Вивьен Майер (©Vivian Maier) - гений наблюдения за действительностью. Вивиан майер

Я узнала о ней случайно - смотрела в «ютьюбе» какой-то документальный фильм, и он, когда закончился, автоматически «перешел» в следующий. Фильм рассказывал об этой женщине, странном и загадочном фотографе, о котором мир узнал совсем недавно.

У нее не было семьи, детей, подруг и близких родственников. Она прожила долгую жизнь (1926-2009), но о ней осталось очень мало свидетельств - лишь разрозненные воспоминания ее многочисленных хозяев, и их детей, за которыми Вивиан присматривала - она всю жизнь проработала няней. И еще ее фотографии - тысячи, тысячи фотографий! Вивиан фотографировала почти непрерывно, просто все, что видела: детей, взрослых, сценки на улицах, и даже мусор в корзинах!
Ее фотографии поражают меня… немотой. Они настолько жизненны, что отсутствие звука, цвета и движения вводят в легкий диссонанс; это сама жизнь.

Мир узнал о Майер благодаря молодому чудаковатому парню Джону Малуфу, который за ничтожную сумму купил на аукционе негативы пленок, не зная, что на них запечатлено. Напечатав фотографии, Джон поразился их выразительности и профессионализму, удивительному чувству кадра и композиции, которым обладал неизвестный автор. Джон захотел познакомить человечество со своей находкой.

Проблемой было то, что ни один музей не признавал художественной ценности найденных работ, в первую очередь потому, что Вивиан сама практически никогда не печатала свои фотографии, она хранила только проявленные негативы. Печатью фотографий музеи не хотели заниматься. Тогда Малуф стал сотрудничать с одним культурным центром и организовал первую выставку. Успех был колоссальным! Также Джон заинтересовался самой Вивиан, ее жизнью, и стал искать близких фотохудожницы, которые смогли бы что-то о ней рассказать.

Выяснилось, что она родилась в семье европейцев - отца-австрийца и матери-француженки. И хоть родилась Вивиан в Нью-Йорке, детство и юность она провела в Европе. Родным языком ее был французский, по-английски она всю жизнь говорила с акцентом. Переехав окончательно в Америку она первое время жила с подругой-фотографом, та, по-видимому, и научила Вивиан фотографировать. Надо сказать, что дальние французские родственники до сих пор хранят фото-камеру матери Вивиан, так что она не первый фотограф-любитель в семье.

Вивиан пользовалась довольно дорогой камерой Rolleiflex. Ее не надо было подносить к лицу, фотографии делались "от груди", что не обращало на себя внимание прохожих.


Был в жизни Вивиан довольно яркий период: она, по всей видимости, получила наследство из Европы, на 8 месяцев оставила работу и уехала путешествовать. Одна. У Вивиан никогда не было парня, или просто ухажера, во всяком случае о таком никто не помнит. Она была некрасива, угловата, неловка в движениях и довольно высока ростом - более 175. Кроме того, Вивиан была болезненно замкнута в себе и довольно подозрительна, что с возрастом приобрело клинические формы.
Во время путешествия она посетила Южную Америку, Египет, Таиланд, Вьетнам и Европу. И сделала массу фотографий, естественно.

Во всех семьях, в которых работала Вивиан, ее помнят, как «очень странную», а некоторые, как «совершенно больную» женщину. Одна из бывших подопечных утверждает, что причуды Вивиан выходили за рамки обычной эксцентричности. Так, она могла повести маленьких детей, за которыми присматривала, в квартал трущоб, чтобы пофотографировать жизнь нищих чернокожих и бродяг. Или, к примеру, взять с собой малышку… на скотобойню.
Некоторые ее воспитанники вспоминают ее без особой теплоты, няней она была еще той. Одна женщина рассказывала, что в детстве Вивиен поколачивала ее и насильно кормила, пока девочке не исполнилось 8 лет и она не научилась изворачиваться и сопротивляться.

Еще один случай вспоминала другая семья: Вивиан стала свидетельницей того, как малыша из этой семьи сбил автомобиль (не насмерть, к счастью). Его уложили на живот и накрыли пиджаком до приезда скорой, а Вивиан, вместо того, чтобы успокоить мальчика, бегала вокруг и фотографировала.

Совсем «плохой» Вивиан стала на склоне лет. У нее явно проявились признаки паранойи. Она все время занавешивала окна, будучи уверенной, что за ней следят. Вивиан ничего не выбрасывала, не позволяла заходить к себе в комнату, собирала всякий хлам, ее жилище до самого потолка было забито сложенными в стопки газетами. Из-за этих газет она и потеряла последнюю работу: хозяева отдали немного газет соседу, который делал ремонт, что вызвало у Вивиан приступ неконтролируемой ярости. Она устроила грандиозный скандал, и это стало последней каплей. Работодателям было очень жаль женщину, но присматривать за детьми далее они не могли ей доверить. Они уволили ее, но помогли приобрести небольшое собственное жилище и поддерживали с ней связь до конца ее жизни.

Дни свои Вивиан окончила в доме престарелых, но это был лишь последний год ее жизни. Она долгое время обслуживала себя сама, а в Дом престарелых попала лишь после полученной травмы. Ее соседи вспоминают пожилую даму, которая бродила по парку, исследуя содержимое мусорных баков, тихо поругиваясь на французском и давая советы прохожим. Умерла она в 83 года.

