организма являются предпосылками психического развития организма.
Задание 3 . Докажите, сто ситуативно-личностное общение со взрослым является основной формой общения младенца 2-6 месяцев?
Задание 4 . В чем заключаются предпосылки развития речи в младенческом возрасте. Заполните таблицу «Динамика речевого развития». По какой причине может происходить задержка речевого развития ребенка?
Таблица 2

Задание 5 . Сравните по самостоятельно выделенным характеристикам следующие виды общения: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.
Задание 6 . Заполните таблицу сопоставления кризисов.

Таблица 3


Задание 5. Вставьте пропущенное(ые) слово(а)


  1. Ребенок появляется на свет, имея определенный запас …, облегчающих приспособление к новым условиям жизни.

  2. ...рефлексы получены ребенком от животных предков, большинство из них угасают уже в первое полугодие.

  3. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о... (силе или слабости?) новорожденного. Это обеспечивает…………..

  4. В противоречии между……. заложена основа всего психического развития ребенка в младенческом возрасте.

  5. Центральным психологическим новообразованием кризис­ного периода новорожденности считается возникновение ……..

  6. В состав комплекса оживления входит……….

  7. Появление комплекса оживления у ребенка знаменует появление не только первой социальной потребности – потребности в.., но и ….

  8. Спе­цифическая для младенческого возраста социальная ситуация раз­вития - это ситуация ……………

  9. Ведущая деятельность младенческого пе­риода - это……..(по Д.Б. Эльконину).

  10. В 1-ом полугодии между взрослым и ребенком наблюдается… общение (по М.И.Лисиной).

  11. «Акт хватания» первоначально организуется…

  12. Во 2-м полугодии возникает…общение (по М.И.Лисиной).

  13. В 6-7 месяцев у ребенка складываются простые … действия с предметами, а к 9-10 месяцам малыша начинает привлекать не только действие, но и … предметов.

  14. Повышение собственной активности ребенка приводит к формированию переживания ребенком себя как субъекта…и субъекта...

  15. К концу 1-го года жизни складывается так называемая…речь.

  16. Основное противоречие кризиса 1 года проявляется в ……..

  17. Поведенческим симптомом появления кризиса является появление…….

Задачи

Задача 1 . Какой тип общения демонстрирует ребенок, что требует ребенок, как построить взаимоотношения с ним?

Ребенок (8 месяцев) находится на руках у матери. Он протягивает свои ручки к часикам, приглашая полюбоваться ими. Мама улыбается и относит малыша в другое место. Ребенок начинает плакать.


Задача 2 . В некоторых семьях во время бодрствования детей сажают на диван, обкладывая подушками. Полезна ли данная организация бодрствования для ребенка и почему? Как можно организовать бодрствование детей в домашних условиях 4 .
Задача 3. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон. Назовите причину данного явления.
Задача 4 . О каком поведенческом акте упоминается в данном примере?

Миша (5 мес.), находясь в манеже, все время передвигается. Вот он обратил внимание на яркий волчок. Он тянется к нему ручками 5 .


Задача 5. Чем объяснить поведение ребенка?

Саша (1 год) бегает по квартире, залезает во все углы, бросает и тянет в рот все, что попадется на глаза. Когда взрослый пытается ему в чем-то отказать, неистово кричит и закатывает настоящие истерики. Родители в растерянности.


Задача 6 . Какое психологическое новообразование младенческого возраста определяет данное поведение?

А) Валя (10 мес.) тянется рукой к светильнику. Мама поднимает ее вверх, она трогает рукой светильник. После этого случая Валя постоянно тянется к светильнику. В ответ на слова мамы: «Валя, где лампа?» - она не только смотрит на светильник, но и протягивает к нему ручку. Мама поощряет: «Молодец, правильно показала лампочку».

Б) Валя (4 мес.) лежит в кроватке. Перед ней подвешены на веревочке погремушки и пластмассовые яркие зверята. Смотрит на игрушку, начинает радостно двигать ногами и руками. Случайно задевает их руками и приводит в движение. Оживляется еще больше. Если рука попадает на яркую игрушку, Валя растопыривает пальцы и на мгновение задерживает руку на нем. Затем ощупывает игрушку пальцами. На несколько секунд рука охватывает игрушку целиком.

