Шесть способов научиться быстрее усваивать новые знания. Изолированность от общества и всего раздражающего

Каждые 15 лет количество научной информации в мире удваивается. Это настолько быстро, что часть исследований устаревает сразу после публикации. Сегодня теория превращается в практику раньше, чем в новое научное учение.

Новые знания каждый день меняют мир: согласно атласу новых профессий, уже к 2030 году исчезнут 57 профессий (в том числе провизор, копирайтер, бухгалтер и системный администратор). Всех этих специалистов заменят искусственный интеллект и умные машины.

На смену ушедшим профессиям придут 186 новых специальностей: к примеру, оператор медицинских роботов или биофармаколог. И осваивать все эти профессии придется не только школьникам, но и взрослым людям.

Подберем и запишем
к врачу бесплатно

Скачать бесплатное приложение

Загрузить на Google Play

Доступно в App Store

Возможно, вскоре сменить профессию придется всем нам - и это замечательно!

Почему важно учиться в любом возрасте

Еще со школы мы знаем, что «нервные клетки не восстанавливаются», а «старую собаку не научишь новым трюкам». Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся, действительно ли изучать иностранный язык или осваивать новую профессию во взрослом возрасте - заведомо бесполезная затея.

Обучение - естественный процесс, в результате которого формируется новое знание или навык. Новая информация сохраняется в мозге благодаря связям между нервными клетками, по которым передается импульс к определенному участку нервной системы.

Как и любой физиологический процесс, скорость формирования нейронных связей меняется с возрастом. Но этот процесс не прекращается ни на минуту - ни у молодых, ни у пожилых.

В 60-х годах 20 века исследователи доказали, что у мозга нет фиксированной структуры. Так, взрослые слепые люди способны научиться «видеть» руками, когда осязают предметы. При этом мозг слепых меняется - в нем возникают новые клетки. То же самое происходит с мозгом взрослых космонавтов, организм которых адаптируется к невесомости.


Оранжевым цветом выделены участки мозга, которые увеличились у космонавтов, побывавших в невесомости.

В 60-х годах коллеги попросту не верили ученым, утверждавшим, что своими глазами видели новые клетки в мозге животных и людей. Но прошло тридцать лет, и в 1997 году шведский нейробиолог Питер Эрикссон доказал, что в мозге взрослых людей есть стволовые клетки. Из этих клеток всю жизнь формируются новые нейроны.

После открытия Эрикссона говорить, что нервные клетки не восстанавливаются, стало попросту ненаучно. Это открытие подтолкнуло ученых к простой мысли: если у людей всю жизнь появляются нервные клетки - значит, и учиться люди могут всю жизнь.

Прошло еще несколько лет, и исследователям удалось доказать, что учиться взрослые люди не только могут, а попросту обязаны.

8 плюсов обучения для взрослого человека

1. Улучшает моторику

Человек, который занимается спортом или учится играть на музыкальном инструменте, в целом начинает лучше двигаться. Он проще запоминает последовательность движений и точнее их выполняет.

2. Повышает скорость адаптации

Умение ориентироваться в чужом районе или городе помогает быстрее освоиться в любой незнакомой обстановке.

3. Защищает от старческого слабоумия

Физические упражнения, изучение иностранных языков или обучение игре на музыкальном инструменте защищают от и других форм слабоумия.

Благодаря обучению разум становится устойчивым к повреждениям. Тренированный мозг учится компенсировать негативные возрастные изменения за счет привлечения дополнительных нейронных ресурсов.

4. Развивает интеллект

Люди, которые учатся концентрировать и расфокусировать внимание, в целом становятся умнее - они лучше справляются с тестами на интеллект, быстрее принимают решения.

5. Улучшает внимание

Обучение меняет мозг: после обучения появляются новые нейронные связи

Обучение иностранным языкам, вокалу или игре на музыкальном инструменте повышает уровень произвольного внимания. Человеку становится проще концентрироваться на задаче, даже если она не связана с английским или с музыкой Рахманинова.

6. Ускоряет мышление

Физические упражнения улучшают мыслительные функции - для видимого результата хватает короткой тренировки в 45-60 минут, состоящей из аэробных упражнений, тренировки на выносливость, функционального тренинга или тай-чи.

