Психологическое здоровье, его структура, критерии нарушений. Рекомендации по сохранению психологического здоровья педагогов Основу психологического здоровья составляет

Приложение 3

    Стремитесь к максимальной, но доступной для вас жизненной цели.

    Отдыхайте еще до того, как успеете устать.

    С помощью глубокого и ритмического дыхания можно успокоить нервы и психическое состояние.

    Обратите внимание на хорошее питание, регулярные физические упражнения и хороший сон.

    Не противодействуйте стрессу, а используйте его энергию в ин­тересах личностного роста - «управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни».

    Создайте вокруг себя порядок (красоту и гармонию).

    Постоянно создавайте в своем воображении зону психической бе­зопасности, комфорта и отдыха.

    Подарите себе энергию позитивного мышления.

    Овладейте умением все делать на грани приятного.

    Сделайте что-нибудь для улучшения вашей внешней и внутрен­ней красоты.

    Делайте ваш досуг как можно более разнообразным.

    Прощайте и забывайте! Задавайте себе чудо-вопрос: «Как бы на моем месте поступила Доброта?».

    Улыбайтесь!

Способы укрепления психологического здоровья

Питание

Завтрак. Завтракать по утрам часто не хочется. Между тем, по мнению ученых, завтрак, состоящий из тарелки овсяной каши и стакана чая, повышает устойчивость организма к стрессу. Стресс может вызвать у вас язву желудка, если он в это время не будет переваривать пищу. Поэтому, предполагая, что вас ожидает стрессовая ситуация, съешьте что-нибудь, например, яблоко.

Мед. Успокаивающее действие на нервную систему в той или иной сте­пени оказывает любой сорт цветочного меда. Для того чтобы успокоить расшатанные стрессом нервы, выпейте стакан теплой воды и съешьте сто­ловую ложку меда. Вкусное лекарство лучше принимать непосредственно перед сном, так как оно не только успокаивает, но и усыпляет.

Антистрессовый напиток. Среди продуктов питания, снимающих стресс, особое место занимает лимон, точнее лимонная кислота. Опустив в чашку чая ломтик лимона, вы получите не только вкусный и ароматный, но и обладающий антистрессовыми свойствами напиток.

Орехи можно отнести к концентрированной пище. Эти мини-плоды со­держат в себе максимум энергии. В одной пригоршне орехов (примерно 100 г) аккумулировано около 600 ккал, то есть треть суточной потребности в энергии человека, ведущего сидячий образ жизни. Ядра орехов - богатый источник минеральных солей. Лесные орехи и кешью отличаются высо­ким содержанием меди, магния и цинка. Они способствуют активизации иммунной системы, успокаивают нервы и помогают противостоять стрес­су. Хлеб из муки грубого помола, а также творог, мюсли и бананы очень богаты магнием. Это полезно для нервной системы.

Шоколад улучшает настроение. Магний и жиры в его составе резко повышают уровень серотонина, а сахар успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.

Острая пища помогает восстановить хорошую форму. Если силы на ис­ходе, похрустите сладким перцем. Экстремальный способ - стручок Чили. Компромиссным вариантом могут стать корейские салаты. Острый вкус оказывает разогревающее действие, кровеносные сосуды расширяются, нор­мализуется кровоток, и, как следствие, улучшается состояние духа

Энергия растений

Зверобой, ромашка и пассифлора - избавляет от тревоги. Ромашковый чай снимает напряжение, успокаивает, не вызывая при этом сонливости.

Препарат из клематиса или ломоноса в мгновенье ока устранит апатию, восстановит память и способность к концентрации внимания.

Сила слова

Все мы знаем, что «слово лечит, слово калечит». В Китае в древности была разработана особая наука о целебных звуках, которые входят в резонанс с на­шими внутренними органами и оказывают на них полезное действие. «Фу» (на вдохе) - помогает быстро сбросить негативную энергию. «И-и-и» (на за­держке дыхания) - общее очищение организма. «По-о-о-хс-о-о» (на выдо­хе) - бодрит организм после сна. Повторяйте каждый звук не более 3-4 раз.

