Составные элементы интонации. Интонация и её элементы

Мелодика.

Главным компонентом является мелодика, т. е. изменение высоты тона на протяжении высказывания. Этот компонент настолько важен, что иногда его полностью отождествляют с интонацией и называют интонацией в узком смысле слова, например говорят о вопросительной, восклицательной, утвердительной и т. д. интонации. Кроме того, поскольку голос является «материальным носителем» мелодических изменений, мелодику (и интонацию в целом) часто ошибочно отождествляют с голосом, например, говорят о «нежной, грубой, жесткой и т. п. интонации», приписывая ей свойства, которыми характеризуется именно голос.

При всем многообразии потенциально возможных мелодических изменений для русского языка важны два основных типа мелодики: нисходящая и восходящая.

Нисходящая мелодика характеризуется понижением высоты голоса и используется в повествовательных и побудительных предложениях, а также в вопросительных предложениях с вопросительным словом и некоторых типах восклицательных предложений.

Восходящая мелодика характеризуется повышением высоты тона и свойственна вопросительным предложениям без вопросительного слова (общий вопрос), а также реализуется в неконечных частях распространенного высказывания и некоторых восклицательных предложениях.

Безусловно, в звучащей фразе реализуются и другие типы мелодических изменений, например восходящее-нисходящее или нисходяще-восходящее, возможны также отрезки речи, характеризующиеся ровным движением тона.

Основными показателями, с помощью которых оценивается характер мелодических изменений во фразе, являются интервал изменения тона, а также общий тональный диапазон фразы. Интервал - это величина изменения тона (повышения или понижения). Так, общий вопрос характеризуется большим интервалом повышения тона по сравнению с тем, которое происходит в незавершенных частях высказывания. Считается, что величина интервала изменения тона определяет экспрессивную окраску фразы.

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания. Выразительность речи и сообщается этим отклонением. «Если вы больны, плохо настроены, наоборот, счастливы и веселы,- обо всем этом «расскажет» тембр вашего голоса. Если вы активны в выражении мысли, если ваши эмоции не скрыты,- снова прежде всего тембр об этом доведет это «до сведения» вашего собеседника». Причины этого могут быть разные, зависящие или не зависящие от воли говорящего.

Тембр голоса как компонент интонации выполняет главным образом экспрессивную функцию, придавая речи эмоциональность и выразительность. Интонационный тембр определяется состоянием голосовых связок, а именно их конфигурацией и степенью напряженности.

Темп речи - скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). В фонетических исследованиях для характеристики темпа используют длительность звуков, на практике же пользуются показателем количества звуков (слогов, слов), произнесенных за единицу времени (секунду или минуту). Физиологическая закономерность изменения темпа речи на протяжении высказывания состоит в том, что в конце высказывания темп, как правило, медленнее, чем в начале. Темп должен быть средним, избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать). Это не молчание, это эффективный элемент нашей речи. Пауза может привлечь внимание, усилить акцент на нужной фразе. Паузы дают возможность думать во время речи и контролировать слова. Темп речи выполняет важные смысловые функции. Он служит средством:

  • 1. Выражения степени важности содержания (более важное содержание характеризуется медленным темпом, а менее важное - быстрым темпом);
  • 2. Привлечения внимания слушающего (посредством замедления темпа);
  • 3. Облегчения понимания и запоминания (более медленный темп дает слушающему время понять и запомнить воспринимаемое содержание);
  • 4. Выражения эмоционального состояния говорящего (эмоциональные состояния, активизирующие деятельность человека, - как правило, положительные эмоции, - ускоряют темп, а эмоциональные состояния, снижающие активность, - отрицательные эмоции - замедляют его);
  • 5. Придания речи выразительности (с помощью ускорения или замедления темпа в речи отражается скорость событий, действий, о которых рассказывает говорящий; аналогично в случае, когда имитируется темп речи других лиц).

Средним значением темпа речи считается скорость произнесения, равная приблизительно 120 словам в минуту.

Малоподготовленные ораторы, не владея темпо-ритмом речи, пытаются компенсировать этого недостаток громкостью, начинают кричать, поднимая силу каждого предложения по сравнению с предыдущими: их речь становится монотонно-громогласной и ее качество не только не улучшается, но еще более ухудшается.

