Заикание у взрослых – недостаток или болезнь. Что делать, если ребёнок заикается: различные методики и средства лечения Какой врач лечит заикание у детей

Около 1 % взрослых и 3 % детей во всем мире страдают от заикания. Под этим расстройством понимают нарушение речи, которое характеризуется внезапными остановками, вынужденным повторением звуков или слогов. Причин заикания достаточно много. В основном они все связаны с патологическими изменениями нервной системы, с заболеваниями головного мозга. Иногда - с психологическими травмами. Избавиться самостоятельно от этой проблемы сложно. При появлении заикания у вас или вашего ребенка обращайтесь за помощью к специалистам.

Симптомы

Судороги органов артикуляции приводят к возникновению заикания. Оно может проявляться по-разному. Однако всегда такая речь является непривычной для человеческого слуха. Основными симптомами заикания служат:

  • неуместные паузы;
  • повторы слогов, слов;
  • растягивание звуков;
  • нарушение темпа речи;
  • неожиданный подъем громкости при разговоре.

Во взрослом возрасте дефекты речи могут также сопровождаться и другими проявлениями. Так, многие отмечают непроизвольные сокращения мышц лица, движения конечностей, нервные тики. Избавиться от симптомов заикания невозможно без устранения первопричины его появления. Самостоятельно можно только снизить частоту возникновения дефектов, наблюдающихся в речи.

Лит.: Большая медицинская энциклопедия г. 1956

В современной медицине факторы, которые могут спровоцировать заикание, делят на две основные группы. К первой относят органические патологии, которые связаны с функциональными отклонениями в работе мозга. Ко второй - логоневрозы, не обусловленные физиологическими проблемами. К органическим нарушениям, которые являются причинами заикания, приводят:

  • родовые травмы;
  • тяжело протекающая беременность;
  • частые болезни в первые годы жизни;
  • травмы головы и контузии;
  • инсульты;
  • инфекционные заболевания;
  • опухоли головного мозга.

Нередко причины речевых нарушений не связаны с физиологией. Внезапное потрясение, сильный стресс, глубокий эмоциональный шок, испуг могут повлечь за собой заикание. Если своевременно предпринять необходимые меры по устранению расстройств речи, от них можно избавиться. Отсутствие терапии, а также наследственная предрасположенность закрепляют патологию и делают ее трудноизлечимой.

Как отмечают специалисты, мужчины более подвержены появлению заикания, чем женщины. Из 10 людей, страдающих таким расстройством, семеро являются представителями мужского пола. Кроме того, расположены к появлению дефекта левши. Эти факты позволяют говорить о связи между особенностями строения головного мозга и речевыми отклонениями.

Лечение патологии в обязательном порядке должно включать не только симптоматическую терапию, но и меры по устранению причины. При возникновении заикания следует поможет:

который проведет первичную диагностику. В случае необходимости он направит на прием к психиатру, психологу или логопеду.

Обследование начинается со сбора анамнеза и анализа симптомов, наблюдающихся у пациента. Далее в обязательном порядке врач проводит опрос, в ходе которого он узнает:

  1. Когда впервые появились нарушения речи?
  2. Как часто они возникают?
  3. С чем они связаны?
  4. Были ли какие-либо сильные стрессы?
  5. Страдает ли кто-нибудь из ближайших родственников от подобных расстройств?

Диагностика заикания может также включать в себя различные инструментальные процедуры, которые подтвердят или исключат патологии головного мозга и нервной системы. Так, повсеместно применяют УЗИ, магнитно-резонансную и компьютерную томографию. Кроме того, нередко используют реоэнцефалографию и ЭЭГ. Это необходимо для того, чтобы лечение было максимально эффективным.

Терапия, которая назначается больным, страдающим от заикания, исходит из вида заболевания. Вне зависимости от того, чем обусловлено появление нарушений, всем пациентам назначают посещение логопеда. Это могут быть индивидуальные или групповые занятия, направленные на исправление артикуляции. Если заикание является логоневрозом, также показаны:

  • медикаментозное лечение;
  • консультации психолога или психиатра;
  • поведенческая терапия.

При физиологической природе дефекта применяют прием лекарственных препаратов (спазмолитиков, транквилизаторов). Помимо этого, назначают иглоукалывание, физиотерапию, массажи, психотерапевтические методы, к примеру, гипноз. Для достижения максимального эффекта от лечения врачи рекомендуют:

  • выполнять дыхательную гимнастику;
  • избегать конфликтов, стрессовых ситуаций, перенапряжений;
  • получать умеренные физические нагрузки;
  • чаще гулять на свежем воздухе;
  • соблюдать правильный режим питания и сна.

Только комплексная терапия и совместные усилия пациента и врача помогут избавиться от заикания. Длительность лечения зависит от индивидуальных особенностей больного, его возраста, а также того, насколько рано были предприняты меры.

Чем опасно заикание?

Врачи выделяют четыре основных этапа развития заикания. На последних стадиях справиться с нарушениями достаточно сложно. Именно поэтому советуют начинать лечение патологии как можно раньше.

Так, первая фаза заикания характеризуется кратковременными эпизодами нарушения речи. При этом чувство страха или смущения отсутствуют. Проблемы чаще всего связаны с произнесением союзов, предлогов и других кратких частей речи. Во второй фазе количество эпизодов повышается. Проблемы возникают с многосложными словами. Напряжение или смущение отсутствуют.

Третий этап характеризуется закреплением нарушений. Так, трудности появляются уже с применением определенных слов, в то время как другие произносятся без труда. Четвертая фаза - последняя - имеет свои характерные черты. К трудностям в разговоре добавляются и психологические нарушения.

Навигация

Логоневроз, или заикание – распространенное коммуникативное расстройство, которое встречается в любом возрасте. Чаще всего в качестве пациентов выступают дети 2-7 лет. Мальчики страдают в три раза чаще девочек, в их случае клиническая картина имеет более устойчивый характер. Практически в 20% случаев у пациента выявляется наследственная предрасположенность к нарушению речи. В отличие от множества других неврологических заболеваний заикание не является необратимым. При своевременном начале терапии от расстройства удается полностью избавиться или хотя бы максимально его скорректировать. Современной медицине известно множество методик лечения различных форм заикания у детей, надо только подобрать подходящий вариант для конкретного случая.


Виды недуга

Заикание у детей разделяется на группы по ряду признаков. По выраженности оно может быть легким, средним и тяжелым. По причине возникновения расстройство речи делят на невротическое (логоневроз) и неврозоподобное. Первое становится результатом негативного воздействия на организм психоэмоциональных факторов.

Второе является последствием органического поражения церебральных тканей.

Логоневроз у детей может принимать вид одной из следующих форм:

  • патологическая – представлена речевыми проблемами, возникающими под влиянием генетических факторов или имеющими врожденный характер;
  • тоническая – проявляется в расстановке ненужных пауз в словах и растягивании гласных, что значительно увеличивает время разговора;
  • клоническая – ребенок начинает заикаться из-за неспособности выговорить отдельную букву или слог, их частного повторения;
  • комбинированная – сочетает признаки тонического и клонического заикания, нарушения правильной интонации. По этой причине считается самой сложной формой нарушения речи.

По типу течения выделяют такие формы заикания:

  • стабильная – диагноз ставится при постоянном характере проблемы;
  • нестабильная – пациент заикается не постоянно, а только в определенных условиях, под влиянием конкретных факторов, например, в состоянии стресса или напряжения;
  • циклическая – проблема проявляется время от времени, периоды нормальной речи чередуются с рецидивами, которые могут быть ничем не обусловлены.

Подход к лечению заикания зависит от формы заболевания, поэтому при появлении проблемы надо обратиться к врачу, который поставит правильный диагноз.

Еще, установив тип недуга, проще выявить причину расстройства.

Стадии заикания

Если ребенок вдруг начал заикаться, важно оценить степень поражения речевой функции. Чем более развита патология, тем сложнее с ней бороться, но даже в самых запущенных случаях всегда есть шансы на успех терапии.


Заикание у детей условно разделяют на четыре стадии:

  • первая – сбой произношения обычно затрагивает первые слова предложений, а также самые короткие части речи. Он может быть редким или систематическим. Малыш не реагирует на проблему, говорит без ограничений, не избегает общения;
  • вторая – нарушения очевидны и регулярны, особенно ярко проявляются во время быстрой речи. У ребенка возникают проблемы с произношением многосложных слов. Пациент замечает свои трудности, но не признает у себя заикания;
  • третья – судорожный синдром закрепляется. Если дети и признают наличие у них речевых расстройств, то не испытывают из-за них неловкости;
  • четвертая – столь запущенная стадия заикания обычно выявляется у ребенка старше 3 лет. Он осознает возникшие сложности с коммуникацией, у него возникает эмоциональный ответ на ситуацию. В результате малыш старается избегать речевого общения, а в дальнейшем и других контактов.

Установить стадию заикания у детей 2 или 3 лет непросто. Их речевые навыки еще не совершенны и даже не сформированы до конца, что путает клиническую картину.

Внимательные родители все же быстро выявляют наличие у ребенка проблем, а постановка диагноза отводится врачу.

Причины

Заикание у детей может быть результатом влияния внешних и внутренних факторов, некоторые из них начинают действовать еще до рождения малыша или в процессе родов. В ситуации, когда ребенок заикается уже в 2-3 года, в 95% случаев недуг оказывается врожденным. Его развитию могут способствовать патологии беременности, осложнения в родах, генетическая предрасположенность. Важную роль играет темперамент детей – повышенная нервозность холериков выступает как один из факторов риска формирования речевого расстройства.


Распространенные причины приобретенного заикания:

  • психоэмоциональная травма – испуг, потеря кого-то из близких, переезд, новый коллектив, затяжной стресс или другое эмоциональное событие могут заставить ребенка заикаться. По статистике, речевое расстройство примерно с равной частотой выявляется у детей, обделенных вниманием родителей, или слишком избалованных. Недуг может стать следствием подсознательного страха малыша не соответствовать требованиям близких;
  • нахождение ребенка в неблагоприятном психологическом климате – жизнь в семье, где часто случаются ссоры или допускаются физические наказания. В качестве провокатора выделяют развод родителей. Особую группу риска составляют дети, слишком много проводящие в виртуальном мире и отвыкшие от живого общения;
  • физиологическая реакция – некоторые малыши в возрасте 5-6 лет начинают заикаться по «естественным» причинам. В этот период активно зреют полушария головного мозга, многие процессы проходят в тестовом режиме. Такое расстройство не имеет выраженной клинической картины и быстро проходит самостоятельно;
  • органическое поражение головного мозга – недуг может оказаться проявлением заболевания ЦНС, его последствием или осложнением. Особую опасность представляют инфекционные и воспалительные болезни мозга, травмы головы. Иногда заикание развивается на фоне сахарного диабета, тяжелого течения гриппа или ОРВИ;
  • ложное заикание – состояние, при котором ребенок начинает заикаться, копируя дефект кого-то из близких. Хоть у самого пациента функциональной проблемы нет, явление нуждается в коррекции, пока не вошло в привычку;
  • реакция организма на попытки родителей переучить леворукого ребенка – распространенное явление, в основе которого лежит сильный стресс.

Приобретенное заикание обычно проявляется у детей старше 4-5 лет. Такая патология лучше подчиняется терапии и в большинстве случаев оказывается обратимой.

Признаки и диагностика

Первые симптомы патологии обычно становятся очевидны в 3-5 лет, но многое зависит от того, в каком возрасте малыш начал говорить. Обычно наличие проблем очевидно, нередко клиническая картина не ограничивается одними лишь речевыми дефектами.

Моменты, которые могут указывать на заикание у ребенка и признаки расстройства:

  • малыш внезапно замолкает, отказывается общаться или просто начинает говорить меньше, чем раньше;
  • перед словами идут вставки из отдельных коротких или затяжных гласных звуков;
  • повторяются слоги первых слов фразы или целые части речи;
  • в середине слов или предложений возникают паузы, не обусловленные ее смыслом;
  • начало речи сопровождается судорожным сокращением рта;
  • во время разговора ребенок активно использует мимику, например, часто моргает или раздувает крылья носа;
  • речь сопровождается глубокими вдохами, особенно, перед сложными словами;
  • дети постарше пытаются маскировать проблему, разбавляя речь кашлем, вздохами, паузами, улыбками.

Обследование детей с признаками заикания нередко позволяет выявить дополнительные симптомы. Это могут быть возросшая агрессивность и раздражительность, капризность или слезливость. Возможно ухудшение настроения, потеря интереса к любимым игрушкам и делам, развитие нервного тика.

Иногда у ребенка, который начинает заикаться, нарушается сон, появляется энурез, пропадает аппетит.

По перечисленным признакам опытный невролог способен быстро поставить диагноз, назначить лечение. Для установления причины недуга необходимо сделать полное обследование головного мозга, позволяющее исключить органическое поражение ЦНС.

Когда нужно к врачу

Заикание может стать последствием патологии головного мозга, поэтому врачи советуют не медлить с проведением диагностики, независимо от выраженности проблемы. С целью прохождения обследования можно отправиться к неврологу, логопеду или педиатру. В соответствии с особенностями случая специалист подскажет, к кому обратиться дальше. С постановкой диагноза особенно опасно медлить в ситуации, когда расстройство речи сопровождается неврологическими симптомами.


Особенности ухода

При нарушениях речевых функций ребенок нуждается в особом уходе. Ему требуется повышенное внимание, но без фанатизма. В режим дня включается ряд ограничений и пожеланий, с помощью которых можно ослабить выраженность клинической картины.

  • его нельзя перебивать, стараться «помочь» закончить слово или фразу, агрессивно реагировать на трудности малыша или стараться поменьше с ним общаться;
  • важно создать благоприятную атмосферу без ссор, выяснения отношений, повышения голоса;
  • ребенка надо хвалить за успехи, но не льстить ему на пустом месте и не баловать;
  • психоэмоциональное давление и физические наказания, как метод воспитания, под запретом;
  • для пациента надо составить распорядок дня, которого он должен придерживаться;
  • каждый день с малышом надо заниматься речью, но не перегружать его заданиями или информацией. Процесс должен доставлять ему удовольствие, способствовать расслаблению.

Порой даже таких изменений в жизни больного оказывается достаточно для избавления от речевого расстройства или его регресса. Таких правил рекомендуется придерживаться и после окончания терапии для профилактики рецидивов.

Методы лечения

При ранней диагностике и правильном определении причины расстройства в большинстве случаев врачам удается избавить ребенка от всех проявлений заикания. Устранение провокатора состояния – лишь первый этап терапии. К борьбе с проблемой надо подходить комплексно, обратившись за помощью к профессионалам.

Иногда приходится потратить несколько месяцев или даже лет, чтобы у ребенка навсегда вылечить заикание. Начать надо с посещения логопеда и других профильных специалистов, подбора упражнений и гимнастических техник.

Массаж

Практика показывает, что от речевых расстройств хорошо избавляют классический, точечный и сегментарный виды массажа. Их можно использовать отдельно или в комплексе. Подходы безопасны и доступны, сеансы могут проводиться самими родителями после получения консультации специалиста. Главное, выполнять массаж в соответствии с инструкций, проводить процедуры каждый день, не сокращать продолжительность курса, не отказываться от других методов терапии.


Народные средства

Помимо традиционных подходов к лечению заикания существуют и другие варианты. В частности, это применение средств народной медицины.

Хороший эффект дают ванны с хвоей, ромашковым отваром, листьями мяты или мелиссы.

Такие процедуры снимают у ребенка нервное напряжение, способствуют расслаблению мышц, избавляют от внутренних тревог. Дополнительно малышу рекомендуется пить ромашковый или зеленый чай, если нет ограничений по состоянию здоровья.

Чего делать нельзя?

Борьба с речевыми расстройствами в детском возрасте редко подразумевает прием медикаментов. Некоторые средства действительно способны ускорить выздоровление пациента, но назначать их могут только логопед, невролог, педиатр или психотерапевт. Самостоятельно давая малышу ноотропы, миорелаксанты, нейролептики и даже витамины, родители рискуют усугубить положение, спровоцировать развитие осложнений.


Прогнозы

Заикание может стать причиной развития невроза, психоза, социальной отрешенности ребенка, депрессии. Такого негативного сценария можно избежать, если вовремя обратиться за помощью к профессионалам. В 90% случаев качественно проведенное лечение обеспечивает полное избавление от недуга или максимально сглаживание клинической картины.

Главное, что родители должны помнить – если проблема возникла однажды, она может вернуться. Мало вылечить речевое расстройство, надо еще и не допустить рецидива.

Профилактические меры

Правильно организованный распорядок дня, а также благоприятные условия роста и развития – лучший способ предупредить появление проблем с речью в детском возрасте. Дополнительно стоит позаботиться о постоянном расширении кругозора малыша, профилактике его психоэмоциональных перегрузок. Важную роль играют правильное питание, полноценный отдых, его совместная работа с родителями над речью и развитием интеллекта. Дети должны по графику проходить все профилактические осмотры у врачей, надо вовремя лечить возникающие у них заболевания.

Заикание у детей в большинстве случаев хорошо поддается лечению, что позволяет вырастить уверенного в себе человека. Игнорирование проблемы и надежда на то, что все наладится самостоятельно, может привести к негативным последствиям.

Врачи определяют заикание как нарушение речи, которое характеризуется частым повторением звуков, слогов, или слов, и (или) частыми остановками, нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое плавное течение.

Причины заикания

Американская Национальная Ассоциация Заикания проводит аналогию между этой болезнью и верхушкой айсберга, при этом подводная невидимая часть этого айсберга - страхи, чувство вины, тревоги, трудности установления контакта с людьми и одиночество, уход от реального мира.

Очень часто заикание встречается у детей в возрасте 4-5-ти лет, особенно у мальчиков. Обычно оно возникает на фоне нормального развития ребенка, но все же большинство врачей считают, что главным условием возникновения заикания является органическое поражение головного мозга ребенка (возможно, во время беременности или в родах, а также в раннем младенческом возрасте), которое может не давать никаких других симптомов и поэтому остается незамеченным как родителями, так и врачами.

