Близорукость (миопия) у детей. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Страдает практически треть старшеклассников. Врачи-офтальмологи даже дали неофициальное название такой патологии - «школьная близорукость».

Причина, по которой возникает близорукость у детей школьного возраста, вполне понятна. Это повышенная нагрузка, которую получают глаза ребенка, когда он начинает учиться. Причем зрительное напряжение возникает не только на школьных уроках, но еще и дома, во время подготовки домашних заданий. В связи с актуальностью данной проблемы многих родителей и педагогов волнует вопрос о методах борьбы с данной патологией и способах ее предупреждения.

Механизм возникновения близорукости

Проблема миопии очень хорошо изучена врачами. Известен и механизм развития данной патологии. Дети, страдающие миопией, хорошо видят те предметы, которые находятся вблизи. А вот с теми объектами, которые расположены далеко, возникают проблемы: отсутствует четкость изображения.

Физиологическая причина такой проблемы может крыться в состоянии глазного яблока. Оно либо имеет удлиненную форму, либо его роговица чересчур сильно преломляет изображение. Подобные нарушения приводят к тому, что картинка фокусируется не на сетчатке, как это положено в норме, а перед ней. Из-за подобных нарушений ребенок не может четко увидеть предметы, находящиеся вдали.

Причины школьной близорукости

Глазное яблоко может иметь деформированную форму из-за генетической предрасположенности. Такая патология возникает и в результате больших зрительных нагрузок, которые имеют место в процессе школьной учебы.

Конечно, близорукость может быть выявлена у детей любого возраста. Однако чаще всего подобная патология возникает в период школьной учебы (с семи до четырнадцати лет). Причем жертвами сильной учебной нагрузки становятся не только те дети, которые имеют генетическую предрасположенность. Миопия выявляется и у полностью здоровых школьников.

Причинами близорукости в столь юном возрасте являются не только повышенные учебные нагрузки, являющиеся настоящим стрессом для еще не окрепших зрительных органов. Современные дети много пользуются мобильными телефонами, с увлечением играют в компьютерные игры и проводят много времени перед экраном телевизора. Как же все это действует на глаза? В нормальном состоянии зрительная система хорошо воспринимает предметы, находящиеся от ребенка на удаленном расстоянии. А вот для того чтобы увидеть близкорасположенные объекты, глаз должен напрячься, задействовав при этом свой фокусирующий аппарат (изменить форму хрусталика с помощью деформации мышечной системы). Но что происходит при частых и длительных нагрузках? Мышцы перестают расслабляться и принимать свое исходное положение.

Данное явление офтальмологи называют «спазма аккомодации». Симптомы патологии аналогичны тем, которые имеют место при возникновении миопии. Именно поэтому называют еще и ложной близорукостью. Такая патология возникает из-за:

Плохого освещения рабочего места; - нарушения тонуса шейных и спинных мышц; - неправильного рациона питания; - значительной нагрузки на зрительные органы из-за их длительной фокусировки на объектах, расположенных на небольшом расстоянии; - длительного нахождение за компьютером; - нарушений в психологической сфере; - несоблюдения правил гигиены глаз; - неправильного распорядка дня.

Ложная близорукость у детей школьного возраста излечима. Следует только вовремя выявить данную патологию и принять все соответствующие меры для избавления от нее. В противном случае глазу придется подстраиваться под новые для него условия, что в большинстве случаев приводит к возникновению истинной анатомической близорукости.

Симптомы миопии

Определить близорукость в школьном возрасте бывает очень сложно. Многие дети просто не могут определиться с тем, насколько хорошо они видят. Даже когда приводит к снижению успеваемости, истинную причину появления плохих отметок в дневнике они порой объяснить просто не в состоянии.

Родители могут заподозрить появление близорукости у ребенка, если он:

Хмурится или прищуривается, когда смотрит вдаль; - часто жалуется на возникновение головных болей; - держит учебники и другие предметы очень близко к лицу; - часто моргает или трет глаза.

Что делать при появлении школьной близорукости?

Какие меры необходимо предпринять родителям, если у их ребенка появились первые признаки миопии? Прежде всего следует отвести свое чадо к врачу. Специалист подберет коррекцию этого заболевания и назначит необходимую терапию.

Если обнаружилась близорукость у детей школьного возраста, лечение данной патологии должно проходить в зависимости от ее степени. При назначении курса врач также учтет имеющиеся осложнения и прогрессирование миопии.

Родители должны знать о том, что полностью устранить данную проблему нельзя. Важнейшей задачей терапии явится остановка патологии или замедление ее прогрессирования. К ней также можно отнести коррекцию зрения и профилактику осложнений.

Особенно важно уделять пристальное внимание школьной близорукости, имеющей прогрессирующую форму. Она имеет место в том случае, если зрение у ребенка падает больше, чем на половину диоптрии в год. Своевременно начатое лечение при такой патологии даст большее количество шансов для сохранения зрения.

Коррекция миопии

Если обнаружена близорукость у детей школьного возраста, лечение начинается с подбора очков. Это позволит произвести коррекцию зрения. По большому счету, лечением это назвать нельзя. Однако очки в детском возрасте снижают прогрессирование миопии. Это происходит за счет устранения напряжения на глаза.

Если в слабой или в средней степени находится близорукость у детей школьного возраста, лечение с помощью очков не должно состоять в их постоянном ношении. Их рекомендуют только для дали. Но бывает, что ребенок чувствует себя вполне комфортно и без очков. В таком случае заставлять их носить не стоит.

У ребенка может быть обнаружена высокая степень миопии или же ее прогрессирующая форма. В этом случае рекомендуется постоянное ношение очков. Это особенно актуально при появлении у школьника расходящегося косоглазия. Очки при этом позволят предотвратить амблиопию.

Дети постарше могут пользоваться контактными линзами. Они особенно актуальны при анизометропии, когда между глазами наблюдается большая разница рефракции (более 2 диоптрий).

Ортокератологический метод

Какие еще могут быть способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение порой осуществляется с применением ортокератологического метода. Он предусматривает ношение ребенком специальных линз. Эти приспособления меняют форму роговицы, делая ее более плоской. Однако стоит иметь в виду, что при данном методе устранение патологии возможно только в течение одного-двух дней. После этого роговица восстанавливает свою форму.

Использование специальных средств

Какие еще существуют способы устранения патологии, если обнаружена близорукость у детей школьного возраста? Лечение может проводиться при помощи «расслабляющих очков». Они имеют слабоположительные линзы. Это и позволяет снизить аккомодацию.

Медиками разработаны и еще одни очки. Они носят название «лазер-вижн». Такие очки немного улучшают зрение вдали, но лечебного эффекта при этом не оказывают. Если возникла близорукость у детей школьного возраста, лечение в домашних условиях можно осуществлять при помощи специальных компьютерных программ. Они расслабляют глазные мышцы и снимают их спазм.

Также существует большое количество аппаратных способов лечения миопии. К ним относятся вакуумный массаж и электрическая стимуляция, лазерная терапия инфракрасного типа и т. д.

Препараты для избавления от миопии

Какими медикаментозными средствами лечится близорукость у детей школьного возраста? Препараты для избавления от данной патологии должны назначаться врачом совместно с выполнением специальных упражнений, а также соблюдением правильного рациона питания и режима дня.

