Какие корабли состоят на вооружении ВМФ России? Инфографика. ВМФ России

В России продолжается строительство новых судов и кораблей для Военно-морского флота. ВМФ России в 2014 году получил пять новых боевых кораблей, три подводные лодки, десятки боевых катеров различных типов. К тому же российский флот начал эксплуатировать суда обеспечения различных типов. Создаются группировки подлодок с ракетным вооружением стратегического назначения. В 2018 году продолжается строительство новых подлодок и кораблей.

По сообщению Минобороны также ведется обновление состава кораблей, развитие и восстановление системы базирования размещенного в Крыму Черноморского флота. Этот флот в ближайшей перспективе получит 6 дизельных подводных лодок проекта 636, шесть сторожевых кораблей проекта 1135.6, что позволит ВМФ ффективно выполнять задачи в своей зоне ответственности. Каспийская флотилия стала оснащаться малыми ракетными кораблями новейшего поколения проекта 21631 .

Какие новые корабли ждать России к 2020 году?

На сегодняшний день основу надводных сил России составляют:

  • большие противолодочные корабли
  • боевые крейсеры
  • боевые эсминцы
  • военные катера
  • корабли поддержки и обеспечения.

До 2020 года правительство намерено затратить на новые надводные корабли и подводные лодки около четырех триллионов рублей.

Российские ВМФ в период до 2020 года должен получить 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения проекта «Борей», 54 боевых надводных кораблей, а также 16 многоцелевых подводных лодок.

В планах усиления ВМФ:

  • 20 корветов нового поколения проекта и ;
  • 5 малых ракетных кораблей нового поколения проекта 21631 (возможно увеличение до 10);
  • 14 фрегатов проектов 22350 и ;
  • 4 УДК типа Мистраль (на сегодня эти модели вертолетоносцев под вопросом в связи действующими санкциями);
  • 8 атомных многоцелевых подводных лодок по проекту 885 «Ясень» ;
  • 6 дизель-электрических подлодок по проекту 636.3 «Варшавянка» ;
  • 8 стратегических подводных ракетоносцев нового поколения по проекту «Борей ».

К тому же ВМФ России будет пополняться кораблями, прежде выведенными в резерв. В нем на данный момент находятся примерно 20 дизельных и атомных подлодок, эсминцы проекта 956 «Сарыч» , противолодочный корабль «Адмирал Харламов». Флот до 2020 года должен получить свыше 90 экземпляров вспомогательных судов.

Модернизация кораблей ВМФ России

  1. Модернизации подвергнется ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» по проекту 1143 . На нем будут демонтированы пусковые установки 3М45 П-700 «Гранит» , что позволит увеличить ангар до 4500-5000 м² для дополнительных самолетов. Боевые системы ПВО будут усилены новейшими зенитными ракетами средней дальности. Будут также установлены ЗРПК «Панцирь-С1» . Корабль станет площадкой для 26 истребителей модели МиГ-29К . К тому же у ВМФ имеется намерение продлить срок службы Су-33 вплоть до 2025 года. Кроме того, авианесущий крейсер оснастят вертолетами и истребителями пятого поколения ПАК ФА Т-50 военно-морской серии. 15-20 таких истребителей должны быть построены до ввода авианосца в строй — который состоится ближе к 2020 году.
  2. До 2020 года в состав флота должны войти боевые атомные тяжелые ракетные крейсера: «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов », «Адмирал Ушаков». Проекты этой серии получат УКСК – Универсальный корабельный стрельбовый комплекс 3С14. Его основным оружием станут боевые ракеты «Калибр » или «Оникс ». Усилят и противовоздушную оборону – будут поставлены системы ПВО ближнего боя и С-400 . «Орланы» в общей сложности будут иметь порядка 300 ракет различных типов.
  3. Будут модернизированы и оснащены новейшим оружием по проекту 949А «Антей» лодки проекта 877 «Палтус», 971 «Щука-Б» , 945А «Кондор» и 945 «Барракуда» .
  4. БПК проекта 1155 будут оснащены современными ракетами «Калибр», пушками А-192, новейшим комплексом ПРО и ПВО с ракетами от комплекса С-400 серии «Редут». Благодаря этой переделке флот получит совершенно новые корабли, фактически универсальные эсминцы, способные уничтожать любые цели: наземные объекты, ракеты, самолеты, надводные корабли и подводные лодки.

Новейший патрульный корабль «Василий Быков»

В феврале 2014 года произошла закладка головного корабля по проекту 22160 на Зеленодольском судостроительном заводе. Проект разрабатывался Северным проектно-конструкторским бюро. До 2019 года флот должен получить 12 кораблей этой серии. Новый корабль предназначен для патрулирования экономической зоны в закрытых и открытых морях, охраны территориальных вод, пресечения пиратской и контрабандной деятельности, для экологического мониторинга, поиска пострадавших в морских катастрофах.

Кроме этого, перед кораблями ставится задача охраны судов, предупреждения о нападении противника в военное время. Корабль относится к новому поколению, в нем использован модульный принцип, благодаря чему его можно быстро переоборудовать под поставленные задачи:

  • его можно использовать как патрульный корабль;
  • как спасательный корабль;
  • как корабль медицинского обеспечения.

