Как воспитать любовь к поэзии аргументы. Текст по Е

(1) Главный воспитатель любого человека - его жизненный опыт. (2) Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3) Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга.


Сочинение

Одной из главных составляющих нашей жизни является творчество – в него человек воплощает все то, что находится на уровень выше обывательской реальности. Все самые сокровенные мысли и чувства, все то, что находится внутри каждого из нас, обрамляется форму картин, мелодий и стихотворений. Однако создать такой предмет творчества способен не каждый, в своем тексте Е.А. Евтушенко поднимает проблему определения качеств настоящего поэта.

Подводя нас к рассуждению о проблеме, автор делает акцент на том, что труд писателя в принципе является важнейшей частью жизни человека – книги совершенствуют нас изнутри, а мы совершенствуем изнутри книги, даже не принимая прямого участия в их создании. Таким образом, Евгений Евтушенко подводит нас к мысли о том, что любой настоящий поэт и писатель, создавая своё творчество, всегда должен быть тесно связан с обществом, с простыми людьми, для которых, благодаря которым и ради которых он и трудится. Исходя из этого и вытекают те качества, которые и отличают настоящего поэта от любителя.

Мысль, которую доносит до нас Е.А. Евтушенко, мне ясна: он считает, что, чтобы стать поэтом, нужно обладать тесной совокупностью сразу нескольких качеств. Нужно иметь совесть, обладать умом и смелостью, уметь понимать и ценить чужие стихотворения, и, конечно, уметь самому писать «вкусные» строчки. И при всем этом каждое из качеств должно быть проникнуто любовью к народу, для которого и работает писатель.

Трудно не согласиться с мнением автора. Конечно, настоящий поэт должен с совестью относиться к тем мыслям, которые он хочет донести до людей, но при этом они должны быть интересными и должны обладать смыслом, чтобы суметь заинтересовать. Смелость настоящего поэта, с одной стороны, подвергает его риску, но, с другой, показывает его самоотверженность ради собственного творчества. И чтобы понимать, как нужно писать, чтобы выявить свой стиль, нужно уметь ценить и анализировать творчество своих коллег и учиться писать самому, совершенствуя свой навык. Также тому, что хочет быть настоящим писателем, не стоит забывать о том, что его творчество должно быть направлено не внутрь, а наружу, для других людей, ведь человек пишет для человека, им же ценится и от него же получает отдачу и вдохновение для дальнейшей работы.

Например, настоящим поэтом является главный герой романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий обладает всеми нужными для этого качествами: он является талантливым врачом, и потому заведомо направляет всю свою, в том числе и творческую, деятельность для людей, и его аналитические способности помогают ему в процессе написания стихотворений. Герой имеет совесть и выполняет свой долг как перед ранеными партизанами, так и перед добровольцем-колчаковцем, и смело бросается на помощь пострадавшим. В относительно спокойные времена, будучи обычным гражданином, Юрий читает книги и пишет свои очень красивые стихотворения, полные любви к обществу и провозглашающие идею самоценности личности человека как исключительной единицы.

Никто не будет спорить со мной в том, что настоящим, по-настоящему талантливым поэтом являлся А.С. Пушкин. Его лирика всегда была проникнута теплой и нежной любовью к женщинам, к товарищам, к отечеству и к жизни в целом. М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта» писал: «…Восстал он [А.С. Пушкин] против мнений света один, как прежде…», что показывает смелость и самоотверженность великого поэта по отношению к своему творчеству. Талант А.С. Пушкина и его вклад в русскую литературу неоспоримы, он знал, с кого брать пример и что доносить своим творчеством. Именно благодаря этому писатель остался достоянием нашего отечества и примером для всех последующих поколений.

Таким образом, можно сделать вывод, что истинного поэта определяет его незаурядный ум и талант, смелость и умение понимать и оценивать творчество своих коллег, а также, безусловно, талант с первой же строчки провалиться в душу человека и остаться в ней светлым, теплым огоньком, освещающим дорогу в будущее.

Текст

(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызы­вающим наибольшие споры категориям. (2)Не случайно еще теоретики XVIII века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врожденной талант­ливости.

