Интеллектуальный конкурс умники и умницы. Интеллектуальная игра "умники и умницы" для начальных классов

Государcтвенное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Интеллектуально – познавательная игра

«Умники и умницы»

С использованием ИКТ

Воспитатель: Червинская Т. И.

2014г.

Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы».

Цель:

раскрытие интеллектуальных способностей детей,

Задачи:

формировать умения работать в команде.

расширить представления детей о загадках и ребусах,

развивать внимание, мышление, сообразительность, обогащать словарный запас.

расширять кругозор.

воспитание культуры взаимоотношений.

Ход занятия:

У нас в школе проходит конкурс «Умники и умницы». В нём участвуют ученики,которые старше нас на год. В следующем учебном году мы с вами тоже будем конкурсанты. Я хочу предложить вам сейчас провести «свою» игру в «умников» и «умниц». Согласны?

У нас с вами будут свои эмблемы и девиз. «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

I. Начнём с «мозгового штурма».

Это значит, что вы все хором должны в быстром темпе отвечать на мои вопросы «да» или «нет».

Итак, ответьте: что ученик обычно кладёт в свой портфель, собираясь в школу?

Книжки и тетрадки? (Да)

Самодельные закладки?(Да)

Любимые игрушки?(Нет).

Мягкую подушку? (Нет).

Коробку пластилина? (Да).

Пакетик ванилина? (Нет).

Альбом для рисования? (Да).

Отвар для полоскания? (Нет).

Ручку запасную? (Да).

Пасту зубную? (Нет).

Очки солнцезащитные? (Нет).

Плюшки аппетитные? (Да).

Набор карандашей? (Да).

Добротную рогатку? (Нет).

Детскую лопатку? (Нет).

Линейку ученическую? (Да).

Кастрюльку металлическую? (Нет).

Одеяло шерстяное? (Нет).

Яблоко наливное? (Да).

С рыбками аквариум? (Нет).

Матрац надувной? (Нет).

Паровозик надувной?(Нет).

Для отметок дневник? (Да).

А крутой боевик?(Нет).

II.РЕБУС -это спрятанное в картинках и рисунках слово.

Будем выполнять .

III. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: «У кого какой домик?»

СОБАКА КОНЮШНЯ

РЫБКИ ХЛЕВ

ЛОШАДЬ КЛЕТКА

КОРОВА АКВАРИУМ

ПЕТУХ КОНУРА

ПОПУГАЙ КУРЯТНИК

ЯЩЕРИЦА ГОЛУБЯТНЯ

ГОЛУБИ ТЕРРАРИУМ

IV. Продолжи пословицы:

Каков мастер,

Один раз отрежь.

Любишь кататься, то и пожнёшь.

V.Отдохнём!

Антонимы – слова с противоположным значением или слова-«наоборот».

Жара-холод, Да-нет, День-ночь, Мир-война, Тёмный –светлый, Первый –последний, Говорить-молчать, Большой –маленький, Смеяться-плакать, Здоровый- больной, Вопрос ответ.

VI. Задачи – шутки.

По дороге ехали 9 машин. Одна машина остановилась. Сколько машин на дороге? (девять)

Наступила осень. Маша принесла из леса 5 подснежников. Три цветка она подарила маме, один бабушке, остальные оставила себе. Сколько подснежников Маша оставила себе? (Осенью подснежников не бывает).

Мама с рынка принесла овощи: капусту, морковку, сливы, огурцы. Из скольких овощей мама сделает салат? (из трёх, слива – это фрукт).

Стоя на двух лапах пудель весит 6кг. Сколько он будет весить, если встанет на 4 лапы? (6кг.).

На берёзе выросло 10 яблок. Шесть яблок упало. Сколько яблок осталось на берёзе? (на берёзе яблоки не растут).

VII.Вставь названия животных.

Иногда «качества» животных переносятся на людей и их сравнивают с животными.

Голоден как … .
Хитер как … .
Здоров как … .
Труслив как … .
Надут как … .

VIII. Назови пару животного. Будь внимателен!

Тигр - тигрица.
Лев - львица.
Кот - … .
Петух - ….
Заяц - … .

IХ. Овощи и фрукты.

Практическое задание.

Х. Загадки о временах года.

1.Наступает за весной

Мир становится цветной.

Море солнечного света.

Ну,конечно, это –лето.

2.К нам придёт после зимы,

Очень-очень рады мы.

Говорят,она «красна»,

Называется весна.

