Произношение звука з в словах. Определение позиции звука

Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: на­пример, место звука А в словах аист, два, мак, место зву­ка И в слова/ иней, лист, три.

При этом гласные произносятся протяжно, интони­руются, используются картинки.

Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью сле­дующих упражнений:

1. Разложить в три ряда картинки, в названии кото­рых есть звук Л: первый ряд - картинки, в названии кото­рых звук слышится в начале слова; второй ряд - картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий - картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, лу­ковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.

2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.

3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.

4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.

6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, по­суду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются со звука Л или оканчиваются звуком Л.

8. Игра "Светофор". Используется бумажная полос­ка, разделенная на 3 части: красная левая часть – начало слова, средняя желтая - середина, зеленая правая - конец. Логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на
красную, желтую или зеленую часть полоски.

9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинка­ми на звук Р и картонные прямоугольные полоски, разделенные каждая на три части (см. с. 134). В одной из частей полоски (в начале, середине или конце) написана буква Р. Логопед называет слово. Ученики определяют в нем место звука Р и закрывают картинку соответствующей по­лоской.

Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места зву­ков в слове)

Логопедическая работа по формированию - сложных форм фонематического анализа (определению последова­тельности, количества, места звуков в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению на основе современного понимания процесса овладения этим навыком.

Первоначальная задача процесса овладения детьми чтением состоит в том, чтобы ознакомить ребенка со зву­ковой материей языка: распознаванием звуков, выделени­ем их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.



В процессе чтения осуществляется воссоздание зву­ковой структуры слова по его графической модели. В свя­зи с этим одной из важных предпосылок успешного фор­мирования процесса чтения является умение не только вы­делять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав сло­ва, последовательность звуков в слове, место каждого зву­ка по отношению к другим звукам. Написанное слово лишь моделирует звуковую структуру слова, трансформируя вре­менную последовательность звуков речи последовательнос­тью букв в пространстве. Поэтому воссоздание и воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого пред­ставления звуковой структуры слова.

При развитии сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное дей­ствие, как уже отмечалось выше, проходит определенные этапы формирования: составление предварительного пред­ставления о задании, освоение действия с предметами, ос­воение действия в плане громкой речи, перенос действия в умственный план, окончательное становление умственно­го действия (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин).

В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализа как ум­ственного действия.

Первый этап - формирование фонематического ана­лиза с опорой на вспомогательные средства, на внешние дей­ствия.

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляются картинка, слово-название которой необхо­димо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определенного количества клеточек, по числу звуков в слове. По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками.

Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое осу­ществляет ученик, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове.



Развитие фонематического анализа основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и пос­леднего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом. Так, последовательность и место звуков в слове лук определяется следующим образом.

Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней - схема из трех клеточек. Логопед спрашивает: ""Какой первый звук в слове лук?" "Звук Л", - отвечают дети и фишкой закрывают первую клеточку. Слово повто­ряется детьми и логопедом. "Какой звук слышится в слове после Л?" "Звук У". Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ученики определяют, что после звука У слышится звук К, и закрывают фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове лук (первый, второй, третий звук).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово ана­лизируется. Графическая схема служит контролем правиль­ности выполнения задания. Если в процессе-анализа ока­зывается незаполненной одна из клеточек, ученик пони­мает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в речевом плане.

Опора на материализацию действия исключается. Формирование функции фонематического анализа перево­дится в речевой план - сначала с использованием картин­ки, затем без нее. Дети называют слово, определяют пер­вый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

Третий этап - формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последо­вательность и место звуков, не называя слова. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

Процесс формирования фонематического анализа должен предполагать не только усложнение форм анализа, но и постепенное усложнение речевого материала, повы­шение фонетической трудности слова.

Предлагается следующая последовательность предъяв­ления речевого материала:

а) слова из двух гласных: ау, уа;

б) односложные слова, состоящие из обратного (ум, ох, ус), прямого открытого (на, му, да), закрытого слога (дом, мак, нос, лук)",

в) двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.

г) двухсложные слова, состоящие из открытого и зак­рытого слогов: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

д) двухсложные слова со стечением согласных на сты­ке слогов: лампа, мошка, марка, мышка, горка, полка,сумка, санки, арбуз, ослик, карман, барбос и др.;

е) односложные слова со стечением согласных в на­чале слова: грач, врач, шкаф, стол, стул и т.д.;

ж) односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и др.;

з) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале слова: трава, крыша, крыса, грачи, врачи, брови, слива и др.;

и) двухсложные слова со стечением согласных в на­чале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

к) трехсложные слова: паровоз, канава, капуста, бабушка, кастрюля и др.

