Какие есть разборы слов в русском языке. Русский язык

В русском языке есть разные виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.

Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводными словами).

Рассмотрим на примерах.
Льют грибные дожди.

Фонетический разбор
Льют -1 слог [л`й`у т ].
Л [ л`] -согласный, мягкий парный, сонорный.
Ь - звука не обозначает.
ю - [ й`] -согласный, всегда мягкий непарный, сонорный.
[ у] - гласный, ударный.
т [ т ] - согласный, твёрдый парный, глухой парный.
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
Грибные -гриб - корень, -н- - суффикс, -ые -окончание, -грибн -основа.
Словообразовательный разбор
Грибные - гриб -суффиксальный способ образования.
Морфологический разбор
Дожди - что?, имя существительное, начальная форма -дождь, нарицательное, неодушевлённое, конкретное, в форме множественного числа, мужского рода, 2 склонение, именительный падеж
, подлежащее.

Лексический разбор
Дожди - слово дожди имеет значение - атмосферный осадок, орошает почву. Многознозначное, в предложении употреблено в прямом значении, омонимов, синонимов, антонимов в данном значении нет. Употребляется во всех стилях речи.
Орфографический разбор
Расстилаешь - в слове имеются такие орфограммы: "Правописание букв -о-а в приставках" , "Правописание приставок на -з,-с ", "Написание чередующихся гласных в корне слова", "Правописание гласных в окончаниях глаголов", "Правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов".
Синтаксический разбор предложения
Вечером мы долго сидели у огня.

Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, полное, двусоставное.
Мы - подлежащее, выраженное местоимением; сидели - сказуемое, выраженное глаголом; вечером и долго - обстоятельства, выраженные наречиями,; у огня - обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.
Пунктуационный разбор
Объяснить знаки препинания.

    Например:

    Рис - 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

    Р - [р"] - согласный, мягкий парный, звонкий непарный

    И - [и] - гласный, ударный

    С - [с] - согласный, твердый парный, глухой парный

    3б., 3 зв. [ р"ис ]

    2. Морфемный разбор

    3. Морфологический разбор

    І. Начальная форма (вопрос)

    ІV. Роль в предложении.

    По траве - (по чему? где?), имя существительное

    І. Начальная форма - что? трава

    ІІ. Постоянные признаки - 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

    ІІІ. Непостоянные признаки - ед.ч., Д.П.

    Кричит - (что делает?) глагол

    І. Начальная форма - (что делать?) кричать

    ІІ. Постоянные признаки - ІІ спр.

    ІІІ. Непостоянные признаки - наст. вр., ед.ч., 3 лицо

    ІV. ______________

    По голубому (морю) - (по какому) имя прилагательное

    І. Начальная форма - какой? голубой

    ІІ. Постоянные признаки -

    ІІІ. Непостоянные признаки - ср.р., ед.ч., Д.п.

    За мной - (за кем?) личное местоимение

    І. Начальная форма - Я

    ІІІ. Непостоянные признаки - Тв.п.

    ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

    4. Синтаксический разбор

  • По членам предложения;
  • Указать части речи над каждым словом, кроме предлога?, союза О, частицы
  • Показать словосочетания, кроме грамматической основы, т.к. это не является словосочетанием ×
  • Составить схему (развернутая) или пунктограмму
  • Дать характеристику предложения

Простое

  1. по цели высказывания
  2. по интонации

Сложное (составное)

  1. по цели высказывания
  2. по интонации
  3. по количеству грамматических основ

Просмотр содержимого документа
«Памятка "Грамматические разборы" »

1. Фонетический разбор

    Сколько гласных букв, согласных букв, слогов, ударение в слове;

    Характеристика гласных звуков: ударный, безударный;

    Характеристика согласных звуков: по твердости-мягкости (указываем парный или непарный), по звонкости глухости (указываем парный или непарный);

Например:

Рис – 1 гласный, 2 согласных, 1 слог

Р - [р"] – согласный, мягкий парный, звонкий непарный

И - [и] – гласный, ударный

С - [с] – согласный, твердый парный, глухой парный

3б., 3 зв. [ р"ис ]

2. Морфемный разбор

3. Морфологический разбор

І. Начальная форма (вопрос)

ІІ. Постоянные (грамматические) признаки

ІІІ. Непостоянные (грамматические) признаки

ІV. Роль в предложении.

По траве – (по чему? где?), имя существительное

І. Начальная форма – что? трава

ІІ. Постоянные признаки – 1 скл., ж.р., нариц., неодуш.

ІІІ. Непостоянные признаки – ед.ч., Д.П.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

Кричит – (что делает?) глагол

І. Начальная форма – (что делать?) кричать

ІІ. Постоянные признаки – ІІ спр.

ІІІ. Непостоянные признаки – наст. вр., ед.ч., 3 лицо

ІV. ______________

По голубому (морю) – (по какому) имя прилагательное

І. Начальная форма – какой? голубой

ІІ. Постоянные признаки -

ІІІ. Непостоянные признаки – ср.р., ед.ч., Д.п.

За мной – (за кем?) личное местоимение

І. Начальная форма - Я

ІІ. Постоянные признаки - 1 л., ед.ч.

ІІІ. Непостоянные признаки – Тв.п.

ІV. _ _ _ _ _ или _ . _ . _ . _

4. Синтаксический разбор

Простое

    по цели высказывания

    по интонации

    по наличию второстепенных членов

    по количеству грамматических основ

Сложное (составное)

    по цели высказывания

    по интонации

    по количеству грамматических основ

5. Пунктуационный разбор предложения

Устно охарактеризовать знаки препинания в предложении и составить пунктограмму. (свернутая схема)

Муниципальное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №2

Составила Золотарева
Людмила Николаевна
учитель
начальных классов

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы.
А О У Ы Э Л М Н Р Й Б В Г Д Ж З

Ъ
Я Ё Ю И Е

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ Ь
 А О У Ы Э – указывают на твёрдый согласный звук
Я Ё Ю И Е – указывают на мягкий согласный звук
[Л] [М] [Н] [Р] [Й’]–непарные звонкие согласные звуки
[Х] [Ц] [Ч’] [Щ’] – непарные глухие согласные звуки
Ъ Ь – звука не дают
[Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] – парные звонкие согласные звуки
[П] [Ф] [К] [Т] [Ш] [С] – парные глухие согласные звуки
[Ж] [Ш] [Ц] – всегда твёрдые звуки
[Ч’] [Щ’] [Й’] –всегда мягкие звуки
Я Ё Ю Е
/ \ / \ / \ / \
[Й’] [а ] [ Й’][о] [Й’] [у] [Й’] [э]

 Я, Ё, Ю, Е – дают два звука, если стоят:


в начале слова (яма, ёж, юла, ель)
 после гласной (лесная, умею)
 после ь, ъ (вьюга, подъезд)
План разбора:
1. Выпиши слово.
2. Выдели слоги. Укажи количество слогов.
3. Покажи место ударения.
4. Запиши слово с помощью транскрипции.
5. Укажи количество слогов.
6. Дать характеристику звуков, обозначенных буквами, в соответствии с их
расположением в слове, по схеме:
­ гласный или согласный;
­ гласный: ударный или безударный;
­ согласный: звонкий или глухой,парный или непарный(назови пару);
твёрдый или мягкий, парный или непарный (назови пару)
7. Подсчитай количество букв и звуков.
Образец письменного разбора:
Пись/мо – [п’и с’мо]– 2слога
п – [п’] – согл., глух., парн. [б/п ], мягк. пар. [п/п’] ,
и – [и] – гласн., безударн.

с– [с’] – согл., глух. парн. [з/с], мягк. пар.[с/с’]
ь – [­ ]
м – [м ] – согл., звонк. непарн. , твёрд. пар. [м /м’]
о ­ [о ] – гласн., ударн.
____________________________________
6 б. 5 зв.
Морфемика и словообразование ­ раздел науки о
языке, изучающий
части слова и способы их образования.
План разбора:
Чтобы разобрать любое слово по составу делай так:
1. Найди окончание. Для этого измени слово так:
­ если это существительное­ измени по вопросам (кто? что? кого? чего?
кем? чем? о ком? о чём?) и по числам (ед.ч­ мн.ч.).
­ если это прилагательное ­измени по родам и числам. (какая? какой?
какие? какое?)
­ если глагол­ измени по числам и лицам (подставь слова я, ты, он, она,
они, мы, вы) , а в прошедшем времени по родам.
2.
Выдели основу слова. Основа­ часть слова без окончания (в основу не
входят некоторые суффиксы, о которых ты узнаешь позже).
3. Найди корень слова. Для этого подбери несколько однокоренных слов
(пробуй изменять приставки, суффиксы и не путай с формами слова).
4. Выдели суффикс и приставку
Образец письменного разбора:
Разберём слово: подорожник

1) Ищу окончание: подорожники, подорожника, подорожнику,
подорожником­ окончание нулевое. Основа подорожник.
подорожник
2) Ищу корень: дорожка, дорога, дорожный, придорожный­ корень дорож­
подорожник
3) Перед корнем приставка­ по­ подорожник
4) После корня и перед окончанием­ суффикс­ ник подорожник
¬приставка ∩корень ^суффикс окончание
приставки
неизменяемые
в­ над­
об­ от­
с­под­ пред­ вы­
до­ за­
на­ о­
изменяемые
без­/бес­
воз­/вз­/вос­/вс­
из­/ис­
низ­/нис­
раз­/рас­,
суффиксы
сущ.
­ость
­ени­­ни­­
ак
­ок, ­ як
­ач­ец
прилаг.
­к­ ­ск­
­ив­ ­ов­
­ев­ ­альн­
­ист­ ­н­
­ан­­ян­
глаг.
­и­
­е­
­а­
­ну
­ыва­

пере­по­ про­
раз­/роз,рос
чрез­/чрес­
через/черес­
пре­ при­
­тель­чик
­щик­ист
­ник ­ниц
­иц­арь
­ин­­енн­
­онн­
­ива­
­ова­
­ева­
­ва­
В неизменяемых словах (существительных,
наречиях) основа
слова равна всему слову: кино слева
Ни в коем случае не ставится знак нулевого
окончания.

Морфологический разбор имени существительного включает выделение четырёх
постоянных
одушевлённое­
неодушевлённое, род, склонение) и двух непостоянных (падеж и число).
(собственное­нарицательное,

Признаков


существительного
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3) Постоянные признаки:
собственное - нарицательное; одушевлённое - неодушевлённое; род;
склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.


существительного
Над лугом летают весёлые стрекозы.
Устный разбор
1) (над) лугом - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на
вопрос «что?»
2) Начальная форма - луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род;
2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места),
поясняет сказуемое: летает (где?) над лугом.
Письменный разбор
1) (над) лугом - имя сущ. (над чем?), предмет
2) н.ф. - луг.
3) нариц., неодуш., м. р., 2­ое скл.
4) в Т.п., в ед. ч.
5) обстоятельство: летает (где?) над лугом.
1. Найти слово, к которому относится имя существительное, и
поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу определить падеж.
Над озером кружились чайки.
Кружились (над чем?) над озером (Т.п.)

1. Определить род.
2. Выделить окончание существительного в И.п.
единственного числа.
3. По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения
Тетрадь – она, моя – сущ., ж.р. с ь на конце;
в И.п. ед.ч. нулевое окончание;
значит, существительное тетрадь 3­го склонения.
1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро,
портье);
2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду,
колибри, кенгуру, пони, фламинго);

3) слова кофе, пенальти и др.
 названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).
 названия неодушевлённых предметов (пальто,
кашне, декольте, депо, метро, эскимо, кафе, кино,
безе, ситро, желе, суфле, какао, домино, видео,
лото).
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор имени прилагательного в начальной школе включает
выделение трёх непостоянных признаков (род, число, падеж).
Порядок морфологического разбора имени
прилагательного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3) Род (в ед. числе); падеж; число.
4) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора имени
прилагательного

Устный разбор
1) пёстрая - имя прилагательное, так как обозначает признак предмета, отвечает
на вопрос «какая?»
2) Начальная форма - пёстрый.
3) женский род, именительный падеж, единственное число.
4) в предложении является второстепенным членом (определением), поясняет
подлежащее: бабочка (какая?) пёстрая.
Письменный разбор
1) пёстрая - имя прилаг. (какая?), признак предмета,
2) н.ф. - пёстрый.
3) в ж. р., в И.п., в ед. ч.
4) определение: бабочка (какая?) пёстрая.
1. Найти существительное, к которому относится
прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного определить падеж
прилагательного.

В синем небе звёзды блещут. (А.С.Пушкин)
Блещут (где? в чём?) в небе – П.п.
в небе (каком?) синем – П.п.
Запомни!
Прилагательные во множественном числе
изменяются только по падежам.
Прилагательные во множественном числе по родам
не изменяются.
Падеж имени прилагательного как в единственном,
так и во множественном числе можно узнать по
падежу существительного, к которому оно
относится:
к домам (Д.п.) (каким?) новым (Д.п.);
за домами (Т.п.) (какими?) новыми (Т.п.)
Морфология – раздел науки о языке, который изучает части речи.
Морфологический разбор глагола в начальной школе включает выделение
двух постоянных признаков (вид, спряжение) и четырёх непостоянных (время,
лицо, число, род).

Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает - глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что
делает?»
2) Начальная форма - летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3­е лицо, единственное число.
5) В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает
Письменный разбор
1) Летает - гл. (что делает?), действие предмета
2) н.ф. - летать.
3) несов. в.; I спр.
4) в н.в., в 3­е л., в ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает
1. Определить время, лицо и число глагола.

2. Назвать неопределённую форму этого глагола и по букве
гласного звука перед суффиксом – ть определить
спряжение (таять, светить).
3. Вспомнить окончание глагола этого спряжения в нужном
лице и числе.
I спряжение II спряжение
­ешь ­ишь
­ет ­ит
­ем ­им
­ете ­ите
­ут (­ют)
­ат (­ят)
Глаголы­исключения II спряжения
Глаголы на –еть: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,
зависеть, терпеть, вертеть;
глаголы на –ать: слышать, дышать, держать, гнать.
Глаголы­исключения I спряжения
Брить, стелить

Синтаксис – раздел науки о языке, который изучает словосочетание и
предложение.
Разбор предложения.
Определи предложение:
1) По цели высказывания: повествовательное (содержит сообщение);
побудительное (побуждает к действию);
вопросительное (содержит вопрос);
2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;
3) По наличию главных членов: простое или сложное;
Грамматическая основа:
подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)
4) По наличию второстепенных членов:
распространённое или нераспространённое;
Второстепенные члены предложения:
­ дополнение (падежные вопросы)
­ обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда?)
­ определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)
5) Наличие однородных членов.
Подчеркни главные члены предложения:
подлежащее и сказуемое.
Разбери группу подлежащего.(Ставь вопрос от
подлежащего к второстепенным членам предложения)
Разбери группу сказуемого. (Ставь вопрос от сказуемого
к второстепенным членам предложения)
Поставь вопрос от второстепенного члена к
другому
второстепенному члену предложения.
Укажи части речи: существительное,
прилагательное, глагол, местоимение,
предлог, союз.

Выпиши словосочетания.
Образец письменного разбора:
пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.
От петуха летели пыль и пух.
и
.
(Повеств., невоскл., прост., распр., с однород. чл.)
летели (от кого? откуда?) от петуха
пр. сущ. гл. прил. сущ.
В тени росли

Душистые ландыши. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
ландыши (какие?) душистые
росли (в чём? где?) в тени

>> Виды разбора

Виды разбора

1. Фонетический разбор слова

1. Произнесите слово, назовите слоги и обозначьте ударный слог.
2. Сколько в слове гласных звуков и согласных? Какими буквами они обозначены?
3. Расскажите о каждом из согласных звуков: твердый он или мягкий, звонкий или глухой, назовите букву (или буквы), которой (которыми) он обозначен, назовите парный звук по твердости/мягкости, по звонкости/глухости.
4. Укажите все варианты переноса слова и все орфограммы в слове. Какие написания в нем подчиняются морфологическому принципу русской орфографии, какие - фонетическому, какие - традиционному?

2. Словообразовательный разбор слова (по составу)

1. Измените слово и выделите окончание.
2. Найдите слово, от которого образовано данное слово, и выделите морфему (или морфемы), с помощью которой (или которых) оно образовано.
3. Определите способ образования слова. Какая у него основа: производная или непроизводная?
4. Если основа производная, продолжите подбор родственных слов и выделение служебных морфем до тех пор, пока не останется лишь главная часть слова - корень.
5. Есть ли слова с чередующимися гласными и согласными? Если есть, подтвердите наличие чередования звуков.
6. Каковы особенности правописания слова? Обозначив орфограммы, определите, каким принципам русской орфографии они подчиняются. Если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила?
7. Есть ли в слове морфемы, стилистически окрашенные (старославянского или иноязычного происхождения, характерные для народно-разговорной, народно-поэтической, просторечной, профессиональной, книжной лексики)?

3. Морфологический разбор самостоятельных частей речи

Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется).

Затем укажите:

у имени существительного : собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение; в каком падеже употреблено, в единственном или множественном числе; чем является в предложении; как образовано: от какого слова и с помощью чего; особенности правописания: наличие орфограмм в слове, каким принципам орфографии они подчиняются, если морфологическому, то какие и как необходимо применить правила;

у имени прилагательного : качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; в каком падеже, числе, роде употреблено; с каким словом и как связано (вид связи); чем является в предложении; как образовано; особенности правописания;

у имени числительного : разряд по значению (количественное, дробное, собирательное, порядковое), по составу (простое, сложное, составное); в какой форме употреблено; синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания;

у местоимения : разряд по значению; в какой форме употреблено; с какой другой частью речи соотносится; чем является в предложении; какова его роль в тексте; особенности правописания;

у глагола : вид; переходный или непереходный; возвратный или невозвратный; спряжение; в какой форме употреблен (наклонение, время, число, лицо или род); чем является в предложении; как образован; особенности правописания;

у причастия : действительное или страдательное; какого вида и времени; полное или краткое; в каком падеже (если полное), числе и роде употреблено; как образовано; чем является в предложении; есть ли зависимые от него слова; особенности правописания;

у деепричастия : от какого глагола-сказуемого оно зависит (поставьте вопрос); есть ли у него зависимые слова;
его роль в предложении; как оно образовано; особенности правописания;

у наречия: разряд по значению; имеет ли оно степень сравнения; связь с другими словами в предложении и синтаксическая роль; как образовано; особенности правописания.

Завершается морфологический разбор слова анализом особенностей его употребления в данном тексте: его значение, сочетаемость с другими словами, текстообразующая роль и стилистические особенности.

За. Морфологический разбор служебных частей речи и междометий

1. Найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям.
2. Назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове.
3. Определите разряд (группу) по значению.
4. Выявите синтаксическую (или смысловую) роль.
5. Как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи)?
6. Особенности правописания.

4. Разбор словосочетания

1. Выделите все словосочетания в предложении.
2. В каждом из них укажите главное слово (или слова), поставьте вопрос к зависимому слову.
3. Определите словосочетания по принадлежности главного слова к частям речи (именное, глагольное, наречное), по способу синтаксической связи между главным и зависимым словами (согласование, управление, примыкание).
4. Определите грамматическое значение словосочетаний.
5. Охарактеризуйте порядок слов в словосочетаниях, его текстообразующую и стилистическую роль.

4а. Разбор простого предложения

1. Найдите в тексте простое предложение, выделите в нем грамматическую основу.
2. Определите его вид по цели высказывания, по интонации, по наличию/отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное); полное или неполное.
3. Определите его вид по характеру грамматической основы (двусоставное или односоставное; если односоставное, то назывное или определенно-личное, неопределенно-личное, безличное).
4. Разберите его по членам предложения: чем выражено подлежащее, каков тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное), чем оно выражено; назовите второстепенные члены, чем они выражены.
5. Чем осложнено предложение (однородными членами, обособленным оборотом, обращением, вводным словом)?
6. Объясните постановку знаков препинания. Какую они выполняют функцию (выделительную, разделительную)?
7. Каковы средства связи данного предложения с предшествующим и последующим предложениями? Какова его роль в раскрытии темы и развитии основной мысли текста?
8. Есть ли в нем средства художественной выразительности, стилистические фигуры? Каковы его интонационные особенности?


4б. Разбор сложного предложения

1. Найдите в тексте сложное предложение, определите его вид по цели высказывания, интонации, средствам связи между его частями.
2. Выделите грамматические основы, определите структурные типы простых предложений в составе сложного (двусоставное, назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное), полное или неполное каждое из них, чем они осложнены.
3. Чем соединены части сложного предложения? Каковы смысловые отношения между его частями?
4. Если предложение сложноподчиненное, назовите главное и придаточное (придаточные) в нем. К чему относится придаточное предложение: к слову (словам) в главном предложении или к главному предложению в целом? Определите вид придаточного предложения.
5. Если в предложении несколько придаточных, определите связь между ними (последовательное, или однородное, или параллельное подчинение).
6. Объясните постановку знаков препинания. Какова их функция в данном предложении?
7. Охарактеризуйте предложение как составную часть данного текста.
8. Выявите художественно-выразительные средства, стилистические фигуры (если они есть), интонационные особенности предложения.

4в. Разбор предложения с прямой речью

1. Выделите из текста предложение с прямой речью, диалогом и прочитайте его с соблюдением нужной интонации.
2. Назовите слова автора и прямую речь.
3. Объясните постановку знаков препинания.
4. Произведите, если возможно, замену предложения с прямой речью синонимичной конструкцией - предложением с косвенной речью, с дополнением, заменяющим прямую речь, с вводными словами вместо слов автора, с пропуском некоторых слов и т. д.
5. Какова текстообразующая и стилистическая роль анализируемого предложения с прямой речью, диалога?

5. Лексико-фразеологический анализ текста

1. Дайте толкование выделенных слов.
2. Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов.
3. Укажите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
4. Приведите синонимы и антонимы к выделенным словам.
5. Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дайте их толкование.
6. Укажите стилистически окрашенные слова: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментируйте их назначение в тексте, особенности морфемного состава.
7. Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Власенков А. И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М. : Просвещение, 2009. - 287 с.

Планирование уроков по русскому языку онлайн , задачи и ответы по классам, домашнее задание по русскому языку 10 класса скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova