Проявления зпр. Общие признаки задержки психического развития у детей

Каждый малыш индивидуален. С этим известным высказыванием трудно не согласиться. На самом деле психическое и физическое развитие каждого малыша может протекать по-разному. Однако, когда процесс формирования и развития крохи существенно не соответствует установленным стандартам, это может беспокоить родителей. В таких случаях некоторые родители решают обратиться за помощью к специалисту.

При тщательном и подробном исследовании ребёнку может быть поставлен диагноз "задержка психического развития". Что подразумевается под этим диагнозом и каковые его главные особенности?

Что такое зпр?

Задержка психического развития - это видимые отставания в развитии маленького человека. Другими словами, несоответствие определённым, общепринятым нормам. Задержке психического развития наблюдается у детей школьного и дошкольного возраста. Существуют способы, помогающие откорректировать и в некоторой степени привести в норму психическое развитие ребёнка. О них речь пойдёт немного позже . Сейчас давайте познакомимся с основными причинами возникновения зпр у детей.

Почему может возникать задержка психического развития?

На сегодняшний день известно несколько основных причин, способствующих возникновению зпр у детей школьного и дошкольного возраста. Условно эти причины делят на две группы: биологические и социальные.

Вначале узнаем биологические факторы появления задержки развития. Итак, таковыми факторами являются:

Первая группа причин тесно связана с внутриутробным развитием ребёнка, когда проблемы со здоровьем появляются ещё при формировании маленького человека.

К социальным причинам появления детей с зпр:

Большинство социальных причин появления проблем в развитии у детей с зпр связаны с воспитательным процессом. На психическое благополучие также влияют отношение чада с родителями. Если педагогическое влияние оказывается без учёта индивидуальных особенностей развития ребёнка, это увеличивает риск возникновения и дальнейшего развития такой патологии, как задержка психического развития. В некоторых случаях задержку психического развития одновременно вызывают два фактора как биологический, так и социальный. Важно отметить, что социальный при таких обстоятельствах оказывает дополнительное негативное воздействия. Он способствует дальнейшему развитию биологических нарушений, с которыми, безусловно, стоит активно бороться.

Чтобы вести борьбу с зпр правильно , необходимо определить основные симптомы патологии. Поэтому далее речь пойдёт об основных симптомах задержки психического развития у детей.

Задержка психического развития у детей: симптомы

Далее мы обсудим какие возникают при зпр у детей симптомы. Специалисты выделяют несколько основных симптомов, показывающих на наличие зпр у детей. Все они, так или иначе затрагивают действие психических функций:

Определить наличие этой патологии помогут не только симптомы, но и знание видов зпр. Всего выделяют четыре основных вида задержки психического развития. Обратим пристальное внимание на каждый существующий вид.

ЗПР с церебрально- органическим генезом . Первый вид психических нарушений связан с поражением жизнедеятельности центральной нервной системы организма. Во время такого поражения частично нарушаются некоторые функции организма. Само поражение носит органический характер. В то же время такая задержка психического развития не способствует появлению умственной неполноценности. Вот главные симптомы зпр с церебрально- органическим генезом:

  • Замедленное формирование мышления.
  • Замедленное созревание эмоционально-волевого уровня.
  • Ярко выражены проблемы с познавательной деятельностью.

ЗПР с конституционным генезом . Следующий вид носит наследственный характер (наследственный инфантилизм). Одновременно затрагиваются разные функции организма ребёнка, а именно психологическую, физическую и психическую. Волевая сфера развития в этом случае соответствует уровню развития малыша дошкольного возраста. Хотя биологический возраст ребёнка может быть на порядок выше. У детей с таким видом задержки психического развития наблюдается повышенное эмоциональное поведение. Пребывая в хорошем настроении, ребёнок легко поддаётся переживаниям. Но все переживания носят поверхностный характер и довольно неустойчивы.

Задержка психического развития с психогенным генезом .

Этот вид в отличие от предыдущих носит больше социальный характер. Развитию психогенного генеза способствуют постоянны стрессы, а также удручающие и травмирующие психику ребёнка ситуации. Вначале страдают вегетативные функции, а затем патология оказывает негативное воздействие и на эмоционально- психическое развитие ребёнка. Дети с подобными проблемами полностью зависимы от внешней среды и её положения.

Задержка психического развития с соматогенным генезом. А вот данный вид зпр возникает по биологической причине. Таковыми причинами являются инфекционные заболевания и соматические патологии. Нередко проблемы с развитием обусловлены заболеваниями матери малыша. Основными симптомами или особенностями этого вида зпр считают:

Как снижение психического тонуса, так и появление страхов негативно сказываются на отношениях малыша с окружающими людьми и миром в целом.

Профилактика и лечение зпр

С задержкой психического развития необходимо бороться в обязательном порядке. Зачастую такой диагноз ставится ребятам дошкольного возраста (примерно в 5– 6 лет). В некоторых случаях зпр возникает уже в процессе школьного обучения. Во время возникновения подобных проблем следует как можно быстрее определиться с использованием методов борьбы. Обычно провидится ряд педагогических и психологических процедур, помогающим справиться с задержкой психического развития. Все процедуры должны проводиться своевременно (важно не упустить момент) и что не менее важно - грамотно.

Где получить такую помощь?