Параллельно с формированием фонематического ана­лиза слога и слова проводится работа по устранению нару­шений чтения. Так, при побуквенном чтении основное внимание обращается на то, чтобы в процессе чтения уче­ник ориентировался на гласную открытого слога, а затем произносил слог слитно. Например, при чтении слога МА до произнесения первого звука ученик должен уточнить, что последующей гласной в слоге является звук А, и только затем слитно произнести звуки слога.

Необходимость ориентировки на последующую глас­ную вызвана произносительной особенностью открытого слога. Артикуляция первого согласного звука в этом слоге зависит от последующего гласного. И поэтому слитное произношение слога возможно лишь тогда, когда опреде­лен последующий гласный звук. В этом случае артикуля­ция первого звука не будет артикуляцией изолированно про­износимого звука, что происходит при буквенном чтении, а будет начальной стадией артикуляции слога.

Усвоение действия фонематического анализа слова, а также навык чтения слогов с ориентировкой на последу­ющий гласный звук служат предпосылкой слитного чтения, способствуют устранению побуквенного чтения и искаже­ний звуко-слоговой структуры слова при чтении.

При исправлении ошибок чтения необходимо опи­раться на сформированные навыки звукового анализа. Так, при замене обратного слога прямым открытым ученик дол­жен по заданию логопеда провести анализ названного сло­га. Например, если вместо УТ ученик читает ТУ, логопед обращает внимание на первый звук произнесенного слога. Ученик определяет, что это звук Т. Тогда логопед задает вопрос: "Какая первая буква в данном слоге?" - "Буква У". Предлагается прочитать слог так, чтобы первым звуком был звук У.

В процессе коррекции нарушений чтения использу­ется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, задания с буквами разрезной азбуки, письменные упражнения.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ФУНКЦИИ ФОНЕМА ТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Вставить пропущенные буквы в данные слова: ви-л.а, крым, кош.а, но.ни.ы.

2. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: дом, мак, рот, муха, сани, лапы, банка, кошка, марка, крот, стол, волк, крыша, крышка, канава, капуста и др.

3. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук К был бы на первом (куст), на втором
(окна), на третьем месте (рак).

4. Выбрать из предложения слова с определенным ко­личеством звуков, устно назвать эти слова или записать их.

5. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

па- пар ко- кот

па-- пары ко-- козы

па--- парад ко--- кошка

па-------------------- паруса ко-- корова

6. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, рак, мак), с четырьмя (роза, рама, лапа, косы), с пятью (кошка, сахар, банка).

7. Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определенное количество звуков.

8. По сюжетной картинке подобрать слова с опреде­ленным количеством звуков.

9. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске:

Каждое последующее слово в ряду должно содержать на один звук больше, чем предыдущее слово.

10.Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Например: рот - крот, мех - смех, челка - пчелка, Оля - Коля, Аня - Ваня, осы - косы, луг - плуг, игры - тигры, дочка - удочка, точка, -уточка, еда - беда, пушка - опушка;

б) добавляя звук в конце слова. Например: бок - бокс, вол - волк, пар - парк, пол - полк, стол - столб, лис - лист;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов):

сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон, косы - козы - розы - роза - Рома - рама - мама – Маша - Саша - каша;

г) переставляя звуки:

пила – липа карп – парк кот – кто

палка - лапка гора - рога нос – сон

кукла - кулак ручка - круча мол – лом

волос - слово дон - дно Мара – рама

В работе по преобразованию слов можно использо­вать следующие четверостишия (по М.М.Лукашук):

С "Ч" над морем я летаю,

С "Г" в машинах я бываю. (Чайка – гайка)

С "М" меня ты надеваешь,

С "Л" собаку называешь. (Майка - Лайка)

С "К" я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С "П" - от. вас я не таю -

В каждом классе в ряд стою. (Карта - парта).

С "Б" смертельной я бываю,

С "М" меха я пожираю,

С "Р" актеру я нужна,

С "С" для повара важна. (Боль - моль - роль - соль)

Я - дерево. В родной стране

Найдешь в лесах меня повсюду.

