Зачем на могилах оставляют иконы. Возможно, вам будет интересно

Что мы делаем неправильно во время похорон

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду…
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком…
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

Нередко можно услышать критику поминального обряда у православных: вся эта еда, блины на поминках, водка, сам поминальный обряд непростой: как проводить покойника, что в гроб положить, иконки, земля… В ответ на критику обрядности говорят, что Православие заботиться не только о душе, но и о теле. Что в этой критике справедливого, а что нет? Что действительно входит (и важно) в поминальный православный ритуал, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Как правильно проводить, похоронить человека по-христиански?

Священник Алексий Плужников ответил на вопросы о православном отношении к смерти и погребению.

1. Вскрывать или не вскрывать усопшего?

Сейчас этот вопрос полностью в компетенции государства – нашего мнения не спрашивают. С духовной же точки зрения, думаю, это не имеет большого значения. Проблема в другом: родственники лишаются возможности участвовать в подготовке тела к погребению: весь процесс выражения последней любви отдан в руки наёмников. Теперь всё стало так отстранённо, механически, даже гроб покойника уже несут не близкие, а дюжие ребята из ритуальной конторы. К тому же над телом усопшего до погребения затруднено чтение Псалтири, молитвенное прощание близких.

2. Что класть в гроб: как поступать с иконкой, которую вкладывают усопшему в руки: кто-то перед тем, как закрыть гроб, забирает ее, кто-то оставляет. Как правильно?

Если ответить формально: то в руки усопшего вкладывают не иконку, а крест – икону кладут рядом, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или венчик на лбу или эту иконку. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Её можно хранить у себя дома в память о покойном, можно отдать в храм.

Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса: «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику нет никакого дела до того, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только – Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намёка на «правильность» обряда погребения и его важность. Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «а тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Причём говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

3. При заочном отпевании в некоторых храмах выдают «земельку». Что означает эта земелька и не предрассудок ли это?

Моё мнение – это предрассудок, причём в нынешнее время победившего оккультизма – ещё и вредный. Эта традиция была терпима в качестве педагогической («земля еси, и в землю отыдеши», т.е. напоминание о бренности жизни), но сейчас в храм люди стремятся не за молитвой, а за «земелькой», и очень печально, когда мы эту земельку молча им выдаём, тем самым поддерживая языческое мировоззрение. Вот для примера совсем недавний анекдот из приходской жизни: приходят в храм с вопросом: умерла женщина, перед смертью завещала взять земельки с могил мужа и сына (а они похоронены в разных местах) и привезти ей («чтобы в одной земле лежать»).

Но суть проблемы спрашивающих была в другом: они землю будут везти на поезде через реку по мосту, а им сказали, что нельзя так делать – землю через воду перевозить, а то катаклизмы неминуемы…

А всё потому, что «земелька» по-прежнему выдаётся, вернее, продаётся.

4. Имеет ли значение: очное или заочное отпевание?

Встречный вопрос: для кого? Для усопшего – да, если он был верующий христианин. Нет – если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Для родственников? Да – если они пришли молиться ко гробу, нет – если их интересует лишь момент получения «земельки» — «пропуска в рай».

Суть очного отпевания – совместная усердная молитва священника, родственников, близких. Заочное отпевание служиться должно при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но служить заочно, зная, что цель такого действия – экономия времени родственников для того, чтобы успеть на поминки в кафе… Хотя проблема тут сложней: бывает, что заочное отпевание – это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится – и то хорошо.

5. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий – около двух часов. Но чаще всего отпевание в храме, а тем более в кладбищенском храме длится гораздо меньше. Такое сокращение считается нарушением? Насколько это важно, можно ли жаловаться?

Вопрос сложный. Настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме – 2,5. Это нарушение или всё же та мера, которая для всех разная? Лично мне за 7 лет священства пришлось отслужить полный чин отпевания лишь дважды: тогда, когда умирал церковный человек (прихожанин), и к тому же у него родные были тоже прихожане, которые позаботились и о причастии, соборовании накануне смерти близкого, заранее рассчитали время, нужное на полное отпевание, договорились с ритуальной службой, сами стояли в храме, с чувством молились…

Но чаще всего отпевать привозят в храм (хотя несравнимо чаще зовут священника на дом) человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день 5, 7, 10 (в кладбищенском храме) отпеваний – как тут по два часа служить?

Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса — сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за 10 минут (а то и быстрей!) – это профанация молитвы, священнику нельзя так поступать.

6. Известно, что нужно заказать за усопшего сорокоуст. Но иногда заказывают и Псалтырь – в чем смысл чтения Псалтыри? За всех ли крещенных его можно заказывать? Можно ли без этого обойтись?

Смысл чтения Псалтири – в молитве, разумеется. В монастырях издревле был обычай читать псалмы и поминать усопших (особенно благодетелей монастыря и братии). Поэтому близкие усопшего просили монахов усердно молиться, ибо у самих мирян частенько не хватает на это времени. Хотя, опять-таки, эта прекрасная благочестивая традиция превращается нередко в формализм: «сделать ВСЁ, как правильно», так сказать, заказать все религиозные «услуги» по каталогу…

А когда возникает такой вопрос: за кого можно, можно ли обойтись (а сколько стоит?) – мне хочется задать человеку встречный вопрос: а вы сами молиться собираетесь, вам этот усопший дорог, или вы от него откупиться хотите?

7. Есть ли какие-то официальные расценки за обряд отпевания для батюшек? Или это добровольное пожертвование? Если священник говорит, что за меньшую сумму он не согласен отпевать – что делать?

Не должно быть никаких расценок на требы и Таинства, Святейший Патриарх Алексий не раз об этом говорил. Все пожертвования должны быть доброхотны. А если священнику деньги дороже молитвы, то можно посоветовать ему сменить место службы, например, в ритуальную контору распорядителем похорон устроиться…

8. Когда умирает кто-то в доме, родственники завешивают зеркала, люстры; иногда на поминальный стол кладут рюмку с хлебом или тарелку с едой для усопшего. Часто это критикуется как обрядоверие. Но обряд, ритуал – это составная часть культуры, который помогает в неких формах выразить свои чувства. Психологически он приносит облегчение. Например, раньше у человека был траур — определенный срок, когда люди не показывались в публичных развлекательных местах, определенным образом одевались. И никто не считал это предрассудком. То есть для переживания горя были некие формы, одобренные обществом и внутри которых человек чувствовал себя защищенным, сориентированным. Теперь все размыто. Что Церковь считает разумным в таких обрядах, а что действительно признает за суеверие?

Форма (обряд, ритуал) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдёт язычество, ибо христианство – это как раз отсутствие этой успокоенности («Когда сотворите всё повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали только то, что должны были сделать»).

Мы должны (если можно употребить такое слово) нашему усопшему только одно – любовь, а форма без любви – мертвечина, фарисейство. Ведь наша забота об усопшем имеет идеалом жён-мироносиц, которые пришли ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда: сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах или чёрных вуальках? Это даже не обрядоверие – это пошлость, нежелание думать и принимать ответственное решение – гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

9. После выноса покойника из дома или после похорон принято мыть полы – это тоже суеверие? А если человеку от него станет легче, может он так делать?

Это необходимость – много грязи в дом натаскали! А легче станет, если водочки принять стаканчик… Многие так и воспринимают религию – как способ самоутешения: «я поставил свечечку – и мне полегчало!».

10. Некоторые упрекают русских за обильные поминки с водкой, дорогим и обильным угощением, родственники стараются, полагая на это много сил, времени. Насколько такая традиция православна, необходима? Каковы ее корни? Можно ли вообще не устраивать поминки?

Корни – в языческих тризнах и склонности к пьянке. Настоящие поминки – это накормить голодных (голодных! – а не кумовьям дать закуску), одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся – вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

Сейчас постоянно задают эти вопросы абсолютно нецерковные люди: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек?..

А когда спросишь: а почему же вы не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего? – пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?..

11. На кладбище и поминках принято говорить слова, вспоминать покойного добрым словом. В чем христианский смысл такой традиции?

Христиане, вообще-то, всегда должны стараться говорить и думать о ближних только доброе, а осуждать себя. Жаль, что обычно так делают лишь во время поминок, да и то, пока не напьются, а всю жизнь, прожитую в одной квартире с умершим родственником, только и делали, что ругались.

12. Надо ли собирать людей на 9, 40 день? Что важно делать в эти дни?

См. ответ на вопрос 10. Важны лишь молитва и добрые дела, всё остальное – суета.

13. Каково отношение Церкви к кремации?

