Памятка для родителей детей-инвалидов «Право на образование. Социальная защита прав детей-инвалидов в рф Ребенок инвалид право на дошкольное образование

Согласно российскому законодательству, инвалид - это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Страшное слово «инвалидность» для многих означает «выключенность» человека из повседневной жизни. В последние годы в Европе слово «инвалид» почти выбыло из употребления, решили его заменить понятием «человек с ограниченными возможностями», что звучит менее резко и более конкретно характеризует смысл этого понятия. Одна из самых больших проблем людей инвалидов - болезненное чувство своей обособленности от общества. Часто человек инвалид чувствует себя никому не нужным и совершенно одиноким. А ведь по статистике, каждый десятый житель Земли имеет какие-то функциональные нарушения организма. К тому же, несмотря на успехи современной медицины, численность инвалидов не земном шаре не только не уменьшается, но, наоборот, стремительно растет, видимо, по причине не очень хорошего состояния нашей экологии.

Как часто здоровые люди, не понимают, а может быть, не хотят понимать нужды и проблемы людей с ограниченными возможностями - инвалидов. И только когда с кем-то из наших близких случается несчастье, мы начинаем осознавать всю тяжесть положения инвалидов. Насколько тяжело больным людям жить обычной жизнью: ходить в магазин за продуктами, пользоваться общественным транспортом, а иногда и просто выйти на улицу . Права инвалидов и предоставляемые им льготы закреплены в целом ряде общих и специальных нормативно-правовых актах. Только эти права далеко не всегда соблюдаются.

Цель данной работы - проанализировать правовое урегулирование и соблюдение права инвалидов на образование. От его реализации во многом зависит вся дальнейшая жизнь человека, имеющего инвалидность, к какой бы категории инвалидов он ни относился. Сегодня инвалиду все труднее заработать достойные деньги, и одна из причин - низкий уровень образования.

Достижение поставленной цели осуществляется на основе решения следующих задач :

  1. Определить содержание права лиц с ограниченными возможностями на образование;
  2. Изучить правовую основу права инвалидов на образование;
  3. Выделить наиболее эффективную систему образования инвалидов;
  4. Изучить трудности, возникающие при реализации инвалидами права на образование;
  5. Внести предложения по облегчению реализации права на образование людьми с ограниченными возможностями.

Глава 1 Право на образование

Право на образование закрепляется в различных международных и внутригосударственных актах. Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». Каждый - значит не только здоровый, но и человек, имеющий ограничение в состоянии здоровья, инвалид.

Механизм реализации этой конституционной нормы содержится в двух федеральных законах: от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 12.07.1992 г. № 3266-1-ФЗ «Об образовании». Право на образование людей, ставших инвалидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС и боевых действий, защищают два других федеральных закона - о 18.07.1992 г. № 3061 -1 - ФЗ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Помимо этого регулируют правоотношения студентов-инвалидов и образовательных учреждений Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и нормативные правовые акты Правительства РФ и Минобразования РФ .

В Новгородской области действуют законы субъекта: Областной закон от 11.01.2002 № 391-ОЗ «О мерах по социальной поддержке обучающихся и воспитанников», Областной закон от 11.01.2005 № 387-ОЗ «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)», Областной закон от 18.07.2006 № 698-ОЗ «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».

Согласно закону «Об образовании» право инвалидов включает следующее. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональ­ных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основные образовательные программы высшего профессионального обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. При условии успешной сдачи вступительных испытаний инвалиды I и II групп, дети-инвалиды до 18 лет, которым согласно заключению МСЭК не противопоказано обучение в высших учебных заведениях (ИПР) вне конкурса принимаются в высшие учебные заведения. Студентам-инвалидам I и II групп кроме академической назначается социальная стипендия.

