Р.Е. Алексеев

В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.

Подрезанные крылья

Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.

Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.


«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.

До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.

Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.


Ракета

Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.

На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.


Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.

Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.


Новая «Комета»

Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.


Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.

Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».

Авиационные технологии

Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.


Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.

В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.


На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.

Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.


Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.

Оптимисты

Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.


Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.

Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).

Знакомитесь судно на подводных крыльях - "Восход". Корабли на подводных крыльях это гордость Советского Союза. В их производстве и эксплуатации он был мировым лидером.

Уникальный корабль, практически космос)) Недаром в СССР он был засекречен, в свое время. В основном корабль ходил по реках, но при необходимости мог и в море выйти, в прибрежную зону.

Производился "Восход" с 1973 года на заводах "Красное Сормово" (Нижний Новгород. РСФСР) и "Море" (Феодосия, УССР).Двигатели высокобортный дизели с бомбардировщиков поступали с заводов "Барнаултрансмаш" и Ленинградского завода "Звезда". Всего выпущено более 150 кораблей.

Пассажировместимость свыше 70 чел. Максимальная скорость - 65 км\ч. Эксплуатационная скорость - 62 км\ч. Мощность двигателя 1000 л.с.

Но скорость на воде дается не просто. И скорости "Восходов" доступны только благодаря его формам, гибридизации самолета и корабля. На фото главная уникальность данных кораблей - подводное крыло. При разгоне корабля, крыло под днищем создает подъемную силу так же как и крыло самолета. Корабль поднимается над водой и парит над ней опираясь на крылья. Благодаря этому сила трения маленькая и корабль может развивать высокую скорость.

За год суда на подводных крыльях в СССР перевозили свыше 20 млн.чел.

В 1970-е в Киеве было в эксплуатации более 40 судов данного типа.

Помимо "Восхода" в СССР еще выпускались... его предшественники и аналоги.

"Ракета" Год выпуска 1957-1977. Произведено около 400 штук. Скорость 70км\ч. Мощность 900-1000 л.с.

"Метеор" Год выпуска 1961-1991. Произведено более 400 штук. Скорость 65км\ч. Мощность 1800-2200 л.с.

"Комета" Год выпуска 1964-1992. Произведено более 130 штук. Скорость 60км\ч. Мощность 2200 л.с.

"Полесье" Год выпуска 1983-1996. Произведено 115 штук. Скорость 75км\ч. Мощность 1100 л.с. Способен ходить по речкам глубиной в метр.

Флагман советских судов на подводных крыльях - "Циклон" - морская двухпалубная машина.

Газотурбинный двигатель мощностью - 6 000 л.с. Пассажировместимость - 250 чел. Скорость - 70 км\ч.

СССР помимо эксплуатации этих судов у себя поставлял их еще и на внешние рынки в такие страны как: США, Великобритания, Германия, Италия, Греция, Канада, Австрия, Финляндия, Китай, Польша, Венгрия, Румыния, Югославия, Вьетнам, Таиланд.

Кроме вышеуказанных кораблей еще выпускались мелкосерийные и эксперимента льные - Вихрь, Спутник, Буревестник, Беларусь, Колхида, Катран, Олимпия, Чайка, Тайфун и другие.

Как "Восходы" и компания жизни спасали...

Два "Восхода" зараженные радиацией на кладбище в Припяти. Они участвовали в эвакуации жителей после аварии...

В 1992 году во время войны Грузии с Абхазией военный вертолет обстрелял в открытом море "Комету". Одна из ракет попала ниже ватерлинии. Экипаж корабля не растерявшись врубил на полную моторы. "Комета" набрала скорость встала на крылья и с пробоиной в борту, которая теперь оказалась выше уровня воды, доставила в безопасности 70 своих пассажиров к берегу.

Благодаря своей скорости суда на подводных крыльях не раз выходили спасать экипажи и пассажиров тонущих кораблей. Не одна сотня людей спасена ими.

В СССР все гражданские суда на подводных крыльях являлись стратегическими объектами. В случае военных действий они должны были стать высокоскоростными госпиталями, вывозящими раненых с линии фронта.

Куда же делись "Восходы" и их аналоги? Почему они пропали?

Эксплуатация судов на подводных крыльях удовольствие дорогое, слишком уж сложное и дорогостоящее это устройство для такой великой страны как украина - решила сама великая украина - и в 90х Укрречфлот распродал по дешевке практически весь речной флот, а это около 100 судов, на подводных крыльях доставшийся от "клятого Совка"...

Куда распродал? За границу.

"Восход"ы в киевском порту перед отправкой за кордон.

