Европа в первой половине XX в. Россия в первой половине хх века

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Мир в 1900-1914 гг.

К концу XIX в. преимущества индустриальной циви­лизации, утвердившейся в ряде стран Европы и в США, становились все более очевидными. Этот тип цивилизации гарантировал обществу не только относительно стабиль­ный уровень жизни, но и широкий комплекс прав, в том числе право владеть и свободно распоряжаться частной собственностью. Это право укрепляло веру человека в себя, в свои возможности. Политика социальных реформ, все активнее проводившаяся в ведущих странах (Англии, Гер­мании, США и др.), способствовала смягчению напряжен­ности в обществе. Государство и общество все крепче свя­зывали взаимные интересы, что обеспечивало эволюцион­ный путь развития ведущих индустриальных стран и сво­дило к минимуму опасность возникновения внутренних конфликтов. Общество постепенно становилось гражданс­ким, то есть создавало независимую от государственного аппарата систему организаций и массовых движений, от­стаивавших права и интересы граждан. Но гражданское общество не было альтернативой государственным инсти-


тутам, а как бы дополняло их, порой даже предопределяя их развитие. Так, борьба профсоюзов за расширение прав рабочих нередко вынуждала власти вносить изменения в официальное рабочее законодательство, а движение за эман­сипацию женщин (то есть их равноправие в политической и общественной жизни) - учитывать требования этого дви­жения.

Выйдя на высокий уровень экономического развития, государства индустриального «центра» по-прежнему стре­мились использовать для укрепления своей экономики но­вейшие достижения науки и техники. Но страны, позже вступившие на путь индустриального развития, спешив­шие попасть в состав «центра», порой оказывались в бо­лее выгодном положении: начиная развивать новые для себя отрасли экономики, они сразу же оснащали их со­гласно передовым технологиям. Так, немецкие и амери­канские коммерсанты внимательно изучали местный спрос, потребности рынка, предоставляли оптовым покупателям льготные и долгосрочные кредиты, а старым странам «цент­ра» приходилось многое перестраивать в десятилетиями скла­дывавшихся структурах. Поэтому на рубеже XIX-XX вв. Япония, Россия, Австро-Венгрия и другие страны стре­мившиеся догнать «центр», добились крупных успехов в развитии промышленности. А Германия, начавшая этот рывок вперед еще раньше, сумела выйти на второе место в мире по валовому объему промышленной продукции.

Соединенные Штаты Америки. Первое место к концу XIX в. прочно закрепилось за США, темпы развития кото­рых после гражданской войны 1861-1865 гг. постоянно ус­корялись. Особенно поражали экономические успехи США. По выплавке чугуна и стали, добыче каменного угля США к началу века оставили далеко позади ведущие державы Ев­ропы, причем этот разрыв продолжал увеличиваться. В стра­не стремительно росла протяженность железных дорог, США стали родиной массового автомобилестроения. Знаменитый предприниматель Г. Форд, усовершенствовав изобретение немецких инженеров Г. Даймлера и К. Бенца, сконструиро­вал автомобиль и в начале века наладил серийное произ­водство. Уже к 1915 г. с конвейеров заводов Форда сходи­ло до 250 тыс. автомобилей в год. Их стоимость постоян-


но снижалась, й покупка автомобиля становилась доступ­ной все более широким слоям населения. Развитие сети шоссейных дорог укрепляло единый внутренний рынок США, что способствовало экономической и социальной ста­бильности в стране. К концу XIX в. средний заработок американских рабочих составлял примерно 700 долларов в год при прожиточном минимуме 150 долларов. Интере­сы американских рабочих с начала 80-х гг. защищали сильные профсоюзные объединения во главе с самым круп­ным из них - Американской федерацией труда (АФТ).

Во внешней политике США в целом продолжали руко­водствоваться изоляционистскими принципами «доктри­ны Монро» 1823 г. Напомним, что, согласно этой доктри­не, США ограничивали зону своих интересов Западным полушарием, добровольно устраняясь от участия в евро­пейских делах. Это вполне устраивало американские тор­гово-промышленные круги, так как в то время еще не были исчерпаны возможности внутреннего рынка самих США и молодых государств Латинской Америки. А внеш­неполитическая экспансия, в отличие от торговой, грози­ла непредсказуемыми ослояшениями. В конце XIX в. США перешли к активной империалистической внешней поли­тике. В результате войны с Испанией под контроль Соеди­ненных Штатов перешли Филиппины, острова Пуэрто-Рико и Гуам. Американцы добились провозглашения независи­мости Кубы, реально попавшей в зависимость от США. Американские правительственные круги способствовали отделению в 1903 г. Панамы от Колумбии. США построи­ли Панамский канал, соединивший Атлантическими Ти­хий океаны; Республика Панама при этом также попала в зависимость от Соединенных Штатов. Не успев получить определенную зону влияния в Китае, США выдвинули док­трину «открытых дверей*, сущность которой сводилась к установлению в Китае равных условий торговли для всех заинтересованных держав.

Германия. В начале XX века Германская империя пред­ставляла собой союз князей под главенством прусской ди­настии Гогенцоллернов. Политический строй был полуаб­солютистским: император являлся верховным главнокоман­дующим армии, имел право назначать и смещать главу правительства (канцлера). Парламент (Рейхстаг) лишь


обсуждал проекты новых законов и бюджет, так как утвер­ждал их император. Прусское чиновничество составляло верхушку госаппарата и армии. После своего объединения Германия стала быстро догонять развитые страны: к нача­лу XX в. она опередила Англию, а накануне первой миро­вой войны заняла первое место в Европе и второе в мире (после США) по объему промышленного производства. Важ­ной особенностью германской экономики был быстрый рост военной промышленности. Экономическим успехам Герма­нии в немалой степени способствовало расширение внут­реннего рынка, введение единой валюты, получение кон­трибуции от Франции, захват Эльзаса и Лотарингии, бога­тых природными ресурсами, использование индустриаль­ного опыта других стран, высокий уровень эксплуатации собственных рабочих. Процессы концентрации производ­ства и капитала, появление промышленных и банковских монополий по времени совпали в Германии с завершением промышленного переворота, а потому протекали особенно бурно. Милитаристский характер объединенной Германс­кой империи обусловил усиленное развитие монополий в военной промышленности, где лидировала фирма Крупна. Развитие сельского хозяйства в силу сохранения полуфео­дальной системы помещичьих (юнкерских) хозяйств и ма­лоземелья наемных работников-батраков шло значительно медленнее. Крупные землевладельцы продолжали оказывать значительное влияние на политическую жизнь в стране. Сочетание передовой мощной индустрии с помещичьим сель­ским хозяйством было отличительной чертой германского полуфеодального империализма, что позднее определило многие внутренние конфликты в обществе и агрессивный характер внешней политики этого государства.