В большинстве случаев работа с этими детками проводится в специальных санаториях и учреждениях. Лечением одновременно занимается несколько опытных специалистов. В этом случае не обойтись без помощи логопеда, психолога и психиатра. Чтобы лечение принесло желаемый результат, специалисты должны вместе с родителями стать единой командой, каждый член которой вносит максимальный вклад для скорейшего достижения поставленной цели. Цель лечения и помощи докторов - помочь дошколёнку приспособиться к окружающему миру и научится ладить с людьми.

Из каких этапов будет состоять подобная реабилитация? Вот два главных этапа лечения задержки психического развития у детей школьного и дошкольного возраста:

Лечебная терапия

В первую очередь проводятся лечебные процедуры . Такие процедуры зачастую включают в себя:

Корекционно - педагогическая помощь . Заключается в мероприятиях, направленных на коррекцию процесса развития. Главным фактором, определяющим методы реабилитации, является возраст и другие индивидуальные особенности малыша. На данный момент известно несколько способов устранения задержки психического развития. Обратим на них внимание:

Оздоровительная методика . Такая методика позволяет улучшить и поддержать физические и психологические процессы формирования малыша на определённом возрастном этапе. Оздоровительная методика включает в себя одновременное выполнение нескольких важных задач, а именно:

Сенсорно - моторная сфера. Эта методика чаще используется при работе с детьми школьного возраста, у которых наблюдаются отклонения в сенсорных процессах, а также имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Основная задача этого лечения - это формирование сенсорно-моторной сферы. Благодаря этой методике возможно выявить и постепенно развить творческие способности у детей с задержкой психического развития.

Работа с эмоциональной осведомлённостью. Основная задача - повысить эмоциональную осведомлённость у ребёнка с подобными умственными патологиями. Повышая осведомлённость малыша, специалисты помогают ему воспринимать и понимать чувства окружающих людей (в том числе и своих сверстников). Детей обучают правильно реагировать на посторонние эмоции, а также помогают научиться самостоятельно контролировать собственные чувства. Этой методикой принято пользоваться при разных степенях и видах задержки психического развития.

Корекционно-компенсаторный способ. Этот вид лечения одновременно может включать в себя несколько нейропсихологических методик. Используемые нейропсихологические методики позволяют выровнять и успешно отточить такие жизненно необходимые навыки, как умение писать, читать и выполнять арифметические действия. Без этих навыков школьнику , как известно, трудно усвоить школьную программу. Кроме того, эти методики улучшают познавательные навыки детей, страдающих задержкой психического развития. Корекционно-компенсаторная работа позволяет ребёнку развить в себе такое необходимое качество, как целенаправленность.

Работа с познавательной деятельностью ребёнка. На сегодняшний день наиболее действенной в этом виде лечения считают систему психологического воздействия, которая сочетается с педагогической помощью. Цель обсуждаемой методики - выровнять и устранить имеющиеся дефекты психических процессов.

Каждая методика используется с индивидуальными особенностями развития ребёнка. В лечении должны принимать активное участие не только специалисты, но и сами родители. Только в таком случае можно достичь максимально высоких результатов. Если лечение получает ребёнок школьного возраста, то по истечении всех процедур, методико- психологическо-педагогический консилиум должен принять решение, может ли ребёнок после полученного лечения учиться в обычной общеобразовательной школе или ребёнку будет лучше получать образование на дому или в специальном учреждении.

Диагноз задержки психического развития ставится детям с медленным развитием некоторых функций мышления, внимания, памяти, эмоциональной и волевой сферы, которое не дотягивает до общепринятых норм определенного возраста. Первые симптомы ЗПР проявляются в развитии дошколят и ребят младших классов.

Скорее всего, задержка психического развития диагностируется при прохождении тестов перед поступлением в первый класс. У ребенка преобладают детские игровые интересы , ограничено объективное представление, нет положенных для его возраста знаний, мышление отличается незрелостью, мозг интеллектуально обеднен, заторможена его работа.

Задержка психического развития ребенка

Синдром характеризуется замедлением психомоторных и психических функций, недостаточной скоростью их созревания. Эти нарушения способствуют медленной зрелости личности , неразвитым эмоциям, воли и памяти. Отставание развития проявляется в недостаточном развитии мыслительных процессов, неспособности анализировать информацию, обобщать полученные сведения, классифицировать, абстрагировать, синтезировать представления. Нарушения могут компенсироваться и развиваться в обратном направлении.

ЗПР у детей приводит к тому, что ребенок вместо интереса к новым знаниям стремится к получению удовольствия от игр, имеет неустойчивый интерес, в развлечениях предпочитает перемены. Часто такие дети имеют завышенную самооценку и считают себя лучше других, что не соответствует действительности.

На занятиях в группе детского сада или в школе такие ребята не контролируют внимание , часто переключаются с одного предмета на другой, утомляются быстро. Логические задачи доставляют значительные трудности в решении, при анализе не могут определить причины и следствия какого-нибудь действия. При описании и характеристике предметов не выделяют существенные признаки, что не дает им элементарного представления о вещах и стандартных явлениях.

В самостоятельных или групповых играх отсутствует умение организовать процесс без помощи со стороны. Младшие школьники в большинстве случаев страдают гиперактивностью, агрессивностью, тревожным мышлением. Задержка психического развития – это иначе рассматривается как инфантилизм, характеристикой которого служит физическая и психическая незрелость.

Диагноз ЗПР можно рассматривать как первопричину или вторичное следствие ранее проявленного нарушения одной из функций организма , например, расстройства речи. ЗПР - это тот фактор, который может возникнуть в комплексе синдрома дефицита внимания и гиперактивности или представлять собой психоорганический или церебрастенический синдром, причем проявления задержки психического развития могут сочетаться или выступать в качестве одиночной первопричины.

Распознавание и диагностика

Поставить диагноз задержки психического развития можно только в результате комплексного сбора сведений от психологического, педагогического, логопедического, психотерапевтического, дефектологического обследования. Для распознавания ЗПР оценивается стадия развития психических процессов, двигательных возможностей, анализируются ошибки при решении задач из математики, упражнений письма и устного рассказа, определяется уровень развитости моторики рук. При возникновении даже небольших отклонений в указанных областях развития у ребенка родители должны обратиться к специалисту для выявления истинного положения вещей.

Наиболее характерные отклонения в зависимости от возраста

Каждый период развития ребенка предусматривает свои нормы психического и физического развития.

Симптомы задержки психического развития у дошкольников

Период характеризуется тем, что младенцы не могут разговаривать и неопытным родителям трудно выявить характерные черты отклонения в развитии своего чада, но некоторые подсказки помогут это сделать вовремя:

Отдельное внимание стоит обратить на эмоциональные проявления, обычно дошкольники подвержены гиперактивности , утомление наступает быстро, память слабая, внимание рассеяно на разные предметы. Со взрослыми и сверстниками они трудно общаются, при проведении обследования с помощью энцефалографии наблюдаются нарушения функций центральной нервной системы.

Симптомы ЗПР в младшем школьном возрасте

При поступлении в первый класс специалист, проводящий тесты, в обязательном порядке обнаружит, если у ребенка есть задержка психического развития в сторону замедления. Но опытные родители могут и раньше обнаружить такие признаки:

Очень редко случаются такие ситуации, когда малыш с задержкой психического развития ничем не проявляет себя в кругу сверстников, чаще всего отставание в развитии заметно, и трудно не обратить внимания на такое обстоятельство. Но окончательный диагноз ставит специалист, самостоятельно родители не могут лечить ребенка без рекомендаций доктора.

Отличия ЗПР от умственной отсталости

Если к возрасту 10–11 лет у ребенка не проходят признаки задержки развития, то врачи настаивают на диагнозе умственной отсталости, сокращенно УО или подозревают конституциональный инфантилизм. Основными отличиями от замедленного развития являются:

Прогноз последствий и осложнений

Отставание в психическом плане последовательно отражается на личностном развитии малыша в дальнейших жизненных ситуациях. Вовремя не принятые меры по преодолению задержки развития оставят значимый отпечаток на существовании индивидуума в социуме.

Равнодушное отношение к корректировке развития приводит к усугублению всех проблем ребенка уже в старшем возрасте. Дети отделяются от сверстников и замыкаются в себе, иногда к ним относятся как к изгоям, что формирует неполноценность собственной личности и понижает самооценку. Совокупность событий влечет за собой трудности адаптации и невозможность общения с противоположным полом.

Снижается уровень познавания новой информации, искажается письмо и речь, молодому человеку с некорректированной задержкой развития трудно найти подходящую профессию и освоить простые рабочие приемы. Чтобы избежать мрачного прогноза родителям следует выявлять отклонения своевременно и проводить лечение после появления первых признаков отставания.

Причины появления задержки умственного отставания в развитии

Появление замедления психического развития зависит от различных причин, которые подразделяются на две категории:

  • органического характера, наследственных причин;
  • зависимости от социального окружения, неправильного педагогического влияния, эмоциональной депривации.

Органические причины

ЗПР возникает по причинам локальных изменений в мозговых зонах, произошедших во время внутриутробного развития. Это могут быть последствия материнских заболеваний токсической, соматической, инфекционной формы. Иногда такие поражения происходят вследствие асфиксии ребенка при прохождении по родовым путям.

Немаловажным фактором может стать генетика, в соответствии с законами которой у ребенка появляется природная предрасположенность к задержке созревания мозговых систем. В большинстве случаев болезнь имеет неврологическую основу с симптомами дистонии сосудов, нарушением иннервации черепно-мозгового участка, гидроцелией. Все нарушения деятельности мозга, приводящие к замедлению развития, отлично прослеживаются на энцефалографии, характерным проявлением заболевания является активность дельта-волн и полное затухание альфа-ритмов.

Первичное замедление развития влечет вторичную задержку, которая отличается нарушением функций памяти, речи, объективного восприятия действительности, остановки внимания на требуемом предмете.

Социальные причины замедления развития сознания

Эти причины приводят к ЗПР, если ребенок находился и воспитывался с раннего возраста в неприемлемых условиях. К таким обстоятельствам относятся:

Очень часто в формировании замедленного развития принимают участие две группы факторов – природная и социальная. Ребенок, имеющий предрасположенность, попадает в неблагоприятные условия развития, и его наследственность начинает проявляться.

В результате страдают не только механизмы мозгового развития, но и подключаются психотравмирующие факторы , которые приводят больного пациента к остановке развития. Если происходит плотное сочетание причин из двух категорий, то ликвидировать ЗПР становится труднее в зависимости от величины поражения. В большинстве такое неблагоприятное сочетание приводит личность к полной дезадаптации в социуме.