3.К нам приходит после лета,

И её дождливей нету.

Мало солнца, хоть и просим,

Ну конечно,это –осень.

4.После осени приходит,

Песню снежную заводит,

Вся земля белым-бела,

Называется зима

ХII. А теперь ещё одно задание:

На страницах сказочной книги кто –то перепутал названия известных сказок. Надо исправить ошибки и назвать правильно сказку.

1.Снежная принцесса.(Снежная королева).

2.Жёлтая кепочка. (Красная шапочка).

3.Илья –царевич и Серый волк. (Иван –царевич и Серый волк).

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон).

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица).

6.Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

7.Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей).

8.Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок).

9.Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке).

10.Луковый мальчик. (Чипполино).

11.Свёколка. (Репка).

ХIII. Вручение медалей. ИТОГ.


Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Задачи:

  • Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.
  • Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы» . Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон» . Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий 3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри)

Ведущий 1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Вопросы для 1 команды:

  1. Сколько месяцев в году? (12)
  2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)
  3. Колобок, обросший иглами? (еж)
  4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино)
  5. Кто всю зиму спит? (Медведь)
  6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
  7. Самый короткий месяц в году? (Февраль)
  8. В какое время года появляются подснежники? (весной)
  9. Что значит «прикусить язык» ? (замолчать)
  10. Какой первый день недели? (понедельник)
  11. Пальто, платье, свитер это... (одежда)

Вопросы для 2 команды:

  1. Сколько дней в недели? (7)
  2. Курица в детстве? (цыпленок)
  3. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба - Яга)
  4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)
  5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок)
  6. Висит груша нельзя скушать? (лампа)
  7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)
  8. В какое время года птицы вьют гнезда? (весной)
  9. Что значит «бить баклуши» ? (бездельничать)
  10. Первый месяц года? (январь)
  11. Сапоги, туфли, ботинки это... (обувь)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур. Логические задачи

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи) . За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

  • На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?
  • 5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?
  • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
  • На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?
  • Сколько ушей у трёх мышей?
  • Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2. Видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физкультминутка.

МАРТЫШКИ

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур. Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам» .

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

  • Вертолет;
  • Зонтик;
  • Пылесос;
  • Ступа.

Что принадлежит фее?

  • Посох;
  • Волшебная палочка;
  • Помело;
  • Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

  • Колобок;
  • Кашу;
  • Пирожок;
  • Машу.
  • Дереза

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

  • Козьи;
  • Слоновьи;
  • Курьи;
  • В сапогах.

Кого поймал Емеля?

  • Карася;
  • Рака;
  • Щуку;
  • Кита.

Что хранилось в сундуке Кощея?

  • Драгоценные камни;
  • Смерть;
  • Деньги;
  • Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур. «Отгадайка?» .

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка-
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.

Ответ: Лягушка

Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишки бросил
И в кусты, через пенёк,
Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,
Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел

Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка?
За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.
Но в век машины и мотора, боюсь,
В отставке буду скоро.
Ответ: Конь, Лошадь

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Учащиеся разделены на команды по 4 человека.

Каждая команда подбирает себе название, связанное с русским языком, например: «Звуковички», «Весёлые слоги», «Буковки», «Грамотеи», «Азбуковеды», «Руссия» и т. п.

Ход игры

Начало игры : команды представляются и по очереди обыгрывают название команды.

«Звуковички»:

Изучает фонетика нас,

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

«Буковки»: Любое слово состоит из разных звуков. Но звук прозвучит и исчезнет. Можно ли как-то остановить звуки, для того чтобы можно было встретиться с ними ещё много раз?

Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для обозначения звуков. Каждая фигурка-буква - это как бы застывший звук.

«Весёлые слоги»: Слоги - это кирпичики, из которых строятся слова, а потом - предложения. Если бы не было этих кирпичиков, не было бы слов, предложений, исчезла бы речь.

«Азбуковеды» : Народная мудрость гласит: «Аз да буки, а там и науки». Только освоив грамоту, можно познать другие науки.

«Грамотеи» : «Грамоте учиться - всегда пригодиться». Но начинать учиться грамоте надо с ранних лет. Зная грамоту, можно прочитать много интересных, умных книг, стать образованным человеком.

«Руссия»: Русский язык - самый красивый, самый богатый язык в мире. Познавая тайны русского языка, становишься умнее, добрее, мудрее.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры.

1. Отборочный тур.