Глава 2 Инклюзивное и специальное образование

Одним из главных международных документов, закрепляющих право инвалидов на образование, является Конвенция о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006 г. (Конвенция подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 года, для окончательного присоединения Российской Федерации к Конвенции, она должна быть ратифицирована федеральным законом). Праву на образование посвящена статья 24 Конвенции. В данной статье указано: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни». Таким образом, инклюзивное образование рассматривается как механизм реализации права инвалидов на образование. Для дальнейшего рассмотрения механизма реализации права инвалидов на образование необходимо четко определить понятия «инклюзивное образование» и «специальное образование». В основе инклюзивного образование лежит принцип, согласно которому все дети, насколько это возможно, должны учиться вместе, независимо от существующих между ними различий. В соответствии с концепцией инклюзивного образования признается, что у каждого ребенка есть уникальные качества, интересы, способности и образовательные потребности и что эти ученики с особыми образовательными потребностями должны иметь доступ к общеобразовательной системе и охватываться этой системой на основе применения педагогических методов, ориентированных на потребности детей. За счет учета многообразия учащихся, инклюзивное образование призвано бороться с дискриминационными воззрениями, создавать в общинах благоприятную атмосферу, стремиться к достижению цели образования для всех, а также повышать качество и эффективность образования основного контингента учащихся. Таким образом, системы образования больше не должны рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении, а позитивно реагировать на многообразие учащихся и расценивать индивидуальные особенности как возможность для обогащения процесса получения знаний всеми. Прямой противоположностью является концепция «специального образования». Проводимая в соответствии с этой концепцией политика направлена на внедрение раздельного обучения, что приводит к созданию отдельных систем образования - одной для инвалидов, которая часто называется «специальными школами», а другой - для лиц, не имеющих инвалидности, которая называется «обычными» школами.

Указываются следующие отрицательные характеристики специального образования: «Специальные школы, в основе которых нередко лежала убежденность в том, что инвалиды не поддаются обучению и являются бременем для обычных школ, часто были и остаются негибкими и неспособными учесть индивидуальные запросы отдельных учеников, в связи с чем они не в состоянии не то что гарантировать, но даже просто пообещать своим ученикам достижение «оптимальных» результатов. О негативном влиянии таких представлений свидетельствуют оценки показателей в сфере образования на национальном и международном уровнях. Следствием этого является то, что обычные «школы избавляются от тех отметок, которые не соответствуют установленным показателям, в результате чего неохотно зачисляются ученики, имеющие инвалидность, и отчисляются ученики, которые, по их мнению, трудно поддаются обучению». Кроме того, практика раздельного обучения инвалидов может привести к их еще большей маргинализации в обществе, с которой сталкиваются инвалиды в целом, что может еще больше усугубить дискриминацию. Доказано, что в отличие от этого инклюзивное образование ограничивает маргинализацию. Такая маргинализация приводит к появлению ложных стереотипов, предрассудков и, следовательно, дискриминации». Концепция инклюзивного образования ставит под сомнение уместность раздельного обучения как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения уважения прав человека. Переход от раздельного специального образования к инклюзивному образованию - дело непростое, в связи с чем следует прямо признать необходимость решения сложных вопросов. Доказано, что попытки осуществить простую интеграцию в обычные школы без осуществления сопутствующих структурных изменений (например, затрагивающих учебную программу, стратегии обучения и приобретения знаний) не привели к реализации права инвалидов на образование. «Интеграция» может просто привести к тому, что инвалиды окажутся в изоляции не в специальных, а в обычных школах. Поэтому совершенно очевидно, что нынешние и будущие стратегии в области образования должны быть направлены на выявление и устранение всех структурных перекосов, которые могут приводить к исключению инвалидов из системы обычного образования.

Право на образование применительно к инвалидам состоит из двух элемен­тов:

  1. право на получение наивысшего в соответствии со способностями и возможностями человека уровня образования независимо от категории и тяжести инвалидности;
  2. право на обучение в обычных учебных заведениях совместно с остальными людьми, насколько это возможно.

Для обеспечения возможности инвалида обучаться совместно с остальными людьми должно осуществляться разумное приспособление, которое в ст. 2 Конвенции определяется следующим образом: «Разумное приспособление - означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод».

Законодательство ряда стран устанавливает критерии, которые используются при решении вопроса о том, когда приспособление является несоразмерным. Эти критерии включают в себя определение целесообразности требуемых изменений; стоимость этих изменений; вид деятельности и размер организации; имеющиеся у организации ресурсы; степень возможности получить финансовую помощь; возможность соблюдения инструкций об охране здоровья и технике безопасности; степень влияния затрат на адаптацию и на деятельность организации.

Однако взаимосвязь между специальным образованием и инклюзивным образованием остается крайне сложной. Даже в школе, приверженной инклюзивному образованию, процесс получения знаний будет осуществляться путем обучения, например, глухих учащихся отдельно от тех, у кого нормальных слух. Это может затруднить решение задачи внедрения инклюзивного образования. Есть еще одна проблема, связанная с тем, что «инклюзивное образование» часто путают с «интеграцией», когда учащихся-инвалидов просто помещают в обычные школы без оказания им дополнительной поддержки, необходимой для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Поэтому концепцию инклюзивного образования не стоит считать системой, которая является оптимальной на все случаи жизни. Важнейшее значение имеют учет принципов участия и недискриминации, а также новаторское, основанное на индивидуальном подходе, и гибкое внедрение этой концепции, учитывающее все виды инвалидности и культурные особенности. Однако в первую очередь, если говорить об образовании детей, инклюзивное образование должно учитывать «высшие интересы ребенка». При этом акцент следует перенести с инвалидности на индивидуальные образовательные потребности всех детей, независимо от того, являются они инвалидами или нет.