Головной корабль по проекту 22160 был назван в честь контр-адмирала В.И. Быкова, Героя Советского Союза.

Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль»

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец разрабатывался во Франции с 1997 года. Назначение корабля — обеспечение полетов вертолетов, десантирование воинских частей, корабль-госпиталь, командный центр операции различных сил. В 2010 году российский флот и французская компания DCNS заключили соглашение, согласно которому Франция с продажей кораблей передаст России все интересовавшие ее использованные в проекте технологии. Подписание окончательного контракта было осуществлено в июне 2011 года.

Согласно контракту, должны быть построены два вертолетоносца в России и два во Франции. «Балтийскому заводу» было заказано строительство некоторых частей корпусов двух кораблей для французской стороны. Проектом предусматривалась модификация вертолетоносцев под размещение авиационной техники, адаптация полетной палубы и всего корабля для зимней эксплуатации, русификация пользовательских интерфейсов.

Первые два вертолетоносца, построенные в 2014 году во Франции, должны были быть переданы России до 2018 года. Однако этого не случилось вследствие тяжелой международной обстановки и введения санкций. Однако в 2018 году ситуация с вертолетоносцами разрешилась.

Перспективный авианосец проекта КГНЦ МВМС-2013

Перспективный авианосец военные уже давно ждут в строй — проектирование корабля было начато еще в 2005 г. Постройку корабля планировалось начать после 2010 г. Проектирование вел ЦНИИ им. академика Крылова совместно с Невским ПКБ. Было заявлено, что 2018-2019 г.г. авианосец займет место в составе Северного флота. Строительство предполагалось вести в г.Северодвинске на ПО «Севмаш».

Однако ТТЗ в процессе проектирования постоянно менялось. В 2009 г. было заявлено о создании «морских авиационных комплексов». Озвучивались различные версии строительства кораблей: планировалось построить 4 авианосца до 2020 года, однако затем это заявление было опровергнуто. Тем не менее, с лета 2013 года на различных выставках стали демонстрировать макеты перспективного авианосца. Свои варианты корабля представили Невское ПКБ и Крыловский государственный научный центр. Невское ПКБ при этом вело проработку трех проектов авианосцев с водоизмещением от 50 до 85 тысяч тонн.

В феврале 2014 года Сергей Власов, гендиректор Невского ПКБ, поведал о существовании трех проектов. По его словам, цена легкого авианосца будет достигать 100-130 миллиардов рублей, тяжелого авианосца — 200-280 миллиардов. На создание кораблей отведено около 10 лет.

Основные особенности перспективного авианосца будут следующими:

  • водоизмещение порядка 80000 т;
  • 4 катапульты и два трамплина;
  • 4 подъемника;
  • 4 ЗРК типа «Полимент-Редут»;
  • авиакрыло – минимум 40 машин модели ПАК ФА Т-50 военно-морской серии, а также боевые морские вертолеты Ка-52К ;
  • РЛС-комплекс, который будет аналогичен комплексу «Марс-Пассат» с ФАР, возможность сопровождения минимум 130 воздушных целей, РЛС модели МР-650 «Подберезовик», а также другие типы РЛС.

Перспективный эсминец «Лидер»

Проект перспективного эсминца для океанской зоны разрабатывает Северное ПКБ с 2012 года. Проработки вариантов фактически велись еще с конца 1980-х годов под меняющиеся тактико-технические требования и под разными номерами проектов. Научное сопровождение проекта выполняет ЦНИИ им. Крылова. В 2013 году для разработки нового эсминца был объявлен конкурс на выполнение НИР «Лидер». В 2014 году было проведено ОКР, само строительство головного корабля запланировано на 2018 г.

В начале 2018 года продолжилась разработка эскизной модели эсминца. В феврале 2018 года главком ВМФ подтвердил производство проектно-конструкторских работ по созданию эсминца с атомной установкой. Закладка корабля с большой вероятностью состоится по плану — примерно в 2018 году, однако серийное строительство начнется лишь к 2019-2020 годам, что обусловлено текущими финансовыми тенденциями, а также неготовностью систем вооружения и оборудования будущего корабля.

Точные технические и боевые параметры перспективного эсминца не раскрываются. Однако есть данные, что он получит:

  1. Несколько пусковых установок «Калибр» с новейшими ПКР «Оникс» и «Калибр-НК», дальность действия которых более 300 км
  2. Зенитное ракетное вооружение может быть представлено новейшим корабельным вариантом комплекса С-500, который имеет две пусковые установки. Он будет обеспечивать дальнюю противоракетную оборону
  3. Ближняя зона ПВО будет представлена комплексами «Полимент-Редут». Управление ими будет осуществляться системой «Полимент» с РЛС с АФАР
  4. На военные корабли могут быть установлены корабельные версии ЗРПК «Панцирь-М»
  5. Получат «Лидеры» и артиллерийские универсальные установки А-192, имеющие калибр 130 мм
  6. Перспективный российский эсминец к тому же планируется оснастить двумя торпедными шеститрубными аппаратами СМ-588 комплекса «Пакет-НК» калибра 324 мм
  7. Военный корабль получит и посадочную площадку со специальным ангаром для палубных вертолетов типа Ка-32 или Ка-27

Новое вооружение «Лидера» частично будет «обкатано» на новейших кораблях ВМФ, в частности это будут военные фрегаты проекта 22350. Необходимость доводки и испытания данного вооружения может отразиться на сроках строительства нового «Лидера».

Сторожевые корабли проекта 11356Р для дальней морской зоны

В связи с задержками с постройкой фрегатов проекта 22350 российское руководство решило построить несколько фрегатов проекта 11356Р на калининградской верфи «Янтарь». ВМФ России заказал шесть кораблей этого типа. В настоящий момент проект 11356Р является самой массовой серией крупных боевых кораблей, быстро вводимых в строй.

Первый серийный военный фрегат «Адмирал Эссен» поступил в Черноморский флот в 2014 году. Затем наступит очередь фрегатов «Адмирал Макаров», Адмирал Бутаков» и «Адмирал Истомин». Новейшие корабли будут укомплектованы исключительно моряками контрактной службы .

Серия кораблей, заложенных в производство:

  • «Адмирал Григорович» — заложен 18.12.2010
  • «Адмирал Эссен» — заложен 08.07.2011
  • «Адмирал Макаров» — заложен 29.02.2012
  • «Адмирал Бутаков» — заложен 12.07.2013
  • «Адмирал Истомин» — заложен 15.11.2013.

Технические характеристики новых кораблей

  • Водоизмещение: полное — 4035т, стандартное — 3620т
  • Размеры: ширина — 15.2 м, длина — 124.8 м, осадка — 4.2 м
  • Максимальная скорость хода — 30 узлов
  • Дальность плавания при экономичном ходе — 4850 миль
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 220 человек (дополнительно могут быть размещено до 20 морских пехотинцев)
  • Автономность по имеющимся запасам провизии — 30 суток.
  • Скорость полного хода при температуре +15 градусов — 30 узлов
  • Максимальная мощность — 2х28 000 л/с при температуре воздуха +15 градусов.

Вооружение

  • Ударное — 1х8 ПУ ПКРК «Калибр»
  • ПКР 3М54Э – боезапас 8 штук
  • ЗРК «Ураган-Торнадо»
    • боезапас ЗУР 9М317М – 36 штук;
    • ПУ 3С90М — 3х12 штук
  • 2 ЗРАК 3М87 «Каштан»:
    • боезапас ЗУР – 64 штук;
    • боезапас 30-мм снарядов — 6000 выстрелов
  • ПЗРК «Игла-1Э» — 8 штук.
  • Артиллерийское орудие А-190Э
  • Противолодочная система 533-мм ДТА-53-956 — 2х2
  • ПУ РБУ-6000 – 1 единица
  • Авиационный парк — Ка-31 или Ка-28.

Видео о новейших кораблях российского флота

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Начиная с древнейших времен, и по сей день военно-морской флот опора практически любой страны, имеющей выход к морю. У кого-то имеется мощные сверхсовременные суда, кто-то называет несколько старых катеров флотом. Но суть для всех одна и та же, эти суда охраняют водные просторы.

Военный корабль прошел долгий путь от бирем и галер до современных атомных подводных ракетоносцев и авианосцев. Но у моряков, как ни у кого соблюдаются традиции, особенно в названиях и классификации судов.

Военные корабли до ХХ века

В античное время основная масса кораблей, приспособленных для каботажного плавания, разделялись по количеству рядов весел. Наличие большого количества гребцов, требовавших большое количество пищи, не способствовало развитию дальнего мореплавания.

С появлением паруса началось развитие флота и укрупнение судов. Вместе с развитием навигационных приборов и технологий развивался флот, к XV веку позволивший совершать первые крупные плавания через океаны.

Богатство Нового Света подстегнуло европейских кораблестроителей, и уже в XVIвеке начинает развиваться и усложняться конструкция боевых кораблей. Чуть позднее флот начнет делиться на классы и ранги.В то время главным критерием считалось либо количество орудий, либо парусное вооружение судна.

Корабли, в зависимости от количества пушек, попадали в 1-й ранг (около 100 орудий и больше), 2-й ранг (около 90 орудий), 3-й ранг (примерно 75) и так далее, до 6 ранга.

Вторая классификация делила корабли в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных парусов. Различались трехмачтовые и двухмачтовые парусники, а также одномачтовые разновидности совсем небольших судов, использовавшихся, как правило, для перевозки почты.

Названия корабли могли носить любые, связанные с личными именами, религиозной или географической составляющей. Бывали случаи, когда за особые заслуги имя корабля оставляли на флоте, хотя сам корабль мог и не существовать. На русском флоте самым ярким примером стал бриг «Меркурий» и несколько кораблей «Память Меркурия».

С появлением механизмов и переходом от паруса к машине многие названия типов судов укоренились и остаются до нашего времени. Главным отличием любого корабля стали размеры, водоизмещение или тоннаж. История пароходов, хоть и не насчитывала так много веков, как парус, но ярко вписала страницы во флотскую летопись.

Развитие техники свело на нет целые группы, когда-то грозных кораблей, и перевела классы в иные ранги. Так, к примеру, ХХ век показал слабость линейных кораблей перед авианесущими группами.Вторая мировая война вообще внесла крупные правки в картину боевых кораблей в мире. И если 300 лет назад фрегат был крупным судном, то сейчас он сошел до ступени сторожевых кораблей.

