Развитие связной речи младших школьников. Консультация (1 класс) на тему: Развитие речи младшего школьника

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия.

Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь.

Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.

В развитии речи выделяются три линии:

  • работа над словом;
  • работа над словосочетанием и предложением;
  • работа над связной речью.

Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе (как, впрочем, и многих других видов по развитию речи) состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.

Словарная работа включает в себя четыре направления:

  • обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
  • уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
  • активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
  • устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Все эти направления работы тесно связаны между собой. Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:

  • Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
  • Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Школьники учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
  • Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям, – систематичность (последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.

Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:

  • Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  • Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  • Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  • Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  • Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
  • Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.

Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

  • Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
  • Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
  • Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
  • Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками грамматики, чтения, с изучаемым материалом.
  • Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Главные требования к речи учащихся:

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.

Речь тесно связана с процессом мышления.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И. Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:

  • Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  • Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
  • Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  • Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.
В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи:

Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.

Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:

– подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
– установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
– определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.

В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.

Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.

Роль сочинений в развитии речи учащихся.

Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

  • Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
  • Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
  • Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
  • Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
  • Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
  • Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное. (Приложение №1 )

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. (Приложение №2 )
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

1) Творческие:

– Что такое доброта?
– Что такое красота?
– Хочу всё знать. А зачем?
– Меня особенно волнует…
– Мои три желания.
– Где бы я хотел побывать? Почему?
– Самая дорогая вещь в нашем доме.
– Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
– Три чудесных цвета.
– Кто ночью не спит?
– Путешествие осеннего листочка.
– Я – Солнце.
– Широка страна моя родная.

2) Репродуктивные:

– Что я знаю о белке.
– Любимое математическое действие.
– Мой верный друг.
– Как зимуют звери.
– Мои игрушки.
– Наша дружная семья.

3) Фантограммы.

– Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
– авторучка подсказывала?
– дорога поднялась в небо?
– всегда побеждало зло?
– я был добрым волшебником?
– исчезло солнце?

4) Сочинение-рассуждение :

– Почему осенью с деревьев опадают листья?
– Почему идёт дождь?
– Почему я люблю книги?
– Почему меня так назвали?
– Почему нужен друг?

5) Сочинение-описание :

– Моя любимая игрушка.
– Первый снег.
– Наша классная комната.
– Дом, в котором я живу.
– Новогодняя ёлка.

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.

Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе (развитие речи).

Тема урока: Развитие речи. Сочинение – описание «Первый снег» (по наблюдениям).

Цель урока: формирование умения писать сочинение на материале непосредственных наблюдений, формирование умения систематизировать собранный материал, определять основную мысль сочинения.

Задачи урока: развивать творческие способности учащихся; развивать чувство прекрасного; формировать связную правильную речь учащихся; создавать благоприятный психологический климат, способствующий формированию личности учащихся.

Оборудование урока: репродукция картины А. Пластова «Первый снег»; альбом с собранными материалами; выставка иллюстраций и детских рисунков; книжная выставка; музыкальный альбом П.И.Чайковского «Времена года»; снежинки вырезные, слайды, презентация.

Ход урока

Фрагменты детских сочинений.

«… Тихо ложатся на землю пушистые снежинки. Они такие крохотные, белоснежные, блестящие и очень узорчатые. Я рада смотреть на них!» (Инна Авраменко).

«… Первый снег падает медленно и красиво. Он такой мягкий и пушистый. Снежок белый-белый и очень блестящий. Мне этот снег так нравится!» (Кристина Фомкина).

«… Первый снег так красив! Снежинки белые, чудные, пушистые. Снежный ковёр покрыл всю землю. Хороша зимушка – зима!» (Сергей Быстров).

После проверки сочинений учителем, учащиеся оформляют свои работы, готовят выставки.

Развитие связной речи младших школьников.

Теоретическое и практическое изучение проблемы развития речи на уроках русского языка особенно актуально в настоящее время.

Мои наблюдения во время работы в школе, посещений уроков учителей показали, что далеко не все учителя уделяют достаточное внимание проблеме развития речи учащихся, хотя такая работа очень важна. Необходимо, чтобы речь детей соответствовала литературной норме, кроме того, развивая речь ребёнка, учитель развивает и его мышление.

Цель моей работы – создание условий для развития связной речи учащихся.

1.Составление словосочетания с новыми словами, встретившимися в тексте. Эта работа не только помогает глубже раскрыть значение слова, но и готовит учащихся к его употреблению, активизирует его.

Например, при чтении стихотворения С. Маршака « Ледоход» второклассники встретились со словом вереница . С этим словом дети составили словосочетания: тянутся вереницей , вереница журавлей и т. п.

Задания такого типа могут широко варьироваться. Желательно, чтобы они заканчивались составлением предложений, то есть употреблением составленного словосочетания в собственной речи.

2. Устойчивых сочетаний, фразеологизмов; образных выражений в художественных текстах очень много, они разнообразны по значениям, по эмоциональным окраскам, по сферам употребления, по составу и структуре. Такие словосочетания разъясняются различными способами.

а) Выясните значение приведённых ниже пословиц, сгруппируйте синонимичные пословицы.