Тональный диапазон - это разность между минимальной и максимальной высотой тона в пределах высказывания. Как мы уже говорили, величина тонального диапазона характеризует прежде всего голос, однако использование в речи всех возможностей тонального диапазона способствует повышению ее выразительности.

Если интервалы изменения тона незначительны или если речь характеризуется небольшим тональным диапазоном, то у слушателей возникает ощущение монотонности речи. По мнению психологов, у человека, слушающего монотонную речь, включается охранительное торможение нервной системы, что приводит к рассеиванию внимания и утомлению. Информация, преподнесенная монотонно, воспринимается слушателями более придирчиво, критично, самые сильные аргументы расцениваются как неубедительные, примеры кажутся невыразительными. Человека, говорящего таким тоном, начинают подозревать в безразличии к обсуждаемой проблеме и партнерам.

Ежедневно строя свою речь, мы не обращаем внимания на интонацию, говорим по наитию, как привыкли.

Но если решить целенаправленно построить выразительную речь, способную оказывать влияние на слушающих, удерживать внимание аудитории при публичном выступлении, то без проработки интонационной составляющей речи не обойтись.

Какую бы фразу мы ни произнесли, мы скажем её с определённой интонацией, которая зависит от четырёх акустических компонентов:

— основного тона вашего голоса;
— силы его звучания;
— длительности звучания (чем больше звуков вы произнесёте в единицу времени, тем меньше будет их длительность, соответственно, темп речи получится быстрым);
— отчётливости произносимой речи.

Зачем изучать эти элементы и как они влияют на сказанное нами? Интонация устной речи выполняет определённое число функций, которые описаны ниже.

Функции интонации

Какова , и для чего она вообще нужна? Давайте разберёмся:

  1. Интонация русской речи обеспечивает целостность фразы или её части на фонетическом уровне.
  2. Она необходима для разделения цельного текста на несколько фонетических частей: если прочитать, к примеру, отрывок книги без интонации, то слушатели вряд ли смогут уловить его суть.
  3. Именно интонация позволяет на слух уловить коммуникативные значения речи собеседника: мы понимаем, задаёт ли он вопрос, повествует или побуждает к чему либо.
  4. Интонация устной речи даёт нам возможность понять отношение собеседника к содержанию произносимой им речи: ведь все мы понимаем, когда человек говорит с сарказмом, злостью или возмущением, не так ли?
  5. Интонация русской речи позволяет нам навскидку определить эмоциональное состояние говорящего: подавленный ли у него голос или возвышенный - многое говорит о настроении собеседника.

Элементы интонации: эмоциональное воздействие на собеседника

Роль интонации в речи очень велика, с её помощью мы можем умело воздействовать на собеседника на эмоциональном уровне.

Давайте рассмотрим пример

Возьмём фразу «Послезавтра мы с моим мужем отправимся в кино». Именно особенности интонации при ее произношении позволяют нам по-разному воздействовать на собеседника. Вы можете сказать: «Послезавтра МЫ С МОИМ МУЖЕМ отправимся в кино» (то есть, пойдёте именно вы и ваш муж, и никто другой). Или так: «Послезавтра мы с моим мужем отправимся В КИНО» (не в кафе, бар или ресторан, а в кинотеатр). Ну, и напоследок: «ПОСЛЕЗАВТРА мы с моим мужем отправимся в кино» (не сегодня, не завтра, не через неделю, а конкретно послезавтра).

Элементы интонации: смысл всего высказывания зависит от того, как вы его произнесёте

Особенность интонации в устном общении также в том, что от неё зависит смысл всего высказывания. Возьмём в пример известную всем фразу: «Казнить нельзя помиловать». В письменной речи мы можем поставить запятую либо после «казнить», либо после «нельзя», отчего изменится её смысл и судьба того человека, которого вы хотите лишить жизни или же отпустить на волю. Но в устном общении нельзя сказать: «Казнить нельзя запятая помиловать», поэтому в вербальной коммуникации очень важно выдерживать правильную паузу. Либо «Казнить… нельзя помиловать», либо «Казнить нельзя… помиловать» - всё будет зависеть от того, насколько вы милостивый сударь/сударыня.

Интонация и темп речи

Представьте себе ситуацию: вам нужно совершить важный звонок, но на телефоне садится батарея. У вас есть ровно 30 секунд, чтобы сообщить собеседнику важную информацию. Вы же не будете час выдерживать паузы и заботится об эмоциональном окрасе каждого слова? Скорее всего, вы произнесёте речь как можно внятнее и быстрее, чтобы и успеть всё сказать, и донести суть до человека на том конце провода.