С конца 90-х гг. Германия стала претендовать на со­здание колониальной империи, вступив в борьбу за пере­дел уже поделенного между великими державами мира: приняла участие в разделе Китая, приобрела островные территории, распространила свое влияние в Малой Азии, строила агрессивные планы в отношении Ближнего Восто­ка, Балкан и России («натиск на Восток»), на западе Аф­рики стремилась захватить Марокко.

Великобритания. Соединенное королевство, чье первен-


ство долгое время было неоспоримым, не выдерживало та­ких высоких темпов, не успевало своевременно внедрять в производство новые технологии. Если, например, к началу XX в. промышленность США, Германии и некоторых дру­гих стран в значительной мере перешла на использование электроэнергии, то основной энергетической силой британ­ской промышленности по-прежнему оставался пар. Англия проигрывала Германии и США и в борьбе за рынки сбыта. Товары Германии и США теснили английские по всему миру, в том числе в самой Англии и ее колониях. В последние десятилетия XIX века Англия утрачивает свое экономиче­ское лидерство: падают темпы развития промышленности, сокращается общий объем производства. Объяснялось это, прежде всего, технической отсталостью: производственное оборудование, которое Англия первой ввела на своих фаб­риках в годы промышленного переворота (что и обеспечи­ло ей к середине XIX в. положение «промышленной мас-тер-ской мира»), к концу XIX века значительно устарело, а молодые соперники Англии - Германия и США - исполь­зовали для оснащения своих вновь создаваемых предприя­тий новейшие технические достижения. Серьезные трудно­сти испытывало и сельское хозяйство Англии, доходность его была низкой. Важнейшим источником получения при­былей для английской буржуазии стало банковское дело, особенно вывоз капитала за границу, то есть создание на британские деньги предприятий в других странах мира. Дешевизна ^местного сырья, отсутствие расходов на его дос­тавку и более низкий уровень заработной платы рабочих в экономически слабо развитых странах позволяли английс­ким предпринимателям снижать себестоимость произведен­ных товаров и таким образом увеличивать прибыли. Ак­тивно шел процесс концентрации производства и капита­лов, создавались монополистические объединения. К нача­лу XX века Англия стала мировым банкиром и по-прежне­му имела самый большой торговый и военный флот, что позволяло ей сохранять господство на морях. Англия не­прерывно расширяла свои колониальные владения, захва­тывая территории в различных частях света.

Для политического строя Великобритании характерна двупартийная система, то есть чередование у власти


партий либералов (вигов) и консерваторов (тори). При этом партия, находившаяся в оппозиции, критиковала партию, находившуюся у власти. Основную опору либе­ральной партии, лидером которой был У. Гладстон, со­ставляла крупная торговая и промышленная буржуазия, связанная главным образом с легкой промышленностью, особенно с текстильной, позиции которой на мировом рынке были еще довольно прочными. Консерваторы же, возглав­ляемые Б. Дизраэли и связанные главным образом с от­раслями тяжелой промышленности, уже вплотную столк­нулись с растущей конкуренцией США и Германии. Они ратовали за расширение внешних рынков путем дальней­ших захватов, добивались введения высоких таможенных пошлин для ограждения внутреннего английского рынка.

Во внешней политике в начале XX века Англия взяла курс на смягчение противоречий с Францией и Россией. Соглашения, заключенные в 1904 и1907 гг., положили на­чало существованию противостоящего германским инте­ресам союза - Антанты («Тройственного согласия»). На­кануне первой мировой войны обострился ирландский воп­рос. В 1912-1914 гг. Ирландия находилась в состоянии угрозы гражданской войны в связи с принятием закона о местном самоуправлении.

Франция. Франция в начале XX в. по выпуску основных видов продукции была оттеснена со второго на четвертое место в мире, отстав по темпам своего экономического раз­вития от Германии и США. Это во многом объяснялось по­следствиями франко-прусской войны, потерей Эльзаса и Лотарингии. В сельском хозяйстве преобладала мелкая зе­мельная собственность. Несколько лучше было положение лишь в традиционных для Франции отраслях по производ­ству предметов роскоши. В то же время доля Франции в заграничных капиталовложениях достигла 33 %, и она за­няла второе (после Англии) место до вывозу капитала. В отличие от английских, французские финансисты вывози­ли свои капиталы не столько в колонии, сколько в менее развитые страны Европы. Они не только вкладывали их в местную промышленность, но главным образом предостав­ляли займы как частным лицам, так и правительствам под большие проценты. Французский капитализм стал при-


обретать ростовщический характер. Вместе с тем, как и во всех развитых капиталистических странах, во Фран­ции усиливалась концентрация производства и капитала. Пришедшие к власти в начале XX в. радикалы во главе с Ж. Клемансо (1841-1929) провели закон об отделении церкви от государства и об ограничении роли церкви в вопросах образования.

1880-1890 гг. стали временем активного формирова­ния французской колониальной империи. Франция захва­тила Индокитай и значительные территории в Африке - Тунис, Берег Слоновой Кости, Гвинею, часть бассейна реки Конго, остров Мадагаскар. Столкновение интересов с Гер­манией, а также жажда отомстить за поражение 1870 г. ускорили экономическое и политическое сближение Фран­ции с Россией, а затем и с Англией.

Внешняя политика и международные отношения. По­стоянный рост производства промышленной продукции в ведущих индустриальных странах мира диктовал необхо­димость экономической экспансии, которая в условиях того времени так или иначе шла бок о бок с политической. Процесс экспансии, в свою очередь, вел к столкновению интересов наиболее развитых в экономическом отношении стран, мировые державы фактически разделились на два лагеря - «успевшие» к колониальному разделу мира и «опоздавшие». Первые стремились закрепить территори­альные приобретения, а вторые жаждали нового передела мира. На рубеже веков, в преддверии первой мировой вой­ны, не раз вспыхивали локальные военные конфликты, ь некоторые из них грозили обернуться «большой» войной. В американо-испанской войне (1898) США быстро разгро­мили некогда самую сильную державу в Западном полу­шарии. После победы над Испанией США захватили ост­ров Пуэрто-Рико в Карибском море, также Филиппинские и некоторые другие острова в Тихом океане. С переходом к американцам наряду с Гавайскими и Филиппинских ос­тровов они получили стратегический плацдарм в Тихом океане. Русско-японская война (1904-1905 гг.) за влия­ние в Корее и в северо-восточном Китае закончилась пора­жением России. Япония превратилась в агрессивное госу­дарство, вынашивающее планы новых захватов в тихоо­кеанском регионе. К началу XX в» завершился раздел


Африки. Наиболее выгодные позиции имела Англия, ко­торая еще в начале 80-х гг. оккупировала Египет. Англи­чане также получили крупные колонии на-западе и восто­ке Африки, а после победы в англо-бурской войне (1899- 1902) стали полными «хозяевами» и юга континента. Фран­ции, помимо давно захваченного Алжира, достались Тунис, огромные территории на западе и в центре Африки и остров Мадагаскар. Германия захватила земли на западе (Камерун, Того), востоке и юго-западе континента. Во владении Порту­галии уже несколько веков находились Ангола и Мозамбик. В руках итальянцев оказались Ливия и Восточное Сомали. Бельгия закрепилась в самом центре Африки, получив бога­тейшую колонию Конго.

