Что такое виньетирование в фото? Эффект виньетирования в фотографии.

Prime Lens – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием (фикс.). Такой объектив не может приближаться, или отдалятся от объекта съемки. Очень часто, объективы такого типа стоят дешевле, чем зум-объективы, фотографии, сделанные ними, получаются более качественными. Многие профессиональные фотографы предпочитают использовать именно такие объективы. Фиксы обычно имеют максимальное относительное отверстие.

Что такое виньетирование?

В фотографии и оптике, виньетированием называется снижение яркости и насыщенности изображения по бокам, в то время, как в центре, яркость и насыщенность изображения не меняется. Слово виньетка, изначально обозначало декорирование границ в книге. Позже, начало использоваться для фотографического портрета, который четко виден в центре, и постепенно исчезает на краях. Аналогичный эффект возникает при съемке проецируемых изображений или фильмов с проекционного экрана.
Виньетирование, часто бывает случайным и нежелательным эффектом, обусловленное настройками камеры, или дефектом объектива. Тем не менее, иногда, этот эффект используется намеренно, для того, что б привлечь внимание к центру кадра. Фотограф может использовать специальные фильтры, создающие эффект виньетирование, или добавить его в процессе пост-обработки изображения.

Понимание диафрагмы и глубины резкости

Диафрагма – это устройство в объективе фотокамеры, с помощью которого регулируется размер относительного отверстия. Диафрагма позволяет регулировать уровень освещенности и определяет глубину резкости. Обычно, объектив имеет значение диафрагмы f/1.4, f/1.8, f/2.8, F / 4, f/5.6, F / 8, f/11, f/16. При значении f/1.4 в результате получаем размытое изображение с небольшой детализацией объекта съемки. При значении f/16, получаем абсолютно четкое изображение.
Значение диафрагмы полностью зависит от того, какую камеру вы используете. Изменить значение диафрагмы можно через меню камеры, это может быть сделано только в ручном режиме, или в режиме с приоритетом диафрагмы. В других режимах, камера сама устанавливает нужное значение диафрагме, не принимая во внимание глубину резкости. Многие фотографы снимают в режиме приоритета диафрагмы, так как это позволяет им самостоятельно контролировать глубину резкости, и дает возможность выбрать подходящую скорость затвора камеры.

Что такое красные глаза?

Красные глаза возникают, когда используется вспышка в условиях низкой освещенности и отражается от сетчатки глаз. Дело в том, что в условиях низкой освещенности, радужная оболочка глаза широко открыта, на глаз попадет яркий свет вспышки, который отражается еще до того, как затвор камеры закроется. Из-за того, что сетчатка глаза красного цвета, на фотографии получаются красные круги. В хорошей камере, есть режим подавления эффекта красных глаз. В этом случае вспышка срабатывает два раз, первый раз перед снимком, а второй раз во время съемки. Эффект красных глаз происходит и при фотографировании животных, но глаза у них получаются белыми, а не красными.

Использование зум-объективов

Зум-объектив сочетает в себе несколько фокусных расстояний в одном объективе, и может быть использован для создания интересных и необычных эффектов. Приближение, непосредственно, во время съемки создает эффект мягкого фильтра, предмет, как будто появляется в кадре из пустоты. Такой эффект делает фотографии интереснее и динамичнее. Лучше всего эффект будет работать если применить долгую выдержку. Изображение будет четким в центре, и несколько размытым по краям. Чем дольше выдержка, тем сильнее эффект. При создании снимков такого рода, лучше всего использовать штатив, он предотвратит нежелательное дрожание камеры.
«Всё в одном», зум-объектив обеспечивает максимальную гибкость съемки, но цена такого объектива значительно больше, чем цена объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Хотя, если учитывать то, что объективов с фиксированным фокусным расстоянием вам понадобится несколько, для разных съемок, то в итоге, купить один зум-объектив окажется выгоднее. К тому же постоянно меняя фиксы, вы увеличиваете риск попадания грязи на объектив и в фотоаппарат.

Время проносится быстро. И наши малыши растут... вырастают из памперсов, потом из детских колготок, из зимних комбинезонов... Становятся все взрослее и взрослее... А так хочется порою закричать «Остановись, мгновенье!»... И как прекрасно, что практически каждому из нас доступен волшебный способ останавливать момент — запечатлеть все на фотографии. Приглашаю сегодня поговорить о тонкостях и секретах профессиональной детской фотографии.

Секреты детской фотографии

Детская фотография считается самой искренней и в то же время самой сложной в мастерстве. Многие фотографы предпочитают совсем не работать с детьми, или же долго учатся, чтобы освоить азы этого нелегкого дела. Именно поэтому родители обязательно должны помогать им, и готовиться вместе с детьми к фотосессии заранее.