Примерно у 17% пациентов заикание имеет наследственную природу .

Также причиной временного заикания может стать психологическая травма (например, сильный испуг, семейные конфликты). Такое заикание называют психогенным , и у практически 90% детей оно проходит к подростковому возрасту (при условии прекращения психотравмирующей ситуации).

Кроме собственно заикания и параллельно ему у детей нередко можно выявить и другие нарушения в психическом состоянии. Например, при заикании, обусловленном психотравмирующей ситуацией, возможны нарушения сна , настроения , страхи, повышенная утомляемость и раздражительность, а как следствие - нарушения поведения или успеваемости. У более старших детей снижение успеваемости может также происходить за счет появления так называемой социофобии – боязни публичных выступлений. Такой ребенок обычнохорошо знает материал, но при ответе у доски не сможет изложить свои мысли, растеряется и получит низкую оценку. Длительная социофобия и психотравмирующие ситуации могут привести к изменению характера ребенка – он станет нелюдимым, нерешительным, замкнутым.

При заикании, обусловленном органическим поражением мозга или наследственностью, психотравмирующих ситуаций, связанных с появлением заикания, выявить, обычно, не удается. Невролог при обследовании такого ребенка обычно находит небольшие отклонения, на электроэнцефалограмме также будут изменения. При возникновении стрессовой ситуации заикание может усиливаться.

При возникновении заикания нужно обратиться к специалисту для предотвращения более серьезных проблем адаптации ребенка к взрослой жизни в будущем. Врач (обычно это детский психоневролог) проводит лечение в тесном сотрудничестве с логопедом.

Попытки самостоятельно справиться с проблемой чреваты серьезными осложнениями. Родителям трудно определить тип заикания, а при разных формах заикания лечение значительно различается. Кроме того, нарушения речи у ребенка возможны и при наличии более серьезных заболеваний (умственная отсталость, детский вариант шизофрении, неврозы), достоверно исключить наличие которых может только специалист в области детской психиатрии.

Обследование ребенка с заиканием

Обследование ребенка с заиканием включает в себя консультацию невропатолога, логопеда, детского психоневролога. Обязательно делают электроэнцефалограмму. Иногда врачу может потребоваться и обследование психолога, анализы крови, мочи.

Лечение заикания

Лечение ребенка с заиканием тесно связано с причиной такого состояния. Если заикание не связано с психотравмирующей ситуацией, то назначают ноотропные препараты (например, фенибут), а также средства, расслабляющие мускулатуру (такие как мидокалм). Прием этих препаратов способствует улучшению работы мозга и снижает повышенный тонус мышц, участвующих в речи, что нередко наблюдается при этом варианте заболевания. Обязательно посещение логопеда.

В лечении заикания, вызванного стрессовой ситуацией, большое значение придается психотерапии. В основном, это релаксирующие методики («режим молчания», гипноз), также широко применяются различные варианты семейной и групповой психотерапии, аутотренинг. При наличии нарушений сна, тревоги, расстройств настроения возможно назначение транквилизаторов (чаще небольших доз феназепама), антидепрессантов (например, имипрамина).

Во время лечения необходимо строго соблюдать назначения врача и сообщать о любых изменениях в состоянии. Некоторые лекарства, использующиеся в лечении заикания можно купить без рецепта врача (например, фенибут, пирацетам и другие ноотропные препараты), но применение их необходимо согласовывать со специалистом во избежание неприятных побочных эффектов в виде головных болей, бессонницы, вплоть до усиления заикания.

Родителям детей, страдающих заиканием, нужно стараться создавать благоприятную семейную атмосферу, избегать выяснения отношений в присутствии ребенка. Необходимо следить, чтобы ребенок высыпался, не проводил много времени наедине с телевизором или компьютером. Современные телепередачи содержат много негатива, компьютерные игры часто излишне жестоки по содержанию, а в интернете очень много сайтов, просмотр которых отрицательно сказывается на детской психике. Родителям следует ограждать ребенка от такого бесполезного времяпрепровождения и в то же время мягко и ненавязчиво стимулировать его к общению со сверстниками, посещению каких-либо кружков в соответствии с интересами, что препятствует социофобии, а ей так подвержены заикающиеся дети.

Помните, что без лечения заикание не пройдет, а вылечить заикание у взрослого гораздо труденее, чем у ребенка.

После излечения от заикания полезно поддерживать контакт с лечащим врачом, по его приглашению приходить на профилактические осмотры. Часто нелишним оказывается и дальнейшая семейная психотерапия, помогающая нормализовать отношения между родственниками, что является хорошей профилактикой возобновления психогенного заикания.

Иногда родители заикающегося ребенка, да и взрослые, страдающие этим недугом, предпочитают обращаться к представителям так называемой народной или нетрадиционной медицины. Травники используют для лечения заикания сборы из цветков календулы, мелиссы, березовых листьев, зверобоя и других растений. Используются для восстановления речевой функции и ароматические масла – розмарина, сосны, базилика, сандала, розы, бергамота. Однако средства народной медицины не всегда дают какой-либо эффект, а чрезмерное увлечение ими может принести ощутимый вред здоровью, ведь лекарственные растения содержат активные вещества, которые могут вызвать аллергии, эфирные масла могут приводить к головным болям и нарушениям сна. Но как дополнительный метод лечения, одобренный врачом, растительные препараты могут быть полезны.

Осложнения заикания

Осложнением заикания у детей можно назвать невротические расстройства во взрослом возрасте. Ребенок с заиканием часто становится изгоем среди сверстников, хуже учится при неплохих интеллектуальных способностях. Это мешает ему адаптироваться к современному миру, делает излишне зависимым от родителей. На такой почве успешно развиваются различные психические отклонения – от разнообразных страхов (кроме уже упомянутой социофобии возможно развитие клаустрофобии - боязни замкнутых пространств или, наоборот, агорафобии - боязни открытых местностей) до тревожных расстройств (панических атак, невроза тревоги).

Иногда наблюдается так называемое патологическое развитие личности – т.е. формирование таких черт, как стремление к одиночеству, ранимость, неспособность к проявлению чувств и других особенностей характера, существенно осложняющих повседневную жизнь. Вовремя пролеченное заикание дает возможность ребенку сформироваться в полноценную в психическом отношении личность и успешно построить совою жизнь.

Профилактика заикания

Профилактикой психогенного заикания является создание дружелюбной семейной атмосферы, правильная организация досуга детей (с ограждением от просмотра пугающих телепередач или компьютерных игр), своевременное прохождение диспансеризации с осмотром невропатолога. Достаточной профилактикой заикания, связанного с органическим поражением головного мозга является охранительный режим беременной женщины, соблюдение рекомендаций гинеколога, что повышает шанс благоприятного протекания беременности и родов. А это, в свою очередь, приводит к снижению риска внутриутробного поражения нервной системы плода и родовой травмы у ребенка.

Родители многое могут сделать для здоровья своих детей. Проблему заикания можно решить, если не впадать в уныние и заручиться поддержкой специалистов.

Врач психиатр Бочкарева О.С.

Заикание (логоневроз) – сложное нарушение речи, связанное с психофизиологией, при котором нарушается целостность и плавность речи человека. Это проявляется в виде повторения или удлинения звуков, слогов, или слов. Может проявляться в виде частых остановок или нерешительностью речи, в результате нарушается ее ритмичное течение.

Речь является одним из самых сложных видов деятельности. Речевое взаимодействие – необходимое условие жизни. Развитие мозговых систем, обеспечивающих речевую функцию, не заканчивается во внутриутробном периоде, а продолжается и после рождения. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, хрупка и ранима – место наименьшего сопротивления. А как известно, где тонко, там и рвется.

Логоневроз – невроз речи – вариант системного невроза. Несогласованность системы управления речью и речевого воспроизведения проявляется нарушением плавности речи. И чем больше опасения за исход речи, тем сильнее нарушается речь, поскольку сказывается фиксация внимания. Логофобия усиливает тяжесть логневроза и затрудняет его лечение.

Наиболее часто заикание проявляется у детей от 2 до 5 лет. Большую роль в развитии заикания играет наследственная предрасположенность. Диагностируется нарушение речи у в три раза чаще у мальчиков, чем у девочек. В дошкольном возрасте формируются навыки правильной устной речи.

Причины заикания:

  • повышенный тонус и периодически возникающая судорожная готовность двигательных окончаний речевых центров головного мозга;
  • последствия острого и хронического стресса в детском возрасте;
  • генетическая предрасположенность (некоторые виды заикания передаются по наследству);
  • последствия перинатального поражения ЦНС;
  • склонность к судорожному реагированию;
  • различные повреждения головного мозга;
  • травмы, последствия инфекционных и эндокринных заболеваний;
  • нарушение нормального развития речи у детей (раннее речевое развитие и задержка психомоторного развития);
  • дети могут передразнивать заикающегося человека, но через некоторое время у них сформируется устойчивый дефект;
  • при попытке переучить левшу в детском возрасте;
  • дефицит ласки, любви, понимания у ребенка.