В России полным ходом идет строительство гражданского судна на подводных крыльях (СПК) по новому, первому со времен Советского Союза проекту. Речь идет о корабле, рассчитанном на перевозку 120 пассажиров. Постройка гражданского судна ведется в городе Рыбинске Ярославской области на судостроительном заводе «Вымпел». Предназначенное для скоростных морских перевозок судно строится по проекту 23160 «Комета 120М».

ОАО «Судостроительный завод «Вымпел» специализируется на производстве мало- и среднетоннажных морских и речных судов и катеров как гражданского, так и военного назначения. С момента основания предприятия в 1930 году в Рыбинске было собрано и спущено на воду более 30 тысяч разнообразных кораблей всех типов. За последние 40 лет более 1800 судов и катеров, построенных в Ярославской области, были поставлены в 29 стран Европы, Азии, Африки, Южной Америки, страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Пассажирский теплоход на подводных крыльях "Комета"

Судно строится по проекту, который был создан конструкторами известного в России нижегородского «ЦКБ судов на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева». Сам факт строительства символизирует то, что скоростное гражданское судостроение начинает просыпаться от длительной спячки и периода упадка в 90-е годы XX века. Источник в судостроительной отрасли России в интервью РИА подчеркнул, что в 1990-е годы имевшиеся в наличии пассажирские скоростные суда продавались за границу: в Грецию, Китай, страны Прибалтики, где они на тот момент времени были востребованы местными заказчиками. Но теперь такие корабли востребованы и в самой России. Они очень пригодились бы сегодня на Черном море, где существуют реально большие сложности с обслуживанием пассажирских потоков. По еще советским проектам такие корабли строились в России примерно до середины 90-х годов прошлого века.

Новый корабль по проекту 23160 был заложен на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске 23 августа 2013 года. В торжественной церемонии закладки морского пассажирского судна на подводных крыльях «Комета 120М» приняли участие губернатор области Сергей Ястребов и министр транспорта Максим Соколов. На церемонии закладки корабля были озвучены примерные сроки строительства нового судна - 9-10 месяцев. Как выяснилось сроки, появившиеся тогда в прессе, оказались весьма оптимистичными. Но само событие, когда после практически 20-летнего перерыва в России по новому проекту было начато строительство пассажирских скоростных судов на подводных крыльях и последующий серийный выпуск СПК нового поколения в Рыбинске, безусловно, является очень важным и знаковым этапом для российского гражданского судостроения.

Возможно, именно столь долгий перерыв накладывает свое влияние на сроки строительства в целом небольшого судна. По информации предприятия изготовителя, 13 марта 2015 года строящийся корабль был перемещен из стапель-кондуктора с первой построечной позиции на вторую. В Рыбинске отмечают, что это важный момент, который означает окончание большого этапа строительства. Теперь на второй достроечной позиции судно будет находиться еще примерно месяц. С корабля уже были удалены технологические прижимные планки, так называемые обуха. Осуществляется сварка корпуса снаружи. Впереди корабль ждет обязательный этап работ - проведение испытаний корпуса на герметичность. В рамках этих работа будет осуществлена рентгенодефектоскопия швов, помимо этого, цистерны наполнят водой и проведут испытания на водонепроницаемость.

Чтобы сэкономить время на строительство судна, на второй достроечной позиции начнутся работы по формированию каркаса надстройки. На третьем этапе строительных работ «Комету 120М» вернут обратно в стапель-кондуктор, где произойдет клепка надстройки. На четвертой, завершительной стадии работ, корабль поставят на высокие кильблоки для монтажа движительно-рулевого комплекса, крыльевого устройства, винтов, валов и руля.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» - это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров - 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.

Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.

Два таких судна были построены в 80-е годы прошлого века и успешно эксплуатировались. «Олимпия» - это один из последних проектов советских гражданских СПК. По информации РИА Новости в настоящее время есть несколько потенциальных заказчиков, которые готовы использовать данные суда на Черном море. По словам Итальянцева, в настоящее время в Хабаровске идет подготовительная работа, для того чтобы модернизировать данный проект под требования сегодняшнего дня и под действующие в России правила регистра и достроить корабли.

Пока же паромная переправа через Керченский пролив (переправа порт «Крым» - порт «Кавказ») является главной транспортной артерией, которая соединяет Крым с остальной Россией. По этой причине длинные автомобильные пробки и многочасовое ожидание погрузки автомобилей на паром стали здесь обыденным делом, особенно в период летних отпусков. При этом зимой и осенью автомобильные пробки возникают тут только во время шторма. К концу 2018 года планируется достроить и ввести в эксплуатацию новый мост через Керченский пролив. На строительство данного моста выделяется 247 миллиардов рублей, а всего на развитие транспортной инфраструктуры Крыма планируется выделить 416,5 миллиарда рублей.