Колониальная экспансия сопровождалась столкновения­ми между ведущими державами, грозившими перерасти в военный конфликт. Летом 1898 г. у местечка Фашода, на юге Судана, едва не произошло столкновение между завер­шавшими захват страны англичанами и «осваивавшими» соседние (западные) территории французами (Фашодский кризис}. В Париже разумно оценили соотношение сил и не решились на крупный конфликт с Англией. Французский отряд был отозван из Фашоды. Другой военный конфликт вполне мог вспыхнуть из-за Марокко. На международной конференции в 1906 г. был признан приоритет интересов Франции и Испании, однако вскоре французы оккупирова­ли почти все Марокко. А в 1911 г. в спор решила вмешать­ся и Германия, поедав к берегам Марокко флот. Этот инци­дент, известный как «прыжок «Пантеры» (по названию гер­манского корабля), едва не привел к.общеевропейской вой­не: ведь Франция и Германия уже принадлежали к разным военным блокам. Только вмешательство Англии предотвра­тило большой «пожар». Германия согласилась признать про­текторат Франции над Марокко. Серьезные противоречия разделяли Великобританию и Россию в Средней Азии

В условиях постоянного противоборства интересов осо­бое значение приобретало формирование влиятельных со­юзов и блоков. Участие в них позволяло ведущим странам еще больше укрепить свои позиции, а у слабых государств повышались шансы на успех. К началу XX в. в Европе сложились два основных блока. Стремительно усиливав-


шаяся Германия еще в 1879 г. заключила союз с Австро-Венгрией, а в мае 1882 г. к ним присоединилась и Ита­лия. Так возник Тройственный союз - одна из основных сил в будущей мировой войне. В то время Россия^была связана с Германией и Австро-Венгрией так называемым Союзом трех императоров. Но это был всего лишь договор о взаимном нейтралитете на случай войны с другими дер­жавами. А Тройственный союз подразумевал военную вза­имопомощь его участников. Поэтому Россия не без основа­ний увидела в нем угрозу для себя. Встревожена была и Франция, где хорошо помнили поражение во франко-прус­ской войне 1870 г. В августе 1891 г. Россия и Франция заключили союз, который в декабре 1893 г. был дополнен военной конвенцией. Франко-русский союз стал противове­сом Тройственному. После долгих колебаний традиционно осторожная в выборе партнеров Англия в апреле 1904 г* вступила в союз с Францией, а в августе 1907 г. - и с Россией. Возникший в%тоге блок стали называть «Трой­ственным согласием» (Антантой). Наличие в центре Евро­пы двух мощных военных группировок, имеющих во мно­гом противоположные интересы, делало войну почти неиз­бежной, хотя ни одна сторона не торопилась ее начинать. Противоречия двух враждебных блоков особенно остро проявились на Балканах, которые уже давно именовали «по­роховой бочкой Европы». Здесь сталкиваются интересы Рос­сии и Австро-Венгрии. Стремились укрепить свое положе­ние и молодые балканские государства, еще недавно входив­шие в состав Османской империи. Серьезный конфликт про­изошел в 1908 г., когда Австро-Венгрия объявила об аннек­сии Боснии и Герцеговины, которые вот уже 30 лет (по ре­шению Берлинского конгресса 1878 г.) были оккупированы австрийскими войсками. Это вызвало резкий протест России и славянских государств Балкан. Но австрий-скую акцию поддержала Германия, и России пришлось признать захват Боснии и Герцеговины. Однако вскоре ситуация на Балка­нах вновь обострилась. В 1911-1912 гг. в ходе короткой итало-турецкой войны Италия захватила Ливию (Триполи). Поражением Турции решили воспользоваться Болгария, Сер­бия, Греция и Черногория. Заключив Балканский союз, они в октябре 1912 г. начали войну против Турции. Союзники быстро разгромили турецкую армию, Турция лишилась по-


чти всех владений в Евроце, сохранив за собой лишь Стам­бул и его окрестности. Исход первой Балканской войны ре­шился менее чем за месяц, хотя мир был подписан только в мае 1913 г. Основная часть бывших османских территорий досталась Болгарии, и это вызвало недовольство ее вчераш­них союзников. Они образовали новый блок, к которому присоединилась и Румыния. Болгария решила не дожидать­ся нападения и в конце июня 1913 г. первой атаковала Сербию и Грецию. Но на стороне последних неожиданно вы­ступила Турция. А Германия и Австро-Венгрия, первона­чально обещавшие поддержку болгарам, с началом войны предпочли не ввязываться в конфликт. Они опасались, что одного из главных противников Болгарии, Сербию, поддер­жит ее союзница Россия. Оставшись в одиночестве, болгары потерпели поражение. Согласно мирному договору (август 1913 г.) они потеряли не только все недавние приобретения, но и часть своих земель. После второй Балканской войны Болгария еще больше сблизилась с Германией и Австро-Венгрией. Сербия попыталась занять часть Албании, создан­ной на освобожденных от османов землях в ноябре 1912 г., но после решительного ультиматума Австро-Венгрии сербам пришлось отвести свои войска. Австро-сербские противоре­чия были слишком велики и регулярно приводили к взры­воопасным ситуациям в регионе. В результате, летом 1914 г., после очередного конфликта Австро-Венгрии и Сербии раз­разилась первая мировая война.

У всех основных участников войны были свои цели, кото­рые по мере возможности согласовывались с союзниками. По секретным соглашениям с Англией и Францией Россия в слу­чае победы в войне должна была поручить Стамбул с Черно­морскими проливами, а также некоторые территории в За­кавказье и у своей западной границы^ При этом Россия согла­шалась на уступку входивших в ее состав польских земель, так как Англия и Франция настаивали на воссоздании неза­висимой Польши. Сами англичане и французы рассчитывали разделить германские владения в Африке и осман-ские на Ближнем Востоке. Франция рассчитывала вернуть Эльзас и Лотарингию. Захваченные австрийцами Боснию и Герцегови­ну намечалось передать Сербии. Итальянцам за их вступле­ние в войну на стороне Антанты были обещаны юго-западные земли Австро-Венгрии, а также Албания.