7. Увеличивает креативность

Чем больше мы узнаем, тем выше наша креативность. Творчество требует крепкого фундамента. Таким базисом и становятся знания, которые мы комбинируем, изобретая новый продукт или решая нестандартные задачи.

8. Повышает осознанность

Человек, который изучает новое, больше узнает о самом себе, показывает большую осознанность в поступках, легче мотивирует себя и в целом находится в контакте с самим собой.

Как учиться, если вы уже выросли

Взрослые люди отличаются друг от друга еще сильнее, чем дети. В этом «виноват» жизненный опыт, который получает каждый из нас. Обучение взрослого человека должно строиться с учетом этого опыта.


Когда ученые накопили достаточно сведений о развитии и изменении человеческого мозга, пришло время концепции «непрерывного обучения» (lifelong learning) взрослых людей. Это понятие придумал Лесли Уоткинс, а профессор Клинт Тейлор начал использовать его в своих работах и выступлениях.

На первый взгляд, в идее непрерывного обучения нет ничего революционного. Но только сейчас, когда у нас появились интернет, возможность учиться на рабочем месте и всевозможные обучающие девайсы, человечество получило шанс превратить теорию в практику.

12 секретов обучения взрослых людей

1. Тренируйте нейронные связи

Уделяйте внимание факторам, влияющим на образование нейронных связей: упражнениям, режиму , медитации, нагрузке на наши органы чувств, социальным связям и самоопределению.

Эти факторы - их еще называют « драйверы» - формируют и изменяют наш мозг. Научившись управлять драйверами, мы можем заставить мозг работать на полную мощность.

2. Решайте практические задачи

Приближайте обучение к реальности. Чем больше обстановка класса напоминает условия, в которых вы будете применять полученные знания и навыки, тем лучше.

3. Выстраивайте логику обучения

Обучение должно быть не спонтанным, а структурированным, организованным и направленным на конкретную цель. Важно не запоминать факты, а находить закономерности и принципы, объединяющие эти факты.

4. Активно участвуйте в обучении

Хорошие преподаватели не зря постоянно задают ученикам вопросы и спрашивают их мнение. Благодаря активному участию формирует нейронные связи, чего не происходит во время пассивного слушания лекции за партой.

Лучше попробовать сделать задание на тренажере или отработать полученные знания в игре, чем просидеть два дня за столом, конспектируя слова лектора.

5. Подключайте яркие эмоции

Все обучение строится на эмоциях. Быть отстраненным и рациональным во время занятий вредно, ведь в реальной жизни мы редко бываем невозмутимыми и отрешенными.

Включайте в обучение эмоциональный опыт: например, обсудите, какое задание было самым сложным и почему.

6. Расслабляйтесь

Для усвоения новой информации требуется внимание и концентрация. Однако мозг устроен так, что непрерывная концентрация ослабляет внимание.

Чтобы успешно учиться, нужно чередовать концентрацию, периоды расслабленного медитативного состояния и периоды получения новой информации. Старайтесь переключаться не реже раза в 20 минут.

7. Учитесь не дольше 20 минут за один урок

Обучение должно быть коротким, ведь мы отчетливо помним только начало и конец урока. Чем короче учебная сессия, тем прочнее запоминается информация. Тех же 20 минут будет достаточно.

8. Визуализируйте информацию

Студенты лучше усваивают материал, если записывают, пересказывают, зарисовывают и обсуждают его с товарищами. Перескажите то, что узнали на занятии, коллегам во время кофе-брейка, или быстренько зарисуйте схему в блокноте.

9. Не торопите события

Мы далеко не всегда сознательно участвуем в обучении. Когда мы спим или находимся в расфокусированном состоянии (например, расслабляемся на пляже), наш мозг продолжает обрабатывать информацию и создавать новые синаптические связи.

Некоторым навыкам требуется время, чтобы сформироваться. Не забывайте об этом и не торопите события.

10. Применяйте знания на практике

Мозг взрослого человека развивается и изменяется, когда мы приобретаем новые навыки. Но если не применять эти навыки на практике, мозг быстро вернется к « не обученному» состоянию.

Для закрепления навыка используйте электронное обучение. Этот формат позволяет учиться прямо с рабочего места, когда выпадет свободная минутка.

