Путешествие по Древней Руси.docx - Внеклассное мероприятие - Викторина по истории Отечества на тему "Путешествие по Древней Руси". Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», Физическое развитие»

Цель: вызвать интерес к истории возникновения России;

Задачи:
— дать конкретные представления о зарождении русского государства;
— воспитывать желание как можно больше узнать о родной стране;
— закреплять знания о главных символах страны: гербе, флаге, гимне;
— воспитывать патриотические чувства;
— ввести в словарь детей новые слова по изучаемой теме;

Словарь: предки, славяне, кокошник, косоворотка, князь, княжества, жезл, держава;

Материалы и оборудование: русские народные костюмы, каравай, интерактивная доска; диск с русскими народными мелодиями, презентация.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с русскими народными костюмами; чтение стихов и произведений о России; рассматривание карт древней Руси и современной России;

Звучит русская народная музыка. Дети стоят полукругом. Входят гости рассаживаются. В центр выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах с хлебом-солью.
Девочка: Ото всех дверей, ото всех ворот
Проходи скорей, торопись, народ!
Много Вас интересного ждет!
Мальчик: Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом-солью, низкий Вам поклон, дорогие гости (проходят и дают гостям хлеб-соль).
Воспитатель: Сегодня, дорогие ребята и уважаемые гости, предлагаю Вам познакомиться с историей возникновения нашей страны и ее символикой. Приглашаю Вас в путешествие во времени. Рассаживаемся в наши «машины времени» (за столы). Сели, руки вытянули вперед, глаза закрыли. Перемещение началось. 1, 2, 3– открываем глаза. Где же мы?

Слайд 2.
Выходит 1 ребенок:
— Вы в Древней Москве!
— А хотите узнать, как образовалось наше государство! Так вот слушайте:
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет назад. В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в них и жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне.

Слайд 3, 4

Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах.

Девочка: Девушки тогда носили сарафаны, блузки и кокошник и обязательно длинную косу.
Мальчик: А парни носили рубашки, которые назывались косоворотки, так как воротник был не прямо, а наискосок (девочка и мальчик садятся).
1 ребенок: Жили славяне в небольших избушках. Самым главным у них был князь

Выходит ребенок, одетый как князь.

2 ребенок (князь): Много княжеств было в Древней Руси – так называлась тогда Россия. Князья очень часто ссорились между собой и захватывали друг у друга земли. Но когда на них нападали враги, то князья объединялись вместе и побеждали своих врагов. Наконец, князья поняли, что если объединиться навсегда, то они будут намного сильнее. Вместе им будет легче не только воевать, но и трудиться, помогать друг другу, и тогда никто не сможет их победить. Князья объединились, а самым главным стал князь Иван III (показ портрета).

Слайд 5. 2-ребенок (князь): Так образовалось Русское государство. Оно было большим и сильным (дети садятся).
Воспитатель: А с Вами продолжаем путешествие во времени. Вытянули руки вперед, глаза закрыли. Перемещение в пространстве началось 1,2,3 – открываем глаза. Что мы видим?

Слайд 6.

Ответы детей.

Выходит ребенок.

3 ребенок: Вот каким большим является наше государство – Россия (обводит на карте границы нашего государства).

1. В России много городов: (приглашает ребенка с места подойти и показать).

Слайд 7.

2. В России много морей (приглашает ребенка с места подойти и показать).
3. В России много рек: (приглашает ребенка с места подойти и показать).
4. В России много гор: (приглашает ребенка с места подойти и показать).
3 ребенок: У нас много лесов, они обозначены зеленым цветом, а также много полезных ископаемых.

Дети выходят, называют и показывают города, реки, горы и т.д., садятся на места.

Воспитатель: Путешествие продолжается вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось. 1,2,3 – открываем глаза и смотрим, что же ждет нас здесь. А здесь, ребята, вас ждет игра «Стуколка» (В.М. Петров «Осенние праздники, игры и забавы).

Слайд 8.
После игры воспитатель:
-Что, ребята, продолжим путешествие?
Вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось. 1,2,3 – открываем глаза.

Слайд 9.

Выходят трое детей.

4 ребенок: Раньше у каждого князя был свой герб. Эти гербы у князей остались, но у нового Русского государства появился свой герб, новый. Этот герб и сейчас является гербом нашей страны. Давайте его рассмотрим.
5 ребенок: Что вы видите в центре? (орла) Орел с двумя головами и поднятыми крыльями. Орел на гербе обозначает силу и непобедимость. У Орла две головы, так как Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое.
6 ребенок: А еще вы видите корону. Корона обозначает, что в России главный – царь. А в лапах у Орла – посох или жезл. Это символ царской власти. В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
Этому российскому гербу много-много лет. Конечно, нет сейчас царей, но корона, жезл и держава напоминают нам о том, что Родина очень древняя, что она возникла очень давно.

Дети садятся на места.

Воспитатель: И так продолжаем наше путешествие и приготовились к перемещению. Вытянули руки, закрыли глаза. 1,2,3 – открываем глаза.

Слайд 10. 7 ребенок: Перед Вами флаг России. У каждой страны обязательно есть свой флаг. Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаг вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный, он состоит из трех полос – белой, синей и красной. Что же они обозначают? (или сам, или спрашивает детей).
Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.
Красный – цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.

Воспитатель: У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях – во время праздников и других важных событий. Когда спортсмены побеждают на соревнованиях, то поднимается флаг их Родины, и звучит гимн их страны. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Слайд 11.
Воспитатель: Прошу всех встать, звучит гимн России. Прошу садиться.

Воспитатель: Вот мы побывали в путешествии во времени, а теперь пора возвращаться в детский сад.
Вытянули руки, закрыли глаза. Перемещение началось 1,2,3 – открывайте глаза. Мы снова в нашем детском саду.

Слайд 12.

— А что же мы узнали из нашего путешествия во времени?
Ответы детей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Крестики-нолики Игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс

Правила игры: Участники игры разделены на две команды (команда крестиков и команда ноликов). В начале игры команды разыгрывают право первого хода. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает квадрат из игрового поля с заданием, в случае правильного ответа на поле делается соответствующая пометка (крестик или нолик). Если же отвечающая команда не даёт ответа, право хода переходит к соперникам. В игре побеждает та команда, которая сможет наиболее полно ответить на три задания из квадратов (по горизонтали, вертикали или диагонали).

Игровое поле 1 - Загадки Хроноса. 2 - «Как наше слово отзовётся…». 3 - Чёрный ящик. 4 - Четвёртый лишний. 5 - Историческая путаница. 6 - Циферблат. 7 - Народная мудрость. 8 - Что? Где? Когда? 9 - Жизнь замечательных людей.

Вопрос для права первого хода: При каком русском князе был воздвигнут храм Святой Софии в городе Киеве?

Загадки Хроноса Команды должны расставить события в хронологическом порядке и прочитать зашифрованное слово. 1. И Крещение Руси Г Начало правления Владимира Мономаха О Издание «Русской Правды» С Призвание варягов на Русь Р Месть княгини Ольги Т Первый поход руссов на Царьград Б Убийство князей Бориса и Глеба

2. В Начало правления Владимира Святого Р «Щит на вратах Цареграда» И Установление уроков и погостов И Создание правды Ярославичей И Начало правления Мстислава К Смерть Рюрика Ч Строительство Святой Софии в Киеве

2. Как наше слово отзовётся… 1. «Иду на вы!» 2. «Что умеете, того не забывайте доброго, а чего не умеете, тому учитесь». 3. «Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, в Киеве сядет старший сын – Изяслав, а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду - Переславль».

Князь Святослав

Владимир Мономах

Ярослав Мудрый

3. Чёрный ящик Это может быть в рыболовной сети. Это нужно грибнику и ягоднику. Это использует турист и охотник, сельские домохозяйки. Это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода. Что скрывается под словом ЭТО?

(Берёста: из неё делают поплавки для рыболовной сети; туристы и охотники используют для костра; домохозяйки для печи; грибники и ягодники плетут корзины; в Новгороде нашли берестяные грамоты.)

4. Четвёртый лишний Три из четырёх слов связаны общим смыслом, найдите лишнее слово и объясните своё решение. Зернь, скань, мозаика, перегородочная эмаль. Алтарь, паперть, клирос, закомары. «Повесть временных лет», «Слово о чести и благодати», «Житие Бориса и Глеба», «Хождение за три моря».

5. Историческая путаница Командам предлагаются тексты с ошибками. Их задача - найти и объяснить ошибки.

6. Циферблат Командам предлагаются вопросы, связанные с цифрами. Победа присуждается команде, давшей последний ответ. 1. Сколько лет было Владимиру Мономаху, когда он стал править в Киеве? 2. Сколько километров разделяют Царьград и Константинополь? 3. Сколько русских богатырей изображено на картине Васнецова «Богатыри»? 4. В каком веке Русь приняла христианство? 5. Какого по счёту князя Владимира называли Мономахом? 6. В каких годах в средневековой Руси правила женщина? (945-957 гг.) 7. Какой князь по подсчётам историков за свою жизнь совершил около 50 походов? 8. Какой буквой древнерусского алфавита обозначалась цифра 3? 9. В каком году было основано государство Киевская Русь? 10. Сколько храмов Святой Софии было построено на Руси? 11. Как звали третьего правителя Древней Руси? 12. Сколько сыновей было у князя Святослава?

7.НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ Отгадайте русскую загадку: И копали меня, И крутили меня, На пожаре я был, На базаре я был, А как молод был - Всё людей кормил. Упаду - кости вокруг Разлетаются, Но собаки к костям Не кидаются.

8. Что? Где? Когда? Команде предлагаются три вопроса. Что это? Он, кси, наш, мыслите, люди, како, и, фита, иже, зело, есть, добро, глагол, веди, аз. Где крестилась первая русская христианка княгиня Ольга? Когда на Руси появилось слово «азбука»?

9. Жизнь замечательных людей. Назовите имена исторических деятелей, чьи характеристики здесь представлены.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Светлана Иванова
Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

«РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

Звучит музыка.

ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

«БЕРЕЗКА»

ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

Выходит Князь Игорь и Ольга.

ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

ДЕТИ : Красивой.

ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

ДЕТИ : Да, он влюбился.

РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял Великий князь.

ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

«ПРЯЛИЦА»

ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

РЕБЕНОК : Живи, Земля!

Не поддавайся грусти,

Не умирай

В огне и под пятой.

РЕБЕНОК : Свети, Земля!

Тебя назвали Русью

Враги, и те, зовут тебя

ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

«ВО КУЗНИЦЕ»

Исполняется в сопровождении оркестра.

ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

В. М. Васнецова «Три богатыря»

ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

ДЕТИ : Три богатыря.

ВЕД : Знаете их имена?

ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

ВЕД : А как назвал ее художник?

