Приход храма воскресения словущего в марьинском парке.

«Примером вашим воспитывайте детей». Святитель Лука Крымский

Святитель Лука Крымский — в миру хирург с мировым именем, профессор медицины Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. В Симферопольском Свято-Троицком кафедральном сборе (ныне это Симферопольский Свято-Троицкий женский монастырь) покоятся святые мощи архиепископа Луки. В жизни святителя Луки особенно поражает то, как он смело проповедовал веру православную в годы воинствующего атеизма, эпохи, в течение которой он совершал свой крестный путь. Вот случай из жизни архиепископа Луки: к нему на операцию привезли женщину – жену высокопоставленного партийного чиновника. Просили оперировать именно его, так как Валентин Феликсович считался большим авторитетом. Но святитель Лука сказал, что он не войдет в операционную, пока не вернут туда икону Божьей Матери. Властям пришлось уступить…. Входя в операционную, профессор Войно-Ясенецкий крестил себя, весь медицинский персонал, пациента, которому предстояла операция, и только после этого преступал к операции, призывая на помощь Врача душ и телес наших. Оперировал он в облачении и с панагией на груди. Где бы и кого бы не лечил легендарный врач, он никогда не стеснялся искренне отвечать пациентам: «Это Бог вас исцелил моими руками. Молитесь Ему…».

В 1946г. профессор медицины В.Ф. Войно-Ясенецкий получает Сталинскую премию I степени за научный труд «Очерки гнойной хирургии», книги, которая и поныне является учебным пособием для студентов мединститута и врачей- хирургов. Лауреат Сталинской премии I степени — и узник сталинских же лагерей! Сам владыка Лука говорил: «Я готов учить врачей тому, что знаю сам; я вернул жизнь и здоровье сотням и наверняка мог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам…». Даже находясь в ссылках, святитель Лука продолжает оперировать и работать над своими рабочими трудами.

Свою паству святитель Лука постоянно наставлял в необходимости неустанной молитвы, искреннего обращения к Богу во всех нуждах и обстоятельствах жизни. И вот, спустя годы, современные ученые, как бы продолжая дело всей жизни врача и архиепископа Луки об исследовании взаимодействия науки и религии, о значении молитвы в жизни человека, пришли к такому важному научному открытию, как «четвертое состояние сознания». «В конце ХХ века ученые пришли сенсационным для атеистического мира выводам: молитва необходима человеку для полноценной, гармоничной жизни так же, как деятельное бодрствование, как сон.… До этого открытия наука знала три состояния сознания: бодрствование, медленный и быстрый сон.… Теперь миру известно отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании (молитва). Ученые пришли к выводу, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных», — пишет В. Глущенко в своей книге «Святитель Лука- взгляд в будущее. Панагия и белая мантия».

Теме взаимодействия, взаимоотношения науки и религии святитель Лука уделял много внимания в течение всей своей жизни. Он говорил об этом в частых беседах, проповедях, систематизировал свои размышления в книге «Наука и религия». «Он сам – ученый и священнослужитель в одном лице являл пример плодотворного, благодарного соединения этих двух реалий человеческого бытия», — пишет В. Глущенков и приводит высказывание из книги архиепископа Луки: «Научное мышление доказывает, что должен быть Бог, а религия – Его открывает и сообщает о Нем. Наука доказывает необходимость Его бытия логически, эстетика показывает идеальное бытие в образах, а религия соединяет, приводить в общение с Богом. Наука без религии – “небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, — это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира».

В 1958г. Господь послал владыке Луке новое испытание – слепоту на оба глаза. Однако святитель Лука видел духовными очами. Он продолжал регулярно совершать богослужения, проповедал и принимал страждущих.

Скончался святой исповедник и архиепископ Лука 11 июня 1961 года в день всех святых, в земле Российской просиявших. В августе 2000г. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священно исповедника Луку сонме Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века для обще церковного почитания. Это есть призвание к новому служению, но уже в качестве небесного заступника, имеющего особое дерзновение молиться перед Престолом Божьим о своей земле и народе. По молитвам святителя Луки совершаются чудеса, страждущие и болящие получают исцеления.

Кроме научных трудов по медицине святитель Лука оставил после себя многочисленные проповеди, которые изданы отдельной книгой. Одна из них – «Правда — на сынах ваших» — о воспитании детей: «Во веки веков благословление Божье на тех, кто воспитывает детей своих в благочестии… во веки веков будет тяготеть проклятие Божье над теми, кого не воспитали вы в духе христианского благочестия. Как же должно их воспитывать? Так, как воспитывали детей своих древние христиане…. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к таинствам церковным. Когда учили их грамоте, то учили по книгам Святого Писания. Они никогда не позволяли сесть ребенку за стол и начать еду без молитвы. Они внушали детям то, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой. Когда учили они детей своих, то заботились не только об образовании общем – о мудрости языческой, об обучении философии, музыке, искусствам. Нет, совсем другому учили их. Научая детей своих, они руководствовались глубоким, святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога. Того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». …А как же насаждать в них высшую нравственность? Прежде всего, вашим примером, ибо дети воспитываются именно примером родителей своих. …Примером вашим воспитывайте детей».

Думаю, что слово архиепископа Луки о нашей ответственности за воспитание детей будет интересно и полезно не только родителям, но и педагогам.

Когда-то святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Когда мы призываем святых на молитве, то произнести от сердца их имя — значит, уже приблизить их к самому сердцу», И мы сегодня с благословением в сердце взываем: «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!».

Подготовила: Лариса Леонидовна Телегина, преподаватель Воскресной школы храма Рождества Христова

Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Крымский (†1961)

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого “В чем моя вера?”, он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого “Региональная анестезия”, в которой Воино-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии – прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: “когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее”. За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной - по национальности татарин - сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».

Однажды он выступил на епархиальном съезде “по одному очень важному вопросу с большой горячей речью”. После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: “Доктор, вам нужно быть священником”. “У меня не было и мыслей о священстве, – вспоминал Владыка Лука, – но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: “Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!”

Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля – во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.

В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд “Очерки гнойной хирургии”. На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа ».

“Пожалуй, нет другой такой книги, – писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, – которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку”.

Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска - в Енисейск, а потом еще далее - в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной - Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья - в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенейкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края - на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» – спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

Скончался Владыка 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.


Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

Тропарь, глас 1
Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

Кондак, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение

Проповеди святителя Луки Войно-Ясенецкого

О предопределении

Хочу, чтобы поняли вы, что такое предопределение Божие. Это трудный вопрос, и потому с великим вниманием слушайте слова мои.

Слышали вы, что пред рождением Иоанна Предтечи ангел Господень, явившись отцу его, священнику Захарии, в храме Божием, предвозвестил, что будет ему великая радость, что все народы мира возрадуются о рождении его сына, ибо будет он велик пред Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей.

Видите, св. Иоанн Предтеча уже до рождения своего был освящен Богом, был предопределен быть великим и славным.

И не только с ним одним было так, так было и со многими преподобными: со святителями Амвросием Медиоланским, Ефремом Сирином, Сергием Радонежским и многими другими святыми. Уже вскоре по рождении их или даже еще до рождения Господь открывал матери, что велико и свято будет то дитя, которое носила она во чреве своем.

А другие несчастные, которых так много, как рождаются? Рождаются как бы предназначенными на погибель, рождаются от родителей, полных греха и нечистоты, рождаются от прелюбодеев и блудниц, от воров и разбойников, от пьяниц, живут и возрастают в самых неблагоприятных для спасения условиях. Все их окружающее как будто преднамеренно направляет их на путь погибели.

Вот и спрашиваем себя, что это значит, почему это Господь как будто одних заранее предназначает ко спасению, а другие заранее как будто осуждены на погибель.

Тяжел этот вопрос, ибо слышали мы не раз, что Господь Иисус Христос заповедал апостолам Своим проповедовать Евангелие всей твари, чтобы все спаслись; заповедал проповедовать во всех языках, всем народам, всем, всем живущим, начиная от Иерусалима. Читаем в послании к Тимофею: "Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен" (2 Тим. 1, 8-9).

Когда слышим мы слова эти, у некоторых из нас закрадывается тяжелая мысль, будто Господь кого-либо предопределяет к погибели. Нет, нет! Всем хочет спастися и в разум истины приити.

Читаем мы в послании Римлянам: "Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению все содействует ко благу. ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями" (Римл. 8, 28-29).

Огромно значение этих слов апостола Павла. Пред-определено быть подобными образу Сына Его тем, кого Он предуставил: тем, о которых по Божественному предведению Своему знал заранее, что пойдут они по пути, заповеданному Христом, будут достойны Царствия Божия.

"А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил" (Римл. 8, 30). Вот эти слова святого апостола Павла о Божественном предопределении и другие его слова, на которых сейчас остановлю ваше внимание, привели к тому, что крайние протестанты – кальвинисты, реформаты – создали очень мрачное и безнадежное учение, будто все заранее Богом предопределены или к вечному спасению, или к вечной погибели. Они учат, что те, которые предопределены ко спасению, не могут никак отделаться от благодати Божией. Если бы даже и захотели ее отвергнуть, все равно как определенные ко спасению, все будут спасены. А те несчастные, которые предопределены к вечной погибели, сколько бы ни старались делать добрые дела, все равно будут осуждены.

Видите, как мрачно, как даже богохульно учение реформатов. В этом учении Бог – жестокий тиран, Который по Своему произволу одних предопределяет ко спасению, других оставляет на погибель.

Но ведь Бог благ, всемилостив; Он послал Сына Своего Единородного на крест спасти все человечество. Как совместить с этим мрачное учение реформатов о безусловном предопределении? Нельзя, нельзя его совместить.

А наша Православная Церковь учит совсем не так. Поймете это из моего толкования следующих слов апостола Павла: "Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею, – Бог знает, кого миловать, кого жалеть – и только тех пожалеет, только тех помилует, кто достоин в Его святых очах. – Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего" .

Вот это трудные для толкования слова: как так, выходит как будто бы, что нисколько не зависит от нас помилование, что как бы ни подвизались, как бы ни стремились в Царство Божие, спасены будут только предопределенные, и только милостью Божьей.

Как это понимать: неужели наши добрые дела, неужели жизнь по заповедям Христовым не имеют значения? О нет, о нет! Они имеют огромное значение, и если сказал святой Павел, что помилование Богом зависит не от того, кто желает спасения, а только от Бога милующего, то что это значит? Как это так, что спасение не зависит от наших подвигов? Вот как, это хорошо поймите.

Стремление в Царство Божие и подвиги ради этого могут быть различны. Есть люди, которые стремятся творить волю Божию только потому, что боятся Бога. Есть люди, которые творят дела добрые только ради того, чтобы получить награду.

Есть и другие люди, которые творят добрые дела не из страха перед Богом, а из любви к Нему. Они не ждут награды за свои добрые дела, которые творят только потому, что сердце их, горящее любовью к Богу и к ближним, не может не творить добра. Вот эти, только эти угодны Богу. Эти, только эти заслуживают помилование Божие.

Бог знает сердца всех людей. Он зрит в сердце каждого и видит их с полной ясностью; тех, сердце которых полно чистой любовью к Богу и к ближним, Он милует. Он знает, кого помиловать, Он знает, кого жалеть, и Он их жалеет.

А тех, кто, стремясь попасть в Царство Божие, творят дела добрые только из страха пред Богом, из страха наказания за грехи, из желания за свою жизнь получить награду, тех Он не милует, тех не жалеет.

Как видите, нет никакого противоречия в наших представлениях о благости и справедливости Божией.

И далее, чтобы объяснить эти слова, святой апостол Павел ведет речь о фараоне египетском, о том царе Египта, который упорно не повиновался повелению Божию отпустить из плена народ израильский и был до конца не послушен воле Божией. "Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы проповедано было имя Мое по всей земле".

Бог знал, заранее знал, Сердцеведец, что до конца будет упорствовать в злобе, в нечестии фараон египетский, но Бог терпел, терпел весьма долго, посылал на него страшных десять казней, и только десятая казнь принудила фараона смириться пред Богом. Но не смирился он полностью, ибо когда ушел народ еврейский, отпущенный им, он погнался за ним, чтобы истребить его.

Так вот его, этого фараона, Господь поставил на его высоком месте, чтобы показать на нем силу свою, и чтобы имя Божие было проповедано по всей земле.

"Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает" (Римл. 9, 14-20). Опять слова, приводящие некоторых в смущение. Неужели Сам Бог ожесточает, и что значит здесь слово "ожесточает" ? Неужели значит это, что Бог Сам направляет несчастного человека на неповиновение Его воле, на творение злых дел?