11. Избегайте многозадачности

Многозадачность, которую иногда практикуют на рабочем месте и в жизни, мешает понимать и запоминать информацию. Дело в том, что сознание может фокусироваться только на одном стимуле в один момент времени.

Если мы пытаемся одновременно выполнять две задачи, мы перегружаем память и внимание, ведь нервной системе требуется время, чтобы переключаться с одной задачи на другую. В итоге два дела одновременно делаются дольше, чем каждое по отдельности.

Поэтому, когда учитесь, не читайте почту и не переписывайтесь в чате.

12. Выбирайте собственный стиль обучения

Исследуйте свой стиль обучения. Ищите то, что сработает именно для вас. Пробуйте разные источники для получения знаний: от аудио-подкастов и тестов на 5 минут до традиционных занятий в классе с преподавателем.

Обучение взрослых: итоги


На иллюстрации показано, как в процессе обучения разрастаются нейронные сети

1. Взрослые люди могут и должны учиться - конечно, если собираются вести долгую и успешную профессиональную жизнь.

2. Вопреки распространенному мнению, с возрастом объем накопленных знаний только увеличивается. Снижение мыслительных способностей у взрослых людей - миф.

Напоследок скажем пару слов в защиту дедушек и бабушек. Ученые выяснили, что пожилые люди «глупеют» всего по двум причинам (если речь идет не о болезни, конечно):

1. После увольнения человек не получает новой информации. Окружающая обстановка становится однообразной, и нейронные связи исчезают за ненадобностью.

2. Стереотип о «глупости» и неприспособленности пожилых людей настолько силен, что пожилые люди следуют ему, сами того не сознавая.

Поэтому повторяем еще раз: и взрослые, и пожилые люди не теряют способности усваивать новую информацию. Если научиться управлять умственными способностями, жизнь навсегда останется полноценной и насыщенной.

Кажется, читать по книге в день - это нереально. Но с методикой Кампа любому человеку под силу научиться читать как минимум в три раза быстрее. Всё гениальное просто: суть методики Кампа в том, что рука используется как индикатор скорости чтения. Всего на курс потребуется шесть недель.

Овладев принципами методики GTD, вы научитесь управлять своими делами и заканчивать их вовремя, не испытывая никакого беспокойства. GTD применима и на работе, и в быту.

Если вы никогда не слышали про систему GTD, прочитайте нашу . А тем, кто уже слышал, но не представляет, как применять принципы продуктивной работы на практике, советуем не откладывать чтение главной книги Аллена.

Конечно, выучить за месяц в совершенстве любой иностранный язык - задача неподъёмная. Но в этой книге вы и не найдёте грамматики каких-то конкретных языков.

Психологи-когнитивисты Роджер Крез и Ричард Робертс рассказывают про основные подходы к изучению языков в зависимости от возраста и особенностей памяти. А также рассказывают, как сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Главный редактор издания «Секрет фирмы» и автор книг «Код Дурова» и «Бог без машины» делится своим 14-ступенчатым методом, который помогает новичкам научиться писать лучше. Он доходчиво объясняет принципы работы с разными текстами - статьями, слоганами, лонгридами, очерками. Книга здорово помогает навести порядок в голове и на конкретных примерах объясняет, как это - писать лучше.

Полезнейший мастер-класс для начинающих фотографов. Таттл не только делится своим опытом, но и подробно разъясняет всю профессиональную терминологию и принципы хороших снимков - портретов, пейзажей, фотографий еды или животных. Отдельный плюс - за разбор темы мобильной фотографии, ведь сейчас и смартфоны позволяют делать качественные профессиональные снимки.

Занимаясь всего по 20 минут в течение месяца, вы сможете - здания, портреты, геометрические фигуры. Главное правило одно - занятия должны быть регулярными.

Кистлер, известный на весь мир преподаватель рисования, объясняет основные принципы создания глубины в изображении, перспективы, освещения. Кроме того, здесь вы найдёте поэтапные инструкции и сможете сравнить свои работы с картинами других учеников.

Галло провёл интервью с ораторами TED, проанализировал сотни выступлений и составил рекомендации на основе личного опыта, чтобы вы могли провести такое же яркое и запоминающееся выступление, какими славится конференция. Секрет в девяти приёмах, которые помогут удивить аудиторию и донести до неё свои идеи.

Умение импровизировать пригодится не только актёрам и музыкантам на сцене. Патриция Мэдсон, преподаватель актёрского мастерства с 30-летним стажем, убеждена, что привычка импровизировать в любых обстоятельствах сильно меняет образ жизни. Вы перестанете бояться пробовать новое, будете легче воспринимать неожиданно возникающие проблемы, сможете быстрее реагировать на изменения в планах.

Умение испечь вкусный пирог - крайне полезный навык. Особенно он понравится вашим друзьям и родным. Ирина Чадеева рассказывает обо всех этапах приготовления идеальной выпечки с самых основ - видов теста и начинок, расчёта ингредиентов, подбора дополнительного инвентаря. Всё это - с наглядными и красивыми фотографиями. Конечно, в книге много отличных рецептов, с которыми справится даже начинающий пироговед.

Это не учебник по бегу, хотя в повествовании вы и найдёте полезные правила. Скорее, это рассказ о личном опыте и вдохновляющая история искренней любви Мураками к постоянному движению. Эта книга даст нужный заряд мотивации, если вы подумываете о , но по каким-то причинам всё время его откладываете.

Перевод заметки о том, как заставить мозг учиться быстрее.

В закладки

Издание «Идеономика» опубликовало перевод заметки издания FastCompany, в которой рассказывается, как задействовать свои способности к обучению на полную мощность.

Когда вы быстро учитесь, это дает вам большое конкурентное преимущество. Как доказывает наука, есть шесть способов, которые помогают учиться и запоминать новые знания быстрее.

Учите других (или просто притворяйтесь)

Если вы вообразите, что вам нужно объяснить кому-то другому тот материал, изучением которого вы сейчас занимаетесь, это позволит вам быстрее запомнить больше информации, говорится в исследовании ученых из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

Один из соавторов исследования Джон Нестойко пишет: «Когда учителя готовятся преподавать, они обычно ищут ключевые мысли и организуют информацию, придавая ей внятную структуру. Наши результаты показывают, что студенты также начинают применять такие методики эффективного обучения, если они думают, что им предстоит преподавать этот материал».

Отводите на обучение короткие отрезки времени

Исследователи из Луизианского университета советуют отводить на изучение нового материала по 30-50 минут. Более коротких отрезков времени может быть недостаточно, а за 50 минут мозг устанет беспрерывно воспринимать новую информацию, считают эксперты.

Они также советуют делать короткие перерывы длиной 5-10 минут, а специалист по образованию Нил Старр предлагает проводить короткие сеансы обучения в любую свободную минуту: например, делать небольшие карточки с описанием предмета изучения и периодически браться за них, когда у вас выдается перерыв.

Делайте заметки от руки

Исследователи Принстонского и Калифорнийского университетов обнаружили , что студенты активнее слушают и лучше распознают важную информацию, когда делают записи от руки. А у тех, кто ведёт заметки на компьютере, записи превращаются в бездумную стенограмму, к тому же, люди за компьютерами чаще отвлекаются, отмечают эксперты.

Профессор Принстонского университета Пэм Мюллер пишет, что те, кто печатают, а не записывают информацию, хуже справляются с концептуальными вопросами: они обычно склонны дословно записывать лекции вместо того, чтобы обрабатывать информацию и формулировать её своими словами. Это плохо сказывается на результатах, заключает она.

Растягивайте освоение материала

Это может показаться парадоксальным, но мы учимся быстрее, когда распределяем, растягиваем обучение. Автор книги How We Learn Бенедикт Кэри сравнивает обучение с поливом лужайки. «Можно поливать лужайку раз в неделю полтора часа или три раза в неделю по полчаса. Если вы будете делать это трижды в неделю, газон будет зеленее», - пишет автор.

Чтобы хорошо запомнить материал, лучше всего повторять его через день-два после того, как вы в первый раз с ним ознакомились. «Есть теория, - говорит Кэри, - что если вы пытаетесь изучить что-то быстро, мозг уделяет учебе меньше внимания. Если же вы повторяете информацию через несколько дней или неделю, а не сразу, это посылает ему сигнал, что информацию все-таки надо запомнить».

Не бойтесь подремать

Чтобы запоминать выученное, важно периодически «отключаться». Как показывает исследование, опубликованное в журнале Psychological Science, сон в перерывах между занятиями помогает лучше запоминать материал. В эксперименте, проведенном во Франции, участников научили переводить 16 французских слов на суахили в течение двух занятий.

Участники из одной группы учились сначала утром, а потом вечером того же дня, а участники из второй группы учились вечером, затем спали, а утром приходили на второе занятие. Те, кто спал, смогли вспомнить в среднем по 10 из 16 слов, а «неспящая группа» вспомнила только 7,5.

«Это показывает, что встраивать сон в процесс обучения вдвойне полезно: это сокращает время, которое у вас уйдет на повторное освоение материала, и помогает помнить материал дольше, - пишет автор исследования, психолог Лионского университета Стефани Мазза. - Предыдущие исследования показывали, что спать после уроков полезно, а теперь мы видим, что еще лучше - спать между двумя занятиями».

Практикуйтесь по-разному

Когда вы осваиваете новые навыки, полезно менять подход к их тренировке, пишут исследователи из Университета Джонса Хопкинса: это помогает учиться быстрее. В их эксперименте участники должны были освоить задачу на компьютере, и те, кто во время второго занятия пользовался другой, модифицированной методикой, в итоге выступили лучше, чем те, кто во второй раз применяли тот же самый метод.

Как пишет руководитель исследования Пабло Селник, лучше хотя бы слегка модифицировать свой подход к обучению на разных занятиях, чем практиковаться совершенно одинаково несколько раз подряд.


Мелкие привычки незаметны, однако кардинально влияют на нашу жизнь. Они экономят время, избавляют от тревог и беспокойства, приводят к счастью и просто приятны. Подумайте вот над чем: не лучше ли использовать свое свободное время для того, чтобы привить себе хорошую привычку и научиться чему-нибудь? Но прежде чем начать культивировать ее, вы должны отчетливо представить, как она повлияет на ваше ближайшее и отдаленное будущее. Положительно? Сейчас же беритесь за дело.

Познайте себя

Научитесь откладывать, тратить и инвестировать

Эти умения связаны с предыдущим. Тем не менее, к каждому нужен свой подход. Откладывать, тратить и инвестировать - это три разных умения.

Готовьте

Приготовление еды - простой и разнообразный навык. Это творческий процесс, который поможет развить ваш креативный потенциал. К тому же он позволяет более сознательно относиться к окружающему миру.

Выберите несколько блюд, которые всегда вас привлекали и приступайте к практике.

Задавайте правильные вопросы

Отличный способ научиться задавать правильные вопросы, постоянно себя спрашивать:

  • Какой лучший вопрос я могу себе задать сейчас?
  • Как мне получить то, чего хочу?

Мыслите критически

Критическое мышление - это способность улучшить вашу ситуацию, используя более высокий уровень . Это массовое сочетание отдельных навыков, которые объединяются для формирования мыслительных процессов, ведущих к лучшим результатам. Вы улучшите качество своей жизни, когда научитесь критически мыслить.

В завершение еще несколько полезных навыков:

  • Развивайте уверенность
  • Думайте позитивно
  • Учитесь разбивать негативные мыслительные шаблоны
  • Запоминайте
  • Думайте логически
  • Научитесь выражать свои мысли письменно
  • Подвергайте сомнению традиционные правила и мудрость
  • Держите в чистоте дом и мозг

Желаем вам удачи!

Как некоторые разработчики осваивают новый язык программирования за одну ночь? Своими советами поделились пользователи сайта Quora . Самые интересные ответы - в нашем материале.

Боб Кернс, программист и разработчик языков программирования, стаж 45 лет

В общем, языки программирования не так сложны. Стоит только освоить несколько языков, понять общую идею и останется лишь запоминать ключевые слова и правила синтаксиса. Гораздо больше трудностей вызывают сложные интерфейсы программирования приложений (API).

Еще более сложными являются среды выполнения языков. Это тот набор API, который идет вместе с языком – возьмите, например, Java. Список пакетов классов занимает не одну страницу. Я работаю с Java уже около 20 лет. И все еще остаются части библиотеки рабочих программ, с которыми я не знаком. Некоторые из них новые, некоторые старые, а я их просто ни разу не использовал.

Экосистемы (доступные библиотеки) даже сложнее. Никто полностью не знает экосистемы таких устойчиво функционирующих языков, как Java или JavaScript. Они растут и развиваются быстрее, чем человек способен отследить.

Google и сарафанное радио тут как раз кстати.

Каждый профессиональный программист, в котором есть хоть капля здравого смысла, знает, как начать делать что-то новое, используя рабочий пример откуда-нибудь (в наши дни, как правило, из Google). Начиная с рабочего примера, большинство программистов в состоянии создавать достойные модификации и начать учиться общению новой системы/нового языка. Подобное определенно можно сделать за один день и это именно то, что вы видели и о чем спрашиваете.

Однако речь тут идет не о мастерстве. Для меня «освоение языка» подразумевает некоторый уровень мастерства, а его достижение даже у лучших разработчиков занимает недели, месяцы и даже годы.

Освоение некоторых языков на высоком уровне занимает многие годы. Хотя многие считают себя экспертами в С++, я буду искренне удивлен, если доскональная проверка 10000 таких экспертов поможет нам обнаружить больше одного профессионала, который на самом деле знает язык на уровне, необходимом для написания компилятора или правильного ответа на спорный вопрос, касающийся синтаксиса или семантики. Я кодирую на С с 1979, а на С++ с 1994 и я даже близко не являюсь экспертом в С++. Хотя я никогда к этому и не стремился.

Так что, количество времени, необходимое для изучения языка, в основном зависит от языка. Но в любом случае понадобится больше, чем одна ночь.

Амо Хьюигл, программист

Мне кажется, я имею право ответить на данный вопрос, так как я это делал. Однажды я выучил язык программирования за одну ночь, потому что на следующий день мне необходимо было начинать работу над проектом.

Первое, что я сделал – это попытался понять свой проект и требования. Как только мне стали понятны требования и я разобрался в логической схеме внедрения, я выучил в Интернете несколько основных синтаксических правил, необходимых для внедрения моей схемы.

На следующее утро я приступил к работе над проектом. И хотя поначалу я столкнулся с некоторыми проблемами, в интернете было достаточно полезной информации для исправления синтаксических ошибок. В течение следующих 2-3 дней я продолжил работу над проектом и овладел языком программирования, что позволило мне без особых трудностей справиться с проектом. Моим единственным девизом стала фраза: «К концу дня я должен знать об этом языке больше, чем я знал вчера».

Несколько важных моментов, которые помогли мне в изучении языка:

1) Проект. Поскольку существовал проект, связанный с языком, я мог постепенно осваивать язык.

2) Обширные знания в области программирования. На тот момент я уже хорошо владел другими языками программирования, что помогло мне быстро «впитать» важные принципы нового языка.

3) Последовательность. Очень важно быть последовательным в учебе. Лучше учиться по 2 часа в день в течение недели, чем 14 часов за один раз.

Вим тен Бринк, более 40 лет самостоятельно развиваю навыки программирования

Я изучаю новые языки на лету, это не сложно, если понимать основы разработки.

Большинство языков включает в себя всего три элемента: утверждения, условия и циклы. Часто именно они группируются в методах, функциях или операциях, создающих из них «составных операторов». Принцип ориентирования на объект состоит в присоединении составных операторов к записи данных, и вы получаете общую структуру наследования. Часто интерфейсы могут применяться к классам для того, чтобы «трансформировать» различные классы в похожие. А остальное по большому счету – только разница в синтаксисе.

Опытный разработчик может бегло ознакомиться с языком и заметить названные мной вещи. Это не делает его экспертом моментально, но многие смогут сделать некоторые выводы относительно нового синтаксиса и, тем самым, сэкономить время на его изучение. Можно сказать, что такие разработчики больше не работают с языками. Они работают со структурами. Не важно, какой язык вы выберете, все они имеют схожую структуру.

Ирэн Бернард, программирую с 80-х годов

Программирование трудно понять, языки программирования, напротив, легки (обычно требуется усвоить лишь некоторые особенности). Как только программист научится программированию, в особенности всем необходимым азам парадигмы программирования, для освоения языка ему/ей останется лишь обратить внимание на некоторые моменты.

Разница между языками программирования, как правило, также незначительна, как и отличие интерфейса Microsoft Office Word от интерфейса LibreOffice Write. Оба выполняют одни и ту же функции (форматируют текст, его стили, параграфы, заголовки, разделы, страницы и т.д., включая таблицы/списки/изображения/и т.д., добавим сюда проверку правописания, подсчет слов, автоматическую настройку полей, создание оглавления и т.д.), используя схожие методы. Пользователь просто нажимает на другие кнопки, расположенные в других местах.

Тоже самое и с языками, вещи называются по-разному, пунктуация различна, «грамматика» может различаться – но до тех пор, пока оба языка работают на основе одной парадигмы программирования, на этом различия и заканчиваются. Если они работают на разных парадигмах (напр., процедурное не объектно-ориентированное против объектно-ориентированного, или императивное против декларативного и т.д.), тогда это будет скорее походить на сравнение Word и Exel… они выполняют разные функции по-разному (даже несмотря на то, что один мог бы достичь той же цели, однако будут использованы новые пути).

Когда языки работают на основе разных парадигм, становится сложновато. Например: переход от С к С++ кажется несложным, но для того, чтобы в полной мере изучить С++, программисту необходимо понять объектное ориентирование, с которым он(а) никогда не сталкивал(а)ся в С. Именно ЭТО займет много времени, особенно потому, что в остальном С++ очень похож на С (даже пунктуация и грамматика остаются неизменными). Но допустим, кто-то переходит с Python на Ruby… Языки очень похожи, небольшая разница в грамматике, некоторые различия в пунктуации – меня тянет сказать, что программисту, «хорошо» владеющему Python, должно быть несложно выучить Ruby за 1-2 дня.

Еще одно. Что вы подразумеваете под «освоением» языка? Например: опытный программист, владеющий С++, может легко выучить Python за один день. Но насколько хорошо он/она будет знать Python? Что насчет создания списков синтаксическими методами, а не используя циклы?

Подобные вещи обычно предваряют новые модели, с которыми программист мог до этого не сталкиваться, но в то же время их вовсе не обязательно знать, чтобы использовать язык. Является ли знание таких моментов обязательным условием для того, чтобы заявить, что вы овладели Python? Обычно это называют «свободным владением» <вписать язык здесь>. Знакомство с тонкостями может занять больше одного дня, но даже в таком случае, как только вы изучите их в одном языке, вы обнаружите нечто похожее и в других.

Скотт Гартнер, программирую на протяжении 33 лет

Ответ крайне прост: это невозможно. Можно изучить синтаксис языка программирования, (особенно если это язык наподобие LIST, в котором минимальное количество синтаксических правил).

Однако процесс осваивания языка – это все-таки именно процесс, а не одноразовое действие. Программирую на C# уже на протяжении 12 лет и до сих пор продолжаю учить этот язык. Я работаю с PHP около 9 лет, с Java – около 8, и я могу дальше продолжить этот список. Я свободно владею всеми этими, а также многими другими языками, но суть заключается в том, что процесс изучения нового не прекращается никогда. Если бы я захотел вернуться к языку Java, мне бы пришлось потратить достаточное количество времени, чтобы освежить в памяти многие моменты. Я больше не работаю с этим языком, но я все равно продолжаю читать новости, касающиеся его.

Поэтому любой, кто говорит вам об изучении языка программирования за одну ночь, всего лишь пудрит вам мозги.

Джиакомо Сорби, программист-самоучка, увлечен программированием достаточно, чтобы стать настолько хорошим программистом, насколько понадобится

На самом деле люди не могут выучить новый язык программирования за одну ночь, даже невозможно сказать, что они за эту ночь могут перейти от программирования на языке Python к языку Ruby или наоборот.

Но даже за меньший отрезок времени можно несомненно научиться делать крутые вещи на разных языках программирования, при условии, если человек действительно хотя бы абстрактно разбирается в самом процессе программирования.

За это время можно обнаружить, что в разных языках остаются неизменными многие из ключевых понятий и инструментов, а время, необходимо для того, чтобы более подробно разобраться в остальных, менее понятных моментах.

Стив Кук, участвую на различных уровнях разработки программного обеспечения на протяжении 20 лет

Прежде всего стоит определить сами понятия «изучить» и «новый язык»

Часто мне приходится оценивать новые технологии, включая новые языки, объектные структуры и многое другое. У меня вызывают улыбку компании, которые считают, что на изучение новой объектной структуры мне необходимо полгода, когда на деле этот процесс займет у меня не более пары дней.

Изучение нового языка с большего занимает не более нескольких дней, если даже не один день… Но подождите, что же именно я имею в виду под этими словами?

«Изучение языка» можно понимать по-разному. Я не могу полностью овладеть языком за один день, всегда будут оставаться неизвестные мне мелочи, но при этом по истечении этого времени я смогу начать кодировать на нем.

Под изучением языка я подразумеваю изучение его структуры, синтаксиса и основных понятий, а не изучение каждого отдельного случая.

Ключевые вопросы, на которые стоит обратить внимание:

  • Общая структура и точки входа
  • Базовые структуры данных и области применения. Осваиваются при помощи тщательной проработки пары примеров (категории, область применения, использование интерфейсов)
  • Общая логика и управление потоком данных. Редко требует большого количества времени. По большей мере становится очевидным из ранее изученных языков.
  • Управление потоком и памятью. Речь идет о таких вещах, как вызов функции, концепты синхронизации и т.д. Основные сведения обычно воспринимаются достаточно легко, хотя сложности могут вызывать некоторые пункты, такие как, например, детальное управление потоком и памятью, в зависимости от степени необходимой сложности.

Любой программист, у которого есть хоть капля мозгов, осознает, что вне зависимости от того, работаешь ли ты с этим языком один день или 10 лет, всегда может возникнуть ситуация, в которой могут помочь только внешние источники, Google, например.

Я не утверждаю, что спустя один день начну кодить так, как это делает кто-то, кто уже знаком с этим языком на протяжении месяцев или даже лет. Существуют языки, с которыми я бы не смог начать работать спустя один день.

Нет необходимости быть в курсе каждой внутренней или внешней мелочи, чтобы знать что-либо. При четком понимании теории и основных алгоритмов можно овладеть языком и начать им пользовать при минимальной затрате усилий (в том случае, если этот язык логически оформлен).

По этой причине я бы посоветовал потратить время на изучение, а может даже и на овладение Assembler, С, С++, а также на Java и C#. Это даст вам четкие теоретические знания, а также понимание базового уровня. Как только вы освоите их, стоит переходить к изучению языков, основанных не на языке С. Это будет наверняка непростой задачей, так как придется в некоторой степени изменить ход мышления, но такими языками, как python или lisp, действительно стоит овладеть.

Марк Бадиола, INFJ, программист, блогер, иллюстратор

Полное овладение, конечно, невозможно. Но можно достичь определенного уровня, который позволит вам чувствовать себя уверенно настолько, что уже на следующий день вы сможете создавать приложения на этом языке.

Я работаю в компании, в которой программисты не идентифицируют себя как Java-разработчик, С или C#-разработчик и т.д. Конечно, у нас есть любимые языки программирования, но при этом мы получаем удовольствие, работая с другими языками, в том случае, если эти языки лучше удовлетворят нужды клиентов. Поэтому нам действительно свойственно пытаться за одну ночь выучить новый язык/оболочку, чтобы разработать действенную стратегию, каким образом интегрировать нашу работу с уже существующей системой, или же иметь прочное обоснование, предлагая цену за проект.

1. Не стоит думать на каком-то определенном языке, лучше думать на псевдокоде.. это облегчит процесс обучения и не позволит вам сравнивать языки.

2. Создайте пример приложения, которое затрагивает по крайней мере азы того, что вам хочется или необходимо знать. Для информационных систем неплохим началом может стать приложение для управления сведениями о сотрудниках или что-то подобное. Такое приложение затрагивает синтаксис, структуры данных, а также взаимодействует с базами данных. Вы даже можете создать логин для обеспечения безопасности. Хотя, некоторые используют для этого готовые структуры. У меня есть знакомый разработчик игр, который всегда начинал с понга, так как именно это касалось анимации, спорных моментов, физических явлений и других важных аспектов в программировании игр.

3. Используйте интернет. Пункт номер 2 подскажет вам направление. С его помощью вы узнаете, что вам необходимо искать. Вместо запроса «обучающая программа для языка Х», поиск можно начать с чего-то более конкретного, например «определение классов в языке Х». Лично я не могу воспринимать и запоминать информацию, которая не нужна мне прямо сейчас. К примеру, зачем изучать все типы циклов, если в данном приложении все они мне не понадобятся? Я буду искать информацию о них только тогда, когда они мне будут нужны.