Волшебный голос. С помощью голоса снимается напряжение. Не случай­но первая реакция на плохую весть - крик. Пойте и под караоке, и а капелла, хором и соло, а также в ванной, во время готовки, во время уборки - вы скоро убедитесь, что ваша жизнь кардинально изменится.

Сон

Сон - это время «капремонта» для организма. Испанские ученые уста­новили, что независимо от того, сколько мы ночью спали, всем нам необ­ходим дневной сон, хотя бы короткий (10-15 минут). В идеале днем нужно спать 40-50 минут.

Деятельность

Трудотерапия повышает тонус. Лучший отдых, как известно, смена деятельности. Это могут быть и любимые грядки, и комнатные цветы или еще что-то.

Движения у открытого окна или на свежем воздухе в сочетании с дыхательными упражнениями помогают противостоять стрессу и улуч­шать настроение.

Велосипед вернет силы. Сядьте на велосипед и сделайте круг вокруг квартала. Свежий воздух быстро прояснит ум и облегчит течение мысли. Кроме того, почти все группы мышц благодаря спокойным, равномерным движениям сбросят излишнее напряжение, и организм насытится кисло­родом. Помогут снять напряжение рисование, музыка, баня, душ, бильярд, дартс, пасьянс и т.д.

Самомассаж

Чтобы снять нервное напряжение, несколько минут одновременно мас­сируйте указательными и большими пальцами мочки ушей, сначала их внешние, а потом внутренние стороны или наоборот. Устранить нервное напряжение можно с помощью самомассажа ладоней или ступней.

Нужные «кнопки». На теле есть точки, которые вполне можно назвать «кнопками здоровья». Нажимайте на них в течение 10 секунд, и вы изба­витесь от головной боли (точка между бровями); беспокойства (неболь­шая впадина с обратной стороны колена); невозможности сосредоточиться (виски); усталости глаз (точки у внутренних уголков глаз).

Акупрессура - массаж биологически активных точек пальцами, в тече­ние 30 секунд большим и указательным пальцами надавливайте на пере­носицу с обеих сторон. Стимулирующее действие оказывает также мягкое массирующее надавливание (в течение 30 секунд) большим и указатель­ным пальцем сустав мизинца.

Антистресс-фитнес

Эффективный метод снятия стресса в любых условиях - это маленький незаметный антистресс-фитнес. При­ятная сиюминутная разминка - вот что вам поможет.

Первое - выпрямите спину, рас­правьте плечи и втяните живот. Сде­лать это можно и сидя, и стоя - в той позе, в которой застал вас стресс. Стресс, как правило, сразу же приги­бает человека, ухудшает осанку, застав­ляет обмякнуть, вывалить живот.

Итак, выпрямились, подтянулись... Так, одно последствие стресса ликвидировали – вернули форму тела в первоначальный вид. Теперь посидите минуту с закрыты­ми глазами. Перестаньте думать о про­шедшем разговоре с начальником, о неприятном телефонном звонке с пло­хими новостями. Подумайте о том, как вы сейчас выглядите. Вспомните, что после стресса все выглядят ужасно - и не только в осанке, но и в выраже­нии лица.

Ну вот, мысли переключили - и сей­час основательно займитесь лицом. Не волнуйтесь, зеркало доставать не надо. Сначала расслабьте лицо, снимите с него напряженное и обиженное вы­ражение. Проведите несколько раз языком по зубам, потом оближите губы. Положите руки на лоб и слегка прижмите. Нежно похлопайте себя ладонями по скулам. Потрите виски.

Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, положив руки на колени и расслабив их. Затем сделайте несколь­ко глубоких вдохов, сцепив пальцы в замок. Если сидите за письменным столом или компьютером, скиньте обувьи тихонечко постучите ногами по полу - причем всей ступней. Еще одно «успокоительное» упраж­нение - удары ребром ладони по твер­дой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони: так укрепля­ют ребро ладони каратисты, а уж они-то умели противостоять стрессам и ни­когда не теряли сил и боевого духа!

Если вас никто не видит в данный момент - можно применить такой спо­соб борьбы со стрессом - попрыгать и помахать руками и ногами. Не за­рядка, не гимнастика, а просто про­извольно помахать. Можно даже аг­рессивно - весь вас никто не видит.

Еще несколько упражнений. Сядьте повыше, чтобы ноги свешивались. Не­сколько раз переплетите ноги в одну и в другую сторону: заплетите в одну сторону - расплетите - заплетите в другую сторону. Несколько раз подвигайте сплетен­ными ногами вправо-влево.

Выпрямите ноги, напрягите, потом расслабьте. Слегка согните ноги в колене, по­ставьте их параллельно друг другу и покачайте ими вправо-влево.

Встаньте, выпрямитесь, как струна, еще раз глубоко вдохните, выдохните ртом - и обратно за дела.

Условия счастливой жизни и хорошего настроения

В области социального взаимодействия

Пребывание в обществе счастливых людей.

Встреча с друзьями за чашкой чая или кофе.

Ведение оживленной беседы. Умение заинтересовать собеседни­ков своими рассказами. Ощущение себя «душой общества» в компаниях и на вечеринках. Умение развлечь и развеселить окружающих.

Наблюдение за людьми.

Высказывание комплиментов или похвалы в чей-то адрес.

Откровенная и открытая беседа.

Осознание своей физической и сексуальной привлекательности.

Пребывание в обществе любимого человека.

Выслушивание признаний в любви. Получение комплиментов или похвалы в свой адрес.

Выражение своей любви.

Поцелуи, ласкательные прикосновения. В тот момент, когда вы нежно прижимаетесь к партнеру, наслаждаетесь его ласками, в организме вырабатываются гормоны, которые способны побороть тоску.

Осознание возможности оказания помощи другим.

Приобретение новых друзей.

Улучшает настроение и снижает депрессию

Улыбка. Смех. Самый верный способ преодолеть раздражение - громко рассмеяться.

Различные движения типа потягивания, расслабления мышц.

Размышление о чем-либо хорошем, что может произойти в буду­щем. Воспоминания о былых успехах.

Размышления о людях, к которым ты относишься с симпатией.

Любование красивым пейзажем.

Возможность дышать свежим воздухом.

Пребывание в состоянии умиротворения и спокойствия (медитации).

«Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах.

Ощущение чистой одежды.

Хороший сон по ночам.

Просмотр доброй кинокомедии или своего любимого фильма (только обязательно со счастливым концом), чтение книг, прослушивание любимой музыки.

Убежденность в благополучии семьи и детей.

Чувство присутствия Бога в жизни.

Наблюдение за играми диких животных.

Способность к самоорганизации

Умение настоять на своем, сделать по-своему. Планирование и организация каких-либо действий. Умелое вождение автомобиля. Четкое выражение своих мыслей. Планирование путешествий и отпусков. Приобретение новых знаний и навыков (обучение). Качественное выполнение работы.

☻ Разное

Вкусная еда. Съешьте желтое и сладкое. Самые известные «ан­тидепрессанты» - бананы и шоколад. Чаще ешьте блюда из пшеничной крупы. Если вы не поклонница пшенной каши, замените ее одной чайной ложкой цветочного меда в день.

Посещение ресторана.

Безотказно действует общение с домашними животными.

Игры с детьми. Прочитайте свою любимую детскую книгу вслух детям. Вы получите двойное удовольствие.

Разного рода игры.

Рассматривание цветов в помещении, фотографий и других при­ятных или дорогих для человека вещей.

Ароматерапия.

В 16 компонентов психического здоровья


  1. Способность любить . Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.

  2. Способность работать . Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.

  3. Способность играть . Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. В исследовании эстонско-американского психолога Jaak Panksepp доказано, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей - это следствие недостатка игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестает играть. Наши игры из "активных" превращаются в "отстраненно-наблюдательные". Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..

  4. Безопасные отношения . К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых - одним словом, нездоровых отношениях. И одна из целей психотерапии помочь им это исправить. Чтобы лучше понять причины и природу этого явления, мы можем обратиться к теории привязанности Джона Боулби. Он описал три типа привязанности: нормальную, тревожную (сложно выносить одиночество, поэтому человек "прилипает" к значимому объекту) и избегающую (человек может легко отпустить Другого, но при этом остается с колоссальной тревогой внутри). Впоследствии выделился еще один тип привязанности - дезорганизованный (D-тип): люди с этим типом привязанности часто реагируют на ухаживающего за ними человека как на источник одновременно тепла и страха. Это свойственно людям с пограничным уровнем личностной организации, и часто наблюдается после насилия или отвержения в детстве . Такие люди "прилипают" к объекту привязанности и одновременно "кусают" его. К сожалению, нарушения привязанности - весьма распространенное явление. Но хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Как правило, для этого хорошо подходит психотерапия (от 2ух и более лет). Но возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером.

  5. Автономия . У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

  6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности . Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и.т.п.

  7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго ). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

  8. Реалистичная и надежная самооценка . Многие люди нереалистично и при этом слишком жестко оценивают себя, обладают критикующим суровым Супер-Эго. Возможна и обратная ситуация (характерная для США) - наоборот завышенная самооценка. Родители восхваляют детей, желая иметь все самое лучшее, в том числе и "лучших" детей. Но такая необоснованная похвала, лишенная в самой своей сути любви и тепла, вселяет в детей чувство пустоты. Они не понимают, кем являются на самом деле, и им кажется, будто никто их в действительности не знает. Они часто действуют, как будто имеют право на особое отношение к себе, хотя по сути не заработали этого.

  9. Система ценностных ориентаций . Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о "моральном безумии", что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.

  10. Способность выносить накал эмоций . Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью.

  11. Рефлексия . Способность оставаться эго-дистонным, посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.

  12. Ментализация . Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть. Обида скорее вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями.

  13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании .

  14. Баланс между тем , что я делаю для себя и для своего окружения . Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

  15. Чувство витальности . Способность быть и чувствовать себя живым . Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым. О внутренней омертвелости писал и Андре Грин .

  16. Принятие того , что мы не можем изменить . Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и "пробелами" в этом списке. Но в самом общем виде этот список представляет собой глобальную цель для психотерапии. С преимущественным учетом личных особенностей каждого клиента или пациента.

И, конечно, перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее - ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях. И сама автор классического учебника по психоаналитической диагностике Нэнси Мак-Вильямс , чьи тезисы я здесь цитирую, по на вопрос, что же все-таки является нормой , смеясь, ответила: "О-о-о, если бы я только знала!".

(если вдруг кому станет очень интересно)

Здоровье - это не только отсутствие острых или хронических болезней тела, психических расстройств, но и отсутствие эмоциональных страданий и социального неблагополучия. Безусловно, лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Но часто человек либо наделен очень щедро, либо столь же обделен. Когда Ходжу Насреддина некие люди попросили наделить их орехами по-божески, он дал одному один, другому горсть, а третьему все, что оставалось в мешке, и сказал, что именно так и наделяются в жизни люди по-божески, а не по-человечески.

Составляющие здоровья человека

1. Физическое здоровье предполагает анатомическую целостность и функциональную полноценность всех органов и систем. Сердце, сосуды, легкие, пищеварительный тракт, мочевыделительная, половая системы связаны в единый комплекс нервной системой, а также регулируются эндокринной системой, продуцирующей гормоны и рилизинг-факторы. Иммунная система на клеточном и системном уровнях обеспечивает безопасность физической составляющей здоровья человека. Опорно-двигательная система обеспечивает жизненную активность и защитную функцию.