Вивиан явно не собиралась обнародовать свои фотографии. Она фотографировала для себя, ей нравился сам процесс, даже отпечатки снимков ее не интересовали. Возможно, ее болезненные фантазии требовали непрерывного запечатления всего происходящего вокруг. Она иногда говорила: «Я-женщина-загадка!», или даже сообщала иногда, что она шпионка.

Ее наследие огромно - более 100 000 кадров негативов. Многие до сих пор не напечатаны. Кроме того, Вивиан делала и видео-записи. Большую часть ее наследия перекупил Джон Малуф, часть архива он вынужден был перепродать коллекционеру Джеффу Голдштейну, так как просто не успевал обработать материалы в таком количестве. Джон и сейчас занимается исследованием жизни Вивиан, популяризацией ее наследия организацией выставок. Он же снял о ней фильм.

Ее фотографии удивительны - словно их делала не сухая замкнутая женщина со странностями, а кто-то другой - веселый, озорной и любящий жизнь. Может, она такой и была, только не дала это никому рассмотреть.

Зато можно рассмотреть ее фотографии:








Часть фотографий взята с сайта

Вивиан Майер (англ. Vivian Maier , 1926 - 2009) – американский фотограф. Занималась фотографией все свою сознательную жизнь, сделала более 150000 снимков, но при этом никогда их публично не демонстрировала и держала свое увлечение втайне от знакомых. Известность получила уже после своей смерти в 2009 году.

Биография

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке (США) 1 февраля 1926 года. Еще до 1930 года её отец по неизвестным причинам покинул семью (возможно временно). В переписи за 1930 год он указан под именем Жан Бертран . Известно также, что он был фотографом и, возможно, был знаком с Гертрудом Вандербильтом Уитни (основателем Музея американского искусства Уитни). Мать Вивиан - Мари Жассо - была француженкой и в 1935 году она увезла Вивиан на свою родину, в коммуну Сен-Жюльен-ан-Шансор. Впрочем, еще до 1940 года они вернулись обратно в Нью-Йорк.

Несмотря на то, что Вивиан Майер родилась в США, анлийский язык не был её родным языком и она выучила его, когда вернулась из Франции. Джон Малоф (англ. John Maloof, исследователь жизни и творчества Вивиан Майер, режиссер документального фильма ней «В поисках Вивиан Майер») утверждал, что английский она изучала, посещая театры в Нью-Йорке. Также известно, что некоторое время она жила у своей подруги Жанны Бертран, которая была профессиональным фотографом и, вероятно, оказала на неё определенное влияние.

До 1951 года Майер часто перемещалась между США и Францией и только в возрасте 25 лет окончательно переехала в Нью-Йорк. Чуть позже, в 1956 году она уехала в Чикаго и начала там работать няней.

Следующие 40 лет Вивиан Майер жила с различными семьями и работала няней (в том числе в семье известного американского продюсера Фила Донахью). Её описывали как замкнутую, эксцентричную женщину, которая с детьми ладила лучше, чем со взрослыми и была склонна к патологическому накопительству. Считается также, что по своим убеждениям она была социалисткой и феминисткой. Впрочем, т.к. Вивиан Майер никогда не стремилась к славе, никому не показывала своих работ, была по всей видимости весьма скрытным человеком и, разумеется, не давала никаких интервью и т.п. почти вся информация о том, что она была за человек, получена от членов семей, с которыми она жила и которые воспринимали её в первую очередь как няню, не зная при этом ни о её тайном увлечении, ни о деталях её биографии.

В 1959-1960 гг. она предприняла ряд путешествий в Египет, Таиланд, Тайвань, Вьетнам, Францию, Италию и Индонезию. Предположительно такого рода путешествия были связаны с продажей фермы во Франции.

Работая няней, Вивиан Майер вырастила трех детей в семье Гинзбургов. С этой семьей у неё сложились наиболее теплые отношения, которые продолжились и после того, как все дети выросли. Когда она была уже пожилой женщиной, Гинзбурги купили ей небольшую квартиру (предположительно, на момент покупки Вивиан Майер была бездомной и жила на социальное обеспечение). Последний год своей жизни она провела в доме для престарелых, куда попала после того, как зимой 2008 года поскользнулась, упала и получила травму головы. Вивиан Майер умерла 21 апреля 2009 года в возрасте 83 лет.

После смерти

Вскоре после смерти Вивиан Майер, её фотографии были проданы на аукционе за 380 долларов некому Джону Малуфу, который работал в агентстве недвижимости, никогда особо не интересовался фотографией и хотел просто приобрести несколько снимков местечка Портидж Парк (англ. Portage Park), о котором он в то время писал статью как фрилансер.

Впрочем, изучая свое новое приобретение, Малуф решил узнать, кто автор фотографий и вскоре начал свое расследование, открыв миру нового фотографа – Вивиан Майер.

Несмотря на то, что сама Майер никогда не афишировала свое увлечение и не обнаружено ни одного свидетельства того, что она показывала кому-либо свои работы, её архив содержит более 100 000 негативов. Кроме того, судя по всему, она очень трепетно относилась к своим фотографиям и на протяжении всей своей жизни сохраняла их в максимально хорошем состоянии. Творчество художницы до сих пор до конца не изучено, а то, что известно широкой публике стало таковым благодаря Джону Малуфу, который все еще разбирает доставшийся ему архив и коллекционеру Джеффу Голдштейну, который выкупил часть фотографий и тем самым также привлек внимание к творчеству Майер.