Но слоги переставь во мне -

И воду подавать я буду. (Сосна - насос)

Лежу я на земле,

Прибита я к железу,

Но буквы переставь -

В кастрюлю я полезу. (Шпала - лапша)

Известное я блюдо, Когда ж прибавишь "М", Летать, жужжать я буду, Надоедая всем. (Уха – муха)

И по реке, и по пруду

Плыву я в тихую погоду,

Но вставь лишь "И", и поведу

Стальную птицу к небосводу. (Плот - пилот)

11. "Узнай названия диких животных по следующим буквам: лпеорад, егбемто, ркокилдо, некугур, вьедемд, оснорог.

12. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол), крапива (ива, парк, пар, рак, Ира, икра, арка, Кира), картина (тина, кит, рана, нитка, карта, танк, Кира и др.), табуретка (тур, бур, река, бур­ка, ракета, кета, рука, букет, бар, тара, утка и др.).

13. От записанного на доске слова образовать цепоч­ку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего, например: дом - мак - кот - топор - рот - тарелка - арбуз...

14. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Ученики от­гадывают написанное слово. Например: к. - . . (крыша).

15. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача - придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.

16. Составление графической схемы предложения и слова:

Предложение, слова, слоги:

17. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: нос - сон, кот - ток, лес - сел, дар - рад, сор - рос, топ - пот.

18. Заполнить схему. Например:

В левой части схемы лети записывают слова, закан­чивающиеся на звук Р, а в правой части - слова, начинаю­щиеся на этот звук.

19. Вписать буквы в кружки. Например, предлагает­ся вписать в кружки третью букву следующих слов (вместо слов можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Получилось слово книга. Назвать это слово.

20. Разгадать зашифрованное слово (или пословицу).

Из названий картинок выделить первый звук. Назвать по­лученное слово.

21. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Пример­ные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса, мак, сыр, косы.

22. Какой звук выпал из слова? Вместо крот получи­лось кот, лампа - лапа, рамка - рама, пилка -пила, мушка - мука.

23. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое полу­чилось из выделенных звуков. Например: луна - стол

кино – игла –И

лампа - мышь –м

окна - дом –о

нос Анна –н

24. Раскладывание картинок в соответствии с дан­ными графическими схемами:

Прямоугольник, разделенный на части, обозначает слово и слоги. Кружочки обозначают звуки: заштрихован­ные кружочки - согласные, незаштрихованные - гласные.

Логопед раздает картинки. Дети называют картин­ки, определяют в названии количество слогов, структуру каждого слога. После предварительного разбора картинка кладется в соответствующий столбик, т.е. к определенной схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба.

25. Придумать слова к графической схеме.

26. Выбрать из предложения слова, которые соот­ветствуют данной графической схеме.

27. Привести названия деревьев, цветов, животных, посуды, мебели, одежды, птиц, соответствующие данной схеме.

28. а) Найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии картинки, изображенной на карточке.

б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии картинки, изображенной на кар­точке. Предварительно определяется количество звуков в названии картинки, изображенной на карточке. Пример: к картинке дом подбирается картинка рама", к картинке флаг - книга и т.д.

29. Определить количество звуков в названии каж­дой картинки и положить под ними соответствующие циф­ры. Например:

30. Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка, пила. Дети называют картинки. Затем логопед дает задания: назвать слово в ко после Л слышится К, после Л произносится находится О и т.д.

31. Игра "Ромашка". На доске - контуры ромашки с прорезями для лепестков. Детям дается задание выбрать лепестки с изображенными на них предметами, названия которых состоят из 5 звуков, и вставить их в прорези.

32. Используя картинки, вписать недостающие первые три буквы в названия предметов на схеме. Предлага­ются, например, такие картинки: ложка, линейка, лейка, лента, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, мишка, соро­ка, майка, мышка.

... ка

. . . ка

. . . ка

33. Вписать недостающие три буквы в схему слова. Предлагаются картинки, названия которых как соответству­ют, так и не соответствуют схеме, например: линейка, лод­ка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа, лавка.

л ... а

л ... а

л... а

л... а

л ... а

34. Составить слово из первых звуков названных слов.

35. Игра "Как называется цветок?" Детям предлага­ется условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол,
санки.
Отгадка - пион.

Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лод­ка, азбука, машина. Отгадка - роза.