Разновидности задержек психического развития

Отечественные и зарубежные медики составили несколько классификаций ЗПР у детей, но самой используемой стала система К.С. Лебединской:

  • конституционная задержка определяется проявлением наследственности;
  • соматическая форма становится активной в результате заболевания ребенком, которое оказало разрушительное действие на мозговые функции, например, хронические инфекционные заражения, аллергия, астения, дизентерия, дистрофия и другие подобные болезни;
  • психогенная задержка возникает в результате социальных факторов, действующих в неблагоприятных обстоятельствах;
  • церебрально-органическая задержка развития возникает при воздействии неправильных и патологических процессов в результате осложненной беременности.

Характеристика признаков задержки в зависимости от причины возникновения

Конституционная задержка развития

Ребенок, отнесенный к такой категории, останавливается не только в психологическом плане, но и физиологические параметры также не дотягивают до нормы , такие дети имеют маленький вес, недостаточный рост. Характерным является интерес ко всему новому, дети немного инфантильны, уживчивый нрав становится причиной, по которой многие из ребят находят друзей в своем окружении. Индивидуумы такой категории обычно ласковые, с положительными эмоциями, на уроке много разговаривает и не умеет концентрировать внимание на одном предмете.

ЗПР по причине соматогенного происхождения

Дети этой категории приобретают задержку развития в результате вмешательства в функции мозга извне. У таких детей сохранен интеллект , но дисфункция мозга приводит к психическому виду инфантилизма и стойкой астении. Такие личности постоянно нуждаются в поддержке, скучают по близким людям, постоянно находятся в плаксивом расположении духа, затрудняется адаптация в социуме. Отличаются отсутствием инициативы, беспомощностью, пассивностью, нелепыми поступками.

Психогенные причины задержки развития

В таких случаях абсолютно здоровые дети в физическом плане воспитываются в неблагоприятных условиях. Это может быть детский дом или безнадзорность в семье. Эмоциональные переживания , связанные с недостатком материнского тепла, отцовской поддержки, повторение однообразных контактов в ограниченном коллективе приводит к отставанию развития ребенка. Неблагополучная социальная обстановка, в которой воспитывается малыш, становится причиной задержке психогенного и интеллектуального развития.

Психотравмирующие обстоятельства перерастают в педагогическую запущенность. У ребят из таких социальных групп наблюдается инфантильность, несамостоятельность, они ведомы, пассивны, не анализируют поступки. Поведение отличается повышенной агрессивностью, в случае проявления чужого давления, наоборот, раболепное подчинение, покорность, приспособленчество к грубому обращению.

Церебрально-органические причины задержки развития

ЗПР вызывается органическими поражениями мозга из-за инфекционных заражений в первые месяцы жизни, патологических изменений во время беременности или травм во время тяжелых родов. Сопутствует этому астения, церебральная недостаточность, что ведет к замедлению работоспособности, нарушает память, внимание, ребенок отстает в изучении программы школы. Примитивное мышление не позволяет детям различать хорошее и плохое, различать «нужно» и «хочу», вязкое мышление приводит к повышенной возбудимости или тревожности и медлительности.

Принципы лечебной терапии

Коррекцию отставания развития лучше всего начинать после установления первых симптомов. Врачи рекомендуют комплексный подход с применением основных лечебных методов:

  • рефлексотерапию электрическими импульсами на рабочие мозговые точки, способ воздействия микротоков эффективен при отставании в развитии после церебрально-органического поражения;
  • использование услуг логопедического массажа, различных проверенных методов развития памяти, артикуляционная гимнастика, тренировка внимания, мышления, для этого требуется на всех этапах болезни консультироваться с логопедами и дефектологами;
  • для применения лекарственных препаратов нужно обязательное обследование у невролога, самостоятельное прописывание препаратов может только навредить больному ребенку.

Если причиной отставания ребенка в развитии стали социальные факторы, то требуется консультация психолога. Эффективно работает общение с животными, дельфинами, лошадьми. Благополучная семейная пара может много сделать для придания малышу уверенности в себе, благоприятный прогноз болезни будет, если поддержка близких будет сопутствовать развитию ребенка.

Информированность в часто встречающихся и распространенных темах в той или иной области может спасти судьбу человека. Ярким примером служит информированность о патологиях, которые часто встречаются в детском возрасте. С ними следует быть особенно осторожным и внимательным, ведь знания о том, как вовремя распознать задержки развития и психический инфантилизм у детей, дают возможность вовремя скорректировать отклонения.

Существует множество примеров достаточно быстрого выравнивания темпов развития детей с задержками, благодаря своевременному вмешательству родителей и специалистов. За счет длительных экспериментов и исследований на эту тему были сделаны выводы о том, что группа детей с отклонениями в психическом развитии неоднородна в природе происхождения заболевания. За счет особенностей происхождения и их преимущественного проявления выделяется несколько видов ЗПР.

Особенности психического развития

Что представляет собой задержка психического развития? Это обратимые, то есть поддающиеся коррекции нарушения развития центральной нервной системы у детей в возрасте 4-6 лет. Они выражаются в замедленном развитии интеллектуальных и эмоционально-волевых личностных качеств. Отсутствие коррекции ЗПР может представлять опасность для развития растущей личности, так как данные нарушения характеризуются трудностями в обучении и формировании здоровых эмоций, мировоззрения и адекватного социального восприятия окружающей среды. Именно поэтому так важно вовремя выявить проблемы в данной сфере и обратиться к врачу - для начала к педиатру. Диагностика ЗПР проводится исключительно коллегиально, специальной комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. В ходе обследования ребенка проверяют всесторонне, после чего устанавливают общее заключение. На его основе в случае необходимости назначается необходимое лечение или, иначе, коррекция ЗПР.