ДЕТИ : «Три богатыря»

ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают картину и придумывают название.

ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

Звучит фонограмма.

ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы, за моря стремиться мне

За облака высоко,

Сражаться с недругом жестоко

За Родину, за веру, за царя!

А встретивши врага, с думою ясной

Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

И победить.

ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

Стучат калики.

ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

ДЕТИ : «Спасибо!

1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

!КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью.

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!

3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

И землю защищать без меры, без предела!

3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!

(кланяются)

ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

Слово даю, выполню их!

ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

Звучит фонограмма.

ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

То не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается то сын перед батюшкой,

Просит он себе благословеньица.

ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

Ой, ты гой еси, родный батюшка,

Дай ты мне благословеньице,

Я поеду в славный стольный град

Поклониться чудотворцам киевским.

К Великому князю Владимиру!

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую!

ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

Колокольный звон.

ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

Россия отчая, Россия-мать

И скорбь, как радость, царственно красива!

Какое благородство здесь в при

И думы поднебесно высоки!

И эта репреступность эта стать

И выдыхаю сердцем я : Россия!

Была и есть еще у нас в народе!

Какое благородство здесь в природе!

«ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГАРДАРИКИ» (для детей 10-12 лет).

Действующие лица: Новый русский ученик (НРУ) Библиотекарь, Экскурсовод (ведущие), Жители древних городов.
НРУ. Здорово, братцы! Это, что ли, туристическое агентство «Машина времени»?
Библиотекарь. Совершенно верно. Чем могу быть полезна?
НРУ. А директор у вас кто, Макаревич, что ли?
Библиотекарь. Нет, не Макаревич… Я-директор, а это (показывает на второго ведущего) - мой помощник,
Экскурсовод. .. Так что вы хотите, молодой человек?
НРУ. Путешествовать хочу! Хочу чего-нибудь необычного, удивительного! Только предупреждаю: на львов и крокодилов я уже в Африке охотился, с индейцами шашлыки жарил, с Дмитрием Крыловым его «Непутевые заметки» читал. Скучно мне.
Библиотекарь. Так, понятно! Случай тяжелый, но безвыходных ситуаций не бывает. Предлагаю совершить путешествие в Страну Гардарики. Там-то уж вы, точно, не бывали.
НРУ. Что это еще за место такое? По-моему, мы его в школе по географии не проходили. Может, это что-то вроде Королевства Кривых Зеркал или Страны Чудес?
Библиотекарь. Нет, Страной Гардарики, или Страной Городов, называли с легкой руки скандинавских путешественников, воинов и купцов нашу Родину- Русь. С городами Гардарики иноземные купцы и путешественники знакомились впервые по пути «из варяг в греки». Торговые гости останавливались в Новгороде, Пскове, Любече, Смоленске, Киеве, Чернигове, Полоцке, чинили корабли, пополняли запасы воды и провианта, покупали на многолюдных ярмарках меха и кожу, мед и воск за янтарь, который ценился дороже золота.
И, конечно же, ходили по улицам этих городов, вымощенных бревнами, любовались каменными златоглавыми храмами, сказочно красивыми теремами.
Летописцы называли города Гардарики «прелестью мира», «соперниками Царьграда». Поражали воображение иноземцев своей неповторимой красотой и главные города Северной, так называемой Залесской Руси - Ростов Великий, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь, Кострома.
Один город был лучше, величественнее другого! Впечатление от знакомства с ними было незабываемым. Тысячу лет назад весь мир следил за рождением еще одной великой страны: Руси - Страны городов.
НРУ. Это что-то новенькое! Или старенькое? Давайте посмотрим на карте, где эта страна?
Экскурсовод. Вот этого мы как раз сделать не можем. Потому что в те далекие времена ни карт, ни компасов еще не было.
НРУ. Что же делать?
Экскурсовод. Не отчаивайся! В этом нам помогут путеводные картинки. (Колдует.) Бамбара-чуфара, скорики-морики! Мы с вами находимся на борту парусного корабля, на котором плавали наши предки 1000 лет назад.
Серебряная вода струится за бортом, и вот уже по обе стороны - берега, покрытые дремучими лесами. Вот они сменяются высокими ковылями, в которых теряется всадник на коне. А вот и холмы, на которых города, что любуются своим отражением в тихом зеркале вод.
НРУ. Так где же мы находимся?
Экскурсовод. У нас есть особые знаки и приметы. Вот, например, сосна на правом крутом берегу. Это город Сосницы. Вот камыши.
НРУ. Это Камышин?
Экскурсовод. Правильно! Два кургана высоких?
НРУ. Город Курган?
Экскурсовод. Да! А вот олень вышел к реке напиться, рога у него серебряные, копыта золотые.
НРУ. Оленин?
Экскурсовод. Не угадал! Это Ростов Великий. А вот белый сокол взмыл в поднебесье.
НРУ. Должно быть, это Сокольск или Соколок?