Темы творческих работ


  1. Инициативность младенца в общении со взрослым и их реакции.

  2. Младенец: от общения к действию и познанию.

  3. Психологические условия полноценного психофизического развития ребенка в период новорожденности.

  4. Роль эмоционально-личностного общения с ребенком в младенческом возрасте для дальнейшего психического развития.

Литература к главе 3


  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.

  2. Бауэр Т. Дж. Р. Психическое развитие младенца. М., 1979.

  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

  4. Ветрова В.В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Дис... канд. психол. наук. - М.: Наука, 1975.

  5. Ветрова В.В. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред.М.И. Лисиной, М.,1985.

  6. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Собр. соч. в 6 т. М., 1984. Т.4.

  7. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр.соч. в 6 т. М., 1984. Т.4

  8. Кистяковская М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. М., 1970.

  9. Крайг Г. Бокун Д. Психология развития. СПб., 2007.

  10. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

  11. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.

  12. Мухина В.С. Возрастная психология. Хрестоматия. М., 2001.

  13. Обухова Л. Ф. Возрастная психология М., 1996.

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия.. Приспособиться к этим новым помога­ют безусловные рефлексы. Среди них, прежде всего, система пищевых рефлексов, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавис­тическими - они получены в наследство от животных пред­ков. Так, рефлекс, называемый иногда “обезьяньим”, про­падает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схва­тывает пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнс­кую шерсть при передвижении.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления. Мозг маленького ребенка не вполне сформирован, поэтому психическая жизнь свя­зана главным образом с подкорковыми центрами и недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Важные события в психической жизни ребенка - воз­никновение слухового и зрительного сосредоточения. Слу­ховое сосредоточение появляется на 2-3-й неделе. Поз­же, на 3-4-й неделе, такая же реакция возникает на го­лос человека.. Зрительное сосредоточение, появляется на 3-5-й неделе, Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

При­мерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бур­ная эмоциональная реакция была названа комплексом оживления. Комплекс оживления, знаменует собой появ­ление первой социальной потребности - потребности в общении. Заканчивается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год его жизни увеличивается примерно в 1,5 раза, а вес - почти в 2 раза. В результате он приобретает большие возможности познания окружа­ющего мира.

В познавательной сфере в первую очередь происходит развитие восприятия и тонких ручных движений. Зрительное сосредоточение, появившееся еще на этапе новорожденного, совершенствуется. После второго месяца сосредоточение становится достаточно дли­тельным, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 секунд. Становится возможным прослеживание дви­жущихся предметов. В 4 месяца ребенок не просто видит, но уже смотрит: активно реагирует на увиденное, двига­ется и издает радостные звуки.

Ребенок в младенческом возрасте воспринимает фор­му предметов, выделяет контур и другие их элементы. Если показывают одновременно две картинки - однотонную и с верти­кальными черными линиями, он дольше смотрит на вто­рое изображение.

Младенец проявляет больше внимания к изогнутым элементам, чем к прямолинейным; к фигу­рам концентрической формы, к изломам - переходам прямой линии в изогнутую. Их привлекают контрасты, движение наблюдаемых пред­метов и другие их свойства.

К 2-3 месяцам младенцы обычно проявляют интерес к объектам, которые в какой-то мере отличаются от тех, что наблюдались ими раньше. Новые, значительно отличающиеся от ранее увиденных предметы могут вызвать тревогу, испуг или плач.

Ребенок различает зрительно воспринимаемые объекты по форме, сложности и цвету. На цвет он может реагиро­вать уже в 3-4 месяца: если его кормить только из красной бутылочки, он безошибочно выберет ее среди бутылочек других цветов. Активный же интерес к цвету появляется позже, с 6 месяцев.

Физическое развитие младенца: 1 месяц - Поднимает подборок. 2 месяца - поднимает грудь. 3 месяца - тянется за предметом, но,как правило, промахивается.4 месяц а - сидит с поддержкой.5-6 месяцев - х ватает рукой предметы. 7месяцев - с идит без поддержки.8 месяцев - садится без посторонней помощи. 9 месяцев - стоит с поддержкой; ползает на животе. 10 месяцев - ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками 11 месяцев - стоит без поддержки. 12 месяцев - ходит, держась одной рукой.