(З)Прежде всего, необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». (4)Молодой Тургенев - человек с тонко развитым поэтиче­ским чувством - восхищался Бенедиктовым, Чернышев­ский считал Фета - одного из любимейших поэтов Л.Н. Толстого - образцом бессмыслицы, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Ло­бачевского. (5)Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой - «плохой», на­столько многочисленны, что их следует считать не исклю­чением, а правилом.

(6)Чем же это обусловлено? (7)Для того чтобы в этом ра­зобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рас­сматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. (8)Однако между художественными языками и первичным, естественным языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке - это значит правильно гово­рить на нем, то есть говорить в соответствии с определен­ными правилами. (9)Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы пере­стаем его замечать. (Ю)Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. (11)В поэзии дело обстоит иначе - самый ее строй информативен и все время должен ощущаться как неавтоматический.

(12)Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую инфор­мацию, - это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. (13)Нарушение первого принци­па сделает текст бессмысленным, второго - тривиальным. (14)Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для нее ин­формативные. (15)А это подразумевает конфликт с чита­тельским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. (16)Но, побеждая чи­тателя, писатель берет на себя обязательство идти дальше. (17)Победившее новаторство превращается в шаблон и теря­ет информативность. (18)Новаторство - не всегда в изобре­тении нового. (19)Новаторство - значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и не­совпадение с нею.

(20)Цель поэзии, конечно, не «приемы», а познание ми­ра и общение между людьми, самопознание, самопострое­ние человеческой личности в процессе познания... (21)Поэтический текст - мощный и глубоко диалектиче­ский механизм поиска истины, истолкования окружающе­го мира и ориентировки в нем. (22)В конечном итоге цель поэзии совпадает с целью культуры в целом. (23)Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать ее механизм, ее внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

Сочинение

Есть люди, которым понятнее простые, информативные тексты, без вычурности и запутанного сюжета. Но люди с богатым воображением и развитой фантазией не довольст­вуются примитивным искусством, им нужна высокая по­эзия, в которой им самим найдется место для сотворчества. Взгляды на искусство этих двух категорий абсолютно про­тивоположны, но именно из субъективного мнения форми­руется и общественное мнение.

Именно об этом говорит известный литературовед Ю. Лотман в данном тексте. Автор поднимает проблему ис­тинной поэзии, которая не должна быть и слишком простой, и чересчур вычурной. Ю. Лотман считает, что идеальная по­эзия - это та, в которой соблюдается баланс между «ожи­даемым» и «неожиданным».

Позиция автора мне понятна и близка, я разделяю мне­ние известного литературоведа. Действительно, в погоне за простотой и ясностью стиха иногда теряются волшебство, магия поэтического слова. И наоборот, если поэта влечет форма, а не содержание, «хорошей» поэзией такие стихи назвать трудно.

В тексте Ю. Лотмана упоминается фамилия А.А. Фета. Вместе с Ф.И. Тютчевым, А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым его причисляли к идеологически консерва­тивному течению, которое было названо русской критикой 1950-х годов «чистым искусством». Оно воспринималось ре­волюционно настроенным обществом негативно, и этому способствовало мнение Н.А. Некрасова и В.Г. Белинского. Но поэты этой группы были уверены, что поэзия должна быть выше преходящих идей, она должна говорить о веч­ных ценностях - о любви, о природе, о человеке, его душе, о Боге. И они оказались правы. Прошли революции, войны, социальные и природные катаклизмы, а поэзия Ф.И. Тют­чева, А.А. Фета не потеряла своей актуальности. Возьмем, к примеру, хотя бы знаменитое тютчевское:

Не то, что мните вы, природа... Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

Кстати сказать, Алексей Толстой, над которым посмеи­вались из-за того, что он игнорировал идеи социал- демократов, входил в группу литераторов, именовавших се­бя Козьмой Прутковым. А уж как коснулось его сатириче­ское перо чиновников и казнокрадов, знает каждый читаю­щий гражданин России!

В начале XX века «будетляне» сбросили «с парохода со­временности» Пушкина, Достоевского и стали писать стихи по-новому. В погоне за формой потерялась не только магия поэзии, но и вообще всякое содержание. Все помнят стихи экспериментатора в области словотворчества и «зауми» В. Хлебникова:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, Что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно!

