Вред и последствия гиподинамии для здоровья. Гиподинамия и ее неблагоприятное влияние на организм

Салахутдинова Алина

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ Гимназия №3 ЗМР РТ

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника

Выполнили: ученицы 8 «А» класса

Салахутдинова Алина

Якимова Валерия

Руководитель: Иванова А.В.

г.Зеленодольск

2016

1.Актуальность……………………………………………………………………….

2.Цель …………………………………………………………………………………

3.Задачи……………………………………………………………………………….

4.Целевая группа……………………………………………………………………..

5.Концепция проекта…………………………………………………………………

6.Ожидаемые результаты ……………………………………………………………

7.Заключение................................................................................................................

Влияние гиподинамии на состояние здоровья школьника.

  • Гиподинамия - ослабление мышечной деятельности организма в результате малоподвижного образа жизни.

1.Актуальность

Обозначенная проблема достаточно актуальна, так как о гиподинамии и общей тенденции к ограничению количества двигательной активности современных людей говорится очень часто. Отметим сразу же, что состояние гиподинамии опасно и все потому, что оно оказывает негативное влияние на весь организм человека в целом. Гиподинамия представляет собой особое состояние организма, вызванное длительным ограничением мышечной активности. По своей выраженности и последствиям оно может быть различным, и обусловлено условиями работы человека, длительностью и степенью недостаточности мышечных нагрузок. Гиподинамия в сочетании с другими факторами может явиться предпосылкой к возникновению целого ряда болезненных состояний и даже заболеваний. Она сопровождается снижением общей работоспособности, что обуславливается уменьшением легочной вентиляции и снижением газообмена в организме. Масса и объем мышц снижаются, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения, уменьшается содержание миоглобина и гликогена, происходит изменение сократительного аппарата, мышечного тонуса, и, как следствие, ослабление выносливости. Вследствие уменьшения нагрузки на сердечнососудистую систему оказывается ухудшенным функциональное состояние сердца, его размеры уменьшаются, работа становится менее «экономичной». Появляется учащение и снижение силы сердечных сокращений, уменьшение ударного и минутного объема крови.

2.Цель

Выявить количество школьников страдающих гиподинамией с помощью метода анкетирования, наблюдения, впоследствии сравнения, обработки и представления полученных данных, а так же разработать методы борьбы с гиподинамией.

3.Задачи

  • Найти способы предотвращения гиподинамии у детей школьного возраста.
  • Выявить количество школьников, страдающих гиподинамией.
  • Познакомить учащихся с причинами появления гиподинамии.
  • Рассказать школьникам о последствиях гиподинамии и ее влиянии на организм.
  • Разработать программу физических упражнений, направленных на борьбу с малоподвижностью.

4.Целевая группа проекта

Участниками данного проекта являются учащиеся Гимназии №3, а также медицинский работник общеобразовательного учреждения, педагоги и родители учеников.

Важную роль в физическом развитии детей играют педагоги и родители, от которых зависит развитие гиподинамии у ребенка.

Профессиональной задачей медика является контроль за состоянием здоровья школьников и выявление развития гиподинамии у обучающихся.

5.Концепция проекта

В первую очередь необходимо рассмотреть симптомы и причины развития гиподинамии у человека.

Симптомы гиподинамии:

  • Вялость
  • Усталость
  • Сонливость
  • Быстрая утомляемость
  • Снижение аппетита
  • Апатия

Причины появления гиподинамии:

  • малоактивный образ жизни;
  • использование транспорта даже для коротких расстояний;
  • длительный постельный режим;
  • преобладание пассивных форм отдыха;
  • чрезмерные интеллектуальные нагрузки, не оставляющие времени для занятий спортом или подвижных игр.

После ознакомления с ними следует выявить количество учащихся Гимназии №3, которым можно поставить диагноз гиподинамия.

Чтобы обнаружить учеников, проявляющих описанные ранее симптомы, мы должны пройти по классам, понаблюдать за учениками, побеседовать с ними, узнать, как они себя чувствуют, какие недомогания испытывают.

