Стадии развития и формирования ученического коллектива. Пути формирования ученического коллектива

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общешкольная;

работа с семьей и общественностью.

Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы работы педагога по сплочению ученического коллектива

Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является

формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно - эстетических отношений. Поэтому в процессе социально-педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Ученический коллектив - группа учеников, объединения общей целью, деятельностью, организацией этой деятельности.

Для работы педагога по созданию коллектива учащихся большое значение имеет правильное представление о том, что следует понимать под словом "коллектив" и какой коллектив выступает фактором развития и воспитания учащихся.

На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Поэтому к основным характерным признакам коллектива относятся:

наличие общественно значимых целей;

их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед;

систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность;

соответствующая организация совместной деятельности;

систематическая практическая связь детского коллектива с обществом;

наличие положительных традиций и увлекательных перспектив;

атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности;

развитые критика и самокритика;

сознательная дисциплина.

Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Выделяют три воспитательные функции коллектива:

организационную - детский коллектив становится объектом управления своей общественно полезной деятельностью;

воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

стимулирующую - коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Общественное мнение в коллективе - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность школьников с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного ученика воспринимается другими и как обращение к ним.

Процесс формирования коллектива требует постоянной и систематической работы, как коллектива педагогов, так и самих учащихся.

Эта работа связана, прежде всего, с реализацией следующих психолого-педагогических условий:

поддержанием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

учетом личностных особенностей каждого учащегося;

реализацией отношений сотрудничества педагога и коллектива учащихся;

использованием форм и методов, позволяющих поставить учащихся в активную позицию в процессе коллективной деятельности.

Реализация этих условий предполагает построение системы работы с коллективом, которая может включать в себя различные формы организации внеучебной деятельности. Такие, как:

специально подобранные тренинговые занятия, которые ориентированы на улучшение групповой атмосферы, получение дополнительной информации учащимися друг о друге, на сплочение коллектива, установление прочной обратной связи, повышение активности членов коллектива;

деловые игры, главная цель которых - выработка совместного коллективного решения, вовлечение всех членов коллектива в дискуссию;

Формирование коллектива будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и возможности его самоуправления с учетом той стадии развития, на которой он находится. Этот процесс протекает в два этапа:

сбор информации о коллективе и входящих в него членах;

2) организация адекватных его состоянию воздействий, главная цель которых - оптимизация влияния коллектива на личность каждого отдельно взятого члена и совершенствование коллектива.

Коллектив - это не просто система, это, прежде всего динамическая система. Он постоянно меняется, развивается, крепнет.

Одним из кардинальных вопросов в процессе формирования коллектива учащихся является коррекция психологического климата в нем. В данном случае можно говорить об основных (традиционных) и специальных (вспомогательных) средствах управления психологическим климатом. К основным средствам относятся: материально-бытовые условия, четкая организация учебно-воспитательного процесса, направленность деятельности коллектива, единство требований, перспективы коллектива, традиции коллектива, характер руководства коллективом, соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива, стиль взаимоотношений и другие.

Формы работы педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся, сформированностью классного коллектива как группы. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно - эстетическая деятельность, ролевой тренинг.

Групповые занятия - тренинги по формированию сплоченности коллектива являются своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем.

Формы организации воспитательной деятельности разнообразные:

воспитание в процессе обучения;

внеурочная деятельность;

внутриклассная деятельность;

межклассная деятельность;

внеклассная деятельность;

участие в работе творческих объединений;

массовая, общешкольная;

работа с семьей и общественностью.

Эти формы реализовываются в виде творческих дел, воспитательных мероприятий, прежде всего, это система школьных традиций.

Традиционные общешкольные праздники: День знаний, День Учителя, Посвящение в ученики (первоклашек), пятиклассники и старшеклассники, Новогодний марафон, День Победы, Прощание с начальной школой, Последний звонок, Выпускной вечер.

Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности.