Та команда, которая наберёт большее количество орденов, выходит в основной тур и занимает одну из дорожек. В основной тур могут выйти сразу три команды.

2. Основной тур.

Право выбора первой дорожки предоставляется той команде, которая набрала большее количество орденов, вторую дорожку занимает команда, набравшая второе по счёту количество орденов, третью дорожку занимает команда, которая набрала третье по счёту количество орденов.

Первая из команд выбирает любую дорожку. Вторая команда выбирает любую из оставшихся двух дорожек. Третья команда занимает оставшуюся свободной дорожку.

Учитель. Внимание! На красной дорожке будет задано 2 вопроса, но вы не можете ни разу ошибиться.

На жёлтой дорожке вам будет задано 3 вопроса, и вы имеете право на одну ошибку.

На зелёной дорожке вам будет задано 4 вопроса и разрешается допустить ошибки.

Если игроки на дорожке допустили ошибку, то ответ могут дать теоретики - игроки, сидящие в зале.

После того как первые три команды ответили на вопросы и завершили свой путь по дорожкам, их место занимают следующие три команды (если позволяет время, отведённое на игру).

3. Подведение итогов.

1. Командное. Три команды получают грамоты (дипломы) соответственно за первое, второе и третье места.

2. Личное первенство. Трое учащихся, набравших большее количество орденов, получают дипломы и призы.

Оценивает знания предварительно выбранное жюри.

Вопросы и задан и я для отборочного тура.

1. Найти ошибки в словах и исправить их.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Забежала в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

И едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться:

Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.

Дым на улице стоит, дом из труб его валит.

В день весенний у ворот начал дружно таять мёд.

Пироги пекутся в речке, рыбаки сидят у печки.

Возле дома у дорожки воробьи клевали брошки.

Загремел весенний гном, тучи на небе кругом.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2. Разгадать ребусы.

3. Разгадайте кроссворд «Знаете ли вы сказки?».

1. У неё были хрустальные башмачки, но один из них она потеряла. (Золушка)

2. Весёлый деревянный человечек, сын папы Карло. (Буратино)

3. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

4. Друг Карлсона. (Малыш)

5. У всех котов бывают только

клички, а у этого была фамилия. (Матроскин)

4. Поставьте слова во множественное число.

Ёж, озеро, звезда, гнездо, стол, стул, ведро, слеза.

5. Пословицы шутят.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?

Первый клип комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами сушами.

Ус хорошо, а два лучше.

Не зная броду, не суйся в моду.

6. Рассмотрите рисунки.

Почему их объединили в пары?

Какой следует сделать вывод? (Слово одно, а предметов, которое оно обозначает, несколько)

Как называются такие слова? (Многозначные)

7. Юмористические загадки.

Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)

Какой месяц короче всех? (Май, всего три буквы)

Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)

Камень в воду упал. Каким он стал? (Мокрым)

Сколько согласных в словах: стог, стол, стоп? (Сто)

Сколько гласных в словах: семья, сорока? (Семь, сорок)

Задания для игроков, стоящих на дорожках.

Красная дорожка (I)

1. Внимательно послушайте и продолжите фразы:

Ползёт, как... (черепаха).

Молчит, как... (рыба).

Трещат, как... (сороки).

2. Соедините слова парами:

Красная дорожка (II)

1. Что не так?

Сказки просят:

А сейчас вы, друзья, узнайте нас.

Изумрудная Шапочка.

Волшебник Снежного города.

Красный ключик.

Золотая королева.

2. Какое слово лишнее?

Марина, Тамара, Николай, Ирина, Галя.

Жёлтая дорожка (I)

1. Внимательно послушайте словосочетания.

Золотой перстень; золотой характер; золотая рожь; золотое сердце; золотые руки; золотое кольцо.

В каких из них слово «золотой» употреблено в прямом значении? В каких - в переносном?

2. Что не так?

Измените фразы, чтобы получилось правильно:

Трусливый, как медведь.

Голодный, как осёл.

Неуклюжий, как заяц.

Упрямый, как волк.

3. К данным словам подберите синонимы:

юная - _______________ ; пожилая - _______________; отважная - _______________.

Жёлтая дорожка (II)

1. Выберите подходящее слово и закончите предложения: Марина пошла на (прут, пруд).

Выступал индийский (маг, мак).

По реке плывёт (плот, плод).

2. Замените одним словом:

задирать нос; путаться под ногами; во всю Ивановскую; знать назубок.

3. Послушайте стихотворение.

Ах, опять ты, шар воздушный,

Улетаешь, непослушный!

Вот моя ладошка -

Отдохни немножко.

Какова тема данного стихотворения?

Зелёная дорожка (I)

1. Что не так?

Юля подмела пол и посуду.

2. «Пятый лишний».

Пятый, пятёрка, пятница, пятно, пятачок.

3. Какое слово заблудилось?

шиповник

4. Послушайте стихотворение.

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок -

Папа, мама и ребёнок.

Что они обозначают?

Зеленая дорожка (II)

1. Какая буква исчезла из слов?

2. Узнайте, о чём идёт речь.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, когда зазнаются, его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

Дополнительно: как известно, именно его оторвали на базаре любопытной Варваре.

3. Поменяйте в словах буквы так, чтобы получились новые слова. МАЯК КАРЕТА

4. Представьте, что вы - поэты. Закончите строчки.

Мишка плачет и ревёт:

Просит пчёл, чтоб дали...

Михаил играл в футбол

И забил в ворота...

Сшил себе котёнок тапки,

Чтоб зимой не мёрзли...

Мышка спряталась под горку

И грызёт тихонько...

Резерв

Данные задания можно использовать в то время, когда жюри подводит итоги игры.

1. Восстановите предложение.

Под окном пряли три вечерком девицы поздно.

2. Закончите стихотворение, вспомнив фразеологизм.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь

О них обычно говорят:

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:

От этой песни...

3. Добавьте к словам букву «я».

Какие новые слова получились?

Беда (ябеда).

Мак (маяк).

Пол (тля).

Кол (Коля).

4. Замените одним словом.

Крыша из железа. Дом из кирпича. Лента из шёлка. Варенье из клубники. Кисель из малины. Здание, где хранится зерно. Машина, которая роет землю.

5. Замените данные слова антонимами.

Смелый; добрый; быстрый.

6. Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Цель: развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса.

Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий 1: Я рада приветствовать вас, уважаемые участники на нашей интеллектуальной игре «Умники и умницы». Это игра веселых, находчивых и умных. Сегодня мы собрались на необычную игру ума, смекалки, находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи.

Ведущий 2: Мы рады видеть вас сегодня на нашей игре. В игре принимают участие сборная команда группы №2 «Мотылёк» и группы № 7 «Карлсон». Сейчас участники продемонстрируют все эти способности.

Ведущий3:

Весело и с пользой игру нам провести.

И в этом нам поможет прекрасное жюри.

(Представление жюри.)

Ведущий1: Прошу жюри занять свои места. Жюри будет оценивать ваши задания, надо внимательно слушать, правильно и быстро выполнять его по сигналу.

Ведущий 2: Участники готовы? Начинаем.

Ведущий 3: Итак, начинаем.

В этом туре необходимо каждой команде ответить на 11 вопросов. На данный конкурс отводится ограниченное количество времени: по 3 минуты для каждой команды. По окончанию временного отрезка звучит звуковой сигнал. За каждый правильный ответ команды получают по одному очку.

Вопросы для 1 команды:

1. Сколько месяцев в году? (12.)

2. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре.)

3. Колобок, обросший иглами? (Ёж.)

4. Сказочный мальчик с деревянным носом? (Буратино.)

5. Кто всю зиму спит? (Медведь.)

6. Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах.)

7. Самый короткий месяц в году? (Февраль.)

8. В какое время года появляются подснежники? (Весной.)

9. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать.)

10. Какой первый день недели? (Понедельник.)

11. Пальто, платье, свитер это... (Одежда.)

Вопросы для 2 команды:

1. Сколько дней в недели? (7.)

2. Курица в детстве? (Цыпленок.)

3. Вредная старуха из русских народных сказок? (Баба – Яга.)

4. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина.)

5. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок.)

6. Висит груша нельзя скушать? (Лампа.)

7. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино.)

8. В какое время года птицы вьют гнезда? (Весной.)

9. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать.)

10. Первый месяц года? (Январь.)

11. Сапоги, туфли, ботинки это... (Обувь.)

Счетная комиссия подсчитывает результаты 1 тура.

Слово для объявления результатов 1 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра малой подвижности «Делай как я»

Цель: Продолжать развивать у детей разнообразные виды движений, учить детей выполнять движения по наглядному образцу, развивать координацию движений рук и ног при выполнении упражнений.