Каково сошьёшь - таково и износишь. Любишь кататься, люби и саночки возить. Любишь смородинку, люби и оскоминку. Каково испечёшь, таково и съешь.

б) Переделайте предложения, заменив, где можно отдельные слова устойчивыми сочетаниями.

Он всё умеет делать. Он много болтает. Он быстро побежал. Он с утра в плохом настроении. И пошёл он, сам не зная куда. Он говорил, говорил да вдруг замолчал. Он главный мой помощник. Его болезнь быстро прошла. Дела обстоят совсем плохо.

Устойчивые сочетания для замены: как рукой сняло; из рук вон плохо; встал с левой ноги; мастер на все руки; перебиваться с хлеба на квас;

д) Закончите предложения, используя приведённые ниже фразеологизмы разговорного характера.

Это ясно, как.... Братья похожи друг на друга как... . Пора за работу браться, полно... . Уж они такие друзья: их... . Слёзы у неё так и брызнули... . На него положиться нельзя; у него.... Только мы о нём вспомнили, а он.... Чуть, что не по тебе, ты сейчас.... Я его расспрашивать, а он.... Не ждали мы его: свалился.... Столько на полках интересных книг, у мальчика просто.... Идти пришлось ночью; темнота кругом.... Как уехал, так о нём....

Фразеологизмы для вставки: две капли воды; дважды два - четыре; баклуши бить; водой не разольёшь; в три ручья; семь пятниц на неделе; тут как тут, губы надул; словно в рот воды набрал; как снег на голову; глаза разбежались; хоть глаз выколи; ни слуху, ни духу.

е) Найдите к данным ниже устойчивым сочетаниям выражения, противоположные по смыслу.

Вывести на чистую воду; без году неделю; кот наплакал; играть первую скрипку; не покладая рук; семи пядей во лбу; держать язык за зубами; ковать железо пока горячо.

Для справок: концы в воду хоронить, давным-давно, пруд пруди, быть последней спицей в колеснице, сложа руки, язык распускать, класть в долгий ящик.

Работа над предложением, как основной речевой единицей, является центральной в процессе развития связной речи детей, устной и письменной.

Основные приёмы работы над предложениями.

1.Чтение образцов, отработка интонации, выразительности, выяснение значения

2. Вопрос учителя.

В простейшем варианте вопрос служит основой построения предложения, в нём даны почти все слова и намечена структура предложения.

3. Составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Лучше подбирать образцы из художественных текстов.

4. Построение предложений из разрозненных слов (или восстановление деформированного текста). Варианты этого упражнения:

а) все слова даны в нужной форме: « видели, белочку, рыженькую, дети , лесу, в »;

б) некоторые слова даны в нужной форме, а некоторые - в начальной, по мере изучения грамматического материала;

в) все слова даны в начальной форме: « видеть, белочка, маленькая, дети , лес, в ».

5. Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв, предполагается детям не только в 1, но и во 2 , в 3 и более старших классах. Оно помогает школьнику находить границы предложений и в собственной речи.

6. Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопроса.

Кормили кур

Дети кормили кур.

Маленькие дети кормили кур.

Маленькие дети утром кормили кур и т. д.

Упражнения такого типа учат детей составлять значительные по объёму предложения, вводить в них дополнительные сведения, изобразительные средства, а также устанавливать связи между словами в предложении.

Иногда практикуется и обратный вариант этого упражнения - сокращение распространённого предложения путём отбрасывания некоторых слов.

7. Соединение двух или трёх простых предложений в одно сложное.

8. Построение сложных предложений из нескольких различных элементов. Построение нескольких вариантов предложений.

9. Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают. Например, я давала такое предложение « В марте с крыш капает, весна приближается »; дети составили варианты предложений (3 класс) : Приближается весна, с крыш уже капает. Закапало с крыш, значит, весна скоро. Март наступил, а с крыш не капает. Если с крыш закапало, значит, весна скоро. Весна приближается, вот и с крыш уже закапало.

10. Построение предложений заданного типа (изученной конструкции), например: простого распространенного; с однородными подлежащими и т. п.

10. Составление предложений по данной синтаксической схеме.

12. Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.

13. Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие: (расположены по степени самостоятельности и развивающему эффекту);

составление предложения по опорным словам (2-3 слова, не более);

составление предложения по одному опорному слову, чаще всего нового, отличающемуся особыми оттенками значений и выразительностью;

по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению ;

по предметной картинке;

по сюжетной картинке;

по узкой теме, заданной учителем или учащимися;

свободное составление предложения (задание учителя звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).

14. Определение границ предложения в сплошном тексте.

15. Координация главных членов предложения путём изменения формы слова, являющегося в предложении или подлежащим, или сказуемым.

16. Анализ предложения:

а) по членам предложения;

б) по определению главных членов предложения (основы предложения) и словосочетаний, входящих в структуру предложения;

17. Различение языковых единиц: слова, словосочетания, предложения.

Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.

Таким образом, система работы по синтаксису призвана осуществлять основную цель обучения русскому языку на начальном этапе: развивать мышление и речь учащихся, способствовать осознанию элементов грамматического строя речи, воспитывать любовь к родному языку и прививать интерес к его познанию.