В трехлетнем возрасте у маленьких детей происходит развитие коордиционной системы речевых движений и вербального мышления. Речь в таком возрасте является самой уязвимой и ранимой областью. Нарушение речевого развития обусловлено тем фактом, что маленькие дети очень легко перевозбуждаются, некоторые из них имеют склонность к судорожности. Особенностью нейрофизиологии этого возраста является тот факт, что прочные тормозные реакции у них отсутствуют. Риск развития заикания у возбудимого ребенка гораздо выше, чем у флегматика.

Заикание у детей может возникнуть в результате строгого воспитания, повышенных требований к ребенку. Некоторые родители хотят вырастить из своих чад гениев, заставляют своих детей заучивать большие стихотворения, произносить и запоминать трудные слова и слоги, что в свою очередь может вызвать у ребенка нарушение развития речи. Заикание у детей может усиливаться или уменьшаться. Провоцирующими факторами для усиления заикания могут служить переутомление, простуда, нарушение режима дня, наказание. Если у маленького ребенка появились первые симптомы нарушения речи, необходимо сразу же обратиться к специалисту, самостоятельно это не пройдет.

Вылечить заикание у детей надо еще до школы. Для того, чтобы понять как избавится от заикания, родители с детьми в возрасте 2-5 лет обращаются к логопеду.

Нарушения речи наблюдающиеся в пубертатном периоде, является одним из проявлений невроза. Нарушения речи могут проходить по мере взросления человека. По статистическим данным заиканием страдает только один процент взрослого населения.

Что делать, если ребенок заикается?

Лечение заикания у детей проводится совместно психологом, логопедом и педиатром.

Задачей педиатра является лечение сопутствующей патологии, укреплению организма, профилактики простудных заболеваний, особенно заболеваний уха и голосовых связок. Необходимо лечение хронических заболеваний, выход на стойкую, длительную ремиссию. Важно назначение ребенку физиотерапевтических процедур: бассейн, массаж, электросон.

Психотерапевт помогает ребенку справиться со своим заболеванием , помогает комфортно чувствовать себя в любой ситуации, помогает не бояться общения с людьми, помогает ребенку осознать, что он не является неполноценным и не отличается от окружающих его сверстников. Занятия у психолога обязательно проводятся совместно с родителями, которые так же помогают справиться ребенку с заболеванием.

Занятия у логопеда помогают ребенку быстрее справиться с заболеванием.

Занятия у логопеда

Занятия проводятся по определенной системе, имеют этапность, последовательность. Вначале дети учатся правильному повествовательному изложению текста. Они зачитывают стихотворения, пересказывают домашнее задание. Особенностью данного повествования является то, что ребенок ощущает себя комфортно, он знает, что ему не поставят оценку, и никто не будет над ним смеяться. Речь детей при таких занятиях размеренная, спокойная, без изменения интонации. Когда удается достигнуть отсутствия заикания при повествовательном рассказе, ребенка просят привнести эмоциональную окраску в речь: где-то повысить голос, где-то сделать акцент, где-то сделать театральную паузу.

На занятиях моделируются различные жизненные ситуации, в которых может оказаться ребенок. Это помогает ему справиться с заиканием вне кабинета логопеда.

Обязательно поддерживание у ребенка хорошего настроения . Ребенок должен получать вознаграждения за свои достижения. Пусть это будет просто похвала, но ребенок должен ощущать значимость своих достижений.

На занятиях должны присутствовать примеры правильной речи. Это может быть речь логопеда, разговор других детей, которые уже благополучно закончили курс лечения.

Очень важным разделом в лечении детей с заиканием является применение такого приема, как логопедическая ритмика . Этот прием включает в себя упражнения для голосовых, мимических мышц, подвижные игры, упражнения и игры с пением, хороводы.

Обязательно задание ребенку заданий на дом, так как лечение не должно ограничиваться только кабинетом логопеда.

Ни в коем случае ни при каких обстоятельствах не повышайте на ребенка голос , это может лишь усугубить заикание.

Применение современных логопедических методов помогает ребенку достаточно быстро справиться с заболеванием и вести полноценный образ жизни. Очень важно постараться справиться с заиканием до поступления ребенка в школу (а для этого нужно как можно раньше обратиться к логопеду и неукоснительно выполнять все его указания), так как в школьную программу входит публичное выступление при ответе на вопросы преподавателя, что может стать большой проблемой для ребенка.

Преодоление заикания с возрастом становится более сложным вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений. Поэтому чем раньше будет начато лечение, тем лучше будет его результат. В результате лечения 70% детей дошкольного возраста полностью избавляются от заикания ; 30% имеют остаточные явления; 20% школьников излечиваются полностью ; у 80% – улучшение речи разной степени.

Прием (осмотр, консультация) логопеда первичный

1550

Прием (осмотр, консультация) логопеда повторный

Недавно вы стали замечать, что ваш ребенок начал заикаться. Когда у малыша появляется этот дефект, трудно всем: крохе, который говорит прерывисто, с запинками и стесняется этого, родителям, его главным слушателям. Ведь иногда так не хватает терпения дослушать речь — мы произносим окончания слов, которые оказались заикающемуся неподвластны. Ребенок смущается и становится неуверенным в себе. От этого его заикание обычно становится еще сильнее. Безусловно, каждому родителю хочется помочь своему ребенку преодолеть этот речевой недостаток. Но как это сделать?

Как появляется заикание?

Сначала давайте выясним, почему ребенок заикается. Заикание – это нарушение плавности речи, ее темпа. Задержки и повторения возникают из-за судорожного напряжения мышц губ, языка, горла, голосовых связок. К заиканию чаще всего приводит логоневроз – неврологическое нарушение работы мышц и центров, отвечающих за речь. Логоневроз чаще всего появляется в результате родовой травмы или как следствие эмоциональной неустойчивости. В этом случае можно говорить о том, что ребенок как бы предрасположен к появлению у него заикания. Этот речевой дефект может появиться после черепно-мозговой травмы, стрессовой ситуации (развод родителей), из-за страха. Например, малыш испугался злой собаки, которая набросилась на него с истошным лаем. Или в квартире был пожар, а ребенок стал его свидетелем и ему было страшно.. Иногда родители теряются и не знают, что делать, если их ребенок начал заикаться. Сразу же, при малейшем подозрении на заикание у вашего малыша, обращаться к врачу!

Кто лечит заикание?

Не каждый родитель знает, какой врач лечит заикание и куда обратиться. Два специалиста — логопед и детский невропатолог — занимаются лечением такой проблемы. К ним на прием можно записаться в любой детской поликлинике. Если будет выяснено, что причина заикания вашего малыша неврологическая, невропатолог назначит медицинские препараты, которые стимулируют активность мозга. Если обнаружится, что малыш начал заикаться в результате сильного испуга или стресса, ребенка лучше отвести к психологу. Врачом могут быть выписаны успокаивающие препараты (например, настойка пустырника, валериана) для укрепления нервной системы. Более сильные лекарства стоит принимать лишь в случае серьезных психологических расстройств. Психолог должен повысить самооценку маленького пациента и настроить на успех в преодолении заикания. Когда специалистом будет решена психологическая причина, необходимо обратиться к логопеду (дефектологу). Он предложит выполнять специальные упражнения для заикающихся детей на расслабление мышц, участвующих в речи. Малыш будет заново учиться произносить сначала простые, затем сложные слова. Он научится правильно дышать и плавно разговаривать. Занятия будут проходить в игровой форме и в доброжелательной атмосфере. Имейте в виду, что лечение проводится в течение восьми месяцев. Если вам в какой-то клинике пообещают мгновенный результат, опасайтесь, это мошенники!

Роль родителей в преодолении заикания

Огромное значение в излечивании заикания имеет работа родителей. Обстановка в доме, где живет заикающийся ребенок, должна быть спокойной. Старайтесь не ругаться, не повышать голос и не наказывать малыша. В противном случае малыш может сорваться, и все усилия — ваши и специалистов — будут напрасны. Обеспечьте любимому чаду полноценный режим дня: прогулки на свежем воздухе, дневной и ночной сон, питание. Поскольку занятия с логопедом длятся не более 25 минут, основные задания должны будут выполняться дома, регулярно и без пропусков. Всегда выслушивайте малыша, не торопите его, когда он говорит. Кроме того, постарайтесь оградить его от общения с людьми с дефектами речи. Всегда хвалите его, когда он делает успехи, и не высказывайте критику в момент неудачи.

Но самое главное – не тяните с посещением врача! Чем раньше вы обратитесь, тем легче и быстрее пройдет процесс излечивания заикания!

Очень важно то, как именно родители разговаривают с ребенком. Большинство родителей разговаривают с детьми внимательно, чтобы им стало понятно, о чем идет речь, и чтобы они приняли к сведению услышанную информацию. Заикающемуся ребенку родители могут оказать значительную поддержку. Если ребенок испытывает трудности в обучении речи, к нему нужно относиться с еще большим терпением. Результат этого стоит.

Не всем детям легко дается обучение речи. Некоторые из них испытывают трудности при попытке из звуков составить слово. Они повторяют или растягивают первый звук во многих словах. Повторения и растягивания звуков называются нарушением плавности и слитности речи. Нарушение плавности и слитности речи может сопровождаться скованностью мышц, изменением высоты и громкости голоса, или испуганным выражением лица. Частое появляющееся нарушение плавности речи называется заиканием.