Ход игры:

Водящий делает какие-нибудь движения, а остальным игрокам нужно в точности их повторить. Водящий может поднимать руки, приседать, топтаться, прыгать, танцевать и т.д. Те игроки, которые будут ошибаться, сменяют водящего; при этом из нескольких ошибившихся он, водящий, сам выбирает себе замену.

Ведущий 2:

2 тур – «Логические задачи»

Задание 1. Логические задачи (на каждую команду по 3 задачи). За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон на дереве?

5 лисят песок копают, 3 на солнце загорают, 2 купаются в золе. Сколько всех, скажите мне?

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?

На клёне 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клёне?

Сколько ушей у трёх мышей?

Сколько лап у двух медвежат?

Задание 2 - видео вопросы. Каждой команде будет показано по 5 картинок, на которых изображены герои разных сказок. Задача назвать эти сказки.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 2 тура.

Слово для объявления результатов 2 тура предоставляется жюри.

Проводится физминутка.

Мартышки

(Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.)

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Ведущий 1:

3 тур – Конкурс капитанов «Путешествие по сказкам».

Одного капитана команды ведущий уводит в другую комнату, а другой отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ капитана, команды получают по 1 очку.

Назовите летательный аппарат Бабы Яги

Вертолет;

Что принадлежит фее?

Волшебная палочка;

Шапка-невидимка.

Что в сказке «Маша и медведь» хотел съесть медведь, присев на пенек?

Какие ножки бывают у избушки в русских сказках?

Слоновьи;

В сапогах.

Кого поймал Емеля?

Что хранилось в сундуке Кощея?

Драгоценные камни;

Лекарства.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 3 тура.

Слово для объявления результатов 3 тура предоставляется жюри.

Проводится игра.

Игра «Летает, не летает»

Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.

Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре – воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает.

Ведущий 3:

4 тур – «Отгадайка?»

В этом туре необходимо каждой команде отгадать по 6 загадок. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

Скачет зверушка -

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.

Ответ: Лягушка.

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишки бросил

И в кусты, через пенёк,

Промелькнул как огонёк?

Ответ: Белка.

Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея.

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот, Кошка.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Ответ: Ёжик.

Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Посередине спинка, а на ней щетинка.

Ответ: Свинья.

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь.

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет …

Ответ: Черепаха.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку

Ответ: Кролик.

В капусту он забрался осеннею порой:

Рогатый и лохматый и с длинной бородой.

Ответ: Козел.

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка?

За щекой!

Вот я хитренький какой!

Ответ: Хомяк.

Не мой бы труд,

Не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, - человек.

Но в век машины и мотора, боюсь,

В отставке буду скоро.

Ответ: Конь, Лошадь.

Счетная комиссия подсчитывает результаты 4 тура.

Замышляева Галина

Вот и прошел финальный тур интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"! Все участники очень хорошо подготовились к финалу и были настроены на победу! На вопросы отвечали быстро, содержательно, уверенно. Лишь только два раза они дали шанс зрителям ответить на вопрос.

Игра закончена, дипломы вручены!

Давайте посмотрим, как это было.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать Вас на финале интеллектуального конкурса «Умники и умницы: первые шаги».

В финальной игре принимают участие победители первого тура игры, это… (называются участники игры). Давайте поприветствуем их.

(Зрители приветствуют участников игры)


Ведущий. В финале нашей игры 5 категорий: сказки А. С. Пушкина, окружающий мир (птицы, краеведение (мой родной край, праздники России, русский язык (устаревшие слова).

Правила игры все те же. Каждому участнику я буду задавать по одному вопросу. Если ответ на вопрос правильный, участник проходит по дорожке вперед; если неверный – остается на месте. Вопрос переходит к зрителям. За правильный ответ зрители могут заработать жетон.

Будьте внимательны, отвечает только тот, кому задали вопрос.


Оценивать ваши ответы будет наше справедливое жюри. .(представляются члены жюри)


Итак, начинаем игру. Прошу участников пройти на дорожки. Желаю вам удачи !


Вопросы к финальной игре

1. В «Сказке о царе Салтане» девицы, занимаясь рукоделием, вели неспешную беседу и мечтали о своем будущем.

Вопрос: что они обещали сделать в роли царицы?

Ответ: приготовить пир, наткать полотна, родить богатыря.

2. Старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» по приказанию старухи несколько раз ходил к морю с просьбами к золотой рыбке.

Вопрос: сколько просьб старика выполнила золотая рыбка и какие?