Далеко не каждый понимает, что детская фотосессия – это отдельный самостоятельный вид фотосъемки. Как и в любом другом виде, здесь есть свои категории, и отдельные направления. Условно их можно разделить на следующие:

  1. Новорожденные и малыши до полугода. Таких крошек, конечно же, чаще всего фотографируют на дому. Это будет удобно и вам, и специалисту. Главное помните, что для таких крошек вредна фотовспышка. Хотя настоящий профессионал все это знает и не станет вредить младенцу.
  2. Дети от полугода до 2 лет. Это уже совсем другая, почти осмысленная категория. Детки уже активно в этом возрасте показывают эмоции, могут ползать, ходить. Привлечь внимание таких карапузов уже гораздо сложнее, а уж удержать это внимание – еще труднее.
  3. Дети от 2 до 4 лет. Это лучший возраст для фотосессий, как семейных, так и портретных. Они уже прекрасно понимают, чего от них хотят, нередко любят позировать в кадре, и обожают баловаться и наряжаться. Конечно, есть случаи, когда включается и другая сторона «медали»: капризы и вредности типа «Не хочу», «Не буду», «Отстаньте от меня» и все в таком духе. Здесь главное не заставлять ребенка через силу фотографироваться. Переключите внимание, пока он капризничает на что-то другое.
  4. Дошкольники, дети от 4 до 7 лет. В этом возрасте может проявиться застенчивость, или наоборот, чрезмерное баловство. Но плюс в том, что в такое время с детьми уже легче договориться, попросить их занять определенную позу, помолчать, посидеть в тишине, чтобы фотограф мог спокойной сделать свою работу.
  5. Дети школьного возраста, подростки. Здесь важным элементом должно служить умение договариваться и ладить с ребенком. Если он не хочет фотографироваться, то скорее всего, от этой затеи вам придется отказаться.

Как фотографировать детей ?

Особенно тяжело приходится фотографам малышей, ведь они активны, и их еще не заставишь позировать, посидеть на месте. Сегодня мы решили рассказать вам об интересных идеях для детской фотосессии, возможностях оформления работ с детской фотографии и прочие секреты, которые пригодятся любому родителю, желающему как можно больше оставить следов и памяти о детстве подрастающих наследников.

О нашем первом опыте профессиональной фотографии я рассказывала в Арсению тогда было два года, а Алеше шесть лет.

Отправляясь в студию профессиональной фотографии с самыми маленькими, возможно, вам пригодится следующее:

  • пеленальные принадлежности, гигиенические средства, чтобы не попасть в казусную ситуацию;
  • Игрушки и разные предметы, преимущественно ярких цветов: шуршащая бумага, погремушки, цветные драпировки, игрушка на объектив и так далее. Если у крохи есть игрушка, с которой он спит, привык с ней успокаиваться, то обязательно берите ее с собой;
  • обязательно несколько комплектов сменой одежды. Это может быть самая разная одежда – домашняя, нарядная, спортивная, а также красивая детская верхняя одежда .

Как правило, в студии фотографы, часто занимающиеся детской съемкой, создают все условия для ребенка и их родителей.

Важный совет – на детские фотосессии лучше всего отправляться утром, до 10-11 часов дня, когда ребенок активный, играет и не хочет спать.

Еще один маленький секрет успешной фотосессии с детьми: сразу приступить к процессу. Заранее обговорите с фотографом этот момент и попросите заблаговременно настроить всю необходимую аппаратуру, подготовить инвентарь и аксессуары.

Возможно использование и дополнительного реквизита. Многое профессионалы делают своими руками. Реквизиты ручной работы добавляют детской фотосессии эксклюзива и креативности. Вы можете и сами что-то изготовить для фотосессии. Отлично будут смотреться интерьерные цифры, если вы организовываете фотосессию на День Рождения крохи, или же рукодельные гирлянды, фонарики из бумаги и другие полезные .

Есть специалисты, которые не делают ровным счетом ничего сверхъестественного, а просто позволяют детям играть на студии, и при этом фотографируют их. Не зря же говорят, что самые лучшие кадры получаются именно тогда, когда человек специально не позирует на камеру. С детьми – также. Искренность, непосредственность ребенка, его простые и в то же время такие чистые эмоции – все это может поймать объектив хорошего детского фотографа.

Что касается детей постарше, то тут уже разговор совершенно другой. Просто так улыбаться игрушке подросший шести-семилетка не будет. Именно поэтому для того, чтобы кадры получились, как можно естественнее и интереснее, заранее поговорите с дочкой или сыном, расскажите для чего вы хотите сделать эту фотосессию. Не заставляйте ребенка фотографироваться в те дни, когда он чувствует недомогание или просто в плохом настроении.

Фотография на виньетку в детском саду

Детский сад — очередной важный этап для семьи. Накал этой «важности» происходит в старшей и подготовительной группах, когда детская фотография становится архиважной с точки зрения будущей гордости и воспоминания.

