Тайны античной цивилизации. колонна траяна: фальсификация истории? Колонна траяна в риме - отражение великих побед

2,932 просмотрели

Гуляя по Риму, можно в его различных уголках полюбоваться колоннами и . Большая часть колонн возведена во славу того или иного императора. Живописные каменные столбы свидетельствуют о триумфе полководцев и . Наиболее известные монументы прославили в веках Марка Аврелия, Траяна и прочих достойных.

Появление памятных колонн тесно связно с таким понятием как Триумф (лат. triumphus), то есть, «торжество».

Яркое появление удачливого победителя в Риме стало престижным призом. Полководец получал право въехать в столицу на позолоченной колеснице, в окружении ликующей толпы. Помимо сиюминутных почестей, имя победителя увековечивали для потомков – возводили памятные обелиски, арки и колонны. Только благородные мужи, имевшие высокое положение в империи, могли претендовать на звание триумфатора.

  • Увидеть все древнеримские колонны можно во время с лучшими русскими гидами в Риме. Искренне рекомендуем.

Как выглядели колонны?


Колонна древнего победоносца имела некую типовую схему: вытесанный из камня цилиндр, водруженный на постамент, который сверху был увенчан статуей полководца. Чаще всего колонну покрывали резьбой, на которой была изображена масштабная историческая баталия, подвиги победителя и его армии. Иногда колонна составлялась из нескольких частей и изнутри была полой. Внутрь таких монументов помещали лестницу, по которой можно было добраться до верхней площадки памятника.

Колонна Траяна (Colonna Traiana)

Считается, что традиция устанавливать триумфальные колонны в Древнем Риме началась именно во времена императора Траяна (лат. Marcus Ulpius Nerva Traianus ). Римский правитель провел затяжную военную кампанию по борьбе с племенами даков (лат. Daci). Удалось не просто сокрушить искусных в бою полководцев, но и присоединить территории даков в качестве новой провинции Римской империи.

В 113 г. н.э. по приказу Траяна художник и архитектор Апполодор Дамасский (лат. Apollodorus Damascenus) взялся за работу над каменной колонной. Памятный обелиск был исполнен из каррарского мрамора весом порядка 40 тонн. Общая высота мемориала – 38 м, он составлен из 20 частей, полых внутри. Поверхность колонны украшена батальными картинами, иллюстрирующими войну даков и римлян.

В 113 г. н.э. вершину колонны украсили победоносным орлом, которого вскоре заменили статуей императора. В конце 16 века папа Сикст V (лат. Sixtus V) распорядился украсить мемориал статуей апостола Петра.

Современные ученые отмечают высокую историческую ценность рельефов, нанесенных на колонну. Благодаря кропотливости проделанной работы можно получить хорошее представление об обмундировании, вооружении и методах ведения боя в древние времена. Простому же посетителю можно просто полюбоваться мастерски проделанной работой. Также на памятнике имеется надпись, свидетельствующая о том, что сенат и римский народ почтил достойным образом достижения императора Траяна.

  • Адрес: (лат. Forum Traiani), Via dei Fori Imperiali
  • Сайт: www.stoa.org

Колонна Антония Пия (Colonna di Antonino Pio)

Колонна Антония некогда была установлена на (лат. Campus Martius). Она была построена в 161 г. н.э. приемниками императора Антония Пия. Чествовался умерший правитель и его жена. Изначально, колонна из красного гранита была помещена на мощный пьедестал, украшенный резьбой, и увенчана статуей Антония Пия.

После падения Римской империи колонна долгое время находилась в заброшенном состоянии. Основание мемориала ушло под землю, часть 15-метрового ствола колонны была безвозвратно утеряна. В 17 веке колонну извлекли из-под слоя земля благодаря стараниям Карло Фонтаны (Carlo Fontana). Пьедестал сохранился хорошо, его отреставрировали и сохранили для потомков. А вот уцелевшая часть гранитной колонны была позже использована для облицовки обелиска на площади Монтечиторио (Palazzo Montecitorio).


В наши дни полюбоваться мемориалом Антонию Пию можно во время посещения (Musei Vaticani). Экспонируется только уцелевшая тумба пьедестала, на которой изображен возносящийся на небо император. Среди прочих рельефов выделяются аллегорические изображения Рима и .