Не хочется говорить о них, что это «плохие» стихи, но ничего для души в них нет. Наверное, поэтому очень скоро они стали всего лишь признаком исторической эпохи, а Пушкин и Достоевский вернулись к читателю. Д. Хармс, иронизируя, написал В. Хлебникову такое посвящение:

Ногу за ногу заложив, Велимир сидит. Он жив. Все.

Мне кажется, это самая яркая оценка футуристической поэзии. А вот В.В. Маяковский остается с нами без натяж­ки, потому что в своей лирике сумел найти баланс между необычной формой, продиктованной новым временем, и ста­рыми, как мир, истинами.

Быть настоящим поэтом - это значит иметь, как говорил М. Волошин, Божью искру и особый талант чувствовать, пе­реживать, видеть так, как и все остальные люди, но чуточку больше, чем они. Вот тогда поэзия будет «хорошей».

Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ

Евгений Александрович Евтушенко - советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России - больше, чем поэт» - пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.

В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия - больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.

С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, - поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».

Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки - испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле - дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.

Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.

Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.

В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .

По тексту Е. А. Евтушенко

(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю... только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня...». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».

(По Е. А. Евтушенко*)

Текстовая HTML-версия публикации


Ввеление Детская поэтесса И. Токмакова пишет: «Детская книга при всей ее внешней простоватости - вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство - детская книжка!» Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально- ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Это связано с тем, что семья формирует у ребенка первоначальный социальный опыт, знакомит с многообразием ролевого поведения, способствует развитию привычек, нравственных черт и психических свойств. Семья одна из первых исторических форм социальной общности людей, имеет определенную форму отношений между супругами, между родителями и детьми, между ними и другими родственниками. . Основой нравственного воспитания, его первой и важной ступенью является формирование у ребенка такого понятия, как «уважение к старшим».
1. Развитие интереса к поэзии 2.1 Формы взаимодействия с детьми. Одной из форм взаимодействия с детьми в данном направлении является чтение художественной литературы. Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно, позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека. Поэзия становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживании людей, об их устремлениях, а также живительным источником чувств ребенка. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь, её чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка. После чтения произведения обязательно нужно поговорить о прочитанном, задать «проблемные» вопросы, что – бы дети могли выразить своё понимание произведения. Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Сам ребенок к поэзии не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. При любом подходящем случае необходимо сопровождать свою речь исполнением русских народных песенок и потешек; водить с детьми хороводы, играйте в народные игры, в которых действие сопровождается текстом. Рассматривать книжные иллюстрации. Приобщать к неторопливому восприятию рисунка, «прочтение» которого с помощью взрослого вызывает у ребенка радость и желание сегодня, завтра и позже вернуться к рассматриванию знакомой иллюстрации.
К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, компьютерные игры. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Полноценное развитие малыша невозможно без литературы. Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в лёгкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. По словам Сухомлинского В.А., чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.
Чтобы чтение и рассказывание было обучающим - необходимо соблюдать правила: чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушали голос. Воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени - на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение "с листа", без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производит интонационный разбор произведения ("дикторские прочтения") и тренируется в чтении вслух. Малышам воспитатель в основном читает наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы). Уже многие десятилетия литературные произведения являются неизменным спутником социализации подрастающего поколения. Зарубежный исследователь Энн Терри изучала интересы детей в области поэзии и пришла к следующим выводам: Дети сами определяют, какие поэтические произведения им нравятся, а какие нет. Только их собственное мнение по этому вопросу должно быть решающим при выборе поэтических произведений педагогами и родителями. Хрестоматии, программы, учебные пособия очень часто не содержат любимых детских поэтических произведений. Они составляются, исходя из мнения взрослых по этому вопросу. На интерес детей к поэзии влияют: форма произведения (детям нравятся так называемые «фигурные стихи» - стихотворения, строки которого расположены таким образом, что весь текст имеет очертание какой-либо геометрической фигуры или предмета); определённые элементы поэзии: ритм, рифма, звуковые повторы, стилистические фигуры (сравнения,