Основные элементы интонации

  1. (мы ставим его на конкретное, наиболее значимое слово речи, выделяя повышением голоса). Пример — ситуация с походом в кино с мужем.
  2. — повышение и понижение голоса, позволяет избежать монотонности речи и придает ей разнообразные оттенки.
  3. — насколько медленно или быстро мы говорим.
  4. — звуковая окраска голоса.
  5. Паузы. Своевременно поставленная пауза способна максимально воздействовать на публику, заставляя ее задуматься/вступить в полемику/выразить одобрение. Притом, важны для речи как логические, так и эмоциональные паузы.

Мы перечислили основные особенности и функции интонации. Разумеется, мало с ними просто ознакомиться — нужно ежедневно работать над интонационной структурой речи, чтобы сделать процесс говорения максимально эффективным. Надеемся, что статья была вам полезной, и вы будете больше внимания уделять тому, как вы строите свою речь!

Роль интонации в актерском мастерстве очевидна, равно как и в ораторском искусстве. Правильность выделения слов в речи, их звучание и действие на публику, уже давно изучены, неоспорима. Попробуем разобраться более подробно в том, что такое интонация, какая бывает, где используется и т.д.

Какой бывает интонация в русском языке. Виды интонации.

Средство фонетической организации речи (интонация) делится на три типа:

  1. Повествовательная;
  2. Вопросительная;
  3. Восклицательная.

Для первого вида характерно ровное и, соответственно, спокойное произношение речи. Рассказ протекает плавно, периодически слегка повышая голос (интонационная вершина) и понижая его (интонационное понижение). Такой метод, как правило, не используется постоянно. Оратору или актеру в любом случае приходится использовать второй и третий вид фонетической ораганизации. Для вопросительной интонации характерно повышение тона голоса в начале, и его понижение ближе к концу фразы. В целом, название четко отображает суть данного вида.

Для восклицательной интонации более характерно противоположное положение вещей: тон повышается ближе к концу высказывания. Ярко выраженный эмоциональный окрас легко привлекает внимание публики. Очевидно, что ни один из способов не используется самостоятельно.

Актерам, как и ораторам, свойственен переход или поэтапное чередование одного типа с другим. Правильная интонация должна вырабатываться во время занятий с педагогами. Также достичь развития можно и в домашних условиях. Для этого можно использовать такой способ, как чтение вслух. При этом, нужно обращать внимание на знаки препинания, расставленные в конце предложения. Постижение невозможно без выработки правильной интонации.

Правильная интонация: что это?

Немаловажное значение имеет и темп рассказа. А точнее – скорость воспроизведения монолога. Быстрый темп характерен для взволнованной речи. А вот медленный – для торжественной. Плавный переход от одной скорости к другой часто применяется в различных сферах. Конечно, интонация в русском языке невозможна без интенсивности (силы голоса). Это возможность либо придать рассказу эмоциональный окрас, либо наоборот – сбавить обороты. Первый случай наблюдается при высказывании таких эмоций, как испуг или радость. А вот снижение силы голоса характерно для выражения горестных чувств, утраты близких и т.п. Правильная интонация не возможна без логических пауз, которые просто необходимы для осмысления публикой сказанного оратором или актером. И последнее, чтобы качественно выражать свои эмоции различными средствами и видами интонации – важна хорошая дикция. Без нее невозможно ни одно выступление. Вообще, предполагает множество составляющих, как теоретическую подготовку, так и практику. Конечно, речь должна отличаться логической выразительностью, но не менее важна выразительность эмоциональная. Мысль, которую оратор не прочувствовал, не тронет зрителя, как бы не была отработана техническая интонация голоса.

Только при условии должной мыслительной оценки, выражения личного отношения к произносимому тексту можно заинтересовать слушателя. Ведь в этом случае отчетливо проявляются такие компоненты интонации, как эмоциональные ударения и продуманные паузы, обусловленные и настроением, и чувствами говорящего.