  • Официальный сайт: mv.vatican.va
  • в музеи Ватикана

Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)


Колонна Марка Аврелия построена в 193 г. н.э. в честь императора Марка Аврелия (лат. Marcus Aurelius Antoninus). Годы правления Марка Аврелия были омрачены угрозой, исходившей от германских и сарматских племен. Период с 166 по 180 гг. н.э. остался в истории как Маркоманская война. Император и его сын-приемник Коммод (лат. Lucius Aelius Aurelius Commodus), смогли покорить воинственные племена, и навести порядок у восточных границ Империи.

Марк Аврелий не смог насладиться триумфом в свою честь, поскольку умер в 180 г.н.э. Мемориал, созданный по образцу колонны Траяна, имел 10-метровое основание и 30-метровую основную часть. Колонна была составлена из 28 частей каррарского мрамора, украшенного детальным изображением битв между римлянами, германцами и сарматами. Венчала колонну статуя Марка Аврелия, которая в 16 веке была заменена статуей апостола Павла.

Находится колонна Марка Аврелия на Колонной площади (Piazza Colonna) , названной так ее в честь. Некоторое время после реставрации в 16-17 веках, колона ошибочно была приписана Антонию Пию.

Колонна Фоки (Colonna di Foca)


Колонна Фоки - это завершающая точка в строительстве (лат. Forum Romanum). В 608 г. н.э. беломраморная колонна высотой 13,6 м, была установлена неподалеку Ростры (ораторской трибуны) и посвящена Фоке (греч. Φωκᾶς), императору византийскому.

Во времена, когда христианство не было разделено на православие и католицизм, дружба между Византией и Римом была достаточно крепкой. Считается, что на вершине колонны стояла позолоченная статуя Фоки, выполненная по заказу понтифика Бонифация IV (Bonifatius IV). Примечательно, что после свержения императора Фоки, все упоминания о его величии уничтожались, в том числе пострадала и колонна, установленная на Форуме.

  • Адрес: Via dei Fori Imperiali
  • ЗD прогулка по форуму: www.italyrome.info

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)


Данный монумент является частью достопримечательностей (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini), а построенный - Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить и .

Начиная с декабря 1953 г. ежегодно возлагают букет из цветов к подножью колонны, как знак уважения непорочного зачатия.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

  • Адрес: Piazza di Spagna

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом
с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается
над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных
действий в 155 сценах повествует о победе импера-
тора над коварным, но доблестным врагом.
Эндрю Карри. Журнала National Geographic


Колонна Траяна стоит в Риме уже почти две тысячи лет. Она стала памятником апогею имперского могущества Древнего Рима, высшей стадией его развития, маркируя начало затянувшегося на века процесса разрушения великой империи. Колонна Траяна не только архитектурный памятник, она еще и образец имперской пропаганды, которая продолжает действовать до сих пор, например, являясь одним из краеугольных камней румынской национальной идентичности. Колонна стала и знаковой вехой в развитии искусства. Может это звучит странно, но она — предтеча современной кинематографии. Ее создатели для яркого и увлекательного изображения истории двух дако-римских войн применили все основные современные кинематографические приемы, чем и заложили, по факту, основы современного киноискусства. Даже современные типографские шрифты и те корнями прорастают из использованных в оформлении колонны:

«Сенат и народ римский (воздвигли эту колонну) императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому,
великому понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, императору в 6-й раз, консулу в 6-й раз, отцу отечества, для того, чтобы
было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений»


Эта надпись - предмет культа у современных шрифтовиков. Буквы выполнены римским капитальным письмом эпохи совершенства этого стиля (114 г. н. э.), и считается, что именно тогда были заложены основы современного искусства создания шрифтов.
Кстати, по «случайному» совпадению название National Geographic на обложке одноименного журнала набрано подобным шрифтом.

Вот обо всем этом и хочется поговорить поподробнее, но для начала краткая историческая историческая справка. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Может показаться, что она монолитна, к примеру, как наша Александровская , но это не так. Колонна Траяна выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.