36. Кроссворды из отгадок. Например:

Погоризонтали:

1. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)

2. Красный хвост в землю врос, а зеленый хвост снаружи. (Морковь)

3. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождик)

4. Ночь уже не так темна, если светит нам... (Луна)

5. Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, на спинке - щетинка. (Свинья)

6. Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, по снежочку тык, тык. (Заяц)

7. Мы, проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим, в снег - бежим:

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

По вертикали:

8. Два конца, два кольца,

А в середине гвоздик. (Ножницы)

37. Отгадать ребусы. Закрыть каждую карточку циф­рой 6, 7 или 8 в зависимости от количества звуков в полу­чившемся слове.

38. Кроссворды на определенную лексическую тему. На­пример, кроссворд на тему "Посуда".

Ответы: 1 - чайник, 2 - чаш­ка, 3 - стакан, 4 - сковорода, 5 -блюдце, 6 - тарелка.

39. Чайнворды на определенную лексическую тему. На­пример, чайнворд на тему "Фрук­ты и ягоды":

Ответы: 1 - персик, 2 - клубника, 3 - абрикос, 4 - смо­родина, 5 - ананас, 6 - слива, 7 - апельсин. 40.

40. Чайнворды из загадок. Например:

1. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

2. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые рес­нички. (Ромашки)

3. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. (Игла)

4. Дом по улице идет,

На работу всех везет,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

5. Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет –

Она знать дает. (Собака)

6. В этом доме жильцы

Все умелые пловцы,

Что за дом такой -

До краев налит водой? (Аквариум)

7. Как столкнутся - стук да стук!

Тишину вспугнут вокруг.

Толстый тонкого побьет -

Тонкий что-нибудь прибьет.

Кто этот толстый? (Молоток)

8. Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Определяем место звука [у] в словах.

Занятие в старшей группе.

Цели занятия :

  1. Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [о], [у].
  2. Учить определять места звука [у] в словах (в начале, в середине или в конце слова).
  3. Развивать зрительное, слуховое восприятие.
  4. Формировать фонематический слух.
  5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование:

  • буквята А,О,У (из книги Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию» );
  • карточки «Поём вместе с гласными»;
  • картинки Зайчика и морковок (6 штук );
  • индивидуальные карточки для детей (картинки из книги Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно» );
  • демонстрационные карточки.

Ход занятия:

Давайте настроимся на занятие. Встали ровно возле стульчиков. Посмотрели друг на друга – улыбнулись, посмотрели на меня – улыбнулись.

Здравствуйте, садитесь.

Повторение

Новый материал

Хотите узнать, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Под кусточком на опушке
Держит ушки на макушке.
Ловят уши звук тревоги,
А спасают зверя ноги. (Заяц )

(Загадка из книги Е.В. Баринова «5000 загадок»)

На доске появляется зайчик.

(На прошлом занятии к ребятам приходила Белочка. Они помогали ей собирать шишки на зиму. )

– Как вы думаете, почему он к нам пришёл? (Просит помощи, как Белочка.)

– А что, Зайчик делает запасы на зиму? (Кто-то ответил: «Да». Пришлось вспоминать, что зайцы не делают запасов на зиму, что у них нет домика-дупла, куда складывать запасы.)

– Он просто проголодался. Ведь огороды уже убрали, ему негде взять еды. А кора надоела. Хочется чего вкусненького. Как вы думаете, чего? (Останавливаемся на морковке)

Поможем Зайчику достать морковку?

Игра «Морковки для Зайки»

Детям предлагается определить место звука [у] в словах и обозначить красным квадратом в словах-полосочках. За каждое слово они получают морковку для Зайчика.

Детям показывают морковки.

(На доске вывешивается задание, дети получают индивидуальные карточки).

– Нам нужно приготовить красный карандаш. (Ребята достают из коробки красный карандаш ).

– Покажите сигнал готовности. (Поднимают карандаш вверх ).

– Молодцы, все готовы. Начинаем.

– Зайчику нашему очень страшно в лесу. Он всего боится. Вот и сейчас, кого он испугался? (Совушку-сову ).

– Давайте произнесем слово СОВУ-У-УШКА. Где место звука [у]? Давайте отметим это в слове-полосочке.

– Но ведь сова днём спит. Давайте её задобрим, чтобы она не проснулась.

Физминутка:

Ах ты, совушка-сова, (Руки на поясе )
Большая голова. (Поднять руки вверх и опустить их через стороны )
На суку сидишь, (Присесть на корточки, руки на коленках )
Головой вертишь, (Поворот голову из стороны в сторону )
Глазками хлоп, хлоп, (Встать в и.п., хлопки руками )
Ножками топ, топ, (Топают ногами )
И летишь, летишь, летишь. (Показать руками полёт совы )

– Молодцы! Вы заработали для Зайчика первую морковку!