Творчество

Творчество Вивиан Майер относят к т.н. уличной фотографии (хотя среди её работ можно встретить самые разные работы). Опубликованные в настоящее время фотографии в большинстве своем были созданы в период между концом 1950-х – началом 1970-х годов. Тем не менее, отчасти это объясняется огромным объемом снимков вообще. В будущем Джон Малуф планирует выпустить более полную публикацию работ Майер и продолжить разбор её архива.

Считается, что Вивиан Майер занималась фотографией почти всю свою жизнь. Кроме того, ей удалось объехать достаточно много стран и везде она делала фотографии. Удивительно, что при этом как фототехнику, так и свои путешествия она всегда финансировала сама, не получая никаких грандов, а часто и скрывая это от знакомых.

Хотя основную часть архива Вивиан Майер составляют фотографии, также она занималось видеосъемкой (в основном снимала своих подопечных детей) и записывала на диктофон интервью со скорее всего случайными прохожими и свои собственные монологи.

Творческие люди зачастую становятся известными лишь после своей смерти. При жизни они стараются, создают, завораживают своими работами. Но признают их талант далеко не всегда сразу. А порой о необычайных способностях человека окружающие даже не догадываются. Так и было с американским фотографом Вивиан Майер.

Неожиданное открытие

В 2009 году на одном из аукционов молодой парень, бывший риелтор Джон Малуф выкупил большую коробку с фотографиями. Ему для работы были нужны старые снимки. Конечно, парень не ожидал ничего особенного от них. Но, открыв коробки, он получил шок. Фотографии были ничуть не хуже тех, что делают профессиональные фотографы. В коробке он увидел несколько вещей, подписанных именем Vivian Maier. Фото были тоже, видимо, ее. И он решил провести свое расследование.

По горячим следам

Для начала он отсканировал снимки и выложил их в интернет. Это произвело настоящий фурор. Куча восторженных комментариев посыпалось в ответ. Но о самой Вивиан он, к сожалению, ничего не нашел. Он лишь нашел некролог о ней, оказывается, не так давно она скончалась.

И тогда Джон решил выкупить все, что когда-либо принадлежало Вивиан. Оказывается, она не только фотографировала, но снимала небольшие видео и записывала свой голос на диктофон. В личных вещях Вивиан Майер Джон нашел адрес. По этому адресу жил мужчина, у которого женщина когда-то работала няней. Так Малуф начал постепенно находить людей, когда-то знавших ее. Но они даже не подозревали, кем на самом деле была женщина, которая с ними гуляла, кормила и выносила их горшки.

Вивиан Майер: биография

Вивиан выросла в обычной бедной семье. Она родилась в 1926 году в Нью-Йорке, ее родители быстро развелись, и девочка уехала в родной город матери во Франции. Спустя 20 лет девушка вернулась в США и стала жить в Чикаго.

Американка с французкими корнями сначала устроилась работать в кондитерскую, но потом сменила род занятий. По ее словам, такая деятельность не позволяла наблюдать за окружающим миром. А ей это было жизненно необходимо. Самый удобная работа для долгих прогулок - уход за детьми. И она стала няней.

Она никогда не была замужем, у нее не было детей. Видимо, потребность в любви, заботе и семейном счастье она сублимировала на профессию. Вивиан снимала, фотографировала семьи, где она работала. На многочисленных видео заметно, что женщина с удовольствием занимается с малышами. Она умела придумать такие развлечения, о которых не в силах были догадаться родители, а ребятня приходила в полный восторг.

Мэри Поппинс с фотоаппаратом

У нее всегда на шее висела камера Rolleiflex - хорошая по тем временам. При съемке с этого фотоаппарата нужно было смотреть вниз, и предполагаемая модель не осознавала, что она под прицелом камеры. Гуляя с детьми, она никогда не расставалась с любимым агрегатом. За это ее и прозвали «Мэри Поппинс с фотоаппаратом». Никто даже и не мог подумать, что их няня спустя несколько десятков лет окажется известным фотографом. Правда, посмертно.

Вивиан Майер: работы

Ее снимки - это смесь репортажа и художественной фотографии. Она сохраняла на пленке каждую деталь американского города с его тоской, злобой, радостью и счастьем.

Она делала и то, что сейчас называют «селфи», фотографировала себя.

Чаще всего она запечатлевала портреты: женщин и мужчин, детей и животных. Удивительно, насколько такой одинокий человек нуждался в контакте с окружающими.

Её портреты пронизаны эмоциями, по снимку сразу видно, что думают и что ощущают люди, которых она видит. Складывается ощущение, будто ее фотографии погружают в их мысли и чувства.

«В поисках Вивиан Майер»

Когда Джон Малуф случайным образом оказался первооткрывателем творчества американской фотохудожницы, он загорелся идеей рассказать о ней в фильме. И он сделал это.

В 2013 году на экраны вышел документальный фильм «В поисках Вивиан Майер», который был номинирован на премию «Оскар» и «BAFTA».