Согласно международному морскому праву, каждый корабль попадает в свой определенный класс. Этими правилами, во избежание путаницы, пользовались советские моряки, а так же их правопреемники,корабли ВМФ России.

Разделяют корабли по тоннажу, или водоизмещению, а также по типу вооружения, находящегося на борту, то есть, можно сказать, старая система вошла в новые реалии современных судов.

Согласно этим документам, самые крупные корабли входят в ударную группу, и это:

  • авианосцы, в зависимости от тоннажа могут быть большие, средние и малые, соответственно различается и сила корабельной авиации на них;
  • крейсера, также разнящиеся по водоизмещению, имеющие более разносторонние задачи, от охраны конвоев и авианосцев до перехвата судов противника и обстрела береговой линии;
  • подводные корабли, часто превосходящие надводные по размерам и вооружению, разделяются по своему размеру и типу используемой энергетической установки;
  • эскадренные миноносцы, осуществляющие разведку и охранение группы судов, несущие основное вооружение в виде мин и торпед;
  • торпедные катера, большие из которых предназначены для атак крупных кораблей в составе эскадр, малые же действуют в прибрежной зоне;
  • сторожевые корабли, предназначенные для боевого охранения конвоев и акватории порта или иного объекта.

Есть и более мелкое разделение этих классов судов, однако в каждой стране они имеют свои особенности и характеристики.

Второй большой подкласс включает в себя вспомогательные суда. Их можно условно разделить на несколько групп:

  • плавучие базы, необходимые для пополнения всем необходимым в зависимости от специализации базы для каждого класса судов;
  • суда снабжения, в отличие от баз более мобильные и скороходные, хотя цели и задачи перед ними ставятся те же, что и выше;
  • ремонтные средства, плавучие мастерские, необходимые для ремонта судов в открытом море;
  • корабли аварийно-спасательного обеспечения, разработанные для помощи как подводным, так и надводным кораблям в случае возникновения внештатных ситуаций;
  • исследовательские корабли, проверяющие новые технические системы;
  • учебные корабли, служащие для получения и освоения навыков нахождения в море;
  • специальные корабли, испытывающие оружейные системы и комплексы для космических кораблей.

Экипажи кораблей обеспечения решают множество задач по поддержанию боеспособности основного флота. В ВМФ СССР существовала и система различий кораблей по названиям. Так, на Северном флоте долгое время существовало подразделение советских сторожевиков, известное как «Дивизион плохой погоды».

Первым в серии стало судно «Ураган», и в честь него последующие корабли того же класса, водоизмещения и вооружения получали «ненастные» имена. К примеру, волны Баренцева моря бороздили в разное время «Буря», «Метель», «Пурга» и другие корабли с похожими названиями.

На самих кораблях много лет существует деление по БЧ, или боевым частям, каждая из которых обозначает часть корабля и его назначение.

Боевые корабли флотов разных стран

Принятая международным сообществом система классификации кораблей оказалась не подходящей для некоторых флотов. Так, японская система деления кораблей может вызвать как минимум множество вопросов у несведущего человека. Япония, имея серьезный флот, один из лучших в Азии, между тем шла долгим путем модернизации строящихся кораблей.

В итоге, один и тот же класс боевых кораблей, может существенно различаться по своим характеристикам в зависимости от года выпуска. Так, одни и те же эсминцы, находящиеся на вооружении, могут соответствовать всем современным требованиям, если построены недавно, а могут соответствовать фрегатам или корветам других флотов.

Главной силой японского флота считаются эсминцы-вертолетоносцы.

Несмотря на свое название, это, по сути, легкие авианосцы, оборудованные самой современной электроникой. В этот класс входят два типа судов, «Хьюга», представленное парой кораблей, и «Сиранэ», также пара кораблей. Интересно, что последние два судна были введены в состав флота еще в 1980-е годы.

Вторая категория состоит из эсминцев УРО (управляемое ракетное оружие). Здесь так же есть суда разных типов. Самые современные, типа «Атаго», представленный двумя кораблями. Тип «Конго» состоит из четырех кораблей, строившихся в 1990-е годы. Тип «Хатаказе», созданный во второй половине 1980-х, насчитывающий пару кораблей, сейчас используемых как учебные суда.

Еще одна категория,третья, вновь эсминцы, но уже более похожие на собратьев остальных флотов. Сюда входят множество типов, разбитых в зависимости от времени постройки. Четвертая категория, подводные суда представлены 17 дизельными подводными лодками. В пятую входят десантные и вспомогательные корабли, а также ледоколы.

Своя классификация на флоте США. Суда разделяются по своему назначению. Для их отличия введена буквенная система шифровки. Так, к примеру, буквы «ВВ» означают BigBattleship, соответствующий классу линейных кораблей на иных флотах.

Интересно, что иногда корабль меняет свой класс, однако буквы оставляют решением флотского командования.

Так происходило несколько раз после серьезного реформирования флота на протяжении ХХ века. Общими для всех судов являются буквы «USS», означающие в переводе «корабль Соединенных Штатов».