– Давайте найдем место звука [у] в слове У-У-УШИ.

(На доске возле Зайчика появляется вторая морковка ).

– А что кроме морковки любит наш Зайка? Правильно КАПУ-У-УСТА.

– А это кто шуршит в кустах и пугает нашего друга? У-У-УЖИ.

– Ну, что, пора прощаться с нашим Зайчиком. Занятие подходит к концу. Давайте помашем ему рукой. Последняя морковка за слово РУ-У-УКА..

– Молодцы! Сколько морковок вы заработали? (6 ).

– Как вы думаете, наш Зайчик доволен? Посмотрите, как он вам улыбается. На этом наше занятие подошло к концу. До свидания.

Образец детской карточки:

Список литературы:

  1. Л. Бурмистрова «Сказка в страну Словографию».
  2. Е.В. Баринова «5000 загадок».
  3. Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».

Определение позиции звука

в слове

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКДОУ Д/С

КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №25

СОРОКИНА ОЛЬГА БОРИСОВНА


Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук слышится в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова и способность выделять звук из слова.

Сложными формами фонематического анализа являются количественный, последовательный и позиционный анализ (И. А. Смирнова).


Выделение звука на фоне слова - Выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет); - Определение первого звука в слове; последнего звука в слове; - Установление места звука (начало, середина, конец слова);


Для узнавания звука в слове: - ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине слова); - согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки М, Н, Р, Л, или глухие согласные К, Т, П, X, С, Ц, Ч, стоящие в конце слова), а звонкие согласные не используются, так как в конце слова оглушаются; - любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).


Для определения первого звука в слове: - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ; - остальные согласные звуки. Для определения последнего звука: - легче всего из конца слова выделяются глухие взрывные согласные; - ударные гласные; - сонорные согласные; - щелевые согласные. Для определения места (начало, середина, конец слова) Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.


Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая: - сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком; - далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова; - затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук; - и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.


Дети часто путают «начало», «середину» и «конец» слова. Чтобы помочь им, в работе использую карточки-схемы («рыбки») для определения места звука в слове. Голова рыбки – начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова. «Рыбки» нужны для занятий в старшей группе, а дети подготовительной группы ориентируются в структуре слова, и можно использовать карточки-схемы без «рыбок».



  • Упр. «Назови первый звук в именах детей». Аня, Уля, Оля, Осип, Ира, Игорь, Эля, Эдик.
  • Упр. «Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается их название»
  • Игра «Кто лучше слушает?» Выбрать из рассказа слова, начинающиеся на звук [О]. Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Дети поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.
  • Упр. «Прослушай слова и назови звук, который слышится в начале слова». Осень, астры, уши, имя, ужин, армия, эхо.

Упр. «Подбери слова со звуком [А] для куклы Ани, со звуком [О] для Оли».

Логопед показывает детям кукол, изображающих мальчиков или девочек, даёт им имена в зависимости от темы занятия. Каждой кукле предлагается подобрать подарки из ряда предметов, так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени куклы совпадали.


Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке.

Длинная и гибкая,

Охотится за рыбками,

Порой пуста, как дудочка,

А петь не может ….

(удочка)


Упр. «Найди сбежавший звук».

Логопед читает стихи, в которых есть слова с пропущенным первым звуком. Дети должны догадаться, в каком слове пропущен звук, произнести это слово, а затем выделить и назвать ""сбежавший" звук. За каждый правильно названный звук дается фишка.

Примерные тексты для игры: Жил на свете человек. Скрюченные _…ожки, И гулял он целый век по скрюченной _…орожке. А за скрюченной рекой в скрученном _ …омишке Жили летом и зимой скрюченные _…ышки. И стояли у ворот скрюченные елки, Там гуляли без забот скрюченные _…олки. И была у них одна скрюченная _…ошка, И мяукала она сидя у окошка.


Подбери названия овощей, фруктов, ягод, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

Овощи: кабачок, лук;

Фрукт: персик;

Ягоды: крыжовник.


Дидактическая игра "Доскажи звук".

Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере…. Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё…. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал зая…. Поскорее наливай мне в стакан горячий ча….


Упр. «Кто больше?»

Цель : Учить находить на картинке слова с заданным звуком. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). Оборудование : сюжетные картинки, на которых изображены предметы с заданным звуком, фишки. Детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в середине, в конце). За каждое правильно названное слово даётся фишка. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.


Игра «Цепочка»

Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее.

Игра «Волшебные бусы».

Игры могут быть устные, с перекидыванием мяча,

Это один из вариантов игры «Цепочка слов».

а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению. Начинаем с картинки, помеченной специальным значком.

Начинает игру логопед, он прикрепляет сначала определенную бусинку. Дети называют картинку, выделяют и определяют последний звук, после чего находят картинку, где этот звук слышится в начале слова, и прикрепляют следующую бусинку, и так до тех пор, пока все бусинки не будут «нанизаны». Затем дети проговаривают слова еще раз, четко выделяя первый и последний звуки.


Игра «Подумай, не торопись».

Детям предлагается:

  • Подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а последний звук [Т];
  • Ответь, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.
  • Подобрать слово, которое начинается на последний звук слова сто л ;
  • Вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова лис а ;

Упражнение «Найди место звука»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Ход игрового упражнения: педагог произносит слова, ребенок определяет место заданного звука в слове и перемещает фигурку в начало (середину или конец) дорожки.

Нажимая на зажим, дети легко перемещают фигурку по карточке.



Игра «Собери колесо”

Подбираем картинки в названии которых слышится звук [С]. Определяем позицию звука в слове.


Игра «Аквариум»

Цель: закреплять умение определять место звука в слове.

Если звук [Ш] слышится в начале слова, пускаете рыбку в первый аквариум, в середине слова - в средний, в конце слова – в последний…


Игра «Весёлый паровозик».

Цель: Учить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Картинный материал: картинки с заданным звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры: На крыше вагончика находится схема из трех квадратиков: в первом вагончике закрашен первый квадратик, во втором – второй, в третьем – третий. Детям нужно поместить картинки в соответствующие вагончики. Если заданный звук слышится в начале слова, то картинку помещают в первый вагон и т.д.


Игра «Рассели картинки по квартирам».

«Расселить» картинки с заданным звуком в три подъезда: в первый подъезд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, во второй – в середине слова, в третий подъезд– в конце слова.


Работа с карточками.

  • Придумай слово к заданной схеме.

игра "Закрась окошечко, где живёт звук"

Цель: определение места звука в слове.


Игра «Чудесный мешочек».

Ребёнок берёт из мешочка игрушку, или предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.


Игра «Телевизор».

Цель : Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Оборудование : «телевизор» и ленты с картинками предметов (для просмотра в телевизоре). Описание игры : На экране телевизора появляются изображения разных предметов. Дети называют то, что изображено на картинке и определяют место звука в слове.


игра «Рыболовы»

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука.


Игра «Угадай-ка»

Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.


Игра «Зайцы».

Цель: Учить определять наличие заданного звука в слове.

Ход игры: На крышах вагончиков размещены картинки, обозначающие звуки. Логопед размещает в вагоны пассажиров с заданным звуком, но одна картинка заданного звука не имеет. Ребенок – контролер находит «зайца», т.е. лишнюю картинку.



Анжела Гапоненко

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза основывается на навыках, сформированных в дошкольном возрасте:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова,

Вычленение первого и последнего звука,

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Большую трудность для детей представляет выделение первого звука из слова и слога. Например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове сумка, он вместо с называет су.

Работа по вычленению первого согласного звука из слова (слога) проходит гораздо быстрее, если дети научились вычленять согласный звук из конца слова, где он четко слышен, а так же сравнивать друг с другом слова с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Очень полезны задания на определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Основная задача: объяснить ребенку, что начало слова – это первый звук, конец слова – последний звук, все остальные звуки находятся в середине слова.

Предлагаю вашему вниманию игры, разработанные в практической многолетней работе, подходящие для фронтальных и индивидуальных занятий по развитию навыков звукового анализа.

Игра «Ёжики с корзинками» Цель : развитие фонематического слуха, дифференциация звуков на слух и в произношении.

Оборудование : две корзинки, две карточки с буквами (С и Ш, З и Ж и т. п., несколько предметов и игрушек, в названии которых есть изучаемые звуки (р-л, с-ш, з-ж, и т. д.).

Ход игры : на столе находятся предметы и корзинки с прикрепленными буквами. Ребенок выбирает любой предмет, произносит его название 2 раза (обычно и с утрированным звуком) и кладет в соответствующую корзинку. Если ребенок не умеет произносить изучаемый звук, то слово произносит педагог, а ребенок различает звук на слух. Другой вариант : к столу у доски выходят два ребенка-«ёжика», дается задание разобрать предметы, одному ребенку - в корзинку С, другому ребенку - в корзинку Ш.