Несомненно, что пунктуация и интонация крепко взаимосвязаны. Стоит забыть о знаках препинания, как речь сразу становится монотонной, превращается в безжизненный серый монолит, который может лишь заставить слушателя зевать. А ведь основные функции интонации направлены на повышение интереса к рассказу, его дроблению на смысловые куски (т.н. синтагмы). Некоторые специалисты противопоставляют интонацию просодии. Обычному обывателю достаточно знать, что в отличие от оперирующей фразами интонации, просодия опирается на слоги. К основным элементам интонации обычно относятся: 1. Ударения. 2. Паузы. 3. Тембр. 4. Мелодика. 5. Темп. Однако в действительности все элементы интонации существуют в единстве. Только наука может для своих целей рассматривать отдельные компоненты. Стоит указать негативные примеры интонации. Так к типичным ошибкам обычно относятся как монотонность речи, так и слишком высокий (низкий) тон всего текста выступления, восходящая интонация в конце повествовательных предложений и недостаточная выразительность речи. Над подобными недочетами нужно упорно работать каждый день, особенно, если предвидятся постоянные выступления.

Школьные учебники выделяют такие виды предложений по интонации: невосклицательное и восклицательное. Для второго вида присуще выражение сильного чувства.

Многие ошибочно считают, что по интонации предложения бывают вопросительными, восклицательными и повествовательными. Однако это разделение проводится не по интонационному признаку, а по цели высказывания оратора. Известный исследователь великого и могучего языка Всеволодский-Гернгросс в своих работах на вопрос о том, какие бывают интонации, выделяет не менее 16 видов интонации. Среди них: пригласительная и сопоставительная, повелительная и звательная, убедительная и перечислительная, просительная и утвердительная, и др. Описывая определение интонации, этот ученый отмечает, что она является самой эфемерной составляющей красочной устной речи. При этом важнейшими акустическими характеристиками интонации являются мелодика, длительность и интенсивность.

В этом параграфе мы рассмотрим классификацию элементов интонации, характеристику интенсивных элементов интонации (пауза, логическое ударение, интенсивность), частотных (мелодика, диапазонная высота), темпоральных (темп, эмфатическая долгота), спектральных (интонационный тембр), рассмотрим роль, универсальность и значение каждого элемента интонации в обучении правильному интонированию, раскроем понятие речевого ритма.

Элементы интонации:

Физическая структура интонационной конструкции складывается из элементов интонации. Выделяют следующие группы:

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность;

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота;

3 группа - темпоральные (временные) элементы: темп и эмфатическая долгота;

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

1 группа - интенсивные элементы: интонационная пауза, логическое ударение, интонационная интенсивность.

Пауза - перерыв в речи. Выступает как средство членения речи, средство выражения характера связи (вместе с мелодикой), средство смыслового и эмоционального выделения (ЛЭС, 1990, с.369) (или: Под паузой понимается два явления: во-первых, больший или меньший перерыв в звучании, являющийся границей между двумя более или менее состоятельными по смыслу отрезками речи; во-вторых, смена тона на границе синтагматического членения).

При правильном применении пауза всегда желательна. Она полезна во всех отношениях, к тому же ее легко сделать. Она облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти далее. Сам ритм речи во многом зависит от интервалов и длительности пауз. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а приятного выразительного разнообразия паузировки. Необходимо чувствовать ритм, отвечающий содержанию речи, и стараться определить, где необходимо ускорить темп, где сбавить, где сделать короткую паузу, а где остановиться перед решающим словом или фразой, чтобы создать нужное впечатление.

К.С. Станиславский описывает три вида пауз: логическую, психологическую, люфтпаузу.

Логическая пауза помогает выяснить мысль текста. Психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе, стараясь передать ее подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза (воздушная пауза, самая короткая остановка, необходимая для того, чтобы взять дыхание). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой (|), более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами (||), разделительная логическая пауза, которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами (|||).

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее - степень их завершенности. Степень продолжительности паузы и степень ее ощутимости не всегда находятся в прямой зависимости. Иногда и физически короткая пауза бывает довольно ощутимой, особенно в тех случаях, когда пауза находится на стыке контрастирующих тонов, темпов, ритмов.

Г.И. Иванова-Лукьянова выделяет пять типов пауз по месту употребления:

1. Грамматическая, возникающая на месте синтагматического членения и реализуемая сменой тона и перерывом звучания; имеет нормативный характер, так как соответствует синтаксическому строю речи.

2. Грамматическая, создаваемая только сменой тона без реального перерыва в звучании. Эти паузы свойственны двум стилям речи: официально-деловому и публицистическому.