Сегодня количество детей с задержкой психического развития составляет около 15% всего детского населения. Данное заключение чаще всего устанавливается для детей от 4 до 5 лет. К этому возрасту у формирующейся личности должны проявляться некоторые способности к обучению и желание принимать более зрелые, соответствующие возрасту решения. Ярким примером здоровой психики может служить стремление к самостоятельному поведению 4-летнего ребенка в автономных ситуациях и желание действовать независимо, познавая окружающий мир.Так как проблемы детей с особенностями психического развития характеризуют личность ребенка как менее подвижную, с не соответствующим возрасту психическим инфантилизмом, плохо поддающуюся к обучению, врачи рекомендуют специально разработанную программу обучения. Перед началом лечения необходимо убедиться в наличии замедленного темпа развития ребенка. В отличие от задержка умственного развития затрагивает широкую область функций ЦНС, однако каждая из них редуцирована в легком виде. Изначально подобные отклонения очень трудно различимы, поэтому для предотвращения усугубления возможных задержек в развитии лучше обратиться к врачу.

Диагностика ЗПР

По статистике, 1 из 4 детей подвержен развитию задержек психического развития, поэтому очень важен мониторинг развития центральной нервной системы у детей в возрасте до 6 лет.

  • Собирается информация о перенесенных в раннем детстве заболеваниях.
  • Проводится полный анализ условий жизни ребенка и наследственная информация.
  • Обязательно вводится нейропсихологическое тестирование с учетом анализа самостоятельности и социальной адаптации ребенка.
  • Диагностируется подвижность речи.
  • Особое внимание отводится беседе с пациентом, чтобы выявить особенности интеллектуального процесса и эмоционально-волевые характеристики.

Классификация

Итак, задержка психического развития (ЗПР) делится на несколько видов. Согласно классификации ЗПР, предложенной К. С. Лебединской, выделяется 4 основных клинических типа задержки.

  • ЗПР соматогенного происхождения. Те же самые признаки задержки психического развития: преобладание игровых интересов, отсутствие внимания и памяти обусловлены длительными заболеваниями в раннем возрасте, носившими соматический характер. Примеры: заболевания сердечно-сосудистой системы и почек, дыхательных путей, в том числе бронхиальная астма. Определенного рода давление на созревание ЦНС оказывается длительным лечением соматических заболеваний в больнице, что также добавляет ограниченность воздействия на органы чувств (сенсорную депривацию).
  • ЗПР конституционального происхождения. Случай, обусловленный произвольным замедленным созреванием в результате воздействия наследственных факторов. Дети не по возрасту инфантильны, ведут себя не соответственно своему возрасту, а словно остаются на предыдущей ступени развития более младших детей. Область интересов детей с подобными отклонениями носит более игровой характер, чем познавательный или учебный. Важную роль здесь играет не только желание учиться, но также невозможность запоминать большие объемы информации и концентрировать внимание на одном объекте, в случае детей школьного возраста.
  • ЗПР психогенного генеза. Причинами ЗПР этого типа является недостаток внимания или гиперопека, а также жестокое обращение с детьми. Они могут вызвать те или иные задержки в развитии психогенного происхождения. Гиперопека вызывает такие симптомы замедленного развития: безволие, психологическую слабость, непонимание собственных желаний, безынициативность, эгоцентризм. Недостаток внимания делает детей психически неустойчивыми и болезненно негативными к окружающим, инфантильно импульсивными. Жестокое обращение формирует непредвиденные симптомы отставания в психическом развитии.
  • ЗПР церебрально-органического генеза. Согласно исследованиям составляющих классификации ЗПР, этот тип замедленного развития - наиболее распространенный вариант проявления заболевания. Он проявляется при первичном не грубом органическом поражении головного мозга. Отклонения и ЗПР у детей выражаются в виде таких симптомов, как отсутствие интереса к окружающему миру, недостаточная яркость эмоций и воображения, высокий уровень внушаемости и т. д.

Подробнее о конституциональном ЗПР

При ЗПР конституционального происхождения все патологии определяются наследственными факторами. Дети с этим типом задержки отличаются незрелостью относительно своего возраста как в физическом, так и в ментальном плане. Именно поэтому такого рода отклонение называется гармоническим психическим инфантилизмом.

Дети с задержками и отклонениями в развитии психики, вовлеченные в общий образовательный процесс, обращают на себя внимание с первого дня в школе, сразу же приобретая статус неуспевающего по всем предметам. Единственное, что хорошо дается детям с ЗПР конституционального происхождения, - общение с окружающими и со сверстниками, в силу веселого и доброго нрава.

Задержка психического развития - это нарушение его темпов относительно нормального периода развития ребенка. Особенности отставания детей с ЗПР от сверстников носят неоднородный характер. В основном это психические и эмоциональные особенности, иногда проявляющиеся и в физическом развитии детей. Общая образовательная программа не подходит детям с такими особенностями психики. Их обучение среди быстрее развивающихся сверстников будет снижать эффективность и темпы восприятия информация всего класса, к тому же нарушая дисциплину. После такого заключения врачи советуют назначение специализированных школ для детей с задержкой психического развития.