Уровень текста.

Умение составлять текст, а точнее, выражать свои мысли, знания, чувства, намерения в развёрнутых высказываниях, в связной речи - это, в общем, основная цель всех видов работы по развитию речи и одна из важных целей всей системы обучения родному языку.

Основными видами упражнений в связной речи учащихся являются пересказы полные, близкие к тексту образца, сжатые, краткие, выборочные, с перестройкой плана, с творческими дополнениями; письменные изложения аналогичных видов; устные рассказы и письменные сочинения по личному жизненному опыту учащихся, по их организованным наблюдениям природы, труда людей и др., по картинам (серия картин, одна картина), кино - и диафильмам, прочитанным книгам (отзывы о книге, фильме, картине, выставке и т. д.); письма, заметки в газету, радиопередачи и др.

Все эти виды речи опираются на уровни работы, описанные ниже: на развитую систему произносительных умений (устная речь учащегося), на его словарь и активность в выборе слов, на владение им сочетаниями слов и механизмами построения предложения.

Система сочинений, изложений и др. упражнений в связной речи лишь тогда эффективна, когда она долговременна и перспективна.

Виды сочинений, которые использую в работе.

1. Коллективный рассказ по началу.

Однажды осенней студёной порою

По улице шёл неизвестный чудак.

Придумайте рассказ. Что же могло произойти с чудаком на улице?

Условие: в предложениях должны быть слова с непроизносимыми согласными.

2. Продолжите рассказ о том, что можно увидеть, когда шагаешь по лесной тропинке.

3. Продолжите сказку Э. Шима.

Росли на огороде злые сорняки - мохнатый Чертополох, серая Лебеда и жгучая Крапива. Росли и воевали с огородными овощами. Расталкивали всех, лучшие места себе захватывали, сок из земли тянули. Совсем забили другие овощи.

4. Сочинения на лексическом материале.

Подготовка к творческой работе на тему « Фантазии зимы » проходила на отрывках из произведений М. Пришвина и Н. Сладкова.

Белые фигурки.

Н. Сладков.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес невиданные существа. Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там на пеньке сидит не то белочка, не то зайчик.

Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись.

Снежные фигуры.

М. Пришвин.

Снежинки, падая, не знали, что делают, и от этого везде на ветвях выходили фигуры.

Так, был тут Ночной сторож, он сидел, закутанный в тулуп, на большой ветке и дремал; вдруг сверху упал на него Геркулес и рассыпал его: выпрыгнула ёлка, а из-под ёлки выскочил заяц. После падали Ведьмы, Волки, Бабушки с Внучками...

Следующим этапом было составление коллективного сочинения.

Вот то, что получилось у учеников 3а класса.

Выпал пушистый снег, и нам захотелось посмотреть, как изменился лес. Очарованные красотой деревьев, мы не заметили, как наступили сумерки.

Лес стал сказочным. Вот на пеньке, закутавшись в тулуп, сидит ночной сторож. Рядом с ним пристроился пёс. Он не сводит глаз с белочек, резвящихся на ветках ели. Под кружевными арками берёз замер красавиц лось. А на опушке леса зайцы затеяли чехарду. Мы долго любовались этими снежными фигурами, удивляясь фантазии зимы.

Чрезвычайно важен и анализ сочинений, их редактирование.

Все эти сочинения - первые шаги учащихся в речевом творчестве. Есть в них и речевые ошибки, работа над которыми - важная задача учителя. Но в них есть также и успехи: удачное сравнение, логичность изложения, проявления фантазии, воображения.

Несмотря на «деление» работы по развитию речи учащихся на четыре основных направления (уровня)- произносительное, лексическое, синтаксическое, текстовое - развивать речь детей необходимо комплексно, то есть, одновременно решая задачи каждого направления: работая над текстом, выявлять новые слова и объяснять их значение, составлять предложение с новым словом, интонировать это предложение при чтении в зависимости от его основной мысли., определять средство связи предложений в тексте (слова), учиться заменять их синонимичными и т. д.. Только в этом случае процесс развития связной устной и письменной речи учащихся будет успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Методика обучения родному языку в современном её состоянии ведущую роль отводит коммуникативному направлению, то есть на первое место ставится обучение родному языку как средству общения. В соответствии с этим положением программа для средней общеобразовательной школы основной целью обучения русскому языку называет развитие устной и письменной речи школьников.

В процессе изучения лингвистической, психологической, методической литературы, исходя из опыта, полученного во время педагогической деятельности, можно сделать вывод о том, что у учителя имеется возможность на уроках русского языка развивать речь учащихся, использование при этом разнообразных методов и форм обучения даёт большие возможности повышения эффективности такой работы. Кроме того, учитель должен понимать и осознавать, что для детей важны начальные сведения теории языка (понятие о многозначности, синонимии, антонимии, омонимии , словосочетании, предложении, тексте и его типах и т. д.).

Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: эффективность всей работы по развитию речи зависит от трёх следующих факторов:

1)от речевой среды, правильной и выразительной речи окружающих;

2)от организации речевой практики детей: разносторонней, интересной, мотивированной, четко контролируемой учителем;

3)от умения учителя опереться в развитии речи на теорию языка, грамматику, элементы лексикологии, современные достижения психологии и методики обучения.

Значение работы по развитию речи очень велико. Такая работа позволяет учителю не только организовать речь детей в соответствии с литературной нормой, но позволяет развивать мышление учащихся. Речь для ученика не должна быть лишь учебным предметом, за который могут поставить тройку» или «пятёрку»: речь должна стать для него средством самовыражения, предметом радости и гордости.

Успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии детей , так как именно через речь школьник открывает широкий мир литературы, науки и жизни.

Эту работу мы продолжаем и во внеурочное время. Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях. Принимаем активное участие во внеклассных мероприятиях (школьных, городских), выразительность речи хорошо развивается в выступлениях учащихся в художественной самодеятельности, в инсценировании сказок и т. д.

Совместно с родителями проводим конкурсы, викторины « Играем вместе», которые тоже имеют немало важную роль в развитии речи детей.

Л итература.

1)Актуальные проблемы методики обучения родному языку в начальных классах / под ред. , . - М.: Педагогика, 1977

3)Белошапкова русский язык. Синтаксис. - М.: Высшая школа, 1977

4)Борищук речи - развитие личности школьника //Нач. шк., 1983

5) О преподавании отечественного языка - Л.: Нарком - прос РСФСР, 1941

6)Бутузова работа на уроках русского языка и чтения // Нач. шк., 1992

7)Введенская русский литературный язык. Лексика. Фонетика. - Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовского университета, 1963.

8)Виноградов язык (Грамматическое учение о слове)- М.: Высшая школа, 1986

9)Виноградов синтаксиса современного русского языка. - М..: Просвещение, 1950

10)Вижанкова над контекстуальными синонимами - одно из средств развития словесной речи// Нач. шк., 1990

11)Выготский и речь. - М.: Просвещение, 1956

12)Габдулахов связной речи на уроках русского языка//Нач. шк., 1987

13)Голуб И., Дрофа М. Моя первая книжка о словах. - М.:Просвещение, 1995

14)Демичева -модель и работа с ним на уроках русского языка//Нач. шк., 1994

15)Жинкин Н..И.. Психологические основы развития речи.- М.: Просвещени, 1966

16)Жинкин совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. - М.:Просвещение, 1969

17)Закожурникова над предложением и связной речью в начальных классах. - М.: Просвещение, 1962

19)Климова упражнения на уроках русского языка // Нач. шк., 1995

20)Кодухов о синонимах. - М.: Просвещение, 1984

21)Кустарёва В. А. , и др. Методика русского языка для

педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1973

22)Ладыженская связной речи детей. - М.: Просвещение, 1979

23)Леонтьев и психология. - М.: Наука, 1966

24)Леонтьев, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969

25) , . Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение,1987

26)Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975

27)Макарова младших школьников с функцией синонимов в тексте// Нач. шк., 1992

28)Меркулова виды работ по развитию речи на уроках русского языка // Нач. шк., 1996

29)Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. . - М.: Просвещение, 1980

30)Методика русского языка/Под ред. , Л. К. , Назаровой, и др. - М.: Просвещение, 1982

31)Петрова язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. - М.: Просвещение, 1984

32)Политова речи учащихся на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1984

33) Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Эльконина-Давыдова/ автор-составитель.-М.: Вита-Пресс, 2001

34) , Чеботкова комментарий к учебнику русского языка для 3 класса: пособие для учителя начальной школы.- М.: Вита-Пресс, 2004

35)Реформатский в языкознание. - М. Просвещение, 1977

36)Речевое развитие младших школьников. Сборник статей/ Под ред. . - М.: Просвещение, 1970

37)Речевые секреты/ Под ред. .- М.: Просвещение, 1992

38)Русский язык. Энциклопедия/ Под ред. .-М.: Советская энциклопедия, 1979

39)Русский язык / Под ред. .- М.: Советская энциклопедия, 1979

40)Соловейчик М..С. К тайнам языка // Нач. шк., 1994

41)Стрельцова и фантазия. - Мои наилучшие пожелания. - М: Просвещение, 1992

42)Устименко урок русского языка в начальных классах // Нач. шк., 1994

43)Ушаков занятия по русскому языку в начальных

классах. - М.: Просвещение, 1971

44)Фомичёва над словосочетанием и предложением в начальных классах. - М.: Просвещение, 1981

45) В мире слов. - М.: Просвещение,1978

46) Шанский язык. Лексика. Словообразование. - М.: Просвещение, 1975

Речевое развитие младших школьников

В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку ХХI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нем сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица своих учеников, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Как повлиять на ученика усилиями его самого? Как воспитать с таким уровнем багажа знаний, совести, чтобы не стыдно было перед родителями, коллегами, наконец, перед обществом? Как это сделать, какими средствами, методами? На каких примерах, книгах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только-только перешагнувших порог школы?