Конечно, нет, это невозможно. Бог, даровавший человеку свободу воли, не мешает грешнику укореняться в своей греховности и ожесточаться против Бога под влиянием врага Божия – сатаны. Значит, не Бог ожесточает, а только предоставляет грешнику ожесточаться, как это было с фараоном, и оставляет его.

В Апокалипсисе читаем такие удивительные слова: "Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще" (Откр. 22).

Надо, чтобы в мире рядом со святыми, с теми, кто возлюбил Христа, были и нечестивые, и богохульники. Зачем? По великому закону противоположности, ибо этот закон царит во всем: свет и тьма, холод и тепло, добро и зло, тишина и буря.

Этот закон противоположности необходим и в приложении к нравственной жизни человечества. Для нас, возлюбивших Христа и видящих, что творят грешники, как Господь наказывает их, как ужасен суд их, это необходимо, чтобы ужаснулись мы, чтобы отвратили сердце свое от их пути, чтобы всецело обратились ко Христу и шли за Ним.

Вот когда задают такой вопрос, то отвечает на него Св. Писание. "А ты кто, человек, что споришь с Богом, – ты как смеешь укорять Бога? – Изделие скажет ли сделавшему его: "зачем ты меня так сделал?" Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления , а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе..." (Римл. 9, 20-23).

Да, конечно, Господь волен допустить рождение и жизнь таких сосудов гнева, сосудов, предназначенных для низкого употребления, каким был фараон, каким были восстававшие против Христа, презиравшие заповеди Его, предпочитавшие жить, как им хочется. Вот Бог предоставляет и этим сосудам гнева Своего жить и действовать, чтобы мы, взирая на них, опасались быть подобными им.

Еще на одном тексте апостола Павла из послания к Титу остановлю ваше внимание. Он говорит, что "Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом..." (Титу 3, 5) – не по делам нашим, а по своей благодати. Опять как будто ни к чему наши добрые дела. Как ни к чему? – они необходимы.

А как понимать слова Павловы: Бог поступает с людьми весьма часто не так, как, кажется нам, за-служили они по делам своим: не карает непосредственно за каждое недостойное, за каждое греховное дело. Ибо знает Он сердца людей, ибо знает, что многие, прогневавшие Его в молодости своей, потом окажутся великими пред Богом и пред людьми.

Среди святых отцов и учителей Церкви было двое блаженных: блаженный Иероним и блаженный Августин. Оба они жили в древнее время, в III и IV веке, жили один в Риме, другой в Карфагене, где была крайняя распущенность нравов, где царил разврат, где никто не думал о чистоте, где все предавались наслаждениям. И эти блаженные, как сами написали об этом, в молодые годы свои отдали дань плотским страстям. Блаженный Августин написал великую "Исповедь", в которой описал все свои падения в годы юности.

Вот по этим делам разве не надо было Богу их наказать?! А Бог не наказал, потому что знал, кого миловать и жалеть, потому что знал, что принесут они слезное глубокое покаяние в грехах своих и станут великими светилами Церкви Божией.

Вот видите, почему так пишет апостол Павел Тимофею, что Бог спасает "не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен..." (2 Тим. 1,9).

Бог прощает многим из нас грехи тяжкие и гнусные, ибо видит сердца наши, жалеет и милует нас, чтобы направить на путь спасения, освобождения от греха.

Вот то толкование предопределения Божия, которое изложил я вам на основании Священного Писания, а теперь прибавлю еще нечто.

Если возмущаются, огорчаются, обвиняют Бога в том, что многие несчастные люди рождаются в условиях, не благоприятствующих делу спасения, когда видите несчастных детей пьяниц, воров, убийц, прелюбодеев, ведущих ту же греховную жизнь, как вели их родители, то имейте при этом в виду, что тут действует великий и всеобщий закон наследственности.

В науке много написано о наследственности телесной. Мы знаем все, как часто с поразительным сходством и точностью наследуют дети телесные свойства родителей, наследуют даже манеру речи, даже походку родителей. Об этой телесной наследственности написано много и правильного, и верного.

Но есть и другая наследственность – наследственность душевных свойств, о которых много меньше написано в науке.

Ибо как телесные свойства родителей передаются детям, так и душевные свойства: их характер, стремления, воззрения их передаются детям по этому закону духовной наследственности. Вот потому именно и рождается так много несчастных, предназначенных к погибели, что в этом виноваты родители их, те родители, которые дали им столь тяжкую наследственность, родители, которые не воспитали детей своих в чистоте и добродетелях, а показывали им примеры того, чего не должно быть на глазах детей: ругаются и дерутся родители, воруют, клевещут, лгут и даже убивают. И эта духовная зараза прибавляется к тому злу, которое уже унаследовано от родителей.

Неужели же не эти несчастные родители виноваты в вечной погибели детей своих? Неужели же Богу миловать таких совершенно безнадежных для добра? О, конечно, нет! Он знает, кого миловать, кого пожалеть. Смотрите же, смотрите все, чтобы не быть повинными пред Богом, если дети ваши унаследуют ваши страсти, ваши грехи, если примером своим будете развращать их с самого детства.

Помните, что Господь кого хочет милует, кого хочет – ожесточает. Господь милует одних, предопределенных к вечному спасению, а других оставляет Своею благодатью, зная, что безнадежны они.

О да не будет ни с кем из вас такого тяжкого горя! Да не возрастим в душе своей ничего дурного, да не прогневаем Бога тем, что воспитываем детей своих в небрежении, что подаем им дурные примеры.

Да будет благодать Божия с теми, кто воспитывает детей в страхе Божием. Их благословит Христос Бог, им подаст благодать Свою в безмерном множестве. Над ним будет Его благословение во веки. Аминь.

Слово в День Святой Троицы

Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять?

Настал великий праздник, праздник величайшей радости для христиан: Дух Святой сошел на апостолов. И не только на апостолов - Дух Святой пришел в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Не оставлю вас сирыми, пошлю Духа Святого, Утешителя».

И освятил землю Дух Святой, и будет Он вести до конца веков весь род христианский по пути спасения. Дух Святой прежде всего снизошел на апостолов. И как снизошел? В виде огненных языков, видимо. Больше никогда так видимо Дух Святой ни на кого не снисходил.