При слабой степени заболевания рекомендованы комплексы, состоящие из минеральных веществ и витаминов. Хорошо, если в составе таких препаратов будет находиться лютеин. Витаминно-минеральные комплексы имеют огромное значение при устранении близорукости у детей, так как предупредят дальнейшее развитие патологии и снизят вероятность появления осложнений. Порой специалист назначает препараты кальция и средство «Трентал»

Одной из причин возникновения миопии может стать дистрофия сетчатки глаза. Как в таком случае лечить близорукость у детей школьного возраста? Таблетки для устранения этого явления должны воздействовать на сосуды сетчатки, улучшая в них кровообращение. Такое действие оказывают препараты «Викасол», «Эмоксицин», «Дицинон» и другие. Однако стоит иметь в виду, что не назначаются при имеющихся кровоизлияниях.

В том случае, когда при близорукости происходит образование патологических очагов, применяют препараты рассасывающего действия. Это могут быть такие средства, как «Лидаза» и «Фибринолизин».

Применение медикаментов при ложной миопии

В том случае, когда близорукость у школьника связана со спазмом глазной цилиарной мышцы, возникает необходимость в ее расслаблении. При этом ребенку окулист назначает специальные капли. Причем их применение должно сочетаться с выполнением зрительных упражнений.

В состав расслабляющих капель входит атропин. Это вещество содержится в листьях и семенах некоторых растений и является ядовитым алкалоидом. Препараты с атропином способствуют повышению внутриглазного давления. Они и приводят к тому, что наступает паралич аккомодации. Другими словами, происходит изменение фокусного расстояния. Паралич, вызванный действием препарата, длится в течение 4-6 часов, после этого происходит расслабление мышцы.

Курс такого лечения длится, как правило, в течение месяца. При этом может использоваться такой препарат как «Ирифрин», который чередуется с «Мидриалилом» или с «Тропикамидом».

Хирургическое лечение

При прогрессирующей близорукости, а также при развитии различных осложнений корректирующая терапия не сможет справиться с патологией. В таких случаях применяется склеропластика, являющаяся одним из методов хирургического лечения. Основанием для ее проведения служит быстро усугубляющаяся миопия (более одной диоптрии в год). В результате операции укрепляется задний полюс глаза и улучшается его кровообращение.

Какое еще может быть применено, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Отзывы специалистов высоко оценивают возможности лазерной хирургии. Данный метод будет особенно эффективным при прогрессирующем недуге в качестве меры для профилактики отслойки сетчатки и появления в ней разрывов.

Гимнастика для глаз

Для того чтобы остановить миопию у ребенка, необходимо использовать комплексную терапию, которая помимо приема лекарственных средств должна включать в себя и немедикаментозные методы. Одним из них является гимнастика для глаз. Правильный подбор упражнений позволяет укрепить мышцы и осуществлять постоянный контроль над их состоянием. Причем такой комплекс эффективен не только в качестве лечения, но и для профилактики миопии.

И здесь можно использовать упражнения, рекомендованные Ждановым. Этот российский ученый и общественный деятель известен как автор методики восстановления зрения без операций. В своих способах он совместил некоторые штрихи из практики йогов и разработки Бейтса.

Как же при использовании такого метода должна устраняться близорукость у детей школьного возраста? Лечение по Жданову предполагает использование комплекса, включающего в себя:

Пальминг (наложение ладоней на закрытые глаза); - упражнения с морганием; - расслабление с закрытыми глазами с визуализацией приятных воспоминаний; - упражнение «Змейка», при котором следует вести глазами по воображаемой синусоиде; - соляризацию, то есть кратковременную остановку взгляда на свече, находящейся в темной комнате.

Полезные продукты

Как должно проходить, чтобы устранить близорукость у детей школьного возраста, лечение? Питание одновременно с проводимой терапией должно включать в себя продукты, богатые витаминами, минералами и микроэлементами. Особенно важны для глаз хром и медь, цинк и магний. Также желательно употреблять продукты, богатые витаминами А и D.

Таким образом, для лечения миопии нужно есть:

Черный и серый хлеб, а также его сорта с отрубями; - мясо птицы, кролика, а также баранину и говядину; - морские продукты; - молочные, вегетарианские и рыбные супы; - овощи (свежую, цветную, морскую и квашеную капусту, брокколи и свеклу, молодой зеленый горошек, сладкий перец и морковь); - гречку, овсянку, темные макароны; - кисломолочные продукты; - яйца; - чернослив, инжир, курагу, изюм; - растительные жиры в виде льняного, оливкового и горчичного масла; - зеленый чай, компоты, фреши, кисели; - свежие ягоды и фрукты (персики и облепиху, дыню и абрикос, черную и красную смородину, мандарины и грейпфруты, апельсины и черноплодную рябину).

Питание должно состоять из небольших порций, которые употребляются шесть раз в день.

Как еще можно устранить близорукость у детей школьного возраста? Лечение народными средствами также бывает весьма эффективным, но проводиться оно должно в комплексе с выполнением упражнений и употреблением богатых целебными веществами продуктов.

Избавить ребенка от миопии можно при помощи трав. Для приготовления целебного снадобья готовят отвар из 15-20 грамм листьев и плодов красной рябины и 30 грамм двудомной крапивы. Ингредиенты заливают 400 мл теплой воды, кипятят на медленном огне четверть часа и настаивают 2 ч. Принимают по полстакана в теплом виде за 15 минут до еды три раза в течение дня.

Также для и ее профилактики отлично подходит черника. В этой ягоде много марганца и других веществ, которые полезны для глаз.

При близорукости вашему ребенку могут помочь средства, в рецептуру которых входит хвоя. Ее заготавливают в сентябре, чтобы затем всю зиму можно было принимать целебные отвары.

– дефект зрения, обусловленный несоответствием оптической силы роговицы переднезадней оси глазного яблока, что приводит к фокусировке изображения перед сетчаткой, а не на ней самой. При близорукости дети хорошо видят близкие объекты, а отдаленные – плохо; жалуются на зрительное утомление, головные боли. Обследование детей с близорукостью включает оценку остроты зрения, офтальмоскопию, скиаскопию, авторефрактометрию, УЗИ глаза. Лечение близорукости у детей проводится комплексно с помощью очковой или контактной коррекции, оптических упражнений, медикаментозной терапии, ФТЛ, ИРТ; при необходимости – склеропластики.

Общие сведения

Близорукость у детей (миопия) – одно из наиболее распространенных заболеваний зрительной системы в детской офтальмологии . К 15-16 годам близорукость обнаруживается у 25-30% детей. Близорукость у ребенка чаще выявляется в возрасте 9-12 лет, а в подростковом периоде происходит ее усиление. При близорукости параллельные лучи света, идущие от далеких предметов, фокусируются не на сетчатке, а перед ней, что приводит к нечеткости, смазанности, расплывчатости изображения.

Около 80-90% доношенных младенцев рождаются гиперметропами с «запасом дальнозоркости» +3,0+3,5 D. Это объясняется коротким переднезадним размером глазного яблока у новорожденного (17–18 мм). По мере роста ребенка происходит рост, а вместе с этим – изменение преломляющей силы глаза. Постепенно гиперметропия становится меньше, приближаясь к нормальной (эмметропической) рефракции, а во многих случаях (при недостаточном «запасе дальнозоркости» +2,5 и менее D) она переходит в миопию – близорукость у детей.

Причины близорукости у детей

Близорукость у детей может быть наследственной, врожденной и приобретенной. Предрасположенность к близорукости выше у тех детей, чьи родители (один или оба) также имеют миопию. В этом случае говорят о наследственной близорукости у детей.