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Без сомнения, основной базой для достижения этой задачи служат уроки чтения и русского языка. Здесь дети учатся говорить, слушать, сочинять, рассуждать, доказывать. Развитие речи детей происходит на уроках естествознания, математики, музыки, рисования и т.д. Очень важно привлекать всех учеников к анализу полученного ответа, чтобы они дополняли, уточняли, поправляли друг друга. А это требует большого внимания к слову - своему и товарищей.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Задачи учителя заключаются в том, что необходимо:

Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

Обеспечить создание речевых ситуаций;

Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

Вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

Создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, но и одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому работа над развитием устной речи школьника в качестве обязательного элемента включает работу над звуковой ее стороной.

Работу начинают с отработки чистого произношения звуков, используя на своих уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

1. Отчетливо произноси слоги

(тихо - чуть громче - громко - вполголоса - тихо)

2. Отчетливо и быстро читай слоги

З. Доскажи строку

4. Доскажи слово.

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используются чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно)

Чистота звука вырабатывается и при проговаривании скороговорки, которая вносит эмоциональную разрядку в урок.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Щенок жалобно пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие стихотворения, способствующие выработке чистоты звука. для этого использую такие упражнения:

1. Правильно произноси звуки. Какой звук часто повторяется?

Резиновую Зину купили в магазине,

Резиновую Зину в корзине принесли,

Резиновая Зина упала из корзины.

Резиновая Зина измазалась в грязи.

2. Отгадай загадку Сколько слов с буквой ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе - кружусь.

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Игры на развитие слуха

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова ).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Упражнение №3. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №4. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Упражнение №5. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Работа над словарем.

Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому работе над словарем учащихся придается в школе большое значение.

Особенность словарной работы состоит в том, что она производится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, ИЗО, с художественным трудом, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети 7 лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами. Более половины новых слов младший школьник получает через уроки русского языка – чтения, грамматики. Следовательно, для обогащения словаря школьников на каждый урок следует планировать работу над 3-4 новыми словами и их значением.

При подготовке к уроку учителю необходимо выявить те слова, которые войдут в словарь учащихся в результате чтения, пересказа, бесед и использовать нужно самые разнообразные приемы работы над значением новых слов. Самый простой способ – это показ предмета или действия, обозначаемого словом. Некоторые слова могут стать понятными, если ввести их в предложение. Например, слово “кабы” понятно из предложения: «Если бы по-старому, тебе бы уходить надо». Многие слова объясняются через анализ их морфологической структуры и словообразования.

Развитие словарного запаса

Упражнение №1 "Игра в слова".

Задание №1 .

"Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №2. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

"Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №3. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий , смелый, отважный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение № 4. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;

Упражнение № 5. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

Упражнение № 6. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №7. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Работа над словосочетанием и предложением.

В речевой практике словосочетание используется только через предложение. Установлено, что наибольшее число синтаксических ошибок допускается учащимися, именно в словосочетании: это ошибки в управлении и согласовании.

Работу над словосочетанием проводят следующую: во-первых, выделяем словосочетание в предложении и устанавливаем связи между словами при помощи вопросов; во-вторых, составляем самостоятельные словосочетания при изучении частей речи.

В работе над словосочетанием необходимо учитывать:

а/ его структуру, т.е. слова, входящие в его состав, вопрос от главного слова к зависимому, необходимые формы согласования – падеж, число, употребление предлога;

б/ семантику словосочетания, выражающее единое, но расчлененное значение.

Такая работа ценна не только для развития речи, но и для изучения грамматики, для ясного понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем свободно ориентироваться в структуре простого и сложного предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.

Упражнения со словосочетаниями:

Существительное + прилагательное;

Существительное + глагол;

Местоимение + глагол (можно наоборот).

Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Нужно ценить и поддерживать естественное развитие синтаксиса их речи и не ориентировать их на однообразные предложения из 3-4 слов. Упражнения с предложениями делят на три группы: упражнения на основе образца, конструктивные, творческие. При работе над предложением используются следующие приемы: составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа); составление предложений заданного типа по схемам-моделям; распространение предложений, перестройка их структуры; выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах; свободное составление предложений, фраз; интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями; редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие грамматических навыков

Упражнение №1. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Упражнение №2 "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №3. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №4. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,
колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.
"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №5. "Найди ошибку".

Задание №1.
"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.
"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №6. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку школьников к развитию навыков связной речи.

Упражнения в связной речи также делят на три типа (на основе образца, конструктивные, творческие). К числу упражнений по образцу относят изложения, устный пересказ, чтение наизусть. По конструктивным заданиям даются упражнения, связанные с перестройкой текста. Все остальные виды работ – творческие. Считается, что развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений:

Во-первых, умение осмыслить тему;

Во-вторых, умение собирать материал по данной теме;

В-третьих, умение составить план;

В-четвертых, подготовить языковые средства (лексику, отдельные предложения, фрагменты текста, правописание трудных слов);

В-пятых, составить весь текст;

В-шестых, совершенствовать написание.

Методика начальной школы предусматривает работу над следующими видами связной речи:

Развернутые ответы на вопросы;

Анализ прочитанного;

Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

Записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

Рассказывание художественных текстов, заученных на память;

Импровизация сказок;

Диалоги;

Различные виды драматизации, словесное рисование;

Письменное изложение образцовых текстов;

Письменные сочинения разнообразных типов;

Составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы.

Ну и,конечно, кроме всего прочего необходимо учить работать с текстом. Составляя систематику видов работ, применяемых учителями в практике, выделяют следующие направления работы с текстом:

1) чтение всего текста;

2) пересказывание;

3) чтение учащимися нового текста, либо заранее подготовленного дома;

4) чтение цепочкой по предложению, по абзацу;

6) нахождение отрывка к рисунку;

7) ответы на вопросы;

8) нахождение отрывка, который поможет ответить на вопросы;

9) чтение самого интересного отрывка;

10) чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено;

11) нахождение предложений, которые стали поговорками;

12) беседа с сопровождением выборочного текста;

13) чтение о том, чем понравилось произведение;

14) чтение по ролям;

15) нахождение предложения, отрывка, который надо прочитать весело, радостно, печально, с досадой, возмущением, строго и т.д.;

16) нахождение и чтение образных слов и описаний;

17) нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно;

18) кто быстрее найдет в тексте слово на заданное правило;

19) нахождение самого длинного слова;

20) чтение, пометка непонятных слов;

21) комбинированное чтение;

22) конкурсное чтение.

Работа по развитию речи – процесс кропотливый, очень длительный, но просто необходимый в настоящее время, когда в школу приходит все больше детей с недоразвитием речи, с логопедическими дефектами.

Васильева Зинаида Васильевна, учитель начальных классов первой категории МБОУ «Большечеменевская СОШ» Батыревского района, Чувашской Республики
8-905-028-26-92
«Развитие речи младших школьников»

Позвольте начать мне свою статью словами М.Пришвина:

«В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а его слово остается и летит из поколения в поколение, как яркий свет угасшей звезды во Вселенной».

Проблема развития речи младших школьников всегда была актуальна в методике преподавания. Но в современных условиях, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, а прежние методы развития речи не достаточны, чтобы разрешить эти проблемы, приходится искать новые пути их решения. Значимость развития речи в судьбе человека трудно переоценить. Поэтому желание систематически работать над этим вопросом возникло у меня давно.

О пределила для себя главные моменты своих жизненных позиций. Называю их - «Заповеди учителя»:

Хорошо и много работать самой и учить этому своих учеников.

    Л юбить то, что преподаешь, любить тех, кому преподаешь.

    Учитель учит до тех пор, пока учится сам.

    Проявлять творчество в организации внеклассной работы.

    Тревожить душу каждого ребенка, учить его думать, размышлять, красиво и свободно выражать свои мысли.

Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Для ребенка хорошая, грамотная речь – залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности – это не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Речевая активность учащихся проявляется в их общительности, в отсутствии скованности, молчаливости, боязни говорить. Учитель обязан «разговорить» своих учеников в любых условиях и ситуациях. Важно развить в нем способность правильно и красиво выражать свои мысли, находя для этого точные и образные выражения, научить творческому воображению, ассоциативному мышлению. Навыки устной и письменной речи формируются у ребенка под влиянием многих факторов. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Особое внимание обращаю на обогащение речи учащихся различными языковыми средствами, на предупреждение и преодоление различных речевых недочетов, на овладение произносительными нормами и средствами речи.

«Чем жаловаться на всеобщую темноту, не лучше ли самому зажечь хоть одну маленькую свечу», - эти слова толкнули меня на разработку собственного варианта решения проблемы. Итак, с чего же начать? Прежде всего, я постаралась показать вам разделы, которые я выделила из таблицы:

    • обогащение речи учащихся лексическими и грамматическими средствами ;

      предупреждение и преодоление ошибок (в произношении слов, в словообразовании, в построении предложений);

      формирование навыков связной речи (устной и письменной).

В своей работе «О первоначальном преподавании русского языка» К.Д.Ушинский развитие «дара слова» поставил на первое место вместе с сознательным обладанием сокровищами языка и с изучением грамматики. Что же нужно делать, чтобы развить эту врожденную языковую способность? «Дар слова» развивается не иначе как от упражнений, которые должны быть по возможности самостоятельными: своими усилиями выразить свою мысль, сначала простую, далее – все более сложную, сначала устно, а затем и письменно (в сочинениях). Пути к этому – наглядность, выделение признаков предмета, сравнение предметов.

Итак, первое правило наглядность;

Второе правило систематичность, т.е. постепенное нарастание трудности, разнообразие тематики и типов, преемственность и перспективность, постепенное уменьшение помощи учителя.

Третье правило : «упражнения должны быть логические: содержать переход от конкретных представлений к общим понятиям, выделение признаков предмета, объединение предметов в одно общее суждение».

Ученые считают, что лучше всего использовать речевые способности ребенка до 10 лет, то есть годы обучения его в начальной школе. Речь – очень широкая сфера деятельности человека. «Заговори, чтобы я тебя увидел», - утверждал Сократ. Трудно что-либо добавить. Нахожусь в постоянном поиске - стараюсь использовать какие-то новые формы, методы и средства обучения своих малышей.

Кроме выше перечисленных мною правил можно выделить еще три линии в этом же направлении: работа над словом;

    работа над словосочетанием и предложением;

    работа над связной речью.

Подробнее остановлюсь на развитии связной речи детей. Развитие связной речи провожу на основе системы постепенно усложняющихся устных и письменных упражнений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы зависит: от взаимосвязанности работ, от их целенаправленности, от соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, от систематической последующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, допущенные в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал полученный из разных источников – это и собственный опыт жизни школьников, и их наблюдения, материал, взятый из книг, из рассказов учителя, также различные картины, кинофильмы, разные жанры (повествование, описание, рассуждение).

На уроках дети получают представление о стилях и типах речи. Все эти сведения помогают в работе над сочинениями и служат совершенствованию умений их написания. Делаем черновые наброски, которые можем обсудить. В процессе работы разрешаю пользоваться словарями, справочниками. В сочинении проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Дети любят писать сочинения. Любят потому, что в них можно проявить самостоятельность, дать простор своему воображению. Писать сочинения с детьми я начинаю со 2 класса. Успех первых сочинений будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

Очень люблю и часто использую на уроках написание сочинений-миниатюр . В конце урока детям предлагаю написать мини-сочинение по заданному названию. Зачитываем по желанию самих детей сразу же после написания (темы таких сочинений могут быть совершенно разными («Тайные следы», «Зимнее утро», «На рассвете» и т.д.). Слушая такие сочинения невольно приходят на ум слова Джанни Родари: «Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать».

Многообразная работа над предложением – это подготовительное звено в системе работы над связной речью, необходимым условием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности. Можно смело утверждать, что сочинения указывают на результаты по всем трем показателям общего развития: наблюдательность, мышление, чувства.

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, наблюдениях, чувствах, переживаниях, мыслях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. С наибольшей силой мотивация будет выражена во внешней речи при условии, если в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому. Одним из важных источников для устных высказываний в 1 классе и письменных сочинений во 2 классе являются экскурсии. С первых дней обучения ведем наблюдения . Замечаем каждый момент изменения в окружающем нас мире, описываем, изображаем, делимся друг с другом впечатлениями. Совместные наблюдения приносят детям радость, они дают толчок к самостоятельным наблюдениям, постепенно перерастают в потребность открывать новое.

Готовясь к уроку, продумываю каждую деталь, использую разные виды работ, технические средства обучения, наглядность, художественную литературу, игровые моменты. Приведу лишь некоторые моменты, которые внедряю в свою работу: Так называемые «Мои маленькие хитрости»:

    Всегда стараюсь тщательно продумывать начало урока: ведь именно оно в значительной мере определяет ход общения с ребятами, настраивает на успешную работу.

    Разговорные пятиминутки ;

    Обязательна словарная работа – на каждом уроке, которая обогащает словарь учащихся, развивает их речь. (Тщательно анализируются новые слова: рассматриваем их значение, состав, произношение, написание).

    На каждом уроке провожу фонетическую зарядку : распеваем звуки, отрабатываем произношение и интонацию.

    Занимаемся «свободным сочинительством».

    На каждом уроке применяю игровые моменты (считаю, что игра оказывает положительное влияние на учебную деятельность пассивных детей).

    Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).

Следует отметить отдельно работу со словами , так как словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а особая часть всей систематической работы по развитию речи учащихся. Богатство словаря – признак высокого развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Поэтому этому виду работы придаю огромное значение. Она складывается из: обогащения, уточнения, активизации словаря, устранения нелитературных слов.При работе над словарными словами использую прием из книги В.Агафонова «Неправильные правила, или как запомнить словарные слова». В основе приема – ассоциативная связь словарного слова с другим «приёмным родственником», который поможет точно запомнить в слове нужную орфограмму. Например, при роботе со словом «пальто» учитель сообщает, что подул ветер, рассыпал в слове буквы, и получилось слово «лапоть». Такие ассоциативные ниточки протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Кроме того, к каждому слову подбираются картинки, загадки, ребусы, короткие стихотворения.

Вашему вниманию представляю фрагменты работы со словарными словами по новому образовательному проекту «Школа Ольги Соболевой»- стихотворение «Газированная газета»:

Что случилось тут у нас? Из газеты вышел газ! Словно снег газета тает и по ветру не летает!
Меньше марки стала эта - очень странная газета!

Все решим проблемы разом: мы её наполним газом!

- Газированной газете газ нужней всего на свете?
- Нет, сказать я должен, ей буква «А» всего нужней

Запоминание по такому принципу проходит по двум каналам:

по каналу слуха (находим здесь следующие приемы параллельного повторения):

    использование забавного, нелепого сюжета - газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;

    использование «приемного родственника» - слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;

    «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);

    непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).

И по каналу зрения:

    забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух (включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);

    насыщение текста буквой «а»;

    выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом .

Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем этот прием более эффективен, чем просто прочитать слово «газета» семь раз, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока, можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой сети . Аналогичная работа проводится с вариантом слова «сорока», который вы видите на слайде.