Нельзя сказать, что у фильма невероятные кадры, спецэффекты и режиссерская работа. Он скорее похож на длинный ролик от первого лица, Джон здесь выступил как блогер. Малуф рассказал всю историю от А до Я, показал многочисленные интервью людей, знавших Вивиан, работы талантливой фотохудожницы и места, где она когда-то жила. Хоть и видно, что картина снята не профессиональным режиссером, но все же она сделана очень качественно. Соблюдена хронология, все понятно, доступно и интересно. А большего и не нужно зрителю, желающему узнать про талантливую личность и ее работы.

Женщина-загадка

По мнению уже выросших детей, у которых когда-то работала эта женщина, Вивиан Майер была крайне странной. Загадочная, вспыльчивая и замкнутая. У нее явно было много скелетов в шкафу.

В какой бы семье она ни жила, Вивиан никогда никого не пускала в свою комнату. Это было строжайшее табу. А ее жилое место всегда оказывалось завалено кучей хлама. «Я ношу всю свою жизнь с собой», - говорила она. И поэтому у нее всегда было огромное количество коробок. Видимо, Вивиан держалась за каждый материальный кусочек памяти. Она собирала значки, украшения, фигурки и прочие безделушки, но особенно она любила газеты.

Журналистское расследование

Няня-фотограф собирала газеты, и именно те выпуски, в которых журналисты писали об убийствах, изнасилованиях, похищениях и т. д. Ей как будто хотелось доказать этими выпусками: «Вот, а я же говорила».

Джон Малуф нашел видеозаписи, где Вивиан снимала странные места. Позже он понял, что в одной из газет женщина прочитала про убийство и решила пойти по следам жертвы. Видимо, она хотела сама расследовать это дело, но в итоге видеозаписи Вивиан никому не показала.

От ее газет в доме семьи, где она работала, начал свисать потолок. Сначала они не понимали, в чем дело. Но потом случайно заметили несколько огромнейших стопок макулатуры, которыми была завалена комната.

Няня-одиночка

В документальном фильме о Вивиан Майер люди, у которых она работала, вспоминая эту экстравагантную женщину, утверждали, что Вивиан боялась мужчин. Возможно, с ней что-то случилось в молодости, кто-то разбил ей сердце или даже домогался. И когда к ней однажды случайно на прогулке прикоснулся мужчина, она ударила его по голове. Причем он не желал ей зла, просто Вивиан забралась на возвышение, а он испугался, что она упадет, и решил поддержать ее. В итоге оказал медвежью услугу.

Изучив архивы, Джон Малуф выяснил - Вивиан не общалась со своей семьей. Все ее родственники были не в очень хороших отношениях. Единственная прожившая дольше матери и отца Майер тетя оставила наследство не племяннице, а своей подруге. Может быть, замкнутость была генетическим качеством семьи Майер, но это свойство точно ни к чему хорошему не привело.

Через тернии к звездам

Когда Малуф обнаружил снимки Вивиан Майер, естественно, он захотел, чтобы женщина, пусть и посмертно, стала известна на весь мир. Ведь нужно было отсканировать тысячи ее снимков, чтобы о них узнала общественность. Один бы Джон не справился.

Сначала он обратился в музей современного искусства, но ему ответили отказом. Тогда юноша решил взять инициативу в свои руки. Он задумал написать книгу, организовать выставку и даже снять документальный фильм о Вивиан Майер. И все задуманное осуществилось. «Мне так хотелось, чтобы люди увидели эти невероятные снимки», - в своем фильме рассказывает Джон. Первую выставку юноша организовал в Чикагском культурном центре. Руководство восторженно сказало, что такого количества людей не было еще ни на одной экспозиции. И история разлетелась по всему свету.

Заголовки самых известных газет, журналов и телепередач пестрели именем американской фотохудожницы. «После смерти она обретает славу, какой никогда не было при ее жизни», - рассказывает диктор одного из центральных ТВ-каналов. Джон добился настоящего фурора, а имя Вивиан Майер знают теперь даже те, кто никогда не увлекался фотографией.

Посмертная слава

Хотела ли сама Вивиан такой славы? Все, кто ее знали, утверждают, что нет. Но она отправляла письмо с просьбой посмотреть ее снимки хозяину фотоателье, которое находилось в маленьком французском городишке, куда она когда-то уехала с матерью. Из ее письма, показанном в документальном фильме, ясно то, что она считала себя чуть ли не профессиональным фотографом, а значит ценила свое творчество. Но по воле обстоятельств письмо так и не дошло до человека, благодаря которому могла бы измениться ее жизнь.

Но, возможно, все случилось так, как должно было случиться. Ведь если она сама не предприняла попыток к показу своего творчества, значит ей не очень этого и хотелось. Конечно, предрассудки и стереотипы, отсутствие полной любящей семьи серьезно повлияли на стиль жизни Вивиан. Одиночкой она осталась до конца своих дней.

Она любила сидеть на лавочке в парке. Однажды она, как обычно, наслаждалась красотой природы и вдруг начала резко падать. Мужчина, который часто там ее видел, заметил, что ее начали грузить на маленькую тележку. Вивиан кричала: «Я не хочу ехать, я хочу домой». Но врачи увезли ее в больницу, где она вскоре скончалась. Так грустно и нелепо закончилась жизнь человека, отдавшего всю свою жизнь воспитанию детей, а также творчеству, о котором мир узнал только после ее смерти.