Что же это значит? Почему нужно было, чтобы на святых апостолов Дух Святой сошел в виде огненных языков, для всех видимо и ощутимо? Потому, что апостолы были святы, потому, что через них, через проповедь их, должно было во всем мире утвердиться Святое Евангелие. Они были первыми проповедниками Евангелия, первыми, кто понес свет Христов в мир. Потому и отметил их так Дух Святой, нисшедший на них в виде огненных языков. Огненными сотворил Он сердца и ум их, освятил и просветил их, напомнил им все, что слышали они раньше от Господа Иисуса Христа, и подал им силы, чтобы весь мир ко Христу привести.

Но разве и ныне Дух Святой не сходит на всех, кто достоин Его принять? Разве не преисполнен был Духа Святого преподобный Серафим Саровский? Дух Святой сошел на него не в виде огненного языка, но так, что овладел всеми помышлениями, всеми желаниями, чувствами и стремлениями его. Он полонил преподобного Серафима.

Так нисходил Дух Святой на многих и многих святых, так нисходил Дух Святой и на всех нас, недостойных нынешних христиан, ибо в Таинстве Миропомазания и святого Крещения подается нам всем благодать Духа Святого. Всем подается эта благодать, все ее получили, но не все ее сохранили.

Многие потеряли это сокровище, лишились благодати Духа Святого. Ибо разве может обитать Дух Святой в нечистом, полном греха сердце человека?

Как дым отгоняет пчел, как смрад отгоняет всех людей, так и смрад сердца человеческого отгоняет Духа Святого. Дух Святой живет только в сердцах чистых, только им подает Он Свою Божественную благодать, Свои Святые дары, ибо Он есть «Сокровище благих» - всех истинных и самых ценных благ, какими может обладать сердце человеческое.

Разве может восприять их сердце нечистое? Разве может восприять благодать Духа Святого сердце греховное, лишенное милосердия и любви? А как же нам приобрести сердце чистое? Как нам воздерживаться от постыдных грехов? Как воздерживаться от соблазнов врагов спасения нашего, от соблазнов мира? Как уберечься от них?

Нужно неустанно, всегда, во все дни жизни нашей, в каждый час помнить о том, что Дух Святой не живет в сердце нечистом. Нужно не поддаваться соблазну, и когда дух нечистый, враг спасения нашего, нашептывает нам стремления к земному благополучию, когда рисует картины славной, обеспеченной жизни, когда пробуждает гордость нашу, возбуждает желание чести и славы, мы не должны принимать в сердце наше этих дьявольских нашептываний, не должны принимать соблазнов мира. Когда приходят в сердце такие соблазны, мы должны сразу понимать, что это искушение. Мы тотчас же должны всеми силами ума и сердца отгонять эти соблазны, не смотреть на соблазнительные картины, которые рисует нам дух нечистый, искушая нас; мы не должны поддаться нашептываниям его. А если мы этого не сделаем, если будем созерцать эти картины славы и процветания земного, если будем все больше и больше думать о них, то горе нам, ибо тогда соблазн овладеет сердцем нашим.

Великие подвижники благочестия, которые умели наблюдать движения сердца своего, говорили, что если человек принимает образы соблазнительные, то он сослагается с ними, он душу свою привязывает к ним, соединяется с ними. Святые отцы требуют от нас, чтобы мы боялись сослагаться со всеми нечистыми образами.

Если последуем этому наставлению, то нас не постигнет тяжкое и страшное горе - Дух Святой не оставит нас. Не любоваться, не услаждаться соблазнами сатаны должны мы, не сослагаться с ними, но вооружаться против них святым гневом. У апостола Павла есть глубокие слова, которые всем нам нужно твердо помнить: «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4, 26). Есть святой гнев, тот гнев, которым пылало сердце Иисусово, когда Он бичом изгонял торгующих из храма, когда Он святому апостолу Петру сказал: «Отойди от Меня, сатана!»

Как это Господь Иисус Христос святому апостолу, всем сердцем любившему Его, мог сказать такие слова?

В гневе сказал Он это. Так и должно было быть. Не мог Господь не прогневаться на апостола Петра, когда он уговаривал Его не идти на крестную смерть. Вот таким святым гневом должны быть полны сердца христиан, когда они почувствуют нашептывание слов противления пути Христову. Тогда да спасет нас Господь от того, чтобы мы остались холодными или теплохладными. Да даст Он нам святой гнев, чтобы прогнать искусителя.

Вот что нужно нам. Нужно нам также всю жизнь свою помнить о том, что Господь Иисус Христос призвал нас к тому, чтобы мы стали чадами Божиими и всю жизнь стремились к свету Христову. Нужно всю жизнь свою посвятить Господу Иисусу Христу. Нужно всеми фибрами души нашей стремиться к тому, чтобы ничем не прогневать Господа, и усердно молиться о том, чтобы Он нам, слабым духом, помог. И Господь поможет.

И Дух Святой придет в сердце наше, и освятит его, и даст силы к тому, чтобы идти по пути спасения.

Дух Святой да снидет в сердца наши.
Дух Святой да поможет нам на этом трудном пути спасения.
Дух Святой да утешит нас и всех скорбящих.
Вот чему учит нас этот великий праздник Пятидесятницы.

Слово в день сошествия Святого Духа на Апостолов

Глубоко важный и таинственный догмат о троичности в Лицах Единого Бога отличает нашу христианскую религию от всех других религий.

Целые тысячелетия жил Богоизбранный еврейский народ верою в Единого Бога, явившего Свое всемогущество и непостижимую премудрость в творении вселенной; Свою правду – во всемирном потопе, Свое милосердие и любовь к Своему народу – в чудесном изведении народа еврейского из долгого Египетского плена, в переходе через Чермное море; в беседах на горе Синае с великим пророком Моисеем и в даровании чрез Него Своих десяти заповедей, и во многих, многих других великих событиях, о которых с большой силой так говорит Апостол Павел в послании в Римлянам: "… что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…" (Рим. 1, 19-20).

Такой верой в Единого Иегову жил многие сотни лет Богоизбранный народ еврейский, ничего не зная о Троичности Его в Лицах, и только тогда, когда Предвечный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, воплотился от Пресвятой Девы Марии, проповедал Евангелие правды, когда был распят на кресте и в третий день воскрес, и через 40 дней вознесся от земли на небо, – тогда только познали уверовавшие в Него всем сердцем, что Он – прежде бытия мира Рожденный от Отца Его Единосущный Сын.

О Пресвятом Духе, Третьем Лице Пресвятой Троицы, почти ничего не знали в Ветхом Завете. Только великие праведники, подобные Ною, Аврааму, Исааку, Иакову, подобные Псалмопевцу Давиду, ощущали в сердцах своих дыхание Духа Святого. А великие пророки воспринимали от Него глубокие тайны своих пророчеств и жили в близком общении с Ним.

Но вот в великий день Пятидесятницы впервые явил Себя миру Дух Святой ощутимым и явным образом, сойдя с небес на главы Апостолов Христовых в виде огненных языков при мощном шуме как бы несущегося бурного ветра.

Эти огненные языки сожгли в их душах и сердцах все нечистое, всякий страх и боязнь, совершенно переродили их. Дух Святой напомнил им все, что когда-либо слышали они от Господа Иисуса Христа, и дал им неслыханную миром мудрость и чудесный дар говорить на языках всех народов, которым понесут они проповедь Евангельскую.

Он дал им чудесное знание всего Священного Писания… Он дал им огромные силы для низложения языческого суемудрия. А любимого Апостола Христова Иоанна поставил Он неизмеримо выше богословов всего мира, и написал он изумляющее нас своей глубиной четвертое Евангелие.

Правда, и в день Крещения Христова во Иордане Дух Святой явился в виде голубя, спустившегося с небес на главу выходившего из воды Иисуса Христа, но это было несравненно менее ясное явление Духа Святого, чем сошествие Его в день Пятидесятницы в виде огненных языков на главы Апостолов.

С такой ясностью оно никогда более не повторялось.

Вот почему день сошествия Святого Духа на Апостолов Христовых мы называем также праздником Святой Троицы.

Напомню вам и необыкновенные слова Апостола Павла в первом послании Коринфянам, слова удивительные и крайне важные для нас: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?"" (1 Кор. 3, 16).

О, что говоришь ты, великий. Павел?! Неужели и в наши сердца нисходит Дух Святой?!

О да! Глубоко истинны слова Павловы, и их подтверждает с большой силой любимый Апостол Христов Иоанн в своем первом соборном послании, в котором находим глубоко утешительные для нас слова о том, какими благодатными изменениями наших сердец сопровождается тихое и незаметное сошествие в них Духа Святого (1 Ин. 2, 3-4).

Если всем сердцем веруем мы в Господа нашего Иисуса Христа и исполняем заповеди Его, то любят нас и Отец Его Небесный, и Дух Святой, и вселяется в сердца наши Он Сам со Отцем Своим и Духом Святым, и становимся мы храмами Божьими (Ин. 14, 23).

Это сказывается медленным, но неуклонным освобождением нас от всякой скверны плоти и духа. Мы становимся смиренными и кроткими, тихими и молчаливыми, милосердными и правдивыми, любящими ближних наших.

Это тихое общение с Духом Святым да будет для всех вас, духовные дети мои, целью жизни вашей, да будет глубокой и тихой радостью.

Заслужите великое счастье быть храмами Божьими и обителью Святого Духа, и защитит Он вас от всех зол и соблазнов мира, и даст вам вечную радость и вечный покой. Аминь.

11 июня (29 мая по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Понедельник 3-й седмицы по Пятидесятнице (то есть третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост . Сегодня на трапезе благословляется пища с растительным маслом . В Русской Церкви совершается празднование в честь двух святынь и память восьми святых. Далее коротко расскажем о них.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Крымский . Этот великий архипастырь и исповедник - один из самых известных и чтимых святых XX века . Блестящий хирург, получивший прекрасное образование в Киевском университете, в начале своего служения будущий святитель намеренно отправился в глубинку простым земским врачом. Претерпев многие скорби, в том числе смерть любимой жены, он не озлобился, но напротив, решил посвятить жизнь Богу. Священническое рукоположение, а затем - монашеский постриг и архиерейский сан святитель Лука получил в годы жесточайших антицерковных гонений, когда подобный выбор означал смертный приговор. Господь уберег святителя от гибели, но ему пришлось претерпеть немало мучений в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Он никогда не отказывался от своего сана и даже когда в годы Великой Отечественной войны, освободившись из ссылки, стал главным хирургом Красноярского эвакогоспиталя, хирургические операции он всегда совершал с молитвой. Впоследствии за свои труды святитель-хирург был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», а за свои научные труды удостоился Сталинской премии. Последние годы жизни святитель Лука провел в Крыму, где окормлял местную епархию в тяжелых условиях хрущевских гонений на Церковь. Скончался владыка в 1961 году . Его мощи, от которых известно немало случаев исцелений, находятся в Симферополе, а их частицы приносились для поклонения верующим и в Москву.

Встреча великой святыни: В Москву принесены мощи Святителя Луки Крымского

Преподобномученица Феодосия Константинопольская . Одна из сонма страдальцев за почитание святых икон, погибших от рук еретиков-иконоборцев в VIII веке . Монахиня Феодосия воспитывалась, а затем приняла постриг в Константинопольском монастыре, где прославилась кротостью, молитвенностью, а также тем, что тратила родительское наследство на написание образов святых.

В 730 году от Рождества Христова, когда лжепатриарх-иконоборец Анастасий совершил поругание над одной из икон Константинополя, святая вступилась в защиту святыни, за что была заключена в темницу, а затем, после долгих издевательств и мучений, убита.

Преподобномученица Феодосия Константинопольская. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иоанн Устюжский, блаженный, Христа ради юродивый . Один из многих русских средневековых святых, добровольно взявших на себя подвиг юродства, мнимого безумия ради открытой проповеди Слова Божия и обличения пороков. Святой Иоанн был строгим постником и аскетом, практически не спал, проводил ночи в молитве. Еще при своей короткой, 18-летней, земной жизни прославился чудотворениями. Почил в 1494 году от Рождества Христова, после чего по молитвам этому святому также стали совершаться многочисленные чудеса. В том числе именно святой Иоанн помог русским войскам одолеть польско-литовских интервентов под городом Дмитровом в 1610 году .

Святые Прокопий и Иоанн Устюжские. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Иов, в схиме Иисус, Анзерский . Подвижник второй половины XVII - начала XVIII столетий . Времени, непростого для Русской Церкви, сначала раздираемой старообрядческим Расколом, а затем - лишенной патриаршества и подчиненной государству при Петре I. Одно время будущий святой был приближен к царю и даже состоял придворным духовником, но в 1701 году был оклеветан и сослан в Соловецкий монастырь. В обители, несмотря на пожилой возраст, отец Иов проявил себя неустанным тружеником и молитвенником. Монахи очень почитали батюшку, который в старости принял великую схиму (самую глубокую степень отречения от мира). Почил преподобный в 1720 году .