Игра «Змейка» Цель : развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа слова.

1 вариант

Оборудование : на доске нарисована змея, пространство под змейкой разделено мелом на три части (под головой, туловищем и хвостом будем ставить предметные картинки). Картинки имеют в своем названии изучаемый звук, расположенный в начале и конце слова, или 2 вариант - в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок берет картинку, произносит ее название, утрируя изучаемый звук, и ставит на подставку доски в нужном месте. Если ребенок затрудняется, слово произносит педагог, одновременно ведя рукой по змейке.

2 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком карточка с нарисованной змейкой, на карточке пуговица, которую можно передвигать по нитке, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале, середине и конце слова.

Ход игры : ребенок произносит или слушает слово, ведя пальцем по змейке, затем двигает пуговицу в нужное место.


3 вариант

Оборудование : на столе перед ребенком две змейки, нарисованные на карточках, на скрепках – символ гласного (другой вариант - согласного) звука в начале и конце слова, несколько предметных картинок с изучаемым звуком в начале и конце слова.

Ход игры : ребенку нужно разложить картинки на две стопки под змейками, в зависимости от места звука в слове.



Публикации по теме:

Задачи: 1. Формировать умение у детей выполнять звуковой анализ слова. 2. Развивать умение определять гласные, твердые и мягкие согласные.

«В Королевстве звуков». Занятие по обучению навыкам формирования звукового анализа и синтеза Задачи: 1. Учить определять место звука [К] в слове. 2. Продолжать знакомить с понятиями «согласный звук», «твердый согласный», «мягкий.

Исходным процессом при обучении детей письму и чтению является звуковой анализ и синтез слов. Многие дети испытывают затруднение при расчленении.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Конспект занятия по совершенствованию фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза в ДОУ Конспект занятия «Путешествие в страну звуков и слов» Для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Совершенствование фонематических.

Конспект НОД по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Звук [Т] и буква «Т» Ф. И. О: Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель – логопед Образовательное учреждение: МДОУ д/с «Березка» Группа: подготовительная.

В статье приведены примеры дидактических упражнений и игр на развитие фонематического анализа, повышающие эффективность коррекционной работы. К статье прилагается презентация, в которой представлены пособия к упражнениям.

«Дидактические игры и упражнения по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями».

Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:

  1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
  2. Вычленение звука в начале, в конце слова. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).
  3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

Чтобы работа по развитию фонематического анализа имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке, эффективно проводить такие упражнения в виде дидактических игр.

Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения.

Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера. В-четвертых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по

развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Комплекс игровых упражнений по формированию фонематического анализа у младших школьников с речевыми нарушениями состоит из трех основных разделов:

1. Выделение звука на фоне слова.

Здесь можно предложить следующие задания, игры и упражнения:

  • Поднять руку, хлопнуть в ладоши, или топнуть ногой, или поднять карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р (или другой звук, в зависимости от цели урока). Слова называет логопед. Примерные слова: рама, нос, рыбак, шапка.
  • Определить, есть в слове звук Р или нет. Если в слове есть звук р – подними руку, если звука р нет – топни ногой: мука, пар, ракета, зима, лимон, замок.
  • Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук р.
  • Определить, в каком из двух слов слышится звук Р. Жалко – жарко, хорошо – плохо, рак – лак, пир – пил, рама – лама.
  • Назвать овощи, фрукты, или игрушки, в названии которых есть звук р.

Игра «Кто больше?»

Цель . Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование . Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры:

Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассказать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Поиграем с вами в эту игру.

Упражнение «Поднимись»

Цель : выделение звука на фоне слова, закрепление звуко – буквенных связей.

Начиная с нижней ступеньки, ребенок поднимается вверх, шагая пальчиком от одной ступеньки к другой.

  • на слух: « Есть в сказанном слове звук Ш – поднимись, нет – стой»
  • на основе собственного произношения: «Назови слова со звуком Ш»
  • на основе сухопроизносительных представлений: Посмотри на картинки, подумай, есть ли в их названии звук Ш. если есть – поднимись, нет — стой.»