Экскурсовод. Нет, это город Суздаль!
НРУ. Выходит, не все так просто: некоторые картинки нужно еще уметь прочитать! Вот почему, например, у Ростова такой символ: олень, у которого рога серебряные, а копытца золотые? У Суздаля - белый сокол, а у города Владимира - лев? Разве эти животные здесь водились?
Библиотекарь. Олени водились, леса ведь. Львов, точно, не было, да и соколов завозили, пожалуй, с севера. Сказочно красив был город Ростов. Вот и сравнивали его великолепие с красотой грациозного оленя. А Суздаль - с гордой и красивой птицей соколом. Сравнение удачно еще и потому, что белокаменные его храмы действительно напоминали белоснежное оперение сокола. А еще - никому не давал сокол в обиду свое гнездо.
НРУ. Но почему же тогда Владимир - лев, ведь львов не было на севере Руси?
Библиотекарь. Не только на севере, но и на юге их не было. О львах знали в основном понаслышке, из редких тогда иноземных книг, что он - царь зверей и что все его боятся. Как тут не вспомнить меткие строки С. Маршака?
Таков обычай был старинный,
Чтоб с государственных гербов
Грозил соседям лик звериный
Оскалом всех своих зубов.
Где львов от века небывало,
С гербов свирепо смотрят львы,
Или орлы, которым мало
Одной орлиной головы.
Экскурсовод. Долго нам плыть по Стране городов, скакать на коне, ехать в санях или телеге, идти пешком, и не всегда совпадают названия путеводных картинок с названиями городов этой сказочной Страны.
НРУ. Что же это за картинки такие?
Библиотекарь. У этих рисунков есть название - это гербы. Но еще до того, как утвердиться в этом значении, слово это на многих языках - английском, французском, немецком, польском - означало два понятия: «оружие» и «наследство». Представь себе средневекового рыцаря, с ног до головы закованного в броню, только узкая прорезь оставле-на для глаз.
НРУ. Чье же лицо скрыто за этим забралом?
Экскурсовод. Не будем гадать, а посмотрим лучше, что изображено у него на щите?
НРУ. Могучее дерево в три обхвата, вырванное из земли с корнем. Скорее всего, это дуб. А внизу подпись: «Дездича-до». Я, кажется, читал где-то, что это значит - рыцарь, лишенный наследства,
Библиотекарь. Ну, конечно же, сам Айвенго - герой одноименного романа английского писателя Вальтера Скотта! Благородный рыцарь без страха и упрека, как говорили раньше, непобедимый в бою, верный в дружбе. Враги лишили его наследства, но не чести и доброго имени. И горе им, если встречались они с Айвенго в чистом поле. Свой герб Айвенго передал по наследству сыну, а тот - своему. Так два значения слова «герб» - «оружие» и «наследство» - слились воедино.
Щиты в те далекие времена были у рыцарей разные: у варягов - треугольные, у итальянцев - овальные, у испанцев - квадратные с закруглением, у французов - четырехугольные, заостренные книзу.
НРУ. А у русских?
Библиотекарь. Ау русских воинов щиты были круглые - для боя в конном строю, и овальные в рост человека - для пешего боя. И еще одна отличительная черта: как правило, красили наши предки свои щиты в красный цвет - цвет мужества и стойкости в бою.
Постепенно, начиная с 13 века, рисунки с рыцарских щитов перекочевали на кареты, дома, гобелены, ковры, дамские сумочки.
Наконец, и средневековые европейские города обзавелись своими гербами, стали помещать их на городские ворота и крепостные стены. Часто те же изображения появлялись на городских печатях, а если город чеканил собственные деньги, то и на монетах.
Составлялись гербы по очень строгим правилам. Возникла даже специальная наука о гербах - геральдика. Согласно ее законам, рисовали на гербах людей, животных, птиц, де-ревья, солнце, луну, воду, предметы, сделанные руками человека. Это были не только рисунки, но и своеобразные условные знаки, иероглифы, особая азбука.
Гербы объясняли особые люди - герольды, ведь далеко не все знали, что птица феникс, сжигающая себя на огне и каждый раз возрождающаяся к жизни из пепла, - символ бессмертия; сложенные крестом руки - знак верности; лев - силы, мужества, благородства; журавль с камнем в лапе - бдительности; змея, кусающая хвост, - вечности.
Большое значение имели и цвета гербов. Голубые, как безоблачное небо, означали красоту и величие; ярко-зеленые, как весенняя трава, - изобилие; красные, как кровь, - му-жество, храбрость.
НРУ: А когда в России появились первые гербы?
Библиотекарь. Первые гербы как таковые появились во второй половине XVII столетия при царе Алексее Михайловиче, который без городских гербов обойтись уже не мог. Переговоры с иностранными державами требовали знания их государственных и городских символов и введения в международный обиход таких же у себя.
Экскурсовод. многом могут рассказать гербы древних русских городов. И о преданьях старины глубокой, и о знаменательных исторических событиях.
Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.
По заведенному еще при царе Иване Грозном обычаю, стрельцы, вооруженные бердышами и пищалями, несли неусыпный дозор на каменных башнях московского Кремля, а с наступлением сумерек, отмечая каждый час, вели перекличку, славили главные города земли Русской.
- Славен город Киев! - кричал стрелец на самой дальней башне.
- Славен город Новгород! - вторил ему другой.
- Славен город Владимир! - подхватывал третий.
- Славен город Рязань!
- Славен город Смоленск!
- Славен город Москва! - заканчивал стрелец на последней башне.

НРУ. А чем же прославились эти древние русские города, за что возносились им такие почести?
Экскурсовод. А давай-ка спросим у самих горожан, пусть они нам расскажут.
Древний киевлянин. Город наш самый южный, или, как раньше говорили, самый полуденный в Гардариках. Ни одна ладья не проплывет мимо этого города. Сказочно красив он и овеян многими легендами. «Мати городам русским», - называет его первый летописец.
«Жили в давние времена, - отмечает он в предании, - три брата-князя - Кий, Щек и Хорив с сестрою Лыбедь. Старший брат занимал гору. Средний брат на другой горе жил, младший - на третьей. Прозвали их по именам братьев: Щековицей и Хоривицей. А речку, впадавшую в Днепр, стали по имени красавицы-сестры звать - Лыбедью. Кий же всему городу имя свое передал: Киев-град». В 907 году о Киевской Руси узнал весь мир. Князь Олег объединил славянские племена и их данников. Короли и императоры многих держав стремились породниться с киевскими князьями. А у многочисленных торговых гостей были свои интересы. Они грузили на корабли связки знаменитых русских мехов, кож, бочки меда, кольчуги, мечи, а выгружали тонкие ткани с красивыми рисунками, драгоценные украшения, тюки с сухофруктами.
Уже в то время, по свидетельству путешественников, в Киеве было 8 торговищ и 400 храмов. Возможно, количество церквей они несколько преувеличивали, но восхищались их красотой справедливо.
Не прошло и полувека с тех пор, как Русь приняла христианство и сбросила в Днепр языческих идолов, а в городе, как грибы после дождя, возникают десятки храмов. И самый главный из них - Софии Премудрой - до сих пор восхищает мир.
Всю жизнь положил князь Ярослав на то, чтобы объединить вокруг Киева русских князей, привести Русскую землю к единству.
«Будете жить в любви между собой, - говорил он соотечественникам, - крепка станет Русь, и покорятся ей враги. Если же будете в ненависти жить, в распрях, в ссорах, то погибнете сами и погубите землю своих отцов и дедов, которую добывали они трудом своим великим».
Всем известно о героизме и несгибаемом мужестве киевских воинов, защищавших Русскую землю от многочисленных врагов. Не только храм Софии Премудрой напоминает об этом, но и рисунок на древнем гербе города: крылатый воин со щитом и мечом, который еще в XII веке считался покровителем Киева.

Экскурсовод. И снова плывет наша расписная ладья с орлиной головой и крыльями по серебряной от солнечных бликов воде, но уже не по Днепру, а по Десне. Справа, на высоком берегу, большой город. Это ближайший сосед древнего Киева - Чернигов. Целая историческая повесть шагнула в герб этого города. Давайте послушаем ее из уст древнего жителя. Житель Чернигова/Почти 1000летчерниговскойбылине о богатыре Иване Годиновиче, его невесте Марье-Красе, царе Кащее и вещем орле. Вдумайтесь только: 1000 лет!
Князь Кащей послал его в поход в заморскую страну на целых полгода. А невесте его, Марье-Красе, сказал, что убит в бою Иван Годинович, и сам посватал ее. Но верная девица ни за что не соглашалась выйти за другого. Злодей посадил ее в свой терем, чтобы одумалась. Но Марья сумела послать весточку Ивану Годиновичу, чтобы тот возвращался скорее домой и выручал ее. Прискакал Иван в Чернигов и вызвал Кащея на поединок. Выехали биться в чистом поле. Откуда ни возьмись, появился в небе орел и крикнул Кашею человечьим голосом, чтобы тот Марью-Красу законному жениху отдал. Не послушал Кащей и стал стрелять в орла. Но стрелы не причинили никакого вреда вещей птице, повернули обратно и поразили самого Кащея прямо в сердце.
На древнем черниговском гербе - тот самый орел из былины. Неусыпно днем и ночью несет он стражу, защищая интересы родной земли. В любую минуту готов прийти на помощь ее воинам, смердам, ремесленникам - всем тем, кого называют солью земли и кем она держится. Так было испокон веков, и так будет вечно.
Экскурсовод. Вернемся на великий водный путь и поплывем к славному городу Новгороду.
НРУ. Судя по названию, это новый город? Значит, он возник позже других?
Экскурсовод. Напротив, это один из самых древних городов и по возрасту вряд ли уступит Киеву, Чернигову или Владимиру. В незапамятные времена было срублено дере-вянное городище близ Малого Волховца. Скорее всего, втот год, когда ушли славяне с берегов Дуная.
Древний новгородец (1) . А Новым его назвали потому, что вскоре перенесли его жители поселение на холм у берегов Волхова, которое им приглянулось больше первоначального. Редко, но бывает и так.
Сам уклад жизни в Новгороде был необычным. Ни перед кем не склонял головы Господин Великий Новгород, гордился удалью и богатствами. 1000 народных собраний - вече - прошло в Новгороде более чем за 400 лет его знаменитой вольницы. Отсюда, с новгородского веча, отправлялась княжеская дружина вместе с народным ополчением против врагов, вторгшихся на Русь с северо-запада.
Древний новгородец (2)
Ой ты, Новгород Великий,
Господин торговых дел!
Отбоев с ордою дикой
Ты счастливо уцелел,
Ой ты, древний город вольный.
Не привык поклоны класть…
Новгородцы недовольны.
Уступая князю власть.
Ты единственный меж всеми
Управлялся без князей,
Только ныне ведь не время
Вольной гордости твоей.
Там, куда садится солнце.
Неспокойно в этот час -
Ведь задумали ливонцы
Наши земли взять у нас.
Александр! Ведь он от шведа
В Невской битве землю спас,
И тебя он от соседа
Защитит на этот раз.
Хоть с тобою Невский в ссоре-.
И на норов твой сердит,
Но родной Отчизны горе
Тяжелей своих обид.
Древний новгородец (1)

По долине голубой
Снежною дорогой,
Соблюдая меж собой
Распорядок строгий,
Шла в поход большая рать
Князя-полководца,
Чтоб от немцев защищать
Землю новгородцев.
Позади остался дом
И тепло людское,
Впереди сверкало льдом
Озеро Чудское.
Александр Невский
Вот теперь не отбери
У ливонцев Пскова,-
Доберутся до Твери,
Суздаля, Ростова.
А захватят города
И начнут селиться,
И прости-прощай тогда,
Русская землица!
Нам их земли не нужны,
Нам свое вернуть бы,
Ведь сейчас нам вручены
Всей Отчизны судьбы!

Древний новгородец (2)
Князь в предутреннюю тьму
Говорил, спокоен, -
Знал, что делу своему
Верен каждый воин.
Увидав перед собой
Эту силу в латах,.
Выходили в смертный бой.
На врагов проклятых. .
И не сладить нипочем
С этой силой дикой:
Рыцарь сверху бьет мечом
И пронзает пикой.

Древний новгородец (1)
Грохот, ржанье, стон и крик,
Наши жмут сильнее,
А ливонец не привык
Получать по шее.
И по льду семь верст пешком,
В плен дружиной взяты,
Шли ливонцы босиком,
Побросавши латы…

Древний новгородец (2)
Я хочу сказать тебе,
Чтоб, ребята, знали:
Наши ратники в борьбе
Землю отстояли!
Ведь спасли они тогда
Русскую землицу -
Села, пашни, города,
И, стало быть, столицу!

Библиотекарь. В начале XVIII века, при составлении новгородского герба, обнаружилось, что печать одного из крупнейших тогда городов России противоречит идее сильного абсолютистского государства, которую осуществлял Петр I.
Согласно его воле, художники заменили свободолюбивые символы символами царской власти. Лишь два медведя и рыбы внизу, напоминающие об изобилии животного мира это го богатейшего северного края, перенесены на новый герб без всякого изменения.
Экскурсовод. Вместе с древним летописцем мы восхищались красотой и величием городов Гардарики, их храбрыми воинами, искусными мастерами. Будем же вместе с Русью и в годину тяжелого испытания, сердцем воспримем страшную беду. Перед нами великий древний русский город - Рязань. Издавна защищали рязанцы южные и восточные рубежи Руси. Давайте послушаем, как это было.

Житель Рязани (1)
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше чем огня
Батыя - внука Чингис-хана,
Свое соседство с ним кляня.
И шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком -
Сжигать и грабить города.

Житель Рязани (2)
Не молодица любовалась,
Играя зеркальцем в руке,
А в день погожий отражалась
Рязань-красавица в Оке.
У ребятишек шло катанье
На разметенном окском льду.
Когда на поле под Рязанью
Батый привел свою орду.
Ой, лихо, лихо! Ой, беда!
Стоит орда, грозит орда!
Дымит кострами в чистом поле
И требует десятой доли
Всего от каждого двора -
Мехов, казны и серебра…

Житель Рязани (1)
В морозной снежной мгле кострами
Чадит Батыева орда.
К Батыю с пышными дарами
Рязанский князь пришел тогда.
Он сам собрал Батыю дань:
«Возьми дары! Не тронь Рязань!»

Житель Рязани (2)
Любуясь княжьими дарами,
Батый кумыс из чаши пил
И, сидя в юрте меж коврами,
С усмешкой князю говорил:
«Коль хочешь мира, русский бай, -
Княгиню в жены мне отдай!»

Житель Рязани (1)
Взбешенный, не взглянув на хана,
Князь Федор молча вышел вон,
Но тут ударом ятагана
У входа в юрту был сражен…
А под покровом ночи темной,
Спеша в предутреннюю рань,
Из Пронска, Мурома, Коломны
Три князя шли спасать Рязань.
Они свои дружины гнали
На помощь брату своему.
Они тогда еще не знали,
Какой конец пришел ему.
В неравный бой они вступили.
Своим сородичам верны,
И в сече головы сложили.
Со всех сторон окружены…

Житель Рязани (2)
Рязань, Рязань! Теперь тебе,
Твоим несчастным горожанам –
Уже не выстоять в борьбе,
Не совладать с жестоким ханом.
Горят хоромы, терема -
Все, чем была Рязань богата.
Декабрьская ночная тьма
Багровым пламенем объята.
Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Врага жестокого кляня,
Бежали те, кто уцелели.

Житель Рязани (1)
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья.
Пришел рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье.
Их тысяча семьсот пришло.
Они зашли ордынцам с тыла.
Батый, взобравшись на седло,
Оцепенел: «Какая сила!
Откуда? Где она была?
Неужто мертвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла,
Над пеплом вороны летали!»

Житель Рязани (2)
Впервые дрогнула орда,
От ужаса теряя разум,
И двинул Коловрат тогда
Всю силу на ордынцев разом.
Не обучали эту рать.
Людей, случайно уцелевших.
Но каждый шел врага карать
За родичей, в огне истлевших.

Библиотекарь. Защитники Рязани проявили чудеса героизма и самоотверженности, но не смогли отстоять родной город. Не могли еще в то время собраться вместе все русские люди для отпора грозному врагу, не понимали князья, что только объединенными усилиями можно отстоять Русь. -.
Присмотритесь внимательней к древнему гербу города Рязани. Воин в золотом поле держит в правой руке меч, в левой - ножны. Этот мужественный рязанец не дрогнул перед страшным врагом, посягнувшим на его родную землю, показал всем защитникам Руси пример самоотверженности, любви к родине, героизма.
Экскурсовод. Из разоренной Рязани отправимся пешком в Москву, небольшой град-крепость, лежащий при впадении рек Яузы и Неглинки в Москву-реку. Еще многие годы после татаро-монгольского нашествия Русь-Гардарики представляла собой печальное зрелище. Ее когда-то сказочно кра-сивые города лежали в развалинах, русский народ страдал от татаро-монгольского ига. Жестокие расправы приводили к народным восстаниям, которые каждый раз огнем и мечом усмиряли всадники Золотой Орды. И все-таки Русь жила и надеялась распрямить плечи и сбросить ненавистное иго. А победить Орду можно было, лишь объединив в один кулак все русские силы. И объединила эти силы Москва.

Библиотекарь.
Где теперь Москва-столица,
Жили раньше зверь да птица.
Первое летописное упоминание о Москве датируется 1147 годом и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. «Взошел он на гору и обозрел с нее очами по обе стороны Москва-реки и за Неглинною, и возлюбил села оные, и повелел на месте том вскоре сделать мал деревян-град, и прозван его названием реки тоя - Москва-град».
Давай займемся стариной!
Представь себе, приятель мой,
Что там, где столько крыш вдали,
Огромный лес стоял когда-то,
Дубы могучие росли, –
Шумели липы в три обхвата,
Полянки вместо площадей,
А вместо улиц - перелоги,
И стаи диких лебедей,
И рев медведицы в берлоге.
Ладьи скользили по теченью,
А на высоких берегах
Виднелись тут и там селенья.
Славянский люд в них проживал.
С десятого, быть может, века,
Тот люд Москвою называл
Глубокую большую реку.
Москва-река, тебе хвала!
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Начало будущей столицы
Ты отражала в глади вод,
Тот первый Кремль и город новый.
Что строил русский наш народ.
Потомки знаменитого князя Александра Невского подчинили Москве близлежащие города, стали соперничать с богатым Новгородом, Тверью и Рязанью. Особенно больших успехов в «собирании Руси» добился Иван Калита, что значит «денежный мешок». К концу своего княжения вместо четырех городов оставил своим сыновьям 97 сел и городов.
Возвышение Москвы продолжалось и при его сыновьях, но особенно сильной стала она при внуке Дмитрии Ивановиче.
Укрепив стены стольного города и собрав многие русские земли в единый кулак, Дмитрий стал готовиться к открытому выступлению против Золотой Орды. Как же это было?

Житель Москвы
Кличет Дмитрий всю страну
На священную войну:
«Не довольно ль, братцы, даром
Отдавать добро татарам?
Ой вы, силы молодые,
Выше копья поднимай!
Возомнил себя Батыем
Злой татарин, хан Мамай.
Он путем Батыя старым
Всей ордой пошел на Русь.
Надо дать отпор татарам,
Я вас в бой вести берусь!»
Знали Дмитрия как друга
Все соседи-города,
И от севера до юга.
Все откликнулись тогда.
И под славною Коломной
Все князья до одного
Ратью встретили огромной
Полководца своего.

Библиотекарь
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Приятель, я не обману.
Сказав о битве той,
Что не было такой еще,
И хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!
Стоял такой великий стон.
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон До самого низовья.
Никто остановить не мог
Смятенного потока, -
Орда катилась на восток,
Гонимая жестоко.
Укрытая от вражьих глаз
Зеленою дубравой,
Дружина вынесла в тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Жив народ, и Русь жива,
И опять растет Москва.

Обратимся к древнему символу московскому. На червленом гербе - Георгий Победоносец, всадник на белом коне в серебряных доспехах и лазоревой мантии. В руках у него длинное копье, которым он поражает крылатого змея.
Не сразу появилось это изображение на московских монетах. Вначале чеканили на них всадника с ловчим соколом на руке. Такую печать унаследовал и Дмитрий Донской от своего великого прадеда Александра Невского, славу которого приумножил.
При внуках Дмитрия ловчий уступил место воину. Чуть позже всадник в латах стал змееборцем, символом спасителя родины от страшного врага.
Вспомните былину о Добрыне, богатыре земли Русской, победившем страшного Змея. Долго страдала от набегов чудища Русская земля. Обложил он ее великой данью, даже живых людей приводили к нему на съедение. И никто не мог сладить с этим змеем, пока не сразился с ним богатырь Добрыня Никитич. Тем Змеем Горынычем была в народном представлении Золотая Орда.
Спустя века, в годы иных великих испытаний, непременно вспоминал русский народ о Куликовом поле: и в 1612 году, изгоняя из Москвы захватчиков польского короля Сигизмунда 3, и в 1812 году - войска французского императора Наполеона, а в 1941 году - фашистские орды. Та великая победа никогда не померкнет в памяти народной. О ней напоминает древний московский герб.

Экскурсовод. Многие гербы русских городов воскрешают в памяти историю нашей страны. По преданьям старины глубокой составлен, к примеру, герб города Ярославля. Да-вайте послушаем историю его создания.
Житель Ярославля. На высоком берегу раскинулся город Ярославль, названный именем Ярослава Мудрого, который, по сказанию, основал сей город в начале XI века.
«…Давным-давно в местных дремучих лесах водилось великое множество медведей. Жители этого края считали медведя священным животным. Изображения «хозяина леса» вешали в избах и свято верили в то, что эти амулеты-обереги сохраняют от многих бед, в том числе и от дурного глаза.
Кудесники лечили медвежьим жиром разные болезни, а именем хозяина леса заклинали духов и молили о дожде, богатом урожае, удачной охоте.
В то время Русь уже приняла новую веру - христианство, которая быстро распространялась по городам и весям, а остатки старой веры искоренялись. Но обитатели «медвежьего угла» упорно отказывались переходить в новую веру и даже подняли восстание. Усмирять его, как записано в летописях, отправился князь Ярослав Мудрый.
Волхвы уже были наслышаны о нем и боялись одного его имени. Решили они убить Ярослава. В таком случае, думали они, все останется по-прежнему. Они знали, что князь был храбрым воином и страстным охотником. Он всегда ехал впереди своей дружины, выслеживая зверя или птицу. Но как воспользоваться этим? Долго думали они и придумали. Когда Ярослав, как всегда, ехал впереди своей дружины, на него выпустили разъяренную медведицу, которая поднялась на задние лапы и одним ударом свалила на землю коня. И не сдобровать бы всаднику, но он ловко спрыгнул на землю и вспомнил о боевом топоре, висящем у него за поясом. Вовремя выхватил он его и одним ударом свалил страшного зверя. А туги дружинники подоспели…На месте этого поединка Ярослав Мудрый и велел заложить город, названный его именем».
Так гласит народное предание. Сейчас уже трудно отличить легенду от того, что происходило на самом деле. Но как бы там ни было, на древнем ярославском гербе изображен медведь. Днем и ночью без устали ходит он дозором по родной ярославской земле, бережет ее покой.
Библиотекарь. Старинные гербы многих городов России указывают на род занятий их жителей, на то, что издавна были они искусными мастерами. Герб города Тулы напоминает о людях, принесших ему всемирную славу. На двух скрещенных клинках лежит серебряный ружейный ствол, а вверху и внизу - по золотому молоту. Цвет их говорит, что у туляков золотые руки.
Не только великолепным оружием удивила мир Тула, но и самоварами, гармонями и даже сладкими медовыми пряниками, которые таяли во рту. До сих пор называются они тульскими.
Экскурсовод. Вот и закончилось наше путешествие. По шатким сходням расписной ладьи сошли мы на берег. Немного жаль расставаться с замечательной Страной Гардарики, страной русских старинных городов.
Не беда, что не успели побывать в каком-то из них. Свыше 600 городов обозначено в старинном гербовнике Гардарики - где же их объехать все за неделю или даже за месяц!
Но можно продолжить путешествие самостоятельно. Найти старинный герб - путеводный знак города, в котором вы живете или в котором недавно побывали, - несложно. А как его прочитать, вы уже знаете. Счастливого пути!
Н РУ. А я хочу в завершение предложить ребятам викторину,
1. Город, в который со своим самоваром не ездят. (Тула)
2. Какой город кружевами славится? (Вологда)
3. Назовите город со «звонким» именем - ровесник Москвы. (Звенигород)
4. Куда едут соловьев слушать? (Курск)
5. Святой Софии купола
Отсюда путнику светили,
Славян столица здесь была,
Впервые русских здесь крестили. (Киев)
6. Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов. (Москва)
7. Этот город прославил подвиг Ивана Сусанина. (Кострома)
8. Какой город летает? (Орел)
9. В какой город жениться ездят? (Иваново)
10. Древний город, давший отчество былинному богатырю. (Муром)
11.В этом городе былинный купец Садко торговые дела вел. Со всей земли ездили сюда люди на ярмарки. «Господин торговых дел» - такой у этого города титул. (Новгород)
12. По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева,
Мосты повисли над водами,
Темно-зелеными садами,
Ее покрылись острова. (Санкт-Петербург)


Путешествие по Древней Руси. Вольга и Микула

Сценарии праздника

Цель : Продолжать формировать представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины «Вольга и Микула». Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя. Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст, лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать аналитическое и образное мышление.

Воспитывать интерес к истории и культуре Древней Руси.

Материалы : Фишки-кружки с изображением колоска.

В : Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.

(Звучит фонограмма криков петухов).

В.(зазывая):

— ку-ка-ре-ку,

Не лежите на боку!

Добры молодцы, вставайте,

Девки, косы заплетайте,

Пастушок, в рожок играй

Новый день скорей встречай!

В : Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси? Почему люди вставали рано?

Д : Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше только земля кормила людей.

В : Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине «Вольга и Микула». Итак, кто они такие?

Д : Вольга был знатный князь, а Микула

— простой крестьянин.

В : Хорошо, так как же они такие разные встретились?

Д : Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула работал в поле, то есть на земле.

В : Я предлагаю поиграть в игру «Кто больше знает на тему «Земледелие».

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с изображением колоска. Кто больше наберёт «колосков», тот

— победитель. Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха, борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)

В : Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и Микулой?

Д : Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой вынул.

Так засеял он поле пшеницей и поехали они.

В : Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими орудиями труда, а их было много.

(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).

В лес идёт

— домой глядит, из лесу идёт

— в лес глядит. (Топор).

Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила).

Деревянная шея, железный клюв, стучит

— тук, тук, тук. (Молоток).

Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я тяну. (Иголка с ниткой).

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).

В : Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских народных игр в закличке встречается слово «житница»?

(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Дятел». Дети выбирают водящего

— дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зёрнышко пшеницы.

Дятел отвечает : Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра повторяется.)

После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.

Д : Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и управлять им.

В : Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных средств.

Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см. Предварительную работу) по теме «Вольга и Микула». .............