Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию. План-конспект на тему: Индивидуальные беседы с учениками

Одной из педагогических ситуаций является нарушение дисциплины учащимися. Педагоги предъявляют требования к поведению учеников ,которые последние должны выполнять. Однако, часто этого не происходит. И мы имеем факт проявления негативного отношенияученика к учителю ,которое проявляется в форме конфликтного поведения.

Как же грамотно разрешить подобную ?

3.Определить стратегию действий педагога , с целью постепенно снизить количество подобных проступков этого ученика в дальнейшем.

Какие же могут быть мотивы конфликтного поведения ученика ?

Нарушающий дисциплину, понимает, что его поведение неправильное. Но чаще всего, он не в состоянии осознать мотивы (причины и цели) своего поведения в данной ситуации. Ситуациинарушения дисциплины учащимися могут быть аналогичными. Но мотивы действий учеников всегда индивидуальны.

Педагог должен понять мотивы плохих поступков и эффективно взаимодействовать с учащимися . Тогда будет постепенно уменьшаться количество проявлений проблемного поведения . Правильная стратегия заключается в создании условий, в которых ученики смогут самостоятельно принять решение изменить свое поведение. Такой выбор ученик может сделать, если в процессе взаимодействия педагог поймет скрытые мотивы его неправильного поведения. Задачей педагога является помочь ученику почувствовать себя полноправным членом большого школьного коллектива.

Чтобы выработать индивидуальную стратегию взаимодействия с каждым проблемным учеником , необходим анализ ситуации педагогом . Конечно, это требует затрат времени и сил. Но эти затраты принесут позитивный результат. Так как создается более комфортная ситуация успеха и согласованных действий участников учебного процесса.

Мотивы проблемного поведения учащихся.

I.Ученики часто ищут внимания к себе, которого им не хватает в повседневной жизни. Для этого они разыгрывают настоящие мини-спектакли, выступая в роли артистов. Они активно провоцируют учителя, одноклассников, или действуют пассивно, например, нарочито медленно выполняют требования педагога .Таким ученикам просто нужна аудитория. Они просто не знают, как можно позитивно общаться.

Задача учителя -в дальнейшем уделить такому ученику больше внимания.

А в момент конфликта :

1.Не реагировать на «выходки» ученика .

2.Установите с ним зрительный контакт. Ваш взгляд станет для ученика сигналом, что он ведет себя неправильно. И это нужно прекратить.

3. Можно встать возле него, Не говоря ничего,и не глядя на него.

4.Вставляя в контекст урока имя этого ученика, дать ему понять, ч то он ведет себя неправильно.

5.Без лишних слов, положить перед ним на парту записку,написав вежливую просьбу прекратить неправильное поведение.

6.Используйте прием «разрешающего поведения». Его суть в том, что запретные действия ученик разрешаются, но только в заранее оговоренных рамках: не хочешь сидеть, постой, хочешь говорить плохие слова, говори, но только в течение указанного отрезка времени и т.д. Но этот прием эффективен лишь с случаях, когда ученик своим поведением добивается внимания.

7.Не используя резкие окрики,спокойно объясните ученику , почему этого не нужно делать.

8.Используйте прием неожиданности:

Юмор (смех разрядит ситуацию)

Со словами: «Скажите мне, когда вы будете готовы продолжить»,остановите на время ход урока

9.Используйте прием отвлечения внимания:

Задавайте вопросы, отвлекающие внимание, спрашивая мнение учеников по какому-то поводу

Попросите о помощи (собрать тетради, принести журнал. мел и т. д.);

Измените вид деятельность учащихся , дав другое задание).

10.Поменяйте учеников местами. Например, сев на заднюю парту и лишившись зрителей, ученик может успокоиться.

II. Часто мотивом плохого поведения ученика является стремление завоевать роль лидера и утвердить свою власть над кем-то, чтобы манипулировать другими людьми . Такие ученики демонстративно и систематически бросают вызов педагогу. Например, делают назло, произносят бранные слова, демонстративно делают то, что нельзя или не делают то, что обязаны. Эти действия рассчитаны на публичность, при всем классе. Поэтому положение педагога становится сложным.

Некоторые ученики оказывают пассивное сопротивление. Они на словах соглашаются с учителем, но поступают наоборот и не подчиняются требованиям.

Задача педагога заключается в том, что нужно, не подавляя позитивных качеств личности такого ученика , стремящегося к лидерству, научить его строить правильные взаимоотношения с людьми.

Если ученик проявляет мстительное и властное поведение, можно использовать следующие приемы поддержки учеников :

1. Принять ученика . должен принимать его, несмотря на все его недостатки, глупые и неправильные проступки. Это даст возможность ученику сохранить самоуважение и изменить поведение в лучшую сторону.

2.Проявлять искреннее внимание (приветствие, знаки внимания, умение выслушать, комплимент, общие интересы, хобби).

3.Проявлять уважение. Признание нужно каждому человеку. Если педагог покажет ученикам , что он их уважает, что их дела очень значимы для школы или класса,он и будут учиться строить правильные взаимоотношения с людьми. Но похвала должна быть правильной и касаться продукта труда и поведения, а не самого ученика . Тогда ученик не зазнается.

4.Высказывать одобрение. Если педагог говорит ученикам , как ему нравятся их положительные черты характера, попытки что-то делать, их увлечения и достижения, ученики хорошо относятся к себе и к учителю .

5.Дарить теплые чувства. Если учитель умеет создать теплую эмоциональную атмосферу, ученики отвечают ему взаимностью. И вопрос о дисциплине в классе не будет стоять.

III. Другие ученики неосознанно или сознательно руководствуются стремлением к мести. Одни активно нарушают требования педагога , хамят, обижают других ученико в и т.д. Своими поступками они провоцируют учителя . Другие пассивны, открыто не нарушают требованияучителя . Но они недружелюбны, не идут на контакт, демонстративно не общаются с учителем и не подчиняются ему, будто стремясь нанести обиду педагогу .

Задача учителя в дальнейшем - направить отрицательную энергию такого ученика в позитивное, созидательное русло, стать его партнером,установив с ним контакт.

А в момент конфликта:

а. Нужно найти дипломатический ход, который даст возможность всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать развития конфликта.

Б. Лучше признать позицию ученика . Ведь чем сильнее учитель будет давить на него, тем сильнее нарушитель будет сопротивляться. Если сказать ученик у: «Я поняла, что ты не будешь выполнять это задание», ему нечего возразить, ведь в этих словах нет команды, ни наставления. Урок продолжится, а ученик присоединится ко всему классу.

3.Нужно убрать зрителей. Ведь конфронтация усилится при зрителях. Отложите обсуждение конфликта на другое время, например, до перемены. Ученик останется без зрителей и потеряет интерес к конфронтации.

4.Попробуйте перенести обсуждение конфликтного вопроса на другое время, сказав: «Я не хотела бы обсуждать этот вопрос сейчас», «Может быть, ты прав. Давай поговорим об этом потом».

5.Можно назначить время для обсуждения конфликтного вопроса, сказав; «Я согласна с тобой обсудить этот вопрос. Тебе подойдет время после 5-го урока?» И продолжайте урок в спокойном тоне.

6.Попробуйте озадачить ученика , сказав:» Может быть, ты прав… Но сейчас мы лучше продолжим урок», «Я подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме урока…»

7.Используйте прием временной изоляции ученика. Но помните, что нельзя удалять детей в коридор или в *никуда*.

Можно удалить (но это на крайний случай):

В пределах классного кабинета на отдельную парту или стул)

В другой класс или помещение (по договоренности с другим педагогом, психологом, социальным педагогом и т.д.) При этом,ставьте его перед выбором:»Ты можешь выбрать,что тебе больше нравится -сидеть в классе и работать с нами или пойти в кабинет к завучу.

8.Можно установить для каждого конкретного нарушения поведения, сказав: «Если ты сделаешь это…, то… (конкретное последствие)».

При этом важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены именно в школе, а не дома. Санкции должны быть адекватны проступку и логически связаны с нарушением (если сломал, то почини, если намусорил, то убери, если испачкал,то вымой, если оскорбил,то извинись). Адекватность санкций не унижает гордости ученика , но служит уроком.

Применять лучше именно санкции , а не наказания .