Перенесение мощей мученицы Феодосии Тирской . Речь идет о перенесении мощей одной из раннехристианских мучениц, пострадавших во времена гонений около 307/308 года от Рождества Христова. Святые останки страдалицы за Христа были перенесены в Константинополь, а затем в Венецию во времена, когда Западная Церковь еще не отдалилась от Православия.

Память Первого Вселенского Собора . Вселенские соборы - это важнейший институт принятия ключевых церковных решений в вопросах выработки православной догматики, то есть базовых основ христианского богословия. Только соборные решения, принятые церковной полнотой (с участием архиереев, низшего духовенства и простых мирян), могут считаться вероучительными. В истории Православной Церкви было 7 Вселенских соборов. Первый из них был созван равноапостольным императором Константином Великим в городе Никее в 325 году от Рождества Христова. Среди участников собора были такие великие святители, как Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. На этом соборе была осуждена арианская ересь, отвергающая единосущность Христа с Богом Отцом, соответственно, умалявшая Божественность Спасителя.

Также 11 июня совершается память двух святых, прославленных в сонме Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Протодиакона Иоанна Преображенского и Андрея Трофимова , священномученика и мученика, пострадавших в годы советских богоборческих гонений в 1938 году .

11 июня празднуется день нескольких чудотворных образов Пресвятой Богородицы - икон Божией Матери, именуемых «Споручница грешных», «Недремлющее Око», «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена» . Каждая из них, по молитвам перед этим образом к Небесной Владычице, известна своей помощью во многих проблемах и бедах. Их образные названия лишь символически показывают, что Богородице можно молиться и об умягчении злых сердец, и о сохранении невредимым жилища, и о многом другом.

Поздравляем православных христиан с днем этих святынь и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!

Жизнеописание святителя Луки (Войно-Ясенецкого) архиепископа Крымского

Жизнь и подвиги этого великого человека запечатлелись в истории не только нашей Церкви, но и в истории нашего Отечества. Его жизнь - для нас показатель того, что христианином может быть любой человек, независимо от его интеллектуальных дарований, места его рождения и образа жизни окружающего его общества. Ведь очень часто озираясь по сторонам, мы говорим сами себе «это невозможно в нынешних условиях», но жизненный пример святого постоянно нам доказывает обратное и сподвигает нас на совместный путь к Богу, путь Жертвы и Любви. Без этого человеку невозможно наследовать Жизнь с Богом. И понять это может только то сердце, которое понуждает себя на милость ради славы Божией, принося самую благоприятную жертву Богу «Ибо Я милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6).

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье аптекаря. Отец его был католиком, мать - православной. По законам Российской Империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Он был третьим из пятерых детей.

В Киеве, куда семья переехала впоследствии, Валентин окончил гимназию и рисовальную школу. Собирался поступать в Петербургскую Академию Художеств, но по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей», и избрал вместо живописи медицину.

Однако на медицинском факультете Киевского Университета св. Владимира все вакансии были заняты, и Валентин поступает на юридический факультет. На какое-то время влечение к живописи снова берет верх, он едет в Мюнхен и поступает в частную школу профессора Книрра, но через три недели, затосковав по дому, возвращается в Киев, где продолжает занятия рисованием и живописью. Наконец Валентин осуществляет свое горячее желание «быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью», и поступает на медицинский факультет Киевского университета св. Владимира. Он учится блестяще. «На третьем курсе, — пишет он в «Мемуарах», - произошла интересная эволюция моих способностей: умение весьма тонко рисовать и любовь к форме перешли в любовь к анатомии…»

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть «мужицким», земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго.

С 1905 года по 1917-й В. Ф. Войно-Ясенецкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

В 1916 году В. Ф. Войно-Ясенецкий защитил докторскую диссертацию «Регионарная анестезия», о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: «Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине.

С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет.

В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина.

Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархии. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. «Доктор, вам надо быть священником», - сказал он Войно-Ясенецкому. «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Духовное руководство требует от пастыря истинной пастырской мудрости и полного самоотречения ради спасения своих ближних.

Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенецкий не перестает оперировать и читать лекции. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана. Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента Епископ Иннокентий покинул город, не передав никому кафедру. Тогда отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом Андреевым приняли управление епархией, объединили всех оставшихся верными священников и церковных старост и устроили с разрешения ГПУ съезд

В 1923 году отец Валентин принимает монашеский постриг. Преосвященный Андрей, епископ Ухтомский, намеревался дать отцу Валентину при постриге имя целителя Пантелеимона, но, побывав на литургии, совершенной постригаемым, и послушав его проповедь, остановился на имени апостола, Евангелиста, врача и художника св. Луки. 30 мая того же года иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа в церкви св. Николая Мир Ликийских города Пенджикента епископом Болховским Даниилом и епископом Суздальским Василием. На хиротонии присутствовал ссыльный священник Валентин Свенцицкий.

Преосвященный Лука был назначен епископом Туркестанским. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами. В тюрьме ташкентского ГПУ Владыка Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии» В августе его отправили в московское ГПУ.

В Москве Владыка получил разрешение жить на частной квартире. Служил с Патриархом Тихоном литургию в церкви Воскресения Христова в Кадашах. Святейший подтвердил право епископа Туркестанского Луки продолжать заниматься хирургией. В Москве Владыку снова арестовали и поместили в Бутырскую, а затем в Таганскую тюрьму, где Владыка перенес тяжелый грипп. К декабрю был сформирован восточно-сибирский этап, и епископ Лука вместе с протоиереем Михаилом Андреевым были отправлены в ссылку на Енисей. Путь лежал через Тюмень, Омск, Новониколаевск (нынешний Новосибирск), Красноярск. Арестантов везли в столыпинских вагонах, а последнюю часть пути до Енисейска - 400 километров - в лютую январскую стужу им пришлось преодолеть на санях.

В ссылках он по-прежнему был готов прийти на помощь всем нуждавшимся во врачебной помощи и пастырском благословении. Он лечил и оперировал иногда подручными средствами: с помощью перочинного ножа, слесарных клещей, зашивая рану женским волосом…

В Енисейске все оставшиеся открытыми церкви принадлежали «живоцерковникам», и епископ служил на квартире. Ему разрешили оперировать. В начале 1924 года, по свидетельству жительницы Енисейска, Владыка Лука пересадил почки теленка умирающему мужчине, после чего больному стало легче. Но официально первой подобной операцией считается проведенная доктором И. И. Вороным в 1934 году пересадка почки свиньи женщине, больной уремией.