Строили планы и страны германского блока. Немцы надеялись завладеть английскими и французскими коло­ниями в Африке и Азии, добиться протектората над Бель­гией и частью территории Франции с выходом к Атланти­ке. Австро-Венгрия планировала получить территориаль­ные приобретения на Балканах и севере Италии. Герма­ния рассчитывала на неготовность своих противников, прежде всего России, к войне и старалась скорее закон­чить военные приготовления. К 1914 году мир оказался на грани мировой войны.

Образование независимого государства создало более благопри­ятные условия для развития польской культуры, образования и науки. Городское население, в том числе и недавние выходцы из сел, те­ряли связи с традиционной культурой, воспринимали новые об­разцы поведения, формируемые польской интеллигенцией или заимствованные из-за гра­ницы.

Это касалось одежды, устройства жилищ, семейных отношений, проведения свободного времени. Городской образ жизни и связанные с ним куль­турные стереотипы проникали и в сельскую среду, особенно вос­приимчивой к современным веяниям была крестьянская молодежь.

Продолжал изменяться облик городов, и не только их цент­ральных или аристократических районов, но и окраин, на которых строительными кооперативами возводились относительно недорогие жилые дома с современными удобствами. Газовое освещение улиц было повсеместно вытеснено электрическим, все боль­ше городов строили водопроводные и канализационные сети. Но сохранялись и трущобы, не отвечавшие самым элементарным санитарным нормам.

Более доступной стала медицинская помощь. В 1930-е гг. меди­цинские кооперативы стали создаваться и в селах, но города по количеству врачей на душу населения по-прежнему значительно их опережали.

Все большую роль в жизни людей играл спорт, переставший быть привилегией богатых. Широкое распространение получили рабочие спортивные клубы. Здоровый образ жизни и занятия спортом активно пропагандировали молодежные организации. Польские спортсмены вышли на международную арену. Широкую известность в мире приобрели польские бегуны Януш Кусочиньский (чемпион Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1932 г.) и Станислава Валасевич (чемпионка Олимпиады в Лос-Анджелесе и серебря­ный призер Олимпиады в Берлине в 1936 г.), летчики Францишек Жвирка и Станислав Вигура и др. Популярностью пользовались футбол, гребля, конный спорт.

Уже в первые годы независимости самое серьезное внимание было уделено народному образованию. В феврале 1919 г. был издан декрет, вводивший всеобщее семилетнее образование для детей в возрасте от 7 до 14 лет и предусматривавший создание системы об­разования для взрослых. В итоге доля неграмотных в Польше сре­ди лиц в возрасте старше 10 лет сократилась с 33,1% в 1921 г. до 22,1% в 1931 г. и продолжала снижаться. Хуже обстояло дело с обучением детей не польской национальности на родном для них языке в государственных школах. В Галиции, например, числен­ность государственных украинских школ даже уменьшилась по сравнению с довоенным временем, зато росло количество дву­язычных школ. Для того, чтобы противодействовать полонизации молоде­жи, украинцы, белорусы, немцы вынуждены были содержать частные платные школы.

Подавляющая часть еврейских детей по-прежнему обучалась в традиционных школах (хедерах).

К трем польским университетам, которые существовали к моменту обретения независимости, прибавились Познанский, Виленский и Люблинский католический, а также ряд институтов. В общей сложности в межвоенный пери­од действовали 16 государственных и 11 частных высших учебных заведений, которые окончили 83 тыс. студентов. Но так и не был открыт обещанный польским правительством украинский уни­верситет, в обществе постоянно обсуждался вопрос о введении процентной нормы для евреев в высших учебных заведениях.

Широкую просветительную деятельность вели около 26 тыс. библиотек, более 900 народных домов (в том числе 625 сельских), тысяча народных театров, 175 музеев, десятки культурно-просве­тительных обществ. В 1925 г. начала работу первая польская радио­станция, и в 1939 г. в стране было уже около 1 млн. радиоабонентов.

Наряду с литераторами, приобретшими известность до пер­вой мировой войны, на литературном небосклоне ярко засверка­ло творчество писателей Марии Домбровской, Юлиуша Каден-Бандровского, 3офии Налковской, поэтов Владислава Броневского, Ярослава Ивашкевича, Антони Сло­нимского, Юлиана Тувима, Яна Лехоня и др. Владислав Реймонт в 1924 г. получил Нобелевскую премию за роман «Мужики». Наряду с реалистическим литературным творчеством популярность приобрели различные направления авангардизма.

Более благоприятные условия сложились для научной работы, но по-прежнему преобладали дисциплины, не требовавшие больших средств на проведение исследований. Международное признание получили труды в области математики (Стефан Банах), социологии (Флориан Знанецкий), философии (Казимеж Твардовский, Тадеуш Котарбиньский, Владислав Татаркевич), физики (Чеслав Бялобжеский), исто­рии (Вацлав Конопчиньский, Ян Рутковский, Вацлав Собеский, Оскар Халецкий и др.).

Быстрое развитие железнодорожного, морского и авиаци­онного транспорта, создание современных производств, а также потребности армии в новых видах вооружения стимулировали инженерную и конструкторскую мысль. В 1938 г. на авиацион­ной выставке в Белграде польский бомбардировщик «Лось» за­нял первое место, опередив английские, немецкие и итальянс­кие самолеты. Но его серийное производство налажено не было. Большим достижением стало создание польскими специалистами машины «Энигма», с помощью которой военная разведка получила возможность дешифровки тайных шифров Германии. Во время войны поляки передали ее своим западным союзникам.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Мир в первой половине XX века, 1918-1945, Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Посконин В.С., 1994.

Данная книга является продолжением ранее вышедшего пособия «Мир в начале XX века. 1898-1918». Она содержит новые концептуальные подходы к событиям межвоенного периода и материалы, дополняющие учебный курс «Новейшая история».

Второй выпуск материалов по зарубежной истории посвящен периоду между двумя мировыми войнами (1918-1945). Возможно, это один из самых трудных для изучения разделов всемирной истории. В короткий исторический период, охватывающий четверть века, спрессовалось множество событий мирового значения, центром которых стала Европа. Именно здесь с интервалом в два десятилетия произошли две мировые войны. Резко обнажился новый идейно-политический раскол в Европе - либеральная демократия встретилась с агрессивным вызовом тоталитаризма и фашизма.

Эти годы оказались переломными и в судьбах России. Октябрьская революция 1917 г. в России вырвала огромную страну из единого мира, уведя ее народы на путь неизведанного социального эксперимента. 20-е и 30-е гг., вторая мировая война еще живы в сознании людей, в семейной памяти, живы и участники этих событий, что определяет нередко личностный, субъективный подход к ним. Узловые проблемы развития мировой истории тех лет продолжают оставаться объектом идейно-политической борьбы.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПОСЛЕВОЕННАЯ ЕВРОПА И АМЕРИКА: ОТ РЕВОЛЮЦИЙ К СТАБИЛИЗАЦИИ (1918-1929) 5
§ 1. ЕВРОПЕЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ ГОСУДАРСТВ 5
Социально-политические последствия первой мировой войны 5
Революция в Германии. 7
Революция в Австрии 8
Революция в Венгрии 8
Распад Австро-Венгрии и образование новых государств 9
Образование Югославии 9
Восстановление независимости Польши 9
Провозглашение независимости Финляндии 9
§ 2. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ: ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 10
Парижская мирная конференция 10
Создание Лиги Наций. Мандатная система 11
Версальский мирный договор 11
Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. 12
§ 3-4. СТАБИЛИЗАЦИЯ И «ПРОЦВЕТАНИЕ». СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 20-Е ГГ. 13
Особенности стабилизации 20-х гг. 13
Особенности экономической стабилизации 20-х гг. 13
Особенности политической стабилизации 20-х гг. 14
«Процветание» по-американски 15
Германия 16
Великобритания 17
Франция 19
Италия 20
ГЛАВА 2. СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 30-Е ГГ. 23
§ 5. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. 23
Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. 23
Пути выхода из кризиса. 23
Кейнсианство и реформы 24
Тоталитаризм 25
§ 6. США: «НОВЫЙ КУРС» Ф.РУЗВЕЛЬТА 26
Особенность экономического кризиса в США. 26
Президент Франклин Д. Рузвельт 27
Реформы «нового курса». Новые функции государства 27
Социальные реформы «нового курса». 29
Роль США в мире. Панамериканизм и изоляционизм 29
§ 7. ГЕРМАНИЯ: ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА 30
Особенности экономического кризиса в Германии 30
Кризис Веймарской республики и поляризация политических сил 30
Установление тоталитарной диктатуры 31
Экономическая система германского тоталитаризма 32
Внешняя политика нацистской Германии 33
§ 8. ФРАНЦИЯ В ГОДЫ КРИЗИСА. НАРОДНЫЙ ФРОНТ 33
Особенности экономического кризиса во Франции 33
Особенности французского фашизма 34
Формирование Народного фронта 35
Правительство Народного фронта 36
ГЛАВА 3. СТРАНЫ ВОСТОКА В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ 37
§ 9. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ. ЯПОНИЯ В 20-30-Е ГГ. 37
Влияние войны и революции в России на страны Азии и Африки 37
Ближний и Средний Восток 38
Послевоенная Япония 38
Агрессия против Китая 39
Особенности авторитарно-монархического режима в Японии 39
§ 10. КИТАЙ 40
Национальная «великая» революция 20-х гг. 41
Упрочение гоминьдановского режима (1927-1937 гг.) 42
Поражение революционного движения под лозунгом советов (1927-1937 гг.) 43
Формирование единого национального антияпонского фронта 44
§ 11. ИНДИЯ 44
Индия после войны 44
М. Ганди и гандизм 45
ГЛАВА 4. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 47
§ 12. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ 47
Обстановка в регионе в 20-е гг. 47
Латинская Америка в 30-е гг. Усиление роли государства в экономике. 48
США и Латинская Америка. 50
§ 13. МЕКСИКА 50
«Революционный каудильизм» (20-е гг.). 50
Кризис режима «революционного каудильизма». 50
Преобразования правительства Карденаса (1934-1940). 51
ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ 52
§ 14. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 20-Е ГГ. 52
«Рурский кризис» и проблема германских репараций. 53
Лига Наций и проблема разоружения. 54
Советская Россия и Запад. 54
§ 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КАНУН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 55
Международные отношения в годы кризиса (1929-1933). 55
Фашизм у власти в Германии и международные отношения. 56
Захват Италией Эфиопии. 56
Образование агрессивного германо-итальяно-японского блока. 56
Коллективная безопасность или «умиротворение» агрессоров? 57
Политика «умиротворения». Мюнхенское соглашение 1938 г. 57
Аигло-франко-советские переговоры. Советско-Германский пакт. 58
ГЛАВА 6. НАУКА И ИСКУССТВО 59
§ 16. НАУКА И ТЕХНИКА 59
Естественные науки. 59
Техника. 60
§ 17. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 62
Особенности развития литературы и искусства в 20-30-е гг. 62
Литература. 62
Изобразительное искусство. 63
ГЛАВА 7 ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 65
§ 18. НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 65
Нападение Германии на Польшу. Политика СССР. «Странная война». 65
Присоединение Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины к Советскому Союзу. 67
Военные действия Германии и Италии против Англии. 67
Военные действия на Балканах. 68
Фашистский «новый порядок». Зарождение движения Сопротивления. 68
§ 19. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА СОВЕТСКОГО СОЮЗА. ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ДРУГИХ ТЕАТРАХ МИРОВОЙ ВОИНЫ 69
Нападение фашистской Германии и ее союзников на СССР. 69
Вступление в войну США и Восточной Азии. 70
Антифашистская коалиция. Объединенные Нации. 71
§ 20. КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ВОЙНЕ 72
Развитие военной экономики. 72
Поворот в ходе войны. 73
Второй фронт в Европе. 75
§ 21. ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ ВОЙНЫ 76
Освобождение от фашизма стран Юго-Восточной Европы. 76
Ялтинская конференция. 77
Капитуляция Германии. 77
Потсдамская конференция. 78
Капитуляция Японии. Освобождение стран Юго-Восточной Азии. 78
Итоги второй мировой войны. Военные потери. 79
Разгром фашизма. Победа демократии. 79
Изменение соотношения сил на международной арене. 80
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА 80

Мир в первой половине ХХ века.