Из применения принципа разумного приспособления следует, что введение инклюзивного образования не может повлечь за собой полного отказа от специальных образовательных учреждений. Система инклюзивного образования инвалидов должна быть основной и доминирующей. Обучение в специальных школах должно рассматриваться как исключение из общего правила. Специальное обучение должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Таким образом, специальное образование согласно отведенной ей роли носит временный характер.

Глава 3 Проблемы реализации инвалидами права на образование

Несмотря на закрепление права на образование в нормативно-правовых актах, в России в последнее время права инвалидов в области образования нарушаются сразу по нескольким линиям:

  1. большинство родителей, которые хотели бы обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, по-прежнему лишены такой возможности и наталкиваются на отказ;
  2. одновременно уже в нескольких регионах в целях экономии бюджетных денег принудительно расформировываются специальные школы-интернаты, а дети-инвалиды переводятся в обычные учебные заведения без создания специальных образовательных условий;
  3. при наличии в законодательстве льгот для инвалидов, поступающих в профессиональные учебные заведения, часть из них наталкивается на отказ в приеме из-за отсутствия условий для сдачи единого госэкзамена, а некоторые и вовсе сталкиваются с очередным «театром абсурда». Увидев в документах вторую степень утраты трудоспособности, многие приемные комиссии рассуждают так: здесь написано, что вы можете учиться только в специальных условиях, а специальных условий мы вам создать не можем. Поэтому идите куда-нибудь в другое место .

Дети-инвалиды составляют в Новгородской области 2% от численности детского населения, образовательные услуги предоставляются им в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, по данным комитета образования, науки и молодёжной политики Новгородской области по состоянию на 01.01.2010 1876 детей - инвалидов (84% от общего количества детей-инвалидов) получают образовательные услуги (347 - в дошкольных учреждениях, 644 - в общеобразовательных учреждениях; 500 - в специальных учреждениях; 317 - обучается на дому; 68 - в учреждениях начального и среднего профессионального образования). Обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Новгородской области от родителей, имеющих детей-инвалидов, и анализ информации, полученной в ходе посещения общеобразовательных и специальных учреждений, указывают на недостаточные усилия со стороны органов власти в решении вопросов обучения и воспитания детей-инвалидов .

Сами инвалиды оценивают качество своего общего, начального и среднего профессионального образования как недостаточное, и видят в этом препятствие для поступления в высшие учебные заведения. И даже, если инвалид поступает в высшее учебное заведение, он сталкивается с огромным количеством проблем - невозможно добраться до учебного заведения из-за отсутствия доступного транспорта; отсутствие удобств в здании учебного заведения (архитектурная среда); недоступность библиотек; совмещение обучения и медицинской реабилитации; недостаток общения.

Сейчас появилась возможность получать образование по Интернету - это, конечно, хороший шанс, но он упирается в финансовую недоступность для большинства детей- инвалидов . Для решения проблемы финансовой недоступности Уполномоченный по правам человека в Новгородской области Матвеева Г.С. предлагает разрабатывать льготные тарифы для инвалидов при использовании Интернета и мобильной связи. Это поможет раздвинуть границы общения инвалидов и увеличит шансы для получения образования. Все те, кто обеспечивает получение образования детьми - инвалидами должны понимать - залог успешного профессионального будущего этих людей - в качественном образовании сегодня.

Несмотря на все трудности, люди с ограниченными возможностями разными способами борются за реализацию своего права на образование: обращаются к Уполномоченному по правам человека, во Всероссийское общество инвалидов, в суд, пишут Президенту Российской Федерации, в Министерство здравоохранения и социального развития и др. А в 2010 г. ассоциация молодых инвалидов «Аппарель» провела в Калининграде международный семинар «Права человека - путь к демократии». На мероприятии более 40 участников рассматривали различные вопросы отстаивания людьми с ограниченными возможностями своих прав и законных интересов, противодействие дискриминации и равноправному участию в повседневной жизни общества. Основная обсуждаемая и продвигаемая мысль - каждый человек должен иметь равные возможности на получение качественного образования и востребованной профессии, трудоустройства и достойный заработок, на создание семьи и меть детей, воспитывать и обеспечивать их .