2. Психическое здоровье - это залог нормальной интеграции человека во внешнюю среду. В частности, в общество. Нарушения речи, памяти, мышления делают человека непригодным для внешних контактов и превращают его в изолированное от окружающих существо.
Чрезмерная эмоциональность, бурная реакция на всякое внешнее воздействие или внутреннее переживание также дестабилизирует систему.

3. Психологическое здоровье человека - неразрывно связано с его внутренним соответствием морали общества, в котором он существует. Любое расхождение приводит к психологическому дискомфорту и при определённых обстоятельствах способно перейти в область психиатрических заболеваний в той или иной форме.

Взаимодействие составляющих здоровья человека

Нельзя нарушить здоровье одного уровня в организме, чтобы это не повлекло за собой сбои в других взаимосвязанных системах. Этим объясняется механизм развития практически любого заболевания или травмы, последствия мозговых катастроф, инфарктов или обширных травм. Система постоянно стремится к стабильности, отсекая все, что может эту стабильность нарушить. При неблагоприятных внешних факторах запускается наивысшее напряжение всех ресурсов организма, называемое стрессом. Это способ выживания в экстремальных условиях. Но если стресс тянется длительно, то наступает срыв компенсаторных возможностей. Физическая составляющая здоровья человека начинает “сыпаться” и давать сбой по всем направлениям.

Европейские представления о здоровье утверждают, что в здоровом теле здоров и дух. Но восточные мудрецы знают, что дух может творить над телом истинные чудеса. Чистая победа духа заключается в том, чтобы волей заставить организм оздоровиться, справиться с болезнями и жить полноценно. Чтоб всесторонне прочувствовать аспекты взаимодействия физической и психической составляющей здоровья человека, Вы можете , в течение которых специалисты помогут Вам разобраться во всех аспектах прогрессивных современных методик оздоровления человека.

Поскольку конечным итогом высокоразвитой личности является психологическое благополучие, поэтому для комплексного развития требуется знать основные составляющие психического здоровья и благополучия.

1.Первой и самой важной составляющей является принятие себя как человека, достойного уважения . Это центральный признак ментального здоровья человека.

2.Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими . Люди с такими качествами имеют более высокий потенциал к любви и дружественным отношениям.

3.Автономность - это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой человек может не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.

4.Экологическое мастерство - способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.

5.Наличие цели в жизни - уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.

6.Самосовершенствование - мало достичь тех характеристик, которые были описаны выше, важно развивать собственный потенциал. Т.е. должна быть потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.

По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения.

Для взрослых базовыми условиями хорошего самочувствия являются здоровая нервная система и спокойная доброжелательная обстановка.

Для детей нужны дополнительные условия:

Присутствие родителей;

Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

Больше самостоятельности и независимости.

В процессе развития личности имеют место процессы, которые можно обозначить как деструктивные. Наличие деструктивных элементов в структуре личности не есть патология, но существенно затрудняет процессы адаптации, сотрудничества, взаимодействия.

3.Внутренняя картина здоровья

Отношение к здоровью как к источнику благополучной повседневной жизни выражается в осознании его ценности и в деятельном стремлении к его совершенствованию. Такое отношение ведет к формированию внутренней картины здоровья (ВКЗ).

Внутренняя картина здоровья – составная часть самосознания, представление о своем физическом состоянии, которое сопровождается своеобразным эмоциональным и чувственным фоном. Внутренняя картина здоровья может рассматриваться как устойчивый образ самосознания, сформированный в результате самопознания. В ходе такого процесса самопознания у каждого индивидуума происходит формирование и развитие внутренней картины здоровья как личностной динамической смысловой системы, в соответствии с которой осуществляется протекание конкретной деятельности человека. Формирование образа здоровья представляет собой сложный процесс обретения индивидуальных смыслов существования человека под влиянием мотивационной составляющей сознания. Основным условием формирования образа здоровья является наличие у человека позитивной Я-концепции, интегрирующим элементом которой и является внутренняя картина здоровья. Система эмоциональных и рациональных отношений личности к своему здоровью, к жизненным задачам реализуется в определенном стереотипе поведения.

Можно выделить три стороны ВКЗ:

    Когнитивная – представляет собой совокупность представлений, умозаключений об оптимальных способах укрепления и сохранения здоровья.

    Эмоциональная – переживание здорового самочувствия, связанное с комплексом ощущений, формирующих эмоциональный фон здорового человека.

    Поведенческая – совокупность конкретных действий, направленных на сохранение и укрепление здоровья.

Предложенная концепция психического здоровья личности в значительной степени учитывает и социально-динамические процессы экономики и культуры конкретного общества, конкретного социума.

Социокультурная трансформация, характерная для российского общества 1990-х гг. "не оставила в стороне сферу" персональной психической жизни отдельного человека, каждой личности.

По мнению ряда авторов, в частности Е.В.Руденского, это создает базис для кризиса адаптации личности в современном нестабильном российском обществе, ее включения в социальную структуру. Из-за деформации социо- и психокультурных моделей создаются, по мнению автора, социокультурные трудности, определяющие когнитивный диссонанс, ценностную деструкцию личности, а, следовательно, и дисгармонию социокультурных аспектов психологического здоровья. Кроме того, наблюдается дезинтеграция психических механизмов личностно-экзистенциальной регуляции и функционирования, порождая парадоксальные характеристики индивидуальной и социальной субъектности. Последние проявляются как отдельные феномены нарушения психологического здоровья:

дефекты и деформации культурного развития психики (психологический инфантилизм, ригидность когнитивного сужения, иррациональность сознания и самосознания и др.);

социальная и личностная стрессированность (апатия, мистицизм, психосоциальный регресс и др.);

дезинтеграция процессов личностного самоопределения и саморазвития.

Появление аномалий психологического здоровья граждан РФ привели и к формированию новых деструктивных типичных характеристик личности. Среди них, например, Е.В.Руденский выделяет:

    фрустрирующие (интенсивные негативные переживания);

    конфликтогенные (оппозиционное противостояние другим людям);

    травматизированные (извлечения собственной выгоды вследствие последствий травматизации и виктимного воздействия на других людей);

    агрессивные (адаптирующиеся посредством интенсивного подавления других людей и устранения их как препятствий на своем пути);

    инверсионные (использующие различные психологические маски для достижения собственных целей),

    дефенивные (утратившие способность к самопроизводству, находящиеся в состоянии психосоциальной летаргии), что формирует ее новую типологию:

    маргинал (основная одновременная ориентация на психокультурные модели как "социалистического типа", так и "нового типа", что детерминирует нахождение личности в постоянном психоэмоциональном напряжении);

    эгоцентрист (человек, стремящийся к социально-психологической автономии и самостоятельно решающий преимущественно свои социокультурные проблемы);

    дефинзив (утративший интерес к социокультурной жизни и отказывающийся от активных форм включения в жизнь социума);

    инфантил (личность с преобладанием стереотипных форм поведения и полного отказа от самостоятельного решения проблем);

    харизматик (использующий манипуляцию как основной способ решения своих проблем).

Таким образом, в современном российском обществе наблюдается широкий спектр процессов, приводящих к дезинтеграции жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности личности, т.е.деструкции психологического здоровья не только отдельных индивидов, социальных групп, но и составляют угрозу психологическому здоровью всей нации. Это создает условия для самых разнообразных форм и видов деструктивного развития личности, асоциального, аддиктивного, деликвентного поведения. Ниже рассмотрим некоторые примеры персональных деструкций жизненных сил, психического развития личности и ее психического здоровья.