Интереснейший уличный фотограф Вивиан Дороти Майер (Vivian Dorothea Maier) родилась в Нью-Йорке 1 февраля 1926 года. Затем она росла во Франции, но позже вернулась в Соединенные Штаты. Майер работала в Чикаго няней и именно в этот период сделала более 100 000 снимков. Эти фотографии передают ее раннее видение и представление о людях, городских пейзажах и взгляды на улицу. Наиболее важным аспектом для Майер стал тот факт, что практически на протяжении всей жизни ее работы нигде не выставлялись и не оценивались. Фактически никто не знал о существовании такого талантливого уличного фотографа.

Лишь в конце 2007 года работы Вивиан Майер обнаружил местный чикагский историк и коллекционер Джон Малуф (John Maloof). После этого ее работы начали стремительно распространяться по всей сети. Последовали многочисленные награды и выставки по всему миру, но, к сожалению, 21 апреля 2009 года Вивиан Майер скончалась.

После возвращения из Франции Майер работала в потогонной мастерской. В возрасте 25 лет она устроилась няней в семью из 14 человек и часто бродила по улицам Чикаго, снимая портреты людей с ее драгоценной камерой Rolleiflex. Джон Малуф совершенно случайно обнаружил работы Майер через аукцион. Он своим высокохудожественным взглядом разглядел блестящие фотографии из совершенно другой эпохи.

Чем отличаются работы Вивиан Майер

Если задуматься, то больше всего в этих фотографиях восхищает выбор субъектов для портретной съемки и мастерски обыгранный свет.
Проявление искусства в уличной фотографии, пожалуй, единственный путь, чтобы каждый человек, смог полюбоваться вашей работой. И возникает ощущение, что фотографии Майер этого жанра легко понятны восхищенному зрителю.
Подобно многим современным уличным фотографам, Майер не только заполняла кадр, но и уделяла внимание качеству света и подчеркивала достоинство изображаемого человека.
Ощутима смелость фотографа, которая толкает ее за пределы зоны комфорта, чтобы встретить незнакомцев на улице. Выстраивание отношений в пределах фотографии, это также одна из граней ее работ.
Самые главные портреты это те, которые выделяются в портфолио фотографа. Работы Майер смелые и блестящие. Ее уличные портреты сохраняют суть и характерное очарование.
Стиль работы фотографа вдохновляет. Она разговаривала с субъектами, чтобы запечатлеть их. Не все в наше время задумываются об этой детали. Это форма скромной признательности и чувство комфорта, которое можно было дать субъекту съемки.
Композиция на этих фотографиях простая и элегантная. Работы Вивиан Майер это мастер-класс по позиционированию объектов в кадре.

Имя Вивиан Майер (Vivian Maier) небезызвестно тем, кто интересуется историей американского фотоискусства. История гувернантки, которая всю жизнь увлекалась уличной фотосъемкой, хранила отснятые пленки, но не печатала своих работ, приобрела всемирную известность после того, как архив ее фотоматериалов был выкуплен с аукциона в Чикаго за 400 долларов агентом по недвижимости Джоном Малуфом.

При ее жизни ни одна ее работа даже не была опубликована.

В 2009 году агент по недвижимости Джон Малоф купил несколько коробок со склада хранения, принадлежавших неизвестно кому. В этих коробках он нашел около 100 000 негативов и непроявленных пленок. Когда он начал сканировать их, у него перехватило дыхание.

Негативы стали превращаться в великолепные снимки, которые были сняты в 60-70-е годы. Эти фотографии принадлежали Вивиан Майер. На следующий же день Джон получил более 200 предложений снять фильм о ней и ее жизни.

Вивиан всю жизнь фотографировала, но никому не показывала свои работы. Отщелкивая 200 пленок в год, она проявляла их в собственной комнате, превратив ее в фотолабораторию.

Вопрос о собственном творчестве и искусстве для женщин слишком часто начинается с одного и базового: «Как это вообще возможно — быть женщиной и при этом быть художницей?» Или — в более прямом варианте: «Как выжить, если ты женщина и хочешь серьезно заниматься искусством? Как найти для этого место? Деньги? И особенно время?» Несмотря на то что информации о жизни Вивиан Майер мало, даже по этим сведениям видно, насколько осознанными и независимыми были ее личные стратегии.

Жанр Майер, ее язык — уличная фотография, фиксирующая повседневность. Она создает сюжет как бы из ничего — из повседневных сцен, которые обычно остаются незаметными и никогда не кажутся достойными специального внимания. Дети, играющие на пляже. Пьяница, которого уводят под руки.

Расплакавшаяся девочка. Свалка коробок. Ссора с полицейским. Разговор пожилых женщин. Лица случайных прохожих. Ее интересуют детали: руки, ноги людей, ботинки, фактура обгоревшего кресла, вывеска забегаловки, афиша, фрагмент платья или прически. Куда уж более обыденно? Как в разговоре по оговоркам и интонации можно узнать о человеке больше, чем по словам, — так же и Майер в своих снимках фиксирует детали как оговорки, непреднамеренные и бессознательные, а потому наиболее точные и подлинные свидетельства реальности.

Сформированная кадром микросценка обретает масштаб события. Вот Майер снимает, как дети идут из школы: ну что в этом такого интересного, казалось бы? Но за три минуты мы успеваем увидеть маленький индивидуальный жест в каждом проходящем мимо ребенке, понаблюдать, как они реагируют на камеру, рассмотреть одежду и прически, узнать в детях себя или своих детей и знакомых, поразиться сходству, поразиться отличию. И так в каждом кадре. Поэтому, посмотрев около 30 фотографий и несколько фильмов, можно отчетливо представить точный психологический портрет Чикаго и Нью-Йорка 1960—1970-х.