1. Вторая промышленная революция - это технологические изменения 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия. Это период, когда был сделан ряд важнейших изобретений, продолжающих развитие тех социально-экономических изменений, которые были начаты первой промышленной революцией. Перечислить все изобретения практически невозможно, но важнейшие из них мы должны знать: в первую очередь это изобретение электричества и строительство в 80-е – 90-е годы первых паровых электростанций. Телефон – это новое средство связи, несколько раньше появился телеграф (как и фотография в 37-м году). В 70-е – 90-е годы были изобретены телефон, радио. Многие из этих изобретений были сделаны одновременно в самых разных странах мира или разными учеными одной страны вне зависимости друг от друга. Третья группа изобретений связана с использованием новых видов топлива: в первую очередь это нефть и газ. Нефть и газ в конце XIX века применяются еще только для освещения, и на рубеже XIX – XX веков появляется бензин, как топливо для двигателей внутреннего сгорания. Следующая группа изобретений как раз связана с появлением первых автомобилей, которые были построены вне зависимости друг от друга Бенцом и Крайслером в Германии, Фордом в Америке. В начале XX века появляется первый русский автомобиль Яковлева и Фризе. В 1896 году на нижегородской ярмарке они представили первый автомобиль, который вызвал больше возмущения, чем восхищения. В начале XX века появляются первые аэропланы, изобретение которых приписывают братьям Райт. С этого момента, т. е. с 70-х – 90-х годов девятнадцатого столетия, технические, а затем и научно-технические изобретения, следуют одно за другим, постоянно меняя не только промышленность, не только производство, но и бытовую жизнь людей. Практически наступает такая лавина, когда казалось, что техника может справиться со всеми проблемами, когда человек жил в постоянно меняющемся темпе и в постоянно меняющемся мире. С тех пор мы так и живем.

Вторая промышленная революция одной из особенностей имела то, о чем уже говорилось выше, - массовый характер изобретательства одновременность, парралельность изобретения одного и того же продукта в различных странах. Это свидетельствовало о том, что уже не отдельные, а многие страны вступили в век промышленной цивилизации.

В большинстве европейских стран первая и вторая промышленные революции сливаются и выступают в качестве единого процесса. Вместе с развитием индустриализации Европа теряет свою гегемонию в развитии техники. На путь индустриализации встали Соединенные Штаты Америки, а также некоторые страны Азии и, в первую очередь, Япония, ставшая на путь модернизации.

Из Европейских стран наиболее быстрыми темпами вторая промышленная революция или индустриализация развивается в Германии, которая в семидесятые годы, наконец, объединяется. В ней вырастает сильное национал-патриотическое движение, и идея национализма становится одной из ведущих идей. По темпам индустриализации Германия в этот период превосходит все остальные европейские страны. Несколько отстает Франция. Это связано с парижской коммуной, первой в мире социалистической революцией и последовавшей за ее поражением франко-прусской войной.

Всплеск национализма, естественно, мы отмечаем во всех странах, не только в Германии, но, например во Франции. Создатель одного из первых автомобилей, Бенц, имел немецкое происхождение, но родился и долгие годы жил во Франции, и он на своей шкуре почувствовал, что такое национализм. В ходе франко-прусской войны его семья была вынуждена уехать назад в Германию, потому что жить во Франции немцам стало невозможно. И свое главное изобретение он сделает уже в Германии.

Вторая промышленная революция охватывает период с 70-х годов XIX века по 60-е годы XX века. Она не однородна, мы будем делить ее на два этапа. Первый этап – этап индустриализации, который продолжается до 30-х годов XX века, приводит к формированию развитых капиталистических обществ, где ведущими социальными группами становятся класс буржуазии и рабочий класс. Второй этап второй промышленной революции – это так называемая научно-техническая революция. Важнейшие изобретения, свидетельствующие о вступлении промышленной революции в новую фазу, были сделаны в 20-е – 30-е годы, но широкое применение в промышленности и быту они нашли в основном после Второй мировой войны, поэтому в нашей литературе нередко можно встретить выделение в качестве второго этапа именно 1945 год, тем более, что в свое время Никита Сергеевич Хрущев на одном из партийных съездов так и заявил: после Второй мировой войны Советский Союз вступает в эпоху научно-технической революции.

К сожалению, даже среди ученых единого мнения по этим классификациям нет. В реальной истории все эти изменения идут сплошным диффузным потоком, и деление на этапы, периоды носит условный характер. Это делается для облегчения учебного процесса и научной работы. В реальной жизни разделить первую промышленную, вторую промышленную, научно-техническую, компьютерную революции крайне сложно. И это является причиной разногласий по этому вопросу. Хотя социальные, политические изменения явно свидетельствуют о наличии таких периодов, таких этапов.

Научно-техническая революция связана, в первую очередь, с автоматизацией и роботизацией производства, в определенной степени с заменой труда человека трудом машины, т.е. с переходом производства на производство машин, создающих машины. Кроме этого научно-техническая революция связана с революционными изменениями в области связи, с открытием и применением телевидения, с передачей видео и звуковой информации на расстояние. Первый телевизор был изобретен в конце 20-х годов инженером Зворыкиным, конечно, американцем. Он сам в своих воспоминаниях напишет: «Россия дала мне широчайшее образование, благодаря которому я в состоянии был работать в науке, а Америка дала мне материальную возможность претворить мои идеи в жизнь». В 36-м году в Америке впервые началась трансляция телепередач, но развитие телевидения уже в массовом масштабе началось в послевоенный период. Собственно заслуга Зворыкина не в создании телевидения, как такового, а в создании электронной трубки, которая могла передавать, воспринимать изображение. Все остальные компоненты телевидения были сделаны другими учеными.

Особенность научно-технической революции заключается в том, что теперь важнейшие изобретения делают не одиночки, а группы ученых различной специализации. С начала двадцатого века во Франции появляются мощные исследовательские лаборатории и научные институты, но в начале века их было немного. С середины 30-х годов начинается массовое создание научно-исследовательских институтов и лабораторий, как отдельными фирмами, так и в качестве государственных учреждений или созданные академиями наук. Это была потребность времени. Специализация ученых в течение XIX века привела к тому, что уже в 20-е – 30-е годы ученые даже близких специальностей перестали понимать друг друга. Каждая частная наука выработала свой незнакомый и непонятный язык для других наук. Эти лаборатории, институты, научные и проблемные группы объединили ученых разных специальностей, интегрировали язык близких и смежных специальностей, а главное дали великолепные результаты.



Широкое применение ракетной техники в годы Второй мировой войны привело к появлению автоматических линий на производстве взамен конвейера, а конвейер связан с именем Тейлора, хотя на практике конвейер использовался еще в античные времена, но это был конвейер другого типа. Тейлор – это инженер, который работал на заводах Форда. В конце Второй мировой войны появляется новый тип энергии – атомная энергия, которая вначале используется в военных целях и только с середины 50-х, начала 60-х годов в мирных целях. В то же время начинает развиваться электроника, хотя первые вычислительные машины были созданы тоже на рубеже 20-х - 30-х годов, но они были ламповыми, очень громоздкими с очень маленькой памятью, и предназначались они в основном для промышленных целей. О развитии компьютеров будет говориться в лекциях по информационной революции. Научно-техническая революция во многом подготовила революцию информационную, а значит и переход промышленной цивилизации в совершенно новую стадию, так называемого постиндустриального или информационного общества, о котором заговорили уже в конце 50-х начале 60-х годов.

