Аутизм: основные признаки синдрома, виды, диагностика. Кто такие аутисты Восприятие мира аутичным ребенком

Возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Часто проявляется в нежелании контакта с реальностью и бедностью "эмоций".

Причины и механизм возникновения болезни

Аутизм - болезнь, которая диагностируется у пяти из десяти тысяч родившихся детей. У мальчиков она проявляется чаще, нежели у девочек. В период эмбриогенеза под действием определенных факторов возникают дефекты в головном мозге. Изменения сначала имеют локальный характер, а затем распространяются на другие участки. Вследствие этого возникают биохимические и нейрогенные расстройства, которые охватывают большую часть функциональных систем мозга. Что такое аутизм? Чем он вызван? Точно не известно, какие мутации способствуют возникновению болезни, но доказано, что это происходит на первых неделях эмбриогенеза. Негативными факторами являются инфекция, наркотические вещества, тяжелые металлы и т.д.

Клинические признаки

Что за болезнь аутизм и каковы ее внешние признаки? Она имеет три основных проявления:


Как ведут себя аутисты?

Вышеописанные нарушения проявляются до трех лет. Родителям, которые заметили у своего младенца такую «странность», необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение может несколько улучшить адаптацию к жизни. Если у ребенка проявляется один отдельно взятый симптом, это нельзя расценивать как классический аутизм. Оценивать болезнь по интеллекту также нет необходимости, так как при аутизме он может быть как высоким, так и низким. Многие больные очень талантливые, с высоким развитием интеллектуальных возможностей. У некоторых детей проявляются гиперактивность, резкие смены настроения, повышение или понижение слуховой чувствительности, агрессивность, фобии, непереносимость тактильной чувствительности. В случае выявления болезни в старшем возрасте ее классифицируют как атипичный аутизм. Он начинается внезапно с проявлений немотивированной агрессии, истерики, упрямства. Возникают нервные тики, расстройства сна, апатия, страхи, нарушается речь.

Что такое аутизм: диагностика

Поставить такой диагноз можно на основании триады симптомов, приведенной выше. Диагностировать трудно, так как дети на первый взгляд выглядят как умственно отсталые, поэтому только группа специалистов в состоянии правильно определить эту патологию. Собрав подробный анамнез, обследовав по определенной схеме, проведя лабораторные исследования (компьютерная томография, хромосомный анализ), можно поставить точный диагноз.

Лечение аутизма

Особенность лечения заключается в том, что невозможно восстановить нормальное функционирование головного мозга, а только избавиться от ряда негативных симптомов. Раньше, когда еще не до конца понимали, что такое аутизм, детей с такой болезнью лечили в специализированных интернатах для умственно отсталых. Как показали многолетние исследования, этим детям лучше проводить время со сверстниками и в кругу своей семьи. Специфической терапии нет, поскольку каждый отдельный случай аутизма требует индивидуального подхода. Для каждого пациента составляется личная комплексная программа лечения. В нее входят медикаментозные, педагогические и психотерапевтические составляющие. Лечением занимается группа специалистов: психолог, логопед, невролог, психиатр, педагог. Медикаментозная терапия назначается в случае крайней необходимости (противосудорожные препараты, психостимуляторы, антидепрессанты и др.).

– нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.

Общие сведения

Аутизм – заболевание, для которого характерны нарушения движений и речи, а также стереотипность интересов и поведения, сопровождающиеся нарушением социальных взаимодействий пациента с окружающими. Данные о распространенности аутизма существенно разнятся, что обусловлено различными подходами к диагностике и классификации заболевания. По различным данным, аутизмом без учета расстройств аутистического спектра страдает 0,1-0,6% детей, аутизмом с учетом расстройств аутистического спектра – 1,1-2% детей. У девочек аутизм выявляется в четыре раза реже, чем у мальчиков. В последние 25 лет данный диагноз стали выставлять гораздо чаще, однако, пока непонятно, с чем это связано – с изменением диагностических критериев или с реальным увеличением распространенности заболевания.

В литературе термин «аутизм» может трактоваться двояко – как собственно аутизм (детский аутизм , классическое аутистическое расстройство, синдром Каннера) и как все расстройства аутистического спектра , включая синдром Аспергера , атипичный аутизм и т. д. Степень выраженности индивидуальных проявлений аутизма может существенно различаться – от полной неспособности к социальным контактам, сопровождающейся тяжелой умственной отсталостью до некоторых странностей при общении с людьми, педантичности речи и узости интересов. Лечение аутизма длительное, комплексное, осуществляется с участием специалистов в области психиатрии , психологов , психотерапевтов , неврологов , дефектологов и логопедов.

Причины развития аутизма

В настоящее время причины возникновения аутизма окончательно не выяснены, однако установлено, что биологической основой заболевания является нарушение развития определенных структур головного мозга. Подтвержден наследственный характер аутизма, хотя гены, ответственные за развитие болезни, пока только предстоит определить. У детей с аутизмом отмечается большое количество осложнений во время беременности и в родах (внутриутробные вирусные инфекции , токсемия, маточные кровотечения , преждевременные роды). Предполагается, что осложнения во время беременности не могут вызывать аутизм, но могут повышать вероятность его развития при наличии других предрасполагающих факторов.

Наследственность. Среди близких и дальних родственников детей, страдающих аутизмом, выявляется 3-7% больных аутизмом, что многократно превышает распространенность заболевания в среднем по популяции. Вероятность развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов составляет 60-90%. У родственников больных часто наблюдаются отдельные нарушения, характерные для аутизма: склонность к навязчивому поведению, низкая потребность в социальных контактах, трудности при понимании речи, речевые расстройства (в том числе эхолалия). В таких семьях чаще выявляется эпилепсия и умственная отсталость, которые не являются обязательными признаками аутизма, но нередко диагностируются при этом заболевании. Все перечисленное является подтверждением наследственного характера аутизма.

В конце 90-х годов прошлого века ученым удалось выявить ген предрасположенности к аутизму. Наличие этого гена не обязательно приводит к возникновению аутизма (по мнению большинства генетиков, заболевание развивается в результате взаимодействия нескольких генов). Однако определение этого гена позволило объективно подтвердить наследственную природу аутизма. Это – серьезный прогресс в области изучения этиологии и патогенеза данного заболевания, поскольку незадолго до этого открытия в качестве возможных причин аутизма некоторые ученые рассматривали недостаток заботы и внимания со стороны родителей (в настоящее время эта версия отвергнута, как не соответствующая действительности).

Структурные нарушения головного мозга. По данным исследований, у больных аутизмом часто выявляются структурные изменения лобных отделов коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Основной функцией мозжечка является обеспечение успешной двигательной активности, однако, этот отдел мозга также оказывает влияние на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. У многих аутистов некоторые отделы мозжечка уменьшены. Предполагается, что этим обстоятельством могут быть обусловлены проблемы больных аутизмом при переключении внимания.

Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело, также часто страдающие при аутизме, оказывают влияние на память, способность к обучению и эмоциональную саморегуляцию, в том числе – появление чувства удовольствия при совершении значимых социальных действий. Исследователи отмечают, что у животных с повреждением перечисленных долей мозга наблюдаются изменения поведения, сходные с аутизмом (снижение потребности в социальных контактах, ухудшение адаптации при попадании в новые условия, трудности при распознавании опасности). Кроме того, у больных аутизмом часто обнаруживается замедление созревания лобных долей.

Функциональные нарушения головного мозга. Примерно у 50% больных на ЭЭГ выявляются изменения, характерные для нарушений памяти , избирательного и направленного внимания, вербального мышления и целенаправленного использования речи. Степень распространенности и выраженности изменений различается, при этом у детей с высокофункциональным аутизмом нарушения на ЭЭГ, как правило, менее выраженные по сравнению с больными, страдающими низкофункциональными формами заболевания.

Симптомы аутизма

Обязательными признаками детского аутизма (типичного аутистического расстройства, синдрома Каннера) являются нехватка социальных взаимодействий, проблемы при построении продуктивного взаимного контакта с окружающими, стереотипность поведения и интересов. Все перечисленные признаки появляются в возрасте до 2-3 лет, при этом отдельные симптомы, свидетельствующие о возможном аутизме, иногда обнаруживаются еще в младенческом возрасте.

Нарушение социальных взаимодействий является наиболее ярким признаком, отличающим аутизм от других нарушений развития. Дети, страдающие аутизмом, не могут полноценно взаимодействовать с другими людьми. Они не чувствуют состояние окружающих, не распознают невербальные сигналы, не понимают подтекста социальных контактов. Данный признак может выявляться уже у младенцев. Такие дети слабо реагируют на взрослых, не смотрят в глаза, охотнее фиксируют взгляд на неодушевленных предметах, а не на окружающих людях. Они не улыбаются, плохо реагируют на собственное имя, не тянутся навстречу взрослому при попытке взять их на руки.

Пациенты позже начинают говорить, меньше и реже лепечут, позже начинают произносить отдельные слова и использовать фразовую речь. Они часто путают местоимения, называют себя «ты», «он» или «она». В последующем высокофункциональные аутисты «набирают» достаточный словарный запас и не уступают здоровым детям при прохождении тестов на знание слов и правописание, однако испытывают затруднения при попытках использовать образы, делать выводы по поводу написанного или прочтенного и т. д. У детей с низкофункциональными формами аутизма речь существенно обеднена.

Для детей с аутизмом характерна необычная жестикуляция и затруднения при попытке использовать жесты в процессе контактов с другими людьми. В младенчестве они редко показывают рукой на предметы или, пытаясь указать на предмет, смотрят не на него, а на свою руку. Став старше, они реже произносят слова во время жестикуляции (здоровые дети склонны жестикулировать и говорить одновременно, например, протягивать руку и говорить «дай»). В последующем им трудно играть в сложные игры, органично сочетать жесты и речь, переходить от более простых форм коммуникации к более сложным.

Еще одним ярким признаком аутизма является ограниченное или повторяющееся поведение. Наблюдаются стереотипии – повторяющиеся раскачивания туловища, качания головой и пр. Больным с аутизмом очень важно, чтобы все всегда происходило одним и тем же образом: предметы были расставлены в нужном порядке, действия совершались в определенной последовательности. Ребенок, страдающий аутизмом, может начать кричать и протестовать, если мама обычно надевает ему сначала правый носок, а затем левый, а сегодня поступила наоборот, если солонка стоит не в центре стола, а сдвинута вправо, если вместо привычной чашки ему поставили похожую, но с другим узором. При этом, в отличие от здоровых детей, он не проявляет желания активно исправить не устраивающее его положение вещей (потянуться к правому носку, переставить солонку, попросить другую чашку), а доступными ему способами сигнализирует о неправильности происходящего.

Внимание аутиста сфокусировано на деталях, на повторяющихся сценариях. Дети с аутизмом часто выбирают для игр не игрушки, а неигровые предметы, их игры лишены сюжетной основы. Они не строят замки, не катают машинки по квартире, а раскладывают предметы в определенной последовательности, бесцельно, с точки зрения постороннего наблюдателя, перемещают их с места на место и обратно. Ребенок, страдающий аутизмом, может быть чрезвычайно сильно привязан к определенной игрушке или неигровому предмету, может ежедневно в одно и то же время смотреть одну и ту же телепередачу, не проявляя интереса к другим программам, и чрезвычайно интенсивно переживать, если эту программу по какой-то причине не удалось посмотреть.

Наряду с другими формами поведения, к повторяющемуся поведению относят аутоагрессию (удары, укусы и другие повреждения, наносимые самому себе). По статистике, примерно треть аутистов в течение жизни проявляют аутоагрессию и столько же – агрессию по отношению к окружающим. Агрессия, как правило, обусловлена приступами гнева из-за нарушения привычных жизненных ритуалов и стереотипов либо из-за невозможности донести свои желания до окружающих.

Мнение об обязательной гениальности аутистов и наличии у них каких-то необычных способностей не подтверждается практикой. Отдельные необычные способности (например, способность к запоминанию деталей) или талантливость в одной узкой сфере при дефицитарности в других областях наблюдаются всего у 0,5-10% пациентов. Уровень интеллекта у детей с высокофункциональным аутизмом может быть средним или несколько выше среднего. При низкофункциональном аутизме нередко выявляется снижение интеллекта вплоть до умственной отсталости. При всех видах аутизма часто наблюдается генерализованная недостаточная обучаемость.

Среди других не обязательных, до достаточно часто встречающихся симптомов аутизма стоит отметить припадки (выявляются у 5-25% детей, чаще впервые возникают в пубертатном возрасте), синдром гиперактивности и недостаточности внимания, различные парадоксальные реакции на внешние стимулы: прикосновения, звуки, изменения освещения. Часто наблюдается потребность в сенсорной самостимуляции (повторяющихся движениях). Более чем у половины аутистов выявляются отклонения в пищевом поведении (отказ от приема пищи или отказ от определенных продуктов, предпочтение определенных продуктов и др.) и нарушения сна (трудности при засыпании, ночные и ранние пробуждения).

Классификация аутизма

Существует несколько классификаций аутизма, однако в клинической практике наиболее широко используется классификация Никольской, составленная с учетом тяжести проявлений болезни, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза. Несмотря на отсутствие этиопатогенетической составляющей и высокую степень обобщенности, педагоги и другие специалисты считают эту классификацию одной из самых удачных, поскольку она дает возможность составлять дифференцированные планы и определять цели лечения с учетом реальных возможностей ребенка, страдающего аутизмом.

Первая группа. Самые глубокие нарушения. Характерно полевое поведение, мутизм, отсутствие потребности во взаимодействиях с окружающими, отсутствие активного негативизма, аутостимуляция с использованием простых повторяющихся движений и неспособность к самообслуживанию. Ведущим патопсихологическим синдромом является отрешенность. В качестве основной цели лечения рассматривается установление контакта, вовлечение ребенка во взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а также развитие навыков самообслуживания.

Вторая группа. Характерны жесткие ограничения в выборе форм поведения, выраженное стремление к неизменности. Любые изменения могут провоцировать срыв, выражающийся в негативизме, агрессии или аутоагрессии. В привычной среде ребенок достаточно открыт, способен к выработке и воспроизведению бытовых навыков. Речь штампованная, построенная на основе эхолалий. Ведущим психопатологическим синдромом является отвержение реальности. В качестве основной цели лечения рассматривается развитие эмоциональных контактов с близкими людьми и расширение возможностей приспособления к среде путем выработки большого количества различных стереотипов поведения.

Третья группа. Наблюдается более сложное поведение при поглощении собственными стереотипными интересами и слабой способности к диалогу. Ребенок стремится к успешности, но, в отличие от здоровых детей, не готов пробовать, рисковать и идти на компромиссы. Часто выявляются развернутые энциклопедические знания в отвлеченной области в сочетании с фрагментарными представлениями о реальном мире. Характерен интерес к опасным асоциальным впечатлениям. Ведущим психопатологическим синдромом является замещение. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение диалогу, расширение круга представлений и формирование навыков социального поведения.

Четвертая группа. Дети способны к настоящему произвольному поведению, но быстро утомляются, страдают от затруднений при попытке концентрировать внимание, выполнять инструкции и т. д. В отличие от детей предыдущей группы, производящих впечатление юных интеллектуалов, могут выглядеть робкими, пугливыми и рассеянными, однако при адекватной коррекции демонстрируют лучшие результаты по сравнению с остальными группами. Ведущим психопатологическим синдромом является ранимость. В качестве основной цели лечения рассматривается обучение спонтанности, улучшение социальных навыков и развитие индивидуальных способностей.

Диагностика аутизма

Родителям следует обратиться к врачу и исключить аутизм, если ребенок не отзывается на собственное имя, не улыбается и не смотрит в глаза, не замечает указаний взрослых, проявляет нетипичное игровое поведение (не знает, что делать с игрушками, играет с неигровыми предметами) и не может сообщить взрослым о своих желаниях. В возрасте 1 год ребенок должен гулить, лепетать, показывать рукой на предметы и пытаться их схватить, в возрасте 1,5 лет – произносить отдельные слова, в возрасте 2 лет – использовать фразы из двух слов. Если эти навыки отсутствуют, необходимо пройти обследование у специалиста.

Диагноз аутизм выставляется на основании наблюдений за поведением ребенка и выявлении характерной триады, в которую входят недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения расстройств речевого развития назначают консультацию логопеда , для исключения нарушений слуха и зрения – осмотр сурдолога и офтальмолога . Аутизм может сочетаться или не сочетаться с умственной отсталостью, при этом при одинаковом уровне интеллекта прогноз и схемы коррекции для детей-олигофренов и детей-аутистов будут существенно различаться, поэтому в процессе диагностики важно разграничить два этих расстройства, внимательно изучив особенности поведения пациента.

Лечение и прогноз при аутизме

Основной целью лечения является повышение уровня независимости больного в процессе самообслуживания, формирования и поддержания социальных контактов. Используется продолжительная поведенческая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия . Коррекционная работа осуществляется на фоне приема психотропных препаратов. Программу обучения выбирают с учетом возможностей ребенка. Низкофункциональных аутистов (первая и вторая группа в классификации Никольской) обучают на дому. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональные аутисты (третья и четвертая группа) посещают вспомогательную или массовую школу.

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

– это психическое и моторное расстройство развития, проявляющееся ненормальным социальным взаимодействием. Типична с нарушенными коммуникативными способностями.

Расстройство обычно на 3-м году жизни ребенка. Это серьезное нарушение умственного развития.

Почему рождаются аутисты: причины возникновения

Причины аутизма до сих пор доподлинно не известны. Считается, что это наследственное нарушение некоторых функций мозга, при котором расстройство происходит на нейробиологической основе. Роль играют генетические факторы. Учитываются некоторые инфекционные заболевания, химические процессы в мозге.

Современная теория предполагает, что для развития аутизма нужна комбинация нескольких факторов. Некоторые эксперты предполагают, что дети с расстройством рождаются с предпосылкой для его развития. Признаки аутизма полностью проявляются при ряде состояний, среди которых:

  • недоношенность детей;
  • отсутствие грудного вскармливания;
  • раннее лечение антибиотиками;
  • расстройства иммунной системы;
  • плохая переносимость казеина молочного белка и др.

На сегодняшний день ни одна теория не подтверждена.

Расстройство встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Аутизм или РАС () — что это значит и кто такие аутисты простыми словами:

Как проявляется в зависимости от возраста

Здоровый, хорошо развивающийся ребенок начинает «агукать» около 12-месячного возраста. В это время появляется жестикуляция, протягивание рук. Подражание другим людям развивается около 15-го месяца жизни, произношение первых слов – до 16-го месяца, использование фраз – до 24-летнего возраста.

2 месяца – 1 год

Симптомы синдрома аутизма у младенцев:

  1. 2 мес . Необъяснимый плач.
  2. 6 мес . Меньшая активность, требовательность в сравнении с другими детьми. Иногда дети крайне раздражительны, не ищут зрительного контакта, не требуют социального взаимодействия.
  3. 8 мес . Необычные звуки (напр., визг), отсутствие имитации звуков, жестов, выражений лица. Ребенка трудно успокоить. Около 1/3 детей замкнуты, отказываются от общения. Еще 1/3 детей принимает общение, но отвечает слабо. В состоянии бодрствования могут преобладать повторяющиеся движения тела.
  4. 12 мес . Могут появиться первые слова, не используемые осмысленно. Типичен громкий, необъяснимый плач. Дружелюбность часто снижается при появлении способности ходить, ползать. Проблемы с отлучением от груди отсутствуют.

Ребенку 2 года

Возникает, если ребенок не реагирует на свое имя, выражается криками. Типичный признак – поздняя или странная речь. Другие проявления включают неадекватный ответ на стимулы. Может создаваться впечатление глухоты. Отсутствует зрительный контакт. Ребенок не указывает на вещи, не махает на прощание.

Возраст 3 года

Сочетание слов в одном предложении очень редкое. Дети повторяют фразы, но не используют творческий язык. Имеют особый ритм, тон, акцент. Плохая артикуляция встречается примерно у 50% детей, использующих речь, более 50% не используют язык осмысленно. Ребенок берет родителей за руку, ведет их к предметам. Он ходит в известные места, требует определенный предмет.

Ребенку 4 года

Редко творчески сочетаются 2-3 слова. Сохраняется , иногда используемая в общении. Типична имитация телевизионной рекламы. Присутствует способность выражать желание.

Ребенку 5 лет

Ребенок не понимает, не выражает абстрактные термины (время). Не поддерживает разговор. Неправильно использует личные местоимения. Сохраняется эхолалия. Вопросы задает редко. Часто встречается ненормальная высота и ритм голоса.

Признаки аутизма у подростков и взрослых

Проявляется словесными автоматизмами. Человек постоянно повторяет одни и те же фразы, вопросы, на которые либо отвечает сам, либо требует ответа от окружающих. Аутисты часто повторяют слова, сказанные другим человеком, выполняют (раскачивание, перемещение вперед-назад по комнате). Другие характерные черты – сниженное воображение, стереотип интересов. Человек мало понимает символы, абстракцию, у него отсутствует эмпатия, спонтанность поведения (поведение механическое). Интеллект может не нарушаться.

Расстройство имеет бесконечное количество вариаций, его проявления в старшем возрасте – не константа, описанные симптомы – общие.

Распознать аутистов можно по неизменным процедурам. Для них предпочтительна стабильная окружающая среда, люди; изменения переносятся отрицательно. Часто используются повторяющиеся движения, называемые самостимуляцией. Человек может покачиваться, двигать руками, ногами, включать или выключать свет, часами выстраивать предметы в ряд. Нарушение этого ряда посторонним человеком воспринимается агрессивно.

Расстройства аутичного спектра – признаки и разница между симптомами

Согласно ВОЗ (РАС) делятся на 3 категории:

  1. Классический аутизм (проявления описаны выше).
  2. . Некоторые области развития не настолько нарушены, как у людей с классическим типом расстройства. Речь может идти о лучших социальных, коммуникативных навыках, отсутствии стереотипных интересов.
  3. . Имеет много общих черт с классическим типом, в частности, присутствуют социальные, коммуникативные проблемы. Но этот синдром характеризуется меньшими речевыми проблемами, отсутствием умственной отсталости.

В каком возрасте полностью формируется аутизм?

Все РАС диагностируются на основе поведенческих проявлений. Они проявляются либо в младенчестве, либо в раннем возрасте (до 3 лет). Нарушение определенных функций мозга приводит к нарушению способности правильно оценить информацию (сенсорную, языковую). Расстройство, провоцируемое внешними факторами, может проявиться позже.

Виды аутизма

Распределение на функциональном уровне:

  1. Высокофункциональный тип . Средний или выше среднего интеллект, слегка нарушенные коммуникативные способности, способность интегрироваться в общество.
  2. Умеренно функциональный тип . Умеренная или средне-тяжелая умственная отсталость с нарушенным речевым компонентом. Более выраженные стереотипные проявления.
  3. Низко функциональный тип . Тяжелая, глубокая умственная отсталость, отсталость речи. Стереотипные, повторяющиеся формы поведения, отсутствие социальных контактов.

Классификация с точки зрения личностных черт:

  1. Одинокий тип . Отсутствие интереса к другим людям, избегание общества, физического контакта.
  2. Пассивный тип . Отсутствие спонтанности, беспокойство в соответствующих ситуациях. Принятие физического контакта имеется.
  3. Активный тип . Поиск компании, установление контакта, но неподходящим образом. Типичен недостаток эмпатии.
  4. Формальный тип . Строгое соблюдение социальных правил, важность ритуалов, странность поведения.

Диагностика

РАС диагностируется на основе поведенческих проявлений независимо от причины развития.

Первые меры – психологическое и психиатрическое обследование. Их цель – подтверждение или исключение РАС.

Исследуется связь между аутизмом и другими соматическими, генетическими заболеваниями.

Исследуется также ЦНС.

Решение проблем в социализации, эмоциональной сфере и обществе

Способы общения, обучения, работы с аутистами индивидуальны. Для минимизации проблем в повседневной жизни им нужна предсказуемость, регулярность обыденной деятельности. Непредсказуемые события, внезапные изменения, характерные для социума, – это стрессоры, приводящие к беспокойству, усугублению проблемного поведения, неожиданным проявлениям, часто шокирующим или раздражающим окружение.

Людям с аутизмом больше, чем другим, нужны логические причины для ведения деятельности. Эффективна осмысленная мотивация. Потеря мотивации уменьшает способность аутистов концентрироваться, продолжать выполнение задачи. Это – частая проблема в рабочей среде.

Исследование аутизма выявили 2 основных типа изоляции при этом расстройстве.

Социальная изоляция

Она вызвана ощущением недостаточной занятости, отсутствием достаточно важной роли в социальной группе. Социальная изоляция может исходить из избегания социального контакта, возникнуть в результате внезапного расставания с близким человеком. Этот тип изоляции создает проблемы почти во всех сферах жизни – личной, рабочей.

Эмоциональная изоляция

Этот тип изоляции может привести к депрессии, другим психическим проблемам. Эмоциональная изоляция – это результат отсутствия близких отношений, исходящего из предыдущего типа изоляции.

Эффективные методы, способствующие развитию детей, поддержке взрослых, – структурированное обучение, визуализация информации. Для связи используются различные альтернативные системы – изображения, пиктограммы, упрощенное общение и т.д.

ABA-терапия

У людей с РАС используются терапевтические подходы, основанные на поведенческой терапии. Один из них – прикладной поведенческий анализ (Applied behavior analysis – ABA), включающий тренировку нового поведения с устранением проблемных моментов. Как правило, с одним человеком специалист работает по 5-8 часов в день. Несмотря на очевидную функциональность, для большинства людей этот метод не реалистичен ввиду временной и персональной требовательности.

Лечение стволовыми клетками

Комбинированная трансплантация UCBSC и UCMSC основана на недавно обнаруженном патогенезе спектра РАС – гипоперфузии головного мозга, нарушении регуляции иммунитета. Исследования показывают, что область мозга, пораженная гипоперфузией, коррелирует с частями мозга, отвечающими за деятельность, нарушающуюся при расстройстве. Наблюдалось, что трансплантация UCBSC вызывает неоваскуляризацию (образование новых сосудов), приводит к функциональному улучшению.

Карты

Фотографии в дневниках, слова, изображения, размещенные по дому для глобального чтения.

Многие дети отвечают на визуальное общение, стимулы. Хотя общение с помощью карт может не восприняться с первого раза, изображения часто становятся источником понимания, безопасности, спокойствия в будущем.

Протокол Немечека

Наблюдения д-ра Немечека говорят о том, что люди с аутизмом не способны переваривать глютен и казеин, поэтому для них целесообразна безглютеновая, не содержащая казеин диета. Также протокол Немечека включает применение инулина при РАС.

Игры, программы для аутистов

  1. Игра со сверстниками . Каждый ребенок для развития требует общения со сверстниками.
  2. Притворная игра . Эта игра подходит для пациентов с синдромом Аспергера или для аутистов с высоким IQ. Притворная игра развивает воображение, общение, эмоции.
  3. Настольные игры . Игры, основанные на логическом, конкретном мышлении хорошо воспринимаются детьми.
  4. Коллективные игры . Коллективная игра аутистам дается с большим трудом. Врач должен знать об индивидуальных способностях ребенка, находить правильный тип мотивации, выбирать необходимую степень структурирования, визуальной поддержки.

Истории реальных людей

Для большей наглядности проблемы ознакомьтесь с историями аутистов.

Я получила диагноз в 7 лет, когда врач отправил нас в психиатрию, а оттуда – на диагностику. Родители почувствовали облегчение, т.к. наконец поняли мое странное поведение.

После сложного поступления в школу, начались проблемы. Родителей вызывали почти каждый день. Был случай, когда их просили забрать меня из столовой – я 2 часа «исследовала» фрикадельки, ни учителя, ни техперсонал не смогли оторвать меня от этого занятия….

Елена, 25 лет

Много раз в жизни я думала, что «не такая, как все». Я везде чувствовала себя по-другому, не зная, почему. Я не понимала мир. В школе надо мной смеялись, трудно было найти человека, который бы понял, что я чувствовала, кто мог бы помочь… В 15 лет я пыталась покончить жизнь самоубийством. Некоторое время я провела в психиатрической больнице. Многие люди пытались мне помочь. Но я не смога объяснить им свои чувства.

Марта, 18 лет

Как они себе ощущают

Как чувствуют себя сами аутисты? Ответить на этот вопрос могут лишь люди, которым это состояние известно непосредственно.

У меня всегда была причина не любить себя. Я всегда чувствовал вину за что-то. Во взрослом возрасте я испытывал неудобства, непонимание на работе (я был слишком точным, медленным, тихим, не паниковал вместе с коллегами…). Я был другим.

Я боролся, доказывая свою полноценность. Но что это дало? Я был унижен, разрушен, раздавлен, без уверенности в себе… И это всего лишь несколько слов, описывающих крошечную часть моей жизни.

Павел, 30 лет

Есть много людей, ничего не знающих об аутизме, игнорирующих аргументы. Например, на этой неделе я узнала, что не могу быть аутистом (несмотря на постановленный диагноз), поскольку способна публично выразить мнение, представить себя, правильно ответить на вопросы… И что еще хуже, я знаю, где поставить смайлик! Какая катастрофа, а? К тому же, я понимаю и даже использую иронию! По некоторым данным, я ничего не знаю об аутизме. Конечно, у меня «лишь» 18-летний опыт на собственной шкуре! Но согласно ряду комментариев, я не могу ничего знать о РАС, т.к. я не аутист. И все только потому, что я способна выжить в джунглях, которые вы называете обычным миром.

Анна, 23 года

Как видят мир аутисты:

Мифы и факты

Ввиду недостаточной осведомленности о природе расстройства, об нем ходит много мифов. Рассмотрим и опровергнем некоторых из них.

Миф: дети с аутизмом не идут на контакт

Большинство аутистов имеют физический контакт с родителями, выражают свои позитивные чувства (садятся на колени, обнимают). Они чувствуют тревогу разлуки, могут чрезмерно привязываться к одному из родителей.

Миф: аутисты не интересуются дружбой

Аутисты хотят дружить, но они не знают, как построить дружбу, как ее сохранить. Часто контакт навязывается неподходящими способами. Иные интересы, средства коммуникации исключают их из команды сверстников. В попытках привлечь внимание, они ведут себя социально неадекватно, или их социальная наивность под картиной дружбы оскорбляет сверстников.

Миф: аутисты не навязывают зрительный контакт

У многих аутистов имеется зрительный контакт. Для диагностики важно качество зрительного контакта. Многие подростки или взрослые, страдающие аутизмом, говорят, что научились использовать зрительный контакт, но он неестественный для них.

Миф: аутизм – очень редкое расстройство

Частота РАС в популяции оценивается в 1%. Эта высокая цифра ясно показывает, что аутизм – это актуальная медицинская и социальная проблема, требующая решения.

Миф: все аутисты – гении

РАС связаны с умственными отклонениями примерно в 50% случаев. Гениальные способности у аутистов могут возникать, но редко.

Недавно в лечении аутизма были сделаны новые шаги. Ученые исследуют положительное влияние декомпрессионных камер на состояние аутистов. У детей, закрытых на 40 часов в декомпрессионных камерах, ученые обнаружили улучшения в восприятии, зрительном контакте, общении с окружающими людьми. Но пока неизвестно, не имеет ли место лишь временный эффект.

Известные люди с аутизмом:

Аутизм не лечится. Это пожизненное неврологическое расстройство. Последствия аутизма (проблемное поведение, причинение себе вреда и т.д.) можно смягчить путем правильного отношения, специального образования. Существует специальная педагогическая помощь с использованием методологии когнитивно-поведенческой терапии (сочетание когнитивной и поведенческой психотерапии).

Люди с аутизмом могут хорошо функционировать в современном мире. Иногда они становятся ценными работниками благодаря способности погрузиться в интересующую их тему, становясь экспертами в этой области. Наиболее важный правильный подход, терпение, уважение, понимание со стороны внешнего мира.

Аутизм является такого типа врожденным заболеванием, основные проявления которого сводятся к возникновению у ребенка трудностей в попытках общения с окружающими его людьми. Аутизм, симптомы которого также заключаются в неспособности выражения собственных эмоций и в неспособности их понимания по отношению к другим людям, сопровождается затруднениями разговорной речи и в некоторых случаях снижением интеллектуальных способностей.

Общее описание

Актуальное при этой болезни расстройство возникает по причине невозможности слаженной работы различных частей мозга. У большинства людей которым поставлен диагноз аутизм всегда будут присутствовать проблемы, связанные с организацией адекватных взаимоотношений с окружающими людьми. Между тем, диагностирование аутизма в пределах ранней стадии его проявления у больного, а также последующее лечение – все это позволяет все большему количеству людей постепенно реализовать собственный потенциал.

Заболевание располагает тенденцией к появлению его в определенного типа семьях, на основании чего имеется предположение о возможном наследовании аутизма. На данный момент проводится изучение вопроса, касающегося выявления конкретных генов, отвечающих за наследование этого заболевания.

В обществе имеется предположение, что к аутизму может привести вакцинация детей, в частности, используемая в прививках от свинки, краснухи и кори. Однако подтверждения этому факту нет, что проверялось в рамках некоторых исследований. Более того, крайне важно, чтобы все требуемые виды прививок были сделаны ребенку.

Итак, что собой представляет аутизм? Симптомы этого заболевания, как мы уже отметили, проявляются у детей (это врожденное заболевание) в возрасте до трех лет. Как правило, родители начинают замечать, что ребенок несколько отстает в развитии, что проявляется в его неумении говорить и вести себя так, как это характерно для детей в его возрасте. Возможен и такой вариант развития, при котором ребенок все-таки начинает говорить в возрасте его сверстников, однако со временем приобретенные навыки постепенно утрачиваются.

Ребенок отстает в развитии, причем нередко вообще не говорит ничего, от этого может создаваться впечатление о его глухоте. При проверке слуха подтверждается отсутствие такого рода отклонения. Также при аутизме больной использует избыточное повторение, касающееся определенной модели поведения, игр и интересов. К примеру, это могут быть повторения покачивания тела либо необъяснимая привязанность по отношению к некоторым предметам. Особенное расстройство вызывает необходимость изменения привычной в этом случае рутины.

Следует заметить, что «типичного» поведения у больных аутизмам не существует, а потому обобщение и создание единого образа больного для всех случаев является невозможным. Люди с аутизмом могут вести себя по-разному, что определяет конкретная форма этого заболевания в каждом из случаев. Также родители больных аутизмом детей выделяют такую их особенность, как избегание ими зрительного контакта, а также предпочтение играм в одиночку.

Интеллектуальное развитие, которое в определенной степени изменено из-за аутизма, по этой причине соответствует в большинстве случаев показателям ниже среднего.

Зачастую, в подростковом возрасте, дети впадают в , сильно переживая это, в особенности, если их интеллект определяется как средний или соответствует показателям выше среднего. Также некоторые дети в этот период сталкиваются с проявлениями в виде припадков, в частности, эпилептических.

Аутизм у взрослых

У взрослых признаки аутизма проявляются в зависимости от того, как тяжело в целом протекает это заболевание. В числе основных симптомов можно выделить следующие:

  • Скудность жестикуляции, мимики;
  • Отсутствие понимания элементарных принятых в общении правил. Аутист может слишком пристально смотреть в глаза или, наоборот, избегать зрительного контакта с собеседником. Он может слишком близко подходить или, наоборот, чрезмерно отдаляться, слишком тихо разговаривать или, наоборот, делать это слишком громко и пр.
  • Отсутствие осознания аутистом особенностей своего поведения (что он может этим причинить вред или обидеть и пр.).
  • Отсутствие понимания эмоций, чувств, намерений других людей.
  • Способность к построению дружеских или романтических отношений практически невозможна.
  • Трудности в обращении к кому-либо (первым).
  • Скудность словарного запаса, частое повторение одних и тех же фраз, слов.
  • Отсутствие интонаций в речи, сходство особенностей речи аутиста с речью робота.
  • Спокойствие и уверенность в привычной и рутинной обстановке, чрезмерное переживание из-за перемен в ней и в жизни в целом.
  • Наличие серьезной привязанности в отношении определенных предметов, привычек, мест. Сильный испуг при переменах.

Течение аутизма в легкой форме указывает на возможность человека в 20-25-летнем возрасте жить отдельно от родителей, в определенной независимости. В частности такая возможность открывается в случае достаточной развитости умственных способностей аутиста и сформировавшихся навыков общения с окружением. Частичная независимость отмечается в каждом третьем случае.

Более тяжелое течение заболевания требует постоянного присмотра за больным аутизмом с окружающими, в особенности, если разговаривать он не умеет и его интеллект определяется ниже среднего.

Диагностирование аутизма

Наличие настораживающей симптоматики требует обращения к лечащему врачу, после чего, как правило, собирается врачебная комиссия. В ее состав входят лечащий врач, психолог/психиатр, невролог, а также другие специалисты. Помимо этого в составе комиссии могут присутствовать родители, воспитатель или учителя ребенка – информация с их стороны позволяет более точно определить состояние ребенка исходя из наличия различных точек наблюдения перечисленных лиц.

Диагностика аутизма определяет необходимость в определении важных особенностей, отличающих это заболевание от заболеваний типа и заболеваний генетических, сопровождающихся с умственной отсталостью и пр.

Лечение аутизма

Методы лечения этого заболевания, к сожалению, отсутствуют, потому утверждать что-либо о полном выздоровлении ребенка или взрослого невозможно. Между тем, существует и целый ряд методик, с чьей помощью люди с аутизмом могут не только жить самостоятельно, но и общаться со своим окружением.

Примечательно, что чем раньше родители смогли определить аутизм у ребенка, и чем раньше, соответственно, началось лечение существующими методиками, тем лучше для него последующий прогноз, тем выше его шансы на полноценную жизнь в обществе.

Примечательно, что некоторые родители больных аутизмом детей придерживаются идеи о том, что диета при аутизме может благоприятно повлиять на основные симптомы аутизма.

Основой для этого служит предположение о том, что кишечник больных аутизмом не способен к усвоению таких белков как глютен и казеин. В результате этого при исключении продуктов с этими белками ребенок, якобы, будет вылечен от аутизма. Ученые же опровергли эту идею, указывая на нормальное пищеварение больных аутизмом, на основании чего безглютеиновая диета ничего не даст таким детям, соответственно, не приводя ни к улучшению состояния, ни к излечению.

Следует учитывать, что нередко в детском возрасте отмечается ремиссия заболевания, за счет которой производится снятие аутизма как диагноза с отнесением его к расстройствам аутистического спектра. Зачастую это происходит, опять же, при применении интенсивной терапии. В целом на данный момент точных цифр в определении выздоровления указать не предоставляется возможным, неотобранные выборки по детям с излечением от этого расстройства располагают показателями на этот счет в пределах 3-25%.

В случае появления симптомов, сходных с симптомами аутизма, необходимо обратиться к педиатру.