Поднявшись вверх ребенок разглядывает, что за «шторками», определяет наличие или отсутствие звука в слове. На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

Упражнение «Колобок в лесу»

Инструкция: «К полянке, на которой в названии предмета звук С, Колобок покатится по прямой дорожке, звук Сь – по извилистой». Дети, определив наличие звука в слове, выкладывают соответствующую дорожку.

(Слайд № 4)

Упражнение «Подбери пару»

Цель : выделение звука на фоне слова.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 1, 2,3,4, 5, последний звук в слове, связывать с соответствующей буквой.

2. Вычленение из слова первого и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

Упражнение «Ёлочка»(1 вариант)

Цель : определение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Инструкция : «Определи первый (последний) звук в слове, обозначь его буквой и положи на желтый шарик» (по аналогии на оранжевый).

Упражнение «Елочка зажгись» (2 вариант)

Инструкция : «Послушай слово, назови первый звук в слове, положи соответствующий кружок».

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове, заданный номером фонарика (зажигая первый фонарик – выделяем первый звук, зажигая второй – выделяем второй звук в слове и т.д.)

Упражнение: «Речевое лото»

Цель : определение первого и последнего звука в слове.

Упражнение «Подскажи Петрушке звук».

Цель : определение последнего звука в слове.

Упражнение: «Ежик»

Инструкция : «Помоги ежику добраться до лесной полянки. Для этого назови слова, в которых изучаемый звук находится в начале, середине и конце слова». Дети называют слова, следя за появлением О соответствующего цвета в определенном месте схемы слова (таблица дается без О).

(Слайд №8)

Цель : вычленение первого (последнего) звука в слове, закрепление звукобуквенных связей.

Содержание : перед каждым ребёнком набор квадратов синего, зелёного, красного цветов (18 штук). Дети, услышав в слове первый звук, кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика из девяти квадратов, обозначая звук буквой, которую они кладут на квадрат. Логопед предлагает составить слова из букв, расположенных на синих и красных квадратах, затем на зелёных и на красных.

Упражнение «Волшебный коврик».

В этом варианте квадрат не является графическим изображением звука в слове.

Цель: определение места звука в слове.

Инструкция : «Положить квадрат синего цвета, если изучаемый звук находится в начале слова, квадрат красного цвета – в конце слова, квадрат зелёного цвета – в середине слова». Дети кладут соответствующего цвета квадрат, выкладывая узор коврика.

На последующих этапах работы детям предлагается узор из квадратов синего, зеленого, красного цвета. Дети подбирают слова с заданным звуком, ориентируясь на цвет квадрата.

Упражнение «Змейка»

Цель : определение места звука в слове.

(Слайд №9)

Упражнение «Светофоры».

Цель : определение первого (последнего) звука в слове.

Содержание: на наборном полотне выставляется три светофора. Дети должны «зажечь» определенный свет на светофоре, соответственно поставив картинку около светофора. Если в слове первый звук гласный, ребенок ставит картинку около того светофора, в котором должен загореться красный свет (по аналогии – синий и зеленый). Детям объясняют, что эти светофоры для слова, а не для людей, поэтому загорается синий, а не желтый свет.

На последующих этапах этот наглядный материал можно использовать, определяя 2,3,4, 5, последний звук в слове.

(Слайд № 10)

3. Определение последовательности, количества звука в слове. Установление места звука в слове по отношению к другим звукам.

Упражнение « Тайное слово»

Инструкция: «Определи первый звук слова, объедини их и ты узнаешь тайное слово, которое спряталось в этих клеточках».

Дети определяют тайное слово. Для закрепления звукобуквенных связей звуки обозначаются буквами.

По аналогии определяют 2, 3, 4, последний звук в слове, заданный цифрой звук по порядку, заданный цифрой звук в разбивку.

(Слайд № 12)

Упражнение «Лабиринт».

Цель : определение последовательности и количества звуков в слове.

Инструкция : «Помоги Сереже попасть на новогодний праздник, правильно назвав слова, подходящие к данным схемам». Дети называют слова с опорой на картинки и без них.

(Слайд №13)

Упражнение «Магазин».

Цель : определение количества звуков в слове.

По аналогии можно покупать на «деньги» — карточки с нарисованными красными кружками предметы, в названии которых один, два, три, четыре гласных звука. На «деньги» с одним кружком можно купить предмет, в названии которого один гласный звук.

Использование описанных игр и упражнений позволяет сформировать у детей навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Презентация:

Список литературы:

  • Волкова, Л.С.Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова. – М: Владос, 2006.
  • Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция/Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – Ростов-на-Дону; Спб., 2004.