Эмоциональное развитие в 3 4 года. Возрастные особенности эмоционального развития ребенка

Эмоции являются сложными, в значительной части генетически сформированными моделями поведения, которые возникли в ходе эволюции для того, чтобы решить определенные проблемы адаптации и позволить индивиду быстро и адекватно действовать в любой ситуации.

Не только взрослые нуждаются в социальных навыках, чтобы разобраться в своих отношениях. Также у детей дошкольного возраста необходимо развивать эмоциональный интеллект, чтобы им было легче завести новых друзей, избежать конфликтов и научиться адаптироваться в социуме и быть счастливым.

Как , так и отрицательные эмоции имеют физический, психический и поведенческий компоненты. Такие эмоции, как страх и благополучие ребенку знакомы уже до рождения. В утробе малыш способен поворачиваться, когда тревожен, сосать большой палец в моменты спокойствия и умиротворения.

Малыш знает голос матери и отца, звуки детских песенок. Если мама тревожна, ее кто-то обижает, малыш уже во чреве мамы все это чувствует. Живот сжимается во время ссоры, высвобождаются гормоны стресса, сердце начинает ускоренно колотиться. Ребенок сжимается, слыша грубые звуки извне. Плод затвердевает, и этот опыт сохраняется в головном мозге ребенка. После рождения ребенок самого раннего возраста в тревожных ситуациях попадает в подобное состояние затвердевания, когда слышит грубые и громкие голоса. К такому состоянию приводят отрицательные эмоции.

Понять свои собственные чувства, разработать стратегии преодоления отрицательных эмоций, умение сочувствовать другим, адекватно : всем этим навыкам ребенок должен сначала научиться.

Эмоциональная компетентность это способность иметь возможность владеть своими и уважать чувства других людей. Кто имеет такие способности, как правило, имеют уверенность в себе, имеют бороться с отрицательными эмоциями. По этой причине, эмоциональное развитие тесно связано с социальным . Социальные навыки и эмоциональные навыки взаимозависимы и подкрепляют друг друга.

Чтобы оценить важность эмоционального развития, развития эмоциональной сферы необходимо сначала рассмотреть важность эмоций. Определение «Эмоция» означает «чувствовать». Эмоции развиваются из чувства. Таким образом, не только эмоции играют важную роль, но также чувства.

Основные шаги в развитии эмоциональной сферы ребенка происходят в первые шесть лет жизни. Дети дошкольного возраста учатся понимать свои чувства через мимику, жесты и выражения. Сначала эмоции проявляются через смех, плач или крик, а затем эмоции приобретают возрастные особенности. Чтобы правильно выражать свои чувства, чтобы понимать и признать эмоции и чувства других людей, необходимо уделять эмоциональному развитию ребенка особое внимание.

Эмоциональное развитие от рождения до младшего школьного возраста

Эмоциональное развитие первый год жизни

Вскоре после рождения ребенка появляются первичные эмоции, такие как радость и страх. Кроме того, ребенок в состоянии подражать в эмоциональных проявлениях взрослого, реагировать на улыбку.

Что касается способности регулирования эмоций, то ребенок этого возраста пытается подобрать состояние, чтобы найти утешение и удовлетворение своих маленьких потребностей (положительные и отрицательные эмоции регулируются извне).

Эмоциональные особенности детей на втором году жизни

На втором году жизни словарный запас ребенка начинает интенсивно формироваться, следовательно, расширяются возможности проявлять эмоции. Появляются возможности выразить чувство к другому человеку. Малыш делает первые попытки в отношении желательных и нежелательных методов регулирования эмоций.

Кроме того, ребенок начиная со второго года жизни, учится сопереживать другим людям.

Трехлетний возраст — эмоциональные особенности

С трехлетнего возраста ребенок эмоциональные переживания и выражение эмоций могут отличаться. Таким образом, он способен манипулировать их выражение, чтобы вызвать определенные реакции со стороны других. Его словарный запас расширяется и, следовательно, он может выразить и объяснить свои чувства лучше. Тем не менее, на данном этапе ребенку раннего возраста нужна помощь в формировании эмоций.

Эмоциональное развитие — четвертый и пятый годы жизни

В 4-5 лет ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений в плане собственных и чужих чувств, которые они испытывают. Эти чувства часто противоречивы и запутаны. Многие дети этого возраста могут бороться с отрицательными чувствами. Они отвлекают себя, избегают конфликты и т.д. Однако, они по-прежнему часто нуждаются в этом возрасте в помощи взрослого в виде утешения и конструктивных предложений по урегулированию конфликтов, особенно, когда ребенок дошкольного возраста получает отрицательные эмоции.

Шестой и седьмой годы жизни — развитие эмоциональной сферы

Дошкольники в 6-7 летнего возраста имеют сложную эмоциональную экспрессию и знают, как и когда они могут выразить эмоции. Старшие дошкольники умеют поддерживать товарища, сочувствовать другим, пойти на компромисс, преодолеть негативные чувства и справиться с ними конструктивно и адаптировать выражения своих чувств, способны контролировать себя.

Таким образом, дошкольники приобретают самые важные навыки, которые способствуют развитию эмоциональной компетентности.

Как родители могут поддерживать эмоциональное развитие своего ребенка

Чтобы у детей дошкольного возраста сформировалась эмоциональная компетенция, развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществлялось успешно, необходима поддержка родителей. Ниже вы найдете несколько советов о том, как содействовать конструктивному развитию чувств в семье:

  • Будьте вашему ребенку примером, учите проявлять чувства, позитивные эмоции.
  • Разговаривайте с ребенком о чувствах.
  • Не надо давить на ребенка, когда он подвержен отрицательным эмоциям. Поддержите ребенка в такие моменты, помогите ему в процессе регулирования эмоций.
  • Убедитесь, что ваш ребенок с самого начала имеет хорошие взаимоотношения со сверстниками, так они научится сочувствовать другим и улучшит свое социальное восприятие.

Хочется отметить также, что мальчики требуют в этом отношении больше психологической помощи, чтобы выразить соответствующие эмоции, в то время как девочкам нужно больше физической ласки и отвлечения.

Почему психоэмоциональное развитие ребенка сейчас является важной и актуальной проблемой для родителей? Причина в том, что появляется все большее количество детей, которые не умеют адекватно реагировать на чувства и состояния окружающих. Иными словами, дети страдают из-за неправильного эмоционального развития. Место сверстников заняли мобильный телефон и телевизор, а дворовую игру заменили компьютерные игры. Из-за этого внимание ребенка ухудшается, он плохо адаптируется в обществе, поскольку не может нормально с ним взаимодействовать. Часто родители сталкиваются с проблемой тревожности у малыша.

Необходимо помнить: любые негативные переживания, в том числе и у детей – это сигнал о какой-либо неудовлетворенной потребности . И если базовые нужды ребенка чаще всего удовлетворены, то его психологические потребности нередко остаются без внимания. В этой статье мы рассмотрим особенности развития эмоциональной сферы у младенцев и в раннем детстве, проявления тревожности у ребенка, явление задержки психического развития, а также способы коррекции нежелательных состояний у малыша.

Эмоциональное развитие младенцев

В возрасте до двух месяцев ребенок уже способен выражать эмоции. Они возникают в зависимости от ощущений малыша. Он также находит способы самоуспокоения, например, сосет большой палец. Психоэмоциональное развитие ребенка – это способность к выражению своих переживаний, а также к их контролю.

В младенческом возрасте ребенок:

  • Может показывать грусть или радость – при дискомфортных ощущениях ребенок плачет, когда испытывает позитивные ощущения – гулит, агукает;
  • Любит тактильный контакт, ласку;
  • Может выражать свои переживания внезапной переменой настроения;
  • Постепенно учится использовать мимику для того, чтобы окружающие знали о его настроении.

Для того, чтобы психоэмоциональное развитие ребенка в этом возрасте проходило без нарушений, мать должна вовремя реагировать на его сигналы, распознавать их. Например, если малыш плачет, и мать берет его на руки, то он чувствует, что его понимают. Когда мать перекладывает ребенка, если он показывает, что устал – тогда он знает, что его ощущения важны и ценны.

Установлено, что уже в возрасте 3-х месяцев поведение ребенка со взрослыми направлено на восприятие их настроения. Малыши ожидают от родителей проявления эмоций. Был проведен эксперимент, в течение которого родитель, внезапно прерывая эмоциональное общение с ребенком, должен был сделать «каменное» лицо. Младенец сначала удивлялся и пытался вернуть расположение родителя гулением, движениями. Если родитель продолжал быть безучастным, малыш показывал признаки страдания и тревоги: он отворачивался и начинал сосать палец.

Эмоциональное развитие в раннем детстве

В раннем дошкольном периоде ребенок все больше изучает разнообразные чувства и эмоции, учится их распознанию и выражению. Малыш открывает для себя новые эмоции – эмпатию и восхищение. В дальнейшем эти чувства помогают облегчить поведение ребенка со сверстниками, умение устанавливать контакт. Но родители могут столкнуться и с такими трудностями, как повышенная тревожность ребенка, страхи.

В возрасте от 1,5 до 5 лет малышу еще тяжело сдерживать свои реакции. Он может бить ногами, капризничать. Иногда такое поведение ребенка в обществе может смущать родителей, и, конечно, его не стоит поощрять. Однако нужно помнить: так малыш избавляется от накопившегося стресса и напряжения.

Мало-помалу ребенок учится контролировать свои переживания, у него формируются волевые навыки. Он понимает, что истерика и демонстрация эмоций не всегда помогают удовлетворить желания. Одной из опасностей в этом возрасте может быть чрезмерное увлечение родителей техниками раннего развития. Делая упор на развитие интеллекта, родители оставляют без внимания эмоциональную сферу ребенка. В последующем это может вылиться в отставание ребенка от школьной программы. Ведь психоэмоциональное развитие ребенка необходимо не только для выражения малышом своих переживаний. Эта сфера имеет непосредственное влияние на развитие у ребенка воли, мотивации, решительности.

В этом возрасте для ребенка важно эмоциональное общение с матерью и отцом, разговоры, объятия. Малышу также необходимы новые впечатление – цирк, театр, путешествия. Родители также могут найти полезными детские книжки. Прочитав ребенку сказку, хорошо также обсудить ее с малышом. Сочетание ласки, любви, внимания, творчества и игровой активности помогает дальнейшему полноценному развитию ребенка.

Эмоциональное развитие дошкольника

Дошкольный период непродолжителен по времени. Поэтому в это время важно заложить правильную основу личности. В том числе необходимо работать и над развитием психоэмоциональной сферы дошкольника. Рассмотрим ее главные черты.

В возрасте от 1 до 3 лет эти свойства следующие:

  • Эмпатия практически отсутствует;
  • Ребенок не умеет принимать решения;
  • Он эгоцентричен;
  • Его эмоциональные реакции имеют прямую связь с желаниями;
  • Самооценка завышена;
  • Для ребенка важно то, каким образом его действия оцениваются взрослыми.

От 4 до 6 лет:

  • Восприятие становится более спокойным;
  • Ребенок способен к адекватной оценке своих действий;
  • У него возникают новые мотивы для действий;
  • Он учится управлять своими эмоциональными реакциями.

В дошкольном возрасте ребенок обладает широким диапазоном эмоциональных переживаний. Они бывают связаны, прежде всего, с атмосферой дома. На психоэмоциональное развитие ребенка большое влияние оказывает расширение сферы интересов, приобретение новых умений и навыков. Дошкольник уже может ощущать не только страх или радость, но и другие оттенки переживаний: бодрость, удивление, грусть, нежность, ревность, гнев.

Важной составляющей для полноценного психического развития дошкольника является способность к эмпатии – умение правильно воспринимать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им. Если у дошкольника сформирована эмпатия, то в дальнейшем ему легче адаптироваться в школьном окружении, поведение ребенка со сверстниками будет бесконфликтным. Поэтому родителям необходимо уделять внимание не только интеллектуальному и познавательному развитию ребенка, но и его эмоциональной сфере.

Как можно развить эмпатию у дошкольника?

  • В семье должна быть теплая, наполненная пониманием, атмосфера;
  • Ребенка необходимо знакомить с правилами поведения в социуме;
  • Малышу необходимо пояснять, какие следствия приносит определенный вид поведения человека;
  • Его необходимо учить совершать хорошие поступки;
  • Ребенку нужно сопереживать, демонстрировать понимание его чувств;
  • Родитель должен показывать ребенку пример своим поведением.

Тревожность у ребенка

Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?

Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.

Признаки повышенной тревожности у ребенка:

  • Настороженность;
  • Подавленное настроение в течение длительного времени;
  • Трудности с общением;
  • Конфликтность, мрачное восприятие мира;
  • Низкий уровень самооценки.

Причины возникновения тревожности:

  • Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
  • Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
  • Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
  • Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
  • Высокие требования родителей, авторитарность;
  • Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.

Детское беспокойство: выявить и обезвредить

Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:

  • В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
  • Скованность движений, повышенная напряженность;
  • Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
  • Потливость;
  • Вздрагивание при неожиданных звуках;
  • Дрожание рук;
  • Нарушения сна и/или аппетита;
  • Жалобы на кошмары;
  • Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
  • Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
  • Жалобы на головную боль или боль в животе.

Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.

Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.

Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».

Психоэмоциональное развитие ребенка: ЗПР

Задержка психического развития у детей (сокращенно ЗПР) является пограничной формой недостаточности интеллекта у ребенка. ЗПР не является клинической формой нарушения, а представляет собой замедление темпа развития. Проявляется в личностной незрелости, временном отставании отдельных частей психики (эмоций, волевых проявлений, моторно-сенсорных функций, памяти или внимания).

Выделяют следующие причины возникновения ЗПР:

  • Нарушения развития ЦНС вследствие травм или инфекций во время беременности;
  • Наследственные болезни (напр., синдром Дауна);
  • Тяжелые инфекции (менингит, заражение крови);
  • Ограничение социальной активности ребенка;
  • Педагогическая запущенность, неблагоприятный климат в семье;
  • Постоянные психологические травмы.

Признаки задержки психоэмоционального развития:

  • Нарушения восприятия: ребенок не может создать целостный образ, плохо воспринимает информацию на слух;
  • Нестойкость, поверхностность внимания, любые внешние стимулы могут отвлечь ребенка от занятий;
  • У детей с ЗПР отмечается преобладание наглядно-образного типа памяти, мыслительная активность на низком уровне, ребенку сложно воспроизводить информацию;
  • Наблюдаются также нарушения образного мышления, операции абстрактного и логического мышления ребенок в состоянии производить только с преподавателем или родителем;
  • Страдает речь: наблюдаются нарушения воспроизведения звуков, может быть ограничен словарный запас, другие отклонения.

Задержка психоэмоционального развития также влияет на сферу межличностного общения ребенка. Дети с нормальными темпами развития редко предпочитают общаться с детьми, страдающими ЗПР. Часто на уроках дети с задержкой психического развития занимаются в одиночестве. Некоторые дети выбирают общение с детьми младшего возраста. ЗПР – одна из самых распространенных форм нарушений психического развития. Согласно статистике, порядка 8-10 % от общего количества младших школьников не справляются со школьной программой. Порядка половины из них страдают ЗПР.

Коррекция ЗПР

Есть большое количество способов, позволяющих скорректировать ЗПР. Одним из самых эффективных методов является педагогика Монтессори. Ее смысл заключается в том, что учителю или воспитателю отводится вспомогательная роль – он лишь наблюдает за малышом, позволяя ему полнее раскрыть свои познавательные возможности.

Свою эффективность в коррекции ЗПР также показали кубики Зайцева. Они позволяют ребенку в игровой форме научиться читать, освоить правила русского языка. С их помощью даже дети с гиперактивностью осваивают школьную программу быстрее одногодок.

Немалую роль в развитии познавательной активности ребенка также играют сенсорные ощущения. Поэтому детям с ЗПР показаны следующие виды терапии: песочная, игровая, сказкотерапия. Когда психокоррекционных мер оказывается недостаточно, одновременно с терапией деткам назначаются медикаментозные препараты.

Для профилактики ЗПР достаточно придерживаться следующих правил:

  • Во время беременности и родов необходимо создать благоприятную, дружественную атмосферу;
  • Следить за состоянием младенца с самого рождения;
  • Вовремя лечить соматические заболевания;
  • Развивать ребенка, не допускать педагогической запущенности.

Также большую роль играет физический контакт матери с ребенком – объятия, поцелуи. Общение с матерью помогает ребенку ощутить защищенность и уверенность.

Заключение

Неприятные переживания одинаковы для всех возрастов – это чувство страха, тревоги, гнева или агрессии. Они разрушают как психику ребенка и его здоровье, так и способность взаимодействовать с другими. Родители нередко делают слишком большой упор на развитие интеллекта ребенка, или же учат малыша скрывать негативные переживания обиды или страха. В результате, эти ощущения «закупориваются», и малыш начинает страдать. Для того, чтобы сделать психоэмоциональное развитие ребенка гармоничным, в первую очередь необходима родительская забота, любовь и внимание.

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Развитие мозга ребенка

Мозговое вещество закладывается в черепной коробке плода в первые недели внутриутробного развития ребенка . На десятой неделе внутриутробного развития мозг делится на три части. У ребенка, появившегося на свет, головной мозг уже почти ничем не отличается от мозга взрослого человека. Количество нейронов стабильно на протяжении всей жизни, место расположения тоже. Окончательное формирование мозга заканчивается к первому году жизни.
Функции мозга первые 15 дней после появления на свет в основном заключаются в собирании информации как извне, так и изнутри своего организма и приспосабливание к этой информации.

К трем годам объем мозга ребенка составляет 80% от мозга взрослого человека. Причем увеличение объема мозга осуществляется за счет особых глиальных клеток, необходимых для существования нейронов. Еще несколько десятков лет назад некоторые западные специалисты утверждали, что за первые три года мозг практически полностью формируется, и в дальнейшем изменить что-либо уже практически невозможно. Сегодня доподлинно известно, что нейронные связи могут формироваться до конца жизни.
Для развития головного мозга ребенка необходима насыщенная положительными впечатлениями среда. Это заставляет мозг работать активнее и стимулирует его развитие.
Развитие мозга в возрасте до трех лет похоже на рост дерева. После десяти лет какие-то ветви дерева отмирают, а вместо них растут новые.

Интересно то, что если ребенок выучил иностранный язык до 18 лет, но практически не применяет свои знания, связи нейронов, которые создались для обслуживания этих знаний, могут разрушиться и «пользоваться» этими знаниями мозг будет посредством совершенно других механизмов.

Развитие речи у детей

Основное развитие речи у детей происходит в промежуток между 8 месяцами и 4 годами. Именно в это время ребенок осваивает язык, на котором будет говорить в будущем. К концу этого периода ребенок говорит не менее тысячи слов. Нормой считается, если слова произносятся правильно, без обрезаний «неудобных» слогов. Малыш может своими словами рассказать коротенький рассказ, а также передать впечатления о прошедшем дне, высказать мнение о каких-либо событиях, произошедших с ним.

Некоторые этапы развития речи:

  • 8 - 14 месяцев – появляются двусложные слова: би-би, ка-ка, ля-ля ,
  • 18 – 26 месяцев – появляются предложения из двух простых слов: мама дай, папа ам-ам ,
  • 21 – 30 месяцев – прибавляются новые слова в лексиконе,
  • 28 – 42 месяца – слова составляются в предложения, используются падежи, роды и числа,
  • 30 – 41 месяц – ребенок придумывает свои слова, основываясь на уже известных ему,
  • 30 – 42 месяца – ребенок говорит вслух о том, чем он занят в этот момент даже если он играет один.
Временные рамки перечисленных этапов могут сдвигаться немного в ту или иную сторону. Девочки начинают говорить раньше и словарный запас у них поначалу больше, особенно это касается названий объектов. А вот фразы у них складывать получается позже. Вместе с тем составляют они фразы более тщательно, стараясь быть похожими на мам и пап.

Мальчики же сначала осваивают глаголы, начинают их сочетать с другими частями речи. Они чаще девочек придумывают и коверкают слова. Говорить начинают, как правило, позже.

Настораживающие моменты:

  • Малыш не хочет повторять за взрослыми слова и фразы,
  • Если попросить его повторить слово, он отворачивается, сжимает губы и делает вид, что это не к нему,
  • Старается не просить ни о чем взрослых,
  • В общении не делает разницы между своими и чужими людьми,
  • Лепечет на придуманном языке и не переживает, от того что его никто не понимает,
  • По сравнению со сверстниками ребенок разговаривает намного хуже.
Причины задержки развития речи:
  • Неправильное воспитание, недостаток общения,
  • Неврологические или сенсомоторные нарушения.
Что делать?
Идти на консультацию логопеда . О нарушении речи можно говорить, лишь если ребенку уже исполнилось 3 года, но словарный запас его ограничивается детским лепетом. До трех лет детей, как правило, к логопеду не направляют. Занятия следует начинать как можно раньше, тогда эффект будет заметен быстрее.

Влияние еды на развитие памяти у детей

Оказывается, рацион ребенка тоже влияет на то, как быстро и качественно он запоминает информацию.
Питаться ребенок должен небольшими порциями, но с малыми промежутками. Это позволит поддерживать постоянный уровень глюкозы в крови, что необходимо для стабильной работы головного мозга.

В меню ребенка обязательно должны присутствовать: сыр, орехи, семена, фасоль , горох , гречка, цельнозерновая выпечка, каши, фрукты, жирная рыба, овощи. В перечисленных продуктах в больших количествах содержатся биологически активные вещества, нужные для развития мозга и его нормального снабжения кислородом и питательными веществами.
Кроме этого, желательно, чтобы в меню ребенка были оливковое , подсолнечное, соевое, арахисовое масла. Необходимо время от времени давать ребенку витаминно-минеральные добавки, рыбий жир.

Между прочим, обилие простых углеводов (сладостей ) в меню ухудшает запоминательную функцию головного мозга. Плохо на функцию запоминания влияет и тревожный сон урывками, недостаток сна.
Для улучшения кровообращения в области мозга полезно заниматься физкультурой.

Психическое развитие ребенка

Развитие психики ребенка осуществляется по этапам:
  • 0 – 12 месяцев в основном развиваются моторные функции,
  • От 12 до 36 месяцев развиваются чувствительность, и усложняется моторная функция,
  • От 36 месяцев до 12 лет происходит становление эмоциональной функции,
  • После 12 лет заканчивается становление мыслительной функции.
На первом году жизни для нормального психического развития очень важно общение со взрослыми, постоянные впечатления. Чем больше будет общения с родителями, тем активнее развивается ребенок.
В возрасте от года до трех важно вовремя поощрять или наоборот пресекать действия малыша, который познает мир. Именно таким образом у ребенка появляется представление о том, каким образом вести себя среди людей.

В три года у малышей наступает период кризиса. Они становятся упрямыми, так как именно теперь малыш начинает осознавать себя личностью.

В возрасте трех – четырех лет малыш предпочитает общение со взрослыми играм с детьми. Ведь взрослый может внести в игру что-то новое и интересное, у самих же малышей еще пока не хватает умения развлечь себя. Они еще не достаточно хорошо концентрируются, да и память не так хороша. Следует снисходительно относиться к некоторым речевым помаркам, если добиваться от ребенка четкой и грамотной речи в этом возрасте, он может замкнуться и в будущем стесняться.

С четырех до пяти малыш уже начинает размышлять о том, что слышал от других, но сам не видел. Сейчас уже интереснее играть со сверстниками, причем пока в играх нет духа соревнования, дети взаимодействуют на равных. В этом возрасте детям необходимо читать и рассказывать как можно больше сказок. Это период окончательного становления психики. Согласно мнению психологов , именно в первые пять лет закладываются основы психики человека.

Эмоциональное развитие ребенка

Развитие эмоциональной сферы происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию, говорить. Поначалу общение ребенка с окружающим происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны положительные эмоции.

Во время бодрствования малыша первых месяцев жизни родители должны стараться, чтобы ребенок был радостным и спокойным, больше с ним играть или просто быть рядом.
Дети воспринимают мир очень эмоционально. Причем взрыв переживаний короток, но может быть настолько бурным, что ребенок даже не может себя контролировать. Это не совсем осознанная реакция. Подобные особенности психики объясняют то, что малыш может плакать и через несколько секунд вдруг начать смеяться.

Приблизительно с возраста четырех лет дети начинают испытывать отрицательные эмоции, например, недовольство или гнев. В этом возрасте «скачки» настроения никогда не бывают без веской (с точки зрения ребенка ) причины.
Родителям не следует пытаться подавлять такие негативные проявления эмоций. Нужно попробовать разобраться в их причине. Вместе с тем и взрослые, общающиеся с малышами, должны контролировать свои эмоции.

Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности, а также отношения к окружающим. Дети, у которых эмоциональная сфера в порядке, имеют высокую самооценку в будущем.

Наиболее эффективный способ развивать эмоции ребенка – это играть с ним в различные игры.
1. Журнал эмоций . Можно найти в журналах изображения людей в разных эмоциональных состояниях, вырезать их портреты и вклеить в отдельную тетрадку. Вместе с малышом иногда просматривать картинки и обсуждать настроение человека, а также вероятные причины этого настроения. Можно сымитировать это настроение и попросить ребенка повторить имитацию. Такие занятия можно проводить с малышами, достигшими годовалого возраста.

2. Игра в эмоции . Эта игра подойдет для детей с четырех лет. Следует предложить малышу:

  • Разозлиться, как медведь, которому упала шишка на лоб, как малыш, у которого забрали конфету,
  • Обидеться, как ребенок, с которым не захотели играть,
  • Нахмуриться, как злой человек, как туча перед дождем,
  • Испугаться, как три поросенка, когда за ними гнался волк, как собака, увидевшая машину, как малыш, потерявшийся в магазине,
  • Улыбнуться, как будто он увидел радугу в небе, как веселый человек, как будто он получил подарок,
  • Погрустить, как ослик Иа, как будто на улице идет дождь.

Таких примеров можно придумать множество и все они помогут малышу научиться выражать свои эмоции и понимать эмоции окружающих людей. Исследования психологов показывают, что уже к семи годам девяносто процентов детей умеют правильно оценить эмоции людей.

Во время просмотра мультфильмов или прослушивания сказок дети сочувствуют вымышленным героям также сильно как своему брату, поранившему о гвоздь ногу.
Одной из наиболее ярких эмоций, переживаемых малышами, является страх. Появляется он обычно у тех детей, родители которых сами очень тревожны и считают, что ребенок окружен опасностями. Именно подобное состояние мам и пап провоцирует развитие страха и тревожности у детей.

Социальное развитие ребенка

Социальное развитие – это приучение ребенка к культуре, традициям общества, в котором он проживает. Наиболее активно социальное развитие проходит в первый год жизни малыша. Находясь в окружении взрослых людей, ребенок сам того не осознавая, приучается жить по законам общества, выполнять некоторые правила, считаться с окружающими.
Основное значение в данном случае имеет семья. Малыш смотрит на то, каковы отношения членов семьи между собой и перенимает эту схему для своей будущей взрослой жизни.
Для нормального социального развития ребенку необходимо общение с людьми разного возраста.

Игра – важнейшая форма социального развития. Во время игры дети общаются, развивается их психика, эмоции, физические способности. Навыки социализации ребенок получает в ролевых играх при имитации поликлиники, магазина, школы. Именно во время игры малыш получает уроки правильного поведения при различных ситуациях, иногда конфликтных.

Как помочь ребенку социализироваться?

  • Обсуждать с ним различные жизненные ситуации и варианты выхода из них,
  • Водить его на концерты, в театр, обязательно обсуждать после представления,
  • Хвалить, если ребенок помог кому-то в чем-то и разъяснять важность помощи,
  • Наблюдать вместе за поступками людей и обсуждать их,
  • Всегда отвечать на все вопросы ребенка.

Развитие моторики у детей

Участки головного мозга, которые контролируют движения пальцев и речь находятся рядом. Поэтому, активизируя двигательные центры, мы одновременно активизируем и речевые.
Развивать моторику можно начинать уже с первых месяцев жизни. Для этого каждый пальчик крохотных ручонок следует массировать по нескольку раз в день. Когда малыш станет чуть старше, можно начинать делать пальчиковую гимнастику – простые движения пальчиками, которые делаются под стишок.
  • Волшебный мешочек. В тканевый мешочек сложить разные по фактуре и размеру мелкие предметы. Малыш нащупывает предмет и называет его. Делать нужно по очереди обеими руками.
  • Лепка из соленого теста или глины, пластилина. Можно слепить даже цифры, а потом пощупать их и отгадать.
  • Обводить уже нарисованные картинки, простые фигурки. Можно рисовать лабиринт. Очень удобно делать это упражнение с помощью трафаретов.
  • Рисование по крупам. На поднос высыпается не толстым слоем любая мелкая крупа. Пальцем ребенок рисует по крупе все, что ему хочется.

Диагностика развития ребенка

Для диагностики развития ребенка используются специальные тесты. Тесты разрабатываются для детей в возрасте до 3 лет, 3 – 6 лет, 6 – 10 лет. Для малышей до 6 лет все тесты представляют собой конкретные пособия в виде предметов для действий, картинок. После 6 лет можно давать тесты на логику. Левое полушарие мозга, отвечающее за логику, начинает активно развиваться только после пяти с половиной лет.

Некоторые показатели развития ребенка в возрасте до 3 лет

Тест 1.
Дать малышу десять кубиков одинакового размера, показать, как делать из них башенку, гусеницу, мостик.
  • В 1 год 3 месяца ребенок сделает башенку из двух кубиков,
  • В 2 года башенку из восьми кубиков, делает гусеницу,
  • В 3 года башня из девяти кубиков, собирает гусеницу и мостик.
Тест 2.
Дать ребенку пирамидку, разобрать и собрать ее. То же с матрешкой.
  • В 1 год 6 месяцев собирает кольца в произвольном порядке,
  • В 2 года легко управляется с двумя объектами разного размера,
  • В 3 года легко собирает пирамиду, а также четыре матрешки.
Тест 3.
Бытовой.
  • В 1 год 6 месяцев сам снимает носки, перелистывает жесткие странички по две, ест кашу сам,
  • В 2 года попадает ключом в замок, перелистывает книгу с тонкими страницами, нажимает на дверную ручку и кнопку звонка, может надеть носки, брючки,
  • В 3 года может повторить многие бытовые манипуляции за мамой и папой, сам застегивает пуговицы и завязывает шнурки.
Тест 4.
На внимательность.
Выложить перед ребенком тридцать картинок с разными предметами, показать ему картинку, повторяющую одну из тех, что выложены и попросить найти. Трехлетка из десятка картинок отыскивает половину.

Тест 5.
На развитие речи.
Положить перед малышом 6 – 7 обычных предметов и попросить их назвать.

  • В 1 год 6 месяцев ребенок упоминает один предмет,
  • В 2 года от 2 до 5 предметов,
  • В 2 года 6 месяцев может назвать все предметы.
Тест 6.
На крупную моторику.
  • В 1 год 6 месяцев легко преодолевает ступеньки без помощи, переступает палку, тянет за собой на веревочке машинку,
  • В 2 года поднимает с земли предмет, может футболить мячик,
  • В 2 года 6 месяцев переступает последовательно через ряд палочек, выложенных с промежутками 0,2 метра,
  • В 3 года прыгает на обеих ногах, справляется с велосипедом (3-х колесным ), может устоять пару секунд на одной ножке.
Тест 7.
На мелкую моторику.
Положить перед малышом лист бумаги и фломастер. Попросить его изобразить треугольник, крест, квадрат, круг, горизонтальную и вертикальную полосы. Показать, как это делается.
  • В 1 год 6 месяцев рисует короткую линию,
  • В 2 года может нарисовать горизонтальную и вертикальную линию (по примеру ),
  • В 2 года 6 месяцев рисует крест с несколькими линиями,
  • В 3 года рисует крест, круг, может изобразить подобие человечка (голова и ручки – ножки ).

Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств. Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

С самого рождения

Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств. Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам. Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.

Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.

С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.

Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.

Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.

Для чего нужно развивать эмоции ребенка?

Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.

Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.

В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть. В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость. Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.

Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей). Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.

Особенности детских эмоций

Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.

В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.

  • Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
  • Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
  • Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
  • Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.


Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.

  1. До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
  2. С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).

Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.

Что влияет на развитие детских эмоций?

Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.

Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:

  • интерес к окружающему миру;
  • интерес к игре;
  • сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
  • самоутверждение, самолюбие и др.

Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.

В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.

Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад). Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными. Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.

Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Полезные игры

Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.

  • Художник.

Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции. Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние. В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.

  • Кто куда?

Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.

  • Крошка Енот.

Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.

Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВОТРАЯ МЛАДШАЯ ГР.
Форма «ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Тема «ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Добрый вечер, уважаемые родители, (коллеги). Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Спасибо, что нашли время прийти на наш практический семинар, для обсуждения следующей проблемы «Развитие эмоциональной сферы детей 3-4 лет».

Но, сначала позвольте напомнить вам о теме «Кризис 3-х лет». Многие из вас в течение этого года стали жаловаться на поведение своих детей. И самое страшное для нас – взрослых, все эти эмоциональные вспышки стали происходить с вашим ребенком с началом посещения детского сада.

Вы часто с удивлением наблюдаете проявления их упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. Его поведение сопровождается словами "Я сам".

И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или, еще чаще, делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает не "хочу", когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т.п.

Игра с родителями «КЛУБОЧЕК» (клубок ниток)
Слайд № «СЕМИЦВЕТИЕ КРИЗИСА»

Вы уже знаете об особенностях этого возраста ваших детей, но хотелось бы подчеркнуть следующее....
1. Ребенок проявляет первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно удалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научится многое делать самому и как то решать свои проблемы. В 3-4 года ребенок сам может решить, будет кушать "добавку" каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин.

2. Отрадно видеть, когда родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности. Этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различению тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя "как взрослый":

3. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Поэтому, задача взрослых - научить ребенка предусматривать опасность, а не подстилать ему подушечку на место падения.

4. Ребенок должен знать, что игла - острая, огонь – жжет, что бьют это больно и т.п. Поэтому, ребенка нужно вводить и в мир опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей, воспитателей не сможет быть с ребенком постоянно, но если мы научим ребенка быть осторожным, или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что он не будет подвергаться лишний раз опасности.

5. А теперь, уважаемые родители. Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный... и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное.

Стих Л.А. Булдаковой, описав кризис трех лет:
Я негативен и упрям,
Строптив и своеволен,
Средою социальной я
Ужасно недоволен.
Вы не даете мне шагнуть,
Всегда помочь готовы.
О боже! Как же тяжелы
Сердечные оковы.
Система "Я" кипит во мне,
Хочу кричать повсюду:
Я - самость, братцы, я живу,
Хочу! Могу! И буду!

Итак, обобщим выше сказанное: главное для ребенка открытие - открытие себя. Ребенок считает себя независимым, он все может. Но... в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери, др. взрослых. И он за это сердится на нее и "мстит" слезами, возражениями, капризами. Поэтому вы часто видите в своем ребенке "Маленького тирана". Это есть ребенок с эмоциональными нарушениями.
А раннее и дошкольное детство - это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, управляют и регулируют все остальные его психические функции.
Вот мы и подошли к теме нашего дня.

Итак, в теме сегодняшнего дня:
Дети постепенно становятся более эмоциональ¬но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре (с кем играют, тот друг). Мнение сверстника приобретает особую значимость.

Но может быть и по- другому. Дети продолжают манипулировать взрослыми, в частности мамой. Это есть пример нарушения эмоционального развития. Формы и виды нарушений эмоционального развития в детском возрасте и они же занимают первое место тревожность, боязливость, страхи, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость, трудности общения, депрессия. Слайд №

Под тревожностью понимают склонность к беспокойству в каких-либо ситуациях. Тревожность может быть эпизодической и проявляться в конкретных случаях и обстоятельствах. Это является в полнее нормальным явлением. Однако может быть постоянной.
Признаки тревожного ребенка: Слайд №
o Низкая работоспособность
o При выполнении задания ребенок скован, или, наоборот, неусидчивый
o Сон беспокойный, мучают кошмары
o Руки обычно влажные и холодные
o Страдает плохим аппетитом
o Краснеет, смущается в незнакомой обстановке
o Не уверен в себе и др.

И вот здесь требуется помощь психолога.

У трёх-четырёхлетних детей очень сильно развито воображение, они способны представить и пережить то, что произошло с другими людьми. В этом возрасте могут появиться страх темноты, воды, животных и др. В борьбе с некоторыми страхами лучше не зацикливать свое внимание, объясните ребенку, что бояться нечего.
Например, в случае боязни воды или собак не стоит насильно подводить его к предмету боязни, стоит просто показать своим примером, что это не опасно, ребенок любопытен и через небольшой промежуток времени он сам преодолеет свой страх. Однако вы вполне можете помочь малышу преодолеть страх темноты. Включите ночник, оставьте дверь открытой или посидите с ребенком пока он не уснет. Свет помешает ребенку меньше чем выдуманные страхи.
Существует так же страх перед телесными недостатками. Например, почему девочки и мальчики устроены по-разному или может ли ребенок стать калекой. Не стоит пугаться таких вопросов. Нужно рассказать малышу, что все люди рождаются разными, что так и должно быть. Расскажите, при каких обстоятельствах можно стать калекой.
Обязательно поговорите с ребенком о его страхах, покажите, что вам не безразлично, и вы понимаете. Обнимите его и скажите, что вы всегда будете рядом и сможете защитить его. Постарайтесь обеспечить ребенку максимально интересный и познавательный досуг, ежедневное общение с другими детьми. Ведь чем больше ваш малыш будет занят, тем меньше времени у него на выдумывание новых страхов.
o Эмоционально чувствительные и впечатлительные дети наиболее подвержены страхам. Эта особенность является врожденной, определяется типом нервной системы и обуславливает восприятие мира в целом.
Признаки:
o Такие дети плохо переносят ситуации формального дистанционного общения, чувствуя себя комфортно
только при доброжелательном, ласковом и теплом психологическом климате в семье и в детском саду.
o Если отношения между родителями напряженные, семья на грани развода, то взрослые конфликты начинают проецироваться на ребенка,
o Детско - родительских отношения осложняются, и возникает страх материнского или отцовского гнева. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей.
o Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба Яга уносит непослушных детей для расправы. Помните, что сказочные персонажи – это возрастной страх, свойственный детям от 3-5 лет, с возрастом он проходит.

o Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи.
o Ночные страхи проявляются прежде всего в сновидениях, содержание которых в причудливых формах отражает все яркие впечатления прошедшего дня. Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью.

Основные направления работы:
1. Повышение самооценки ребенка, грамотно объясняя ему нормы зтикета;
2. Обучение ребенка управлять собой в конкретных наиболее волнующих его ситуациях;
3. Снятие мышечного напряжения.

МАССАЖ С РОДИТЕЛЯМИ_________________________________________________
ИГРА НА СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГОНАПРЯЖЕНИЯ___________________________

Еще одной причиной эмоциональной неустойчивости ребенка может быть его особенность, такая как, гиперактивность.
Признаки гиперактивности:
o Дефицит внимания;
o Импульсивность;
o Повышенная двигательная активность.
До 5 лет считается нормой. Но, если чрезмерно проявляются данные признаки у ребенка, то скорее надо говорить о его запущенности родителями, педагогами.

ИГРА НА ____

Агрессия – это реакция на определенную ситуацию. Причем ситуацию, так или иначе, для ребенка неблагополучную.
Гнев и злость – нормальные человеческие эмоции. Отрицая их, мы не сможем избавить от них ребенка. Довольно часто встречается ситуация, когда спокойный дома ребенок становится агрессивным в детском саду. Одно из объяснений как раз в том, что дома негативные эмоции под запретом.
Виды агрессии:
o Физическая;
o Косвенная;
o Раздражение;
o Негативизм.
Причины:
o СЕМЬЯ
-отношения родителей;
-стиль воспитания.
o СВЕРСТНИКИ (неудовлетворенность по отношению к ним)
o СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

МУЛЬТФИЛЬМ

ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙ ЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1. Е. Коротаева рассматривала развивающую среду как средство эмоционального развития дошкольников. Под средой развития в дошкольном учреждении автор понимает организацию пространства и использование оборудования в целях безопасности и психологического благополучия ребёнка. Она выделяет несколько компонентов, влияющих на эмоциональную атмосферу группы.
o Эмоционально - поддерживающий компонент среды предполагает создание оптимальной эмоциональной атмосферы в группе. Это цветовое решение помещения, которое должно быть спокойным для восприятия, а окружающая обстановка эстетически оформлена.
o Эмоционально-стабилизирующий компонент предполагает систематическое выполнение необходимых условий для организации режима дня, что способствует хорошему эмоциональному самочувствию детей.
o Эмоционально-активизирующий компонент обеспечивает эмоциональную активизацию переживаний ребёнка, что происходит в игровой деятельности. Необходимо включать игры, ориентированные на оптимизацию эмоционально - чувственной сферы в работу с дошкольниками. Эмоционально-тренирующий компонент включает в себя проведение психогимнастики с детьми.

ИГРА с цветком___________________
Мое настроение.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день что-нибудь случается!
То я злюсь, то улыбаюсь,
То грущу, то удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь!
То бывает, посижу, помечтаю, помолчу!

2. Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. сердцем, не отступающей ни перед какими преградами, то принцессой из "Бременских музыкантов".
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. Это рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Важную роль здесь играет воображение.
3. Одним из действенных средств развития эмоциональной сферы дошкольников является музыка - искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки. Необходим учесть, чтобы музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка (колыбельные, альбом П. Чайковского).
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ _________________
4. Ритмопластика – синтетический вид деятельности, основанный на движениях под музыку, основной целью которой является психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего тела .
Ритмопластика- это один из способов, одна из возможностей "проживания" образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, воображение, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление и внутреннюю собранность. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение в группе, впитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т.е. социализируют ребенка (логоритмика, речь с движением, пальчиковые гимнастики под музыку, игры на внимание).

5. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других (этому вопросу мы посвятим собрание в следующем году) Сегодня для родителей предлагаем консультации «ВСЕ ОБ ИГРЕ», картотеки игр...
У детей дошкольного возраста игра является основной формой деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.
В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»). Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом. Играя с детьми, можно почувствовать ее ВОЛШЕБНУЮ СИЛУ.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА
6. Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, и так и эмоционально-личностной сферы).
Основная цель психогимнастики - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психогимнастика, во-первых, ориентирована на детей младшего возраста, во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретении навыков в саморасслаблении. В ходе выполнения упражнений у детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
Игра с детьми и родителями: «ФОТОГРАФЫ»

7. Одним из действенных средств развития эмоционального мира детей можно считать детское художественное творчество, которое может решать задачи социально-культурного развития личности. Художественное творчество - это вид творчества, результатом которого является создание произведения искусства, т.е. специфическое отображение объективной реальности в форме художественных образов. Наглядность и образность, а часто и красочность рисунка, влияют на эмоциональную сферу ребенка, а возникающие из под карандаша или кисточки изображения доставляет ему эстетическое удовольствие.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
РАБОТА В КРУГУ
ИТОГ: Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!