Быстрые темпы индустриализации привели к резкой дифференциации стран, ставших на путь промышленной цивилизации, являющихся ее лидерами, и стран, которые к промышленной цивилизации не приступили. Это являлось экономической основой деления колониальных империй. Ведущей колониальной державой XIX века являлась Великобритания. По мере вступления в эпоху промышленной цивилизации других стран начинается передел, в первую очередь экономический, колоний. Особенно активно борьбу за колонии ведут такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Германия и Япония. В США решалась эта проблема довольно просто, благодаря проникновению американских промышленных товаров в Центральную и Латинскую Америку и вытеснению, по крайней мере, в экономической сфере оттуда бывших колонизаторов, Испании и Португалии, которые по темпам экономического развития были наиболее слабыми в Европе.

Второй этап второй промышленной революции привел к тому, что значительно выросло количество людей наемного труда. Пик численности рабочего класса в мировой истории, т.е. людей наемного труда занятых в промышленности, приходится на 30-е годы XX столетия (во всех странах, кроме Советского Союза). В это время рабочий класс составлял 30% - 35% трудоспособного населения – значительно больше, чем в концеXIX века, и значительно больше, чем в наше время. В период второй промышленной революции усиливаются кризисные явления, присущие капитализму, как таковому. Первые экономические кризисы появляются еще в 20-е годы XIX века, но они носили, как правило, однонациональный характер. До 50-х годов они затрагивали в основном Великобританию. С конца 50-х годов кризисы распространились сразу на несколько стран. Самым сильным мировым экономическим кризисом начинается XX столетие 1901-1903 годов. Причины экономических кризисов, в общем-то, элементарны. Прирост производства промышленной продукции не находит своего потребителя, благодаря тому, что совокупная стоимость произведенного товара значительно больше, чем покупательная способность населения, т.е. наметился разрыв между ценой товара и стоимостью рабочей силы.

Среди первых крупных предпринимателей были люди, которые прекрасно понимали недопустимость подобного положения. Среди этих людей, в первую очередь, надо назвать Генри Форда. Это был единственный человек, который поставил своей целью создание не просто автомобиля, а создание дешевого автомобиля, такого автомобиля, который был в состоянии на свою зарплату купить любой работник заводов Форда. Но компания Форда жила в условиях жесточайшей конкуренции и должна была считаться с общим уровнем цен. В результате этой идеи Форду удалось добиться только в 30-е годы, опираясь на поддержку талантливого американского президента Франклина Делано Рузвельта. Второй экономический кризис 1900 –1903 годов, а для России 1901 – 1903 годов, показал, что капиталистическое общество вступило в новую стадию своего развития, называемую эпохой империализма.

Теорию империализма разрабатывает в первую очередь английский экономист Гильфердинг, во вторую очередь Роза Люксембург, а в третью Владимир Ильич Ленин, который написал работу в свойственном ему духе очень строгую, очень точную, где все было разложено по пунктам. Чем империализм отличается от классического капитализма? Во-первых, это образование монополий, т.е. создание объединений ряда крупных, средних, мелких предприятий, которые разрабатывают единый промышленный цикл. Например, производство автомобилей: от производства металла, отдельных деталей до выпуска готовых машин; нефтяные компании: от добычи нефти до выпуска готовых продуктов, включая, скажем, искусственные ткани, которые готовятся на основе нефти. Монополии не были едины, они имели различные формы: картели, синдикаты, тресты. Вторым признаком империализма по Ленину является объединение промышленной и банковской верхушки, образование, так называемой финансовой олигархии. В годы второй промышленной революции сильно выросла роль банков. Подавляющее большинство изобретателей новой техники не были людьми состоятельными. Для осуществления их идей им нужны были материальные средства, а финансы находились в руках бывшей феодальной знати в большинстве стран мира, которые не в состоянии были эти финансы должным образом использовать. Посредниками между этими финансами и изобретателями и становятся банки, которые рассматривают проекты изобретений и выдают целенаправленные кредиты под строительство того или иного промышленного предприятия, под научные исследования в той или иной области, естественно, претендуя на прибыль данного предприятия или на прибыль от данного изобретения.

Банки сыграли и еще одну удивительную роль. Благодаря тому, что большинство изобретений второй промышленной революции были сделаны одновременно во многих странах, в конце XIX века судебные иски между учеными и техниками друг к другу стали явлением нормальным и постоянным. Из всех изобретателей больше всего судились такой известный человек, как Томас Эдисон, и Дизель, но в результате судебных тяжб Дизель покончил жизнь самоубийством, так и не сумев доказать свой приоритет в изобретении этих моторов. Для этих судебных тяжб роль банков была колоссальна, т.к. любой судебный процесс стоил дорого, но продажа патента и прав на изобретение обходилась еще дороже. Изобретения и их промышленное освоение приносили колоссальные прибыли, очень редко самим изобретателям, гораздо чаще тем же банкам и владельцам промышленных предприятий, которые использовали эти изобретения. Сочетание изобретательских, инженерных способностей и предпринимательских в одном человеке явлением было крайне редким. Пожалуй, только Форд и Тейлор. Второй признак говорит о том, что в начале XX века, особенно в ходе мирового экономического кризиса, банки стали одновременно и владельцами промышленных предприятий. Создавались своеобразные империи внутри промышленности вначале одной страны, а затем и в международном масштабе. Классический пример: такой банкир, как Морган, скупил на среднем западе Соединенных Штатов ряд нефтяных скважин и стал строить нефтеперерабатывающие заводы, обеспечивая финансирование этого производства своими банками. Прямо противоположный пример – семейство Рокфеллеров. Крупнейшие нефтепромышленники в ходе мирового экономического кризиса скупают целый ряд обанкротившихся банков и становятся одновременно и промышленниками и банкирами, т.е. создавая как бы отдельные, свои собственные государства внутри государства. Естественно, что эта финансовая олигархия начинает рваться и к политической власти. Нередко члены семей этих олигархов претендуют на президентские и парламентские посты, еще чаще они покупают политиков или выдвигают из числа своих служащих, создают массированные лоббистские группы в парламентах стран. Третий признак – заканчивается территориальный раздел мира. Четвертый и пятый связаны с начинающейся борьбой за передел мира, вначале экономического, а затем политического, т.е. Первая мировая война была неизбежностью. Она отвечала экономическим закономерностям развития мира. Естественно, эти экономические процессы приводили к достаточно серьезным социально-политическим изменениям. В ходе второй промышленной революции мы замечаем некоторое торможение процессов, свойственных первой промышленной революции. Процесс урбанизации продолжается, но идет более медленными темпами: к началу XX века в развитых странах 50% населения жило в городах, к нашим дням живет около 75%, т.е. темпы урбанизации явно замедлялись. С другой стороны изменяются и демографические показатели, в первую очередь, такой важнейший показатель, как средняя продолжительность жизни населения. Она вырастает с 45 до 65 лет в середине 60-х годов, несмотря на последствия Второй мировой войны, которые этот показатель резко снизили. В настоящее время средняя продолжительность жизни составляет 75-80 лет, в более развитых странах – 83 года. Наша страна, в этом плане, – феномен, за последние десять лет средняя продолжительность жизни мужчин у нас сократилась на двенадцать лет, и разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин составил 14 лет (за десять лет количество убийств выросло в 30 раз). Демографические показатели и их изменение связаны не только с увеличением продолжительности жизни, но и с замедлением темпов прироста в развитых странах. Начиная с 20-х – 30-х годов, а в большинстве стран уже с начала XX века, падают темпы рождаемости. Большие семьи выходят из моды. Сокращение рождаемости отмечается во всех европейских странах вплоть до сегодняшнего дня, кроме одной развитой страны, начиная с 45-го года, увеличивается рождаемость в Соединенных Штатах Америки. Рост численности жителей США наблюдается не только за счет большого притока иммигрантов, но и за счет резкого увеличения рождаемости.