Некоторые специалисты считают, что заикание усиливается, вследствие того, что дети избегают произносить звуки, которые ранее были раскритикованы слушателями. Считается также, что заикание развивается, если ребенка заставляют говорить быстрее, отвечать быстрее, говорить более правильно. Не обязательно давление должно исходить от слушателя. Некоторые дети очень чувствительны и накладывают ограничение сами на себя. Такие дети говорят, захлебываясь, не смотря на самое доброжелательное окружение. Также у некоторых детей могут быть незрелые речевые и артикуляционные механизмы. Практически любое взаимодействие приводит к напряжению всех речевых способностей. Возможно, что заикание усиливается вследствие комбинации причин, исходящих, как от слушателя, так и от самого заикающегося.

Стремится ли ваш ребенок говорить в таком же быстром темпе, что и вы? Как быстро вы мыслите и говорите? Возможно, вашему ребенку трудно угнаться за вами. Из страха не успеть, ребенок спешит поучаствовать в беседе. Если это так, то ребенок как будто все время куда-то спешит.

Вы можете помочь заикающемуся ребенку более расслабленно относиться к речи. Главное, чтобы ребенок стал относиться к речи, как к чему-то легкому. Хорошо, если родители сами начинают разговаривать медленно и непринужденно. Постепенно имитируя ребенок усваивает образец более плавной, непринужденной речи.

Чем родители могут помочь своему ребенку во время беседы?

  • После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.

    Понятно, что у каждого из нас речь случайно может стать прерывистой. Речь не является автоматической. Мы конструируем новые фразы для того, чтобы выразить новые мысли и ощущения. Поэтому речь – это процесс творческий, требующий принятия решения.

    Дети, которые до сих пор изучают язык и овладевают навыками общения, тренируют речевые мышцы. Они узнают огромное количество новых слов и новых речевых структур за короткий период времени. Также дети должны научиться информировать, убеждать и задавать вопросы. Неудивительно, что временами у детей речь бывает прерывистая.

    Слоги и звуки могут растянуться. Также возможна пауза в середине слова. Может появляться сопутствующее напряжение речевой мускулатуры. Иногда голос звучит напряженным. Может нарушаться координация между дыханием и речевыми мышцами.

    Причин прерывистой речи может быть несколько. Чаще всего это объясняют резким ростом словарного запаса. Дошкольники стремятся говорить о сложных вещах. Существует много вариантов, как именно выразить ту или иную мысль. Выбор между тем, что сказать и как именно сказать становится все сложнее.

    Дети также должны решить какое именно слово нужно вставить, чтобы точнее передать смысл. Так дети делают паузу, заполняют ее звуком э-э-э-э, повторяют слово в поисках подходящего слова.

    Еще одно объяснение – нарушение координации между движениями губ, языка и челюсти. Иногда дети неправильно во времени произносят глаголы, путают последовательность звуков, неправильно произносят слова. В результате появляются повторы, растягивания, разорванные слова, возврат к началу фразы. Если ребенку трудно говорить, подбирать нужное слово, конструировать предложения, координировать мышцы лица – у него будет прерывистая речь. Если ребенок нервничает или волнуется, у него речь также становится прерывистой.

    Чаще всего прерывистая речь бывает у ребенка дошкольного возраста. Возвращение к началу фразы, звуки э-э-э и м-м-м, повторы слова или фразы появляются в детском возрасте. Повторения звуков и слогов, растягивания звуков, и разорванные слова встречаются реже. По мере достижения ребенком школьного возраста повторы встречаются значительно реже. Спектр нормальной речи очень широк. У большинства детей время от времени встречается каждый из вышеперечисленных типов неплавной речи. Это считается вариантом нормы.

    Если неплавная речь является нормой для большинства детей, определенные паттерны прерывистой речи не являются настолько типичными. Во-первых, если у вашего ребенка в большинстве ситуаций общения речь неплавная, это может свидетельствовать о его трудностях облечь мысли в словесную форму. Если навыки построения предложений и произношение у ребенка незрелые, тогда поиск нужного слова и соединение звуков в слоги еще более затруднено. Также, редко у ребенка наблюдается прерывание слов.

    Многие специалисты изучали разницу между заиканием и нарушением плавности речи. При заикании встречается ряд прерываний речи, которые нарушают плавное течение слов. Некоторые специалисты отмечают схожесть заикания и возрастного нарушения плавности речи. Одна из причин, лежащих в основе такой точки зрения – то, что в речи практически каждого ребенка иногда встречается нарушение плавности. Также, большинство заикающихся детей начинают заикаться в дошкольном возрасте, в то же время когда неплавная речь является возрастной нормой. Логично подумать, что заикание представляет собой результат возрастного нарушения плавности речи.

    Другие специалисты различают заикание и возрастное нарушение плавности речи. Они подчеркивают, что при заикании количество невовремя произнесенных слов больше, чем пять случаев на сто нормально произнесенных слов. В дополнение ко всему, при нарушении плавности речи паузы могут быть длиннее, а количество повторов в речи может быть больше, может наблюдаться борьба и сильное напряжение мышц. Мимика, напряженные жесты ребенка указывают на то, что нарушение плавности речи фрустрирует ребенка.

    • Частое повторение звуков и слогов.
    • Повторение слогов, в которых звук э-э-э замещает правильные гласные.
    • Частое растягивание гласных.
    • Тремор (дрожание мышц) рта и челюсти во время речи.
    • Разная громкость голоса во время произнесения одного и того же слова.
    • Напряжение и непроизвольные телодвижения.
    • Ребенок выглядит испуганным во время речи.
    • Избегание слов, откладывание слов.

    Во–первых, в большинстве случаев перерывы являются естественным компонентом любой речи. Плавность речи вырабатывается постепенно, так же как и произношение, структура предложений, словарный запас. Детям требуется время, чтобы овладеть речевыми навыками, и это, в свою очередь, может сказаться на плавности речи ребенка.

    Во- вторых, постарайтесь понаблюдать за своей речью во время разговора с ребенком. Если вы обычно разговариваете слишком быстро или перебиваете ребенка, постарайтесь говорить медленнее. Дайте вашему ребенку столько времени, сколько ему потребуется. С помощью контакта глазами, выражения лица, тона голоса дайте понять ребенку, что вы заинтересованы его рассказом. Если ребенок почувствует, что вы заинтересовано и терпеливо его выслушаете, ощущение нехватки времени у ребенка может значительно снизиться.

    Помощь остальных членов семьи также очень важна. Если в семье несколько детей, необходимо установить очередность, с которой будут разговаривать дети. За обеденным столом говорящего слушают, не перебивая. Это уменьшает ощущение нехватки времени у ребенка, и делает беседу более интересной.

    Имеет смысл обратиться к специалисту, если плавность речи вашего ребенка нарушена более шести месяцев. Важно, чтобы вы осознали, что в этом никто не виноват. Никого не нужно винить. По неизвестным причинам речь у некоторых детей становится прерывистой. У большинства из них это продолжается в течение какого-то периода времени, а затем дети вырастают из этого.

    Заикание. Лечение заикания.

    Скороговорки с гепардом! Чемпионат онлайн!

    Инновационное IOS-приложение для айфон и айпад (iphone, ipad), которое тренирует дикцию и скорость речи в форме увлекательной игры с анимационным гепардом! Чемпионат онлайн и вхождение в ТОП-10 игроков даёт возможность выиграть приз!

    Скороговорки в приложении разбиты по буквам, имеют три скорости произношения с примерами, озвученными профессиональным диктором! Раздел сложные скороговорки и чемпионат онлайн позволит Вам не только увлекательно и интересно провести время в компании, но даст возможность выиграть ценные призы!

    Эта развивающая игра для детей и взрослых принесет ощутимую пользу не только тем, кто только изучает русский язык, работает над произношением трудных звуков, преодолевает дефекты речи или желает улучшить речь ребенка, но и всем тем, у кого речь — профессиональный инструмент. «Скороговорки на скорость» — эффективный метод тренировки артикуляции звуков для логопедов, дикторов, ораторов, актеров и всем, кто желает тренировать своё актерское мастерство и оттачивает свое ораторское искусство. Это замечательный тренинг речи и дикции, когда для работы необходимо четкое произношение. Скороговорки на скорость — прекрасные упражнения для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства.

    ВЫБОР СКОРОГОВОРКИ И РЕЖИМА СКОРОСТИ, ПРОСЛУШИВАНИЕ ПРИМЕРА.

    Начать занятия в приложении рекомендуем с отработки сложных звуков — на каждый звук русской речи Вы найдете соответствующие скороговорки. При выборе конкретной скороговорки откроется игровой интерфейс с анимационным гепардом! Вначале необходимо выбрать скорость проигрывания/произношения текста, это осуществляется с помощью трех кнопок «Быстро», «Умеренно» и «Медленно». По умолчанию стоит «Быстро». Вы можете прослушать, как нужно произносить скороговорку с выбранным режимом, нажав на динамик справа от кнопок. При этом, текст скороговорки начнет закрашиваться с заданной скоростью.