Предпосылкой врожденной близорукости у детей служит слабость склеры и ее повышенная растяжимость, что приводит к неуклонному прогрессированию миопии. Кроме этого, данная форма близорукости часто встречается у недоношенных детей , а также детей, страдающих врожденной патологией роговицы или хрусталика, врожденной глаукомой , синдромом Дауна , синдромом Марфана и др. Врожденная близорукость обычно выявляется у детей первого года жизни.

Приобретенная близорукость у детей возникает и прогрессирует в школьные годы в связи с возросшей зрительной нагрузкой, ранним обучением письму и чтению, несоблюдением гигиены зрения, бесконтрольным использованием компьютера или просмотром телевизора, недостатком микроэлементов и витаминов в пище, быстрым ростом ребенка. Способствовать развитию близорукости у детей могут родовые травмы позвоночника, рахит , инфекции (тонзиллит , гайморит , туберкулез , корь , дифтерия , скарлатина , инфекционный гепатит) и сопутствующие заболевания (аденоиды , сахарный диабет и др.), нарушения опорно-двигательной системы (сколиоз , плоскостопие).

Классификация близорукости у детей

С учетом характера развития миопии различают физиологическую, лентикулярную (хрусталиковую) и патологическую близорукость у детей.

Физиологическую близорукость обусловливает усиленный рост глаза, наблюдающийся у детей. Степень физиологической миопии увеличивается до момента окончания роста глазного яблока и в дальнейшем не прогрессирует. Такой вид близорукости у детей относят к стационарной: она не приводит к значительному ухудшению зрения и инвалидности.

При лентикулярной близорукости у детей имеет место чрезмерное увеличение преломляющей силы хрусталика при изменениях его ядра. Хрусталиковая близорукость часто встречается у детей с врожденной центральной катарактой и сахарным диабетом, а также при поражении хрусталика вследствие приема некоторых медикаментов.

Патологическая близорукость у детей (миопическая болезнь) развивается при чрезмерном росте глазного яблока в длину и характеризуется прогрессирующим снижением остроты зрения до нескольких диоптрий в год. Такая форма близорукости у детей протекает наиболее злокачественно и часто приводит к инвалидности по зрению.

По непосредственным механизмам возникновения близорукость у детей может быть осевой (в случае увеличения переднезаднего размера глаза >25 мм и нормальной рефракции), рефракционной (при увеличении преломляющей силы и нормальной переднезадней длине глаза) и смешанной (при сочетании обоих механизмов).

По силе выраженности различают близорукость у детей слабой (до -3,0 D), средней (до -6,0 D) и высокой степени (свыше -6,0 D).

Симптомы близорукости у детей

Врожденную близорукость у ребенка раннего возраста можно выявить только при плановом осмотре детского офтальмолога .

У более старших детей о наличии близорукости позволяет задуматься привычка щурить глаза, морщить лоб, часто моргать, подносить игрушки близко к глазам, низко наклонять голову при рисовании или чтении. При этом близко расположенные предметы ребенок видит хорошо, а удаленные - хуже. Типичны жалобы детей на дискомфорт и резь в глазах, быстрое зрительное утомление, головную боль.

При своевременно не скорригированной близорукости у детей нарушается бинокулярное зрение, развивается расходящееся косоглазие и амблиопия . Наиболее серьезными осложнениями прогрессирующей миопии служат отслойка стекловидного тела , изменения сетчатки, приводящие к кровоизлияниям и ее отслойке .

От истинной миопии у детей следует отличать ложную близорукость (или спазм аккомодации), обусловленную нарушением функционирования глазных мышц и сопровождающуюся утратой возможности поддержания четкого видения предметов. Такое состояние потенциально обратимо, однако если своевременно не принять надлежащие меры, спазм аккомодации у детей перерастет в истинную близорукость.

Диагностика близорукости у детей

При выявлении признаков ухудшения зрения вдаль, родители, педагоги или педиатр должны принять меры к обследованию состояния зрительной функции ребенка.

В процессе наружного осмотра глаз ребенка детский офтальмолог обращает внимание на форму, величину и положение глазных яблок, фиксацию взгляда на ярких игрушках. В процессе биомикроскопии и офтальмоскопии оценивается состояние роговицы, передней камеры глаза, хрусталика, глазного дна.

Наличие близорукости у детей с 3-летнего возраста уточняется путем проверки остроты зрения вблизи и вдаль, без корригирующих стекол и с ними. Улучшение зрения с минусовой и ухудшение с плюсовой линзой свидетельствует о миопии. На следующем этапе исследуется клиническая рефракция с помощью скиаскопии и рефрактометрии после предварительной атропинизации.

В порядке медикаментозного лечения близорукости у детей проводится назначение витаминно-минеральных комплексов, сосудорасширяющих препаратов (никотиновой кислоты, пентоксифиллина), инстилляции глазных капель, улучшающих питание глаза.

При прогрессировании или высокой степени близорукости у детей показано хирургическое лечение – склеропластика , препятствующая дальнейшему растяжению склеры. Лазерная коррекция зрения при миопии проводится по достижении пациентом 18 лет.

Прогноз и профилактика близорукости у детей

Если близорукость у детей не прогрессирует и протекает без осложнений, прогноз в отношении зрения благоприятный – такая миопия хорошо поддается очковой коррекции. При миопии высокой степени даже в условиях коррекции острота зрения часто остается пониженной. Наихудший прогноз для зрительной функции имеет прогрессирующая близорукость у детей, приводящая к дегенеративным изменениям в сетчатке.

Важную роль в предупреждении близорукости у детей играет соблюдение гигиены зрения: дозированность зрительных нагрузок, правильная организация рабочего места школьника, профилактика патологических зрительных привычек. Для правильного развития зрения полезен достаточный сон, полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, занятия спортом. Дети с близорукостью должны обследоваться у окулиста каждые полгода.

Близорукость называют болезнью цивилизации. С приходом в нашу жизнь компьютеров и высоких технологий, оказывающих серьезную нагрузку на органы зрения, миопия значительно «помолодела», и все большему количеству детей офтальмологи ставят такой диагноз в самом раннем возрасте. Почему это происходит и можно ли вылечить близорукость у ребенка, мы расскажем в этой статье.


Что это такое

Близорукость - это аномальное изменение зрительной функции, при котором изображение, которое видит ребенок, фокусируется не на сетчатке непосредственно, как это должно быть в норме, а перед ней. Визуальные образы не достигают сетчатки по ряду причин - глазное яблоко слишком вытянуто в длину, лучи света преломляются более интенсивно. Независимо от первопричины, ребенок воспринимает мир несколько расплывчатым, ведь на саму сетчатку изображение не попадает. Вдали он видит хуже, чем вблизи.


Однако если ребенок подносит предмет ближе к глазам или пользуется отрицательными оптическими линзами, изображение начинает формироваться непосредственно на сетчатке, и предмет становится хорошо виден. Миопия может быть различной по классификации, но практически всегда она является заболеванием, в той или иной степени обусловленным генетически. Основные виды глазного недуга:

  • Врожденная близорукость. Встречается очень редко, она связана с патологиями развития зрительных анализаторов, которые произошли еще на стадии закладки органов внутриутробно.
  • Миопия высокой степени. При таком глазном недуге степень выраженности нарушений зрения находится на уровне выше 6,25 диоптрий.