Церковь уважительно относится к телу усопшего и по древней традиции возвращает его земле, туда, откуда оно было создано, и где ждёт всеобщего воскресения.

Кремация – это способ избавиться от памяти об усопшем, это подтверждение неверия в воскресение тела, которое должно воссоединиться с душой человека.

Поэтому церковная позиция к кремации скорее негативная, хотя отпевания кремированные не лишаются.

Вопросы задавал Леонид Виноградов

Журнал «Нескучный сад»

Как правильно посещать кладбище? Вопрос, который беспокоит многих родственников умерших людей.

Оказывается, в старину существовали поверья, которых придерживались еще наши прабабушки.

Традиционно, с кладбищами связано множество суеверий, которые, кстати, не беспочвенны. Приметы на погосте могут предупредить о надвигающейся опасности, поэтому захоронения нужно посещать с максимальной осторожностью. Да и к знакам, увиденным на местах упокоения, нужно относиться внимательно.
В первую очередь нужно помнить - тревожить мертвых ни в коем случае нельзя, это повлечет за собой беду. Приходить с пустыми руками к ним тоже не стоит, принесите сладости, которые оставите на могиле.

Чтобы не "забрать" с кладбища в дом несчастья и беды, экстрасенсы советуют придерживаться простых правил поведения.

Александр Жуков, экстрасенс: «Самое первое - на кладбище нужно правильно зайти, для того, чтобы не оставить там свою удачу, счастье, а главное на "понацеплять" различных болезней.
На кладбище обязательно нужно заходить с открытыми руками , если вы несете сумку - нельзя зажимать ее в ладони. Необходимо перевесить через руку, чтобы все пальцы и кисти были открыты.
Это делается для того, чтобы с собой ничего не занести, именно хорошего, что на сегодняшний день есть в вашей жизни».

При этом, не стоит забывать и о том, что можно, а что нельзя говорить на местах упокоения. С умершими родственниками можно делиться своими переживаниям, но не жаловаться, а именно делиться. Однако слова не должны вызывать зависть или чрезмерную жалость : и в одном, и в другом случае погибшие могут "забрать" вас к себе.
Помните, что позволить себе быть открытым можно только с тем родственником, которому вы доверяли при жизни и с которым были близки.

Есть такая примета: О чем хорошем на могиле скажешь, то на ней и останется. Фраза вроде: «Мне так плохо, я хочу умереть...» - может стать роковой. Духи кладбища могут расценить это как призыв к действию.

Помимо этого не стоит забывать и о том, что разговаривать с умершими, как и приходить на кладбище, можно далеко не всем.

Александр Жуков, экстрасенс: «Сразу же скажу - беременным на кладбище нельзя ! Ни на похороны, ни на родительский день. Вообще нельзя. Согласно приметам, могут произойти следующие события:

Души умерших заберут душу неродившегося младенца с собой;
. в неродившегося ребенка может поселиться чужая душа.

Эта примета сохранилась с давних пор и была связана с высокой детской смертностью и опасностью тяжелых родов у беременных. Сейчас эта примета не так актуальна, так что относитесь к ней разумно.
Если беременной женщине необходимо проститься с покойным, или по зову сердца посетить могилы родственников, то она должна одеть что-нибудь красное, повязать руку красной нитью, или держать в кармане лоскут красной ткани.

И ни в коем случае нельзя приводить на кладбище детей до 12 лет . Это очень опасно для здоровья ребенка и его будущего. Можно полностью поменять судьбу ребенка»! С мистической точки зрения - аура детей очень слабая, и от проникновения отрицательной энергии детям защититься трудно.

Нельзя приходя на похороны прощаться с одним человеком, посещать одновременно могилы других людей, покоящихся рядом.

Нарушение хотя бы одного из правил, может повлечь за собой притяжение большого количества негативной информации, которая, словно гиря, будет тянуть вас к земле.

Посещение кладбища для поминания

Несомненно, отдать последний долг покойному и почтить его память присутствием на погребении, это показатель прописанных обществом морально-этических норм.

Кладбище - это особое место. На нем «соединяются» мир живых и мир мертвых . Поэтому относиться к нему уважительно и соблюдать определенные приметы и правила поведения необходимо, чтобы не разгневать мертвых и не поплатиться за свое неуважение.