Санкции и наказания внешне похожи. Однако, часто бывает несправедливо, если оно неадекватно проступку. Поэтому наказания не конструктивны. Они порождают ненависть и делают сотрудничество и партнерство невозможными.

Какие можно применить санкции :

Лишить ученика какого-то свободного времени (на перемене, после урока)

Лишить права пользоваться спортивным снарядом, техникой т.п.

Лишить права доступа в определенные помещения школы

Обязать возместить убытки

Обязать встретиться с администрацией школы

Беседа с родителями.

IV. Другие учащиеся настолько не уверены в себе, что стараются не делать вообще ничего, чтобы не иметь негативный результат. Такие ученики «заболевают» в день контрольных и зачетов, уходят с урока, где они могут получить плохие отметки, под надуманным предлогом.

Задача учителя - помочь такому ученику поверить в себя, уважать себя. Но педагог должен создать для этого условия (ситуацию успеха).

Меры педагогического воздействия при проявлениях проблемного поведения учащихся, которые избегают деятельности по причине неуверенности:

Изменить методы объяснения учебного материала. Материал для этих учеников нужно сделать необходимо делать более привлекательным, понятным. Нужно объяснять его неоднократно. Для них нужно готовить специальные задания и специальные формы работы (например, работу в парах)

Создавать ситуацию успеха. При этом, постоянно подбадривать:» Ты сможешь, у тебя получится!»

Формирование отношения к ошибкам как к нормальному явлению;

Формировать веру в успех. Педагог должен проявлять внимание к любым улучшениям и раскрывать сильные стороны ученика

Оказывать индивидуальную помощь ученику

Чтобы решить все вышеназванные задачи, учитель должен и сам проанализировать свои плюсы и минусы в данных педагогических ситуациях .

Главное, что нужно решить учителю : что же мешает ему наладить партнерские отношения с данным учеником ?

План действий учителя.

Нужно решить пять задач:

1.Понять мотивы неправильного поведения

2.Выбрать методы для прекращения конфликта

3.Создать тактику поддержки ученика

4.Совместное решение проблемы с родителями и педагогами .

При этом педагог решает последовательно 5 задач, делает 5 шагов.

Для решения этих 5 задач, педагогу нужно:

1.Быть объективным, не добавляя эмоциональной составляющей, в оценке проступка ученика .

2.При возникновении подобной педагогической ситуации , в процессе обсуждения ее с учеником, коллегами, родителями нужно делать акцент не на личность ученика , а на данный неправильный поступок. При этом, не нужно обобщать, преувеличивать, вспоминать прошлое и прогнозировать будущее. Говорить нужно твердо, но в доброжелательном тоне.

2.Стремиться понять мотивы проблемного поведения ученика

3. Внутренне твердо верить, что этот ученик может измениться к лучшему. И эту веру внушить ученику, чтобы повысить его самоуважение.

4.Держать под контролем негативные эмоции. Так ка гнев — плохой советчик. Это — именно то, чего хочет добиться ученик , действующий назло педагогу .

5.Напряженность ситуации нужно стремиться разрядить, а не нагнетать повышением голоса, критикой,сарказмом, втягиванием других людей в данный конфликт и другими неправильными с точки зрения психологии приемами,которые лишь усилят конфликт.Они не способствуют формированию уважительных отношений педагога и ученика .

6.Не нужно начинать «разборки» во время конфликта или сразу после него. Лучше,например, оставить ученика после уроков, когда эмоции улягутся, и учитель сможет быть объективным.

7. Не доводите конфликт до высшей точки кипения. Если это в данной ситуации возможно, не настаивайте на немедленном и точном выполнении ваших требований. Позвольте ученику «сохранить лицо» и выполнить ваши требования, хоть и с оговорками, не сразу и т.п.

8.Демонстрируйте ученикам доброжелательность, готовность к сотрудничеству. Не нужно уподобляться мстительному, агрессивному ученику . Потому что в противном случае, ученик будет считать, что это дает ему право вести себя подобным образом.

Подключение родителей и коллег-педагогов к борьбе за дисциплину.

Общие цели и совместная партнерская стратегия педагогов и родителей позволит получить хорошие результаты в учебе.

Нужно наладить отношения с родителями проблемных учеников .

Это можно сделать, используя правила:

1.Нужно рассказывать родителям о плохом поведении их ребенка только конкретно и объективно.

2.Не нужно обрушиваться на родителей и рассказывать сразу обо всех проступках ученика. Лучше назвать 2-3. Иначе родители ли опустят руки, или будут бить своего ребенка от бессилия и злобы.

3.Не нужно пытаться запугивать родителей. Нужно просто проанализировать даннуюпедагогическую ситуацию (получил двойку, поссорился с одноклассником, не выполнил домашнее задание, нарушил дисциплину.) Не нужно говорить родителям о том, что может произойти за эти нарушения.

4.Но позитивные предсказания конструктивны. Нужно акцентировать на положительных качествахученика , отметить его малейшие успехи в чем-то, выразить уверенность в будущем успехе,еслиродителями будет оказана помощь своему ребенку.

Нужно помнить, что родители — обычные люди. Педагог не должен обижаться на них,если они что-то не понимают или не умеют. Часто педагоги требуют от родителей то, что является — проблемой учителей , а не родителей (к примеру, негативное отношения ребенка к какому-то предмету, грубое общение с конкретными учителями или учениками ).

В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Такие ситуации явно негативно сказываются на работе и отдельных учителей, и коллектива в целом: это способствует понижению самооценки учителя, снижению работоспособности, усилению конфликтов внутри коллектива, а также конфликту «учитель — директор», когда учитель не видит поддержки в лице директора. И директору несладко: с одной стороны родитель с угрозами, с другой — педагог, член коллектива, которого он должен защитить, но который, в принципе, прошел курс психологии и конфликтологии и знает несколько приемов работы на предотвращение конфликта.

О том, уже шла речь на нашем сайте, а как же быть с «неадекватами», с явно необоснованными требованиями, хамоватыми, грубыми людьми?

Как правило, «неадекваты» — «профессиональные» скандалисты : они могут из любой ситуации раздуть скандал, выведя из равновесия любого человека. Таким людям нравятся «бурные эмоции», они намеренно провоцируют собеседника. В такой ситуации главное: не поддаваться, определить для себя, что человек добивается только скандала и «переключить» внимание с него на что-либо иное. При общении с таким человеком действует только одно правило : отвечайте спокойно, вежливо, с достоинством и не повышая голос, лучше говорите общие фразы и ни в коем случае не оправдывайтесь ни в чем. Как только «неадекват» поймет, что вы не станете его жертвой, он успокоится и начнет вести себя по-другому. Возможно, вы сможете обсудить насущные дела, а лучше перенести нормальный диалог на другое время. В школе с такими родителями говорить не тет-а-тет, а когда рядом коллега или администратор.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

  • Не перебивайте. Молча, с улыбкой выслушайте все, что вам говорят. Не принимайте эти слова близко к сердцу: просто слушайте и иногда поддакиваете, переспрашивайте, ваша поза должна быть «открытой»: не скрещивайте руки, смотрите в лицо. Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
  • Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь. Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.

Но есть и другое мнение:

«Попускать такое отношение — значит, просто лелеять их (неадекватов) паранойю и дурные мысли. То есть нарушается баланс между получением и отдачей. Ведь если подумать — мы, принимая подобное поведение и мирясь с ним, просто перекладываем чужой воз на свои плечи. Просто посчитать, сколько терпения и нервов стоит просто привести такого человека в чувство, выслушивать нелепые придирки…До какой грани возможно терпеть подобные издевательства?»
А как считаете вы?

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

В помощь классному руководителю: примерная тематика для написания плана по ВР по разделам

Воспитательные цели и задачи:
1. формирование и сплочение классного коллектива;
2. воспитание доброжелательного отношения к товарищам и уважения к старшим;
3. воспитание любви к школе и школьным традициям;
4. прививать чувство ответственности в учёбе; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь;
5. учить доводить начатое дело до конца, добросовестно учиться и трудиться;
6. не допускать ни одного случая нарушения дисциплины ни в помещениях школы, ни на её территории;
7. контролировать правила поведения учащихся в школе, в классе;
8. воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе;

Тематика бесед (классные часы):

1. День знаний.
2. Организационный час. Режим школы.
3. Беседа по правилам дорожного движения. Месячник безопасности. (беседы посезонно)
4. Что такое коллектив? Дружба и товарищество.
5. Экология и человек. Экология планеты.
6. В мире интересного. (по страницам газет и журналов).
7. Поведение в общественных местах. Место и время для игр.
8. Профессии. Виды труда.
9. Что означают символы республики Крым, в которой я живу.
10. В человеке всё должно быть прекрасно!
11. Правила поведения во время каникул (посезонно).
12. Делу время, потехе час!
13. О честности и умении держать слово.
14. Мой класс – моя семья.
15. Комнатные растения. Чистый воздух в классе. Порядок и чистота.
16. Уважай старших! Будь внимателен к младшим!
17. Книга – твой лучший друг!
18. Беседа по правилам поведения учащихся в помещениях школы и на пришкольных участках.
19. Наша Родина – независимая Украина!
20. Герб и флаг Украины. Атрибутика страны.
21. Кто такие депутаты? Депутаты нашего района.
22. Охрана природы – твоя обязанность.
23. Твои права и обязанности.
24. Как вести себя в общественных местах.
25. Я и те, которые рядом. Беседа на этическую тему.
26. Дружба, помощь, взаимовыручка.
27. Беседа «Один дома», о поведении ребёнка дома.
28. Улицы города.
29. Мастерская Деда Мороза. Красота окружающего мира. Беседа на этическую тему
30. Этическая грамматика о доброте, отзывчивости и скромности
31. Защитники Отечества.
32. Милые женщины. Международный женский день.
33. Будь опрятным, аккуратным!
34. Наши увлечения (техника, музыка, конструирование).
35. День смеха.
36. День космонавтики.
37. Культура поведения в гостях, дома и на улице.
38. О честности и умении держать слово.
39. Культура нашего языка. Умеешь ли ты разговаривать?
40. День Победы. «Жизнь дана на смелые дела».
41. Картины родной природы.
42. «Папа, мама, я – читаемая семья».
43. «Унылая пора, очей очарованье» Конкурс чтецов.
44. «Этот интересный мир животных».
45. Из жизни замечательных людей.
46. «Спорт, здоровье, красота – наши лучшие друзья».
47. Знаменитые земляки. Поэты и писатели о Крыме.
48. О вреде никотина и алкоголя.
49. Откуда родом Дед Мороз?
50. В мире есть не только нужное, но и красивое.
51. Проведение операции «Живи, книга!».
52. Занимательная математика.
53. Армия Украины. История и современность.
54. Содружество народов.
55. Куда ведут нас сказки? Поступки героев (нравственное воспитание).
56. Музыка в нашей жизни.
57. Театр. Каким он бывает?
58. Искусство в нашей жизни.
59. В мире тысячи дорог. По которой нам пройти?
60. «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки».
61. «Что такое хорошо и что такое плохо?».
62. «О труде, о людях труда».
63. «Мало хотеть, нужно уметь».
64. По страницам Волшебных сказок. Викторина.
65. Мой город, мой район, моя улица.
66. Береги время!
67. «Чудо земли – хлеб».
68. «Поиграем, подумаем, ответим»
69. Рождение книги. Беседа об издании книг.
70. Беседа о бережливости.
71. Учись учиться!
72. Школа вежливости.
73. «Зелёная аптека».

Общешкольные мероприятия:

1. День знаний. Урок мира. «Умей жить в мире и согласии»
2. День пожилого человека. «Передай добро по кругу».
3. День учителя. Принять участие в выставке букетов – осенние композиции из цветов.
4. Осенний бал.
5. Месячник безопасности движения.
6. конкурс чтецов «Многонациональный Крым».
7. конкурс «Легко ли стать звездой».
8. Неделя здоровья.
9. «Знай, люби, береги природу».
10. Добро пожаловать, мисс Математика!
11. Краеведческая викторина. Их именами названы улицы города.
12. Недели Пушкина, Шевченко.
13. Турнир рыцарей.
14. «Жить без женщин нам никак нельзя».
15. «Сам себе режиссёр».
16. «Счастливчик!»
17. «Алло, мы ищем таланты!»
18. Праздник Букваря.
19. «Орлёнок» Спортивная игра.

Работа с родителями:

1. Родительские собрания.
2. Собрания род. комитета.
3. Привлекать родителей к проведению бесед, экскурсий. Посещению цирка, театров, музеев.
4. Провести беседы с родителями:
- здоровый образ жизни в доме и школе;
- ваш ребёнок и его организация занятий, режим дня;
- успеваемость и поведение вашего ребёнка;
- помощь родителей в обучении детей, выполнения ими домашних заданий;

5. Привлекать родителей в оформлении классной комнаты, изготовлении наглядных
Пособий.
6. Индивидуальные беседы с родителями о поведении и успеваемости ребёнка.
7. Совместное действие семьи и школы.
8. Посещение учащихся на дому с целью обследования жилищных условий, проведения бесед с ребёнком и родителями об успеваемости в домашних условиях.
9. Оказание методической помощи родителям.
10. Привлечение родителей к проведению бесед, организации классных часов (о профессиях).
11. Беседа «Воспитание в семье».
12. Беседа «Учить ребёнка быть добрым».
13. Беседа «Руководство домашним чтением».
14. Беседа «В человеке всё должно быть прекрасно».
15. Беседа о культуре поведения ребёнка.
16. Проводить открытые родительские собрания.

Мероприятия, проведённые с воспитательной целью:

1. Посещение учащихся библиотеки.
2. Проведение бесед по самоуправлению в классе.
3. Проведение конкурсов, олимпиад, выставок в пределах класса.
4. Экскурсии на природу.
5. Библиотеки и дружба с ними.
6. Посещение цирка, театра, музея.
7. Подготовка к праздничным мероприятиям.
8. Создание стенных газет.
9. Проведение мероприятий, посвященных эстетическому и этическому воспитанию. Викторины.
10. Правила хорошего тона.
11. Проведение конкурсов: «Путешествие по карте», «Клад! Клад! Клад!», «В мире звёзд», «А, ну-ка девушки!», «А, ну-ка парни!».
12. Взаимопомощь среди учащихся.
13. Трудовой десант
14. Зелёный десант.
15. «Юморина». День смеха.

Индивидуальная работа с учащимися:

1. Оказывать помощь в учёбе слабым учащимся.
2. Развивать активность пассивных детей, воспитывать дисциплину, ответственность за порученное дело, за свои поступки.
3. Следить за внешним видом учащихся.
4. Вырабатывать правила культурного поведения.
5. Проводить индивидуальные беседы на нравственно-этические темы.
6. Прививать детям чувства прекрасного.
7. Посещение учащихся на дому.
8. Индивидуальные беседы отдельно с мальчиками (о необходимости драк), отдельно с девочками (об опрятности и чистоте).
9. Опоздания на уроки.
10.

Работа детского самоуправления:

1. Дежурство по школе.
2. Дежурство по классу.
3. Уход за комнатными растениями.
4. Уборка класса.
5. Работа санитаров.
6. Пост бережливости учебников.
7. Пост бережливости школьного инвентаря.
8. Ведение поисковой работы.
9. Уборка пришкольных участков.

Индивидуальная работа с учениками:

1. Опрятность, аккуратность в одежде.
2. Как правильно подготовить своё рабочее место.
3. Как ты выполняешь свои обязанности?
4. Будь добрым и внимательным по отношению к своим товарищам.
5. Твой режим дня.
6. Болезни грязных рук.
7. Твой внешний вид.
8. Культура поведения во время перемены.
9. Уважай своё время и время других.
10. Книга – твой лучший друг.
11. Терпение и труд – всё перетрут.
12. Делу время, потехе – час.
13. Игры в школе на переменах и на улице.
14. Цени минуту на уроке.
15. Класс – единая семья.
16. Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
17. Уважай старших!
18. Береги природу!
19. Выполнение своих обязанностей.

Охрана здоровья:

1. Следи за своей осанкой.
2. Безопасность движения пешеходов во время гололёда.
3. Охрана здоровья (посезонно).
4. Как сохранить хорошее зрение.
5. Опасность игры с огнём.
6. Состояние воздуха. Ватно-марлевые повязки.
7. Личная гигиена.
8. Здоровье каждого – богатство всех!
9. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
10. Одежда, обувь – часть, составляющая залог здоровья.
11. Болезни грязных рук.
12. Чистота и порядок в классе – залог здоровья всех.
13.
14. Травматизм и его предупреждение.
15. Ядовитые грибы и растения.
16. Правильный режим дня – залог твоего здоровья.
17. Правильное питание.
18. Простудные заболевания. Профилактика.
19. Что такое – здоровый образ жизни?
20. Химические препараты. Обращение с лекарством.
21. Микроорганизмы. Сырая вода, немытые овощи и фрукты.
22. Осторожно: режущие и колющие предметы!
23. Спорт в нашей жизни.
24. Здоровые зубы. Уход за полостью рта.

Вместе с ним мы проанализировали его поведение и выделили то, что подлежит изменению.

Беседа окончилась обещанием мальчика вести себя хорошо и выполнять все, что условлено.

В первые дни после беседы поведение Володи резко изменилось.

Беседа проводилась 23/1.1955 г. Учительница сообщила, что Володя хорошо вел себя 23/1 и 25/1. Он остался заниматься в школе, не отвечал грубыми возражениями на полученную «двойку». Вовремя приходил на урок после перемены.

25/1 Володя встретил нас улыбкой, обрадовался встрече, сказал, что все хорошо.

26/1 вел себя также. Но уже 27/1, т.е. на пятый день после беседы, он снова начал вести себя хуже.

28/1М. И. жаловалась, что Володя вел себя очень плохо. Грубил на уроке, во время контрольной работы требовал, чтобы ему тут же объяснили то, чего он не понимает, ушел с урока и гулял по школе.

28/1 Володя очень хмуро встретил нас, был молчалив, угрюм. На вопрос, что случилось, ответил: «Я не смог хорошо себя вести». — «Почему?» — «Не мог, не знаю почему, не выходит ничего».

Таким образом, беседа выполнила свою роль — создания у Володи намерения и изменения его отношения к своим поступкам, о чем можно судить по тому, как он вел себя в первые дни, и по тому, что был огорчен своим неумением сохранить появившиеся новые формы поведения. Однако в результате того, что мы не использовали описанные выше приемы, направленные на выделение для сознания мальчика отдельных конкретных отрезков поведения, нуждающихся в исправлении (запись их, контроль, самоконтроль), оказалось, что Володя не смог выполнить принятого решения; старые привычные формы поведения снова выступили на смену еще неустойчивым новым формам. Мы объяснили мальчику, что это временная неудача, что он уже привык вести себя определенным образом, и поэтому сразу трудно все изменить. Предложили записать, что надо сделать для того, чтобы исправиться.

Выделили и записали следующие пункты.

1. Оставаться готовить уроки в школе.

2. Не отвечать, если товарищ обратится к нему на уроке.

3. Ничего не говорить на уроке, если получит плохую отметку. Если не понял, за что такая отметка, спросить М. И. после урока.

4. Не просить разрешения выйти на уроке.

5. Перемену проводить с Витей (с мальчиком, который согласился помочь Володе овладеть своим поведением).

6. Сразу после звонка на урок бросать все свои дела и отправляться в класс.

Условились, что Володя будет ежедневно отмечать против всех пунктов выполнение (знаком плюс) или невыполнение (знаком минус) того, что записано.


13.06.2018

Тематика бесед и методика их проведения.

Тематика бесед и методика их проведения с учащимися начальной школы.

Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры г. Южно-Сахалинска
Описание: Предлагаемый в этой работе материал, может быть полезен учителям начальных классов, классным руководителям, организаторам внеклассных, воспитательных работ для младших школьников.
Цель: усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся, т.е. выводы, которые будут сделаны.
Задачи:
- дать новые знания, углубить уже имеющиеся
- расширить и конкретизировать представления по теме
- вызвать интерес детей к беседе
- расширить словарный запас учащихся
- способствовать повышению интереса
Содержание:
Огромную роль в воспитании детей, в формировании их духовного облика играют беседы. В жизни нашего класса они занимали очень большое место и в значительной степени способствовали повышению интереса.
Беседы позволяют удовлетворить любознательность ребенка, дать массу сведений об окружающей действительности, держать его в курсе последних событий в нашей стране. Они учат любить природу, понимать цену человеческого труда, дают примеры выполнения людьми своего долга перед Родиной.
Обязательно нужно продумывать варианты изложенной темы, в зависимости от ее сложности, с тем, чтобы она была доступна, заинтересовала всех детей.
Во–первых, беседы должны по своей форме и интонации отличаться от конкретных уроков. Это уже не что-то обязательное, а вид отдыха детей. Поэтому лучше, если они будут носить характер дружеского собеседования, в котором доля участия учителя то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от цели беседы и ее темы.
Во–вторых, если беседа преимущественно носит характер сообщения, то она должна обладать значительной степенью занимательности. Именно своим умением сделать беседу занимательной учитель и привлечет к ней детей разного возраста.
Так, самый сухой факт можно сделать доступным для восприятия сообщением сопутствующих сведений, вызывающих определенные эмоции.
Это метод не новый. Им, например, очень широко пользуются писатели – натуралисты. В частности, в книге Е. Спангенберга «Записки натуралиста» (М., 1964) изложение фактического материала связано с рассказами о различных смешных или грустных событиях. Поэтому он хорошо запоминается, а произведения писателя читаются с неослабевающим интересом.
Следует обратить внимание и на вступление к теме. Так, начиная беседу у географической карты, можно предложить: «Давайте, путешествовать!» Это сообщение неизменно привлекает внимание детей. Потом, найдя по карте Южно - Сахалинск, все садятся в воображаемый поезд и едут в тот пункт, который является темой беседы. Ехать можно с пересадками и не только по железной дороге, но и водным путем. Здесь очень важен сам факт использования географической карты.
Имеет значение и название беседы. Например, с успехом такие, как «Точка на карте» или «Детки на ветке». Привлечь внимание детей можно с помощью наглядных пособий. К первым словам беседы прислушается не каждый ребенок, а вот рассмотреть предложенную иллюстрацию сбегутся все. Поэтому большинство тем хорошо начинать с просмотра иллюстраций из журналов, книг, подборок. Постоянным наглядным пособием являются фотомонтажи.
Это далеко не все способы повышения интереса детей к беседе, но они уже позволяют в равной мере заинтересовать детей.
Еще более важно, чтобы дети поверили, что с учителем можно обо всем поговорить, что он всегда может что-нибудь интересное рассказать.
Эффективность бесед зависит от некоторых условий :
1. Не допускать того, чтобы беседа превращалась в лекцию.
2. Беседа должна иметь проблемный характер.
3. Не допускать того, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию.
4. Проработать все точки зрения учащихся.
5. Помочь ученикам самостоятельно придти к выводу.
По своей продолжительности беседы могут быть самыми разными: от 3 – 5 до 20-30 минут, в зависимости от их содержания. Поэтому и проводятся они в разной обстановке. Часть бесед может быть вынесена перед или после динамической паузы; другие предложены во время мытья рук и в столовой. Значительное время бесед удобно проводить на перемене, прогулке.
В выборе тем или бесед необходимо ориентироваться на тематический план школы, а также на те события, которые происходят в нашей стране. Желательно держать детей в курсе последних научных, трудовых достижениях нашего народа, новостях.
Ориентировочные темы бесед распадаются на четыре вида:
1. Темы актуальные, отражающие события, которые происходят в стране и мире каждый день.
2. Темы, опирающиеся на тематический план школы.
3. Темы, знакомящие детей с прошлым и настоящим нашей Родины, явлениями природы, с жизнью птиц и животных.
4. Темы, основанные на вопросах детей.
По своей неосведомленности и неопытности дети не могут сами правильно оценить то или иное явление. Они смотрят телевизор, играют в компьютер, присутствуют при разговоре взрослых. Все это дает колоссальную пищу детскому уму, и они задают учителю множество вопросов. Уклонятся от них он не имеет права. Он должен привести в систему все сведения, полученные детьми. Чтобы быть к этому готовым, необходимо консультироваться с учителями – предметниками, а также достаточно читать.