  • Комбинационная миопия. Обычно это близорукость незначительной степени, но при ней обычного преломления лучей не происходит в силу того, что преломляющие способности глаза находятся в дисбалансе.
  • Спазматическая миопия. Это расстройство зрения называют также ложным или псевдоблизорукостью. Ребенок начинает видеть изображение расплывчатым из-за того, что ресничная мышца приходит в повышенный тонус.
  • Транзиторная близорукость. Такое состояние является одним из видов ложной миопии, возникает на фоне употребления определенных лекарственных средств, а также при сахарном диабете.
  • Ночная преходящая миопия. При таком расстройстве зрения малыш днем все видит абсолютно нормально, а с наступлением темноты рефракция нарушается.


  • Осевая близорукость. Это патология, при которой рефракция развивается из-за нарушения длины оси глаз в большую сторону.
  • Осложненная близорукость. При этом расстройстве зрительной функции в силу анатомических дефектов органов зрения происходит нарушение рефракции.
  • Прогрессирующая близорукость. При этой патологии степень расстройства зрения постоянно увеличивается, поскольку задний отдел глаза перерастягивается.
  • Оптическая миопия. Это расстройство зрения также называют рефракционным. При нем в самом глазу нет никаких нарушений, но имеются патологии в оптической системе глаза, при которой преломление лучей становится чрезмерным.


Несмотря на обилие видов патологии, в офтальмологии различают патологические и физиологические нарушения зрения. Так, физиологическими видами считают осевую и рефракционную близорукость, а патологическим нарушением - только осевую.

Физиологические проблемы обусловлены активным ростом глазного яблока, становлением и совершенствованием зрительной функции. Патологические проблемы без своевременного лечения могут привести ребенка к инвалидности.

Детская близорукость в большинстве случаев излечима. Но время и усилия, которые придется на это затратить, прямо пропорциональны степени заболевания. Всего в медицине различают три степени миопии:

  • близорукость слабой степени: потеря зрения до – 3 диоптрий;
  • средняя миопия: потеря зрения от - 3,25 диоптрий до – 6 диоптрий;
  • миопия высокой степени: потеря зрения более – 6 диоптрий.


Односторонней миопия бывает реже, чем двусторонней, когда проблемы рефракции касаются обоих глаз.

Возрастные особенности

Практически все новорожденные малыши имеют более короткое глазное яблоко, чем у взрослых, а потому врожденная дальнозоркость - это физиологическая норма. Глаз малыша растет, и эту дальнозоркость врачи часто называют «запасом дальнозоркости». Этот запас выражается в конкретных числовых значениях - от 3 до 3,5 диоптрий. Этот запас пригодится ребенку в период усиленного роста глазного яблока. Этот рост происходит в основном до 3 лет, а полное формирование структур зрительных анализаторов завершается приблизительно к младшему школьному возрасту - в возрасте 7-9 лет.


Запас дальнозоркости расходуется постепенно, по мере роста глаз, и в норме ребенок перестает быть дальнозорким к окончанию детского сада. Однако если у ребенка при рождении этот «запас», данный природой, недостаточен и составляет примерно 2,0-2,5 диоптрий, то врачи говорят о возможном риске развития миопии, так называемой угрозе близорукости.

Причины

Заболевание может быть унаследованным, если мама или папа, или оба родителя страдают от близорукости. Именно генетическую предрасположенность принято считать основной причиной развития отклонения. Необязательно, что при рождении у ребенка будет миопия, но она с огромной долей вероятности начнет давать о себе знать еще в дошкольном возрасте.


Если ничего не делать, не оказывать коррекции и помощи ребенку, близорукость будет прогрессировать, что однажды может стать причиной потери зрения. Следует понимать, что падение зрения всегда обусловлено не только генетическими факторами, но и факторами внешними. Неблагоприятными факторами считается избыточная нагрузка на органы зрения.

Такую нагрузку дают длительный просмотр телевизора, игры за компьютером, неправильная посадка за столом во время творчества, а также недостаточное расстояние от глаз до объекта.




У недоношенных детей, родившихся раньше назначенного акушерского срока, риск развития близорукости в несколько раз выше, поскольку зрение малыша не успевает «дозреть» внутриутробно. Если же при этом есть генетическая предрасположенность к слабому зрению, миопия практически неизбежна. Врожденная патология может сочетаться со слабыми способностями склеры и повышенным внутриглазным давлением. Без генетического фактора такое заболевание довольно редко прогрессирует, но исключать такой вероятности полностью нельзя.

В подавляющем большинстве случаев миопия развивается к школьному возрасту, и на возникновение отклонений по зрению влияют не только наследственность и неблагоприятные внешние факторы, но и недостаточность питания, богатого кальцием, магнием, цинком.


Сопутствующие заболевания могут также повлиять на развитие близорукости. К таким недугам относят сахарный диабет, синдром Дауна, частые острые респираторные заболевания, сколиоз, рахит, травмы позвоночника, туберкулез, скарлатина и корь, пиелонефрит и многие другие.


Симптомы

Обратить внимание на то, что ребенок стал хуже видеть, родители должны как можно раньше.Ведь ранняя коррекция приносит положительные результаты. Жалоб у ребенка не будет, даже если его зрительная функция ухудшилась, а сформулировать проблему словами для малышей практически невозможно. Однако мама и папа могут обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора, который дает львиную долю представлений о мире, поведение разительно меняется.

Малыш может часто жаловаться на головную боль, на усталость. Он не может долго рисовать, лепить или собирать конструктор, поскольку испытывает усталость от необходимости постоянно концентрировать зрение. Если ребенок видит что-то интересное для себя, он может начинать прищуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить себе задачу, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз.



Малыши, которые стали видеть хуже, очень низко наклоняются над книгой или альбомом для рисования, стараясь «приблизить» к себе изображение или текст.

Ребенок до года перестает интересоваться беззвучными игрушками, которые от них удаляют на метр и более. Поскольку кроха не может их нормально разглядеть, а мотивации в этом возрасте еще не достаточно. Любые подозрения родителей достойны того, чтобы быть проверенными специалистом-офтальмологом на внеплановом осмотре.


Диагностика

Первично глазки ребенка осматривают еще в родильном доме. Такой осмотр позволяет установить факт грубых врожденных пороков развития органов зрения, таких, как врожденная катаракта или глаукома. Но установить предрасположенность к близорукости или сам ее факт на этом первом осмотре возможным не представляется.

Близорукости, если она не связана со врожденными пороками зрительного анализатора, свойственно постепенное развитие, а потому так важно обязательно показывать ребенка окулисту в отведенные сроки. Плановые посещения должны осуществляться в 1 месяц, в полгода и год. Недоношенным карапузам рекомендуется посетить офтальмолога еще и в 3 месяца.


Выявить близорукость можно начиная с полугода, поскольку в это время врач получает возможность более полно оценивать способность детских органов зрения к нормальной рефракции.

Визуальная и тестовая проверка

Диагностика начинается с внешнего осмотра. И у грудничка, и у ребенка постарше доктор оценивает положение и размерные параметры глазных яблок, их форму. После этого врач устанавливает способность малыша внимательно следить за фиксированным и движущимся предметом, фиксировать взгляд на яркой игрушке, постепенно удаляясь от карапуза, и оценивая, с какого расстояния малыш перестает воспринимать игрушку.

Для детей от полутора лет используют таблицу Орловой . В ней нет букв, которые ребенок дошкольного возраста еще не знает, нет сложных изображений. Она состоит из знакомых и простых символов - слоника, лошадки, уточки, машинки, самолета, грибка, звездочки.



Всего в таблице 12 рядов, в каждом последующем сверху вниз размер картинок уменьшается. Слева в каждом ряду латинской «D» отмечается расстояние, с которого малыш в норме должен видеть картинки, а справа латинской «V» обозначена острота зрения в условных единицах.

Нормальным зрением считается, если ребенок видит с расстояния 5 метров картинки в десятой сверху строке. О близорукости может говорить уменьшение этого расстояния. Чем меньше расстояние от глаз ребенка до листа с таблицей, при котором он видит и называет картинки, тем сильнее и выраженней миопия.

Проверить зрение с помощью таблицы Орловой можно и в домашних условиях, для этого достаточно распечатать ее на листе формата А 4 и повесить на уровне глаз малыша в комнате с хорошим освещением. Перед тем как проводить тестирование или отправляться на прием к окулисту, обязательно следует показать ребенку эту таблицу и рассказать, как называются все предметы на ней изображенные, чтобы малыш без затруднений смог назвать словами то, что видит.

Если ребенок слишком мал, чтобы можно было проверить его зрение с помощью таблиц, или при тестировании обнаружились некоторые отклонения от нормы, врач обязательно обследует органы зрения ребенка с помощью офтальмоскопа.

Он внимательно рассмотрит состояние роговицы и передней камеры глазного яблока, а также хрусталика, стекловидного тела, глазного дна. Многим формам близорукости свойственны определенные визуальные изменения в анатомии глаза, доктор обязательно их заметит.

Отдельно нужно сказать о косоглазии . Близорукости часто сопутствует такая хорошо различимая патология, как расходящееся косоглазие. Небольшое косоглазие может быть вариантом физиологической нормы у детей раннего возраста, но если к полугоду симптомы не прошли, ребенка обязательно следует обследовать у глазного врача на предмет миопии.


Пробы и ультразвук

Скиаскопия или теневая проба проводится при помощи главного орудия окулиста - офтальмоскопа. Доктор размещается на расстоянии одного метра от маленького пациента и при помощи прибора освещает ему зрачок красным лучом. Во время движений офтальмоскопа на освещенном красным светом зрачке появляется тень. При переборе линз с различными оптическими свойствами врач с большой точностью устанавливает наличие, характер и степень выраженности близорукости.



Ультразвуковая диагностика (УЗИ) позволяет сделать все необходимые замеры - длину глазного яблока, переднезадний размер, а также установить, нет ли отслоек сетчатки и других осложняющих патологий.

Лечение

Лечение при миопии должно быть назначено как можно скорее, поскольку заболеванию свойственно прогрессировать. Само по себе нарушение зрения не проходит, ситуация обязательно должна находиться под контролем врачей и родителей. Миопия незначительной легкой степени хорошо корректируется даже при лечении в домашних условиях, которое представляет собой лишь комплекс рекомендаций - массаж, гимнастика для глаз, ношение медицинских очков.

Более сложные формы и стадии близорукости нуждаются в дополнительной терапии. Прогнозы врачей довольно оптимистичные - даже серьезные формы миопии можно откорректировать, падение зрения удается остановить и даже вернуть ребенку нормальную способность видеть. Правда, такое становится возможным только в том случае, если лечение началось как можно раньше, пока структуры глаза не претерпели необратимых изменений.


Выбор терапевтической меры - дело врача, тем более что есть, из чего выбирать - на сегодняшний день существует несколько способов коррекции близорукости.

Редко врачи останавливаются только на одном способе, поскольку наилучшие результаты показывает только комплексное лечение. Восстановить зрение, исправить нарушение можно при ношении очков и контактных линз, методами лазерной коррекции. В некоторых случаях врачам приходится прибегать к рефракционной замене хрусталика и имплантации факичных линз , выравниванию роговицы глаза хирургическим путем (операция кератотомия) и замене части пораженной роговицы на трансплант (кератопластика). Эффективно также лечение на специальных тренажерах.



Аппаратное лечение

Аппаратное лечение в некоторых случаях позволяет избежать хирургического вмешательства. Оно окутано ореолом слухов и различных мнений: от восторженных до скептических. Отзывы о таких методиках тоже весьма различны. Однако вред такого способа коррекции никем официально не доказан, а о пользе все чаще говорят даже сами врачи-офтальмологи.

Суть аппаратного лечения заключается в том, чтобы активизировать собственные возможности организма и восстановить утраченное зрение через воздействие на пораженные части глаза.



Аппаратная терапия не доставляет маленьким пациентам болевых ощущений. Она является допустимой, с точки зрения безопасности. Это комплекс физиопроцедур, которые малыш с близорукостью будет проходить в несколько курсов на специальных приборах. При этом воздействие будет различным:

  • магнитостимуляция;
  • стимуляция электрическими импульсами;
  • стимуляция лазерными лучами;
  • фотостимуляция;
  • оптические тренировки аккомодации;
  • тренировки глазных мышц и зрительного нерва;
  • массаж и рефлексотерапия.


Понятно, что грубые пороки развития органов зрения, серьезные заболевания, такие, как катаракта или глаукома, аппаратным методом не лечат, поскольку требуется обязательная хирургическая операция. Но близорукость, дальнозоркость и астигматизм хорошо поддаются коррекции таким способом. Причем именно лечение близорукости считается наиболее успешным с применением специальных аппаратов.

Для терапии используют несколько основных видов аппаратов. Это макулостимуляторы, вакуумные массажеры для глаз, линейка по Коваленко, аппарат «Синоптофор», приборы для стимуляции цветовыми фотопятнами и лазером.

Многочисленные отзывы об аппаратном лечении касаются в основном стоимости таких процедур и длительности эффекта. О том, что сеансы - удовольствие недешевое, твердят все родители, как и о том, что стойкий эффект от аппаратного лечения достигается только при систематических повторениях курсов лечения.


После одного-двух курсов появившийся эффект улучшения может исчезнуть уже через пару месяцев.

Медикаментозное лечение

Лечение близорукости медикаментами назначается тогда, когда ребенок находится в послеоперационном периоде после хирургического вмешательства на глазах, а также для устранения ложной или транзиторной миопии. Обычно используются глазные капли «Тропикамид » или «Скополамин ». Эти препараты действуют на ресничную мышцу, практически парализуя ее. За счет этого снижается спазм аккомодации, глаз расслабляется.

Пока идет лечение, ребенок еще хуже начинает видеть вблизи, читать, писать, работать за компьютером ему будет довольно сложно. Но курс обычно длится около недели, не больше.



Есть у этих препаратов и еще одно малоприятное действие - они увеличивают внутриглазное давление, что нежелательно для детей с глаукомой. А потому самостоятельное использование таких капель недопустимо, обязательно требуется назначение лечащего врача-окулиста.

Для улучшения питания сред глаза в составе комплексного лечения нередко назначается препарат «Тауфон ». Несмотря на то что производители указывают минимальный возраст для применения - 18 лет, эти глазные капли получили достаточно широкое распространение в педиатрической практике. Почти всем деткам с близорукостью доктора назначают препараты кальция (обычно «Глюконат кальция »), средства, улучшающие микроциркуляцию в тканях («Трентал »), а также витамины, особенно витамины А, В 1, В 2, С, РР .



Очки и линзы при миопии

Очки при миопии помогают нормализовать рефракцию. Но выписывают их деткам только при слабой и средней степенях заболевания. На высокой стадии миопии очки неэффективны. Стекла очков при близорукости обозначаются числом со знаком «-».