National Geographic сделал анимационную реконструкцию процесса строительства колонны, благодаря чему мы можем увидеть и ее устройство, и используемые при создании технологии:

Building an Ancient, Mysterious Monument. National Geographic


Обратили внимание, что колонна цветная?
Да, это только кажется, что древнее искусство было благородных светло-мраморных тонов. Реальность же была куда более пестрой. Вот, например для иллюстрации статуя Цезаря, как мы ее привыкли видеть, и рядом то, как ее видели древние римляне:

Статуя Августа из Прима Порта. Начало I в. н.э. Рим, Ватикан. Современное состояние и реконструкция


Но реконструкция первоначального облика скульптур древнего мира - тема отдельная, мы же вернемся к колонне Траяна. Изначально она была увенчана орлом, позже — статуей Траяна, а с 1588-го года — статуей апостола Петра. Изображенный на колонне рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов):
Секции, хотя наверное точнее было бы назвать их сериями, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя.
Рассказ идет, в основном, о действиях римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов и костюмов как римлян, так и даков того времени.

Иллюстрация из журнала National Geographic


Перспективой скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа и крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой. Подробнее об изображенной на колонне истории войн с даками поговорим отдельно, а пока, в завершение, два изображения колонны: одно, с гравюры XVIII века:

Одна из самых грандиозных площадей в Риме - форум Траяна. Именно сюда была перенесена вся политическая структура древнего Рима из Римского форума. Новый форум отличала продуманная композиция, роскошь, детали, обилие украшений, статуй. А главным украшением стала колонна Траяна.

Колонна Траяна в Риме: история и описание

Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика - здание, предназначенное для политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки - греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.

План форума

Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. Существует предание, что хотя Траян и был язычником, его характер и дела полностью соответствовали христианской вере. Римский папа Григорий Велина однажды задумался, что такой благочестивый человек как Траян, не познав истинной веры, сейчас пребывает в чистилище. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Голос ему ответил, что услышал молитвы. Но в качестве платы за изменение установленного порядка папе были предложены два варианта - либо ему будет суждено отбыть два дня в чистилище, либо он до конца своих дней будет жить с вечными болями и страданиями. Папа Римский Григорий выбрал второй вариант, но в память об этих событиях как раз и была установлена статуя св. апостола Петра, у которого находятся ключи от рая.

Стоит отметить, что тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

В настоящий момент колонна Траяна продолжает украшать площадь и радовать глаз туристов.

Колонна Траяна (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Информационные войны - вовсе не современное изобретение, историю всегда сочиняют победители. Наскальные рисунки, картины, фрески, барельефы - такое же идеологическое оружие, как Фейсбук и Твиттер. Ярчайший пример такого подхода к искусству - колонна Траяна, 19 столетий украшающая исторический центр Вечного города и входящая в число самых знаменитых памятников времени расцвета Римской империи. Великолепное сооружение прославляет захват Дакии, нынешней Румынии, и разгром гнусных варваров. Но не все так просто, как кажется.

Технические подробности

Великий инженер и архитектор Аполлодор из Дамаска поставил один на другой 17 полых цилиндров из каррарского мрамора диаметром 4 м. Внутри них вырублена лестница из 185 ступеней, ведущая на капитель, где сперва раскинул крылья императорский орел, затем его сменила статуя самого Траяна, а в 1588 г. - фигура святого Петра. В небольшой комнатке кубического основания хранятся золотые урны с прахом Траяна и его жены. Суммарная высота сооружения - 38 м.

Доступ на вершину колонны для туристов закрыт.

Что посмотреть

Колонну 23 раза овивает непрерывная лента барельефа, повествующая о событиях двух дакийских войн. Насчитано не меньше 2500 изображений римлян и даков: они сражаются, строят мосты и осаждают крепости, лечат раненых, переносят трофеи. Вот легионеры идут в атаку «черепахой», прикрываясь щитами, вот музыканты дуют в буцины - боевые трубы, вот бородатые даки пьют из чаши яд, чтобы не попасть в рабство, а их жены жгут факелами пленных римлян.

Даки изображены хитрыми грубыми варварами. Однако среди трофеев перечислены 165 т золота, еще больше серебра, а румынские археологи раскопали сожженную Траяном Сармизегетузу, столицу царя Децибала, и обнаружили там плавильные печи. С трудом верится, что народ, не имевший даже письменности, оказался способен на такие свершения. Римляне просто уничтожили и оболгали опасного конкурента на исторической арене.

Все элементы барельефа раскрасили, так что своеобразный блокбастер в камне был еще и цветным. Кто не умел читать - разглядывал картинки и понимал, что он часть великой империи, способной сокрушить любых варваров. Это никому ничего не напоминает?

Практическая информация

Адрес: Рим, Via dei Fori Imperiali. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на метро до ст. Colosseo, автобусах №№ 51, 85, 87.

Время работы: круглосуточно, доступ бесплатный.