Это ждет в этом году и нашу семью. Младший сынок выпускается из детского садика и поступает в 1 класс. И хочется запечатлеть самое интересное и важное, чтобы и он сам потом с удовольствием просматривал свой альбом.

Благо сегодня фотографы предлагают 1000 и одну идею создания фотокниг и оригинальных виньеток для выпускников детского сада. Фотография на виньетку в детский сад должна быть оригинальной и в то же время простой. Однако и здесь есть некоторые тонкости, которые помогут вам не разочароваться в результате.

  1. Готовя ребенка к фотосессии в детском садике, в первую очередь, следует подумать об одежде. Она должна быть не только красивой, но и удобной, чтобы ребенку нигде не давило, не спадывало, не смущало и т.д.
  2. Говоря об одежде следует помнить и о цветовой гамме. Излишне яркие цвета одежды отвлекают от лица ребенка, а белоснежный цвет и оттенки белого и кремового могут «подпортить» фотографу кадр лишним отсветом. Также не рекомендуется использовать в одежде преобладание голубого цвета. Лучше заранее обговорить с фотографом цвет используемого фона, и отталкиваться уже от этого.
  3. Прическа также должна соответствовать. И если мальчикам достаточно сделать свежую аккуратную стрижку, то о прическах для девочек нужно подумать заранее. Нежелательны высокие «хвосты» и распущенные волосы. Лучше всего смотрится красивая коса.
  4. Организовывая фотосессию на воздухе, в спортивном зале или просто в группе можно одеть детей по-спортивному. Очень стильно будет смотреться группа, одетая в одинаковые костюмы, например, в том же спортивном стиле.
  5. Приводите детей на фотосессию в детском саду заранее, а не за 10-15 минут. Дети должны привыкнуть к постороннему человеку, освоиться, и, наконец, настроиться на мероприятие и фотосъемку.

Многие родители и дети задаются вопросом: как хорошо выходить на фотографиях? Ответ прост и подходит для любой ситуации, для любой фотосъемки главный секрет — естественность, быть самим собой. У детей, если им не мешать, это получается лучше всего. Если они грустят, они грустные, если радуются, то веселые и непоседливые. Притворяться маленький ребенок пока не умеет.

Идеи для фотокниги выпускника детского сада

Попросите добавить в детский выпускной альбом фотографии из спортивного, музыкального зала. Пусть фотограф проведет вместе с детьми весь день или даже несколько дней: побудет на занятиях, на обеде, перед тихим часом, в игровой комнате. Это подарит фотокниге «живость» и оригинальность.

Вот для примера съемка в музыкальном зале. Здесь дети могут взять в руки любые музыкальные инструменты, и вокруг фотографа водить хоровод. Нет, фотограф не будет кружиться вместе с вашими детьми, тщетно пытаясь уловить красивый кадр, он просто будет «ловить» самые красивые кадры, чтобы захватить как можно больше удачных прикольных моментов.

Съемка в спортивном зале и того лучше! Здесь фантазия безгранична. Можно построить из мягких кубиков, стульев и игрушек полосу препятствий, и пусть детвора играется, забавляется, преодолевает сложности на пути. А фотограф, вооружившись фотоаппаратом, «вылавливает» лучшие искренние кадры.

Удивительные фотокниги предлагает и . Это не просто фотокнига выпускников, но и захватывающие сказочные приключения, которые учат доброте и смелости.

Вручение книг про них, приводит в невероятный восторг ребят! Глаза ребят сверкают от радости и изумления. Любопытство заставляет открыть книгу и окунуться в мир сказочных событий. И книга перечитывается много раз. Подробнее о такой фотокниги для выпускников детского сада или начальной школы можно узнать вот .

В данном видео даются действенные советы от профессионального фотографа о том, как фотографировать детей.

Детки растут быстро. Часто хочется запечатлеть каждую минутку, каждый час взросления ребенка. Современные технологии помогают нам делать хорошие кадры, но по-настоящему хорошая работа настоящего специалиста и профессионала, незаменима.

Расскажите о вашем опыте фотографии на виньетку в детском саду. Получилось ли? Совпал ли результат с ожиданиями? Буду благодарна за ваш бесценный опыт!

Желаю вам ярких образов и отличных снимков!

С теплом,

— это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

В более широком смысле, виньетирование — это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив при использовании на полнокадровой камере и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых , или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых , матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта ) — тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта ) — тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать .

Зависимость виньетирвования от . На закрытой диафрагме виньетка меньше.

Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования . У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при , когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива на камере , при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению в два раза.

Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой . Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры , и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения ‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

Личный опыт

Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

Выводы:

Виньетирование — физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения . Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки . Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой , либо с помощью программного обеспечения . При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта , особенно для создания портретных снимков.