Ценен опыт, который имеется в сфере осуществления инвалидами своих конституционных прав на образование. У Николая Ткаченко – детский церебральный паралич. Он мог передвигаться только на рычажной коляске, тем не менее решил учиться на дневном отделении Социального института Уральского государственного университета. Поступил он туда без экзаменов по результатам собеседования, так как уже имел «красный» диплом об окончании техникума. Первые три семестра замучился переезжать из корпуса в корпус и с этажа на этаж. Здание без лифта - серьезное испытание для инвалида-колясочника. Николая выручали ребята-сокурсники: носили его на себе по этажам, помогали доехать до нужного здания на автобусе. Лишь к концу второго курса занятия стали происходить в одном месте. В 2004 году Ткаченко успешно защитил диплом. Станислав Банников получил травму позвоночника в 10-м классе. Инвалидная коляска стала для него судьбой, но не тюрьмой. Окончив школу на дому, юноша поступил на заочное отделение юридического института на льготных условиях. Во время сессии приезжает в институт на своем автомобиле. Вход в здание не удобен для колясочников, зато там есть лифт. Так как студентов на колясках немного, администрация учебного заведения старается следить, чтобы во время сессий лифт работал исправно

До сих пор путь в образование для инвалидов тернист и сложен. Общество не готово к тому, что люди с ограничениями в состоянии здоровья хотят получать образование наравне со здоровыми .

Очевидно, что большинство школ и вузов не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья) . Лишь в некоторых вузах существуют центры по обучению студентов-инвалидов.

Для облегчения реализации права на образование людьми с ограниченными возможностями необходимо предпринять следующее:

  1. Довести до людей-инвалидов необходимую комплексную информацию о праве на образование и способах его реализации;
  2. Провести анализ проблем при получении образования лицами с ограниченными возможностями для их устранения;
  3. Усовершенствовать законодательство России в данной сфере;
  4. Создать специальную образовательную среду для инвалидов в учебных заведениях.

«Есть мнение, что человеку все доступно, если он нормальный, но что означает быть нормальным? Нормальность зависит от среды, в которую погружен человек. Он может находиться и на дне океана, и в открытом космосе, что, конечно, является ненормальным. Возможности любого человека весьма ограничены» - сказал в своем выступлении руководитель российского филиала Фонда имени Розы Люксембург (Германия) Петер Линке. По его мнению, важно создать такое социальное пространство, в котором отличие инвалидов не будет принципиальным .

Инвалиды - это люди с некоторыми ограничениями по здоровью. Но вовсе не обязательно с ограничениями в интеллекте, способностях, человеческом потенциале. В большинстве своем они воспитаны жизнью в мужестве, терпении, тяге к знаниям. Как мы относимся к инвалидам (также как к детям и старикам), - это своего рода тест на человечность, на цивилизованность, на нравственную состоятельность… И для сегодняшней России, стремящейся утвердить свою демократичность и развитость, успешно пройти этот тест - принципиально важно. Если нам удастся на деле реализовать прогрессивный социальный подход к инвалидам, максимально интегрировать их в общество, на деле обеспечить их права, это будет сильнейший, символический сигнал, означающий, что Россия окончательно вышла из полосы «дикого рынка» и вошла в полосу качественно иного развития. Если мы добьемся, что люди с ограниченными возможностями здоровья в массовом порядке начнут появляться в общественной и трудовой сферах, в политике, науке, культуре, это изменит страну и всех нас .

Список литературы:

I Нормативные правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (дата обр.: 23.11.2011);
  2. Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г. URL: http://www.downsyndrome.ru/law/1360219/ (дата обр.: 23.11.2011);
  3. ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации». URL:
  4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115882/ (дата обр.: 23.11.2011);
  5. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117062;fld=134;dst=4294967295;from=109964-0 (дата обр.: 23.11.2011);

II Литература и периодические издания:

  1. Ананьева Г. Студент в инвалидной коляске // Социальная защита, 2007 г., № 3, с. 24‑27;
  2. Демина О. Инвалиды России - за подписание Конвенции // Вопросы социального обеспечения, 2008 г., № 12, с. 7‑13;
  3. Жаворонков Р.Н. Механизм реализации права инвалидов на образование, закрепленный в Конвенции о правах инвалидов // Дефектология, 2009 г., № 4, с. 81‑90;
  4. Матвеева Г.С. Специальный доклад «Положение людей с ограниченными возможностями в Новгородской области», 2006 г. URL: http://region.adm.nov.ru/region/right/documents/invalids_pol.php;
  5. Матвеева Г.С. >Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Новгородской области в 2009 году», 2010 г. URL: http://region.adm.nov.ru/region/right/doclady.php ;
  6. Миронов С. Инвалидность: выйти из тупика // Вопросы социального обеспечения, 2008 г., № 20, с. 35‑36;
  7. Мир должен быть одинаково открыт для здоровых людей и инвалидов // Вопросы социального обеспечения, 2009 г., № 13, с. 8;
  8. Равные возможности для всех // Вопросы социального обеспечения, 2010 г., № 7, с. 16;

III Ресурсы сети интернет:

  1. Инвалидность - не приговор! А болезнь не препятствие к жизни. URL: http://www.inva-life.ru/news/invalidnost_ne_prigovor/2011-06-10-102 (дата обр. 23.11.2011);
  2. Инклюзивное образование детей-инвалидов. URL:
  3. http://inva.tv/index.php/2009-10-29-13-49-19/149-2010-01-29-15-11-18 (дата обр.: 23.11.2011).

Преференции для ребенка-инвалида и его семьи предлагаются в различных сферах: медицинской, жилищной, социокультурной, трудовой. Гарантии государства призваны облегчить жизнь, поддержать и защитить права детей и их близких.

Присвоение инвалидности ребенку осуществляется экспертной комиссией. В результате медицинского освидетельствования родителям выдается заключение, образец которого изображен на фото.

Ребенком-инвалидом признан несовершеннолетний гражданин, имеющий стойкие проблемы со здоровьем разной степени тяжести. Экспертной комиссией, наряду со свидетельством, выдается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА), где детально указываются необходимые меры по восстановлению и поддержке.

С этого момента государство гарантирует ребенку и его семье права и льготы, установленные законодательно.

Нормативное регулирование совершается на основе:

  • Конвенции о правах человека;
  • Конвенции о правах инвалидов;
  • Конституции РФ;
  • Федеральных законов - «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ФЗ № 181 от 24.11.1995 года), «О государственной социальной защите» (ФЗ №178), «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273);
  • Постановлений Правительства РФ - о медицинской помощи (№ 890), жилищных льготах и правах (№ 649);
  • Жилищного, Гражданского и Семейного кодексов;
  • Трудового кодекса РФ.

Права ребенка регламентируются также Указами Президента России, приказами Министерства здравоохранения и другой ведомственной документацией. На уровне регионов вводятся дополнительные меры соцподдержки.

Основные права ребенка-инвалида:

  • На лечение;
  • На воспитание и образование;
  • На материальную помощь и льготы;
  • На социальное обслуживание;
  • На приемлемые условия проживания;
  • На участие в культурных и общественных мероприятиях;
  • На труд.

На медицинскую помощь и охрану здоровья

Медицинское обслуживание, лечение и реабилитация положены детям-инвалидам бесплатно () на основании ИПРА. Образец первого листа документа изображен на фото.


Права на бесплатную и льготную медицинскую помощь ребенку включают:

  • Консультации в поликлинике, лечение в стационаре, реабилитационных центрах;
  • Обеспечение лекарствами из списка, установленного законом. Согласно Постановлению Правительства № 890 , для детей до 6 лет все медсредства бесплатны;
  • Предоставление ТСР (технических средств реабилитации), медикаментов, протезирование;
  • Путевка на санаторно-курортное лечение и проезд ребенку и сопроводителю, ухаживающему за ним. На это период родитель (опекун) получает лист временной нетрудоспособности.

К приспособлениям для реабилитации относятся не только инструменты для передвижения. Сюда входят литература, другие информационные носители для родителей, средства для детей с проблемами со слухом, зрением (например, таблички со шрифтом Брайля) и так далее.

Использование реабилитационной техники, протезов, протезно-ортопедических приспособлений регламентируется Приказом № 215н. Детальное описание ТСР приведено в Приказе Министерства труда №374н от 18.07.2016 года.

В зависимости от тяжести функциональных нарушений, обстоятельств болезни, группы инвалидности, ребенок частично или полностью освобождается от оплаты протезно-ортопедических изделий. Дети, пребывающие на попечительстве государства, получают их бесплатно. Ремонт также оплачивается за счет бюджетных средств.