Ответ: четыре (корыто, изба, дворянка, царица)

3. В «Сказке о мертвой царевне» злая царица решила извести свою молодую падчерицу. Переодевшись нищенкой, она угостила царицу отравленным яблоком. И только верный пес почуял беду.

Вопрос: как звали собаку у семи богатырей в этой сказке?

Ответ: Соколко.

1. Каждой весной птицы высиживают птенцов, а затем их выкармливают, учат летать. Но есть птица, которая бросает своих птенцов сразу после рождения.

Вопрос: о какой птице идет речь?

Ответ: кукушка.

2. В наших лесах живет несколько сот видов жуков-дровосеков и короедов – злейших врагов деревьев. Эта птица не просто уничтожает жуков и их личинки, она достает их оттуда, откуда никто не может достать. И если короеды и дровосеки до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга всем известной птицы, которую в народе называют лесным доктором.

Вопрос: что это за птица?

Ответ: дятел.

3. Эта птица – одна из самых крупных птиц лесов, обитает она в чащах и на болотах. У нее прекрасный слух, зрение, красивое черное оперение и ярко красные надбровные дуги.

Вопрос: как называется эта птица?

Ответ: глухарь.

1. В нашей стране, да и в других странах мира каждый город, поселок, село, деревня имеют свое название, которое отличает его от других населенных пунктов. Наше село получило свое название в честь великого драматурга Островского

Вопрос: а как раньше называлось наше село?

Ответ: Семеновское-лапотное.

2. У каждого человека есть своя малая родина, т. е. место, где он родился, вырос, живет. И чтобы его найти, нужно знать адрес его проживания. Но адрес имеют не только жители, а и различные здания.

Вопрос: на какой улице находится наш детский сад?

Ответ: переулок Школьный.

3. Все вы знаете, что каждая страна имеет свою государственную символику. Города и поселки так же имеют свой флаг и герб, которые рассказывают об их особенностях.

Вопрос: какие цвета на флаге и что изображено на гербе нашего поселка?

Ответ: синий и зеленый, Снегурочка.

1. Этот праздник отмечают не только в России, но и во многих других странах, потому он и международный. В нашей стране в этот день поздравляют всех женщин и девочек.

Вопрос: о каком празднике идет речь?

2. В законе о днях воинской славы так говорится об этом празднике: 23 февраля – день победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году. Сейчас это праздник всех настоящих мужчин.

Вопрос: как называется этот праздник?

Ответ: день защитника Отечества.

3. Этот праздник, наверное, самый трогательный, самый радостный праздник нашей страны. Ветеран с орденами на груди, ведущий за руку внука, - символ связи поколений, силы нашего Отечества. В этот день мы особенно сильно чувствуем гордость за свою историю и хотим верить, что преодолеем все трудности.

Вопрос: что это за праздник?

Ответ: День Победы.

1. Поздним вечером три девицы под окном делились друг с другом своими мечтами, если станут царицей…

«Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь, стороны той государь»

Вопрос: какое помещение в давние времена называли светлицей?

Ответ: у восточных славян светлая парадная комната, часто в верхней части дома.

2. Послушайте отрывок из «Сказки…»

«В сени вышел царь-отец. Все пустились во дворец. Царь недолго собирался: в тот же вечер обвенчался»

Вопрос: объясните, что такое сени?

Ответ: нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с крыльцом.

3. Князь Гвидон после превого посещения корабельщиками прекрасного града на острове Буяне захотел увидеть царя Салтана, своего отца. О своем желании он поведал царевне Лебедь, и она взмахом крыла сотворила чудо:

«Тут он в точку уменьшился, комаром оборатился, полетел и запищал, судно на море догнал»

Вопрос: что это значит, оборотился?

Ответ: перевоплотиться, превратиться.





Ведущий: Дорогие участники, вы с честью прошли все испытания!

И выполнили все сложные задания. Минута истины наступает

Пора расставить все точки над "И"

Победителей конкурса пусть объявит

Беспристрастное строгое наше жюри.

(Слово для подведения итогов предоставляется председателю жюри.)


Самый эрудированный зритель игры.


Участники, занявшие второе место.



Победитель интеллектуальной игры "Умники и умницы: первые шаги"


Ведущий: На этом наш конкурс «Умники и Умницы» заканчивается. Я благодарю вас, уважаемые зрители, за вашу улыбку и блеск ваших глаз, а участникам игры желаю дальнейших успехов в следующих конкурсах. Молодцы! Так держать!

Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!