Гармонический инфантилизм - не окончательный диагноз. При правильном подходе к коррекции ребенок очень быстро достигает уровня сверстников. Правильная организация учебного процесса для таких детей - основа успешной коррекции. Например, организуются подвижные игры для детей с ЗПР.

Что может быть причиной

Основа отклонений в психике ребенка - биологические и социально-психологические факторы и недочеты, которые приводят к снижению темпа развития интеллекта и эмоционального фона психики ребенка.

Причинами ЗПР конституционального происхождения могут быть:

  1. Биологические факторы. В эту группу включают незначительные локальные повреждения и травмы ЦНС, а также их последствия. Они вызывают дальнейшее частичное замедление психического развития ребенка. Подобные факторы проявляются в проблемной беременности и некоторыми осложнениями, которые могут сопровождать беременность: конфликты резусов, некоторые виды внутриутробных инфекций, травмы, полученные при родах и многие другие.
  2. Социальные факторы или факторы среды. Вызывают задержки и сбои в развитии психики под воздействием гиперопеки или недостатка внимания, жестокого обращения или изоляции ребенка от внешней среды и общения со сверстниками.
  3. Вторичные факторы. Возникают при ранних детских заболеваниях, сложных для неокрепшего организма. Например, нарушения слуха или зрения при поражении соответствующих органов при заболеваниях.
  4. Метаболические факторы. Изменения ментального метаболизма и повышение необходимости в определенных витаминах и минералах.

Особенности детей с ЗПР

Рассмотрим, чем выделяется ребенок с такой патологией. Отличие умственной отсталости от задержки психического развития в том, что ЗПР отличается обратимостью и возможностью коррекции. Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Данная особенность требует индивидуального и внимательного подхода, так как психика детей с ЗПР отличается особенной неустойчивостью и хрупкостью.

Особенности психики детей с задержками развития сводятся к таким признакам:

  1. Отличия в реакции на окружающую среду. Оживленность мимики, яркая жестикуляция, резкие движения. Предпочтения обучения исключительно в игровой форме.
  2. Особенности в восприятии и обучаемости. Нежелание учиться путем общеобразовательных программ: обязательные объемы учебного материала на тренировку чтения, письма и черчения.
  3. Предпочтение игровой части другим способам получения информации. Неутомимость и творческий подход в играх, рассеянность и отсутствие внимания в учебе.
  4. Со стороны эмоционально-волевой составляющей психики. Ярко выражена эмоциональная нестабильность. На фоне высокой утомляемости встречаются нервные перепады настроения и истерики при встрече незнакомых или неприятных для ребенка ситуаций.
  5. Любовь фантазировать. Это средство психологического уравновешивания. Вытеснение неприятных ситуаций и информации с помощью замещения их несуществующими событиями или людьми.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и коррекция всех видов нарушений возможна на ранних этапах их выявления и только в условиях специального обучения и воспитания. Игровые наклонности восприятия окружающего мира учитываются при вовлечении детей с ЗПР в обучающие и развивающие занятия.

Специалисты разрабатывают составные программы с подвижными играми для детей с задержками психического развития в сочетании с обучающей дозированной информацией из общей программы. Этот стиль обучения необходим для компенсационного восстановления пропущенных этапов развития, соответствующих возрасту и необходимому уровню психики, интеллекта и развития центральной нервной системы.

Профилактика

Не всегда представляется возможным предупреждение всех факторов, влияющих на отставание ребенка в развитии, по сравнению с общепризнанными возрастными нормами. Однако существует целый ряд методов, гигиены и профилактических средств.

В список основных методов профилактики входит планирование беременности, предотващение любых инфекционных и соматических заболеваний как у матери, так и у ребенка в раннем возрасте, избегание механических, химических и иных негативных воздействий на плод, а также обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка. Большое внимание следует уделить времени - чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться.

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Что включают корректирующие программы

Индивидуальные коррекционные программы учитывают многие особенности ребенка и степень развития интеллекта и потенциальной работоспособности, а также особенности формирования структуры мыслительной деятельности, развитие сенсомоторной функции и многого другого.

  1. Работа с детьми с задержкой психического развития требует общего, многостороннего подхода. В лечение и коррекцию подобных отклонений входит участие детских врачей различных направлений. В комплекс осмотров и наблюдений включается работа детских неврологов, психологов, психиатров и логопедов. В работу также включаются дефектологи и педиатры общей практики. Подобная коррекция рекомендуется к проведению в течение длительного времени и еще с дошкольного возраста.
  2. Для детей с установленными задержками психического развития рекомендовано посещение специализированных школ и групп или классов в дошкольных образовательных учреждениях.
  3. Главные особенности детей с ЗПР - дозированность учебного материала и его игровой тип преподавания. Весь материал разбит на небольшие информационные элементы упором на наглядность, частую смену деятельности и многократное повторение.
  4. Особое внимание уделяется разработке программ по улучшению памяти, мышления и внимания. За счет многочисленных методик арт-терапии и игровых элементов достигается улучшение эмоциональной и сенсорной сферы деятельности.
  5. Очень важный элемент работы - постоянный контроль со стороны дефектологов, психологов и психиатров.
  6. Данный тип легких нарушений восстанавливается за счет медикаментозной терапии в соответствии с выявленными нарушениями. Важное дополнение: массажи, лечебная физкультура (ЛФК), физиотерапия и водолечение.

Важно!

Взрослым необходимо помнить, что психика ребенка очень подвижная и мягкая. Это дает возможность корректировать любые задержки и легкие патологии Адаптированные образовательные программы для детей с ЗПР разработаны специально для таких отклонений и способны нормализовать психику и эмоционально-волевые качества ребенка до соответствующих его возрастной категории. Практически все отклонения от нормы поддаются коррекции. Однако работа с задержками в психическом развитии ребенка должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и вовремя.

Родители и педагоги специализированных образовательных учреждений должны знать, что не существует общих программ для коррекции особенностей развития детской психики, даже в школах для детей с задержкой психического развития.

Подобные коррекционные образовательно-развивающие программы формируются индивидуально для каждого ребенка. Даже для работы в специализированных классах для детей с ЗПР рекомендуется обработка программы для каждого ребенка. Разработка и коррекция программы проводится совместно со специалистами психологических и психиатрических центров. Будьте внимательны к своим детям, следите за их здоровьем и вовремя обращайтесь к специалистам в области педиатрии.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Психическое развитие ребенка — сложный, генетически обусловленный процесс последовательного созревания высших психических функций, реализующийся под влиянием различных факторов внешней среды. К основным психическим функциям относятся: гнозис (узнавание, восприятие), праксис (целенаправленные действия), речь, память, чтение, письмо, счет, внимание, мышление (аналитико-синтетическая деятельность, умение сравнивать и классифицировать, обобщать), эмоции, воля, поведение, самооценка и др.

В. В. Лебединский (2003) выделяет шесть основных видов нарушений психического развития у детей:

  1. Необратимое психическое недоразвитие (олигофрения).
  2. Задержанное психическое развитие (обратимое — полностью или частично).
  3. Поврежденное психическое развитие — деменция (наличие предшествующего периода нормального психического развития).
  4. Дефицитарное развитие (в условиях нарушений зрения, слуха, соматической патологии).
  5. Искаженное психическое развитие (ранний детский аутизм).
  6. Дисгармоническое психическое развитие (психопатии).

Задержки психического развития у детей и их коррекция являются актуальной проблемой детской психоневрологии. Термин «задержка психического развития» был предложен Г. Е. Сухаревой еще в 1959 г. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития, характеризуются стабильным течением (без ремиссий и рецидивов, в отличие от психических расстройств) и тенденцией к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка. О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об олигофрении (умственной отсталости).

Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия «пограничная интеллектуальная недостаточность» (Ковалев В. В., 1973). В англо-американской литературе пограничная интеллектуальная недостаточность частично описывается в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальность мозговой дисфункции» (ММД).

Распространенность задержек психического развития среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1%, 2% и 8-10% в общей структуре психических заболеваний (Кузнецова Л. М.). Задержки психического развития в качестве синдрома, естественно, встречаются значительно чаще.

Патогенез ЗПР малоизучен. По мнению Певзер (1966), основным механизмом ЗПР является нарушение созревания и функциональная недостаточность более молодых и сложных систем мозга, относящихся главным образом к лобным отделам коры больших полушарий, которые обеспечивают осуществление созидательных актов поведения и деятельности человека. Единых форм систематически пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время не существует. Наиболее подробной является классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, представленная Ковалевым В. В. (1973).

Существует деление ЗПР на первичную и вторичную. При этом вторичная задержка психического развития возникает на фоне первичного неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (пороки сердца и пр.), сопровождающихся церебральной недостаточностью.

В первые годы жизни в силу незрелости нервной системы у детей чаще наблюдается дисфункция созревания двигательных и общепсихических функций. Поэтому обычно в раннем детстве речь идет об общей задержке психомоторного развития с большей выраженностью отставания психических функций.

У детей же старше трех лет становится возможным выделение уже более очерченных психоневрологических синдромов. Главным клиническим признаком ЗПР (по М. Ш. Вроно) являются: запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения); эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций; функциональный, обратимый характер нарушений.

Если интеллектуальная недостаточность в дошкольном возрасте маскируется речевыми расстройствами, то в школьном возрасте она проявляется отчетливо и выражается в бедном запасе сведений об окружающем, медленном формировании понятий о форме и величине предметов, трудностях счета, пересказа прочитанного, непонимании скрытого смысла простых рассказов. У таких детей преобладает конкретно-образный тип мышления. Психические процессы инертны. Выражены истощаемость и пресыщаемость. Поведение незрелое. Уровень наглядно-образного мышления довольно высок, а абстрактно-логический уровень мышления, неразрывно связанный с внутренней речью, оказывается недостаточным.

В отдельные формы интеллектуальной недостаточности В. В. Ковалев выделяет интеллектуальную недостаточность, возникшую в результате дефектов анализаторов и органов чувств, при ДЦП и синдроме раннего детского аутизма.

Синдром ЗПР полиэтиологичен, основными причинами являются:

Важнейшей клинической характеристикой Энцефабола является его безопасность, что особенно актуально, учитывая специфику популяции — основных потребителей данного препарата — педиатрической, где проблемы безопасности не уступают по своей значимости оценке эффективности. Побочные реакции при приеме Энцефабола возникают редко и, как правило, связаны с его общестимулирующим действием (бессонница, повышенная возбудимость, легкие формы головокружения) или в крайне редких случаях — с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции, диспептические проявления). Все вышеописанные симптомы практически всегда носят преходящий характер и не всегда требуют отмены препарата.

На фармацевтическом рынке России препарат Энцефабол представлен в виде суспензии для перорального применения по 200 мл во флаконе и таблеток, покрытых оболочкой по 100 мг.

Дозировка Энцефабола обычно составляет, в зависимости от стадии патологического процесса и индивидуальной реакции:

  • для взрослых — по 1-2 таблетки или 1-2 чайных ложки суспензии 3 раза в день (300-600 мг);
  • для новорожденных — с 3-го дня жизни по 1 мл суспензии в день утром в течение месяца;
  • со 2-го месяца жизни следует увеличивать дозу на 1 мл каждую неделю до 5 мл (1 чайная ложка) в день;
  • для детей от 1 года до 7 лет — по 1/2-1 чайной ложке суспензии 1-3 раза в день;
  • для детей старше 7 лет — по 1/2-1 чайной ложке суспензии 1-3 раза в день или 1-2 таблетки 1-3 раза в день.

Хотя первые результаты клинического действия Энцефабола могут проявляться уже через 2-4 недели приема препарата, оптимальные результаты, как правило, достигаются при длительности курса в 6-12 недель.

Литература

  1. Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Клиника интеллектуальных нарушений. Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2009. 320 с.
  2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  3. Баженова О. В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1987.
  4. Брунер Дж., Олвер Р., Гринфильд П. Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.
  5. Бурчинский С. Г. Современные ноотропные средства // Журнал практического врача. 1996, № 5, с. 42-45.
  6. Бурчинський С. Г. Старіння мозку та вікова патологія: від фармакології — до фармакотерапії // Вісник фармакології і фармації. 2002, № 1, с. 12-17.
  7. Воронина Т. А., Середенин С. Б. Ноотропные препараты, достижения и перспективы // Экспериментальная и клиническая фармакология. 1998, № 4, с. 3-9.
  8. Воронина Т. А. Роль синаптической передачи в процессах памяти, нейродегенерации и механизме действия и нейротропных препаратов // Экспериментальная и клиническая фармакология. 2003, № 2, с. 10-14.
  9. Дольсе А. Обзор экспериментальных исследований по Энцефаболу (пиритинолу). В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 43-48.
  10. Заваденко Н. Н. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. М., 2003, 23 с.
  11. Зозуля Т. В., Грачева Т. В. Динамика и прогноз заболеваемости психическими расстройствами лиц старшего возраста // Журнал невропатологии и психиатрии. 2001, т. 101, № 3, с. 37-41.
  12. Ковалев Г. В. Ноотропные средства. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд., 1990, 368 с.
  13. Крыжановский Г. Н. Дизрегуляционная патология // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 18-78.
  14. Лебедева Н. В. Энцефабол и его аналоги в лечении неврологических заболеваний. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 27-31.
  15. Лебедева Н. В., Кистенев В. А., Козлова Е. Н. и др. Энцефабол в комплексном лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 14-18.
  16. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  17. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
  18. Маркова Е. Д., Инсаров Н. Г., Гурская Н. З. и др. Роль Энцефабола в лечении экстрапирамидных и мозжечковых синдромов наследственной этиологии. В кн.: Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001., с. 23-26.
  19. Маслова О. И. Тактика реабилитации детей с задержками нервно-психического развития. Русский медицинский журнал. 2000, т. 8, № 18, с. 746-748.
  20. Маслова О. И., Студеникин В. М., Балканская С. В. и др. Когнитивная неврология // Российский педиатрический журнал. 2000, № 5, с. 40-41.
  21. Мнухин С. С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей. Л., 1968.
  22. Ноткина Н. А. и соавт. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2008. 32 с.
  23. Петелин Л. С., Шток В. Н., Пигаров В. А. Энцефабол в неврологической клинике // Энцефабол: аспекты клинического применения. М., 2001, с. 7-11.
  24. Пшенникова М. Г. Стресс: регуляторные системы и устойчивость к стрессорным повреждениям // Дизрегуляционная патология. 2002, с. 307-328.
  25. Старение мозга / Под ред. В. В. Фролькиса. Л., Наука, 1991, 277 с.
  26. Amaducci L., Angst J., Bech O. et al. Consensus conference on the methodology of clinical trial of «Nootropics» // Pharmacopsychiatry. 1990, v. 23, p. 171-175.
  27. Almquist & Wiksell. Sientific studies in mild mental retardation: Epidemiology; a. prevention: Proc. of the 2 nd Europ. symp. on scientific studies in Mental Retardation, U Sweden, June 24-26, 1999. — 240 p.
  28. Bartus R., Deen O., Beer T. Cholinergic hypotheses of memory dysfunction // Science. 1982, v. 217, p. 408-417.

А. П. Скоромец 1, 2, 3 , доктор медицинских наук, профессор
И. Л. Семичова 4
И. А. Крюкова 1, 2, 3 ,
кандидат медицинских наук
Т. В. Фомина 6
М. В. Шумилина 3, 5

1 СПбМАПО, 2 СПбГПМА, 3 ДГБ № 1, 4 СПбГЦ «Детская психиатрия»,
5 СПбГМУ,
Санкт-Петербург
6 МСЧ 71 ФМБА РФ, Челябинск