В марте 1924 года епископа Луку арестовали и отправили под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне.

В июне он снова возвращается в Енисейск, но вскоре следует высылка в Туруханск, где Владыка служит, проповедует и оперирует В январе 1925 года его высылают в Плахино - глухое место на Енисее за Полярным Кругом, в апреле переводят снова в Туруханск. По окончании ссылки Владыка возвращается в Ташкент, поселяется в домике на Учительской улице и служит в церкви Преподобного Сергия Радонежского.

6 мая 1930 году Владыку арестовывают по делу о смерти профессора медицинского факультета по кафедре физиологии Ивана Петровича Михайловского, застрелившегося в невменяемом состоянии. 15 мая 1931 года, после года тюремного заключения, был вынесен приговор (без суда): ссылка на три года в Архангельск.

В 1931-1933 годах Владыка Лука живет в Архангельске, ведет амбулаторный прием больных. Вера Михайловна Вальнева, у которой он жил, лечила больных самодельными мазями из почвы - катаплазмами. Владыку заинтересовал новый метод лечения, и он применил его в условиях больницы, куда устроил на работу Веру Михайловну. И в последующие годы проводил многочисленные исследования в этой области.

В ноябре 1933 года митрополит Сергий предложил Преосвященному Луке занять свободную епископскую кафедру. Однако предложение Владыка не принял. Пробыв недолго в Крыму, Владыка возвратился в Архангельск, где принимал больных, но не оперировал.

Весной 1934 года Владыка Лука Посещает Ташкент, затем переезжает в Андижан, оперирует, читает лекции. Здесь он заболевает лихорадкой папатачи, которая грозит потерей зрения, после неудачной операции он слепнет на один глаз. В этом же году, наконец, удается издать «Очерки гнойной хирургии». Он совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского Института неотложной помощи.

13 декабря 1937 года - новый арест. В тюрьме Владыку допрашивают конвейером (13 суток без сна), с требованием подписать протоколы. Он объявляет голодовку (18 суток), протоколов не подписывает. Следует новая высылка в Сибирь. С 1937 года по 1941-й Владыка жил в селе Большая Мурта Красноярской области.

Началась Великая Отечественная война. В сентябре 1941 года Владыка был доставлен в Красноярск для работы в местном эвакопункте - здравоохранительном учреждении из десятков госпиталей, предназначенных для лечения раненых.

8 сентября 1943 года он был участником Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего Святейшего Патриарха Сергия. В списке участников Собора - 19 иерархов, и имя архиепископа Луки стоит там четвертым.

В 1943-м Преосвященный Лука становится архиепископом Красноярским. Через год его переводят в Тамбов архиепископом Тамбовским и Мичуринским. Там он продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей.

В 1945 году была отмечена пастырская и врачебная деятельность Владыки: он удостаивается права ношения бриллиантового креста на клобуке и награждается медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В феврале 1946 года архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекдии при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1945-1947 годах им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х годов. 26 мая 1946 года Преосвященный Лука, несмотря на протесты тамбовской паствы, переведен в Симферополь и назначен архиепископом Крымским и Симферопольским.

1946-1961 годы были всецело посвящены архипастырскому служению. Болезнь глаз прогрессировала, и в 1958 году наступила полная слепота.

Однако, как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг не мешал Владыке совершать Божественные службы Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди.

Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами.

За 38 лет священства Владыка Лука произнес тысячу двести пятьдесят проповедей, из которых не менее семисот пятидесяти были записаны и составили двенадцать толстых томов машинописи (4500 страниц). Совет Московской духовной академии назвал это собрание проповедей исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни и избрал автора почетным членом академии. Верующие, которые присутствовали на богослужениях, запоминали, как служил Владыка Лука, на всю жизнь. Это было предстояние перед Господом. Каждое слово он произносил ясно, чтобы запало вглубь. Особенно вдохновенно читал Великий покаянный канон Андрея Критского.

Скончался Преосвященный Лука 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Похоронен Владыка на городском кладбище Симферополя

В 1996 году Святейшим Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата было принято решение о причислении Высокопреосвященного архиепископа Луки к лику местночтимых святых, как Святителя и исповедника веры. 18 марта 1996 года состоялось обретение святых останков архиепископа Луки, которые 20 марта были перенесены в Свято-Троицкий кафедральный собор Симферополя.

Христиане смотрят на окружающие явления не так, как большинство людей. Даже собственное тело они рассматривают, как храм Божий. Но поскольку человек поражен грехом, физическое существование бывает отягощено недугами, которые причиняют много неприятных минут. Даже апостолы вынуждены были терпеть физические немощи до самых последних дней. Но все же, можно получить облечение — для этого принято молиться святым. Одним из известнейших целителей является святой Лука Крымский.

Врачеватель тела

Удивительная судьба ждала мальчика , который появился на свет в апреле 1877 г. в Керчи. Назвали его Валентин. Семья переехала в Киев, где у четвертого из пятерых детей проявилось художественное дарование.

Отец происходил из дворянского белорусского рода, был католиком. Но природная деликатность не позволяла ему навязывать кому-либо из членов семьи свои убеждения. Мать же была православной, занималась делами милосердия.

В молодости будущий очень редко посещал храм. Но уже тогда в его душе зародилась жертвенность, которая позже стала основной чертой его характера. Когда встал вопрос о том, в какое учебное заведение пойти, Валентин выбрал медицину , потому она приносит больше пользы обществу. Умение хорошо рисовать очень пригодилось юноше во время обучения в Киевском университете. По собственным словам, он стал «художником в хирургии».

Валентину Войно-Ясенецкому прочили блестящую научную карьеру. Но по окончании ВУЗа он выразил желание стать обычным земским врачом, чтобы лечить простых крестьян. Именно в этом он видел собственное предназначение. Никогда не боялся «черной» работы.

Закончив обучение, Валентин поступил в госпиталь . Там он встретил будущую супругу. Она была очень верующей, даже не хотела выходить замуж. Но молодой врач сумел добиться своего. В браке с Анной родилось четверо детей (все они уже почили в Боге). Сама супруга скончалась в довольно молодом возрасте от чахотки. Это печальное событие и пробудило в талантливом враче интерес к церковной жизни, Богу. Он стал часто наведываться в храм.