Общие тенденции развития мирового капитализма в конце XIX- начале XX в. – вступление капитализма в монополистическую стадию развития. Основные направления и особенности социально-экономического развития европейских стран и США на рубеже XIX – XX вв. Эволюция либеральной и консервативной идеологии в период монополистического капитализма. Рабочее движение в последней трети XIX в. Формирование военно-политических блоков (Тройственный союз, Антанта) и начало борьбы за передел мира. Причины, характер и итоги Первой мировой войны. Влияние Первой мировой войны на экономическое и политическое положение воюющих стран.

Революционный подъем в странах Европы и проблемы послевоенного урегулирования (1918-1922гг.). Формирование Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Особенности мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Варианты выхода из мирового кризиса 1929-1933 гг.: «новый курс» Ф. Рузвельта в США, установление фашистской диктатуры в Германии, Народный фронт во Франции. Международные отношения в 30-е гг. ХХ в. Мир на пороге войны. Международный кризис 1939г.

Причины и характер войны. Агрессия Германии в Европе (1939-1941 гг.) и последствия «странной войны». Расширение масштабов мирового конфликта: нападение фашистской Германии на СССР (июнь 1941г.) и милитаристской Японии на США (декабрь 1941г.). Оформление антигитлеровской коалиции. Коренной перелом в ходе войны (1942-1943 гг.). Тегеранская конференция и проблемы открытия втор0го фронта в Европе. Завершающий этап войны: разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии. Вопросы послевоенного устройства мира на конференциях в Ялте и Потсдаме. Создание и принципы деятельности ООН. Причины и последствия ядерных бомбардировок США японских городов Хиросима и Нагасаки (август 1945г.). Нюрнбергский и Токийский процессы над военными преступниками Итоги и уроки Второй мировой войны.

ИСТОРИЯ второй половины XX – XXI века

Послевоенное мирное урегулирование, формирование двухполюсного мира. Становление мировой системы социализма. Причины и начало холодной войны, появление военно-политических блоков. Восстановление и модернизация экономики стран Запада. Основные тенденции развития стран Европы и США в послевоенном мире: государственное регулирование экономики и социальных отношений, начало интеграции Западной Европы. Влияние НТР на экономику и политику стран Европы и США: формирование основ информационного общества.

Данные методические указания предназначены для студентов всех специальностей очной (заочной) формы обучения. Изучение этого курса в КубГУ осуществляется в соответствии с государственным стандартом. Курс рассчитан на углубленное и подробное рассмотрение проблем теории и истории мировой и отечественной культуры. Часть из них целесообразно вынести для изучения на семинарских занятиях. Это касается, прежде всего, тех проблем, которые вызывают наибольшие трудности у студентов, а также тех вопросов, которые неоднозначно трактуются в культурологической литературе и являются дискуссионными.

Лекции, прослушанные студентами, являются основой их теоретической подготовки, так как дают систематизированные основы научных знаний по культурологии. Знания, полученные на лекциях, должны расширяться в ходе самостоятельного дополнительного изучения. Самостоятельная работа студентов представляет собой одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса в высшей школе. При этом ее значение имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Объясняется это тем, что в комплексе требований, предъявляемых специалисту, все больший удельный вес занимает умение самостоятельно ориентироваться в потоке информации и накопленных знаний.

Семинарские занятия – это одна из основных форм изучения культурологии в вузе. Целью их проведения является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой.

Методические указания носят комплексный характер. Они включают в себя темы и планы семинарских занятий, вопросы, выносимые на обсуждение, тематику докладов, а также список основной и дополнительной литературы к каждому семинару.

Готовясь к семинару, студент должен, прежде всего, ознакомиться с планом семинарских занятий. Следует внимательно прочесть свой конспект лекций по изучаемой теме и рекомендуемую к теме семинара литературу. Главное внимание при этом следует обращать на то основное, что должно быть вычленено в каждом вопросе. С незнакомыми терминами и понятиями нужно ознакомиться в соответствующем словаре или энциклопедии.

Ответ на вопрос, внесенный в план семинарского занятия, должен быть доказательным и аргументированным. Студенту необходимо уметь обосновывать и отстаивать свою точку зрения. Активно участвуя в обсуждении вопросов плана семинарского занятия, студенты учатся логически рассуждать, внимательно слушать своих товарищей, принимать участие в спорах и дискуссиях.

Чтобы облегчить подготовку к семинарскому занятию, студент должен законспектировать рекомендуемую литературу, внимательно осмыслить фактический материал и сделать выводы. Особенно это касается такой формы работы на семинаре, как выступление с индивидуальным докладом, который студент выбирает из рекомендованного списка.

Студенту следует хорошо подготовиться к выступлению с докладом, чтобы уметь грамотно и полно ответить на поставленные в нем вопросы, уметь сделать выводы и показать значение данной проблемы для изучаемого курса культурологии. Студент также должен дать анализ той литературы, которой он пользовался при подготовке к докладу.

Большую помощь в подготовке к семинарским занятиям студентам окажет библиотека университета, в которой имеется обширная учебная, научная и справочная литература.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