Основные характеристики судна «Комета 120М»:
Водоизмещение - 73 тонны.
Габаритные размеры: длина - 35,2 м, ширина - 10,3 м, осадка - 3,2 м.
Скорость хода эксплуатационная - 35 узлов (на тихой воде).
Пассажировместимость - 120 человек (22 бизнес-класс, 98 эконом-класс).
Дальность хода - 200 миль.
Автономность (продолжительность рейса) - до 8 часов.
Мощность основной силовой установки - 2х820 кВт.
Расход топлива - 320 кг/час.
Мореходность (высота волн): при походе на крыльях - 2 м, в водоизмещающем положении - 2,5 м.
Экипаж - 5 человек.

Источники информации:
http://www.vz.ru/news/2015/5/19/746141.html
http://ria.ru/economy/20150519/1065394853.html
http://portnews.ru/news/166150
http://www.vympel-rybinsk.ru (предприятие-изготовитель)
http://www.ckbspk.ru (предприятие-проектировщик)

August 18th, 2013 , 04:29 pm

Теплоход на подводных крылья "Ракета" стал символом совесткой эпохи в фотографиях, открытках, документальных фильмах и т.д. Не стала исключением и фотолетопись Москвы советкого периода. На очень многих фотографиях есть обязательная "Ракета" в очередном изгибе Москвы-реки или спрямлении канала имени Москвы. Определенно, крылатое творение Ростислава Алексеева было техническим прорывом своего времени, и спущенный на воду в 1957 году первый теплоход стал родоначальником очень немаленькой серии. В этом посте будем вспоминать "Ракеты" с Московской пропиской по фотографиям разных авторов.

По моим скромным подсчетам в Москве в разные времена работало 20 теплоходов "Ракета". Но это было давно, сегодня их осталось многим меньше, а реально в работе только три теплохода. Итак, в Москве работали вот эти телоходы:
Ракета-2;
Ракета-18;
Ракета-64;
Ракета-78
Ракета-102;
Ракета-109;
Ракета-170;
Ракета-172;
Ракета-182;
Ракета-185;
Ракета-190;
Ракета-191;
Ракета-194;
Ракета-197;
Ракета-211;
Ракета-230;
Ракета-235;
Ракета-244;
Ракета-246;
Ракета-253.

Теперь о каждом из них немного подробнее.

Теплоход "Ракета-2" был построен в 1957 году на заводе "Красное Сормово" в г.Горьком. Свой первый пассажирский рейс "Ракета-2" совершила по маршруту "Северный речной вокзал - Хвойный бор". Это было первое быстроходное судно на подводных крыльях, работавшее на канале имени Москвы. "Ракета-2" работала в составе Московского речного пароходтсва и выполняла рейсы не только из Москвы. Несколько навигаций она отработала на Оке на пассажирских линиях из Рязани. В начале 80-х годов "Ракета-2" была передана на Волгу в Рыбинск. В конце 80-х годов "Ракету-2" списали. Ее планировалось установить на постамент в качестве памятника, но пока суть да дело "Ракету-2" изрядно попортили - побили стекла, а под финал она еще и загорелась. Вместо "Ракеты-2" на постамент водрузили "Ракету-32", а "2-ю" тихо распилили на металл. Несколько фотографий "Ракеты-2":

Теплоход "Ракета-2"
(Фото из архива журнала "Life")

Теплоход "Ракета-2" на канале им.Москвы.
(Фото из архива ОАО "Московский туристический флот". Коллекция Г.А.Павлова)

Теплоход "Ракета-18" был построен в 1960 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Ничего особо примечательного в истории второй московской "Ракеты" вроде бы не было. Теплоход отработал 23 навигации, после чего в 1983 году был списан. К этому времени в Москве было уже много более новых теплоходов. После списания была разрезана на металл.


(Фото представлено пользователем Андрюха)

Теплоход "Ракета-18" на канале им.Москвы.
(Архив ОАО "Московский туристический флот", коллекция Г.А.Павлова)

Теплоход "Ракета-18", Северный речной вокзал.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)

Теплоход "Ракета-64" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Этот теплоход поработал в Москве эпизодически - может быть одну, может быть несколько навигаций. Он был в составе Московского речного пароходства, но почти всю свою биографию отработал из Рыбинска.Возможно его приход в Москву был приурочен к чему-то, вероятнее всего, теплоход просто сначала работал здесь, а потом был передан в Рыбинск. Факт присутствия "64-й" в Столице имеет несколько фотоподтверждений, как и последующая ее эксплуатация в Рыбинске. С начала 90-х годов "Ракета-64" не эксплуатировалась, а в 1996 году она была списана и распилена на металл в Рыбинске. Фотографии столичной бытности "Ракеты-64":

Теплоход "Ракета-64" на Химкинском водохранилище.