В число самых крупных разновидностей судов, обозначаемых, как правило, вариациями с буквами «CV», входят авианосцы. Они различаются по размерам и по типу авиации, самолеты или вертолеты, но объединены в один класс.

Остальные надводные корабли имеют оригинальное буквенное обозначение, как то «C» – крейсера, «D» – эскадренные миноносцы, «F» – фрегат. В разные годы под шифрами встречались и сторожевики, и мониторы, но с течением времени они были убраны их состава ВМФ США.

Подводный флот носит обязательную букву «S», так же имеющую множество дополнительных значений в зависимости от типа вооружения или силовой установки. Буква «Р» означает катера, также различающиеся по размерам и типам находящегося на них оружия.

Здесь достаточно много шифров, использовавшихся во время войны во Вьетнаме, а затем просто отмененных.

Сюда же можно поместить американские боевые корабли береговой охраны, формально являющиеся отдельным подразделением. Буква «L» означает принадлежность судна к десантному флоту. Он различается на огромные десантные корабли, перевозящие солдат с одного континента на другой, и десантные катера, высаживающие пехоту и технику непосредственно на сушу. Последние имеют черту амфибий.

Разработке этих катеров уделялось большое внимание еще в период Второй мировой войны, когда морские пехотинцы высаживались и дрались на островах Тихого океана и в знаменитой зоне высадки в Нормандии. Буква «А» обозначала все вспомогательные суда.

Несмотря на былую славу владычицы морей, британский флот утратил всю свою былую мощь. Однако авторитет английских моряков по-прежнему остается на высоте. Классификацию кораблей британских ВМФ провести достаточно сложно.

Конечно, среди них такие же авианосцы, эсминцы, корветы и лодки, но различаются они по номеру вымпела.

Каждая флотилия имела свой особый вымпел, и кораблю в составе этой флотилии присваивался номер, а затем и буква, обозначающая класс корабля. Интересно, что в нумерологии совсем нет цифры «13», считающейся среди моряков несчастливой.

Система классификации по номерам и вымпелам продолжает существовать, с небольшими изменениями с Первой Мировой войны.

История военно-морского флота насчитывает не одну сотню лет. Поскольку моряки, крайне суеверные люди, и хранят традиции, в том числе и связанные с «родным домом» – кораблем, в названиях судов, да и в их классификации можно найти множество старых терминов и обозначений, которые не делают флот менее эффективным.

Видео

МОСКВА, 3 апр — РИА Новости, Андрей Коц. Стратегические подводные атомоходы, современные многоцелевые фрегаты, малошумные дизельные подлодки и суда обеспечения различного класса — . Главком ВМФ Владимир Королев подчеркнул, что программа кораблестроения 2018-2020 годов будет выполнена полностью и в срок. О том, какие новые морские платформы получит российский флот, — в материале РИА Новости.

Подводный флот

Сегодня в составе ВМФ числятся три ракетных подводных крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 "Борей". К-535 "Юрий Долгорукий" несет боевое дежурство на Северном флоте, К-550 "Александр Невский" и К-551 "Владимир Мономах" — на Тихоокеанском. До 2020 года запланирован ввод в строй еще одного атомохода — подводного крейсера модернизированного проекта 955А "Князь Владимир". Корабль сейчас проходит заводские и государственные испытания. Экипаж уже сформирован и подготовлен в Учебном центре ВМФ. Ожидается, что "Князь Владимир" отправится служить во флот до конца текущего года.

От базового проекта модернизированная субмарина отличается лучшей скрытностью, более совершенными средствами связи, обнаружения и управления вооружением. "Борей-А", как и его "старшие братья", будет нести на борту 16 межконтинентальных баллистических ракет "Булава". Следующий по степени готовности крейсер "Генералиссимус Суворов" к 2020-му вряд ли успеет встать в строй, как и другие корабли проекта — "Император Александр III" и "Князь Пожарский". По сообщениям СМИ, их спустят на воду не раньше 2022-го. Дальнейшее развитие серии — лодки проекта "Борей-Б" с улучшенными характеристиками — включены в госпрограмму вооружений до 2027 года.

© Фото: предприятие СЕВМАШ Атомный подводный ракетный крейсер проекта "Борей"

Помимо "стратегов", уже в 2019 году флот должен получить первый модернизированный многоцелевой атомоход "Казань" проекта "Ясень-М", проходящий заводские испытания. Головной корабль серии "Ясень" — "Северодвинск" — находится в строю с 2014-го. Следующий в очереди "Ясень-М" — "Новосибирск" — еще не спущен на воду, поэтому вряд ли успеет встать в строй к 2020-му. Зато все шансы на это есть у двух дизель-электрических подводных лодок проекта 677 "Лада" — "Санкт-Петербург" и "Кронштадт". Первая находится в опытной эксплуатации с 2010-го, вторую спустят на воду до конца 2018-го. Кроме того, Тихоокеанский флот в ближайшие два года должны пополнить дизельные "Варшавянки" — субмарины проекта 636.3 "Петропавловск-Камчатский" и "Волхов", несущие как торпедное вооружение, так и крылатые ракеты "Калибр".

