Игры и игровые упражнения для развития речи (Швайко Г.С.). Игры на развитие навыка звукового анализа Определение места звука т в словах

Найди место звука в слове

Цель:

Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

Игровой материал:

Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

Ход игрового упражнения на занятии

Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

«Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

Ход игрового упражнения вне занятия

Страница 8

7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

8. Развитие фонематических представлений

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

10. Физминутка

Бим и Бом приглашают нас потанцевать.

(Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).

0бщее расслабление

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - плечи шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

12. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

Тема: Звуки [З – З"], буква З.

Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.

Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

Психогимнастика

Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

Определение темы занятия

Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

Характеристика звуков

Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.

«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по

развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова.

Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:

  • Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
  • Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
  • Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

Игра «Кто больше?»

Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры:

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.

Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.

  • на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
  • на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
  • на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»

Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.

(Слайд № 4)

Упражнение «Подбери пару»

Цель : выделение звука на фоне слова.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)

Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).

Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)

Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель : определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение «Подскажи Петрушке звук».

Цель : определение последнего звука в слове.

Упражнение: «Ежик»

Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).

(Слайд №8)

Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик».

В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове.

Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.

На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

Упражнение «Змейка»

Цель : определение места звука в слове.

(Слайд №9)

Упражнение «Светофоры».

Цель : определение первого (последнего) звука в слове.

Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

(Слайд № 10)

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение « Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».

Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.

По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

(Слайд № 12)

Упражнение «Лабиринт».

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

(Слайд №13)

Упражнение «Магазин».

Цель : определение количества звуков в слове.

По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.

Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Презентация:

Список литературы:

  • Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.

Определяем место звука [у] в словах.

Занятие в старшей группе.

Цели занятия :

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
  2. Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  4. Формировать фонематический слух.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
  • карточки «Поём вместе с гласными»;
  • картинки Зайчика и морковок (6 штук );
  • индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
  • демонстрационные карточки.

Ход занятия:

Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение

Новый материал

Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )

(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)

На доске появляется зайчик.

(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )

– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)

– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)

– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)

Поможем Зайчику достать морковку?

Игра «Морковки для Зайки»

Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.

Детям показывают морковки.

(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).

– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).

– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).

– Молодцы, все готовы. Начинаем.

– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ).

– Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке.

– Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась.

Физминутка:

Ах ты, совушка-сова, (Руки на поясе )
Большая голова. (Поднять руки вверх и опустить их через стороны )
На суку сидишь, (Присесть на корточки, руки на коленках )
Головой вертишь, (Поворот голову из стороны в сторону )
Глазками хлоп, хлоп, (Встать в и.п., хлопки руками )
Ножками топ, топ, (Топают ногами )
И летишь, летишь, летишь. (Показать руками полёт совы )

– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку!

– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ.

(На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ).

– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА.

– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ.

– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА..

– Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ).

– Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Образец детской карточки:

Список литературы:

  1. Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
  2. Е.В. Баринова «5000 загадок».
  3. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».

Елена Юрасова

Одной из основных целей в работе логопеда является подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте. Данная цель достигается путем решения основных задач :

Коррекция нарушения звукопроизношения ;

Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;

Формирование навыков звукового анализа и синтеза .

При формировании навыков звукового анализа логопедическая работа строится в следующей последовательности :

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова , т. е. определение наличия звука в слове .

2. Вычленение звука в начале в конце слова . Определение первого и последнего звука в слове , а также его позиции (начало, середина, конец слова ) .

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности , количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове ).

Дети с нарушением речи испытывают значительные трудности в овладении данными умениями и навыками . Использование игровых приемов на занятиях по обучению грамоте позволяют повысить эмоциональную, мотивационную, речевую и познавательную активность ребенка. Поэтому в своей педагогической деятельности уделяю большое значение поиску новых игровых приемов , которые позволят облегчить и разнообразить работу с детьми.

Предлагаю вашему вниманию игровые приемы , направленные на совершенствование умений определять позицию звука в слове .

Упражнение «Найди место звука »

Цель : закреплять умение определять место звука в слове .

Ход игрового упражнения : педагог произносит слова , ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.

Для изготовления пособия я подготовила карточки с фоном, на круглую резинку закрепила зажимы, на зажимы наклеила фигурки из картона кораблика, машинки, пчелки, зайчика. Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.