Большую роль в развитии речи играет работа над предложением, которая является основным звеном в системе упражнений, подготавливающим детей к письменным изложениям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности, невозможна связная речь.

Вот лишь некоторые виды работ над предложением:

1) только полные ответы на вопросы;

2) постановка учащимися вопросов к предложению;

3) распространение предложения по вопросам и без вопросов;

4) составление предложений на ту или иную тему ;

5) составление предложений по картинке, по прочитанному тексту;

6) составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения ;

7) соединение 2-3 простых предложений в одно простое с однородными членами или сложное;

8) переработка данных предложений с заменой одних слов другими, с заменой одних грамматических форм другими;

9) восстановление деформированного предложения, текста.

Развитию этого умения способствуют виды упражнений , которые представлены вашему вниманию – это деление сплошного текста на отдельные предложения, составление связного текста по вопросам, из данных предложений, по опорным словам, из деформированных предложений, составление рассказа как по заданному началу, так и по его концу.

В этом году у меня четвёртый класс, с которым я работаю по программе «Школа 2100». Стремлюсь учить детей серьезному увлекательно. Тщательно отбираю занимательный текстовой материал. Дети учатся у меня, а я получаю огромное удовольствие от общения с ними.

Итак, в работе над развитием речи нужна долгая и кропотливая работа как учеников так и учителя. Систематическая работа обязательно приведет к успеху. Цели достижимы тогда, когда учитель сам желает этого, стремится к их реализации, выясняя возможности своих детей, проявляя творчество в работе.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе, в школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать свое я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учетом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.

Дерево сильно корнями, а человек – делами, мыслями. Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни-мысли учим детей «выращивать» на уроке. Значит урок – дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экспериментальной психологии

«Особенности развития речи у младших школьников»

Выполнила: студентка ФНиСО, гр. П-42

Гомозова Татьяна Михайловна

Проверила: Шахова Инна Павловна

ПЕНЗА – 2007

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Общая характеристика личности младшего школьника

1.2 Речевая деятельность младших школьников

1.3 Психологические особенности формирования речи первоклассников

1.4 Требования к речи учащихся

1.5 Особенности речи ребёнка, поступившего в первый класс

2. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа представляет высокие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима.

Развитие речи - это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой. Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель руководствуется не только перспективной целью, которая может быть определена как хорошая речь, но и конкретными учебными целями каждого отдельного упражнения.

Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний.

Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой". Работа над связной речью развивает у детей необходимую способность распределять своё внимание, направлять его одновременно на несколько видов деятельности.

Цель работы сугубо практическая: сделать речь (чужую, а затем и свою) предметом наблюдения и внимательного отношения учеников, заложить основы культуры речевого поведения. Но если мы хотим сознательного отношения ребёнка к слову, к речи и речевым действиям, то необходимо вооружить его теми знаниями, которые помогут понять (в доступных пределах) смысл используемых терминов.

Объект исследования: - речь младших школьников.

Выборка: первоклассники МОУ СОШ им. Ф. В. Гладкова (10 учащихся).

Предметом нашего исследования является выявление особенностей развитияречи младших школьников и упражнения, направленные на формирование иобогащение детской речи.

Формирование полноценного речевого развития младших школьниковявляется важнейшим направлением процесса обучения. Это объясняет актуальность избранной темы.

Цель исследования: - изучение особенностей развития речи младших школьников в процессе обучения; формирование у учащихся умений строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

1 . Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.

2 . Составить систему речевых упражнений.

3 . Изучить особенности развития речи у младших школьников.

4 . Составить методические и психолого-педагогические рекомендации по подготовке и проведению упражнений по развитию речи учащихся.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении, что систематическое, методически точное проведение речевых упражнений на уроках развития речи и русского языка способствует развитию связной речи младших школьников, формированию навыков самоконтроля, предупреждению и устранению типичных речевых ошибок учащихся, повышению качества детских высказываний.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Наблюдение;

Эксперимент;

Психодиагностические методы;

Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена диагностике устной речи первоклассников.

В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.

Экспериментальное исследование проводилось в Малосердобинской средней школе им. Ф. В. Гладкова.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общая характеристика личности младшего школьника

"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Психические процессы младших школьников развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети этого возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, не умеют выделять главное, существенного в воспринятом, для их восприятия характерна яркая эмоциональность. Однако постепенно восприятие становится более управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения.

Младшие школьники выполняют требования учителябеспрекословно, не вступают с ним в споры. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях.

Послушание младших школьников проявляется как в поведении, так и в самом процессе учения. Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность являются предпосылками для успешного обучения и воспитания. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Пока они только вбирают, впитывают знания. И этому очень способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младшего школьника.

Очень важной особенностью является подражательность взрослым, своим сверстникам, героям книг и кинофильмов. Это качество очень помогает детям в учении и способствует быстрому овладению умениями и навыками учебной работы, умениями планировать, организовывать и осуществлять различные виды работы. Всему этому их надо настойчиво и терпеливо учить.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

1.2 Речевая деятельность младших школьников

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковымиединицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он "использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.