Начинает развиваться также пространственное восприя­тие, в частности восприятие глубины. (Эксперимент со стеклянной поверхностью – обрыв - после 8 месяцев боль­шинство детей избегают “обрыва” и начинают плакать).

Считается, что младенец имеет целостную картину мира, а не мозаичный набор цветовых пятен, линий и разроз­ненных элементов. Воспринимая не отдельные свойства объектов, а объекты в целом, он создает обобщенные

об­разы предметов. Познавательному развитию ребенка способствует раз­нообразие впечатлений , которые он получает. Взрослые, ухаживающие за ребенком, должны удовлетворять его по­требность в новых впечатлениях.

Движение и действия . Движения младенца очень сложны и связаны с целостным восприятием, объе­диняющим ощущения разных модальностей. Наблюдается синхронизация движений ребен­ка и матери. Эти плавные, малозаметные движения настолько гармоничны, что у психологов, их фиксирую­щих, вызывают ассоциации с вальсом.

Движения рук младенца, направленные к предмету, ощупывание предмета появляются примерно на четвертом месяце жизни. В 5-6 месяцев ребенок уже может схватить предмет, что требует сложных зрительно-двигательных ко­ординации. Значение этого момента для дальнейшего раз­вития велико: хватание - первое целенаправленное действие ребенка, оно является обязательным условием, основой освоения манипуляций с предметами.

Во втором полугодии движения рук и соответствующие действия интенсивно развиваются. Ребенок размахивает схва­ченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д. После 7 меся­цев встречаются “соотносящие” действия: ребенок вклады­вает маленькие предметы в большие, открывает и закрыва­ет крышки коробочек.

После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно вер­но использовать предметы, подражая действиям взрослых. К концу года ребенок начинает познавать мир человеческих предметов и осваивать правила действия с ними. Ори­ентируясь в окружающей действительности, он интересу­ется не только тем, “что это такое”, но и тем, “что с этим можно делать”.

Восприятие и действие - та основа, которая позволяет судить о первоначальных формах наглядно-действенного мышления в младенческом возрасте. В течение года услож­няются познавательные задачи, которые способен решить ребенок, сначала только в плане восприятия, затем ис­пользуя двигательную активность. Добиваясь ус­пеха, ребенок действует методом проб и ошибок. К концу 1 года ребенок включается в достаточно слож­ные действия-игры. Ребенок начинает познавать мир на этом возрастном этапе в наглядно-действенном плане, внутренний план будет сформирован значительно позже.

Память. Познавательное развитие младенца предпола­гает включение механизмов памяти, естественно простей­ших ее видов. Первым появляется узнавание. В 3-4 месяца он узнает, ту игрушку, которую показывал ему взрослый, предпочитая ее остальным. 4-месяч­ный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого.

На протяжении младенческого возраста наблюдается, на­ряду с познавательным,и эмоциональное развитие. Эта линия развития тоже непосредственно зависит от общения с близ­кими взрослыми. В первые 3-4 месяца у детей проявляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность

расслабление при удовлетворении потреб­ности. После 3-4 месяцев он улыбается знакомым. Между 7 и 11 месяцами, по­является так называемый “страх расставания”

Общаясь с мамой или другим близким человеком, мла­денец к концу 1 года стремится не только к чисто эмоцио­нальным контактам, но и к совместным действиям. Облегчают общение жесты, которыми активно пользуется ребенок.

Начинается в младенческом возрасте иречевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, ребе­нок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением . Во втором полугодии возникает лепет , который обычно сочетается с выразительной жестику­ляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов, про­износимых взрослыми, и сам произносит одно или несколь­ко своих первых слов, С появлением первых слов начинается но­вый этап в психическом развитии ребенка.

Переходый период между младенчеством и ранним дет­ством называют кризисом 1 года. Как всякий кри­зис, он связан со всплеском самостоятельности, появле­нием аффективных реакций. Аффективные вспышки у ре­бенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Главное приобретение переходного периода - своеоб­разная детская речь , называемая Л.С. Выготским автоном­ной. Она значительно отличается от взрослой речи и по зву­ковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (се­мантической стороне).

Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с пред­метами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь си­туативна, непонятна большинству окружающих, его воз­можности общения с близкими людьми значительно рас­ширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ре­бенка основывается в первую очередь на потребности об­щения со взрослыми - центральном новообразовании дан­ного возрастного периода.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16