Вербальное общение. Вербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Средства общения

Главные особенности общения определяются целями и задачами, которые решаются людьми в этом процессе, а также используемыми средствами общения .

Средства общения. В процессе общения используются различные средства передачи информации, установления и поддержания контактов людей друг с другом. В психологии средства общения подразделяют на вербальные (знаковыми, словесными, речевыми) и невербальные (неречевыми). Все они при общении несут в себе определенную информацию.

К вербальным средствам общения относятся слова, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи (громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессивность – выразительность речи (тональность, эмоциональность, образность, насыщенность выразительными словами, оборотами речи, звуковыми включениями – смех, вздохи и пр.).

Слово является главным средством при передаче информации в общении людей. Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта. Благодаря общению с помощью языка происходит обмен мыслями, передача информации, формируется логическое мышление. Слова и их сочетания всегда представляют собой результат отвлечения и обобщения. Сложный процесс вербального общения основывается на действии последовательного включения обеспечивающих его нейрофизиологических и психологических механизмов.

Речь - это вербальная коммуникация, т е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями.

Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами, выступающими носителями значений (так называемая дактилология, где каждая буква обозначается движениями пальцев, и жестовая речь, где жест заменяет целое слово или группу слов). Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую.

Первым этапом речи является построение смысловой основы речевого высказывания, т.е. осмысление того, что человек хочет сказать. Для этого отбирается информация, которую он считает важной, и отсеивается ненужная, второстепенная. Второй этап - построение синтаксической структуры предложения, на котором создается общая конструкция фразы в определенной грамматическая форме, идет поиск нужных слов и выражений для наиболее точного выражения мысли. На третьем этапе осуществляется непосредственная передача речевого высказывания в письменном или устном виде. Таким образом, развертывается процесс, в ходе которого человек кодирует информацию, подлежащую передаче.

В процессе восприятия информации, передаваемой при помощи речи, собеседник декодирует полученную информацию, что, в свою очередь, представляет собой поэтапный перевод звуков слышимой речи в значения слов, и это обеспечивает понимание полученной информации.

Речь бывает письменная и устная, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Передача информации при помощи вербальных средств общения может иметь различную форму – беседа, спор, дискуссия, переговоры, дебаты, полемика, лекция.

Для разговорной речи характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий. Особенности этой речи в значительной мере зависят от степени взаимопонимания собеседников, их взаимоотношений.

Первой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. В диалогическом общении коммуникативные роли попеременно меняются, в результате чего постепенно складывается взаимопонимание, оказывается возможным согласование действий и поведения общающихся, без чего было бы невозможно достичь результата в совместной деятельности.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Произнесение монологов, гораздо эффективнее преобразовать в форму вопросов и использовать их в беседе, получая ответную информацию. Сам факт вопроса является показателем желания участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее развитие.

Вторая разновидность устной речи - монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Монологическая речь сложна в композиционном отношении, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Ее развернутые формы в онтогенезе по сравнению с диалогической речью развиваются позднее. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации.

Письменная речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности общения между людьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии, когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современного письма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный людьми, так как при передаче его с помощью устной речи он мог подвергаться искажению, видоизменению и даже бесследно исчезать. Письменная речь играет важную роль в развитии сложных обобщений, которыми пользуется наука, в передаче художественных образов. Письменная речь заставляет добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Функционирование процессов кодирования и декодирования речевых высказываний оказывается возможным при сохранности мозговых центров и систем, обеспечивающих успешность вербального общения. Если возникают нарушения в работе этих систем, у человека появляются различные расстройства речи - афазии. В одних случаях оказывается невозможным построение фразы, но понимание речи сохраняется, в других - нарушается членораздельность речи (возникает дезартрия), хотя слова больной подбирает правильно, в третьих - утрачивается возможность восприятия речевого высказывания при сохранении возможности высказаться и т.д.



Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где люди обмениваются вербальными сообщениями. В общение оказываются закономерно включены эмоции и чувства общающихся людей, которые определенным образом относятся к передаваемой информации, к участникам общения, ко всей ситуации общения. Это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание образует особый, невербальный аспект коммуникативного процесса и выражается в экстра- и паралингвистическом сопровождении речи.

Невербальные (экспрессивные) средства общения сопутствуют использованию вербальных и могут использоваться как самостоятельные. К ним относятся: мимика, жестика, таксика, пантомимика, проксемика, экстралингвистика, паралингвистика, визуальный контакт.

Экспрессивное поведение человека – это сложное социально-психологическое явление. Оно включает в себя систему действий с использованием невербальных средств общения. Современные психологические исследования показали, что экспрессивный репертуар человека и психологические особенности его личности представляют собой целостное единство. Элементы экспрессивного поведения имеют социокультурные особенности. Они усваиваются человеком в процессе социализации. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80% актов передачи информации осуществляется за счет невербальных средств общения.

Особенностью невербальных средств общения является то, что их использование обусловлено работой подсознания. На этот процесс невозможно влиять, невозможно рационально изменять импульсы подсознания, поэтому информация, переданная при помощи невербальных средств общения, является наиболее достоверной.

В современной психологии существует классификация всех невербальных средств общения, которые являются знаковыми системами невербальной коммуникации (Лабунская В.А., 1989). В этой классификации выделяется четыре основных типа невербальных средств общения: оптико-кинетическая система, пара- и экстралингвистическая, организация пространства и времени коммуникативного процесса, визуальный контакт. (Таблица Неверб средства общения Лабунская).

Паралингвистика - это невербальные средства общения, определяющие ритмико-мелодическую структуру речи. К паралингвистическим средствам общения относятся: качество, высота, громкость голоса, его диапазон, тональность, ударения, тембр, ритм, вокализация (смех, плач, зевота, вздохи и т.д.). Например, голос, в котором отражается эмоционально-напряженное состояние сдерживания негативных эмоций, воспринимается как признак агрессивности, спокойный, благожелательный голос вызывает интерес. Фраза «Пошел вон отсюда!», сказанная со смехом, приобретает свой неповторимый смысл, значительно отличающийся от смысла этой фразы, сказанной с выражением злости на лице и сопровождающейся указательным жестом.

Экстралингвистика - это паузы, покашливание, смех, плач, шепот, темп речи.Скорость речи является особенно действенным невербальным средством изменения мнения слушателя.

Темп речи может свидетельствовать о психоэмоциональном состоянии, состоянии здоровья. Например, ускоренная речь в конкретной ситуации повседневного или делового общения является признаком психоэмоционального возбуждения, волнения, а в условиях профессионального общения эта же характеристика речи может быть и симптомом имеющегося заболевания.

Оптико-кинестетическая система невербальных средств общения включает в себя мимику, жестику и пантомимику.

Мимика - это совокупность движений лица и глаз, создающих выражение лица человека. Выражение лица больше всего подчеркивают уголки губ, нахмуривание или поднимание бровей, сморщивание лба. Поэтому, чтобы определить состояние человека, нужно смотреть на его губы и брови.

Данные современных исследователей показывают, что представители разных культур, испытывая определенные эмоции, одинаково выражают их в экспрессии лица. Базовые эмоции, выраженные в мимике, распознаются людьми, независимо от принадлежности к той или иной культуре.

Мимические движения лица отражают разнообразные по степени осознаваемости психо-эмоциональные состояния человека, его отношение к происходящему, мысли, поэтому в различной степени подвластны произвольной регуляции. При передаче эмоционального состояния и чувств человека источником возбуждения становятся подкорковые структуры мозга и мимика имеет непроизвольный характер.

Мимические движения подразделяются на

1) агрессивно-наступательные (гнев, злость, жестокость и др.),

2) активно-оборонительные (отвращение, презрение, ненависть и др.),

3) пассивно-оборонительные (покорность, приниженность и др.),

4) ориентировочно-исследовательские (интерес, любопытство и др.),

5) подражательные,

6) выражающие степень удовольствия или неудовольствия,

7) маскировочные (сокрытие истины, двусмысленность и др.).

Глаза и губы – наиболее выразительные части лица. Движения мышц лица – индикатор чувств и настроений человека. Особенно информативны глаза и окологлазная область лица. Существуют сотни различных вариантов сочетаний положения губ и выражения глаз, которые создают те или иные мимические выражения.

Жестика – это совокупность выразительных движений головой, рукой или кистью руки, которые используются в общении и могут сопровождать размышление или состояние. Один и тот же жест может интерпретироваться по-разному. Это зависит от ситуации, в которой протекает общение, личностных особенностей общающихся и других факторов.

В психологии выделяют следующие виды жестов: указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные, касательные, произвольные и непроизвольные.

Подчеркивающие (усиливающие) жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение при этом имеет положение кисти руки. Демонстративные жесты поясняют ситуацию. Касательные жесты используют для установления социального контакта или получения знака внимания со стороны партнера. Также они используются для ослабления значения высказываний.

Произвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются сознательно, с использованием волевых усилий. Если произвольные жесты используются часто, то они могут стать непроизвольными. Непроизвольные жесты – это движения головы, рук, кистей, которые совершаются неосознанно, без волевых усилий человека.

В современной психологии накоплен большой объем информации по интерпретации жестов и телодвижений человека. Например, вертикальная жестикуляция проявляется при авто­ритарной внутренней позиции (например, помахивание пальцем) человека в общении с другими людьми. У слушателя такие жесты вызывают подсознательный протест, неприятие гово­рящего, настраивают против сообщаемой информации. К благожелательному отношению предрасполагают жесты в горизонтальном направлении, открытые жесты. Кивание головой в подавляющем большинстве стран обозначает «да», также как покачивание головой для обозначает отрицание, несогласие. Многократное и резкое кивание используется для подчеркивания значимости слов, придания им особо важного значения.

Ладонь является одним из наиболее информативных источников для расшифровки невербальной информации. Главными признаками являются положение ладони и ее сила. Как правило, используются три жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указательного пальца. Каждый жест, как слово в языке, имеет свое значение и смысл, которые могут быть правильно поняты только в контексте конкретной ситуации. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся. Интерпретируя жесты, человек осуществляет обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия, а жестовые группы – это важные составляющие обратной связи. Они поэтапно (поминутно, от движения к движению) указывают, как люди реагируют на происходящее.

Жесты, означающие открытость для общения, всегда в качестве элемента содержат открытые для собеседника ладони. «Раскрытые руки» - руки, вытянутые вперед ладонями вверх. Этот жест обычно интерпретируют с проявлением искренности, открытости. Дети, когда гордятся своими достижениями, открыто показывают свои руки, а когда они чувствуют свою вину или настороженно воспринимают ситуацию, то прячут руки либо в карман, либо за спину. Ладони, повернутые вверх, обозначают просьбу, требование, а сомкнутые при этом пальцы усиливают требование.

Поворот головы и легкое напряжение говорят о заинтересованности человека, а в сочетании с легким кивком или другими жестами является знаком признательности, готовности к действию, уверенности в себе и искренности. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Это может восприниматься как пренебрежение. Отворачивание головы всегда является движением уклонения, отказа и говорит о том, что потребность и интерес к данному объекту отсутствует. Отворачивание с сильным напряжением мышц лица, шеи и даже тела заключает в себе гнев. Наклон головы в сторону собеседника выражает желание контакта. Покачивание головы из стороны в сторону может выражать как проявление симпатии, так и антипатии. Так проявляется скептицизм и готовность к компромиссу. Оно часто сопровождается поднятыми плечами и опущенными вниз уголками рта.

«Закрытые» жесты всегда отражают стремление защититься, закрыться от воздействия внешнего мира, других людей. Ладони, опущенные вниз, выражают стремление защититься от чего-то неприятного, стремление сдержать, взять под контроль что-то. Если ладонь выдвинута вперед, то жест обозначает стремление отодвинуть, отстранить от себя что-то.

Руки, заложенные за спину, означают стремление отстраниться от окружающего, желание никого не беспокоить. Такое положение рук может сохраняться длительное время, стать привычным для человека. Такая привычка часто наблюдается у сдержанных, пассивных и склонных к созерцанию людей. Руки в карманах означают желание скрыть или преодолеть в себе внутреннюю неуверенность, демонстрацию отсутствия интереса к действиям, нежелание больше слушать собеседника и оценивается как нарушение правил вежливости.

Жесты защиты и обороны являются одним из видов жестов. Указательный палец, вытянутый вверх или вперед, обозначает привлечение внимания, указание, предупреждение, угрозу. Сжатые кулаки обозначают концентрацию сил или агрессивное состояние в зависимости от сопровождающей этот жест мимики и условий конкретной ситуации.

Пантомимика - это совокупность невербальных средств общения, включающих положения и движения тела. Положение и движения тела несут информацию о психологическом и физическом состоянии человека, его отношении к происходящему и его намерениях. Человек проявляет по отношению к другому человеку большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Расслабление тела и наклон вперед сидящего выражают симпатию, а напряжение - неприязнь.

Пожимание плечами выражает непонимание, незнание чего-то. Усиливающими значение слов пантомимическими движениями являются наклоны туловища вперед, стук и притопывание ногой, покачивание стопой ноги. Положение и движения плечами несут большую информацию для собеседника: опущенные сигнализируют о чувстве свободы и уверенности в себе, приподнятые – об ощущении опасности и неуверенности в себе, отведенные назад служат для демонстрации предприимчивости, силы и мужества, выдвинутые вперед – о чувстве страха и стремлении защититься, поднимание и опускание плеч выражает сомнение, задумчивость. Верхняя часть туловища, отведенная назад, свидетельствует об отсутствии интереса, какой бы то ни было активности в отношении своего партнера, «отступлении» от общения и предмета разговора. Наклоненная вперед, она «говорит» о желании сближения, интересе, запланированной активности, а в отдельных случаях – о нападении.

Походка свидетельствует о физическом состоянии человека, его настроении. Позы и жесты нередко свидетельствуют о характере взаимоотношений между людьми. Например, человек с более высоким социальным статусом, вступая в контакт с другим человеком, имеющим более низкий социальный статус, обычно выглядит более расслабленным, свободным, его руки и ноги находятся в ассиметричных позициях и слегка согнуты по отношению к телу. Чувство расположения, симпатии, доверия другому человеку проявляется в использовании открытых поз и жестов, наклоне туловища в сторону этого человека. Один и тот же жест у представителей различных культур может иметь различное значение.

Телесные проявления не всегда могут быть интерпретированы однозначно, так как они зависят от культурных и социальных норм общества, могут быть проявлением привычки, могут быть реакцией на внешние физические раздражители, проявлением физического состояния человека, а не отражать внутренние психические состояния.

В последние десятилетия изучение коммуникативных функций телодвижений человека (язык тела) выделилось в отдельную область научного знания (кинесика).

Проксемика – это совокупность невербальных средств общения, создающих пространственно-временные характеристики общения. Проксемика включает в себя расположение общающихся в пространстве друг относительно друга (расстояние до собеседника, угол поворота, личное пространство и др.).

Личное пространство - невидимое пространство, окружающее человека и охраняемое им, вторжение в которое вызывает состояние дискомфорта. Человек защищает свое личное пространство, отходя в сторону, отводя глаза, отворачивая голову.

В психологии общения описан такой социально-психологический феномен, как хронотоп «больничной палаты». Это специфический набор про­странственных и временных характеристик общения (общение ограничено во времени и пространстве, нарушается личное пространство человека, че­ловек лишен своей территории). Специфическая пространственно-временная организация общения вызывает откровенность человека по от­ношению к первому встречному. Объясняется это тем, что человеку гаран­тирована конфиденциальность, т.к. он никогда больше не встретится со своим попутчиком или соседом по палате и переданная информация со­кровенного характера не будет использована ему во вред.

Таксика - это совокупность невербальных средств общения, включающих движения и действия человека при непосредственном контакте с другим человеком. К ним относятся: рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поглаживания, поцелуи, объятия. Значение прикосновений в жизни человека зависит от возраста. Наибольшее значение они имеют в детстве (особенно в младенчестве). Прикосновения подтверждают ребенку любовь родителей и обеспечивают сенсорную стимуляцию. Ребенку важно получить ласковое прикосновение после порицания, чтобы убедиться в том, что любовь родителей не потеряна. Подростков раздражают прикосновения взрослых, когда они стремятся к независимости, ревностно охраняют границы личного пространства. Для взрослых особенно желанны прикосновения близких; они очень важны для стариков, остро нуждающихся во внимании.

Визуальный контакт – это вид психологического контакта людей друг с другом, который устанавливается и регулируется при помощи взгляда. Выражение глаз и взгляд человека передают эмоциональное состояние, чувства, отношение человека к происходящему. Использование взгляда в общении определяется рядом культурных традиций и норм. В европейских странах и Северной Америке прямой взгляд в глаза другому человеку выражает стремление к искренности, доверительности. В странах Азии и Востоке прямой взгляд может интерпретироваться как показатель агрессивности. В европейской культуре пристальный взгляд в глаза другому человеку может использоваться как знак агрессивных намерений, проявления власти.

Визуальный контакт облегчает взаимодействие людей при выполнении совместной задачи. Врачи и медсестры, оказывая помощь пациентам, обмениваются взглядами между собой и с пациентами, когда те не имеют возможности что-то сказать. Взгляд в данном случае выполняет не только коммуникативную функцию, но и регулятивную, т.к. с его помощью направляется и корректируется совместная деятельность людей, удовлетворяются их потребности.

Во время беседы визуальный контакт составляет от 25 до 75%. Р. Экслайн установил, что люди, склонные к абстрактному мышлению, больше смотрит на других во время взаимодействия, чем люди, мыслящие конкретными образами. Пристальный взгляд, используемый в целях визуального контакта выполняет следующие пять функций (М. Паттерсон): 1) информационное обеспечение, 2) регулирование взаимодействия, 3) выражение интимности, 4) проявление социального контроля, 5) облегчение выполнения задачи. Таким образом, пристальный взгляд с целью визуального контакта является столь же значимой стороной коммуникации, как и использование слов.

При визуальном контакте имеют значение частота, продолжительность, напряженность, неожиданность, избегание взгляда, направленность, причем чаще смотрит слушающий, нежели говорящий. Взгляд длится примерно 2-10 сек. Взгляд как средство общения не менее важен и выразителен, чем слово. Взгляд порою выдает истинные намерения человека гораздо больше, чем его слова и поступки. Не зря говорят, что глаза - это зеркало души. Следует иметь в виду, что смоделировать «нужный» взгляд очень сложно и для этого требуются определенные навыки.

Возможность видеть выражение глаз собеседника способствует созданию доверительной атмосферы, а затемненные очки, опущенный вниз взгляд и другие способы, скрывающие выражение глаз собеседника, препятствуют доверительности. Человек, отводящий глаза от собеседника воспринимается как скрытный и неискренний, а человек, который смотрит не отрываясь на собеседника («пялящий глаза») воспринимается ограниченным и бестактным. Говорящий человек обычно меньше смотрит на собеседника, чем слушающий, но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное впечатление. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. В радостном состоянии человека зрачки расширяются в несколько раз, при угнетенном – суживаются. Выражение глаз коррелирует с выражением губ.

Невербальные средства общения выполняют следующие функции :

1) участвуют в создании образа партнера по общению,

2) выражают взаимоотношения партнеров и формируют эти взаимоотношения,

3) уточняют, изменяют, дополняют, а также создают субъективный фон для содержания передаваемого словесного сообщения,

4) являются индикаторами индивидуального эмоционального состояния человека и стабильных личностных характеристик,

5) выполняют функцию контроля над аффектами, нейтрализации их или создании социально значимого аффективного состояния,

6) служат показателями общей психомоторной активности субъекта.

Без речевого сопровождения язык мимики и жестов, пантомимические движения человека очень трудно правильно интерпретировать. Нередко информация, передаваемая при помощи вербальных и невер­бальных средств общения, противоречит друг другу.

Соответствие используемых невербальных средств общения целям и содержанию информации, передаваемой вербальными средствами, является одним из элементов культуры общения. Соотношение вербальных и невербальных средств общения может быть различным, в зависимости от содержания и цели общения, особенностей культуры, характера общения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 55%.

Таким образом, в реальном общении людей друг с другом используются все средства общения, а соотношение этих средств определяется в каждом акте общения в соответствии с условиями, целями, особенностями личности и другими факторами избирательно. «Говорим голосом, беседу­ем всем телом» (Публиций).

2.Вербальные средства общения3

3.Речевая деятельность6

4.Заключение6

Список литературы7

Введение

Общение - это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми.

Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное (от латинского «устный, словесный») средство - это речь. С этим все более-менее понятно, но мы ведь общаемся не только при помощи голоса.

Большинство наших «сообщений» мы передаем при помощи невербального (неречевого) способа общения.

Невербальное общение - или язык тела - включает в себя нашу мимику, жесты, зрительный контакт, позы тела и даже интонации нашего голоса.

Вербальные средства общения

Вербальная коммуникация для человека является основной - имеется в виду не генезис коммуникации и не “процент использования”, а универсальность этого способа для человека, всеобщую “переводимость” любых коммуникативных средств на вербальный человеческий язык.

К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка.

Вербальная коммуникация основана на словах, а произносимое слово является основой всех остальных форм речи.

Любое общение реализуется в знаках. Знак - материальный объект (предмет, явление, событие, действие), выражающий указания, обозначения и употребляется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

О.С. Ахманова рассматривает знак как функцию двух функтивов (функтива выражения и функтива содержания) и называет три категориальных признака, определяющих специфическое соотношение плана выражения и плана содержания, которое отличает знак от не-знака. Содержание и выражение не закреплены по природе, и соотношение между ними возникает в результате соглашения людей.

При этом каждая единица (знак) должна быть всегда равна себе. Данные характеристики являются общими для всех знаков. Изучение знаков и знаковых систем находятся в поле зрения семиотики. К знаковым системам относится человеческий.

Средством вербального общения является речь, которая в сою очередь является реализацией языка.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Согласно этому определению язык отождествляется с другими знаковыми системами. Такая специфическая область семиотики и языкознания, как прагматика изучает функционирование языковых знаков в речи.

Прагматика занимается изучением всех аспектов, относящихся к адресату речи, говорящему субъекту, ситуации общения. Лингвистическая прагматика напрямую связана с коммуникацией. Польза слов для людей, как участников процесса коммуникации, заключается в том, что слова позволяют нам общаться друг с другом, без всякой необходимости носить с собой окружающие нас предметы.

Особый раздел филологии - семантика занимается изучением различных значений слов. Это второй компонент вербальной коммуникации.

Третьим составляющим вербальной коммуникации является синтаксис. Синтаксис изучает структуру слов и словосочетаний, а также целых предложений (законченных мыслей).

Слова организуются в предложения, параграфы и фразы. Соединяя все три компонента вербальной коммуникации (фонемы, семантику и синтаксис), мы получаем язык.

Вербальное поведение независимо от того, устная это речь или письменная одинаково удобно для сообщения информации, намерений и чувств.

Слова и их графические эквиваленты несут значения (содержание, смысл).

Они встраиваются в сообщения, которые должны быть расшифрованы адресатом.

Общение между людьми порой бывает настолько тонким, что если собеседники не будут иметь общего кода и одинаковых фоновых знаний, адресат не сможет сделать вывод о сути высказывания. Контекст ситуации не всегда помогает.

Одним из преимуществ использования языка вместо средств невербальной коммуникации является то, что язык служит лучшим инструментом для передачи идей и намерений говорящего.

В крайнем случае, говорящий всегда может изменить своё сообщение или предоставить слушающему пропущенные детали для лучшего восприятия.

Безусловно, может возникнуть ситуация, в которой ни говорящий, ни слушающий не добьются ясности сообщения, так как они не хотят, чтобы их услышали окружающие.

Если деловые партнеры будут говорить чуть тише, они будут защищены от всех посторонних людей.

Собеседники знают необходимый экстралингвистический контекст, окружающие - нет.

В вербальной коммуникации способом передачи информации является текст или дискурс.

Невербальные компоненты коммуникации также считаются формой общения, не относящейся к собственно языку.

Речь без невербальных компонентов коммуникации представляет не полноценное общение.

Речевая деятельность

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

Говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

Слушание - восприятие содержания звучащей речи;

Письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

Чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

Заключение

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Невербальная коммуникация — это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств, представленных в какой-либо знаковой форме. Такие средства невербального общения как: мимика, жесты, поза, интонация и др. выполняют функции дополнения и замещения речи, передают эмоциональные состояния партнёров по общению.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Список литературы

1. Овчинникова И. Г., Угланова И. А. Компьютерное моделирование вербальной коммуникации- : Флинта; 2009 г., 136 стр.

2. Шипилова О. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак: - Гуманитарный центр; 2009 г., 248 стр.

3. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте: - Речь; 2009 г., 128 стр.

4. Russell J. Невербальное общение. - 2012 г., 107 стр.

Человек ежедневно сталкивается с коммуникацией. Она необходима в профессиональной, учебной, бытовой деятельности.

В каком бы коллективе он не оказывался, с кем бы не сталкивался, происходит общение, в процессе которого индивидуумы обмениваются информацией.

Понятие

Вербальное общение — что это в психологии?

Под вербальной коммуникацией понимают обмен информацией, чувствами .

Это контакт индивидуумов с помощью общения . В коммуникации могут участвовать как два человека, так и целая группа людей.

Они обсуждают важные вопросы, ведут переговоры, пытаются доказать свою точку зрения.

Вербальная коммуникация особенно необходима представителям таких профессий как юрист, менеджер, психолог, учитель, оператор службы поддержки.

Без общения выполнение профессиональной деятельности невозможно. Оно характерно только для человека, у не встречается.

Длительность речевого взаимодействия зависит от его целей . Старые друзья могут говорить часами, а в бизнесе ценна каждая минута: взаимодействие в процессе переговоров ограничено несколькими минутами.

Это осложняет процесс, ведь достичь нужного результата бизнесмен пытается в кратчайшее время.

Ошибочно полагать, что в данном случае собеседники обмениваются только информацией , они также обмениваются эмоциями, чувствами, делятся переживаниями.

Функции

Специалисты выделяют несколько функций:

Название функции Определение
Индивидуально-звуковые Реализуются в литературном творчестве, зависят от мировоззрения родного языка. Основывается на создании стихотворений, рассказов.
Социально-языковые Язык предстает в качестве этнического самосознания, наименования предметов. Сохраняет значение слов, их историю.
Индивидуально-речевые Язык и общение существуют для мыслительной деятельности. С их помощью реализуются чувства, эмоции, внутренние переживания. Насколько близка степень владения языком к литературному, настолько высоким является культурный уровень индивидуума.
Социально-речевые Нужны для контакта между людьми, достижения поставленных целей, нахождения компромисса. Это умение договариваться, находить общие интересы. Взаимосвязь предстает как нечто необходимое для социальной жизни человека, его существования.

Данные функции доказывают, что с помощью коммуникации удается достичь множества результатов , повлиять на социальную, культурную и этническую область, внести изменения.

Средства

Что является вербальными средствами?

Основным вербальным средством является человеческая речь .

Речь бывает письменной и устной . При устной человек использует артикуляционный аппарат, фонетику, регулирует интонацию. Он говорит, применяя различную лексику, меняя тон голоса. Для письменной речи характерно написание сообщений, писем, статей.

Показателями эмоциональности являются знаки препинания . Устная речь, как правило, неподготовленная. Возможны лексические, фонетические ошибки. Письменная является обдуманной, в ней встречается меньше ошибок.

Некоторые специалисты относят к вербальным средствам чтение и слушание. Без них осуществлять письменное и устное общение не удалось бы.

Человек прочитывает, либо слушает сообщение, текст и понимает его смысл, высказывая на него свое мнение письменным или устным образом.

Виды и способы общения

К видам данного общения относятся:

  1. Коммуникационный . Это обмен информацией между личностями или группой людей.
  2. Познавательный . Происходит получение новых знаний, которые меняют мировоззрение индивида.
  3. Эмоциональный . Человек выражает свои эмоции и чувства с помощью интонации, тона голоса.
  4. Аккумулятивный . Происходит накопление и хранение информации, которая в будущем активно используется личностью.
  5. Этнический . Это метод объединения этнической группы или народа. Группа людей объединяется с помощью языка.
  6. Конструктивный . Подразумевает правильное выражение мыслей, составление плана, запись информации в виде таблицы.
  7. Контактоустанавливающий . Характеризуется взаимосвязью между людьми. Это может быть как повседневное, так и профессиональное общение.

Общаться индивидуумы могут двумя способами: при помощи говорения или написания друг другу текстов, сообщений.

Примеры

Чтобы лучше разобраться в вербальном типе общения, необходимо ознакомиться с некоторыми примерами.

Устная речь — это разговоры, прохождение собеседования, диалоги и полилоги.

Сюда же относятся научные обсуждения того или иного явления, важные бизнес-переговоры.

Примерами письменной речи являются сообщения в социальных сетях. Коммуникацией является и отправка писем, открыток по почте.

Все названные примеры относятся к вербальному общению, когда устанавливается контакт между людьми, они общаются и делятся мыслями.

В качестве примера также можно привести отрывок из школьных занятий:

"Учительница : — Мы рассмотрели данную геометрическую формулу, которую применим в контрольной работе на следующей неделе. Есть ли у кого-то вопросы?

Ученик : — Мария Ивановна, а будут ли в контрольной работе еще какие-то формулы?

Учительница : — Да, конечно, но мы пройдем их завтра".

Таким образом, даже на уроке происходит коммуникация между учителем и учащимися. Происходит обмен информацией, усвоение новых знаний, объясняются новые темы ученикам. Они задают вопросы, участвуя в дискуссии, происходит полилог.

Другой пример, который характеризует важность контакта между людьми, включает диалог покупателя и продавца:

"Покупатель : — Здравствуйте, мне бы хотелось приобрести парфюм, но я не могу найти нужный бренд.

Продавец : — Добрый день! Я Вам с радостью помогу. Нужная Вам марка парфюма находится на данном стеллаже.

Покупатель : — Огромное спасибо! Вы мне очень помогли".

Этот разговор говорит о том, что продавец не просто помог, ответив на вопрос покупателя, но и был вежливым. Была использована вежливая форма обращения "Вы".

Это привело к успешному результату, а значит, покупатель остался доволен, что скажется положительно на продажах.

По этой причине крайне важно знать основы правильной коммуникации для торговой деятельности.

Особенности

Главной особенностью такого общения является успешная или неуспешная реализация поставленных перед контактом целей.

Если собеседники добились поставленного результата, нашли компромисс, смогли договориться, то их взаимосвязь считается успешной .

Если же добиться поставленных целей не удалось, разговор привел к конфликту, стороны не поняли друг друга, это результат неуспешной коммуникации.

Посредством речи не просто "движется информация", процесс является более сложным, чем кажется . Собеседники пытаются повлиять друг на друга: переубедить в чем-либо, помочь принять решение, изменить мнение о том или ином предмете, человеке.

Чтобы доказать свою правоту, убедить партнера, регулируется тон голоса и интонация. Устанавливается связь, которая приводит к определенному результату.

К непониманию ведут не только разногласия сторон, но и фонетические барьеры. Это нечеткая речь, неправильное произношение слов, нарушения дикции, интонации.

По этим причинам собеседник может не понять ничего из сказанного. Важно произносить слова правильно, с нужной интонацией во избежание непонимания и конфликтов.

Вербальная коммуникация включает в себя множество особенностей, разновидностей, функций.

Это говорит о том, что каждый контакт между индивидами является сложным процессом , состоящим из различных элементов.

Люди не просто общаются, а пытаются добиться поставленных целей, воздействуя на партнера.

Вербальная коммуникация:

К вербальным средствам относятся устная и письменная речь. В общении вербальными средствами пользуются довольно широко и разнообразно: во время деловых бесед, переговоров, выступлений перед аудиторией, деловых дискуссий, при составлении и приеме отчетов, деловой корреспонденции, чтении литературы, работе с документами и проч.

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации.

Устная речь остается самым распространенным и необходимым атрибутом коммуникативной деятельности человека, она неразрывно связана с мышлением и служит средством хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Говорящий воплощает свой замысел сообщения в систему языковых символов, кодируя его в соответствии со своими интересами и возможностями. Слушающий должен воспринять смысл сообщения, т.е. раскодировать, оценить и адекватно отреагировать. Это взаимодействие определяет дальнейший ход общения, принимаемые меры и последствия. Подобный механизм восприятия информации сопровождает и письменное общение.

Письменной речью пользуются реже, чем устной. Но письменное сообщение имеет ключевое преимущество перед устным: его можно обдумать и вовремя внести коррективы. Деловое письмо имеет свою особую стилистику: официально-деловая речь несет на себе окраску долженствования, носит безличный характер, она стандартизирована, точна, не допускает инотолкований, не содержит засоряющих и отвлекающих слов, ей не свойственны рассуждение, повествование10.

Необходимо знать правила делопроизводства, протокольный этикет и уровень образования корреспондента. Важно грамотно излагать мысли на бумаге, уметь быстро, корректно и грамотно оформить документ. Электронная почта заметно расширила применение письменной речи, дав возможность немедленной обратной связи и даже передачи невербальных средств общения с помощью изображений. Психологи давно установили, что «язык тела» выражает то, что мы не хотим или не можем сказать. Он гораздо более правдив и искренен, чем все те слова, которые мы говорим друг другу. При этом человек подсознательно доверяет больше не словам, а непроизвольным и неосознаваемым невербальным знакам.

В процессе взаимодействия лишь 20-40% коммуникаций осуществляется путем передачи речевых символов, а основная нагрузка взаимопонимания приходится на весьма разнообразный невербальный язык поз и жестов. Именно он позволяет лучше понимать собеседника, устанавливать более доверительный контакт, предвидеть последствия и эффективность общения. Поэтому для делового человека очень важно знать основы распознавания невербальных знаков и уметь пользоваться ими.

Оптико-кинетические средства

Средства кинетики несут информационную нагрузку, к ним часто прибегают люди, говорящие на разных языках.

В процессе делового общения собеседники, прежде всего, имеют в поле зрения лицо партнера. Мимика - это подвижность или закрепощенность мышц лица, отражающие эмоциональное состояние человека.

Радость, гнев, страх, удивление, страдание, недоверие обычно сопровождается определенными движениями мышц лица, за единицу которых принят мимический признак. Совокупность нескольких мимических признаков, отражающих внутреннее состояние человека в данный момент, образует структуру экспрессии. Это состояние характеризуется определенным положением губ, бровей, лба, глаз и подбородка.

Вот некоторые примеры мимических признаков":

Наслаждение возникает при смаковании вкусовых впечатлений и наиболее выражено у лиц, у которых развиты кинестетические способности восприятия.

Испытующая гримаса (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании собеседника или его высказываний.

Протест (уголки рта слегка приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами. 11

Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Психология эффективного вхождения в контакт с собеседником // Управление персоналом. - 2002. - №8. - С. 51.

Удивление (рот открыт максимально) при ошеломлении, высшей степени удивления - глаза широко открыты, брови подняты вверх, на лбу образуются горизонтальные складки.

Озабоченность (губы вытянуты в трубочку) часто сопровождается оценивающим взглядом, направленным в пустоту.

Открытый рот (отвисшая челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в заданной ситуации принять решение, проявить волевое усилие.

Подчеркнуто закрытый (напряженный) рот свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможного компромисса.

Сжатый рот (зачастую побелевшие втянутые губы, узкая полоска рта) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду.

«Вытянутое» лицо возникает при расслаблении уголков губ и свидетельствует о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма; опущенные уголки губ при напряженном рте характеризуют активно негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, издевку.

Пантомимика

^ Пантомимика представляет собой совокупность мимики, жестов и поз в пространстве. Именно в единстве и адекватности этих элементов проявляется искренность и достоверность общения. Люди ежедневно пользуются жестами, не задумываясь над их смыслом и не всегда отдавая себе отчет в том, что жесты передают гораздо больше информации другим, чем слова.

Обычно они носят отпечаток менталитета, воспитания в определенной среде, могут изменяться с возрастом и жизненным опытом. Чаще всего жесты имеют национальную специфику, поэтому так важно уметь читать их при общении с зарубежным партнером.

О многом можно узнать по наиболее употребительным пантомимическим действиям, таким как рукопожатие или походка.

Жесты и позы

Жесты - движения рук, сопровождающие мимические проявления состояния. Подделать, имитировать жесты очень сложно.

Позы партнера выражают черты его характера, социальный статус, установки, темперамент, степень уверенности в себе, психологическое состояние. Иногда жестам и позам приписываются чисто условные символические значения, способные передать наиболее точную информацию.

Различают открытые и закрытые позы и жесты. Подсознание спонтанно, и бессознательные жесты и телодвижения выдают неискренность или подспудную позицию. Некоторые профессионалы умеют имитировать нужные жесты, долго отрабатывая их или отказываясь навсегда от невыгодных жестов и поз.

Подтянутость - неотъемлемая черта делового человека. Лучший вариант - размеренные движения, прямая осанка11.

Недопустимы резкие, быстрые жесты. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Сидя на стуле, нельзя раскачиваться, садиться на край, облокачиваться на стол. Присаживаться и подниматься следует, не производя шума. Стул не двигают по полу, а переставляют, взяв за спинку. Подпирать голову рукой при разговоре - значит показывать скуку или усталость. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест вос- примется собеседником как недовольство и желание прекратить разговор. Поднятые плечи или втянутая голова означают напряженность или замкнутость. Для расположения собеседника можно склонить голову набок - это создаст впечатление, что человек внимательно слушает. Не стоит делать то, что может быть понято как затягивание времени в разговоре: закуривать сигарету, протирать стекла очков, это выглядит как попытка уйти от ответа.

Паралингвистические и экстралингвистические средства общения

Положение тела, жесты, выражение лица и темп речи - эти невербальные сигналы постоянно «считываются» и интерпретируются собеседником.

Более всего люди доверяют паралингвистическим (интонации, тембр голоса, его диапазон) и экстралингвистическим (темп речи, паузы, смешки, междометия, покашливания) компонентам.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств. Тон и темп речи отражает эмоциональное состояние человека. Обычно скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден, встревожен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная речь часто свидетельствует о высокомерии, угнетенном состоянии или усталости. Громкость голоса также может служить индикатором силы чувств. Приглушенный, низкой тональности голос лучше способствует появлению у собеседника чувства доверительности. Тон голоса должен быть доброжелательным и адекватным передаваемой информации. Интонация может быть уверенной, ноющей, соглашающейся, извиняющейся, ликующей, пренебрежительной. На интонации люди реагируют особенно тонко. Иногда лучший способ снять напряжённость в общении - веселая интонация или смех. Юмор и хорошая шутка в умеренных дозах создают добрую атмосферу переговоров. Однако слишком много смеха может быть воспринято участниками общения негативно - у смеха разнообразные оттенки.

По-особому воспринимаются во время делового общения паузы: минутная пауза может спровоцировать тревогу, панику или агрессию. Этим часто пользуются с целью манипуляций. В то же время пауза иногда стимулирует диалог, дает время для обдумывания, подчеркивает значительность ситуации, акцентирует отдельные моменты беседы. Паузы и краткое молчание, междометия, смех могут помогать в случаях применения приема нерефлексивного слушания. Пространство и время как скрытые средства Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Это направление называется проксемикой и означает организацию пространства и времени коммуникативного процесса. Проксемика объединяет такие характеристики, как расстояния между партнерами при разных видах общения, их векторные направления, некоторые виды тактильных коммуникаций (прикосновения, похлопывание по плечу и т.п.), а также преимущества некоторых пространственных и временных моделей организации взаимодействия.

Каждый человек, подобно животному, ощущает необходимость личной территории. Ее величина изменяется в зависимости от половозрастных, урбанистических, характерологических, этнических показателей. Так, пожилая афроамериканка, жена фермера, потребует гораздо большей личной территории, чем белый студент- парижанин. Величина «буферной зоны» россиянина составляет в среднем 60 см.

Выделяют и 4 дистанции общения, в зависимости от конкретной ситуации:

^ интимная дистанция общения - от 0 до 50 см;

^ персональная дистанция, на которой происходит большинство межличностных встреч, бесед и переговоров, - от 50 до 120 см;

^ социальная дистанция, на которой проводятся деловые переговоры, - от 120 до 360 см.

^ публичная дистанция, общение с большой аудиторией - свыше 360 см.

Проксемическое поведение включает также взаимную ориентацию людей в пространстве. В данном контексте рассматривается размещение участников бесед и переговоров, обычно в кабинетах, сидя за столом. При этом А. Пиз выделяет 3 возможных позиции по отношению к председательствующему или хозяину офиса:

^ позиция сотрудничества - бок о бок;

^ угловая позиция, когда барьером между собеседниками является угол стола;

^ соревновательно-оборонительная позиция - друг против друга.

В ходе специальных экспериментов12 было установлено, что передача информации происходит за счет:

^ вербальных средств (только слов) всего на 7%;

^ пантомимики на 55%. 2.3.

Технические средства общения

К техническим средствам относятся:

телефон - стационарный и мобильный;

компьютер;

Интернет;

почтовая связь;

фото-, аудио- и видеотехника;

прочая оргтехника - ксерокс, сканер и др.

Многие деловые вопросы решаются с помощью электронной почты. По Интернету проводятся совещания, конференции в режиме on-line, когда ее участники находятся в разных городах и даже странах.

Правила корреспонденции

Общее правило - проверка орфографии. Не стоит начинать письмо с местоимения «я». Постскриптум выносят вниз, после подписи, ниже его ставят повторную подпись либо инициалы.

Деловая корреспонденция включает следующие виды: торговые соглашения, сделки; требования и запросы; ответные письма с благодарностью; поздравления; извинения; соболезнования. Письма с извинениями и соболезнования пишут от руки. Отвечать на письмо с извинениями обязательно13. Если письмо написано на нескольких страницах, их надо пронумеровать арабскими цифрами (кроме первой). Складывают письмо текстом внутрь. Технология отправки факса начинается с подготовки документов на отсылку, когда необходимо14:

^ проверить наличие всех необходимых реквизитов на документах;

^ указать номера своего факса для ответа;

^ проставить номер факса партнера (адресата), название города и его код, название фирмы, фамилию и имя адресата.

На официальных бумагах обязательны печать и подпись ответственного лица.

Грамотно и эффективно организованная работа с документами способствует повышению скорости и качества принятия управленческих решений.