Сплоченность коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
  2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. /И.П. Иванов - М., 1984.
  3. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения. - Минск, 1995.
  4. Каменская Е.Н. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. - М., 2008.
  5. Каракоеский В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М., 1996.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 имени Героя Советского Союза С.Т. Вагина»

Исследовательская работа

«Создание и развитие ученического коллектива

с учётом требований ФГОС»

Классный руководитель: Денисова Юлия Алексеевна

Г.Оренбург, 2016 г

Введение.

Обоснование актуальности.

Острые проблемы воспитания современного подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах является одной из основных задач, поставленных Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации.

Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» - станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе.

Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива.

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Основное предназначение ученического коллектива – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.

Развитие коллектива даёт возможность ученикам проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, в планировании деятельности коллектива, проявляется самоуправление.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Гипотеза: основана на предположении о том, что создание и развитие ученического коллектива невозможно без создания ученического самоуправления и будет более эффективным если: основными подходами к построению модели ученического коллектива станут: системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы;
- будет определено содержание деятельности всех участников коллектива;
основными критериями эффективности являются: гуманистичность педагогической деятельности и отношений в школе; наличие профессионального, стабильного и сплоченного педагогического коллектива; уровень воспитанности, духовности и культуры учащихся школы.

В связи с этим ЦЕЛЬЮ данного исследования является стремление на основе анализа

литературы изучить теоретические основы создания и развития ученического коллектива в общеобразовательном учреждении с учётом требований ФГОС.

Цель работы конкретизируется в следующих задачах:

    Изучение теоретических и методических аспектов по данному вопросу.

    Разработать и апробировать модель ученического самоуправления.

    Обосновать совокупность критериев оценки эффективности ученического самоуправления.

Объект исследования: 3 «в» класс МОАУ «СОШ №32» .

Методы исследования: В ходе исследования использовались взаимодополняющие друг друга теоретические и эмпирические методы:

Анализ документальных источников.

Социологический (анкетирование, опрос).

Диагностические (тесты) – использовались в качестве определения результативности воспитательного процесса.

Этапы исследования:

Первый этап – подготовительный.

1. Изучение литературы по проблеме.

На этом этапе поставила цель, задачи исследования. На подготовительном этапе составила план своей работы. Посетила библиотеку сети Интернет. Поработала с литературными источниками.

Второй этап – основной.

2. Анализ и обобщение опыта работы.

Он состоял из ряда заданий:

    Как развивать ученический коллектив, чтобы работа в нём была продуктивной?

    Как сделать так, чтобы результаты работы были наглядно и чётко представлены в классном уголке, чтобы их видели и родители и дети?

Главной целью создания и развития ученического коллектива считаю:

    Создание условий для свободного развития личности;

    Формирование коллектива единомышленников, уважающих друг друга, всегда готовых прийти на помощь другу, умеющих достойно выйти из конфликтной ситуации;

    Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;

    Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Третий этап – заключительный.

Поделилась опытом работы на родительском собрании в 3 «в» классе

Подготовительный этап.

Изучение литературы по проблеме.

«Коллектив» (от лат. collective – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

Признаки ученического коллектива:

    Сознательный характер объединения людей

    Единство общих и личных целей членов коллектива

    Чёткая организованная структура взаимоотношений

    Наличие органов самоуправления

    Интеллектуально-моральная атмосфера и благоприятный климат

    Защищённость каждого члена коллектива и чувство эмоционального комфорта

    Сплочённость

    Коллективная деятельность, единый результат

    Межличностные отношения (общее дело)

Методика организации и воспитания ученического коллектива.

    Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

    во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружелюбный и работоспособный коллектив.

Методика, направленная на создание и воспитание сплочённого коллектива.

    Воспитание ученического актива;

    Организация увлекательных мероприятий в учебной, трудовой, художественно-эстетический и спортивно-оздоровительной деятельности.

    Формирование здорового общественного мнения;

    Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Основной этап.

Анализ и обобщение опыта работы.

Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции « делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Теперь, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход.

Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.

Наша главная воспитательная задача теперь - создать условия для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он яркая, индивидуальная школьная личность, здесь в школе его место для самовыражения и самореализации.

Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.