3. Неграмматическая, то есть представляющая собой реальную остановку в местах, не предназначенных для пауз. Причина подобного явления кроется в неподготовленности высказывания, что свойственно разговорной речи.

4. Психологическая, имеющая эмоциональное содержание.

5. Отсутствие пауз в местах, где синтаксический строй текста предусматривает обязательную границу членения. «Пропущенные» паузы распространены в разговорной речи, присутствуют в диалоге, зависят от разного рода штампов, клише.

По акустическому выражению пауза может быть действительной и мнимой (нулевой).

Действительная пауза - это остановка, перерыв в звучании. Таковы паузы, разграничивающие высказывания в устной речи, паузы, обозначенные в письменном тексте (например, пунктуационно) на границах абзацев и предложений, на месте тире, запятой или точки с запятой, а также перед большинством союзов и на границах стихотворных строк.

При мнимых паузах перерыва в звучании нет, но есть изменения тонального контура - «перелом в мелодике» или «прекращение падения тона и начало нового подъема», изменение темпа или стык (соседство) смысловых ударений. На слух такие особенности интонации воспринимаются как пауза между синтагмами.

Графические обозначения пауз:

Соединительная пауза между речевыми тактами - /

Более длительная пауза (чаще между предложениями) - //

Разделительная логическая пауза (границы смысловых, сюжетных отрезков) - ///.

В своем учении об искусстве сценической речи К.С. Станиславский особое

внимание уделяет ударениям, или как он говорит, "акцентуации". Ударение, попавшее не на свое место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно напротив должно помогать творить ее!

Логическое ударение - произвольное выделение одного из элементов высказывания в целях увеличения его семантического веса.

В основе ударения лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи принципиально значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова, через которую осуществляется интонационное движение фразы) и ударение смысловое (синтагматическое, фразовое и логическое).

Физиологическими механизмами, участвующими в реализации логических ударений, является и дыхательная система, и гортань, и периферические артикуляторы. Наблюдающиеся согласованные изменения в их деятельности должны предполагать строгую координацию управляющих сигналов. Так как от постановки логического ударения зависит смысл высказывания, то общие механизмы управления логическим ударением должны быть отнесены к довольно высоким уровням синтеза речевых программ.

Логическое ударение - это опора мысли, как говорил К.С. Станиславский, - это "указательный палец", который выделяет главное слово во фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова.

Ударение (словесное и логическое) имеет три измерения: сила, высота, долгота. Следует учитывать степень каждого из компонентов и какой из них в каждом конкретном случае является доминирующим.

Цель ударения - выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке.

Существуют следующие виды ударений: тактовое, фразовое I, фразовое II. Тактовое ударение - это ударение на слове внутри речевого такта. Фразовое ударение I - это выделение главного по смыслу речевого такта в предложении. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым ударением II.

Наряду с понятием фразового ударения во многих исследованиях используется также понятие синтагматического ударения, иногда без различий в объеме понятий, а в других случаях - с отчетливым противопоставлением. Последнее можно считать дальнейшим развитием положений Л.В. Щербы, поскольку идея о существовании речевых единиц разной размерности (ритмическая группа - объединение ритмических групп, или синтагма, - объединение синтагм, или фраза) требует и соответствующих терминов для отражения важнейшего средства объединения этих единиц (ритмическое ударение - синтагматическое ударение - фразовое ударение).

Лингвисты считают тактовое и фразовое ударение необходимым элементом изолированного, законченного предложения, подчеркивают их постоянную позицию и стабильный мелодический рисунок.

Логическое ударение не является обязательным в законченном изолированном предложении, оно может отсутствовать или совпадать с фразовым, причем функции его и средства воплощения сугубо ограничены. Речь идет о языковой модели, общих признаках структуры, не выражающей всех существенных для живой речи процессов.

Интонацию, а также фразовое ударение Л.В. Щерба относит к внешним выразителям грамматических категорий, наряду с префиксами, суффиксами, окончаниями, порядком слов, особыми вспомогательными словами, синтаксической связью и т. д.

Согласно правилам языка, ударение в изолированном предложении принимает определенное слово или словосочетание и теоретически может быть выражено усилением ударного слога. "Я возвращался домой ПОЛЯМИ". Ударение это может падать на слово "полями" в процессе речевого действия, и не только потому, что "полями" - фразовое ударение, или потому, что это - дополнение, но прежде всего потому, что "полями" - то "новое", с чем связана перспектива рассказа.

Интенсивность, сила произнесения определяется звуковой энергией. Этот элемент интонации часто отождествляется с громкостью, но интенсивность указывает не только на громкость. Интенсивность выражается и в шепоте. Когда мы произносим шепотом какие-то слова, мы можем вложить в них максимум энергии.

Сила голоса очень важна для говорящего. Если он говорит очень тихо, то его могут услышать только находящиеся рядом люди. Чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительном сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно выступающий расценивает высоту своего голоса.

Интенсивность зависит от напряжения и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук. Уровень интенсивности определяют на слух. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может быть резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

К интенсивным элементам относят и акцентное выделение - активную для восприятия выделенность просодическими средствами какого-либо слова во фразе.

Характерные особенности такого выделения:

1) оно резко выделяет слово по сравнению с его соседями по высказыванию;

2) создает вокруг высказывания, в которое оно входит, коммуникативно-текстовую ауру, выводя содержание высказывания за его рамки.

2 группа - частотные элементы: мелодика и диапазонная высота.

Мелодика понимается как модуляция высоты (интонационной) тона при произнесении фразы, осуществляемые разной степенью натяжения голосовых связок (Ахманова О.С.).

Мелодика речи - основной компонент интонации. Акустический коррелят мелодики речи - изменение частоты основного тона, развертывающейся во времени. Она организует фразу, расчленяя ее части; различает коммуникативные типы высказывания; выделяет наиболее важный отрезок высказывания; служит для выражения эмоций, модальных оттенков, иронии, подтекста.

С помощью интонации мы создаем общий мелодический склад речи, подобный песенному звучанию; только смена высоты звучания происходит быстрее и на более низком уровне. Как только дети начинают разговаривать, они различают многие общепринятые интонации.

Высота голоса управляется не только напряжением голосовых складок, но и частотой импульсов, полученных из головного мозга. Шепотный голос образуется без участия голосовых складок и получается вследствие трения выдыхательной и вдыхательной струй воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

Для обучения правильному интонированию, для исправления ошибок интонирования необходимо иметь достаточно точное описание интонации изучаемого типа предложения. Из всех акустических коррелятов интонации наиболее универсальным, значимым и лучше всего осознаваемым средством является мелодика. Осознаваемость мелодики особенно необходима при обучении интонации для исправления фонологических и фонетических (акцентных) ошибок интонирования.

На опознание типа предложения влияет не только мелодический, но и другие компоненты интонации - длительность, интенсивность. Но опыт преподавания русской интонации говорит о том, что обучение правильной мелодике, то есть компоненту, обладающему наибольшей информативностью, приводит одновременно к некоторой нормализации тесно с нею связанных, в известной мере обусловленных ею других компонентов интонации.

Диапазонная высота - высота основного тона высказывания по отношению к диапазону голоса. Отнесение диапазонной высоты к элементам интонации осуществляется потому, что отрезок речи может быть произнесен в той или иной (средней, верхней, нижней) высоте, или, как еще называют, полосе, и это связано с эмоциональным, волевым содержанием высказывания. Данные, имеющиеся в литературе по вопросу о возможностях человеческого уха в дифференциации тонов, свидетельствуют о достаточно хорошей чувствительности нашего слухового аппарата к частотным изменениям. Как правило, изображая что-то речевыми средствами (животное, другого человека и т.п.), мы меняем именно диапазонную высоту своего голоса.

3 группа - темпоральные (временнЫе) элементы: темп и эмфатическая долгота.

В понятие темпа входят: быстрота речи в целом, длительность звучания отдельных слов, интервалы и длительность пауз. Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь; исключение составляет быстрая речь в напряженных или связанных с душевным волнением положениях.

Темп - скорость протекания речи. Темп имеет значение в противопоставлении важного и неважного, в характеристике звучащих текстов разных стилей, например: темп информационного сообщения убыстренный, а темп сказки размеренный, чаще замедленный. Замедление темпа к концу высказывания служит средством создания его интонационной целостности, придавая особую значимость тому, что здесь сообщается, и наоборот, ускорением проговаривания некоторых фраз выражается второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Нормальным считается такой темп речи, при котором за одну секунду произносится от 9-ти до 14-ти фонем.

Средний темп речи - это 110-120 слов в минуту. Такой темп оптимален для речи учителя, он позволяет ученикам сосредоточиться и не отвлекаться. Замедленный темп на всех словах в течение даже 2-3-х минут рассеивает внимание. Тот же эффект оказывает и убыстренный темп: ученики не успевают осмыслить сказанное и теряют интерес к материалу.

Темп замедляется, если: выделяется важное, привлекается внимание, изображается что-то медленное; на важных словах, на незнакомых словах, на новых терминах. Замедление темпа имеет разновидность - послоговое проговаривание. Этот прием используется при введении новых терминов, для выделения слов и словосочетаний особой важности.

Темп убыстряется, если: дается информация менее важная, дается информация хорошо знакомая, изображается что-то быстрое; убыстряется на словах - не имеющих основной смысловой нагрузки, воспроизводящих известное.

Эмфатическая долгота (эмфаза) - увеличенная длительность одного или, реже нескольких звуков в слове. Эффект эмфатической долготы создается превышением длительности звука, ожидаемой при данном темпе речи при данной средней длительности звуков в сегменте речи (синтагме). Эмфатическая долгота - одно из средств создания эмоционально и экспрессивно насыщенной речи. Эмфатическая долгота может сопровождаться изменением диапазонной высоты произнесения звука (повышением или понижением) - и это служит ярким средством создания образа в речи. (Мою кошку зовут Мурка, но я зову ее Мурочка. - Произнесение растянутого звука в слове «Мурочка» в верхнем диапазоне говорит о добром, теплом отношении к кошке, в нижнем диапазоне - о противоположном отношении.)

Эмфаза - увеличение длительности ударного слога в слове.

В учительской речи эмфатическая долгота обычно используется для подчеркивания и выделения важных в смысловом отношении понятий.

4 группа - спектральный элемент: интонационный тембр.

Тембр - окраска, или характер звука голоса. В словаре О.С. Ахмановой дается толкование двум терминам: тембр I и тембр II. К компоненту интонации имеет отношение тембр II. "Специфическая суперсегментная окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства" (Ахманова О.С.). Следует различать

индивидуальный тембр и интонационный тембр. У каждого человека данный ему от природы тембр голоса, поэтому мы и различаем голоса людей. Этот тембр не есть элемент интонации. Природный, индивидуальный тембр зависит исключительно от анатомического строения речевого аппарата. Интонационный тембр (как компонент интонации) порождается произвольным изменением формы некоторых резонаторов в этом аппарате и создается взаимодействием диапазонной высоты и интенсивности. Тембр участвует в выражении эмоций, его семантическая функция наблюдается при изображении свойств некоторых предметов и явлений действительности. Тембральная окраска речи может повысить или понизить эффект речи в целом. Тембральная окраска - один из ведущих параметров, который оценивается слушателями при первичном восприятии звучащей речи. Он вызывает у слушателей определенную реакцию: если тембр отражает негативные эмоции, то соответственно - отрицательную реакцию. (Некоторые исследования речи учителей констатирую далеко не радужную картину: в интонации педагогической речи преобладают негативные эмоции, поэтому будущему учителю важно обратить внимание на индивидуальный тембр своего голоса и на умение искусно менять тембральную окраску в зависимости от ситуации общения.)

Каждый звук обладает характерной окраской, или тембром. Она определяется плотностью, формой и размерами тела, приведенного в состояние колебания, и особенностями среды, в которой она вибрирует. Даже малейшая разница в строении и форме вибрирующих тел, имеет настолько существенное значение, что во всем мире нет двух человеческих голосов, звучащих совершенно одинаково.

Тембр - это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, её колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора, образуются обертоны, то есть дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую окраску. Поэтому тембр называют еще "цветом" голоса.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие: зрительное восприятие (светлый, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, звонкий, скрипящий); осязательное (мягкий, холодный, жесткий); ассоциативное (бархатный, медный, металлический); эмоциональное (веселый, радостный, восторженный, нежный).

Тембр и ритм невероятно сложные в просодическом анализе звучащей речи признаки, требующие особого изучения. Пока еще не существует удовлетворительной и достоверной единицы для описания тембра и ритма. Но функцию тембра и ритма необходимо учитывать.

Интонация тесно связана со смыслом, синтаксической структурой и ритмом речи.

Ритм - равномерное, закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых и т.д.).