    ИГРОВОЙ РЕЖИМ — ЗАПИСЬ СКОРОГОВОРКИ СВОИМ ГОЛОСОМ!

    Для начала игры Вы нажимаете на круглую кнопку с изображением микрофона — гепард производит обратный отсчет и машет стартовым флажком. Только после этого Вы произносите скороговорку вслух в микрофон устройства (предварительно важно разрешить приложению использовать микрофон устройства!). Читая скороговорку вслух следите за тем, чтобы не отставать от скорости закрашивания текста, так как после полного закрашивания скороговорки запись будет автоматически прекращена. Если Вы произнесли скороговорку полностью до полного закрашивания текста, Вам необходимо остановить запись повторным нажатием на кнопку микрофона!

    ИГРОВОЙ РЕЖИМ — ОЦЕНКА ЗАПИСАННОЙ СКОРОГОВОРКИ.

    Оценка записанной скороговорки начинает происходить автоматически сразу после прекращения записи Вашей речи. Это занимает некоторое время — от 5 до 20 сек (в зависимости от скорости интернет). При этом анимационный гепард держит песочные часы, после чего показывает табличку с результатом. Оптимально, когда на табличке Вы видите Вашу скорость, измеряемую в количестве слогов за 1 сек. Результат 7 и выше является отличным и гепард в этом случае танцует джигу! Если Вы произнесли текст недостаточно четко, с плохой дикцией — гепард будет держать табличку «Произнесите текст четче», если гепард держит табличку «Произнесите текст скороговорки» значит Вы произнесли текст с существенными ошибками. Если 2-3 раза подряд Вы будете видеть последние варианты, значит Вам нужно снизить скорость, переключиться на более медленный режим и произнести текст более четко, с хорошей дикцией!

    После отработки проблемных звуков в этом режиме Вы можете потренироваться перед чемпоинатом, выбирая любые скороговорки из списка и имея возможность повтора записи скороговорки неограниченное кол-во раз.

    Состоит из 12-ти новых и сложных текстов, на каждую скороговорку дается только одна попытка, тексты предъявляются в случайном порядке, после прохождения последней скороговорки Вы увидите Ваш суммарный балл и таблицу ТОП-10 игроков. Если Ваш суммарный балл больше балла 10-й позиции ТОП-10 приложение предложит Вам ввести Ваше имя и фамилию, а также контактный email, сразу после этого Вы увидите себя в ТОП-10 игроков!

    Лечение заикания у взрослых

    Заикание (логоневроз) - вид дефекта речи, из-за которого пациент запинается в процессе разговора, один слог повторяет два и более раз. Это создает ощутимые трудности при общении. Отмечается, что проявления расстройства могут значительно усиливаться при эмоциональном возбуждении. Методов лечения заикания у взрослых несколько. Прежде всего назначаются занятия с логопедом. Специалист обучает пациента разговору с наименьшими проявлениями патологии. Также необходимы:

  • дыхательная гимнастика;
  • нормализация психоэмоционального фона;
  • корректный режим отдыха, питания;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • физические нагрузки;
  • седативные лекарства по предписанию лечащего врача.
  • Заикание у взрослых имеет несколько форм. Они различаются особенностями проявления патологии. У пациентов диагностируют:

  • Тонический логоневроз. Происходит запинание с типичными паузами. Говорящему сложно произнести очередной слог. Также наблюдается растягивание некоторых звуков.
  • Клонический логоневроз. Пациент множественно повторяет отдельные слоги.
  • Смешанный. В разговоре отмечаются проявления тонической и клонической форм.
  • Заболевание имеет свои особенности развития. На основе этих факторов специалисты выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. В первом случае наблюдается стабильный явно выраженный дефект произношения. Неврозоподобная форма характеризуется элементами логопатии, возникающими при нервных срывах, стрессах. Как избавиться от заикания взрослым больным? Терапия длительная и осуществляется под наблюдением нескольких специалистов.

    Причины заикания у взрослых

    В ряде случаев выявить конкретную причину заикания у взрослых не всегда возможно. Наиболее распространенными факторами считаются:

  • Проблемы речевого развития. Человек нечетко произносит слова, очень быстро говорит.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Повышенная активность речевых центров мозга.
  • Последствия ранее перенесенных заболеваний, включая коклюш, рахит.
  • Последствия серьезных стрессов, эмоционального шока.
  • Осложнения черепно-мозговых травматических поражений.
  • Новообразования зло-, доброкачественного характера.
  • Причиной заикания у взрослых, носящего временный характер, нередко является приступ ярости или сильный испуг.

    Заикание - довольно распространенное нарушение. Однако немногие люди отчетливо понимают этиологию этого явления. По данным медицинских исследований, родители детей, страдающих этой патологией, рассматривают ее как некий «механический сбой» звукопроизношения и не связывают со сложными психическими процессами. Поэтому лечение заикания у детей нередко носит чисто формальный характер. На самом деле это не просто расстройство речи, но симптом нарушения в работе центральной нервной системы, требующий особого педагогического подхода и общеукрепляющих процедур.

    Термин «заикание» подразумевает нарушение речи, которое сопровождается невольными остановками и повторением отдельных звуков, единичных слогов или целых слов. Первые признаки патологии могут возникнуть у ребенка уже в 2 года, а могут обнаружиться и позже. Для того чтобы не пропустить момент появления нарушения, родители должны знать симптомы. К типичным признакам заикания относятся:

  • запинки при попытках начать монолог;
  • нарушение дыхания при начале разговора;
  • речевые судороги;
  • подергивание лицевых мышц;
  • вынужденные остановки посередине фразы.
  • Довольно часто заикающийся прибегает к использованию двигательных и речевых уловок. Они нужны для того, чтобы скрыть запинки. К двигательным уловкам относятся:

    Заикание, как правило, сопровождается разными сопутствующими расстройствами:

  • тахикардией;
  • повышенной потливостью;
  • изменением цвета кожных покровов во время разговора (покраснением или бледностью).
  • К еще одному признаку относится наличие в речи лишних, не несущих смысла звуков (а, э, и). Их ребенок произносит, прежде чем начинает свой монолог. Все эти симптомы требуют немедленного обращения к логопеду и лечения заикания у детей. В дальнейшем такие трудности провоцируют развитие логофобии - боязни речи, или звукофобии - страха произношения отдельных звуков. Это сказывается на социализации ребенка, мешает нормальному общению.

    Причины заикания у детей

    Современной медицине удалось выделить несколько основных причин заикания у детей, лечение которых устранит нарушение речи. К ним относятся:

  • Неврозы;
  • Заболевания головного мозга;
  • Психологические травмы.
  • Чаще всего источником заикания оказывается невроз. Он бывает обусловлен такими факторами:

  • врожденными особенностями нервной системы ребенка;
  • трудно протекающей беременностью матери;
  • частыми болезнями в первые месяцы и годы жизни ребенка;
  • родовыми травмами.
  • Заикание, развивающееся вследствие перечисленных причин, протекает без сопутствующих симптомов. При первичном обследовании не выявляется больше никаких серьезных патологий. Только после проведения аппаратной диагностики может быть обнаружено повышенное внутричерепное давление.

    Также заикание может провоцироваться чрезмерной впечатлительностью ребенка. В таком случае нарушение речи усиливается при эмоциональном возбуждении и нервном напряжении. Заикание у ребенка может быть обусловлено и подражанием. То есть, в семье, где другие родственники страдают этой патологией, вероятность ее развития у малыша увеличивается. Имеет место также генетическая предрасположенность. В этом случае нарушением речи также страдают сразу несколько членов семьи. Иногда причинами заикания у детей выступают протекание и лечение различных болезней, таких как грипп, коклюш и скарлатина. Осложнения этих патологий способны влиять на работу центральной нервной системы.

    Для всех специалистов огромное значение имеет анамнез пациента. Изучив его, можно определить факторы риска и назначить меры по предупреждению заикания у детей. Обследованием и лечением этой патологии занимаются такие врачи:

    При первых проявлениях дефектов речи следует обратиться за помощью к специалисту. Он проведет диагностику и опрос, в ходе которого поинтересуется:

  • Как давно возникли симптомы?
  • Имеет ли место раннее или позднее речевое развитие?
  • Есть ли генетическая предрасположенность?
  • Не в двуязычной ли семье растет ребенок?
  • Наблюдалась ли повышенная впечатлительность у малыша (плаксивость, плохой аппетит, расстройство сна)?
  • Нередко причины речевых нарушений не связаны с физиологией. Внезапное потрясение, сильный стресс, глубокий эмоциональный шок, испуг могут повлечь за собой заикание. Если своевременно предпринять необходимые меры по устранению расстройств речи, от них можно избавиться. Отсутствие терапии, а также наследственная предрасположенность закрепляют патологию и делают ее трудноизлечимой.

    Как отмечают специалисты, мужчины более подвержены появлению заикания, чем женщины. Из 10 людей, страдающих таким расстройством, семеро являются представителями мужского пола. Кроме того, расположены к появлению дефекта левши. Эти факты позволяют говорить о связи между особенностями строения головного мозга и речевыми отклонениями.

    После обследования и определения причин вырабатывается тактика борьбы с патологией. Лечение заикания у детей назначается, исходя из причин, его спровоцировавших. Терапевтические процедуры должны быть комплексными. Для этого разработано множество специальных методик.

    Лечение предполагает проведение оздоровительных и психолого-педагогических процедур. Главной целью мероприятий первого типа является устранение речевых судорог и укрепление центральной нервной системы. К самым эффективным методам лечения относятся такие:

  • массаж,
  • водолечение;
  • Кроме того, важно следить за распорядком дня ребенка. Возможно, следует увеличить время, отведенное для сна, снизить умственную нагрузку и сократить объем поступающей информации.

    В раннем возрасте вероятность устранения патологии весьма высока. Достаточно важную роль в лечении играет стаж заикания. То есть, чем раньше будет проведено обследование, установлена причина, и специалист займется решением этой проблемы, тем скорее появится результат. Чтобы предотвратить рецидивы, необходимо выполнять все предписания врача, создавая максимально благоприятные условия для развития ребенка.

    Лечение заикания у детей

    Если ребенок начинает заикаться, то у большинства родителей сразу же возникает множество вопросов. Как избавиться от проблемы? Возможно ли это сделать? К какому специалисту лучше обратиться? Действительно, лечение заикания у детей – процесс сложный, и зачастую требует большого терпения со стороны папы и мамы. Однако нет ничего невозможного: если все делать правильно, то заикание пройдет бесследно.

    В данной статье мы собрали материал, позволяющий родителям разобраться в наиболее распространенных вопросах, касающихся детского заикания.

    Какой врач лечит заикание у детей?

    Лечением детского заикания занимаются такие медицинские специалисты, как педиатр, логопед и психоневролог.

    Педиатр занимается вспомогательными методами лечения, которые помогают укрепить иммунитет, предупредить болезни гортани и голосовых связок. При наличии инфекционных процессов он назначает комплексное лечение с дополнительным включением физпроцедур.

    Психоневролог может помочь малышу адаптироваться во внешнем мире, справиться с дискомфортом при общении с чужими людьми, осознать свою полноценность и уникальность в хорошем смысле слова. Психоневролог проводит занятия не только с ребенком, но и с его родителями, объясняя им, как следует вести себя в семье, чтобы не травмировать уязвимую детскую психику.

    Непосредственно устранением речевых проблем занимается доктор логопед.

    Может ли остеопат вылечить заикание?

    Остеопат – это специалист, который представляет одно из альтернативных направлений мануальной терапии – остеопатию. Остеопат знает тонкости анатомии и структуры организма, так как воздействует руками в соотношении с циркуляцией крови и лимфы, что способствует приведению органов к естественному природному балансу.

    Чем может помочь остеопат при заикании?

    Если заикание у ребенка вызвано повышенным внутричерепным давлением, родовыми травмами или другими нарушениями физического характера, то здесь подобный специалист действительно может помочь. После мануальных процедур улучшается работа центральной нервной системы, снимаются мышечные спазмы, нормализуется активность ребенка.

    Выбирая специалиста в данной области медицины, обязательно следует убедиться в его квалификации. Дело в том, что в нашей стране нет специализированных лечебных учреждений, где готовят врачей-остеопатов. Поэтому внимательно проверяйте дипломы и лицензии врачей, прежде чем доверить им здоровье вашего ребенка.

    В каких случаях необходима помощь логопеда?

    Заподозрить заикание у ребенка можно, основываясь на следующих симптомах:

  • перед попыткой сказать что-либо, у малыша появляется пауза перед фразой, либо повтор одного звука;
  • ребенок начинает говорить одновременно с вдохом, либо в диссонанс с дыханием;
  • во время разговора у малыша появляются навязчивые движения, мимические подергивания.
  • Если возникли подозрения, желательно, не откладывая, получить консультацию квалифицированного логопеда.

    Какие существуют методы лечения заикания у детей?

    Лечебные методы при заикании назначаются врачом не только с учетом предпочтения родителей, но и исходя из личностных особенностей ребенка, а также в зависимости от степени проявления дефекта. Наиболее известными методами считаются:

  • лечение медикаментами;
  • сеансы гипноза;
  • расслабляющие процедуры в виде ванн, мануальной терапии, массажа, дыхательных упражнений;
  • иглорефлексотерапия;
  • логоритмические и логопедические занятия;
  • специально разработанные компьютерные игры и программы.
  • Каким должно быть лечение неврозоподобного заикания у детей?

    Если заикание у ребенка вызвано стрессом, испугом или другими психоэмоциональными состояниями, то, прежде всего, необходимо сказать об этом доктору. Если правильно назначить терапию, то заикание такого рода можно вылечить за относительно короткий срок.

    Хороший эффект при неврозоподобном заикании оказывают ноотропные средства, особенно лекарственный препарат Тенотен. Это безопасный медикамент с мягким действием и минимальным набором побочных проявлений, который поможет избавить малыша от ощущения беспокойства, тревожности, преодолеть нервно-психическую слабость – астению.

    Иногда методом выбора становится гипноз, который применяется для лечения старших детей.

    Чтобы успешно вылечить неврозоподобное заикание, важно создать в семье умиротворенную атмосферу, без ссор, скандалов, диалогов на повышенных тонах, ругани и психологического давления. Ребенок должен чувствовать, что его любят, понимают, уважают его как личность. Чтобы лечение было более успешным, рекомендуется посещать занятия с психологом или психоневрологом: при этом консультации необходимы не только малышу, но и его родителям.

    Лечение гипнозом: за и против

    Гипноз считается эффективным способом лечения детского заикания, который имеет психологическую основу. В большинстве случаев практика гипнотических сеансов подразумевает «проживание» ребенком заново той ситуации (чаще – стрессовой), которая послужила толчком к развитию речевого дефекта.

    Другим вариантом гипнотического воздействия является внушение маленькому пациенту мыслей, что прочувствованная им проблема не так уж печальна и страшна, как ему могло бы казаться. После сеансов ребенок становится более уверенным в себе. Пережитые проблемы уже не кажутся такими масштабными и глубокими, как ранее. Постепенно, сеанс за сеансом, заикание проходит.

    Из минусов применения гипноза можно назвать два фактора:

  • сеансы проводят только у детей старшего возраста;
  • лечение не дает мгновенного эффекта, что требует дополнительного терпения со стороны родителей и близких малыша.
  • Медикаментозное лечение заикания у детей: общие характеристики

    Таблетки от заикания у детей назначают при легких и средних формах речевого дефекта. Запущенные стадии, как правило, не подлежат медикаментозному излечению. Дело в том, что таблетки оказывают лишь поверхностный эффект, который длится недолго, да и список побочных проявлений у лекарственных средств достаточно существенный.

    Основу медикаментозной терапии составляют противосудорожные и седативные препараты, которые, кроме положительных эффектов, имеют и негативные действия: притормаживают психические процессы в головном мозге, замедляют метаболизм, вызывают сонливость, боли в голове, ухудшают обучаемость и память.

    В связи с перечисленными моментами, лечение лекарствами не должно быть продолжительным, а сами препараты должен подбирать только доктор с учетом возраста ребенка и степени его речевых нарушений.

  • Фенибут при заикании у детей может назначаться из-за психостимулирующих, транквилизирующих и антиоксидантных свойств этого препарата. Кроме этого, Фенибут стабилизирует сон, устраняет судороги, уменьшает общее напряжение, тревожность и чувство страха.
  • При заикании обычно назначают от 50 до 100 мг лекарства трижды в день, на протяжении 1-1,5 месяцев.

    В самом начале приема препарата может наблюдаться сонливость, заторможенность, боли в голове и даже усиление неврологической симптоматики: ребенок может стать раздражительным и возбужденным. Однако на 4-5 день лечения подобные признаки должны пройти самостоятельно.

  • Пантогам – это ноотропное противосудорожное средство. Пантогам при заикании у детей используется довольно часто, так как оказывает мягкое седативное действие в сочетании с улучшением умственной и физической функциональности. Детям до 3-х лет обычно назначают сироп, а более старшим пациентам – Пантогам в форме таблеток. Стандартное разовое количество препарата составляет от 0,25 до 0,5 г, а суточное количество – от 0,75 до 3 г. Осторожно: Пантогам может вызвать аллергию, расстройство сна, шум в ушах кратковременного характера.
  • Тенотен при заикании у детей считается одним из наиболее безопасных препаратов. Для детского возраста разработан специальный «Тенотен детский», предназначенный для лечения маленьких пациентов с 3-х лет. Таблетки принимают по 1 штуке от 1 до 3-х раз в день, удерживая в ротовой полости до полного рассасывания. Общая продолжительность приема Тенотена – 2-3 месяца. Если потребуется, доктор может продлить курс терапии. Побочные эффекты у препарата практически отсутствуют.
  • Мидокалм при заикании у детей может быть назначен лишь в том случае, если нарушения речи связаны с повышенным тонусом и спазмами мышц, возникших в результате органических расстройств нервной системы (например, при поражении пирамидных путей, при энцефаломиелите и пр.). Препарат разрешен к приему с 3-летнего возраста, исходя из дозировки 5 мг на кг тела в сутки (поделенных на три приема). Во время лечения Мидокалм может вызвать нежелательные явления в виде мышечной слабости, болей в голове, понижения кровяного давления, диспепсии.
  • Электрофорез при заикании у детей

    Физиотерапевтическое лечение речевых дефектов проводят с учетом клинической степени патологии и наличия судорожного синдрома у ребенка. При заболеваниях, затрагивающих центральную нервную систему, могут быть назначены лечебные процедуры с калия йодидом.