Я вот уже девятнадцать лет работаю в школе. Все из них - классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от малышей - первоклассников до выпускников начальной школы - четвероклассников. Перед глазами, будто кадры киноленты: первые уроки, прогулки, праздники. Вот мой первый класс принимают в школу, вот праздник прощания с Азбукой, вот конкурс строя и песни. Праздники, концерты для родителей, конкурсы, экскурсии, постановки спектаклей, саночные походы, музыкально - литературные композиции, классные часы, КВН...-- это далеко не полный перечень наших классных мероприятий. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими учениками.

Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»

Перед собой я поставила ряд задач:

1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.

2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.

3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами.

В самом начале работы с детьми, когда 1-ки приходят ко мне, я знаю о них по рассказам воспитателей и по своим эпизодическим наблюдениям. И, тем не менее, чтобы узнать их лучше, я совместно с психологом провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе пока объединяет лишь формальность общего класса.

Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий не только терпения, но и выдумки.

Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.

В первые дни все ребята получили общественные поручения.

Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждую четверть происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).

Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала работа, которая привела ребят к мысли, что класс - это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.

В доме - семье есть время не только для веселья и отдыха, но и есть время и для труда. Поэтому на классных часах предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, а и те, кто значимо улучшили свои результаты. Таким образом, в классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.

Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, я провела тренинг «Давайте познакомимся», который запомнился ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.

Цикл бесед в 1 классе был посвящен теме: «Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми на классных часах, которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу. Такие игры, как: «Вот я какой», «Что я люблю делать?», «Все мы чем-то похожи», «Представление имени», и мн. др.

Уже во 2 классе ребята участвовали в конкурсе сочинений: «Я хочу рассказать о своём школьном друге». В сочинениях, отвечая на вопрос «За что вы любите общаться со своим другом?», ребята, прежде всего, указывают на душевные качества.

С каким энтузиазмом, азартом готовились ребята к каждому Новогоднему празднику. Все ребята были задействованы: пели, плясали, играли, читали стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы.

Со второго класса стали активными участниками школьных и районных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах.

На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с учителями предметниками, родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.

Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там.

Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.

Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение - это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей.

У нас много планов на будущее. И хочется верить в то, что эти дети будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.

Заключительный этап.

Поделилась своим опытом работы перед родителями своего класса.

Уголок класса в нашем классе выполнен из потолочной плитки в форме кораблика, в верхней части которого расположены грамоты и благодарности, расписание уроков, график дежурств по дням недели, список класса.

Ученики разбились по желанию на 4 звена: учебное, трудовое, спортивное и редколлегия. Вокруг иллюминатора каждого звена дети располагают звёздочки. Они отображают количество выполненных звеньями дел.

На большом парусе отражены все дела класса. Справа находится «Книга рекордов 3 класса». В ней ученики записывают свои достижения. Рядом с «Книгой рекордов» написан девиз класса. Рядом с девизом висит экран успеваемости, где каждое учебное звено записывает свои четвертные оценки. В центре паруса, запланированные учениками коллективные дела. Их мы обсуждаем на классных часах, потом заносим в уголок.

Например, какие дела запланировали на декабрь:

Всем ребятам выучить стихотворение Деда Мороза;

Нарисовать новогоднюю стенгазету (отв.: редколлегия);

Подготовить и провести классный час «Откуда взялась традиция праздновать Новый Год» (отв.: учебное звено);

Организовать детей и родителей на постройку горки (отв.: трудовое звено)

Но это не значит, что мы живём без проблем. Справа на корпусе корабля дети дают друг другу советы по устранению некоторых недостатков. Рядом расположена рубрика «Наши предложения». Это конвертик, куда ученики помещают свои пожелания.

Слева на корпусе корабля расположилась Доска почёта. На ней размещены фотографии детей. Рядом наклеиваем лист, на котором написано каждое хорошее дело ученика.

Также у нас есть большой стенд «Наша творческая жизнь». На нём мы помещаем лучшие работы, изготовленные на уроках труда.

Это только часть большой работы по созданию и сплочению коллектива. Надеюсь, что мой опыт покажется интересным коллегам.