Она никогда не зарабатывала на своем увлечении, более того, круг ее знакомых никогда не знал об этой страсти к фотографии. И лишь после смерти, случайно, эти кадры стали частью истории.

Большую часть своей жизни она прожила в Чикаго и работала гувернанткой в обеспеченных семьях. В свободное время Вивиан блуждала по улицам своего города с камерой. Сделанные фотографии очень хорошо передают культуру американской жизни середины прошлого столетия.

Она носила мужские брюки, мужские туфли и практически всегда широкополую шляпу. Вспоминая какой она была, ее бывшие воспитанники так описывали свою няню: «Она была социалисткой, феминисткой, кинокритиком и из той породы людей, что всегда говорят правду в лицо, какой бы она ни была».

Еще одна характерная черта снимков Майер — внимание к уязвимости и интимности. В кадре чаще всего появляются женщины, дети, старики или пожилые люди, афроамериканцы, бедняки, бездомные, животные, работяги. Влюбленные, уязвимые в своей искренности и невозможности скрыть возникшую между ними близость. Люди на пляже, уязвимые в своей телесной неловкости и наготе. Она часто выбирает ракурс со спины или сбоку, снимает спящих людей. Если это сюжет для фильма, то ее интересуют, например, несчастный случай, последствия торнадо или снос здания. При этом сама она, ее авторство остаются незаметными, мы не ощущаем присутствия ее мнения, оценки или комментария. Майер просто наблюдает, поэтому снимок балансирует между документальным и художественным полями, являясь одновременно и репортажем, и портретом повседневности.

История жизни фотографа-загадки удивляет и покоряет, заставляя задуматься, так ли важно искать признание своим произведениям? Быть может, настоящее искусство не нуждается во внешних оценках, быть может, все живое должно быть создано без желания угодить и остаться в истории.



Сегодня эксперты ставят работы Вивиан Майер в один ряд с известными уличными фотографами 20 века. Долгое время творчество принадлежало только ей, более того, никто так и не может сказать, успела ли узнать Вивиан о своем успехе и признании до смерти.

Неизвестно, была ли Вивиан Майер знакома с современной феминистской художественной критикой; вполне возможно, что да. В любом случае она определяла себя как феминистку и социалистку (по свидетельству Джона Малуфа, об этом рассказывали ему ранние воспитанники Майер. — Ред .) и уже с конца 50-х вовсю использовала то, что в 70-х будет названо «феминистской оптикой» (и я сейчас не имею в виду камеру Rolleiflex ). Чувствительность к уязвимости, социальной реальности, стремление к анонимности, внимание к деталям и частным «маленьким» проблемам, сознательный отказ включаться в мейнстрим, стремление упорно и глубоко разрабатывать свою тему — эти стратегии исследовательница Люси Липпард определяла как феминистский реализм, пик развития которого пришелся на 70-е.

Ее уличные зарисовки сравнивают с работами великого Анри-Картье Брессона (Henri-Cartier-Bresson), а композиционные решения, которые она использовала, считают близкими Андре Кертесу (Andre Kertesz). Ей так же приписывают дружбу с фотографами Лизетт Модел (Lisette Model) и Жанной Бертран (Jeanne Bertrand), но доподлинно о Вивьен Майер не известно практически ничего - ей удалось пронести тайну о своей любви к фотографии через всю жизнь.

Почти 40 лет Вивьен Майер проработала няней в Чикаго. За это время ей удалось накопить более 2 000 мотков пленки, 3 000 фотографий и 100 000 негативов, о которых при ее жизни никто не подозревал. Фотографии Вивьен Майер оставались неизвестными, а пленки не проявленными и не отпечатанными, до того, как они были обнародованы в 2007 году на торгах в чикагском аукционном доме. С молотка из-за неуплаты уходили ее архивные боксы, полные негативов, которые вскоре произвели настоящий фурор.

Это канонические изображения архитектуры и уличной жизни Чикаго и Нью-Йорка. Именно вначале 50-х годов Вивьен решает серьезно заняться фотографией и меняет свой Kodak Brownie на дорогостоящий Rolleiflex и начинает снимать на средний формат. Она редко делала более одного кадра каждой сцены и, в основном, ее занимали дети, женщины, пожилые и бедняки. В ее фотографиях найдутся и поразительные автопортреты, сделанные во время ее путешествий в Египет, Бангкок, Италию, американский Запад и дюжину других городов по всему миру.

Очевидно одинокая, ведомая своими личными мотивами, Вивьен Майер была прирожденным фотографом, и в своих неординарных фотографиях сумела запечатлеть саму суть Америки. Майер была бездетна, но много лет работала няней, что, судя по всему, позволяло ей не думать о таких нуждах, как еда, одежда, кров и посвятить все свое время фотографии и документированию сложной красоты жизни.

За последние два года было открыто 11 персональных выставок фотографий Вивьен Майер в США и Европе. В 2011 году в свет вышла первая монографическая книга, опубликованная издательством powerHouse, Вивьен Майер: Уличный фотограф (Vivian Maier: Street Photographer), в 2012 - Вивьен Майер: Вне Тени (VivianMaier: OutofShadows).