❧ К посещению кладбища нужно тщательно подготовиться, обращая особое внимание на свою одежду. Традиционные цвета - белый и черный. Более всего для кладбища подходит черный цвет , так как именно считается траурным, цветом, символизирующим скорбь. Если в гардеробе нет вещей подходящей расцветки, следует выбрать одежду приглушенных тонов.

❧ Ноги обязательно должны быть закрыты. Недопустимо ходить по кладбищу в открытых босоножках или обуви на высоком каблуке. Погост - место скопления «мертвой» энергетики, особенно сильно пропитана ею земля. Существует такая поговорка: мертвое тянет живое. Расценивать ее можно, как предупреждение - кладбищенская земля, попадая на голую кожу, негативно влияет на человека. В первую очередь отрицательное воздействие сказывается на его здоровье.

❧ На кладбище до полудня, после полудня в церкви . Лучше посещать покойных родственников до обеда, а то после полудня духи могут подшутить над пришедшими.

❧ Нельзя ругаться на кладбище - вся ругань на тебе и останется . Это действительно, правда. Все нехорошее, что сказано на кладбище, ложится на плечи того, кто высказывался. Здесь даже не может быть других вариантов. На кладбище нужно быть особенно осторожным как в высказываниях, так и в делах. Вообще, пребывая на кладбище, необходимо быть очень осторожным. Внимательность и вежливость - это те качества, которые очень ценят усопшие. Это тот самый случай, когда мысль о том, что после смерти жизнь не заканчивается, имеет особое значение. Поэтому, необходимо проявлять уважение к тем, кто уже ушел, иначе они и наказать могут.

❧ Если вы принесёте красивый букет — это замечательно, только не стоит пренебрегать рекомендацией приносить чётное количество цветов.
Выкидывая увядшие цветы, следует заменить их новыми и объяснить покойному, зачем это делается.

❧ Если при посадке цветов, копая на могиле обнаружились какие-то непонятные вещи , посторонние предметы , надо вынести их с кладбища и выбросить. В идеале — сжечь, стараясь не попасть под дым.
Вещи, находящиеся на могилах, могли быть оставлены колдунами, наводящими порчу. Взяв подобный предмет, человек принимает часть порчи на себя.

❧ Через неделю после Пасхи принято приходить на кладбище, чтобы помянуть родных и близких людей. Кушать на кладбище, или, что очень распространено у славян, распивать горячительные (алкогольные) напитки также запрещено.
На кладбище скапливается негативная энергия, место это не располагает к веселью, люди приходят сюда с горем. Пища впитывает все это, и после еды можно себя почувствовать нездоровым.
На том, чтобы не устраивали поминки на кладбище, настаивает и христианская церковь. Тризна на кладбище пришла с языческих времен, когда после захоронения на курганах проводили погребальные обряды. Христианство традиции язычества не поддерживает. Хотя споры об этом обычае ведутся до сих пор теоретиками церкви.
Лучше раздайте подаяние нищим и посетите храм, закажите по усопшему панихиду - такой способ почитания мертвых более приемлем и духовно полезен.

❧ Если вы всё-таки придерживаетесь традиции помянуть усопшего рюмочкой водки у могилки, то вспоминают о них только хорошее и пьют, не чокаясь, чтобы не перебросить беду с одного дома на другой.

Приметы на кладбище


Существует множество примет про кладбище. Даже глубоко безразличные к суевериям люди стараются их придерживаться. Такое уж это место. Никто не знает, что может принести мир мертвых, поэтому лучше отнестись к приметам внимательно.

❧ Осквернителей могил , кладбищенских воров, ждет печальная участь, ибо их преследует злой рок.

❧ Споткнуться на кладбище - не к добру. Еще хуже - упасть. Приметы советуют сразу покинуть кладбище, умыться святой водой, перекреститься и трижды прочитать молитву «Отче наш».
Поверьте, душе неважно, где вы будете вспоминать о ней - на кладбище или в храме, или в разговоре с родными. Главное, чтобы вы были искренни и воспоминания эти носили светлый, добрый оттенок.

❧ Как уже говорилось, бытует суеверие, что на кладбище нельзя рассказывать об успехах и достижениях своей жизн и, чтобы здесь все не оставить.

❧ Также не разрешается считать деньги на кладбище , иначе можно их больше не увидеть. Если купюру достали из кошелька, или она, вообще, упала на землю, ее необходимо оставить на могиле родственника или тезки, чтобы откупиться от возможной нищеты и преждевременной смерти.