(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-64" на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-78" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "78-я" также успела отметиться не только в Москве, но и в Горьком, поработав сначала в Московском, а потом в Волжском пароходстве. После 1973 года она уже точно бегала от Горького по Оке до Дзержинска и Касимова, вероятно до этого она как раз и трудилась в Москве. Теплоход был списан после 1984 года, благо флот тогда постоянно обновлялся. Нас же интересуют фотографии московского периода работы "Ракеты-78":


(Фото с сайта Riverfleet.ru)

Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с сайта tsushima.su, пользователь - впередсмотрящий)

Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, А.Сергей И.)

Теплоход "Ракета-102" был построен в 1964 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход работал в составе Московского пароходства и базировался на базе флота в Хлебниково. Изначально "102-я" была обычным рейсовым вариантом "Ракеты" и работала на пассажирских маршрутах в Москве. В начале 2000-х годов она была переделана в банкетный вариант с пассажировместимостью 35 человек (при изначальной вместимости в 64 пассажира). В России все приключения традиционно начинаются по-пьяни, также получилось и с "Ракетой-102". 31 августа 2007 года вечером пьяный моторист вывел теплоход из Хлебниково и повел его в сторону Москвы.Набрав скорость, он не справился с управлением, и на 57 километре канала имени Москвы (в районе г.Долгопрудный) "Ракета-102" на полном ходу вылетела на откос канала. Теплоход получил повреждения крыльевой системы и вала гребного винта. В тот же день пострадавшую "Ракету" удалось снять с мели и отбуксировать на базу. Навигацию 2008 года теплоход отработал, но вот уже три года она стоит на стапеле без работы, постепенно отдавая свои запчасти еще работающим "Ракетам". Будущее "Ракеты-102" весьма туманно.


(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - И.Панфилова)

Теплоход "Ракета-102" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, masha2411)

Теплоход "Ракета-102" на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - TOXA)

Теплоход "Ракета-102" на слипе в Нагатино.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)

Теплоход "Ракета-109" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход был распределен в Московское пароходство и до 1983 года точно эксплуатировался в Москве. "Ракета-109" в 70-е годы была частой гостьей на рейсах в центре Москвы. После 1983 года теплоход был передан в Рыбинск на замену "Ракете-2". В начале 90-х годов теплоход был выведен из эксплуатации. В 1998-1999 годах распилен на металл. Фотографии "Ракеты-109" в Москве:

Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке. 1977 год.
(Фото: Владимир Розовский)

Теплоход "Ракета-109" на Химкинском водохранлищие.
(автор неизвестен)

Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке*.

* По ряду признаков Форумчане опознали в теплоходе именно "Ракету-109"

Теплоход "Ракета-170" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "170-я" работала в Московском пароходстве на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Этот теплоход визуально отличали от других синие "усы" на скулах. "Ракета-170" отметилась в 1978 году в транспортном проившествии, когда столкнулась на канале имени Москвы с "Ракетой-190". Но, в те годы теплоходы не принято было незамедлительно разделывать на металл и обе "Ракеты" были восстановлены и продолжили свою работу. Последняя навигация у "170-й" была в 1994 году, после чего теплоход был списан и продан. "Ракета-170" была установлена на постамент в качестве берегового кафе в пансионате "Солнечный городок" в Подмосковье.

Теплоход "Ракета-170" на канале им.Москвы.
(Автор: Эдуард)

Теплоход "Ракета-170" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)

Повреждения теплохода "Ракета-170" после аварии 26.07.1978 года.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь - Андрюха)


(Автор: Мария Романова)

Теплоход "Ракета-170" в пансионате "Солнечный Городок".
(Автор: Мария Романова)

Теплоход "Ракета-172" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход поступил в Московское пароходство. Как и у своей ровесницы "Ракеты-170", у "Ракеты-172" усилиями ее экипажа тоже появился опознавательный знак - большая звезда на носу. "172-я" также работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Работала вполне себе благополучно и ничем особенным среди своих сестер не выделялась. В 1991 году осенью, когда капитан перегонял "Ракету" в затон, произошло столкновение теплохода с баржей. У "Ракеты-172" были сильные повреждения крыльевого устройства, однако капитану удалось довести свой теплоход до затона, где позднее "172-ю" подняли на слип. После серьезных повреждений восстанавливать "Ракету" не стали. Она два года простояла на слипе, после чего в 1994 году была распилена на металл.

Теплоход "Ракета-172" на канале им.Москвы.
(Автор: Андрюха)


(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-172" на Химкинском водохранилище.
(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-172" (ближняя) на слипе в Хлебниково.
(Автор фото: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-182" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "182-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. После навигации 1992 года "Ракета-182" была выведена из эксплуатации, а уже в 1993 году была распилена на металл.


(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-182" (ближняя) и "Ракета-235" у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф "Гонки по вертикали")

Теплоход "Ракета-182" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)

Теплоход "Ракета-182".
(Скан с буклета)

Теплоход "Ракета-185" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "185-я" также поступила в Московское пароходство. "Ракета-185" в основном работала на маршрутах в центре Москвы. В начале 2000-х, когда "Ракет" уже было мало, а маршруты в центре стали грузиться хуже, "185-ю" перевели на рейсы от Северного речного вокзала. Она отработала навигацию 2006 года и осталась на слипе в затоне в Нагатино. Тогда казалось, что одна из самых старых линейных ракет Москвы уже не будет спущена на воду. Но, в 2009 году, пройдя ремонт, "Ракета-185" вернулась к работе. И сегодня теплоход находится в эксплуатации.

Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке.
(Скан с открытки, Андрюха)

Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Сергей Мамонов)

Теплоход "Ракета-185" у причала "Аксаково".
(Автор фото: Андрюха)


(Автор фото: Михаил Виноградов)

Теплоход "Ракета-185" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-190" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Вероятнее всего "190-я" очень не любила фотографироваться, ее фотографий я не нашел никаких вообще. Но я очень хорошо помню этот теплоход. "Ракета-190" вместе со своей сестрой "Ракетой-170" в далеком 1978 году "отметились" в транспортном происшествии. Увы, но это единственное документальное напоминанеи о теплоходе, которым я располагаю. "Ракета-190" проработала до навигации 1994 года, а в 1995 году была списана и распилена на металл.

Описание транспортного происшествия 26.07.1978 года:

Теплоход "Ракета-191 " был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "191-я" работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Она благополучно пережила 90-е годы, когда половина ее сестер перестала существовать. Ее карьера завершилась в 25 августа 2002 года, когда на Химкинском водохранилище "Ракета-191" столкнулась с теплоходом "Акакдемик Якутин". "Ракета" получила серьезные повреждения корпуса и навсегда осталась стоять на слипе в Нагатино. Вместо нее номер "191" получила "Ракета-244", которая к тому моменту уже несколько лет стояла на холодном отстое. Настоящая же "Ракета-191" стала донором запчастей. После аварии в 2010 году "Ракеты-246" у "191-й" была демонтирована носовая часть и установлена на "Ракету-246". Подробнее об аварии "Ракеты-191" . Вот фотографии настоящей "Ракеты-191".

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы, 1980-е годы.


(Автор: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: Nik Stepanov)

Теплоход "Ракета-191" в шлюзе №7 канала им.Москвы, 1998 год.
(Автор: Павел Громов)

Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-191" на слипе в затоне в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)

Теплоход "Ракета-194" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "194-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. В своей биографии "Ракете-194" удалось поучаствовать в съемках фильма "Приключения Травки". Собственно благодаря этому и можно найти кадры с этим теплоходом. К 1995 году "Ракета-194" была выведена из эксплуатации и распилена на металл. Вот те немногие фотографии "194-й", которые есть:

Теплоход "Ракета-194" на канале им.Москвы, 1976 год.
(Автор: Владимир Розовский)

Теплоход "Ракета-194".
(к/ф "Приключения Травки")

Теплоход "Ракета-194" (ближняя).
(к/ф "Приключения Травки")

Теплоход "Ракета-197" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. У "197-й" более интересная биография и география. Построенная в 1965 году эта "Ракета" была отправлена Германию, где работала на междугородних линиях. В начале 70-х годов"Ракета" была возвращена в СССР и получила свой номер. После этого "197-я" была передана в Московское пароходство и начала свою работу в Столице. "Ракета-197" работала на линиях в центре Москвы и только потом перебралася на Северный речной вокзал. Перебралась ненадолго - отработав навигацию 2005 года, "Ракета-197" была поставлена на слип в Нагатино и больше никогда не спускалась на воду. Теплоход находится на холодном отстое, его переспективы не понятны, хотя есть мнение, что "Ракета-197" полностью комплектна и может легко быть введена в эксплуатацию.

Теплоход "Ракета-197" на Москве-реке.
(Скан с открытки)

Теплоход "Ракета-197" на канале им.Москвы, 2005 год.
(Автор: Андрюха)

Теплоход "Ракета-197" у пристани "Водники".
(Автор: Станислав Круглов)

Теплоход "Ракета-197" (ближняя) и "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)

Теплоход "Ракета-211" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "Ракета-211" работала на пригородных рейсах из Москвы. Ничего особо примечательного в ее биографии не было. Точно не известно какая навигация была у "211-й" последней. Потом несколько лет она стояла на слипе и в 2003 году была распилена на металл.

Теплоход "Ракета-211" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода, 1986 год.
(Автор: Валерий Березин)

Теплоход "Ракета-230" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "230-я" тоже не отличалась любовью к фотографированию и мне удалось найти только один кадр с ее зимовки. "Ракета-230" была списана в 1991 году, а в 1995 году распилена на металл.

Теплоход "Ракета-230" на слипе в Хлебниково.
(Автор: Рогожин Андрей)

Теплоход "Ракета-235" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В Москве "235-я" работала на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Ей провезло проработать в 90-е годы. Ее судьба решилась в 2004 году, когда "Ракета-235" была выведена из эксплуатации. С тех пор вот уже девять лет она стоит на слипе, постепенно отдавая свои запчасти своим более счастливым коллегам. Удастся ли "235-й" снова выйти в рейс? Вряд ли.


(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода.
(Фото с Форума речных путешественников, Речник77)

Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" у Северного речного вокзала.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)

Теплоход "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)

Теплоход "Ракета-244" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Поступила в Московское пароходство, работала на пригородных линиях. Работала также как все, ничем не выделяясь. Также как почти все в середени-конце 90-х осталась без работы и была поставлена на холодный отстой. Несчастье одной из "Ракет" обернулось большой удачей для другой. В конце августа 2002 года "Ракета-191" была повреждена после столкновения, эксплуатация теплохода стала невозможной. Взамен "191-й" нужно было выводить другой теплоход. Тут и наступил звезный час для "244-й" - состояние ее было вполне сносное. Единственный нюанс: за много лет саму "Ракету-244" сохранить худо-бедно удалось, а вот документы на нее пропали все как есть. Было принято судьбоносное решение и "Ракета-244" стала "Ракетой-191". На нее навесили "новые номера", а для пущей убедительности даже перебили номера. И "244-я" в новом обичье стала второй "Ракетой-191".

Теплоход "Ракета-244" на Химкинском водохранилище (спряталась за спинами отдыхающих).

Теплоход "Ракета-244" и ее капитан А.В.Козлов.
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)

Теплоход "Ракета-244" на слипе в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)


(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-244/191" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-244/191" на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-246" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "246-я" благополучно пережила 90-е, потом "нулевые" из года в год стабильно выходя в навигацию. Она успела многократно перекраситься, поработать на самых разных рейсах, но продолжала работать. В 2010-м году "Ракета-246" поучаствовала в небольшом происшествии - теплоход врезался в причал и повредил носовую часть. Чтобы восстановить "246-ю", на нее была установлена носовая часть с "Ракеты-191". Невеселые новости приши в этом году - на навигацию 2013 года "Ракета-246" выведена из эксплуатации. Пока разговоры идут, что только на этот год. Будем надеяться, что так оно и будет. Для большинства "крылатых" фраза о выводе из эксплуатации не сулит ничего хорошего.

Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)

Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы, 2006.
(Автор фото: Андрюха)

Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2007.
(Автор фото: Андрюха)

Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2008.
(Фото с www.fleetphoto.ru, автор: А.Ф.)

Теплоход "Ракета-246" на Клязьминском водохранлище, 2011 год.
(Автор фото: Ponch)

Теплоход "Ракета-253" был построен в 1974 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "253-я" была самой новой "крылатой москвичкой". Пароходство было укомплектовано скоростными судами и после этой "Ракеты" в Москву уже не поступали. "Самая молодая столичная "Ракета" и просуществовала не очень долго. В 1997 году теплоход получил серьезные повреждения при столкновении с причалом "Солнечная поляна" (была оторвана стойка крыла). В том же 1997 году "Ракета-253" была распилена на металл. Надо сказать, что и эта "Ракета" не очень любила фотографироваться. В сети нашел только вот такое фото.

==================
PS. В годы беззаботного детства меня часто отправляли летом к бабушке с дедом. Жили они на улице Свободы с зубодробительным видом с балкона на Северный речной вокзал. И вот целыми днями летом я просиживал на балконе с подзорной трубой, наверное оттуда появилась моя увлеченность флотом. Теплоходов тогда было больше, но особенно интересно было наблюдать за стаей "Ракет". Они тогда ходили как автобусы, каждые 10 минут еще один теплоход отправлялся в рейс, а на причалах всегда ждал народ. А каждые выходные мы на пароме от "Захарково" ездили на Речной вокзал, там грузились обязательно на рейс до "Речки Черной", потому что он был самым дальним и самым долгим, и ехали на "Ракете" туда-обратно. И это был кайф, скажу я Вам. Мне тогда, конечно, было не до фотографирования, а зря. Теперь и "Ракет" осталось только три (считай две) и их фотографий не сыскать. Уходит в прошлое крылатый символ эпохи некогда мощного судостроения, и было бы очень здорово сохранить то немногое, что осталось несмотря на сложности и экономическую обоснованность. Очень хотелось бы еще показать сыну эти самые-самые красивые корабли.

Россия возобновила производство судов на подводных крыльях June 17th, 2017

Недавно был в Казани и несколько раз проходил мимо речного техникума, во дворе которого стояла полноценная "Ракета". Подумалось тогда еще, вот же были времена...

А тут читаю, что судостроительный завод "Вымпел" (Рыбинск, Ярославская область) планирует в 2017 году спустить на воду морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160.

Т.е можно сказать, что Россия возобновила производство скоростных морских пассажирских судов на подводных крыльях типа "Комета". Интерес к проекту уже проявляет Греция, готовы принять такие суда и на черноморском побережье России.


Речь о новых "Кометах" шла на встрече сопредседателей российско-греческой смешанной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству на Крите. У главы российского Минтранса спросили, возобновились ли продажи "Комет" Греции, которая закупала их еще тридцать лет назад. На это Соколов ответил: "Продажи еще нет, а вот производство "Комет" возобновилось".

Впрочем, теперь судно получило другое имя, уточнил министр транспорта Максим Соколов.

Фото 2.

"Мы ее даже назвали красивым именем "Чайка", потому что она закладывалась в Рыбинске в Ярославской области, где работает депутатом Валентина Владимировна Терешкова. Вы помните, что ее позывной во время полета в космос был "Чайка". Поэтому эта "Комета" получила название "Чайка". Сейчас она почти готова. Поэтому если греческие компании хотят ее приобрести, то контракт, по-моему, еще открыт", - рассказал Соколов. Что касается закупок "Комет" Грецией, то, по словам министра, он готов им содействовать.

"Мы будем рады. И хотя судостроение - это компетенция министерства промышленности, я, как министр транспорта и как сопредседатель смешанной комиссии, готов поддержать любые предложения со стороны Греции", - заявил глава Минтранса.

Фото 3.

Как стало известно РИА Новости, АО "Судоремонтный завод "Вымпел" в Рыбинске сотрудничает с греческой компанией "Аргонавтики плоес" по вопросу строительства и передачи "Комета 120М". Сейчас с потенциальным греческим заказчиком ведутся переговоры по вопросу о подписании соглашения о взаимопонимании, в котором отражены основные условия договора на строительство четырех таких судов. Стоимость каждого судна превышает шесть миллионов евро.

Фото 4.

К новым "Кометам" проявляют интерес не только в Греции, но и в самой России. В конце апреля рыбинский завод "Вымпел" посетил президент Владимир Путин. Во время встречи гендиректор предприятия, в частности, рассказал главе государства о проекте по запуску между Ялтой и Сочи корабля на подводных крыльях.

Путин заметил, что это предложение не единственное, еще несколько судостроительных компаний в разных регионах предлагают подобные проекты.

"У министерства транспорта и министерства промышленности есть возможность провести квазиконкурсные или конкурсные процедуры и выбрать наилучшее предложение. Но само по себе предложение мне очень нравится", - сказал президент, отметив, что план может быть реализован при определенной поддержке со стороны государства в виде льгот по лизингу.

Фото 5.

При этом Путин добавил, что маршрут Сочи - Ялта сложен с точки зрения погодных условий, так как суда на подводных крыльях опасно использовать при сильном ветре. Но такие корабли можно пустить на другие маршруты на кавказском побережье или в Крыму, этот вид транспорта нужно развивать, он будет востребованным, заключил президент.

Анапа готова принять "Кометы"
На днях генеральный директор "Росморпорта" Андрей Тарасенко заявил, что уже идет подготовка к возобновлению рейсов "Комет" по Черноморскому побережью. По его словам, в Анапе уже создано предприятие, которое будет полностью отвечать за пассажирскую транспортировку.

"Раньше это было невыгодно, но вот поступили заявки, в частности от компании "Черноморские скоростные линии", что многим интересно с Анапы прийти в Сочи, многим хочется в Ялту прийти. Поэтому вопрос решаем. Не скажу точно, когда это будет. Сейчас компании получают лицензии, там большой комплект документов для получения оборудования", - сказал Тарасенко.

Будет ли данное направление популярным и регулярным, покажет пассажиропоток, добавил он.

Фото 6.

Производство "Комет" на рыбинском заводе прерывалось почти на два десятилетия, однако в 2013 году на предприятии снова начали строить суда на подводных крыльях.

Тогда Максим Соколов, выступая на церемонии закладки первой из обновленных "Комет", отметил, что суда будут строиться по совершенно новым технологиям. По его словам, реализация подобных разработок даст новые возможности по перевозке пассажиров не только по крупнейшим рекам России, но и в черноморском бассейне и в бассейне Балтийского моря.

Фото 7.

Скоростное судно на подводных крыльях "Комета 120М" предназначено для перевозок пассажиров в морской прибрежной зоне. Судно длиной около 35 метров и водоизмещением в 73 тонны сможет развивать скорость до 35 узлов и перевозить до 120 пассажиров: 22 - в салоне бизнес-класса, 98 - в салоне эконом-класса.

Фото 8.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях "Комета 120М" проекта 23160 - справка

Район эксплуатации - моря с морским тропическим климатом. Удаление от порта – убежища в открытых морях до 50 миль.

Класс РС: КМ Hydrofoil craft Passenger – A

Длина габаритная, м - 35,2
Ширина габаритная, м - 10,3
Водоизмещение, т - 73,0
Осадка габаритная на плаву, м - 3,5
Скорость, узлов - 35
Экипаж, человек - 5
Пассажировместимость, человек: 120
салон бизнес класса 22
салон экономического класса 98
Мощность двигателей, кВт - 2 х 820
Часовой расход топлива, кг/час - 320
Дальность хода в полном водоизмещении, миль - 200
Автономность плавания, часов - 8

Фото 9.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета 120М» - это однопалубное судно, оснащенное двухвальной дизель-редукторной энергетической установкой. Судно предназначено для осуществления скоростной перевозки пассажиров в светлое время суток в новых креслах авиационного типа. Сообщается, что данный проект морского судна был спроектирован на базе СПК, которые создавались в СССР по проектам «Комета», «Колхида» и «Катран». Основное предназначение данного корабля перевозка пассажиров в прибрежной морской зоне. Сообщается, что корабль сможет развивать скорость хода в 35 узлов. Основным его отличием от ранее строящихся в нашей стране СПК будет обеспечение высокого уровня комфорта для пассажиров. С этой целью на корабле должна будет появиться автоматическая система умерения качки и перегрузки. В конструкции корабля будут использованы современные вибропоглощающие материалы, что также должно положительным образом сказаться на комфорте пассажиров.

Фото 10.

Просторные салоны бизнес- и эконом-класса на новой «Комете» получат удобные пассажирские кресла авиационного типа, максимальное количество пассажиров - 120, предусмотрена установка в салонах системы кондиционирования воздуха. К особенностям корабля можно отнести размещение пассажиров в носовом и среднем салонах. В кормовом салоне будет расположен бар. Также в помещениях ходовой рубки и бара предусмотрено двойное остекление. Судно получит современные средства связи и навигации. Сократить объем расхода топлива планируется за счет установки современных двигателей 16V2000 M72 с электронным впрыском топлива, выпускаемых немецкой компанией MTU, и гребных винтов, обладающих увеличенным коэффициентом полезного действия.

Фото 11.

Также Сергей Итальянцев, занимающий пост руководитель дирекции программы «Суда река-море» в департаменте гражданского судостроения Объединенной судостроительной корпорации, рассказал журналистам, что в ОСК рассматривают вариант достройки, расположенных на Хабаровском судостроительном заводе двух корпусов морских пассажирских судов на подводных крыльях проекта «Олимпия». В перспективе эти достроенные суда можно было бы использовать для обеспечения перевозок пассажиров на Керченской переправе в Крыму. Также в случае достройки данные суда можно было бы использовать и на Дальнем Востоке. Именно на Черном море и на Дальнем Востоке сегодня имеются большие проблемы с обслуживанием пассажиропотока.

Корабли проекта «Олимпия» в состоянии принять на борт до 232 пассажиров. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров по морям с тропическим и умеренным климатом с удалением от «портов-убежищ» до 50 миль. Всего было построено два таких судна, оба были проданы на экспорт. Степень готовности двух недостроенных судов составляет примерно 80%. В случае принятия решения и заключения договора на их достройку корабли могут быть достроены в течение 6-8 месяцев, отмечается на сайте ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

источники