После того, как мы проведем собственные исследования по поиску учеников, у которых проявляются признаки гиподинамии, необходимо проинформировать педагогов о проявлениях гиподинамии, их влиянии на организм и последствиях. В завершении беседы узнать их мнение по данной проблеме, дать советы по профилактике.

Влияние гиподинамии на организм:

  • Негативно влияет на работу сердечнососудистой системы.

Снижается тонус сосудов, ослабевает работа сердечной мышцы.

  • Замедляются метаболические процессы.

В последствие этого нарушается обмен веществ, уменьшается основной обмен, клетки плохо снабжаются питательными веществами.

  • Уменьшается общий тонус организма, и как результат, снижается трудоспособность.
  • Снижается и мышечный тонус организма, соответственно, человек становится слабее.

Последствия гиподинамии:

  • Уменьшение выносливости.
  • Расстройства нервной системы.
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.
  • Нарушение функционирования сердечно-сосудистой системы.
  • Снижение работоспособности мозга.
  • Гормональные нарушения.

Профилактика гиподинамии:

  • Ходьба в аэробном темпе по одному часу в день;
  • Зарядка дома;
  • Интенсивные прогулки, движение;
  • Отказ от использования лифта;
  • Активные игры на свежем воздухе;
  • Посещение спортивных секций;
  • Увеличение подвижности суставов посредством растяжки;
  • Занятия спортом как дома, так и в школе или в фитнес-центрах, посещение бассейна.

После проведения опроса мы можем составить целостную картину о проявлении гиподинамии в нашей школе, а значит, и сформировать методы борьбы с данной проблемой.

Сначала представим результаты опроса (Анкетирование в Приложении 1):

Распределение учеников по группам здоровья:

1 группа

«здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов.

2 группа

«практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические

заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности.

3 группа

«больные, нуждающиеся в лечении» - лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности.

4 группа

«дети инвалиды»

Вывод:

1 группу (это абсолютно здоровые дети) не имеет ни один школьник. Больше

всего детей со 2-ой группой здоровья-98% , причем дети, которые приходят в образовательное учреждение уже имеют 2 группу здоровья.

Исследования показали, что большинство школьников этой группы имеют проблемы с осанкой, зрением - это основные диагнозы детей 2-й группы.

Это дети, которые могут заняться своим здоровьем - начать заниматься спортом

и перейти в 1-ю группу, т.к. низкая физическая активность только усугубляет

данные заболевания.

Также можно сделать вывод, что старшеклассникам больше времени

требуется на подготовку к урокам, они ведут менее активный образ жизни,

поэтому у них в основном 2-я группа здоровья.

Методы:

  • опрос учеников и учителей, с целью выяснения наличия признаков гиподинамии у школьников;
  • составление программ физических упражнений;
  • проведение зарядок;
  • выделение времени на занятия физической активности;

6.Ожидаемые результаты реализации проекта

Главное ожидание реализации проекта - предупреждение развития гиподинамии у детей школьного возраста,а также её предотвращение, профилактика и контроль.

7.Заключение

В заключение хотим отметить, что в настоящее время у большинства школьников можно обнаружить развитие гиподинамии. Оно достаточно опасно, так как это может повлиять на эмоциональное и физическое состояние ребёнка. Для устранения данной проблемы нужно заниматься спортом, больше дышать свежим воздухом и делать специальные физические упражнения.

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько времени в сутки

вы проводите в движении?

2.Выполняете ли по утрам утреннюю зарядку?

3.Как вы считаете, необходим ли 3-ий урок физкультуры в школе?

4.Надо ли заниматься спортом?

5.Занимаетесь ли вы спортом?

6.Много ли вы проводите времени за компьютером? Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов « Физиологические основы двигательной активности» 1991

Малоподвижный сидячий образ жизни особенно беспокоит офисных работников. Повод для беспокойства достаточно серьезный, так как последствия гиподинамии могут быть не утешительными… К такому выводу пришли ученые многих стран. В частности, австралийские исследователи информируют общественность о том, что если ваше рабочее время связано с монитором более одиннадцати часов в день, то качество жизни ухудшается на сорок процентов по сравнения с теми людьми, которые менее заняты в этом процессе.

По мнению ученых, сидячий образ жизни - причина возрастания медицинских рисков для организма человека. Ситуация отягчается, если малоподвижный образ жизни сопровождается доступом к нежелательным продуктам питания и плохими привычками в еде. Это приводит к существенным медицинским рискам.

Сегодня специалисты утверждают, что сидячий образ жизни представляет большую угрозу для здоровья, чем курение. Важно обратить внимание на образ жизни детей. Особо ответственный период детства с шести до восьми лет и с двенадцати до пятнадцати лет. Статистика предупреждает о том, что 95 процентов случаев сколиоза у детей – заболевание приобретенное. К какому доктору следует обращаться в случае нарушения осанки? Это невролог, ортопед, хирург. Современная медицина рекомендует обращаться к врачу неврологу не только подросткам, но и их родителям после 40 лет для постоянных консультаций, и особенно тем, кто ведет сидячий образ жизни.

Влияние гиподинамии на организм человека

Отрицательные последствия сидячего образа жизни заключаются в том, что важнейшие механизмы регулирования организма человека не включаются в полной мере. Например, сидячий образ жизни влечет за собой увеличение висцерального жира. Он имеет свойство быстро накапливаться на животе, вокруг внутренних органов.

Отсутствие нагрузки может привести к увеличению этого неприятного балласта на 80 процентов за 7 месяцев. Вследствие жировых накоплений в организме создаются благоприятные условия для возникновения сердечно - сосудистых заболеваний, диабета, артрита. Из этого следует: если рабочее время связано с малоподвижным режимом, то имеет смысл задуматься и предпринимать реальные шаги к тому, чтобы привнести больше динамики в свою жизнь. В противном же случае мышцы атрофируются без физической нагрузки и наше тело начинает работать с перебоями... Напомним хорошо известное правило: функция определяет орган.

Зрение

Ежедневная работа за компьютером является причиной возникновения заболеваний, связанных со зрением.

Поджелудочная железа

Поджелудочная железа в условиях сидячего образа жизни работает в усиленном режиме, что не может не повлиять на инсулиновый дисбаланс в организме.

Кишечник

От минимальной двигательной активности существенно страдает кишечник. Это прямой путь к его заболеванию.

Мозг

Также замедляются процессы кислородного снабжения мозга, вследствие чего ухудшается неврологический статус человека.

Плечи – шея

Шея и плечи подвергаются деформации в процессе работы с монитором и клавиатурой, что вызывает хроническую боль.

Спина

Постоянное нахождение в сгорбленном положении не редко влияет на образования межпозвонковых грыж в поясничном отделе, в результате чего нарушается грациозность походки, чувство равновесие и другие отрицательные проявления в работе вестибулярного аппарата.

Ноги

Циркуляция крови в ногах замедляется в сидячем положении. Нарушение кровообращения приводит к варикозным заболеваниям. Кости при отсутствии физической нагрузки не могут оставаться сильными, ослабевают, что вызывает остеопороз. Поэтому так важно в любом возрасте иметь разумную физическую нагрузку!

Сердце

Если сердце и легкие остаются без упражнений, то под удар попадает сердечно-сосудистая система. Сердечные заболевания, которые возникают как следствие слабой физической активности, вызывают летальный исход у 52% мужчин и у 28% женщин. Помните, что тренированное сердце всегда обеспечивает лучшую циркуляцию крови.

Отсутствие физической активности влечет за собой 20% всех смертей из числа людей в возрасте 35 лет и старше. Особенно остро ощущают недостаток физической нагрузки мужчины. Статистика гласит, что это обстоятельство является причиной смерти от рака у 45% мужского населения и у 28% женского контингента. Неполноценная физическая составляющая жизни современного человека приводит к смерти от респираторных заболеваний 90% мужчин и 75% женщин.

Чем мы можем себе помочь?

Сделайте физическую активность постоянным фактором своей жизни и будьте всегда здоровы. Вполне подойдет ходьба или езда на велосипеде. Прогулка во время обеденного перерыва. Можно выполнять посильные физические упражнения по своему выбору. Все это позволит вывести токсины из организма.

Последствия сидячего образа жизни могут быть преодолимы. Переходите на здоровый рацион питания! Кисломолочные продукты, молоко, витамин Д-3 - вот ваши союзники по профилактике последствий сидячего образа жизни. Отпуск на море - маленькая компенсация за нанесенный вред организму! Какой вывод? Больше двигаться, а значить жить лучше и ценить каждое мгновение жизни!

2014-06-01

Гиподинамия — это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полеты) и т.д.. Гиподинамия в школьном возрасте часто связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой ее учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятия спортом.

Гиподинамия вредно влияет не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Физическая работа относится к физиологически важных элементов нормальной жизнедеятельности, она влияет на костно — суставной аппарат, дыхание, обмен веществ, эндокринную равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому соответствующий уровень двигательной активности гармонично формирует организм анатомически и функционально, определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, к болезненным факторов. Длительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратных функциональных нарушений, а порой и ускорить возникновения патологических изменений в организме (гипертоническая болезнь, артериосклероз).

Ограничение двигательной активности способствует снижению функциональных возможностей мышечной системы. Например, после двухмесячного постельного режима на 14-24 % уменьшаются силовые показатели, на 25-35 % динамические показатели и статическая выносливость, снижается тонус мышц, уменьшаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека теряют свойственную им рельефность вследствие отложения подкожного жира. Минеральный обмен нарушается уже через 1-15 дней постельного режима. В результате уменьшения количества костного вещества или недостаточного обызвествления нарушается минеральный обмен костей, уменьшается плотность кости (остеопороз).

Вследствие ограничения мышечной активности возникает детренированность сердечно — сосудистой системы, увеличивается частота сердечных сокращений в покое. Даже при незначительном кратковременном физической нагрузке частота пульса достигает 100 ударов в 1 мин и более. Сердце при этом работает неэкономно, нужный объем крови выбрасывается за счет увеличения количества, а не силы сердечных сокращений. Нарушается также регуляция артериального давления (он повышается).

При гиподинамии сужаются мелкие артериальные и венозные сосуды, уменьшается количество функциональных капилляров в тканях, изменяется состояние центральной нервной системы, возникает так называемый астенический синдром, который проявляется в быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно — двигательного аппарата, сердечно — сосудистой, эндокринной и других систем. При этом значительно снижается сопротивляемость к возбудителям инфекционных болезней; дети часто болеют, заболевания могут переходить в хронические. Недостаточная подвижность школьника и длительное пребывание в одном положении за столом или партой могут повлечь нарушение осанки, возникновение сутулости, деформации позвоночника. Так называемое мышечное голодание у ребенка может вызвать более явное нарушение функций, чем у взрослых, оно приводит к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.

Снижение двигательной активности в среднем и старшем возрасте может ускорить старение организма. Вследствие сидячего образа жизни преждевременно возникает слабость и вялость мышц, нарушается общее мозговое кровообращение.

Большинство расстройств, возникших из-за недостаточной мышечную деятельность, обратные. Для лечения гиподинамии используют индивидуальный двигательный режим с постепенным увеличением нагрузки на опорно — двигательный аппарат и сердечно — сосудистую систему, комплексы лечебной гимнастики, а также водные процедуры, способствующие укреплению нервной системы и мышц сердца. Больным, длительно находящихся на постельном режиме, назначают комплекс лечебной гимнастики. Предотвращает гиподинамии полноценная физическая активность, ежедневная утренняя зарядка, производственная гимнастика, посещение плавательных бассейнов, лыжный спорт, физическая пращей на приусадебных участках и т.п..

Негативное влияние гиподинамии ярко проявился во время первых длительных космических полетов, когда еще не было разработано эффективных средств для ее предотвращения. У космонавтов развивалась дистрофия скелетных мышц, размягчались кости вследствие выхода из них кальция, значительно снижалась физическая работоспособность.

Особенно негативно гиподинамия влияет на сердечно — сосудистую систему: ослабляется сила сокращений сердца, уменьшается его работоспособность, снижается тонус сосудов. Все это приводит к тому, что человек не может находиться в вертикальном положении. Сосуды нижних конечностей, в которых слабый тонус, растягиваются и в них задерживается значительное количество крови. Ослабленное сердце не способно поднять ее к верхней части тела. Кровяное давление падает, кровоснабжение мозга ухудшается, человек при этом может потерять сознание. Развивается так называемый гравитационный шок.

Вредное влияние гиподинамии проявляется прежде всего в снижении обмена веществ и энергии. Соответственно уменьшается кровоснабжение тканей, снабжение их необходимыми питательными веществами и кислородом. Возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других крайне важных органов, уменьшается жизненная емкость легких, количество эритроцитов и гемоглобина в крови и соответственно снижается способность крови переносить кислород.

Снижение затрат энергии при гиподинамии даже при нормальном питании приводит к увеличению жировой ткани. Чрезмерная концентрация жира в крови приводит к образованию его нерастворимых соединений с солями, которые оседают на стенках сосудов, просвет которых при этом сужается, способствуя нарушению кровообращения.

При гиподинамии уменьшается двигательная активность и выделение пищеварительных соков в органах пищеварения. Ухудшается переваривание и усвоение питательных веществ, снижается устойчивость организма к инфекционным недугов. Если хронические болезни внутренних органов при гиподинамии развиваются в зрелом возрасте, то ослабление иммунитета проявляется в течение всей жизни человека.

Для предотвращения развития этой болезни большое значение имеет оздоровительная физическая культура, которая является одним из важнейших условий развития организма человека. Во время физических упражнений срабатывают мышечная, дыхательная, сердечно — сосудистая, нервная, эндокринная и пищеварительная системы.

Человеческий организм запрограммирован природой для движения, причем активная двигательная деятельность должна быть на протяжении всей жизни: с раннего детства до глубокой старости. Сотни веков человек следовал этим предначертаниям природы, а потом резко изменил образ жизни. Так, если еще в прошлом веке 96% всей затраченной на трудовую деятельность энергии приходилось на долю мышц, то сегодня 99% энергии приходится на долю машин.

Но в отличие от социальных, биологические процессы меняются очень медленно, в связи с этим возникает несоответствие, о котором русский физиолог И.П. Павлов писал: «Тело человека состоит их массы мускулов. Следовательно, оставить эту часть нашего тела, исторически тренированную, в покое, не дать ей работы – это огромный ущерб. Это должно привести к резкому неравновесию всего нашего существа…».

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным образом жизни. А подобных профессий сейчас большинство. Видный американский врач-кардиолог, профессор В. Рааб исследовал состояние сердца физически активных (спортсмены, солдаты) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, уже в 17–35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника» («деятельного» потому, что люди вершат большие дела, а «бездельники» – при этом не затрачивают больших мышечных усилий).

Гиподинамия – Это ограничение объема и интенсивности двигательной деятельности, вызывающее изменения в организме человека, которые характеризуются снижением функциональной активности и расстройством взаимосвязей органов и систем. Влияние гиподинамии на организм человека представляется в различных формах. Хроническая гиподинамия характеризуется низким уровнем повседневной двигательной активности, что зависит от условий труда и быта. Это наиболее распространенная форма гиподинамии, связанная с отсутствием воспитания у человека необходимости в активных движениях.

Острая гиподинамия возникает при внезапном и продолжительном ограничении двигательной деятельности у физически активных до этого момента людей (резкое прекращение тренировок у спортсменов, изменение профессии, клиническая гиподинамия и др.).

Выделяют также общую (ограничение двигательной активности всего организма) и локальную (ограничение движений группы мышц) гиподинамию.


При достаточно длительном воздействии гиподинамии на организм развиваются изменения, называемые синдромом гиподинамии.

Синдром гиподинамии – это комплекс сдвигов в различных органах и системах, возникающих при различных формах гиподинамии и на различных этапах детренированности.

Нервная система и двигательные функции . Существенные изменения при гиподинамии происходят в деятельности нервной системы, в частности коры больших полушарий головного мозга – расстройства двигательных функций (например, нарушение координации движений при ходьбе).

Функции двигательного аппарата . Гиподинамия всегда сопровождается атрофией и дегенерацией (перерождением) скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, отмечается замена мышечной ткани на жировую. В результате теряется устойчивость восстановительных процессов, надежность координации движений, уменьшается тонус мышц, выносливость, скорость, сила. Детренировка мышц живота происходит относительно быстро, неблагоприятно сказывается на функциях кровообращения, пищеварения, дыхания.

Синдром гиподинамии сопровождается ослаблением связочного аппарата, что приводит к разболтанности суставов, развитию плоскостопия, отмечается деминерализация костей.

Вегетативные функции . В результате гиподинамии происходят выраженные изменения в системе кровообращения: уменьшаются размеры сердца, снижается ударный и минутный объем крови, учащается пульс, уменьшается масса циркулирующей крови, удлиняется время ее кругооборота.

От недостаточной физической нагрузки сердце человека слабеет, ухудшается функция механизмов сосудистой регуляции, отмечается слабость мышц стенок сосудов, что влечет снижение артериального давления (гипотонию), в результате которой снижается работоспособность человека.

Синдром гиподинамии сопровождается ухудшением экономичности функций дыхания, наблюдается снижение функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников.

Следует отметить, что гиподинамия, каким бы фактором она не вызывалась и к какой бы форме не относилась, всегда сопровождается состоянием психического стресса, поскольку само состояние гиподинамии глубоко неадекватно для нормальной жизнедеятельности и тяжело переносится организмом. Отмечается эмоциональная неустойчивость, снижение физической и умственной работоспособности. Гиподинамия характеризуется также снижением устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Длительная неподвижность (например, при строгом постельном режиме) приводит к значительному ухудшению физиологических функций. Но если для человека вводятся ежедневные получасовые – часовые занятия физическими упражнениями, то проявления гиподинамии или отсутствуют, или оказываются менее выраженными. Следовательно, физические упражнения являются эффективным средством, предохраняющим организм от неблагоприятных последствий недостаточной производственной или бытовой двигательной активности.

2.7. Средства физической культуры
в совершенствовании функциональных возможностей организма

Как уже отмечалось, к средствам физической культуры относятся: физические упражнения, естественные факторы природной среды и гигиенические факторы.

Физическое упражнение – двигательное действие, выполняемое для приобретения и усовершенствования каких-либо физических качеств, умений и навыков.

Двигательные действия, совершаемые человеком многообразны (трудовые, бытовые и др.). Однако не все двигательные действия могут быть названы физическими упражнениями. Важнейший отличительный признак последних – соответствие сущности физической культуры ее закономерностям. Если, например, в целях физического воспитания используется ходьба, то она лишь тогда приобретает значение физического упражнения, когда ей придаются рациональные формы, т. е. формы, оправданные с позиций физического воспитания, т.е. обеспечиваемый ею уровень функциональной активности организма соответствует эффективному развитию физических качеств, умений и навыков.

Число практикуемых в настоящее время физических упражнений чрезвычайно велико, причем многие из них существенно отличаются как по форме, так и по содержанию.

В физиологическом отношении физические упражнения характеризуются переходом организма на повышенный (сравнительно с покоем) уровень функциональной активности. Диапазон этого перехода может быть в зависимости от особенностей выполнения упражнения весьма значителен. Легочная вентиляция, например, может возрастать в 30 раз и более, потребление кислорода – в 20 раз и более, минутный объем крови – в 8 раз и более. Функциональные сдвиги во время упражнений стимулируют последующие процессы восстановления и адаптации, благодаря чему физические упражнения при определенных условиях служат мощным фактором повышения функциональных возможностей организма.

Изменения, возникающие в организме при выполнении физических упражнений, захватывают все органы и все системы организма, начиная с молекулярного уровня.

Существует связь между функцией любой клетки и ее генетическим аппаратом, управляющим синтезом белка. Интенсивная функция стимулирует синтез белков, обеспечивающих осуществление именно данной функции и, наоборот, ослабление функции приводит к снижению процесса синтеза белков и, в конечном счете, к дегенерации и гибели неработающих структур. Поэтому основным условием сохранения структурной целостности организма является активность , т. е. всесторонняя, интенсивная, гармоничная деятельность всех его систем. Чем интенсивнее функция, тем более полно осуществляются процессы самообновления.

При этом не просто восстанавливаются разрушающиеся и истощающиеся при работе структуры, а возникает избыточное восстановление, сверхвосстановление, суперкомпенсация.

Явление суперкомпенсации проявляется в большем накоплении энергетических резервов в скелетных мышцах, в накоплении пластических материалов, обусловливающих их гипертрофию – рост массы, мощности и выносливости мышц, а также систем, обеспечивающих мышечную деятельность. Все эти изменения – непременное условие повышения функциональных возможностей организма человека.

Естественные факторы природной среды (солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды) могут служить немаловажными средствами укрепления здоровья, закаливания, совершенствования функциональных возможностей организма.

В процессе физической культуры названные оздоровительные силы природы могут использоваться в двух направлениях: как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями (проведение занятий на свежем воздухе, при солнечном облучении, в условиях горного климата и т.п.), когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений; при организации специальных процедур (воздушные, солнечные и водные ванны, сеансы закаливания и т.п.), в ходе которых воздействие этих естественных факторов дозируется определенным образом как относительно самостоятельное средство закаливания и оздоровления. Например, все шире используется пребывание в необычных условиях среды (чаще всего в горах) в целях стимулирования увеличения работоспособности (на основе адаптации организма к условиям кислородной недостаточности и другим факторам горной либо другой непривычной среды).

Одним из основных результатов использования естественных факторов среды в процессе физической культуры является закаливание человека. Закаливание, если в ходе него не нарушается мера приспособительных возможностей организма, ведет к укреплению здоровья и росту работоспособности. Для разностороннего закаливания важно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, солнечная радиация различной силы в сочетании с другими факторами), причем закаливающий эффект может быть усилен при сочетании их с физическими упражнениями.

Социальные исследования свидетельствуют, что, сочетая физические упражнения с естественными факторами закаливания, можно повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий, с которыми сталкивается человек в условиях современной жизни и профессиональной деятельности (вибрации, укачивание, перегрузки при ускорениях, состояние невесомости и др.).

Гигиенические факторы – обеспечиваются реализацией норм и требований по гигиене труда, отдыха, питания, физкультурных занятий, бытовой обстановки и т. д. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания во многом обусловливает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

Особое значение при этом имеет оптимизация режима физических нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, вентиляция и освещенность мест занятий, должное гигиеническое состояние инвентаря и оборудования и т. д.), а также условий, способствующих восстановлению после занятий, предупреждению заболеваний и укреплению здоровья (душ, сауна, массаж, искусственная аэроионизация и ультрафиолетовое облучение и т. д.).

Хотя естественные факторы среды и гигиенические условия не являются главными средствами физической культуры, их значение трудно переоценить.

2.8. Физиологические механизмы
и закономерности совершенствования
отдельных систем организма
под воздействием направленной физической тренировки

Без знания основ строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов, систем и всего организма в целом сложно правильно тренироваться, определять объем и интенсивность физических упражнений, а также их подбор с учетом задач тренировки и индивидуальных особенностей занимающихся.