антитезы); содержание (особенно дети любят юмористические стихотворения и стихотворения, связанные с их непосредственным опытом). Стихи, которые нравятся детям одного возраста, могут не нравиться детям другого возраста. Стихотворение, которое популярно у детей одного возраста и уровня развития, может нравиться детям другого возраста. Дети не любят те стихотворения, которые они не понимают: философского, созерцательного характера. В целом девочкам поэзия нравится больше, чем мальчикам. Кроме того, существуют некоторые предпочтения в выборе поэтических произведений, связанные с полом ребёнка. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста в общем больше нравится современная поэзия, чем традиционная, классическая. Эта особенность сохраняется и в школьном возрасте. Качество поэтического произведения может не являться решающим фактором, влияющим на выбор детей. Многие стихотворения, которые, по мнению литературоведов, искусствоведов не являются «настоящей поэзией», тем не менее, могут нравиться детям. 1.2 Методы, способствующие формированию интереса к поэзии детей дошкольного возраста. Известны определенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте. Выразительное чтение вслух внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка.
Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А.Барто, Б.Заходера. Методика работы следующая: воспитатель читает вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детской литературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя, понравившийся сюжет способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к вниманию. Литературные викторины. Их организацию нужно досконально продумать, лучше разбить детей на команды и провести как соревнование. Особое значение придается предварительному этапу, который включает чтение книг, беседы по содержанию, творческую работу, организацию книжной выставки. Кукольные драматизации помогают ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлять героев, активнее следить за развитием действия. Старшие дошкольники могут показывать спектакль для младших детей. Чтобы ребенок захотел обращаться к книге, надо формировать мотивацию читательской деятельности. Этому способствует смена целей обращения к книгам в зависимости от возраста. Книга неодинаково важна для малыша трех лет и для ребенка 6-7 лет. Книга для ребенка трех лет не является предметом необходимости, нужно привлечь внимание малыша к книге. Читательская деятельность малыша в этот период развития связана с рассматриванием, недолгим слушанием и первым общением с книгой из рук взрослого. Воспитатель показывает образец отношения к книге: бережно держит ее, аккуратно перелистывает, указывает на предметы, любовно смотрит на обложку и остальные части
книги. Следует всегда показывать того, о ком говорите детям, а затем просить детей: покажи медведя, лису. Так воспитатель учит первому общению с героями. Он как бы не читает, а рассказывает книгу, тесно общаясь во время чтения с детьми, глядя им в глаза. Детям от трех до пяти лет следует предлагать книги, в которых сюжеты литературных и народных произведений станут сюжетами детских игр: гуси- гуси, репка, теремок. В игре закрепляются полученные образные впечатления. Дети выполняют движения героев, запоминают и поют песенки, озвучивают роли. Игру желательно проводить под музыкальное сопровождение. Музыка вводит в атмосферу литературных произведений. Так реализуется возрастная закономерность восприятие литературы неотделимо от других видов деятельности, в том числе игры. Чтобы развить интерес детей к книге можно ввести в занятие присутствие героя из литературного произведения, который будет приходить на занятия, знакомить детей с книгами, задавать вопросы, реагировать на высказывания, устраивать игры и поощрять. Это может быть котенок из стихотворения Маршака «Усатый, полосатый», Кисонька - Мурысонька. Важно чтобы этого героя любили, узнавали. Слушание сочетается с другими видами деятельности. При чтении нужно донести до детей красоту поэтического: в слова, мелодию, ритм и настроение стиха. Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия – хороший материал для совместных повторов, заучивания. Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические – это внимание к сюжету, создание образов. Слушание чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов.