Предполагаемый результат

Организованный, сплоченный, дружный коллектив класса;

Все учащиеся умеют самостоятельно добывать знания; умеют мыслить, отвечать за свои поступки;

Актив класса – яркие, творческие личности;

Высокий уровень воспитанности учащихся;

Учащиеся любят школу, класс, учителей;

Коммуникативные;

Бережно относятся ко всему, что их окружает;

Уважают взрослых, не обижают младших;

Ведут здоровый образ жизни;

Активные родители, уважающие учителей и живущие рядом и вместе с детьми.

Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;

Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

В ходе работы очень многое вспомнила.

В конечном счёте, моя позиция такова - мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой».

Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы.

Эту работу продолжу и на следующий год.

Вывод.

Таким образом, развитие ученического коллектива является частью школьной жизни.

Коллектив – специфическая организация деятельности, целью которой является саморазвитие личности. Ребёнок самоорганизуется, самоопределяется и одновременно кому-то подчиняется, кем-то направляется, даже если не ощущает этого. Значит, каждое подразделение, каждый элемент целого является одновременно и подчиненным, и самостоятельным звеном управления.

Важно, чтобы коллектив выполнял все функции, ему свойственные. А без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе.

    Коллектив - необходимый компонент современного воспитания.

    Его цель в современных условиях - адаптация детей к не прерывно изменяющимся жизненным условиям.

    Самоуправление в коллективе способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

    Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности
    школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.

    Коллектив способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.

    Формирует готовность участвовать в различных проектах.

Список литературы.

    Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Феникс, 2006.-288с.

    Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М: Академия», 2001.- 216с.

    Прутченков А.С. Организация и развитие ученического коллектива в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. – М.: - 250 с.

    Учительские сайты сети Интернет

Приложение.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики,
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области


Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива

В современных условиях классный коллектив школьников должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе. Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами, осуществляется, прежде всего, посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
Переход к систематическому обучению в школе позволяет ребенку вступить в новые отношения с окружающими людьми, занять новое для него, характерное для школьника положение в обществе. Его вступление в школьный коллектив, и прежде всего коллектив своего класса имеет решающее значение для развития личности младшего школьника. Общая ученическая деятельность и та ее организация, которая характерна для школы, постепенно сплачивает учащихся в ученические коллективы. К концу обучения в младших классах дети воспринимают учебные задачи как задачи, стоящие перед всем классом, начинают интересоваться учебными достижениями своих товарищей и всего класса. Учебные дела являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив, но жизнь школьного коллектива не ограничивается этим. Постепенно среди школьников возникают интересы, связанные с их внеклассной работой, с общественной жизнью школы, с теми взаимоотношениями, которые устанавливаются в ученическом коллективе.
Коллектив школьников как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:

  • общественно-значимая цель;
  • общественно-значимая деятельность;
  • коллективные отношения;
  • демократическое управление.

Педагогу очень важно знать особенности взаимоотношений ребенка с родителями, т.к. развитие коллективистских отношений начинает формироваться именно в семье. В этом же русле мыслит автор другой статьи, связанной с формированием ученического коллектива.
Одной из важнейших задач классного руководителя является единение и сплочение семьи, становление взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
Чтобы помочь родителям стать для учеников помощником и другом, наставником в формировании дружного детского коллектива, в своей работе педагог ставит такие цели:

  • воспитание у детей миролюбия, понятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;
  • воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
  • воспитание умения терпимо относится к особенностям поведения людей, стремиться оказывать помощь и быть готовым её принимать;
  • формирование традиций классного коллектива.