❧ В принципе, любая вещица, упавшая на кладбищенскую землю больше не принадлежит своему живому хозяину. Не следует ее поднимать. Если вещь действительно необходима, нужно оставить откуп покойным и хозяину кладбища - бутылку водки и сладости.

❧ С кладбища ни в коем случае нельзя приносить домой никаких вещей (это не касается сладостей, которые собирают дети, поскольку ними они поминают всех мертвых). Это принесет вред тому, кто взял вещи, и людям, воспользовавшимся ими.
Ничего не забирайте с кладбища и не приносите в дом, какая бы это ценная вещь ни была. По приметам, вы заберете это у мертвых, и они накажут вас бедами и болезнями.
Данная вещь может причинить вред не только тому, кто принес эту вещь с кладбища домой, но и любому другому человеку, который возьмет ее в руки.

Важно! Платочки со слезами во время похорон бросают тоже, закапывая могилу, с кладбища их не выносят!

❧ Не фотографируйтесь на кладбище ; останетесь в окружении негативной энергетики на снимке, и кто знает, как это повлияет на вашу судьбу.
Фотографируясь на фоне множества могил, вы запечатлеваете невидимый мир духов усопших и потусторонних сущностей, которые впоследствии легко найдут дорогу к вашему жилищу.

Примета о сломанном надгробии

❧ Без причины упал памятник или крест , значит, душа покойного не завершила важных для нее дел, что-то ее беспокоит.

Есть и позабытые, устаревшие приметы, которым верят разве что в глубинке, в деревнях, куда современные нравы пока не дошли. Так, примета о сломанном надгробии априори не может обещать ничего приятного и доброго. Если памятник испортился без человеческого вмешательства, а не пострадал от рук вандалов и мародеров, то будет в недалеком будущем в семье умершего еще один покойник.

Неважно, какие повреждения получило место захоронения: просто ли сломался крест, треснула могильная плита или сам постамент, или же просела земля и образовалась глубокая яма - каждое изменение грозит родным лежащего здесь человека очередной смертью. Вы можете понять, к кому старуха с косой заглянет в следующий раз, определив, с какой стороны обвалилась земля:

  • с южного боку - умрет мужчина;
  • северная сторона «упала» - погибнет женщина;
  • восточный край просел - скончается пожилой член семьи;
  • с западной -стороны земля ушла - малого ребенка смерть заберет.

❧ Самоубийц можно поминать только тогда, когда птица клюет рассыпанное на их могилах зерно . На могилу самоубийцы сыплют несколько пшеничных зерен и смотрят издалека: если птица не станет клевать тех зерен, то не надо и поминать покойника, исключая субботы Дмитриеву и Всех Святых.

❧ Если вы знаете, что побываете на кладбище, возьмите с собой воду, и при выходе обязательно омойте руки и лицо, чтобы убрать негативную энергию.

❧ Не следует пить воду, которая течет в водопроводной системе, расположенной на территории кладбища. Ее используют только для уборки могил и памятников. Водой для питья следует запастись дома, до посещения кладбища.

❧ Следите, уходя, чтобы вы ни в коем случае ничего не забыли на кладбище, на забытые вещи наводят порчу.

❧ Уходите с кладбища всегда той дорогой, которой пришли. Но, навещая усопших, лучше выбирать разные дороги, хотя бы обойти собственную улицу и зайти к дому с другой стороны.

❧ Уходя с кладбища, нельзя оборачиваться назад, даже если вас окликнули или позвали. Считается, что упокоеные души бродят среди могил и не осознают, что им уже нет места в мире живых. Когда человек оборачивается, усопшая душа может воспринять это, как приглашение пойти за живым человеком. В результате посетитель погоста приведет в свой дом покойника, который может доставить множество хлопот обитателям дома.

❧ Также приметы гласят, что после посещения кладбища важно вытереть тщательно ноги, чтобы не нанести домой кладбищенской земли. Эта земля может доставить немало проблем со здоровьем, она несет плохую энергетику.

❧ Покинув кладбище и придя домой, важно как следует согреть руки (даже если не замерзли) - подержать в горячей воде, над огнем.
Лучше всего запалите спичками (только ими) церковную свечу и прогрейте над ней руки. Поднесите ладошки рук настолько близко над огнем свечи, насколько можно вытерпеть. Поводите и “пропалите” таким образом всю область ладошек и пальчиков.
После этого, свечу нельзя задувать, аккуратно потушите ее пальцами. Делается это для того, чтобы в дом смерть не занести, на себя не перетянуть, не заболеть.

❧ С похорон ни к кому нельзя заезжать - привезешь смерть в дом к тому человеку, к кому заехал. Но желательно завернуть куда-то в общественное место перед тем, как вернешься домой. Считается, что традиция поминок в столовой или кафе последствия этой приметы.


Кошка на кладбище

Давно известно, что мертвецы умеют передавать информацию посредством различных животных: птиц, кошек, собак. Недаром пернатых в старину считали воплощением потерявших человеческие тела душ. Но птицы, летающие над погостом или домом, где лежит покойник, не так опасны, как кошка, которая, вспомните, считалась мифическим, священным животным еще у древних египтян.

В жилище, где случилась смерть, домашних питомцев сразу убирали, изолировали - чтобы дух усопшего не подселился к своему любимцу.

Появление на кладбище кошки приметы трактуют следующим образом:

  • если кошка лежит на могиле или гуляет рядом, постарайтесь покинуть это место - скорее всего, там сильная аномальная зона, разрушающая ауру человека;
  • если кошка черная, то, возможно, ведьма вышла погулять, или это мечущаяся душа грешника;
  • белая кошка - душа праведника, не закончившего свой путь на земле, предупреждает о надвигающейся опасности или болезни;
  • если же кошка просто прошмыгнула мимо вас на кладбище - будьте спокойны - это просто чей-то дух пришел посмотреть на нового приятеля, то есть, на того, кого хоронят.

В любом случае отнеситесь к кошке с уважением - не бейте и не прогоняйте ее, лучше отвлеките от себя (если она увязалась за вами) каким-то гостинцем.

❧ Хорошим знаком для ушедшего на тот свет человека и его сородичей является нахождение в подготавливаемой могиле старого, более раннего захоронения с целыми костьми. Старинное поверье говорит, что покойный в загробном мире найдет утешение, и не будет докучать своей родне, являясь им во снах и галлюцинациях.

Многочисленные приметы и суеверия присутствующим на кладбище людям полны секретов, которые души мертвецов хотят до них донести. Возможно, вы видели, находясь на церемонии погребения кого-то близкого, как астральное тело покидает ставшую ненужной телесную оболочку. Происходит это в момент, когда первая горсть земли касается крышки гроба. Согласно примете, душа взлетает либо смеющейся, либо плачущей, скорбящей.
По материалам grimuar.ru, mistic-world.ru, charybary.ru

Кладбища положено располагать к югу от церкви; с северной стороны хоронят лишь самоубийц и мертворожденных младенцев.

Могилы роют в направлении с востока на запад, и гроб с телом укладывают ногами на восток - по преданию для того, чтобы легче было подняться в Судный День.

Даже не веря в приметы, не стоит нарушать этику посещения мест скорби... Все обряды, связанные с усопшими появились не просто так и не зря народ бережет свои традиции.

С давних времён в православной традиции похорон существует обычай погребальных приготовлений. Сначала совершается омовение, затем родственники одевают умершего и накрывают его специальным полотном с изображением распятия. Далее происходит отпевание и прощание близких с умершим. В гроб принято класть определенные предметы, среди которых – иконы. Часто задают вопросы: откуда пошла традиция класть иконы в гроб и что делать с ними после похорон.

Почему усопшего хоронят с вещами?

Обычай класть в гроб вместе с усопшим различные вещи возник в глубокой древности и практикуется во многих культурах. Исторически он связан с верой в загробную жизнь: предполагается, что предметы, захороненные вместе с телом, необходимы человеку в загробном мире. В христианстве допустимо класть в гроб предметы, которые имели для человека особую важность при жизни, однако, такой жест является лишь символическим и не подразумевает, что человек входит в мир иной вместе с этими предметами. Кроме того, православный погребальный канон предусматривает специальный похоронный набор.

Зачем православные кладут икону в гроб покойнику?

Одна из особенностей православного канона погребения заключается в том, что обязательно помещают в гроб икону. Смысл обычая, прежде всего, указать на то, что усопший был человеком крещеным и верующим. Если усопший мужчина, кладут изображение Спасителя, если женщина – образ Богородицы.