    Если у ребенка диагностируются артикуляционные судороги, то может помочь электрофорез со спазмолитическими препаратами, иногда в сочетании с психостимулирующей терапией.

    Упражнения при заикании у детей

    При выполнении специальных упражнений, либо просто при общении, малыш должен смотреть прямо, не опуская голову вниз. Для этого родители могут помогать ребенку, удерживая его подбородок при разговоре. Малыш должен понимать, что для нормального общения, помимо речевого, очень важен зрительный контакт. По этой же причине ребенок не должен «прятать» глаза и уклонять взгляд в сторону.

    Из упражнений приветствуются дыхательные занятия, о которых мы расскажем ниже, а также речевые тренировки языка, губ и мимики. Рекомендуется, чтобы ребенок читал вслух, либо рассказывал только что услышанное от родителей. Постоянное и продолжительное общение способствует быстрейшему устранению признаков заикания.

    Артикуляционная гимнастика при заикании у детей

    Правильная речевая функция формируется подвижностью так называемых артикуляционных органов: языка, нижней челюсти, губ, нёба. Если перечисленные органы имеют дефекты, либо неправильно контролируются головным мозгом, то их функция может нарушаться.

    Однако такая ситуация является поправимой, и помочь могут специальные занятия в виде артикуляционной гимнастики. Занятия проводят каждый день, для закрепления устойчивого результата.

    Схема занятий такова:

  • упражнения выполняют последовательно, постепенно усложняя их;
  • лучше, если занятия будут проходить в форме игры – с положительными эмоциями;
  • если какое-то из упражнений дается ребенку непросто, то не нужно пытаться освоить новые упражнения, пока не будет отработано предыдущее занятие;
  • во время занятий малыш должен сидеть с прямой спиной, без излишнего напряжения, напротив взрослого;
  • желательно наличие рядом зеркала, чтобы пациент мог видеть свое отражение и контролировать качество выполняемых движений.
  • Взрослый во время упражнения тоже следит за его качеством, одновременно подбадривая малыша.

    Вкратце артикуляционная гимнастика выглядит таким образом:

    Упражнения на подвижность губ:

  • растягивание в улыбку;
  • движения кончиком языка кверху и книзу;
  • складывание губ в «трубочку»;
  • касание губ зубами;
  • хлопанье губами («немая рыбка»);
  • имитация лошадиного «фырканья»;
  • втягивание губ внутрь;
  • надувание щек;
  • удерживание при помощи губ мелких предметов.
  • Упражнения на подвижность щек:

  • демонстрирование языка;
  • имитация кашлевых движений;
  • движения языка в одну и другую сторону;
  • облизывание зубов;
  • перемещение в ротовой полости крупной фасоли;
  • сдувание перышка и пр.
  • Упражнения для подвижности глотки:

  • имитация зевания;
  • покашливания, в том числе и с высунутым языком;
  • имитация полоскания горла, глотания воды;
  • имитация стона, мычания, блеяния.
  • На самом деле представленный список далеко не полный: подобных упражнений гораздо больше, и все они очень интересны и эффективны. Единственное условие: проводить их нужно регулярно, и положительный результат не заставит себя долго ждать.

    Дыхание при заикании у детей: особенности

    Особое внимание уделяется дыхательной гимнастике, которая помогает маленькому пациенту чувствовать себя во время разговора естественно и раскованно.

    Дыхательные занятия укрепляют диафрагму, улучшают подвижность голосовых связок, делают дыхание более глубоким и объемным.

  1. Занятие I:
  2. ребенок становится прямо;
  3. наклоняется кпереди, согнув дугой спину и опустив книзу голову и вытянутые руки (шея при этом не напряжена);
  4. ребенок делает движения, подобно тому, как накачивают насосом шины в колесах, одновременно с наклоном максимально и резко вдыхая носом;
  5. при неполном выпрямлении спины производится выдох;
  6. упражнение требует 8 повторов;
  7. после нескольких секунд перерыва подход можно повторить (таких подходов рекомендовано провести от 10 до 12).
    1. Занятие II:
  8. ребенок становится ровно, ноги – на ширине плеч, руки – на талии;
  9. поворачивает голову влево, одновременно резко вдыхая;
  10. поворачивает голову в противоположную сторону, резко выдыхая;
  11. повторяет упражнение, сделав по 8 вдохов и выдохов;
  12. обычно практикуют три подхода по 8 вдохов и выдохов.
  13. При хорошем самочувствии малыша дальнейшие занятия можно проводить и два раза в день. Результаты станут заметными на протяжении 2-3 месяцев регулярных занятий.

    Массаж при заикании у детей

    Хорошие результаты дает и точечный массаж, который обязательно должен проводить специалист в этой области. Потребуется активация 17 точек, расположенных в основном в зоне спины и лица. Курс точечного воздействия обычно состоит из 15 процедур. После полного курса врачи обещают появление первых положительных результатов.

    Лечение заикания у детей в домашних условиях – возможно ли это?

    Для того чтобы избавить ребенка от заикания, вовсе не нужно помещать его на стационарное лечение. Конечно, для некоторых занятий, возможно, придется посещать психолога или логопеда. Однако большую часть упражнений малыш сможет делать и дома, под чутким руководством родителей.

    Например, стихи и скороговорки можно практиковать вместе с папой и мамой. То же самое касается и дыхательных упражнений. Малышу будет радостно осознавать, что родители очень стараются ему помочь.

    Однако если в семье присутствует негативный настрой, часто возникают скандалы, ссоры и склоки, то ни о каком домашнем лечении заикания речь идти не может. Постоянное моральное ущемление маленького человека никогда не приведет к решению речевой проблемы.

    Чтобы лечение было успешным, от родителей требуются в обязательном порядке:

  14. терпение;
  15. любовь к ребенку и к другим членам семьи;
  16. взаимное уважение;
  17. желание помочь несмотря ни на что.
  18. Малыш ни в коем случае не должен чувствовать себя неполноценным или изгоем. Задача близких людей – подарить ему уверенность и настроить на позитивное мышление.

    Народные средства от заикания у детей

    Лечение заикания у детей при помощи народной медицины в основном направлено на нормализацию нервной функции, стабилизацию психо-эмоционального состояния пациента.

  • Залить кипятком (250 мл) по 1 ч. л. сухих листьев мяты, цветов ромашки, корневища валерианы. Настоять 20 минут. Принимать по 100 мл утром и на ночь.
  • Смешать равный сбор из ягод шиповника, листьев мелиссы, полыни, мяты, корневища одуванчика и цветков календулы. Половину столовой ложки смеси залить 250 мл кипящей воды, настоять 2 ч. Принимать до еды 4-5 раз в сутки.
  • Принимать ванну с ароматными маслами мяты, земляники, чабреца, лаванды, шалфея. Продолжительность приема ванны – 20 минут. Вода должна быть теплой, обеспечивающей расслабляющий эффект.
  • Готовить чай на основе ягод боярышника, цветков липы, травы мелиссы, корневища валерианы. Добавить мед и пить понемногу в течение дня.
  • Наиболее эффективные травы от заикания у детей:

    Игры при заикании у детей

    При выборе игр для заикающегося ребенка нужно помнить некоторые правила:

  • слишком эмоциональные и подвижные игры могут усугубить заикание;
  • необходимо выбирать спокойные игры, не требующие большого количества участников. Такими играми могут быть, к примеру, раскраски, настольные игры, изготовление пластилиновых поделок и пр.;
  • не следует посещать с малышом шумные мероприятия, которые могут возбудить детскую психику;
  • кроме этого, желательно исключить и спортивные соревнования. Заике лучше подойдут индивидуальные физические занятия и прогулки на природе, в парке, у водоемов.
  • Также существует большое количество компьютерных развивающих программ, которые в игровой форме помогают малышу избавиться от заикания. Обычно ребята очень любят такие игры и с радостью занимаются.

    Стихи при заикании у детей

    Ребенку, страдающему заиканием, будет интересно почувствовать себя в разных образах: например, пусть представит себя бабочкой, либо котенком. Подобные игры могут сопровождаться звуковыми и речевыми комментариями:

    Как порхает бабочка? – фр-р-р-…

    Как мурчит котенок? – мурр-р, мурр-р…

    Как ухает сова? – У-уф-ф-…

    Малышам обычно нравится повторять, и делают они это без запинки.

    Бабочка на пальчик села.

    Я поймать её хотела.

    Хвать я бабочку рукой –

    А поймала пальчик свой!

    Жили-были два кота –

    Восемь лапок, два хвоста!

    Лечение заикания у детей не должно сопровождаться обсуждением и осуждением речевой проблемы со стороны взрослых. Исход будет успешным, если эмоциональный фон для ребенка будет создан правильно, где бы тот ни находился.

    Медицинский эксперт-редактор

    Портнов Алексей Александрович

    Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»