Надводный флот

Новых крупных надводных кораблей класса "эсминец" и выше в составе ВМФ к 2020 году точно не будет. Но в строй вступят сразу несколько платформ рангом пониже. К 2020 году Черноморскому флоту (ЧФ) должны передать три сторожевых корабля проекта 11356 "Буревестник" — "Адмирал Бутаков", "Адмирал Истомин", "Адмирал Корнилов". Эти фрегаты уже спущены на воду и проходят испытания. Сейчас ЧФ располагает тремя "Буревестниками" — кораблями "Адмирал Макаров", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Григорович".

Кроме того, за два года Северный флот должен пополниться двумя фрегатами дальней морской зоны более "продвинутого" проекта 22350. Головной корабль "Адмирал Горшков" начали строить на "Северной верфи" еще в 2006 году. Это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный после распада СССР. Перед судостроителями поставили задачу создать принципиально новый фрегат, напичканный самыми современными технологиями, многие из которых раньше на флоте не использовались. Сложность и амбициозность проекта — основная причина того, что срок передачи корабля флоту несколько раз "сдвигался вправо". Ожидается, что он вступит в строй в августе 2018-го. Второй фрегат серии — "Адмирал Касатонов" — проходит заводские испытания и будет готов к морской службе не раньше 2019 года.

Отдельно стоит остановиться на планах перевооружения ВМФ малыми ракетными кораблями (МРК), которые западные аналитики уже окрестили "новым москитным флотом России". Действительно, пять действующих МРК проекта 21631 "Буян-М", несмотря на скромное водоизмещение в 941 тонну, обладают более чем серьезными боевыми возможностями. Каждый несет по восемь крылатых ракет "Калибр", что в совокупности с небольшими габаритами и малой радиолокационной заметностью делает эти корабли силой, способной угрожать даже крейсеру. Именно "Буяны" открыли боевой счет ВМФ России в сирийском конфликте осенью 2015-го ударом "Калибров" из Каспийского моря по базам террористов ИГ*. В апреле 2018-го в состав Черноморского флота должен войти еще один МРК "Вышний Волочек". Три корабля из заложенных пяти — "Игнушетия", "Грайворон" и "Орехово-Зуево" — передадут флоту до 2020-го.

Другой тип МРК, который пополнит в ближайшие годы Военно-морской флот, — корабли проекта 22800 "Каракурт". Им будет комфортнее в открытом море, чем "Буянам", и их обеспечат более совершенным радиолокационным комплексом. Первые два корабля проекта — "Ураган" и "Тайфун" — достраиваются на плаву. Еще четыре — "Шквал", "Буря", "Шторм" и "Охотск" — находятся на стапелях судостроительного завода "Пелла" в разной степени готовности. По сообщениям СМИ, они вступят в строй до 2020 года.

Из других "малюток" следует упомянуть патрульные корабли проекта 22160 — "Василий Быков", "Дмитрий Рогачев", "Павел Державин" и "Сергей Котов". Они строятся для Черноморского флота, и им предстоит выполнять задачи по охране территориальных вод страны, борьбе с пиратством, а также поддерживать своих более крупных "собратьев" в бою. Каждый корабль вооружат установками для пуска крылатых ракет "Калибр", оснастят набором средств для борьбы с надводными целями и подводными лодками. Всего в серии запланировано шесть кораблей, однако к 2020-му успеют достроить только первые четыре.

Из вспомогательных судов в ближайшие два года флоту передадут четыре минных тральщика проекта 12700, два больших десантных корабля проекта 11711 "Иван Грен" и "Петр Моргунов", а также ряд узкоспециализированных катеров, разведывательных и гидрографических кораблей. Очевидно, что Военно-морской флот России пытается восстановить свои силы, серьезно потрепанные лихими 90-ми и безденежными нулевыми. Черед крупных надводных кораблей придет немного позже — на период госпрограммы вооружений до 2027 года.

Стоят наравне с флотом США. И это не удивительно. Что ж, следует вкратце рассказать о ВМФ, а отдельно затронуть такую интересную тему, как классификация кораблей.

Определение

Современный является преемником военно-морского флота СССР и Российской Империи. Эти войска защищают суверенитет страны, который распространяется за пределы её сухопутной территории, а также создают и поддерживают условия для обеспечения спокойной морехозяйственной деятельности в Мировом океане. Также российский флот участвует в военных, гуманитарных и прочих акциях, которые отвечают интересам нашей страны. И, помимо перечисленного, ВМФ обеспечивает военно-морское присутствие российской державы в Мировом океане.

Задач немало. Все они разноплановые и имеют свои особенности. И не удивительно, что в нашем флоте числится самая разная техника и суда. Потому и существует классификация делятся на классы (в зависимости от того, каково их предназначение). А они, в свою очередь, - на подклассы. Все зависит от специализации, типа энергетической установки и водоизмещения.

Также важно знать, что все суда делятся ещё и на ранги. Распределение по ним зависит от тактико-технических элементов и непосредственного предназначения. И для начала хотелось бы сказать, что в России установлено четыре ранга, и высшим считается первый.

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё - следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение - вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера - боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится основное вооружение которого - ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение - минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг - самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры. Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей ВМФ России включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение - уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Лодки и корабли первого ранга

Обсуждая такую тему, как классификация кораблей ВМФ 1 ранга, нельзя не упомянуть про большую атомную подводную лодку. Она достойна внимания. Здесь от лодки одно название: это крупный, 2-корпусный боевой корабль. Его водоизмещение составляет ~6000-10000 тонн. Корабль комплектован торпедными аппаратами, атомной установкой, крылатыми ракетами - всем, за счет чего можно уничтожить авианосные ударные группы и подводные лодки.

Также классификация кораблей по размерам включает в себя большой противолодочный и универсальный десантный корабли. Водоизмещение - 6500-9000 и <11500 тонн соответственно. Первые из перечисленных обеспечивают слежение и уничтожение атомных подводных лодок, а вторые - перевозку техники и войск.

2 ранг

Судно второго ранга - это трехдечный У него имеется гюйс, который поднимается на носовом флагштоке при стоянке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении военных и оборонительных действий в дальней морской зоне. Причем как самостоятельно, так и в составе соединений.

Классификация кораблей 2 ранга начинается со сторожевого судна. Основная его задача - охранять. Но, тем не менее, это боевой многоцелевой корабль. И у него есть вооружение (артиллерийское, минное, противолодочное, ракетное и ПВО). Оно предназначено для защиты как самого корабля, так и эскорта. Классификация кораблей второго ранга включает в себя ещё ракетные суда. Они предназначены, чтобы поражать на закрытых морях, а также в ближней морской зоне надводную вражескую технику.

Еще ко 2 рангу относятся подводные лодки специального назначения (для уничтожения противников) и десантные корабли (осуществляют транспортировку военной техники и служащих).

Корабли третьего ранга

Их ещё принято называть двухдечными, линейными, У них отсутствует гюйс, а предназначение заключается в проведении действий в ближней морской зоне. Классификация военных кораблей третьего ранга начинается с малых ракетных суден. Они предназначены для того, чтобы поражать любую боевую морскую технику врага на закрытых морях. Главное вооружение - это ЗРК и ударный ракетный комплекс.

Также есть малые артиллерийские и противолодочные корабли. Это боевые надводные суда. Артиллерийские осуществляют огневую поддержку морского десанта, а противолодочные ищут, выслеживают и уничтожают подводные лодки врагов.

Также классификация военных кораблей включает в себя так называемые тральщики. Это надводные суда особого назначения. Их задача заключается в поиске, обнаружении и тралении донных и морских якорных мин. Еще тральщики проводят корабли и прочие суда через мины.

Малые десантные суда тоже относятся к третьему рангу. Это надводные корабли, которые транспортируют личный состав и военную технику.

Корабли четвертого ранга

К ним относятся двухдечные линейные суда, число пушек которых составляет от 44 и до 60 единиц. Если затрагивать такую тему, как классификация военных кораблей по размерам, то нужно отметить, что 4 ранг - это самые маленькие суда. У них нет гюйса, а их водоизмещение составляет всего 100-500 тонн. Сравнить хотя бы с авианосцами, у которых данный показатель составляет 25000 тонн!

И действуют суда четвертого ранга в прибрежной морской зоне, а также на рейдах.

Классификация военных кораблей по размерам завершается боевыми и десантными катерами. Это малые надводные корабли. Суда первого типа из перечисленных предназначены для того, чтобы наносить удары по морской технике противников. А десантные катера выгружают десант и технику на берег. Еще среди суден 4-го ранга есть тральщики, действующие на рейдах, в прибрежной зоне и в акваториях ВМБ.

Исходя из всего вышеперечисленного, каждый, даже не посвященный в подробности человек, сделает вывод: российский военно-морской флот недаром считается одним из мощнейших во всём мире. И этот факт не может не радовать.

30 октября отмечается День основания Российского военно-морского флота. В этот день в 1696 году Боярская Дума по настоянию Петра I приняла решение о создании регулярного военно-морского флота России. Сейчас на вооружении ВМФ РФ находится более 200 боевых кораблей. Мы решили выделить из них десять самых лучших.

«Пётр Великий»

«Пётр Великий» является единственным находящимся в строю тяжёлым атомным ракетным крейсером третьего поколения проекта 1144 «Орлан». Это один из самых больших действующих неавианесущих ударных боевых кораблей. Корабль предназначен для уничтожения авианосных групп противника. Крейсер начали строить в 1986 году. Был спущен на воду в 1989 году. Сейчас «Пётр Великий» — флагман Северного флота ВМФ РФ.

Длина атомного крейсера составляет 251 м. Водоизмещение — 23750 тонн. «Петр Великий» развивает скорость 57 км/ч. Корабль способен находиться в плавании до 60 суток без пополнения запасов продовольствия. Экипаж крейсера состоит из 635 человек. «Пётр Великий» является одним из самых современных и мощных кораблей ВМФ РФ и одним из мощнейших ударных кораблей в мире. Корабль имеет возможность поражения крупных надводных целей и защиту морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника. У него неограниченная дальность плавания, он оснащён ударными крылатыми ракетами, способными поражать цели на расстоянии до 550 км. «Пётр Великий» оснащён противокорабельным ракетным комплексом «Гранит». На корабле установлен противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф. Также имеется автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Крейсер вооружён зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», обеспечивающим самооборону от ряда точных вооружений, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, авиабомбы, самолёты и вертолёты, малотоннажные корабли. Кроме того крейсер «Пётр Великий» оснащён 130-мм многоцелевыми спаренными артустановками АК-130. Крейсер также вооружён двумя противолодочными ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад». Для борьбы с торпедами противника крейсер «Пётр Великий» имеет противоторпедный комплекс РКПТЗ-1М «Удав-1М». На борту крейсера базируются два противолодочных вертолёта «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Москва»

Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота России. Этот корабль был пущен на воду в 1983 году. Крейсер предназначен для нанесения ударов по крупным надводным кораблям противника, в первую очередь авианосцам, обеспечивает боевую устойчивость корабельных противолодочных групп. Кроме того корабль может осуществлять противовоздушную оборону удаленных соединений, огневую поддержку десанта. Длина корабля составляет 186 метров. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 416 человек. Максимальная скорость крейсера — 60 км\ч.

Корабль вооружен противовоздушным комплексом «Риф» С-300Ф, пушкой АК-130, артустановкой АК-630, противокорабельными ракетами «П-1000 Вулкан», зенитным ракетным комплексом «Оса-М». На крейсере находится один вертолет «Ка-27».

Видео


Ракетный крейсер «Варяг»

Ракетный крейсер «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота. Выполнен по такому же проекту, что и «Москва». Он был спущен на воду в 1983 году.

Длина этого корабля составляет 186,4 м. «Варяг» развивает скорость 60 км/ч. В автономном плавании он может находиться 30 суток. Экипаж — 476 человек. Крейсер имеет такое же вооружение, что и крейсер «Москва».

Видео


Эсминец «Настойчивый»

Эсминец «Настойчивый» — флагман Балтийского флота. Он был спущен на воду 19 января 1991 года. Эсминец предназначен для подавления наземных целей, в том числе объектов противодесантной обороны, живой силы и техники противника при проведении десантных операций, осуществления противовоздушной и противокорабельной обороны соединений и отдельных кораблей, борьбы с десантно-высадочными средствами противника, патрулирования и несения боевой службы совместно с другими силами флота, решения других задач. Длина составляет 156 м. Скорость эсминца - 62 км/ч. Экипаж - 296 человек. В автономном плавании он может находиться 30 суток.

Корабль вооружен 2 спаренными артиллерийскими установками АК-130/54, шестиствольными артиллерийскими установками АК-630, пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-270 «Москит», двумя зенитно-ракетными комплексами «Ураган», двумя шестиствольными реактивными бомбометными установками РБУ-1000, двумя сдвоенными торпедными аппаратами. На борту располагается один вертолет «Ка-27».

Видео


Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника. Крейсер был спущен на воду в 1985 году. Входит в состав Северного флота. Длина корабля составляет 306 м. Скорость - 53 км/ч. Экипаж - 626 человек.

В настоящее время возможности авианосца ограничены из-за недостаточной численности авиагруппы. Крейсер вооружен противокорабельным ракетным комплексом «Гранит», корабельной противовоздушной системой «Кинжал», зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик», реактивным комплексом противоторпедной защиты РБУ-12000 «Удав», артустановкой АК-630.

Видео


Подводная лодка «Юрий Долгорукий»

Российская атомная подводная лодка стратегического назначения К-535 «Юрий Долгорукий» была спущена на воду в 2008 году. Пока это единственный корабль проекта 955 «Борей», вошедший в строй. Он входит в состав Северного флота. Длина подводной лодки составляет 170 м, подводное водоизмещение — 24000 тонн. Скорость надводная составляет 28 км/ч, скорость подводная - 53 км/ч. В автономном плавании лодка может находиться 90 дней. Экипаж — 107 человек.

Подводная лодка «Юрий Долгорукий» вооружена торпедами, крылатыми ракетами, ПЗРК. Также может производить пуск баллистических ракет «Булава».

Видео


Подводная лодка «Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка 4-го поколения «Северодвинск» была спущена на воду в 2010 году. Надводная скорость подлодки - 30 км/ч, подводная - 57 км/ч. Длина подлодки составляет 119 м. Подводное водоизмещение - 13800 тонн.

Подводная лодка вооружена десятью торпедными аппаратами, ракетами «ЗМ-14», «ЗМ-54» и П-800 «Оникс».

Видео


Сторожевой корабль «Татарстан»

Сторожевой корабль «Татарстан» проекта 11661 («Гепард») является флагманом Каспийской флотилии. Вступил в строй 31 августа 2003 года. Надстройка этого корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности. Корабль предназначен для выполнения комплекса задач: поиска и борьбы с подводными, надводными и воздушными целями, несения дозорной службы, проведения конвойных операций, а также охраны морской экономической зоны. Длина корабля составляет 102,1 м. Скорость - 52 км/ч.

Основное оружие корабля — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» с противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) типа Х-35. Артиллерийское вооружение включает артиллерийскую установку АК-176М и две автоматизированные артиллерийские установки АК-630М. Для противовоздушной обороны используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2». В качестве противолодочного вооружения на корабле установлены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата, а в качестве противоторпедного — одна реактивная бомбомётная установка РБУ-6000. Возможно оснащение корабля противолодочным вертолётом корабельного базирования «Ка-27».