Что касается загадочной истории с фотоархивом Вивиан Майер, то его действительно выкупил Джон Малуф. Личные вещи еще при жизни Вивиан находились в чикагской камере хранения, после ее смерти за ячейку перестали платить и все, что принадлежало фотохудожнице, ушло с молотка, было выкуплено за бесценок. Когда Джон Малуф проявил пленки, оказалось, что к нему в руки попала настоящая энциклопедия американской жизни 20 столетия. Помимо сотен отснятых пленок, в архиве были кассетные аудиозаписи разговоров, которые Вивиан вела с прохожими, и вырезки из старых газет.

Джону Малуфу удалось разыскать семьи, с которыми жила Вивиан, ее бывшие воспитанники передали ему оставшиеся личные вещи фотохудожницы и тот самый фотоаппарат, которым она пользовалась. Джон Малуф разместил снимки в сети Интернет, вскоре многие галереи мира высказали желание провести выставки неординарных работ. Презентация коллекции снимков Вивиан Майер прошла в одном из выставочных залов в Чикаго. Сейчас Джон готовит к публикации книгу с фотоиллюстрациями о судьбе никому неизвестной при жизни, но популярной после смерти художницы.

Чопорная, с иностранным акцентом, Майер работала няней в ряде семей Чикаго в 1950-70-х гг. Одним из непреложных требований, которые она предъявляла своим работодателям, было наличие надежного замка на двери ее спальни. Только после смерти Вивиан Майер обнаружилось, что эта в высшей степени замкнутая и закрытая женщина была великим уличным фотографом наравне с Элен Левитт и Гарри Винограндом. Одержимая фотографией и много снимавшая, Вивиан Майер никогда никому не показывала свои снимки, и после ее смерти тысячи их остались непроявленными.

Вивиан Майер / Vivian Maier. 10 сентября 1955 года, Анхайм, Калифорния. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Вивиан Майер: автопортреты

На прошлой неделе я побывала на американской премьере фильма «Открытие Вивиан Майер» , прошедшей в рамках фестиваля . Фильм был заявлен как «изюминка» фестиваля, программа которого включала великолепные документальные картины. Фильм, одновременно тревожащий и восхитительный, является попыткой приоткрыть завесу тайны над жизнью Майер и создает убедительный, с оттенком горечи, портрет удивительно непростой женщины. По словам Чарли Сискела (Charlie Siskel), создавшего фильм вместе с Джоном Малуфом (John Maloof), «это была бы великолепная история, даже если бы ее фотографии были просто неплохими». А то, что ее фотографии были блестящими, становится «вишенкой на торте».

Чикаго. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Безусловно, главный вопрос, который глубоко исследуется в фильме, заключается в том, почему Вивиан Майер никогда не стремилась найти своего зрителя. Джона Малуфа, молодого человека, который «открыл» Вивиан, купив на одном из аукционов коробку с неизвестными негативами, этот вопрос буквально преследует. Он разыскивает и расспрашивает людей, у которых Майер работала, детей, которых она когда-то воспитывала, он консультируется с признанными фотографами по поводу ее фотографий.

Всплывающие подробности удивительны и иногда противоречивы. Для кого-то она была настоящей Мери Поппинс, а для кого-то — грубой и невоздержанной работницей. Майер до такой степени была осторожна с мужчинами, что можно предположить, что она удовлетворяла себя сама. Зачастую она отказывалась называть свое имя и род занятий людям, позиционируя себя как «загадочную женщину» или «шпиона».

Из всех разговоров и исследований ясно одно: Майер стала няней, чтобы питать свою фотографическую одержимость. В отличие от работы швеи, которой она была до этого, работа няни позволяла ей снимать большинство фотографий на улице. Ее выросшие подопечные вспоминают, как няня вытаскивала их из знакомых безопасных окрестностей в подозрительный и пугающий Чикаго, где бросала на произвол судьбы и неслась прочь — фотографировать.

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, 1953 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1957 г. Из книги «Вивиан Майер: уличный фотограф». Издательство powerHouse Books, 2011 г.

«Зрителям однозначно понравится фильм», — поделился мнением режиссер Майкл Мур (Michael Moore) на вопросно-ответной сессии с директорами картины Сискелом и Малуфом, устроенной после показа. По мысли Мура, успешным картину сделало то, что «мир полон людей, которые пишут, рисуют и фотографируют и знают, что их голос никогда не будет услышан. И в то же время… никто не хочет быть забыт».

Выступление Майкла Мура не стоило бы и выеденного яйца без пары высокопарных тирад, которые он с удовольствием и предложил публике. Одну словесную гранату он метнул в обеспеченные классы, затронув кумовство («Если вы простой рабочий и у вас нет богатенького дядюшки, выбиться в люди вам будет непросто»), а другую нацелил на американскую привычку лечить психические заболевания медикаментозными средствами («некоторые из самых одаренных людей, которых я встречал, сумасшедшие… у нас бы не было искусства, поставь мы их на конвейерную ленту… в некотором смысле сумасшествие следует приветствовать, не подсаживая наших детей на лекарства»).