Подбором очков занимается врач-окулист. Он будет подносить ребенку различные стекла до тех пор, пока малыш не увидит десятую строчку тестовой таблицы с расстояния 5 метров. В зависимости от степени выраженности недуга, врач рекомендует носить очки в определенное время. Если у ребенка слабая степень, то очки нужно носить только тогда, когда нужно рассмотреть предметы и объекты, расположенные вдалеке. В остальное время очки не носят. Если пренебречь этим правилом, близорукость будет лишь прогрессировать.



При средней степени близорукости очки предписывается носить во время обучения, чтения, рисования. Достаточно часто, чтобы не усугубить потерю зрения от постоянного использования медицинских очков, врачи рекомендуют таким детям носить бифокальные очки, верхняя часть линз которых на несколько диоптрий выше, чем нижняя. Таким образом, при взгляде вверх и вдаль ребенок смотрит через «лечебные» диоптрии, а читает и рисует через линзы, которые имеют меньшие числовые значения.


Контактные линзы

Контактные линзы более удобны, чем очки. Психологически их ношение более легко воспринимается детками, чем ношение очков. С помощью линз можно корректировать не только легкую и среднюю степень нарушения зрения, но и высокую миопию. Линзы более плотно прилегают к роговице, это уменьшает возможные погрешности в преломлении света, которые возникают при ношении очков, когда глазки ребенка могут отдаляться от линзы-стеклышка.

Часто родители озадачиваются вопросом, с какого возраста можно носить линзы детям. Обычно это рекомендуется делать по достижении ребенком возраста 8 лет. Мягкие дневные или жесткие ночные линзы должен назначить врач. Лучше всего для детского возраста подходят линзы одноразовые, которые не нуждаются в тщательной гигиенической обработке перед повторным использованием.


При выборе многоразовых линз родители должны быть готовы к тому, что за ними потребуется очень пристальный уход, чтобы не инфицировать органы зрения малыша.

Жесткие ночные линзы днем не носят, их применяют только в ночное время, когда ребенок спит. При этом утром их снимают. Механическое давление на роговицу, которое линзы оказывают за ночь, помогает роговице «выпрямляться», и днем ребенок видит почти нормально или нормально. У ночных линз довольно много противопоказаний, и врачи до сих пор не сошлись в едином мнении, полезны ли такие средства коррекции для детского организма.


По данным НИИ офтальмологии имени Гельмгольца, близорукость среди школьников (70–80-х годов) составляла от 7,4 до 8,4 процента. Но если в 1-х классах это было 2,1, то в 10-х классах - от 16,2 до 32,2 процента.

Если близорукость возникла, нельзя допускать ее усиления. Осложненная близорукость - это следствие близорукости прогрессирующей. Она грозит осложнениями, приводящими к инвалидности.

Одна из причин близорукости раннее обучение письму и чтению в неправильных условиях, когда дети читают и пишут на более близком расстоянии, чем того требует еще не созревшая аккомодация (приспособление зрения к работе на близком расстоянии).

Особое значение приобретает эта проблема в связи со школьной реформой и охраной зрения у шестилеток. Занятия с ними должны вестись так, чтобы не провоцировать развитие близорукости.

На пороге 60-х годов близорукость была характерна для возраста от 10 до 18 лет. Сейчас она возникает у младше школьников и даже воспитанников детских садов. Это связано с очень ранней зрительной нагрузкой детей. Многие родители с гордостью говорят о том, что их дети читать начинают в ясельном возрасте. А это опасно, поскольку аккомодация еще не созрела.

Там, где дети «кабинетные» (этим грешат специальные школы), близоруких больше. А вот деревенские дети, много времени проводящие на свежем воздухе, активнее занимающиеся физическим трудом (и не меньше, кстати, читающие и смотрящие телевизор), имеют лучшее зрение.
Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки.

Школьники не должны забывать и о том, что существует немало профессий, где близорукость недопустима.
С близорукостью никто не хочет мириться. Близорукость - массовый дефект зрения, который способен превратиться в болезнь. В течение многих лет близорукость занимает одно из первых мест по инвалидности. Специалисты многих стран - а среди них не только врачи, но и инженеры, физики, химики, механики - неутомимо постигают механизмы близорукости, создавая различные способы ее предотвращения.
Даже одно перечисление гипотез и методов лечения глазных болезней займет уйму времени. Сегодня мы уже знаем немало. В течение последних двадцати лет многое изучено, и главный вклад в достижение мировой офтальмологии внесли советские ученые.

Отличное зрение - важная составная часть здоровья.
Всем надлежит заботиться о нем. А тем, кто собирается овладеть специальностью, требующей безукоризненного зрения, надо особо внимательно относиться к глазам. И не следует ждать, когда ослабление зрения заставит идти к врачу. Очень огорчительно выбрать профессию, а потом отказаться от нее по состоянию зрения. Пожалуйста не забывайте об этом. Любое понижение остроты зрения должно вызывать законный вопрос: что это, с чем связано? Как приостановить возможный процесс близорукости?
Основное направление профилактики близорукости - укрепление физического состояния. Исключительно важно это для учащихся городских школ, особенно специальных - с преподаванием иностранных языков, физико-математических и других дисциплин, где порой физкультуре уделяется мало времени.

Доказано, что у тех, кто с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закален, реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Разумный режим дня, двигательная активность, правильное питание должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования, поскольку физическая культура способствует как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц и укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Занятия специальными упражнениями, рекомендуемыми близоруким, можно проводить самостоятельно (детям - под наблюдением взрослых) в домашних условиях, на природе, во время отдыха. Очень важно, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учетом возраста, пола, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера надо обязательно сочетать с гимнастикой для глаз.

Близорукость у школьников возникает и развивается чаще после 3-го класса.
Как правило, дети с невыявленной близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, спрашивают соседей по парте. Постепенно они становятся менее активными в учебе и играх. Если своевременно не показать ребенка окулисту, то могут наступить и такие явления, как утомляемость глаз, головные боли. Поэтому следует ежегодно проверять остроту зрения у школьников.

В детском возрасте капсула глаза (склера и роговица) эластична и легко растяжима. Если ребенок мало бывает на свежем воздухе, подолгу сидит у телевизора, играет в мелкие и неяркие игрушки, неправильно питается, часто болеет, то склера под влиянием зрительной нагрузки растягивается, вызывая дефект глаза. Обнаружив у дошкольника хотя бы малую степень близорукости, необходимо максимально ограничить его зрительную работу (чтение, кино, телевизор), увеличить длительность прогулок, игры на улице, заняться закаливанием. Полезны такому ребенку и занятия спортом.

Соблюдение гигиенических условий работы - очень важный фактор в школьном возрасте. Условия зрительной работы должны исключать возможность быстрого утомления глаз и необходимость чрезмерного приближения их к игрушкам, книге или тетради. Это прежде всего правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места ребенка.

Книга или тетрадь должны отстоять от глаз не менее чем на 30 - 35 см- это примерно длина руки от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Плохое освещение, нарушение осанки вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. К тому же приводит и неправильная посадка за столом. При правильной позе вся ступня должна стоять на полу, а бедро почти полностью находиться на стуле. Угол между туловищем и бедром, а также между бедром и голенью должен быть прямой. Спина поддерживается спинкой стула, при этом тяжесть головы, находящейся почти в прямом положении, приходится в основном на позвоночник.

Дома место для занятий должно быть светлое, у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Ставить ее следует так, чтобы свет падал с левой стороны только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет всегда должен быть мягким, равномерно освещать место занятий.

Не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Высота стола и стульев должна соответствовать росту ребенка. При необходимости надо на стул подложить твердый предмет нужной высоты, а под ноги поставить скамеечку. Передний край стула на 3 - 5 см задвигается под стол. Книгу во время чтения лучше держать на столе в наклонном положении, для чего существуют специальные подставки. Можно просто подложить под верхний край книги какой-либо предмет.
Домашние занятия учащихся 1- 2-х классов должны продолжаться не более 1,5 - 2 ч, учащихся 3 - 4-х классов - 2 ч, старших школьников - не более 3 - 4 ч. При этом через каждые 30 - 40 мин занятий делается 10-минутный перерыв.

Желательно, чтобы летние каникулы дети проводили за городом, среди зелени. На этот период следует до минимума сократить работу, связанную с напряжением глаз.

Детям вредно долго смотреть телепередачи.
Для них достаточно специальных детских программ. При этом надо сидеть от экрана на расстоянии не менее 2,5 м. Комната в это время должна быть освещена. К сожалению, не все придерживаются этих рекомендаций, в результате зрение детей страдает.

Очень плохо влияет на зрение чтение в трамвае, троллейбусе, автобусе. Плохое освещение, неустойчивое положение книги или газеты во время движения транспорта утомляют глаза.

Повышенная зрительная нагрузка при малой физической активности - самый серьезный фактор, способствующий снижению остроты зрения.
Наряду с оптическими средствами коррекции близорукости разработаны и успешно применяются специальные упражнения для улучшения состояния наружных и внутренних мышц глаз, которые особенно эффективны на начальном этапе развития близорукости. Эта своеобразная гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз

1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 - 12 раз (голова неподвижна).
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 - 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 - 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15 - 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»

Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 - 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3 - 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 - 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 - 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня - 5 мин, а в остальные дни - 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.

Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкульт- паузы по 15 - 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 - 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 - 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 - 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе - опускать. 4 - 6 раз.

3. И. п. (исходное положение) - стоя ноги вместе, руки опущены - о. с. (основная стойка). Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками- выдох. Повторите 8 - 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 - 10 раз, с движением глаз 4 - 5 раз.

4. И. п. - стоя, руки на поясе (варианты - за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне - выдох. 5 - б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 - 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 - 12 раз.

7. И. п. - о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 - 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. - лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 - 8 раз;
б) и. п. - то же. Подтянуть согнутые ноги к груди - выдох, вернуться в и. п. - вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. - то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 - 12 раз.

9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 - 5 мин.

10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10-15 мин.

11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. - сидя. Зажмуриваться. б - 8 раз;
б) и. п. - то же. Часто моргать 30 - 40 с;
в) и. п. - то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 - 40 с.

12. Дыхательные упражнения.

В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 - 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 - 150 - о средней, до 150 - 170 - о большой.

Комплекс основной гимнастики для мальчиков 12 - 14 лет с близорукостью 3 - 6 диоптрий (можно выполнять с набивным мячом или гантелями весом 1 - 2 кг)

1. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. Одновременно круговые движения глазами в течение 1 мин.

2. Бег в медленном, затем среднем темпе в течение 2 - 3 мин (можно на месте). Дыхание ритмичное.

3 И п. - сидя руки в упоре сзади, ноги согнуты. Прогибание туловища. Дыхание не задерживать. 8 - 10 раз.

4. И. п. - стоя ноги врозь, мяч в поднятых руках. Круговые движения туловищем. Следить за мячом. По 3 - 4 раза в каждую сторону.

5. И. п. - то же. Наклон вперед, прогнувшись, мяч за головой. Поднимание мяча вверх и возвращение в и. п. 8 - 10 раз. Следить за мячом. При наклоне - выдох.

6. И. п. - лежа на животе, мяч вверху. Прогибаясь, перенести мяч за голову, затем поднять вверх и вернуться в и. п. Следить за мячом. 6 - 8 раз.

7. И. п. - лежа на спине, одна рука вверху. Поочередные движения руками вверх и вниз. Следить за кистью сначала одной, затем другой руки. 8 - 10 раз.

8. И. п. - упор лежа (на руки).
Сгибание и разгибание рук. 8 - 10 раз.

9. И. п. - стоя, руки за голову. Поочередные приседания на одной ноге. 5 - б раз.

10. И. п. - стоя, руки на поясе. Маховые движения ногой в сторону и внутрь (перед опорной ногой, за ней) . 8 - 10 раз.

11. И. п. - стоя, за спиной набивной мяч. Приседая с мячом за спиной, голову и туловище держать прямо. 8 - 10 раз. Сочетать с дыханием: приседая - вдох, при возвращении в и. п.- выдох.

12. Броски мяча в стену, цель, партнеру и т. д. 2 - 3 мин.

С каждым годом растет количество детей с диагнозом «миопия». Из-за широкой распространенности заболевания, оно оказывается овеянным спорами и народными домыслами. Для того чтобы предупредить или эффективно лечить близорукость у детей, необходимо обладать полной и достоверной информацией о первых признаках заболевания, причинах его возникновения, способах диагностики и лечения.

Глаз ребенка со 100% зрением устроен так, что воспринимаемое изображение переносится на сетчатку. Но если глазное яблоко имеет не круглую форму, а удлиненную в горизонтальной плоскости, изображение не доходит до сетчатки и отображается перед ней. В итоге ребенок видит расплывчато. Чтобы появилась четкость восприятия можно сократить расстояние до объекта или использовать вогнутые линзы.

Близорукость – снижение остроты зрения, связанное с нарушением оптики глаза и проявляющееся в расплывчатости и помутнении объектов на отдаленном расстоянии. Лечение во многом зависит от типа заболевания, могут быть назначены витамины, медикаменты, физиотерапия, гимнастика, помощь народными средствами.

В зависимости от причин и времени возникновения близорукость бывает врожденная или приобретенная. Врожденная возникает в результате негативного влияния некоторых факторов во время беременности, а также может быть обусловлена наследственностью. Причины приобретенной миопии более обширны, часто она возникает из-за черепно-мозговых травм и болезней нервной системы.

Кроме врожденной и приобретённой близорукости, иногда выявляется ложная близорукость (миопия) у детей. Четкое видение объектов в этом случае нарушается из-за спазма аккомодационной мышцы глаза, тонус которой влияет на форму хрусталика. По сути это не миопия, а функциональное нарушение зрения, которое поддается коррекции, заметный эффект принесет гимнастика и аппаратное лечение. Если вовремя не обратится за медицинской помощью, ложная миопия может развиться в близорукость легкой степени.

Второе основание для классификации близорукости – степень выраженности дефекта. Она может быть слабой (первой), средней (второй) и высокой (третьей) степени. Более безопасны первая и вторая, так как они не прогрессируют и не доставляют значительного дискомфорта.

Миопия высокой степени прогрессирующая, расплывчаты объекты не только на далеком расстоянии, но и на достаточно близком. Часто сопровождается астигматизмом, который вызывает двоение и искажение предметов. Вылечить эту степень гораздо сложнее, витамины и лечение народными средствами не помогут.

Симптомы и диагностика миопии

С помощью своевременного выявления близорукости у ребенка можно вылечить ее в более короткие сроки либо затормозить развитие болезни, препятствовать ее переходу в более тяжелую степень. Основная трудность в определении симптомов – отсутствие жалоб ребенка.

Постепенное прогрессирование заболевания часто остается незамеченным, так как не приносит выраженного дискомфорта. Только при высокой степени миопии озвучиваются жалобы.

Наблюдение за ребенком поможет заметить признаки близорукости:

  • низкий наклон головы к рабочей поверхности при чтении, письме, рисовании и прочих занятиях, связанных с распознаванием мелких объектов;
  • появление усталости и головных болей при долгом напряжении глаз (просмотр длинных фильмов, чтение книг и т.п.);
  • появление прищура, когда необходимо разглядеть объект вдали;

Если обнаружены вышеперечисленные признаки – нужно обратиться за помощью к офтальмологу. Врач поставит правильный диагноз, с учетом типа нарушения и степени его выраженности. Затягивать с визитом в медучреждение не стоит: чем раньше начато лечение, тем больше вероятность выздоровления и применения более «мягких» методов – помогут витамины и профилактические меры.

Как лечить близорукость у детей? Для того чтобы лечение принесло результат, врачу понадобятся данные диагностических обследований. Первое что сделает офтальмолог – осмотрит каждый глаз ребенка, учитывая форму, размер и расположение глазных яблок.

Близорукость у детей до трех лет, в том числе новорожденных, определяется через наличие или отсутствие фокусировки взгляда на ярких игрушках. Начиная с трехлетнего возраста, остроту зрения проверяют с помощью таблиц с изображением предметов и животных, используя корректирующие линзы.

Состояние роговичного слоя, передней камеры, глазного дна и хрусталика исследуется с помощью бомикроскопии и офтальмоскопии. Клиническая рефракция описывается после скиаскопии и рефрактометрии. Для уточнения структурных характеристик глаза может быть проведено УЗИ.

Ложная близорукость выявляется с помощью определения объема и запаса аккомодационных возможностей: при отсутствии спазма мышц ребенку удается разглядеть предмет при использовании линзы с чрезмерной или недостаточной коррекцией. Если обнаружен спазм, потребуется дополнительная консультация невропатолога, потому что возможно наличие нарушений со стороны нервной системы.

Методы лечения миопии у детей разных возрастов

Решение о том, как лучше лечить близорукость у детей принимается офтальмологом с учетом степени ее выраженности. При незначительном прогрессировании, менее ½ диоптрии за год, необходимо наблюдение и усиление профилактических мер: витамины, чередование нагрузки, общее укрепление организма.

Если ухудшение зрения происходит быстрее, то вылечить близорукость поможет комплексная терапия, которая включает следующие методы:

  1. Оптическая коррекция , то есть подбор очков. Лечение близорукости у детей старшего школьного возраста может проводиться с помощью контактных линз. При миопии более 6 диоптрий, а также при прогрессирующем течении требуется постоянное ношение очков.
  2. Гимнастика , включающая различные упражнения для глаз, выполняется при близорукости у детей и для ее профилактики. Упражнения основаны на моргании с разной частотой, зажмуривании, фиксации на движущихся объектах, чередовании фокуса на приближенных и отдаленных предметах, массировании век и различных движений глазными яблоками. Гимнастика, в частности, массирование, может применяться даже у новорожденных детей.
  3. Лечение медикаментами – комплексный прием лечебных препаратов. Включает витамины для глаз специально предназначенные для детей разных возрастов, при близорукости. Это, как правило, комплексы с B1, B6 и B Также необходимо применение капель для глаз, улучшающих обменные процессы в тканях, и препаратов, расширяющих сосуды.
  4. Лечение близорукости (миопии) у детей народными средствами основано на употреблении продуктов, содержащих витамины и микроэлементы. Хороший результат в составе комплексной терапии может принести прием отваров шиповника, крапивы, очанки, сиропов хвои ели, брусники и клюквы. Также можно делать компрессы из вишневых листьев или зеленого чая. Народными средствами можно усилить питание сетчатки и сосудов, вылечить миопию в сочетании с другими методами. Осторожно следует применять лечение народными средствами новорожденных, это объясняется высокой распространенностью аллергических реакций.
  5. Физиотерапия включает лечение лазером, вакуумный массаж, электрофорез. Последнее время доказывает свою эффективность аппаратное лечение близорукости у подростков и детей старше 3 лет. В основе этого метода – тренинг аккомодационных мышц с помощью компьютерных программ. Его можно применять также для снятия аккомодационного спазма (ложная миопия).
  6. Хирургическая операция. Этот метод может быть рекомендован для лечения у детей и подростков высокой степени близорукости с прогрессированием. Сюда не относится лазерная коррекция, которая может быть проведена только после достижения 18 лет.

Можно ли с помощью одного метода вылечить близорукость у ребенка? Нет. При кажущейся простоте, миопия – заболевание, требующее всестороннего охвата лечебными мероприятиями и вспомогательными средствами. Лечение комплексное, каждый метод по-своему специфичен, это обеспечивает положительный результат даже при миопии высокой степени.

Профилактика миопии

Чаще всего близорукость у детей школьного возраста возникает из-за чрезмерной зрительной нагрузки. Во время обучающих занятий необходимо правильно организовать рабочее место. Письменный стол и стул подбираются в соответствии с ростом ребенка, удобны в этом плане наборы мебели с возможностью высокой и низкой установки рабочей поверхности.

Расстояние до книги или тетради должно составлять 30-35 см. Правильное освещение в комнате – следующий немаловажный фактор для сохранения остроты зрения. Нужно выработать у ребенка привычку сохранять правильную осанку при работе за столом: сидеть ровно, слегка опираясь на спинку стула, не наклоняясь к рабочей поверхности и не сгибаясь в сторону. Гимнастика для глаз и позвоночника поможет снять напряжение в перерывах.

Нельзя читать или писать в движущемся транспорте, в неподходящей позе, создающей неправильный угол зрения, при недостаточном или чрезмерно ярком освещении. Следует чередовать степени нагрузки: учебные занятия сочетать с видами деятельности, которые требуют физической активности.

Большую нагрузку на глаза дети получают при работе с компьютером и при просмотре телевизора. Расстояние до монитора должно составлять 50 см, время работы – 15 минут для младших школьников, до полутора часов в день (с перерывами) для детей старше 10 лет.

Рекомендованное расстояние до телевизора – не менее 2 метров в зависимости от диагонали экрана. Продолжительность просмотра для дошкольников не должна превышать 40 минут в день, младшие школьники могут смотреть телевизор до 3 часов с перерывами.

Витамины и микроэлементы, поступающие в достаточном количестве, снижают риск развития миопии. С помощью правильного питания и приема поливитаминов можно снизить риск возникновения и развития миопии. В рационе должны быть продукты содержащие витамины группы B и витамин А, к ним относятся овощи, особенно морковь, сыр, печень, яйца.

Также необходим витамины С и PP, которыми богаты многие фрукты, ягоды и овощи. Поддерживающие здоровье глаз жирные кислоты и полиненасыщенные жиры содержатся в морской рыбе. Профилактика народными средствами включает употребление настоев и отваров лечебных трав, компрессы на их основе.

Важен правильный режим дня ребенка: достаточная физическая активность и пребывание на свежем воздухе являются не только средствами для поддержания здоровья глаз и организма в целом. Особенно показаны игры с мячом, в которых требуется фокусировка взгляда на движущемся объекте. Можно играть в баскетбол, футбол, теннис, лапту, разрешается ежедневная зарядка и гимнастика.

Полезное видео о лечении близорукости у детей

Мне нравится!