Допустимо также помещать икону с изображением святого, которого покойный особенно почитал при жизни или считал своим покровителем. Считается, что изображенный на иконе святой должен сопровождать душу усопшего на небеса, поэтому необходимо, чтобы икона находилась у усопшего во время отпевания.

В каком случае нельзя подносить икону к гробу?

Поскольку традиция подносить икону к умершему связана с отпеванием, в случаях, когда отпевание не может быть проведено, иконы в гроб не кладутся. Так происходит, если умерший не был крещен или был самоубийцей. Для таких случаев предусматривается другой набор предметов, которые кладут в гроб с покойником, но среди них не должно быть иконы.

Как правильно класть икону?

Многим доводилось видеть покойного с иконой в руках, однако, согласно канону, туда следует помещать крест. Икону следует разместить сбоку от тела – это нужно для того, чтобы близким усопшего было легче приложиться к ней до того, как гроб окончательно закроют. Согласно канону, икону целуют лишь после того, как удостаивают «последним поцелуем» венчик на голове покойного. Самое важное – чтобы икона была вблизи тела покойного во время отпевания.

Что делать с иконой из гроба после похорон?

Есть множество неформальных вариантов того, что сделать с иконой из гроба, когда похороны закончились.

Набожные люди оставляют её в храме, где совершалось отпевание, либо относят храм в честь того святого, который изображён на иконе. Другие оставляют её в церкви на 40 дней, пока душа покойного проходит мытарства и возносится на Небеса, после чего забирают к себе. Икону, которую клали в гроб вместе с покойным, разрешается хранить у себя дома и, более того, ставить вместе с другими на иконостас. Считается, что в дни, когда поминают покойного, её следует поставить отдельно и зажечь лампаду или свечу.

Можно ли похоронить икону с покойным?

Важно знать, что запрета со стороны церкви на сей счёт нет. Кто хоронил своих близких вместе с иконами могут не переживать. По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают вместе в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св. Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а сей старец не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного. Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания. Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле.

Возможно, вам будет интересно:

  • Родительская суббота – все дни поминовения в православном календаре
  • Почему православные хоронят головой на запад, а крест ставят в ногах

Рождение православного человека, как и его смерть всецело зависит от воли Господа. В сознании христиан смерть всегда ассоциируется с болью, страданием, страхом перед неизвестностью. Считается, что смерть возникла в результате грехов, которые совершали прародители, и чтобы зло не стало вечным, смерть телесную. Молитвы родных помогают душам умерших в их небесных мытарствах. Также, существуют некоторые христианские традиции, связанные с последними проводами умерших в загробный мир. Главное место отпевания и проводов покойника – это кладбище.

Священники полагают, что главным украшением является икона на кладбище . Размещают ее на надгробном кресте над фотографией усопшего.

Главная икона на кладбище, к которой обращены все молитвы – икона Спасителя. Именно эту главную икону несли перед гробом с покойником в древние времена верующие христиане. Главным атрибутом во время отпевания покойника, также, является православная икона. Сегодня купить икону на кладбище, для того, чтобы достойно и правильно проводить в последний путь умершего родственника, можно в любом в интернет-магазине. Также купить православные иконы на кладбище можно в ритуальной лавке.

Лучшие иконы для кладбища

В наши дни существует много кладбищ в России, на территории которых построены церкви или часовни, на чьих воротах красуются святые иконы. Одним из таки является Храм иконы Божьей Матери Всех скорбящих Радость, расположенный на Калитниковском кладбище в честь. Богородичная Тихвинская икона — на кладбище Алексеевском в городе Москве. Эту чудотворную икону царь Алексей Михайлович подарил в день освящения храма в 1673 году. В Санкт-Петербурге церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери открыта для молитв всех православных граждан, которые приезжают помолиться за своих умерших родных этой иконе на кладбище Красненьском.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге Смоленского кладбища. В московском храме Живоначальной Троицы можно поклониться раз в году привезенной из Парижа иконе с частицей Тернового венца Спасителя на Пятницком кладбище. В кладбищенских храмах по всей России существует множество православных икон, которые не только помогают прихожанам, но и которым молятся о душах усопших христиан, помогая родным и близким смириться с болью утраты. Христианские иконы на кладбищах России отрывают окно в иной мир – благодатной тишины, сокровенной молитвы и тихой печали.