Для реализации права законный представитель ребенка обращается с заявлением в соответствующую инстанцию (например, в Фонд социального страхования).

Жилищные

Обязанность государства - обеспечить человека с ограниченными возможностями оптимальными условиями проживания.

  • Первоочередное право на жилье;
  • Предоставление дополнительной площади (10 кв. метров) или отдельной комнаты для ребенка. Эти квадратные метры не считаются излишними, плата за них начисляется не более, чем в одинарном размере с учетом льгот.

Право на жилье имеют семьи с несовершеннолетними инвалидами, длительно пребывающие в арендованной, коммунальной квартире или общежитии.

На жилищный учет ставят ребенка, который имеет заболевание из списка, установленного законодательством: ВИЧ, кожные, психические патологии и так далее. Помещение дается вне очереди.

С 2005 года при подаче заявления законных представителей в органы местного самоуправления квартира положена не в собственность, а по договору социального найма (семья ставится в общую очередь). При постановке на учет до 2005 года дается первоочередное право на выделение жилья.

ВНИМАНИЕ! Основанием для получения квартиры при наличии ребенка-инвалида признано проживание на одной площади с другой семьей, имеющей тяжелого больного, что делает совместное пребывание на одной территории невозможным.

Государством также контролируются условия жизни детей. Меры по обустройству жилплощади с учетом потребностей инвалидов отражены в Постановлении Правительства РФ № 649 от 09.07.2016.

Законодательством также предусмотрено право на участок земли под:

  • Строительство;
  • Садоводство;
  • Фермерское хозяйство.

На образование

Ребенок с проблемами по здоровью имеет внеочередное право зачисления в детский сад, посещение его бесплатно.

При получении школьного образования возможно несколько вариантов:

  • Обучение ребенка в обычных общеобразовательных учреждениях , если допускает его состояние (например, при аутизме);
  • Прохождение специализированных программ в коррекционных заведениях - для глухих, слепых, слабовидящих, слабослышащих, с легкой умственной отсталостью, с ДЦП. Часто такие школы имеют статус интерната;
  • Образование на дому - для перевода на такую форму необходимо заключение ПМПК о том (психолого-медико педагогической комиссии), что ребенок не может учиться в группе или спецучреждении. Учитель регулярно приходит к ученику, например, проводя 3 урока по полчаса 3 раза в неделю;
  • Дистанционное обучение - относится к надомному, но преподаватель проводит занятия через Интернет по расписанию. Компьютер и иные средства для учебы положены бесплатно;
  • Обучение законным представителем - закон об образовании 2010 года позволил родителям самостоятельно учить детей в любой форме. Ежегодно проводятся проверки знаний, по окончании курса - экзамены.

При сдаче ребенком ЕГЭ предусмотрен щадящий режим. При получении хороших результатов он получает приоритетное право зачисления в среднее или высшее образовательное учреждение. Однако у ребенка не должно быть медицинских противопоказаний для учебы.

На социальную реабилитацию

Социальное обслуживание и реабилитация включают:

  • Помощь в устройстве в специализированное заведение, выборе программы обучения;
  • Создание подходящих бытовых и жилищных условий;
  • Духовное и физическое развитие, психологическую поддержку ребенка и его окружения;
  • Организацию развлечений, досуга;
  • Содействие в проявлении творческих способностей, самовыражения;
  • Обучение ребенка навыкам контакта и взаимодействия с внешним миром, самообслуживания, бытовой ориентации;
  • Работу с родителями - формирование правильного понимания и восприятия ситуации, психологическую и поведенческую коррекции.

Социокультурные

Права ребенка рассмотрены в в Приказе Министерства культуры РФ № 3019 от 10.12.2016 года.

Учреждения культуры обязуются предоставить:

  • Доступ инвалидов к объектам и услугам;
  • Приемлемые условия для посещения культурных мест;
  • Информирование детей и родителей о программе.

Эти меры позволяют инвалидам посещать выставки, музеи, театры, реабилитационные кружки и секции, участвовать в экскурсиях.

На жизнь в безбарьерной среде

Право предполагает доступ инвалидов к различным объектам наравне со здоровыми людьми.

Сооружения должны быть оснащены:

  • Пандусами;
  • Удобными подъездами;
  • Лифтами;
  • Кнопками вызова помощи;
  • Санитарными комнатами и так далее.

Парки, проезжие части и другие зоны также обеспечиваются спецоборудованием:

  • Светофорами со сигнализацией;
  • Информацией в звуковом или ярком световом формате;
  • Средствами связи и так далее.