В решении этих задач огромную роль играет родительский комитет класса. Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.
К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести:
Родительские чтения - очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме.
Родительские вечера - интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы.
Презентация семейного опыта - это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.
Традиционный праздник «День семьи» - это подготовленный ежегодный концерт с конкурсами для детей и всех членов их семей. Такой праздник обычно проводится после 23 февраля и 8 марта, когда учитель с детьми поздравляют мужчин и женщин с прошедшими праздниками. Этот праздник ученики ждут с нетерпением, так, как только здесь они могут увидеть и понять, что класс - это большая дружная семья.
Реализуя свою профессиональную роль как педагога-воспитателя, классный руководитель ориентирован на непосредственно эмоциональное общение и совместную деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, на понимание мира интересов и увлечений учащихся класса. Важной задачей сегодняшнего времени является воспитание школьников, как достойных граждан совей страны.
Гражданин - это патриот, человек, имеющий активную жизненную позицию, коллективист, хороший друг, высоконравственный человек. Учитель уверен в том, что воспитывать эти качества можно и нужно в детском коллективе, в семье. Именно поэтому основной упор сделан на разнообразные виды, формы и методы воспитательной работы. Такие, как серия классных часов: «Я - гражданин России». Символика: российская, классная, школьная. Внеклассные мероприятия, интеллектуальные марафоны, литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества. Поисковая и исследовательская работа. Путешествия, походы, турслёты, интернет-почта, круглые столы, диспуты, ролевые игры. Самые активные помощники в этих начинаниях - родители. Их роль в воспитании гражданской позиции очень важна. Убеждена, что энергетика патриотизма, гражданственности - главный ресурс развития России.
Роль классного руководителя в формировании детского коллектива велика, т.к. его основной задачей является осуществление высокого уровня педагогического руководства, направленного на развитие каждого ученика, а главное - включение ученика в систему коллективных отношений.
На воспитание полноценной, здоровой разносторонней личности влияет большое количество факторов. Один из таких факторов - это эмоциональный психолого-педагогический климат в том классном коллективе, в котором ребенок находится большее количество времени. Эмоциональное состояние учеников, взаимоотношения с одноклассниками и педагогом формируют мотивационную сферу школьника, а на ее основе формируется и развивается познавательная и эмоционально-волевая сфера.
Формирование и развитие сплоченного детского коллектива через создание благоприятного эмоционального психолого-педагогического микроклимата в группе - главная цель воспитательной работы классных руководителей школы-интерната.
В работе с детьми классный руководитель создает условия для реализации и развития потенциальных возможностей и способностей каждого учащегося. Целенаправленно формирует классный коллектив. Для этого использует работу в парах, группах. Такая работа учит ребят взаимодействию друг с другом. Научив детей сотрудничеству внутри коллектива своего класса, необходимо научить детей сотрудничать с коллективами других классов. Поэтому педагоги школы-интерната часто организовывают совместные классные часы, праздники с объединением классов.
В классных коллективах школы-интерната закрепились традиции проведения праздников, утренники, встречи с интересными людьми города, совместная работа с органами самоуправления (участие в конкурсах «Новогодняя игрушка»», «Меры пожарной безопасности дома», «Каждой пичужке по кормушке» и др.), участие в работе добрых дел детской организации под названием «Дерево добрых дел», классные часы, КТД.
Организация добрых дел закономерно заставляет ребенка включаться в те или иные отношения с другими людьми. В процессе этих отношений в классе и в школе, в целом, складываются самые разные ситуации, диктующие определенные поступки, ведущие к принятию решений, к выбору конкретной линии поведения.
Все добрые дела детского коллектива или школьника индивидуально, отражаются на «Дереве Добрых Дел».
В дружном и сплоченном коллективе система отношений определяется разумным сочетанием личных и общественных интересов, умением членов коллектива сознательно подчинять личное общественному. Воспитание детей в коллективе и через коллектив, кроме прочего, позволяет ребенку не только проявлять, но и должным образом развивать и закреплять положительные качества характера, сполна реализовать свои наклонности.
Главная воспитательная задача руководителя, по мнению Т. Б. Шпырковой - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции: образовательную, воспитательную, защитную, компенсирующую, интегрирующую и корректирующую.
Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества, и прежде всего от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя: «контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс; «проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться; «нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами; «носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс; «старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся; «социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Для достижения положительных результатов создания коллектива можно использовать различные формы и методы. Работа можно вести по нескольким направлениям: развитие коммуникативных отношений; гражданственно-нравственный потенциал личности, этическое воспитание; познавательный потенциал; спортивно-оздоровительный потенциал; художественно-эстетический потенциал; трудовой потенциал; экологический потенциал. Также для успешного формирования классного коллектива необходимо смоделировать воспитательную систему класса, определить, какие компоненты являются составляющими системы, продумать этапы развития этой воспитательной системы класса. В процессе работы педагог уделяет внимание укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций коллектива, выбору целевых ориентиров. Было выявлено, что значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения, т.е. воспитательная система класса должна стремиться быть открытой, коллектив не должен замыкаться в себе, он должен искать встреч с интересными и полезными ему людьми и коллективами.
Средствами реализации выше обозначенных пунктов могут стать:

  • коллективные творческие дела класса;
  • цикл классных часов, подготовленных учащимися самостоятельно в форме театрализованных представлений, игр;
  • участие в соревнованиях, конкурсах;
  • участие в школьных коллективных творческих делах;
  • творческий отчет класса;
  • походы, экскурсии, коллективные поездки.


Источники

  1. Амелина, О. П. Роль классного руководителя в формировании детского коллектива / О. П. Амелина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/
  2. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества / Ш. Амонашвили. - Киев: Изд-во «21 ВЕК», 2000. - 97 c.
  3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. псих. труды: в 2 т.; под ред. А. А. Бодалева и др. - М. : Педагогика, 1980. - Т. I. - 232 с.
  4. Аникеева, Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аникеева // Психологическая наука - школе. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
  5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 192 с.
  6. Конникова, Т. Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т. Е. Конникова. - М. : Просвещение, 2000.
  7. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 192 с.
  8. Кудрявцева, Е. А. Развитие индивидуальности ребенка в процессе коллективных взаимоотношений: Монография / Е.А. Кудрявцева // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс] : Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием // URL: www.oim.ru .
  9. Немов, Р. С. Путь к коллективу / Р. С. Немов. - М. : Просвещение, 2000. - C. 67-70, 112-115.
  10. Никитина, Н. Н. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников / Н. Н. Никитина, И. Ю. Шустова // Классный руководитель. - 2004 - № 7. - С. 90-107.
  11. Новикова, Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л. И. Новикова. - М. : Просвещение, 2000. - C. 45-49, 87-91.
  12. Савоненко, М. Н. Роль родителей в формировании детского коллектива / М. Н. Савоненко // Доклад на педагогические чтения. - Старый Оскол, 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/

Формирование личности в коллективе как принцип воспитания. Разработка теории коллектива в трудах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других педагогов.

Диалектика коллективного и индивидуального в современной системе воспитания.

Понятие детского коллектива. Признаки коллектива. Общешкольный и первичные коллективы, их взаимосвязь. Условия развития личности в коллективе. Особенности коллектива младших школьников.

Динамика и этапы развития коллектива. Пути формирования коллектива. Коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива.

Коллектив – такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. (А.С. Макаренко.)

Функции коллектива:

1. организационная

2. воспитательная

3. стимулирующая.

Этапы формирования коллектива :

1. на первом этапе в качестве средства, сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование педагога к учащимся. Чаще всего млад. школьники безоговорочно принимают требования учителя.

2. на втором этапе развития основным проводником требований является актив. Вступает в силу метод параллельного действия, педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают.

3. на третьем этапе происходит формирование системы самоуправления. В коллективе появляются обязанности и полномочия.

В качестве важнейших средств формирования коллектива выступают

учебная и другие виды деятельности школьников, деятельность воспитанников должна строиться с соблюдением ряда условий (см. этапы).

Необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних, дальних. Также немаловажным является накопление и укрепление традиций.

Основой воспитания детей в духе коммунистической нравственности Н. К. Крупская считала развитие у них с самого раннего возраста коллективизма. “Наша воспитательная работа,- неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская,- должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка. В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации.

Действенным средством воспитания коллективистов-общественников, умеющих “жить и работать сообща”, Надежда Константиновна считала участие детей и подростков в общественно полезной работе. Она указывала, что в процессе этой работы у них развиваются интересы и мотивы общественного характера, растет политическая активность, вырабатывается сознательное, коммунистическое отношение к труду. Но общественно полезная работа детей может стать эффективным средством коммунистического воспитания только в том случае, учила Н. К. Крупская, если будет хорошо организована, т. е. будет посильной для ребенка, соответствовать его знаниям и умениям, пробуждать у него интерес и инициативу.

Нравственное воспитание, по справедливому утверждению Н. К. Крупской, должно состоять в выработке у детей и подростков нравственного сознания в тесном единстве с поведением, соответствующим высоким нормам коммунистической морали.

Р азвитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Социально признаваемая деятельность как средство формирования детского коллектива и определенных отношений его членов может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована. Это должна быть такая организация, при которой:

а) дети разных возрастов выполняют отдельные части общей задачи, т.е. осуществляется возрастное разделение;

б) значимые цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого ребенка (от планирования дел до оценки ее результатов) ;

г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале для "контактного" коллектива, потом для общешкольного, а затем для района, города, общества;

д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение ребенка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

Как инструмент воспитаний детский коллектив организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: 1) потребности детей в общении и 2) задач, поставленных перед этим коллективом.

Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разно- образных связей, отношений.

Особое место в креплении межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность детей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что школьник в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько детей, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения. Кроме того детям легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников.

Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый ребенок может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

К числу важных моментов в организации детского коллектива относится разновозрастное построение контактных объединений школьников. Разновозрастный состав детских коллективов нивелирует обычно существующую в объединении сверстников тенденцию замыкаться в кругу групповых интересов. Ребенок испытывает влияние каждой такой группы и, занимая в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.

Но этот путь реализуется лишь в многоплановой системе детского коллектива школы в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.

В общешкольном коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Наличие для детей разных возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общешкольные дела, взаимоотношения классов, групп, бригад, штабов, кружков - создает возможности для установления между детьми развернутых типов отношений.

В частности общешкольный коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших школьников.

Ежегодно обновляясь, общешкольный коллектив сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования. В этом отношении он является постоянно действующей силой, помогающей создавать, стабилизировать, развивать интересы контактных коллективов. Чем больше выражены коллективные начала в общешкольном коллективе, тем прочнее спаяны контактные объединения детей; чем значимее, обширнее общая цель, зримее ее общественный характер, тем прочнее связи всех детских коллективов в их общей иерархии.

Целенаправленная организация разветвленного детского коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого ребенка.

Коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в ее конкретной деятельности - творческое отношение к общественной делу, выражая потребность в деле, необходимом другим людям. Такую потребность нельзя сформировать в замкнутом коллективе, акцентированном лишь на достижении своих целей, что таит опасность развития групповщины. Нередко дети, проявляя внутри своего коллектива отношения товарищества, взаимопомощи, ответственности, не демонстрируют качеств коллективиста за пределами своего коллектива.

В чем причина слабой сформированности коллективистских качеств? В качестве одной из наиболее серьезных причин этого можно указать излишнюю замкнутость ребенка в коллективе.

Формирование коллектива класса, ученической бригады, несомненно, способствуют воспитанию у детей определенных отношений к своему коллективу, внутри коллектива. Однако даже товарищеские отношения, отношения деловой независимости все же сами по себе не идентичны коллективистским качествам личности отдельных детей, составляющих коллектив.

Коллективизм не может основываться лишь на делах своего коллектива, потому что быть коллективистом - значит болеть не только за дела своего коллектива. Главное в коллективизме - общественная ориентация деятельности, творческое отношение к любому другому человеку как к цели, а не как к средству деятельности.

Поэтому формирование подлинно коллективистских качеств личности предполагает "абстрагирование" от дел и целей конкретного коллектива, связь этих дел и целей с более широкими задачами других коллективов, образующих общество, именно на этом пути у подростка, юноши формируется личная ответственность за общие дела. В этом плане показательны данные, полученные в исследовании по выявлению условий формирования коллективистских качеств личности детей подросткового возраста. Схематично эти исследования выглядят следующим образом.

Возник, однако, вопрос о степени сформированности коллективистских качеств личности детей. Для выяснения этого был проведен дополнительный эксперимент. Смысл его состоял в косвенной проверке того, как поведет себя каждый подросток в ситуации вы- бора между личной и социально значимой целью. Оказалось, что те дети, которые длительно действовали в многоплановом коллективе, ориентируясь не на конкретные, хотя общественно важные цели контактных коллективов, а на общее, общественно значимое дело, обладают достаточно устойчивыми коллективистским качествами. Деятельность, выполняемая для общества, была для них важна потому, что это было связано с определением своего места в обществе, с формированием самосознания.

Следовательно задача взрослых заключается в такой организации просоциальной деятельности в условиях детского коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение детей к общему делу в широком плане. Именно в этом случае происходит становление личности ребенка, для которого общественное дело - потребность.

Поэтому необходимо, развивая самоуправление детского коллектива, формировать отношения детей не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости) , но и к общему делу вообще.

Полученные данные убеждают в необходимости одновременного включения детей в специально организованную "скользящую сеть" различных коллективов: а) учебных, трудовых, организационно-общественных, художественных, спортивных, игровых; б) постоянных, сезонных, временных; в) одно- и разновозрастных; г) малочисленных и многочисленных.

Такая подвижная сеть многоплановых коллективов при условии соподчинения социально значимых целей деятельности всех коллективов и подчинения решению общей задачи не позволяет ребенку замкнуться в кругу близких товарищей.

Она непрерывно включает малый коллектив в большой, группы детей одного возраста в разновозрастный коллектив, создавая переплетение взаимозависимостей, разрывая рамки своего конкретного, "нашего" коллектива, выводя детей в целом на общество. Причем это не формальный разрыв, когда ребенок участвует "то там, то тут", а система, которая, с одной стороны, способствует формированию непосредственно-личностного общения детей в коллективе, а с другой - обеспечивает осознание ребенком его включенности не только в данный коллектив, но и в общество. В частности, большое число коллективов, в состав которых ребенок одновременно входит, не дает ему возможности стать в известную оппозицию, а скользящие формы разнопланового коллектива эту возможность исключают, создавая условия для разнообразного общения, общения в чистом виде, для построения отношений дружбы, сотрудничества, общих взглядов, интересов детей.

Итак, формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков, бригад и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач.

Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности.

Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище.

А.С. Макаренко

Человек – существо общественное

Еще Аристотель отметил, что, коль скоро человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентации с позиций ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ... И наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцует - - нужны слушатели или зрители; сочинил стихи,- кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок -опять отражается на людях; построил модель летательного аппарата или корабля - хочется, чтобы оценили; решил сложнейшую задачу первым - гордость проявляется на людях... Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного (неодобрение, осуждение, бойкотирование, наказание...).

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности в воспитательном процессе -школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив,

В отечественной педагогике, начиная с 1920-1930-х годов до настоящего времени идея воспитания детей в коллективе разработана полно и многогранно.

В последнее время все чаще и чаще идея воспитания в коллективе подвергается резкой критике: основные мотивы ее якобы в том, что коллектив подавляет, нивелирует личность, подчиняет ее мнению большинства, стимулирует проявление конформизма {либо нонконформизма, если личность самобытна и вступает в конфликт с коллективом), а это, мол, неприемлемо и несовместимо с идеями демократии, свободы личности, гласности и т.д. Все дело в том, что понимание коллектива в житейско-обыденной интерпретации и в практике организации детской жизни в некоторых учебно-воспитательных учреждениях, действительно, приводит педагога к авторитарной позиции: коллектив выступает как форма более легкой организации деятельности детей, общественное мнение - как инструмент подавления нежелательного, как приводной ремень наказания виновных и т.д., вплоть до ябедничества, доносительства, разборок, лжелидерства и других нездоровых явлений, которые негативно сказываются на самочувствии и, следовательно, развитии каждой личности. Но с точки зрения научной подобную социально-психологическую группу назвать коллективом нельзя.