Врачеватель душ

В 1920 г. хирург жил и трудился в Ташкенте , куда перебрался ранее, в надежде, что южный климат положительно повлияет на ослабевшее здоровье жены. Однако, это не помогло. Потеряв супругу, врачеватель стал активно помогать в делах прихода, что не прошло мимо внимания правящего архиерея. Он предложил овдовевшему Войно-Ясенецкому принять священный сан, на что тот немедленно согласился. Так началась его жизнь во славу Христа.

В этот же период начинается первая из многих ссылок. Но репрессии не могли поколебать стойкость веры, даже когда врачу приходилось зимой жить в бараке с разбитыми окнами.

Крымская епархия

Через год после окончания Великой Отечественной Войны, когда страна вставала из руин, указом из Москвы святой Лука назначен архиереем в Крым . Архиепископ сразу вызвал недовольство местных соглядатаев от власти, поскольку не считался с ним в кадровых вопросах.

Уже зрелый священник читает лекции для местных врачей, консультирует сотрудников военного госпиталя. Как и на протяжении всей жизни, продолжает совмещать молитву и научную работу, пишет книги. При этом архиерею пришлось восстанавливать разрушенные храмы по всему полуострову.

В 1955 г. святитель потерял зрение , вследствие чего перестал оперировать. Но за свою долгую жизнь он успел спасти десятки тысяч простых людей — многим восстановил способность видеть, солдат уберегал от ампутации конечностей. И всех согревал теплом своей души. Скончался святой в 1961 г., оставив в народе о себе память, как о чудотворце. Несмотря на сопротивление властей, весь город вышел провожать любимого Владыку, торжественное шествие сопровождалось пением молитв.

Обретение мощей

Могила святого находилась на симферопольском кладбище, недалеко от храма. Паломники, приходившие на это место, исцелялись от болезней . Это заставило церковное начальство внимательно изучить жизнь архиепископа и он был причислен к лику святых.

Нетленное тело было обретено в марте 1996 г., торжественно перенесли в кафедральный Собор во имя Святой Троицы. На покрывале, которым был покрыт лик усопшего, проявился отпечаток его лица.

В Симферополе воздвигнуты 2 памятника св. Луке, имеется музей, посвященный его жизни и трудам. Множество паломников приходит в собор, чтобы приложиться к мощам угодника Божия, которые источают прекрасный аромат.

Иконы

До современников дошло много фото врача-архиерея, есть и видеозаписи, поэтому сегодня можно иметь ясное представление о его внешности . Иконы имеют большое портретное сходство с «оригиналом», хотя не следует забывать, что они показывают человека, обновленного Христом.

Земная жизнь святого продолжалась довольно долго (он умер в 84), иконописцы изображают старца, убеленного сединами. На нем архиерейское облачение. В левой руке либо посох, либо Евангелие. Правой он дарит благословение верующим. На груди — панагия с изображением Богородицы.

В жизни святой имел слабое зрение и носил очки . Но в Царстве Небесном люди избавляются от телесных немощей. Поэтому архиерею, который уже пребывает со Христом, очки не нужны. На ряде образов Лука Крымский пишется с хирургическими инструментами — они указывают на род деятельности при жизни.

Почитание

Ссылка за христианскую веру была для многих роковым приговором. Тысячи человек сложили свои головы за то, что не отреклись от Иисуса. Многие впоследствии были реабилитированы, как и святитель Лука (в 2000 г.). На несколько лет раньше Украинская православная церковь признала его святым, через пять лет он был причислен к сонму новомучеников Российских и стал поминаться и во всех храмах РПЦ.

У исповедника три праздника — 11 июня, 28 декабря (Собор Крымских святых). Особенно чтят его в Греции, где святое православие является главной религией. В честь св. Луки там освящено множество храмов. Серебряная рака, в которой сейчас покоятся мощи, была прислана монахами Элладской православной церкви. Мощи святого так и хранятся в Крыму, а в Москве имеется икона с частичкой — в храме Иверской иконы Божией Матери (на Ордынке).

Святой Лука — о чем можно молиться

  • К целителю обращаются в случае телесных болезней. Неважно, какая именно хворь постигла верующего — исповедник силой Христа способен помогать от многих физических недугов, о чем рассказывают тысячи исцеленных.
  • Беременные женщины молятся о том, чтобы благополучно выносить и родить дитя. Ведь не секрет, что даже сегодня это столь естественное событие может быть опасно как для матери, так и для младенца.
  • Если предстоит хирургическая операция, тоже следует обратиться к святому Луке Крымскому. Известно много случаев, когда он являлся пациентам и сам проводил сложнейшие операции.
  • Во время прохождения лечения можно читать молитву святому, чтобы он способствовал скорейшему выздоровлению.
  • Помогает Лука Крымский и во время душевных страданий, ведь он известен своей добротой к людям. Это видно даже в его научных работах — люди не были для него просто безликими «диагнозами», святой всегда заботился о том, чтобы пациент ощущал себя спокойно, верил в успех операции.

Свидетельства об исцелениях

Самый великий целитель — Иисус Христос, своим верным служителям Он дает силу лечить людей, не прибегая к традиционной медицине. Обладал таким даром и святой Лука .

  • Однажды святителю привели малыша, у которого опухла гортань. Операцию проводить было невозможно — слишком большое новообразование, угроза повредить жизненно важные артерии. После трехдневной молитвы опухоль спала, затем и вовсе исчезла.
  • Одна из прихожанок готовилась к ампутации конечностей. Пришла в последний раз исповедоваться, получить благословение о. Луки. Он не отпустил женщину, вместе они стали истово молиться. Через несколько дней ноги стали быстро заживать, операцию отменили. Молитва святителя помогла сохранить женщине ноги.

Это лишь небольшой список. Много еще добрых дел сотворил Лука Крымский. Чудеса продолжаются и в наши дни .

Заключение

Лука Крымский был очень талантливым хирургом — проводил операции на сердце, кишечнике, возвращал способность видеть. При этом святитель Лука был священником, читал проповеди, приводил людей к вере. Как ему на все хватало сил? Кто, как не Сам Иисус Христос вкладывал огонь в его сердце, наставлял, поддерживал и утешал?

Святой очень мало отдыхал, стремясь помочь как можно большему количеству людей. Но главное, что он сделал — пронес сквозь всю жизнь христианскую веру , не отказавшись от нее и во время репрессий. Вера и молитва помогли праведнику выдержать личное горе, ссылку, телесную немощь. Как яркий светильник, он указывал путь всем, кто приходил к нему. Путь не только к телесному, но и духовному выздоровлению.