Ритм речи - это равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности в силе голоса. Если ритм рассматривать как временную структуру любых воспринимаемых процессов, образуемая акцентами, паузами, членением на отрезки, их группировкой, соотношениями по длительности и т.п., то ритм речи - это произносимые и слышимые акцентуация и членение, не всегда совпадающие со смысловым членением, графически выражаемым знаками препинания и пробелами между словами.

В физиологии, стиховедении, лингвистике и психолингвистике принято говорить о ритме речи.

Речевой ритм имеет физиологическую и интеллектуальную основы. Как элемент звучания речевой ритм опирается на ритм дыхания. Как элемент формы речи (выполняет коммуникативную функцию), ритм соотносится со смыслом.

Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») -совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.

В отличие от сегментных фонетических единиц (фонем) и дифференциальных признаков, не имеющих собственного плана содержания, все интонационные единицы двусторонни, иначе говоря являются знаками, выражают тот или иной смысл.

Различаются два типа интонационных средств (интонем) :

1 фразовые акценты - размещаются преимущественно на ударных слогах слов; основной их признак - перелом тона. Выполняют наиболее важные функции интонации: направление движения тона указывает на цель высказывания, или иллокуцию (так, в русском языке показателем общего вопроса служит восходящее движение тона), место фразового акцента - на «фокус» высказывания (более всего интересующий говорящего элемент предложения: ср. Ваня приехал во вторник ? и Ваня приехал во вторник?);

2 интегральные (неакцентные) характеристики - охватывают группы слов или предложения целиком.

Элементы интонации:

Интонация в широком смысле слова состоит из следующих элементов:

1 мелодика речи , то есть движение музыкального тона, повышения и понижения голоса;

2 ритм , то есть соотношение сильных и слабых, долгих и кратких слогов;

3 темп , то есть скорость протекания речи во времени, ускорения и замедления;

4 интенсивность речи , то есть сила или слабость произнесения, усиления и ослабления выдыхания;

5 наличие-отсутствие внутрифразовых пауз , которые делят фразу на речевые такты;

6 тембр – окраска звука, которая зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону, т.е. от сложных колебательных движений, дающих звуковую волну; в русском языке тембр отличает друг от друга многообразные оттенки ударных и безударных гласных, а также различную окраску согласных; тембр – индивидуальная особенность звука (у мужчин, женщин, детей тембр речи различен; различен он у тех, кто говорит, допустим, басом или тенором), но есть и постоянные составляющие окраски звука, в результате чего [э] всегда будет отличаться от [а] или [р] от [м].

Определение слова. Слово как языковой знак. Пути пополнения словарного запаса языка

Слово – это значимая самостоятельная единица языка, основной функцией которой является номинация (называние); в отличие от морфем, минимальных значимых единиц языка, слово самостоятельно (хотя может состоять из одной морфемы: вдруг, кенгуру), грамматически оформлено по законам данного языка, и оно обладает не только вещественным, но и лексическим значением; в отличие от предложения, обладающего свойствомзаконченной коммуникации, слово, как таковое, не коммуникативно (хотя и может выступать в роли предложения (Светает. Нет.), но именно из слов строятся предложения для осуществления коммуникации; при этом слово всегда связано с материальной природой знака, посредством чего слова различаются, образуя отдельные единства смысла и звукового (или графического) выражения.

Чарльз Огден, РичардсАйвори – «Смысл значения» («Themeaningofmeaning»).

понятие


знак (слово) значение референт (предмет)

  1. Понятие – ментальная единица, представляющая собой совокупность признаков данного предмета (принадлежат к мышлению).
  2. Знак – это лишь сам носитель смысла, некая материальная оболочка (звуковая или графическая форма).
  3. Референт – предмет действительности.

Знаки – заместители предметов. В процессе использования знаков возникает так называемая «знаковая ситуация».

Свойства знаков:

1. Наличиематериальнойформы;

2. Наличиесмыслаилисодержания;

3. Существование только в пределах системы и противопоставленность другим знакам только в пределах системы. (Семиотика – наука о знаковыхсистемах);

4. Условность;

5. Обязательный характер связи для всех, кто использует данную систему.

ПУТИ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО СОСТАВА ЯЗЫКА:

1. Заимствования (вешний ресурс).

2. Словообразование (переход от одной части в другую, сокращения основ, аффиксация, сложение основ). Это внутренний ресурс.

3. Изменения значений слов или семантические сдвиги (внутренний ресурс).