Лайкаем — . Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Что такое хроматические аберрации, дисторсия, виньетирование? Все это — оптические дефекты изображения. В нашей статье мы расскажем о том, почему они появляются на фотографиях и как с ними бороться.

Хроматические аберрации

Хроматические аберрации — явление вызванное дисперсией света (разложение луча света на составляющие) проходящего через объектив. Дело в том, что лучи с разной длиной волны (разного цвета) преломляются под разными углами, поэтому из белого пучка образуется радуга.

Хроматические аберрации приводят к снижению чёткости изображения и появлению цветных контуров (особенно на контрастных объектах).

Часто, термин хроматические аберрации сокращают до «ХА».

Дисторсия

Дисторсия — геометрическое искажение прямых линий. Есть два вида дисторсии — подушкообразная и бочкообразная. Если прямые стали вогнутыми — это подушкообразная, если выпуклыми — бочкообразная.

Дисторсия наблюдается у зум-объективов при крайних значениях.

Виньетирование

Виньетирование — это падение яркости от центра к краям изображения. Как правило в центре нет затемнения, оно четко видно на углах.

Виньетирование вызвано конструктивными особенностями объективов, из-за которых обрезается световой поток сильно отклоняющийся от оси объектива. Соответственно сильнее всего виньетирование заметно на широкоугольных объективах. Так же виньетирование проявляется на объективах с большой светосилой при максимальной диафрагме.

Виньетирование используется так же как художественный элемент обработки изображения.

Бэк и Фронт фокус

У вас бывает, что иногда фокусируясь на объект вы получаете фотографию, на которой четкость смещена в сторону камеры? Это называется фронт фокус. Когда фокусировка смещена в обратную от камеры сторону — это бэк фокус.

В идеале объектив посылает все лучи всета точно на одну плоскость, на которой находится матрица. Но, если по какой-либо причине объектив несколько смещен — получается такая проблема. Исправляется это с помощью процесса юстировки, которая выполняется в сервис-центре.

Устранение дефектов оптики

Изначально все дефекты связаны с классом оптики, на бюджетных объективах они намного сильнее проявляются нежели на топовой оптике.

В той или иной степени все вышеперечисленные дефекты изображений кроме бэк/фронт фокуса устраняются программно. Виньетирование полностью исправляется с помощью стандартных инструментов самых распространенных графических программ: Lightroom и Photoshop (Camera Raw). Дисторсии несколько сложнее исправить, но и это не вызывает проблем. С Хроматическими аберрациями уже придется потратить время.

Виньетирование (фр. vignette - заставка) - это ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока света в оптической схеме объектива. Она приводит к постепенному (градиентному) падению яркости изображения от центра к краям.

Говоря простым языком - это эффект затемнения изображения по краям кадра. Пожалуй, этот недостаток оптики проще всего исправить.

Типы и причины виньетирования

Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:

1. Физическое виньетирование . Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение - как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.

2. Внутреннее виньетирование *. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая диафрагма, использование зум-оптики и широкоугольных объективов, при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.

Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании объективов серии DX, которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей - конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.

* Техническое примечание: Внутреннее виньетирование состоит из двух подкатегорий: оптическое и природное виньетирование. Первое может быть минимизировано путем закрытия диафрагмы объектива, а второе - не зависит от настроек объектива. Природное виньетирование неизбежно, если нет возможности использовать объектив с более длинным фокусным расстоянием (28 или 35 мм вместо 16 мм, к примеру), или специально разработанных корректирующих фильтров, которые задерживают световой поток от краев к центру изображения (такие фильтры для узкоформатных камер, привычных большинству из нас - большая редкость, в отличие от фотоаппаратов большого формата).

Коррекция виньетирования

Виньетирование обычно исправляется ​​с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера. Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям.

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке - «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив - выскакивает надпись «данные не доступны».

Обратите внимание! Если данных профиля для вашего объектива нет в фотоаппарате, их можно туда загрузить. Для этого вам понадобится EOS Utility, которая обычно идет в комплекте с фотоаппаратом. Также можно утилиту скачать. Потом вы подключаете фотоаппарат к компьютеру посредством стандартного USB-кабеля, запускаете EOS Utility и выбираете опцию «peripheral illumination correction». Вам покажут список из объективов, которые вы сможете выбрать. Просто находите нужные вам объективы, ставите галочки и выходите из программы. После всех этих манипуляций в меню фотоаппарата должна появится надпись «данные для коррекции доступны». Если для вас это сопряжено с трудностями - воспользуйтесь коррекцией виньетирования вручную, через утилиту Lens Correction.

В фотоаппаратах Nikon pаходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато - универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок - такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще - решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования - незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения.

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

Юрий Кривенко , специально для funPhoto.ua