На юридическую помощь и информирование

  • Юридические консультации с пояснениями норм и положений;
  • Помощь в поиске статей, разработке стратегии для разрешения сложной ситуации;
  • Составление и оформление документов, запросов в госструктуры;
  • Представление ребенка и его семьи в органах власти, суде.

Обращаются за помощью юристов в бюро, к адвокатам, работающим по госпрограмме.

На получение алиментов

По Семейному кодексу РФ сумма алиментов на ребенка-инвалида рассчитывается стандартно. Платежи составляют 25% дохода родителя, при выплате на 2 детей - 33%, на большее число - 50%.

Если ребенку нужна платная медицинская помощь, уход, реабилитация, алиментоплательщик обязан вносить финансовый вклад на покрытие расходов

На трудовую деятельность

Право инвалидов на труд реализуется путем создания на предприятиях специализированных рабочих мест.

Мера достигается путем:

  • Предоставления льгот организациям, имеющим таких сотрудников;
  • Установления квот для приема инвалидов и минимального числа мест для них;
  • Резервирования вакансий, ориентированных на трудоустройство людей с ограниченными возможностями;
  • Создания дополнительных мест за счет бюджетных средств и условий для предпринимательства инвалидов.

Государство гарантирует человеку с проблемами со здоровьем комфортные и специально оборудованные рабочие места. Сотруднику-инвалиду положены упрощенные условия труда и приемлемый график.

На материальную помощь

Законодательно закреплены денежные пособия ребенку и лицам, ухаживающим за ним:

  • Социальная пенсия. Выплаты назначают на основании свидетельства об инвалидности. Максимальная сумма составляет 12432,44 рубля (с 01.04.2019 года). В разных регионах страны сумма несколько отличается;
  • Пособие по уходу за инвалидом. Для его оформления родитель должен не иметь дохода (зарплаты, других пособий, пенсии). Пособие выплачивают любому ухаживающему лицу, невзирая на степень родства. Его размер для родителей в 2020 году составляет 5500 рублей (в планах увеличение до 10 тысяч рублей с 1.07.2019 года), для иных лиц - 1200 рублей;
  • Ежемесячная выплата. С 1.02.2019 максимальная сумма начисления – 2701,2 рублей.

Выплаты и льготы

Право ребенка на льготы, выплаты и прочую поддержку сохраняются до и после наступления его совершеннолетия.

Возможные трудности при реализации прав

Проблемой при исполнении прав и свобод, предусмотренных для инвалидов, выступает несовершенство законодательства. Многоуровневая система реализации - причина длительного и неполноценного выполнения гарантий.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ребенок и его родители:

  • Трудности образования. Коррекционных учреждений мало, в них часто не хватает мест или они значительно удалены от места проживания инвалида. Обычные школы, колледжи, вузы не располагают необходимым оборудованием и специально обученными педагогами;
  • Недостаточность материального обеспечения таких семей, медицинских льгот. Большинство процедур, лекарств для ребенка родители оплачивают сами, чтобы не упустить время. Бесплатный план реабилитации часто недостаточен и требует дополнений;
  • Необустроенность сооружений, территорий. Это создает сложности при передвижении, лишает человека с ограниченными возможностями самостоятельности;
  • Слабая профессиональная подготовка и проблемы с трудоустройством;
  • Проблема адаптации в обществе. Сохранение негативного восприятия инвалида, как неполноценного и бесполезного человека.

Для комфортной жизни и счастливого детства ребенку-инвалиду требуется совместная помощь родителей, медицинских работников, учителей, общества. Совершенствуя законодательство о правах таких детей, государство создает благоприятную среду для их физического и духовного развития. Всесторонняя поддержка позволит избавить ребенка и его семью от большинства ограничений и изоляции от общества.

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2020 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2020 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?

Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:

  • Конвенция о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс.
  • Семейный кодекс.
  • закон об опеке.
  • Конвенция о правах инвалидов.
  • закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  • закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.

Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав


Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.

Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.

Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.
Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование

В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:


В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.

Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.

Транспортные льготы

Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.

В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.

Денежные выплаты

Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).

Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:

  • пенсия;
  • ежемесячная выплата;
  • дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.

Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.

Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.

Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.

Досрочный выход на пенсию родителей

Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.

Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.

Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.

Защита прав детей инвалидов

Несовершеннолетние инвалиды не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:

  • законные представители;
  • районный отдел опеки;
  • органы соцзащиты населения;
  • прокуратура;

Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей/опекунов. Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя.

Если родители/опекуны не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности.

Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки.

Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района.

Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.

Рассмотрев, на что имеет право ребенок-инвалид, можно сделать вывод о том, что законодатель уделяет особое внимание данной категории граждан. Однако реализация всех указанных возможностей на практике сильно ограничена в связи с большим количеством бюрократических проволочек. Для получения каждого конкретного вида помощи или льгот необходимо собирать пакет документов, предоставлять в определенный орган. Кроме того, эти действия зачастую связаны с очередями, что создает дополнительные трудности. Таким образом, данная сфера нуждается в доработке.

В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.

Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.

Законодательные основы вопроса

Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.

Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:

  • № 181-ФЗ от 24.11.1995;
  • № 273-ФЗ от 29.12.12.
Подсказка: инклюзивное обучение - это организация учебного процесса с учетом потребностей каждого ребенка в общеобразовательных организаиях.

Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:

  • включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
  • организации для них доступного обучения по месту проживания;
  • обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
  • принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Скачать для просмотра и печати:

Условия организации обучения

Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних. В частности, виды получения учебных услуг таковы:

  • путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
  • домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.

Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.

Они описаны в таблице:

Звено обучения Создаваемые условия
Младшее (садики) Создание специализированных дошкольных учреждений и групп
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек)
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников
Обеспечение ДОУ специалистами:
  • массажистами;
  • логопедами;
  • психологами;
  • тренерами и другими.
Консультирование родителей по вопросам воспитания
Создание инфраструктурной доступности:
  • пандусов;
  • расширенных коридоров и тому подобное
Среднее Разработка специализированных программ
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения
Предоставление качественного медобслуживания
Повышение инфраструктурной доступности зданий
Высшее и среднее специальное Предоставление преференций по зачислению на первый курс
Обеспечение дистанционной формой получения знаний

С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:

  1. Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
  2. Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.

Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:

  • удобные передвижные кресла;
  • подходящие канцелярские принадлежности;
  • литературу и другое.

Варианты предоставления обучения

Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:

  • создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
  • подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.

Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:

  • в виде семейного обучения;
  • дистанционно;
  • надомное обучение.
Подсказка: для принятия индивидуального плана занятий необходима инициатива родителей. Мама или папа должны самостоятельно обратиться к руководителю школы.

Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:

  • отдельные уроки;
  • кружки и дополнительные занятия;
  • массовые увеселительные мероприятия.

Домашнее образование


Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.
Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:

  • заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
  • справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
  • заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.

Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:

  • заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
  • зачисляет ребенка в число учеников;
  • оформляет необходимую документацию;
  • составляет учебный план;
  • назначает учителей для его реализации.

Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Дистанционное обучение

Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:

  • веб, чат-занятия;
  • телеконференции;
  • телеприсутствие;
  • интернет-уроки.

Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:

  1. прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
    • материального положения семейства;
    • дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
  2. получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
  3. получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
  4. прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
  5. развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
  6. принять участие в исследовательской деятельности;
  7. получать консультативную помощь специалистов:
    • психологов;
    • медиков;
    • педагогов и других.

Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.

Перечень привилегий для инвалидов


В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:

  • Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
  • Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
  • Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
  • Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.
Внимание: преференция по зачислению в ВУЗ вне конкурса может быть использована только один раз в жизни. Важно: в июне 2018 г. инвалиды получили новые привилегии при поступлении в ВУЗ. Теперь они могут подавать документы по квоте одновременно в 5 учебных заведений сразу по 3 разным направлениям. Ранее они могли сделать только в рамках 1-го ВУЗа и 1-го направления.

Проблемы обучения детей и инвалидностью в России

В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью. Они таковы:

  • Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
    • в зданиях отсутствуют пандусы;
    • дверные проемы слишком узки для колясочников;
    • учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
Внимание: власти выделяют средства для реконструкции зданий учебных заведений. Новые сооружения строятся по проектам, учитывающим потребности инвалидов. Но работа ведется медленно.
  • Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
    • неуверенности в себе;
    • низкой самооценки;
    • депрессивного состояния.

Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:

  • детские сады;
  • группы в дошкольных учреждениях;
  • школы.

Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:

  • готовятся специалисты;
  • поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
  • выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
  • формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Вывод: полноценное развитие детей-инвалидов во много зависит от окружающих людей. Всем родителям необходимо в процессе воспитания своих детей уделять внимание вопросам толерантного отношения к сверстникам, страдающим нарушениями здоровья.

Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео об образовании детей-инвалидов

26 января 2018, 23:57 Дек 4, 2019 00:26