Дети в зависимости от общего развития по разному воспринимают литературу: одни называют факты и героев, другие пытаются понять, о чем произведение, ставят вопросы, третьи проявляют наблюдательность, выделяют существенное, сравнивают, пытаются обобщить, четвертые выражают личностное отношение к произведению, при этом видят не только особенности содержания, но и форму его выражения, сопереживают, живо представляя художественный образ, формулируют оценки и выводы. Занятие строить нужно так, чтобы переводить детей с первичного на более высокий уровень. Качественным можно назвать то занятие, на котором дети на один и тот же вопрос «О чем это произведение?» отвечают по-разному в начале и конце занятия. Для старших дошкольников типичным упражнением при рассматривании книги становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частностям – от них к новому обобщению. Следует рассмотреть обложку, считать информацию с вводных листов, рассмотреть постранично, предвосхититься содержанием, подвести итоги узнавания книги. Затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей. Ведущим видом деятельности при работе с текстом становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Она важна тем, что дает возможность детям поделиться впечатлениями, эмоциями, открытиями. Ведь в период общения с книгой ребенок становится соавтором, соучастником событий, видоизменяет происходящее в тексте согласно своему восприятию и пониманию. И ему хочется, чтобы его мнение узнали другие.
Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Отвечая на вопрос, он вдумывается в текст, запоминает его содержание, улавливает с помощью взрослого особенности формы, использует язык писателя в своей речевой практике. Для разного возраста существуют разные типы вопросов. От года до трех лет преимущественно задаются вопросы, помогающие ребенку воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Эти вопросы и по звучанию, и по смыслу напоминают те. Которые малыш слышал в народных песенках и потешках: -«Кисонька – Мурысонька, где была? Заинька, где ты был – побывал?». В таких стихах вслед за вопросом предполагается ответ. Диалогическая форма народных произведений способствует развитию умения общаться, слышать друг друга. Затем это умение используется и совершенствуется в анализе литературных произведений. На четвертом году жизни ребенка его речь естественным образом входят вопросы «Почему?» и «Зачем?». Желание познать окружающий мир с помощью этих вопросов, частота их употребления, активность в стремлении добиться ответов свидетельствует о том, что ребенку необходим анализ литературного произведения как еще один источник познания. Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих мыслить над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является «Почему?». Вопросы должны быть доступны для детей. Все слова должны быть понятны, точны, оправданны. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем
точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать двойные вопросы: где и почему? Кто и где? , чтобы не рассеивать внимание малыша, нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Вопросы должны быть продуманы заранее. Беседа готовит детей к восприятию текста, уточняет его, делает более глубоким, способствует пониманию текста детьми, развивает у них интерес к чтению, к обдумыванию прочитанного, учит детей аргументированно и эмоционально говорить о прочитанном. На занятиях используются различные виды бесед. Подготовительная (вводная) беседа подготавливает детей к восприятию текста, настраивает их на внимательное слушание и понимание произведения. Содержанием подготовительной беседы может быть биография писателя, история создания произведения, время, отраженное в нем, чьи-то читательские впечатления. В ходе беседы нужно объяснить те непонятные детям слова, которые повлияют на глубину восприятия читаемого. Вводная беседа должна касаться только литературы. Ее содержание настраивает детей на восприятие творчества автора в целом или отдельном произведении – в этом ее смысл. Вводные беседы строятся так, чтобы вызвать симпатию к создателю произведения, пробудить интерес к тексту, помочь детям понять главное в нем. Беседа по восприятию художественного текста выявляет, какое воздействие на детей оказало прочитанное. В связи с этим беседу не следует начинать сразу после того, как чтение будет закончено. Надо дать детям минуту на то, чтобы вернуться в реальную жизнь, и только после этого задавать вопросы. Известно. что интересное по содержанию, увлекательное, хорошо прочитанное взрослым произведение оказывает сильное впечатление на детей. Надо дать им возможность пережить это впечатление, не разрушить чувства, возникшие в ходе чтения. В процессе беседы по восприятию произведения выясняется эмоциональное отношение детей к прочитанному:
понравился или не понравился текст; что в нем особо запомнилось маленьким слушателям, что вызвало их отрицательные эмоции; какое впечатление произвело на них события, описанные в произведении или поступки героев. Задавать большое количество вопросов не стоит. Все сказанное детьми следует учесть в дальнейшей работе. Беседа по содержанию произведения выявляет глубину понимания произведения детьми. В ходе беседы воспитатель старается воздействовать на чувства детей, обращается к прочитанному ранее, чтобы дети могли вспомнить и заново пережить те яркие эпизоды, которые врезались в память когда-то и будут способствовать развитию беседы в настоящее время. Воспитатель исподволь должен вести детей к намеченной цели – выяснению главной мысли произведения или решению другой задачи, которая была определена им заранее. Простота общения, взаимное уважение, естественность – вот ценность беседы. Качество беседы зависит от того, какое произведение избрано для обсуждения. Оно должно быть доступно, интересно детям в нем должна заключаться проблема, неоднозначный вопрос, например: правильно ли поступил Ваня, съев сливу? (Л.Толстой «Косточка»). Типовые вопросы по произведению систематизируют восприятие содержания и формы. О теме и проблемах (предметы, явления, лица). О чем это произведение? Почему оно так называется? Какие у вас возникли вопросы? О сюжете (цепочка событий: завязка, развитие событий, кульминация, развязка).
Где происходят события? Когда? С чего началось? Что было дальше? Какое событие главное? Чем закончилось? Об образах (персонажи, пейзажи, события). Что (кого) представили при слушании? Каких героев запомнили? Какими их себе представили? Что они делали (говорили, думали, чувствовали)? Почему? О композиции. В каком месте больше всего волновались? Какая часть вам показалась самой главной? интересной? Что перечитать7 О жанре (тип произведения). Что слушали: сказку? Рассказ? Стихи? Как об этом догадались? О языке (особенные слова, прямые и переносные значения слов). Понятно ли вам значение слова…? Что заставило вас улыбнуться? Какие слова вызвали грусть? Какие слова красивые? Какие важные? Об идее (отношение автора и читателя к изображаемому). Что запомнилось в произведении? Кто понравился? (Что понравилось?)Почему? Кто не понравился?(Что не понравилось?)За кого вам радостно? Кого жалко? Какой совет дадим герою? Какой совет дадим себе? С каким настроением закончили читать? Приведенными вопросами нельзя ограничиваться, они чаще других звучат в беседах, поэтому и называются типовыми. Следует привлекать детей к самостоятельной постановке вопросов по тексту, так они учатся сопоставлять, анализировать, размышлять.
Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Воспитатели должны знать, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием здесь будет отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно малышу по тематике, по мироощущению. Это должна быть настоящая поэзия, открывающая мир ребенку, содержащая необыкновенные, останавливающие внимание малыша образы, поражающие его красотой, эмоциональной наполненностью. Прежде чем учить стихотворение наизусть вместе с детьми, воспитатель должен его выразительно прочитать, дать детям почувствовать красоту стиха, точность рифмы, напевность и лиричность мелодии, игру звуков. Быстро запоминаются детьми те стихи, которые имеют применение в их детской жизни: это стихотворные считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры. Они одинаково интересны детям разного возраста. Среди приемов, которые можно использовать для привития у детей интереса к чтению, следует назвать словесное рисование. Оно сводится к устному изображению недостающего в произведении и способствует развитию воображения и творческого потенциала ребенка. Например, мы читали русскую народную сказку «Лиса и заяц» детям до четырех лет. К пяти годам они уже хорошо знают содержание этой сказки и не желают слушать чтение. Но если внушить детям, что даже в хорошо знакомом тексте можно найти нечто новое и интересное, что было не замечено раньше. Для этого детям можно предложить описать интерьер лубяной избушки, тем более что в сказке описания внутреннего убранства нет. Дети с большим удовольствием расскажут вам об убранстве избушки
зайца. Этот прием учит вчитываться в текст, запоминать детали, органично дополнять его представление о том, что может быть. Одним их эффективных методов может быть «письмо от автора» или литературного героя. С помощью «письма от автора» можно рассказать биография писателя или поэта, а «письмо от литературного героя» поможет познакомить с историей создания произведения, развить интерес к чтению текста, настроить на слушание. (Письмо от Л.Н.Толстого об открытии им первой школы для крестьянских детей и поступлении туда Филиппка.) Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству. Биография писателя нужна и взрослому, и ребенку. Ребенок настраивается на восприятие текста, а взрослый имеет возможность глубже понять его, правильно прочесть малышу, придать нужную эмоциональную окраску. Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном, так и перед чтением произведения. Биография сообщается на этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным. Полезно познакомить детей с портретом писателя. Портрет писателя размещается в книжном уголке, где дети несколько дней разглядывают его, запоминая черты лица автора. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам
или просит ребенка повторить его имя и фамилию. Делать это надо неназойливо. Рассматривая портрет или фотографию писателя в разные моменты его жизни, можно обратить внимание детей на то, похож ли автор на своих героев. можно поразмыслить с детьми об отношении к сему – либо. (Фото Толстого на прогулке и косящем траву и его восприятие природы). Рассказывая об авторе, можно использовать автобиографические произведения. («Детство» Л.Н.Толстого.) или воспоминания тех, кто его хорошо знал. Рассказывая о писателе, надо рисовать его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая остановка окружала его), говорить о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении. Творчеству писателя должна быть посвящена выставка в книжном уголке. Тематическая выставка может быть посвящена конкретному произведению, которое не только прочитано детям, но и проиллюстрировано ими. Дети могут с помощью воспитателя изготовить книжки – самоделки по всем правилам: с обложкой, на которой пишется фамилия автора и заглавие его произведения, а так же жанр. На развороте помещаются рисунки к произведению и текст, отпечатанный или написанный от руки. На последней странице обложки следует поместить фамилию и имя составителя и оформителя книги, указать город, место выпуска и год издания. Книжный уголок – необходимый элемент развивающей предметной среды. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание и размещение зависят от возраста и роста детей. Он должен размещаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему самому захочется. В книжном уголке должны быть выставлены разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен
быть не парадным, а рабочим. Его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой. В книжных уголках групп с детьми раннего возраста должны быть книги: книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором, книги из прочных или, наоборот, из мягких материалов. По структуре это могут быть как книги - произведения, так и сборники. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста. Детям от трех до пяти лет по-прежнему нравятся книжки-картинки. книжки – игрушки, добавляются 10-20 книг деятельностного типа (раскраски, самоделки), книги – произведения и сборники с классическим репертуаром. Библиотека для старших дошкольников должна включать художественную классику и беллетристику, научно-познавательные книги (энциклопедии и справочники для детей дошкольного возраста), периодическую печать – детские журналы, газеты, книги по обучению грамоте – художественные азбуки, игровые и учебные книги. 1.3 Работа с родителями Без помощи родителей воспитателям не собрать нужное количество книг для библиотеки. Многие родители не понимают роли книги и поэзии в жизни ребенка, ценности общения и сопереживания его со взрослым через книгу, роли « традиции семейного чтения». Свою работу с родителями по привитию интереса к книге можно начать с анкетирования детей и родителей с целью выявления заинтересованности ребенка к общению с книгой.
Проанализировав результаты анкет, составляется план работы с родителями, в который можно включить такие мероприятия: -проведение родительского собрания на тему « Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка»;консультация «Что и как читать ребенку»;посещение родителями занятий;творческая работа родителей - «Эти книги мы любили в детстве»; творческая работа детей и родителей « Путешествие по страницам любимых книг» - изготовление книг – самоделок; участие родителей в постановке кукольного спектакля;участие родителей в литературных праздниках;литературные викторины с участием детей и родителей; выставка методической литературы по приобщению детей к чтению.
Заключение Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы: у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей. Приобщение к поэзии как бы раздвигает горизонты видения окружающего, создает новые потребности, совершенствует вкус. Формирование способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это важнейшая задача воспитания. Одна из движущих сил развития ребенка - сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходят незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их УМЫ и СЕРДЦА.
Список литературы 1 1 . . Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Кн. Для учителя. – Мн.: Нар. Асвента, 1989. – 176 с. 2 2 . . Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001-2-320с. 3 3 . . Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2004 № 3 С 69-71 4 4 . . Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991-207с. 5. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2001 - №9. – с. 91. 6. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999-672с. 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с. 8. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. – Якутск: нац. изд-во «Бичик». 1995. – 64 с. 9. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991-207с. 10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 96 с. 11. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004.- 208 с. 12. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа
интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. 3-е изд., - СПб.: «Детство-Пресс», 2003-144с. 13. Воспитание дошкольника в труде/ В.Р.Нечаева, Р.С.Буре, Л.В.Загик и др. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с. 14. Воспитание и обучение в детском саду/ Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976 – 558 с. 15. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004-272с.
Содержание 1. Введение 2. Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста 2.1 Формы взаимодействия с детьми 2.2 Методы, способствующие формированию интереса к поэзии детей дошкольного возраста. 2.3 Работа с родителями 3 Заключение 4 Список литературы
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава Структурное подразделение "Детский сад "Созвездие" муниципальный район Волжский Самарской области «Развитие интереса к поэзии у детей дошкольного возраста» Выполнила: Цуприк Наталья Николаевна Воспитатель ГБОУ СШО пгт Петра Дубрава муниципального района Волжский структурное подразделение «Детский сад «Созвездие» Самара,2015г

Недавно в старых вещах я нашла свою тетрадь со стихами. Открыла. И понеслись воспоминания… Вспомнилось, как папа, большой любитель сочинять разные истории, стишки, перефразировал известную басню Крылова:

Лебедь, рак и щука вышли погулять,
Вдруг им кот попался, начал в них стрелять –
В лебедя – промазал, рака подстрелил,
Щука испугалась ну и говорит:
«Ах, моя кисуля, не стреляй в меня,
Принесу колбаски, дам тебе сырка!»

Вдохновленная папиным «произведением», я написала свой первый стих:

Ах ты, козочка-коза, не бодай ты меня,
Принесу тебе я сена,
Дам тебе я молока,
Только не бодай ты меня!

С тех пор поэзия навсегда покорила мое сердце. В отличие от других детей, я любила читать стихи, легко их запоминала и много сочиняла сама. Конечно, любовь к лирике зародилась задолго до моей первой импровизации, она долго росла в душе благодаря тому, что каждый день по крохе мне дарили родители, по вечерам читая книги, рассказывая стихи и играя в подобные импровизации.

Теперь, когда у меня самой появилась дочь, захотелось заразить и ее этой любовью. Думаю, у меня уже получается: в два с половиной года она уже придумывает простые рифмы и с удовольствием рассказывает известные ей стихи.

С чего начать?

Как же воспитать в ребенке интерес к поэзии, как привить любовь к стихам?

Интересен подход к этой теме француженки, матери двух дочерей, автора собственной методики Сесиль Лупан. Она советует с раннего детства читать малышам сложные произведения, такие как басни Лафонтена, а чтобы их смысл доходил до ребенка, советует подкреплять чтение наглядными картинками чуть ли не к каждой фразе. Эти картинки также помогут поддерживать интерес к длинному произведению. Слушая мировую классику, ребенок откладывает в свой пассивный словарь много красивых литературных выражений и фраз, которые незаметно перекочуют в его активный лексикон.

Как богата наша русская литература, и как она сможет обогатить речь и внутренний мир ребенка! Чего только стоят фразы из уст малыша: «Мой черноглазый принц», «Хлеба не дают, плакать не велят», «Ты все пела? Это дело, так пойди же попляши!». Не упускайте возможность почитать на ночь крохе стихи Есенина, Пушкина, Барто, Ахматовой и других! Этим вы также сможете привить ребенку любовь к книгам и к чтению.

Ну а начинать этот сложный, но увлекательный путь в мир литературы можно вопреки мнению Лупан (она была против «примитивных» стишков) с народного фольклора: с пестушек, потешек да веселых прибауток, с успокаивающих колыбельных. Пусть ребенок почувствует не только богатство и высоту классики, но и легкость и простоту такого родного народного слова!

Стихи – это настоящий кладезь опыта поколений, знаний, но это еще и отличное успокоительное средство. Попробуйте бороться с детскими страхами, со стрессом с помощью подходящих стишков. Этот метод также хорошо помогает адаптироваться в новой для ребенка обстановке, например, при подготовке к детскому саду.

Пусть рифма будет вашим спутником повсюду.

Хорошо, когда мама знает много стишков на все случаи жизни. Пусть ребенок просыпается, моет руки, кушает и идет на прогулку под веселый стишок. Знакомство с животными, погодой, миром вокруг тоже будет проходить веселей, если подыскать подходящие четверостишья. Тут на помощь может прийти М. Л. Лазарев и его «Цветоник». Кажется, что в его арсенале есть песенки и стишки на все случаи жизни.

Если ребенок уже говорит, можно поиграть в рифмы, сначала просто показывая ему, как это весело (так: кошка-плошка-дорожка-ложка-ножки; или так: вот кошка, перед ней плошка, уходи с дорожки, грязные ножки). Потом малыш сам сможет искать рифмы к словам.

Для развития богатой речи подойдут не только упражнения на поиск рифмы, но и, например, на поиск антонимов (высокий-низкий, старый-новый, старый-молодой!), игра «Закончи предложение» (Прошел дождь, и на асфальте остались…).

Пусть чистой будет наша речь.

Давайте лучше знакомить подрастающее поколение с красотой нашего языка, нашей поэзии, и тогда мы вырастим творческие гармоничные личности с выразительной богатой речью и безудержной тягой ко всему прекрасному.