Фото Сары Коулмен. Майкл Мур, Джон Малуф и Чарльз Сискел на фестивале DOC NYC

Малуф, напротив, был скромен и сдержан. «Я не могу не чувствовать неловкости и доли вины, выставляя напоказ работу того, кто этого не желал», — признался он. Частично эта неловкость, безусловно, вызвана тем, что он почивает на лаврах труда Майер, однако, я рада, что этим везунчиком оказался именно такой искренний и ответственный молодой человек, как Малуф. Он красноречиво отзывался о мастерстве и вкусе Майер и признался, что ее работы вдохновили его на занятия фотографией. В ответ на вопрос об авторских правах, заданный из аудитории, Малуф сказал, что достиг договоренности с ныне живущими родственниками фотографа. «Обеспечивая публикацию ее работ, ты должен каждые 10 центов, что получаешь», — подытожил Мур.

Из более чем 150 тысяч негативов, которые Майер проявила за свою жизнь, бо льшая часть — это портреты людей и жанровые сценки. Но существенную долю также составляют автопортреты, подтверждающие предположение Мура о том, что, как и большинство людей, она хотела быть увиденной и хотела остаться в памяти, пусть даже только в своей собственной. Многие из автопортретов опубликованы в монографии «Вивиан Майер: автопортреты» , а некоторые сейчас экспонируются в Howard Greenberg Gallery .

Вивиан Майер / Vivian Maier. Нью-Йорк, февраль 1955 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

Зеркала, окна, машины, тени на пляжах и кирпичных стенах — Майер решительно и безбоязненно вносит себя в кадр. Эмоциональный диапазон этих портретов достаточно широк. Некоторые кажутся печальными и меланхоличными — Майер обособлена, строга и одинока; на других она выглядит счастливой, а третьи — трогательно причудливы, как на том снимке, где она запечатлела свою тень на песке пляжа с мечехвостом на месте сердца.

Как пишет Малуф в предисловии к книге, пусть мы никогда не узнаем, кем на самом деле была Вивиан Майер, но мы можем взглянуть на нее через «уникальную исповедь» ее автопортретов. И в них мы видим полностью реализовавшуюся и сложную личность, порой лукавую и шаловливую, а порой — углубленную в себя и замкнутую. Даже в самой своей угрюмости и мрачности Майер никогда не переставала созидать и изобретать, выискивая уникальные точки съемки и решения, которые выстраивались в совершенную композицию.

Вивиан Майер / Vivian Maier. Чикаго, 1956 г. Из книги «Вивиан Майер: автопортреты», фотографии Вивиан Майер под ред. Дж. Малуфа. Издательство powerHouse Books

К сожалению, в жизни Вивиан Майер не было «хэппи энда». По мере старения она становилась все более эксцентричной и параноидальной, накапливая груды газет и барахла, выпрашивая дружеского участия и в то же время отгораживаясь от людей. В лечебнице, где она умерла, ее вспоминают как помешавшуюся старую женщину, одиноко сидящую на парковой скамейке. Если бы молодая Вивиан в этот момент проходила мимо, она, несомненно, остановилась бы, чтобы сделать фотографию.

Верно говорят: случай - это псевдоним Бога, когда тот не желает подписываться своим именем. Если бы одним прекрасным утром 2007 года скромный агент по недвижимости Джон Малуф не заглянул на аукцион распродажи старых вещей города Чикаго и не отдал бы кругленькую сумму в 400 долларов за пыльные коробки с негативами, мир еще долго не увидел гениальных портретов никому неизвестной фотохудожницы Вивиан Майер (Vivian Maier) .

О том, кто эта женщина известно немного: хрупкая симпатичная уроженка Нью-Йорка, дочь австрийца и француженки, дожившая до преклонных 83 лет. Много путешествовала, по мировоззрению была феминисткой. На протяжении сорока лет Вивиан смотрела за детьми из богатых семей. Своих детей у нее не было, но молодая девушка оставила после себя другое наследие, истинные произведения фотоискусства, ведь "прекрасная няня" была охвачена сильной страстью - фотографировать все, что "любили" глаза. Часами мисс Майер , не взирая на погоду, бродила по улицам и проспектам различных городов, где ей доводилось бывать, увековечивая на пленке здания, машины, случайных людей. Тысячи "остановленных эпизодов жизни" являют собой эмоциональные и невероятно ностальгические кадры периода 1950-1970 годов.

Через три года после находки ценного архива Вивиан , бросивший свою прежнюю работу Малуф , совместно с известным коллекционером Джеффом Голдштейном (Jeff Goldstein) , организовывают первую выставку Вивиан в Норвегии, затем в Чикаго. Непроявленных кадров так много и все они настолько профессиональны и самобытны, что оцифровка снимков продолжается по сей день. Каждая новая работа - это сенсация среди миллионов поклонников фотографии.

Вивиан старалась увидеть и запечатлеть жизнь во всем ее многообразии, она самостоятельно совершила путешествие по многим странам мира, в частности, побывала в Египте, Таиланде, Тайване, Вьетнаме, Франции, Италии и Индонезии. В конце жизни на долю Вивиан выпало немало испытаний, какое-то время она была бездомной, жила в Нью-Йорке на пособие в доме престарелых. Однако на помощь пришли дети, которых она воспитывала в молодости: они сняли ей квартиру и заботились о своей няне до самой смерти.

Больше фотографий Вивиан Майер можно найти на официальном сайте , посвященном ее творчеству.

А также читайте серию постов о творчестве Вивиан Майер: