Конспект урока "определительные местоимения". Определительные местоимения: примеры использования и признаки Определительные местоимения в русском языке примеры

На уроке рассматриваются определительные местоимения, их значение, функции в речи, особенности употребления.

1. Местоимения, входящие в состав разряда

К определительным относятся местоимения весь, всякий, сам, самый, иной, другой, любой, каждый, все и всё .

2. Примеры употребления определительных местоимений

Босой человек поклонился, мрачно посмотрел на всех и вышел вон (А.И. Герцен).

В предложении определительное местоимение всех . Начальная форма - все .

Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему (А.Н. Островский).

Всему всё .

Я правду всю тебе открою (А.С. Грибоедов). Всю - определительное местоимение. Начальная форма - весь (м. р., ед. ч., И. п.).

Всякий может в этом убедиться, если направится в этот сад (М.А. Булгаков).

В этом предложении определительное местоимение - всякий .

Да, я сама так думала сначала (А.И. Куприн). Определительное местоимение сама . Начальная форма - сам.

Мальчик вспомнил, что в кармане у него лежат те самые спички, которые ему дал отец, уезжая в город (Е.Л. Шварц). Определительное местоимение самые , а начальная форма - самый.

Был иным я утолён,/Знал иные жажды,/ Но такой лучистый сон/Снится лишь однажды (К.Д. Бальмонт). В этих предложениях нас интересуют слова иным, иные . Это определительные местоимения.

Не вразумишь их средствами другими: Натуры грубые (Н.А. Некрасов). В данном случае рассматриваем слово другими - определительное местоимение (другой) .

3. Значение определительных местоимений

Функция определительных местоимений - определить предмет или предметы в ряду других предметов.

4. Местоимения весь , все и всё

Местоимение весь изменяется по родам, числам и падежам и имеет те же формы, что и прилагательное (весь, вся, всё, все, всех, всю и т. д.). Это местоимение, как и прилагательное, согласуется в роде, числе и падеже с существительным, от которого зависит.

Местоимения всё и все выглядят как формы местоимения весь , но отличаются от него тем, что в предложении они являются не определением, а подлежащим или дополнением, то есть заменяют они не прилагательные, а существительные. Хотя их формы полностью совпадают с некоторыми формами местоимения весь , они являются отдельными словами; в грамматическом словаре русского языка мы найдем все три слова: весь , все и всё .

Проанализируем примеры. Все пришли вовремя . Какое местоимение в этом предложении: все ? Или форма местоимения весь ? В предложении местоимение все является подлежащим, повторяет признаки существительного, значит перед нами местоимение ВСЕ.

Я всех рад видеть . Рад видеть кого? Всех . Задаем вопрос существительного, значит перед нами снова местоимение все .

Все вещи лежали на своих местах . Здесь слово все зависит от слова вещи , определяет его. Вещи (какие?) все , это определение, а значит перед нами форма местоимения весь .

Я всё сделал правильно . Сделал (что?) всё . Это дополнение. Значит, перед нами местоимение всё.

Он выпил всё молоко . Здесь местоимение всё зависит от слова молоко. Молоко какое? Всё . Значит, это определение, ведёт себя, как прилагательное - местоимение весь .

Нужно помнить, что у местоимения весь род и число - непостоянные признаки, это местоимение изменяется по родам, числам и падежам. А для местоимений все и всё род и число - постоянные признаки (все - множественного числа, а всё - всегда ед., ср. р.). Они изменяются только по падежам.

5. Местоимения сам и самый

Рассмотрим другие два однокоренных местоимения: сам и самый . Оба эти местоимения изменяются по родам и числам: самый, самая, самое, самые; сам, сама, само, сами. Кроме того, эти местоимения склоняются. Причем формы косвенных падежей (всех, кроме именительного) местоимений сам и самый очень похожи. Выглядят они одинаково, а отличаются ударением.

То же самое будет происходить с женским родом.

И. п. самая вершина, сама сестра

Р. п. сАмой вершины, самОй сестры

Д. п. сАмой вершине, самОй сестре

В. п. сАмую вершину, самоё, самУ сестру

Т. п. сАмой вершиной, самОй сестрой

П. п. о сАмой вершине, о самОй сестре

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Об определительных местоимениях ().
  2. О разрядах местоимений ().
  3. Определительные местоимения. Презентация ().

Домашнее задание

Задание №1

Просклоняйте местоимения сам, самый в среднем роде.

Задание №2

Вместо пропусков вставьте местоимения сам , самый в нужной грамматической форме. Укажите предложения, в которых местоимение самый служит для образования превосходной степени прилагательного.

Работа на даче была для бабушки... любимым делом. Он получил подарок от... директора. Я... вскопаю грядки. Они дружили с... детства. У... забора росла берёзка. Саша может сделать это..., без посторонней помощи. Подводный мир, пожалуй, ... загадочный.

Задание №3

Найдите в тексте определительное местоимение. Свой выбор обоснуйте, отвечая на данные вопросы. На какой признак указывает местоимение и на какой вопрос отвечает? Как изменяется? С каким словом связано?

Вся привлекательность земли заключена в животном и растительном мире. И тот и другой мир изучены нами почти в совершенстве, но всегда от соприкосновения с ними остаётся ощущение загадки. Загадочны и потому прекрасны тёмные чащи лесов, глубины морей. Загадочен крик птицы, треск лопнувшей от теплоты древесной почки. Разгаданная загадка не убивает волнения, вызванного зрелищем земли. Чем больше мы знаем, тем сильнее желание знать (К. Паустовский).

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

В зависимости от выражаемого значения и грамматических особенностей выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, указательные, определительные.

Начальная форма для большинства местоимений - это форма именительного падежа единственного числа.

Все местоимения изменяются по падежам (меня, мной, (обо) мне), некоторые - по родам (такой, такая) и числам (этот, эти).

Синтаксическая функция местоимения зависит от того, с какой частью речи соотносится данное слово. Местоимения , указывающие на предмет, соотносительны с существительными и выполняют в предложении функции существительных (я, ты, он, кто, что и др.), а местоимения , указывающие на признак, соотносительны с прилагательными и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, какой, такой и др.), например:

Ты - всё !

Ты - небо и вода... (Д. Мережковский)

Что чуют они , то в себя принимают,

В себе им простор. (И. Каневский)

В моих мечтах - твои минуты:

Твои мемфисские глаза. (В. Брюсов)

Лексико-семантические разряды местоимений

С учётом лексико-семантических особенностей выделяются следующие разряды местоимений :

Разряд местоимений

Примеры

Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Возвратное

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их.

Относительные

Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределённые

Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо.

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Вопросительные

Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько.

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Определительные

Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

В некоторых пособиях вопросительные и относительные местоимения рассматриваются в одной группе вопросительно-относительных местоимений.

К местоимениям можно относить и слова оба, обе, так как они в большей степени выражают не количественное значение «два» или «двое», «две», а местоименно-указательное «и тот, и другой», «и та, и другая». Ср. Оба получили премию. - И тот и другой получили премию. Обе девушки пострадали во время аварии. - И та и другая пострадали во время аварии.

Личные местоимения

Группу личных местоимений составляют слова: я, ты, он (она, оно), мы, вы, они.

Местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа указывают на лиц, участников диалога - говорящего и собеседника: я, ты, мы, вы.

Местоимения 3-го лица единственного и множественного числа указывают на того или тех, кто не участвует в диалоге, или на предмет, о котором говорится, говорилось или будет говориться в дальнейшем: он, она, оно, они.

Грамматические признаки личных местоимений : 1) имеют формы лица; 2) имеют формы числа; 3) местоимения 3-го лица единственного числа имеют формы рода; 4) формы косвенных падежей образуются от разных основ, то есть супплетивным способом (я - меня, мне; ты - тебя, тебе; он - его, ему; она - её, ей; они - их, им и т. д.).

Личные местоимения 3-го лица, если употребляются с предлогами, могут иметь форму, начинающуюся с и: у него, к нему, за ним, с ними, с ним. Без начального н эти местоимения не употребляются с некоторыми производными предлогами: благодаря ему, ей, им; вопреки ему, ей, им.

Личные местоимения его, её, их следует отличать от омонимичных притяжательных местоимений его, её, их. В предложениях личные местоимения чаще всего относятся к глаголам и выступают в роли дополнений, например: Сторож сразу увидел его. Её нельзя не любить. У них много работы. Притяжательные местоимения его, её, их, как правило, относятся к существительным, выступают в роли определений, например: Её глаза светились счастьем. У его брата много друзей. Это подарок для их дочери. Притяжательные местоимения, употребляясь с предлогами, не имеют начального к. Ср.: для него - для его друга; для неё - для её подруги; для них - для их друзей.

Местоимение 2-го лица множественного числа вы может использоваться при обращении к одному лицу как вежливая форма. В этом случае местоимение чаще всего пишется с прописной буквы, например: Сердечно поздравляю Вас с праздником. Желаю Вам всего самого наилучшего.

Возвратное местоимение «себя»

Группа возвратных местоимений представлена словом себя. Других слов в этой группе нет.

Грамматическое значение возвратного местоимения себя - указание на лицо, о котором идёт речь.

Грамматические признаки возвратного местоимения : 1) не имеет формы именительного падежа; 2) не имеет формы лица, числа, рода.

Возвратное местоимение себя не имеет начальной формы, оно изменяется только в косвенных падежах. Может относиться к любому из личных местоимений всех трёх лиц: Он купил себе книгу. Она купила себе книгу. Они купили себе книги.

В предложении возвратное местоимение себя выполняет функцию дополнения: Очень хотелось бы побаловать себя, сделать себе небольшой подарок.

Возвратное местоимение себя в форме дательного падежа следует отличать от местоимения, приближенного по значению к частице. Ср.: Он нашёл себе занятие. - Идёт себе и ни о чём не думает. Помоги себе сам. - Спектакль оказался не очень, так себе. В этом случае слово себя не выделяется в качестве самостоятельного члена предложения, а подчёркивается вместе со словом, к которому относится.

Притяжательные местоимения

Группу притяжательных местоимений составляют слова: мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой.

Грамматическое значение притяжательных местоимений - это указание на принадлежность предмета лицу, о котором идёт речь (этим лицом может быть говорящий, собеседник или какое-либо третье лицо).

Грамматические признаки притяжательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа; 2) имеют формы рода; 3) изменяются по падежам по типу прилагательных (кроме местоимений его, её, их).

Местоимения его, её, их по происхождению являются формой родительного падежа личных местоимений он, она, они; имеют род и число, но не изменяются по падежам, хотя могут сочетаться с существительным в любом падеже, например: Он увидел её отца. Он встретился с её отцом. Он гордился её отцом. Он заговорил о её отце.

Вопросительные и относительные местоимения

Группу вопросительных местоимений составляют слова: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Вопросительные местоимения выражают вопрос о предмете, признаке или количестве в вопросительных предложениях.

Те же местоимения, употребляемые для связи простых предложений в составе сложного, составляют группу относительных местоимений . Ср.: Кто пришёл? (вопросительное) - Я не знаю, кто пришёл (относительное).

Грамматические признаки вопросительных и относительных местоимений : 1) местоимения кто, что, сколько не имеют формы рода и числа, изменяются по падежам; 2) местоимения какой, который, чей изменяются по падежам, числам и родам, склоняются по типу прилагательных, например: чей\ \, чъ- j - e г o , чь- j -ему, чь- j m , (о) чъ- j -ём.

Неопределённые местоимения

Группу неопределённых местоимений составляют слова: некто, нечто, некий, некоторый, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо, несколько и под.

Грамматическое значение неопределённых местоимений - указание на неопределённый предмет, признак, количество.

Неопределённые местоимения образуются от вопросительных при помощи приставок не- и кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

Грамматические признаки неопределённых местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых они образованы. Отличие имеют только местоимения некто и нечто, которые не изменяются.

Отрицательные местоимения

Группу отрицательных местоимений составляют слова: никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, некого, нечего.

Грамматическое значение отрицательных местоимений : 1) отрицание наличия какого-либо предмета, признака, количества; 2) усиление отрицательного смысла всего предложения.

Отрицательные местоимения образуются от вопросительных прибавлением частиц-приставок не и ни и имеют те же особенности, что и вопросительные местоимения.

Грамматические признаки отрицательных местоимений те же, что и у вопросительных местоимений, от которых они образованы.

Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа и употребляются только в безличных предложениях: Тебе некого винить в происшедшем. Ему нечего было делать.

Местоимения никто, ничто, никакой, ничей обычно употребляются в предложении при глаголе с отрицанием: никто не поверил, ничто не предвещало и т. д.

От местоимения ничто форма винительного падежа образуется только с предлогом: ни на что.

Указательные местоимения

Группу указательных местоимений составляют слова: тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.).

Грамматическое значение указательных местоимений - выделение среди других какого-либо предмета, признака, количества.

В сложноподчинённом предложении могут выступать в качестве указательных слов.

Грамматические признаки указательных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа (кроме местоимения столько); 2) имеют формы рода (кроме местоимения столько); 3) изменяются по падежам по типу полных и кратких имен прилагательных, по типу имён числительных (местоимение столько).

Некоторые лингвисты относят к разряду указательных местоимений слова оба и обе в значении «тот и другой», «та и другая»: Оба ученика успешно сдали экзамены. - И тот, и другой успешно сдали экзамены. Обе девочки получили подарки. - И та, и другая получили подарки.

Определительные местоимения

Группу определительных местоимений составляют слова: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

Грамматическое значение определительных местоимений - определение предмета в ряду других предметов.

Грамматические признаки определительных местоимений : 1) имеют формы единственного и множественного числа (весь, все); 2) имеют формы рода (весь, вся, всё); 3) изменяются по падежам (весь, всего, всему и т. д.).

Местоимения сам и самый при склонении различаются только формой именительного падежа и ударением: (тот) самый дом, сам дом - (того) самого дома, самого дома.

При помощи местоимения самый образуется сложная форма превосходной степени качественных имён прилагательных: красивый - самый красивый, добрый - самый добрый, свежий - самый свежий.

Местоимение сам может иметь два значения: 1) значение усилительного слова при существительном или личном местоимении: Это был сам директор школы; 2) значение «самостоятельно, без посторонней помощи»: Он сам решил задачу.

Склонение местоимений

В склонении местоимений отдельных разрядов наблюдается большое разнообразие типов и форм, а также случаи образования форм от разных основ.

1. Склонение личных местоимений я, ты; мы, вы; он (оно, она), они.

Формы косвенных падежей личных местоимений имеют иную основу, отличную от формы именительного падежа.

Местоимения 1 лица

Местоимения 2 лица

Местоимения 3 лица

Он (оно), она, они

Меня, тебя

Его, её, их

Мне, тебе

Ему, ей, им

Меня, тебя

Его, её, их

Мной (-ю), тобой(-Ю)

Нами, вами

Им, ей(ею), ими

(Обо) мне, (о) тебе

(О) нас, (о) вас

(О) нём, (о) ней, (о) них

Местоимения я, ты могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола. Ср.: Я почти счастлив. - Я почти счастлива. Ты рассердился. - Ты рассердилась.

Местоимения он, оно, она, они, употребляясь с предлогами, могут получать начальный н (от него, к ней, при них, с ним, но: благодаря ему, навстречу ей, вопреки им).

2. Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа; оно изменяется только в косвенных падежах по образцу местоимения ты:

Возвратное местоимение

Собой (-ою)

3. Притяжательные местоимения мой, твой, наш, ваш, свой, указательные тот, этот, такой, вопросительные и относительные какой, который, чей, определительные самый, сам, весь, всякий, иной обладают родовыми формами и формами множественного числа и склоняются по отдельным образцам склонения прилагательных.

Местоимения женского рода

Мой, этот; моё, это

Моего, этого

Моей, этой

Моих, этих

Моему, этому

Моей, этой

Моим, этим

Мой, этот; моё, это Моего, этого

Мои, эти Моих, этих

Моим, этим

Моей (-ю), этой (-ю)

Моими, этими

(0) моём, (об) этом

(0) моей, (об) этой

(0) моих, (об) этих

Следует различать склонение местоимений самый и сам.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Самый (самое), сам (само)

Самая, сама

Самые, сами

Самой, самой

Самых, самих

Самой, самой

Самым, самим

Самый (самое), сам (самб) Самого, самого

Самую, саму

Самые, сами Самых, самих

Самым, самим

Самой (-ю), самой (-ю)

Самыми, самими

(0) самом, (о) самом

(0) самой, (о) самой

(0) самых, (о) самих

Местоимение весь (всё, вся, все) имеет особые формы в творительном падеже единственного числа мужского и среднего рода и во всех формах множественного числа:

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Весь (всё)

Весь (всё) Всего

(Обо) всём

(Обо) всей

(Обо) всех

4. Вопросительные и относительные местоимения кто и что и отрицательные местоимения никто, ничто образуют при склонении формы от других основ:

Кто, что, никто, ничто

Кого, чего, никого, ничего

Кому, чему, никому, ничему

Кого, что, никого

Кем, чем, никем, ничем

(0) ком, (о) чём, ни о ком, ни о чём

5. Отрицательные местоимения некого, нечего не имеют форм именительного падежа, а в косвенных падежах склоняются по приведённому образцу:

Не у кого, не у чего

Некому, нечему

Некем, нечем

Не о ком, не о чем

6. Неопределённые местоимения кто-то (кто-либо, кто-нибудь), что-то (что-либо, что-нибудь), какой-то (какой-либо, какой-нибудь), чей-то (чей-либо, чей-нибудь) и другие склоняются по образцу соответствующих вопросительных местоимений.

7. Неопределённое местоимение некий в отдельных падежах имеет вариантные формы.

Местоимения мужского и среднего рода

Местоимения женского рода

Местоимения множественного числа

Некий (некое)

Некоей и некой

Некоих и неких

Некоей и некой

Некоим и неким

Некий (некое) и некоего

Некие Некоих и неких

Некоим и неким

Некоей (ю)

Некоими и некими

(О) некоем

(О) некоей и (о) некой

(О) некоих и (о) неких

8. Местоимения таков, каков, некто, нечто не склоняются.

Морфологический разбор местоимения включает выделение двух постоянных признаков (разряд по значению и особенности склонения) и трёх непостоянных (род, падеж и число). Для личных местоимений в качестве постоянного признака указывается также лицо. Выполняя морфологический разбор местоимения , следует помнить о его специфике как части речи: местоимение указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Это важно при формулировке общего значения местоимения. Следует также обратить внимание на то, что только изменение по падежам свойственно всем разрядам местоимений (это общий непостоянный признак).

Схема морфологического разбора местоимения .

I . Часть речи.

II .Морфологические признаки.

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

1) разряд по значению;

2) особенности склонения.

3. Непостоянные признаки:

III .Синтаксическая функция. Офицер смутился и, озираясь, на цыпочках, с красным лицом и бьющимся сердцем прошёл в свою комнату. (А. Куприн)

Образец морфологического разбора местоимения.

I . Свою - местоимение, так как указывает на принадлежность предмета.

II . Морфологические признаки.

1. Начальная форма - своя комната, свой.

2. Постоянные признаки:

1) притяжательное, соотносится по значению с прилагательным;

2) склоняется как прилагательное типа «лисий».

3. Непостоянные признаки:

1) винительный падеж;

2) женский род;

3) единственное число.

III . Местоимение «свой» согласуется с существительным «комната», следовательно, в предложении выполняет функцию согласованного определения.

К числу слов, без которых трудно представить грамотную, логически правильно выстроенную речь, относятся местоимения.

Местоимение - что это?

Особенность местоимений в том, что их используют в предложениях для замены самостоятельных (именных) частей речи: существительных, прилагательных, числительных, а иногда и наречий. По грамматическому значению, морфологическим и синтаксическим признакам все местоимения делятся на несколько разрядов. Уточнить предмет или признак, о котором идет речь в предложении либо контексте, помогает определительное местоимение. Пример его использования: «Каждая из чашек имела свои особенности и стояла на своем месте». Или «Владимир решил, что все сделает сам ».

Какие местоимения относятся к определительным?

Список определительных местоимений невелик: это употребление в разных формах хорошо известных слов каждый, всякий, самый, сам, иной, другой, весь, любой . К данному разряду относятся также редко употребляемое всяческий и устаревшее всяк . Помогут же конкретизировать значение, которое обозначает каждое названное примеры.

  • «Любое (каждое, всякое ) яблоко было отборным» - с помощью этих местоимений (они взаимозаменяемы) выделяется один предмет из ряда подобных.
  • «Все гости казались очень удивлёнными» - речь в предложении идёт о совокупности лиц, рассматриваемых как нечто неделимое.
  • «Аркадий явился в участок сам » - данное местоимение указывает на лицо, которое совершает действие.
  • «Возьми другую (иную ) книгу» - т. е. отличную от данной.

Хотя порой перечисленные местоимения могут иметь и иные значения. Например:

  • Возьми в дорогу любой (т. е. какой угодно) журнал - он поможет время скоротать.
  • Всякому человеку (обобщающий оттенок) нужна семья и забота.
  • Это оказался сам (усилительное значение) Бехтерев.

Кроме того, в предложения с определительными местоимениями могут входить и слова самый или весь , часто используемые для образования превосходной степени прилагательного и наречия:

  • «Её платье оказалось самым нарядным».

  • «В новом костюме он выглядел солиднее всех собравшихся».

Нужно помнить, что слова самый и сам являются различными, хотя их формы при изменении по падежам совпадают: тот самый журнал - того самого журнала, увидел сам - увидел самого . Причем в первом случае ударным окажется первый слог, а во втором - последний.

Местоимения или наречия?

В лингвистике остаётся открытым вопрос о таких словах, как всегда , везде , всюду и под . Одни языковеды относят их к наречиям, другие выделяют в группу определительных местоимений. Пример: «Всюду оставались следы недавнего разбоя».

Поэтому нужно иметь в виду, что в учебниках русского языка разных авторов подход к делению местоимений на разряды может различаться. Это необходимо учитывать при выполнении заданий, связанных с определением части речи в предложении или контексте.

Грамматические признаки местоимений

Они определяются тем, какую самостоятельную часть речи заменяет в каждом конкретном случае местоимение.

Общее грамматическое значение, как уже было отмечено выше, - определить один предмет или признак в ряду других.

Наличие форм числа (сама-сами ) и рода (вся-весь, каждое-каждый ), изменение по падежам (всякого, всяким, о всяком ) - такие морфологические признаки обычно имеют определительные местоимения.

6 класс - именно в этот период школьники изучают местоимение как часть речи - знакомит и с их синтаксической функцией. Так как определительные местоимения чаще всего соотносятся с прилагательными, в предложении они, как правило, являются определениями, причём согласованными:

  • «Каждую минуту в мире рождается новый человечек».

Реже речь идёт о случаях, когда местоимение выступает в роли имени существительного либо личного местоимения - подлежащим или дополнением:

  • «Другой бы на его месте давно уж всё понял» - подлежащее и дополнение.

Пословицы и фразеологизмы с определительными местоимениями

Способность данных местоимений к обобщению стало причиной того, что их часто можно встретить в пословице и поговорке. Например, «Всяк кулик свое болото хвалит». Или «Каждому своя сторона мила».

Местоимения определительные часто входят и в состав устойчивых сочетаний. Вот наиболее распространённые выражения: на каждом шагу, на всех парусах, во все глаза, всякой твари по паре и другие. Многие из них имеют очень интересную историю.

Так, выражение «кричать во всю Ивановскую» берёт начало ещё с царских времен, когда глашатаи выходили на Ивановскую площадь, что рядом с колокольней Ивана Великого, и громко оглашали, т. е. кричали, указы царя. Значение определительного местоимения (примеры использования данного фразеологизма это подтверждают): голос был настолько громок, что его слышали в любом месте на площади. Отсюда «кричать (орать) во всю Ивановскую» - очень громко, так, что все слышат.

Таким образом, определительные местоимения - очень интересная часть речи, позволяющая коротко, без лишних слов, выразить свою мысль и сделать акцент на смысловой составляющей предложения или целого текста.

Урок № ___ Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Определительные местоимения»

Цель урока: продолжить изучение разрядов местоимений.

Задачи: предметные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся; метапредметные : формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике; личностные : воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Мы проснулись, мы здоровы, И к работе все готовы. Голова наша светла, Отдохнула до утра. Мышцы стали все сильнее, Каждый орган - здоровее. Нервы крепкие – стальные, Как пружинки заводные. Ноги-руки – все в движенье Вот и снято напряженье.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

    Актуализация опорных знаний.

Орфографическая пятиминутка:

Медведь неуклюж; хлеб пахуч; мороз трескуч; ландыш свеж; бор дремуч; борщ горяч; дуб могуч; день пригож; еж колюч.

Никогда не пиши ь в кратких прилагательных!

Гусиная стая, лебединая песня, шерстяная юбка, серебряная брошь, жестяной чайник; стеклянный, пламенная речь; безветренная погода; юный художник; голубиная стая.

Двое у доски, остальные – в тетради.

Самопроверка.

    Мотивация УД

Записать на доске, определить разряд всех местоимений.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Работа с текстом: подчеркнуть и определить по таблице разряды всех местоимений в стихотворении С. Есенина: СОБАКЕ КАЧАЛОВА

Дай, Джим, на счастье лапу мне ,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай
с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу
мне .


Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь
ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь
ты , что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый , улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та , что всех безмолвней и грустней,

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня , в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все , в чем был и не был виноват.

Один у доски; остальные – в тетради.

Работа в 6 группах

(по количеству строф).

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.

Оформление тетради.

    Работа над темой

Позв(о,а)лять шалости

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

С(е,и)бя

Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома).

Задание 1 : Засели дом .

- В учебнике на стр. 74 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план .

Задание 2: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

Задание 3:

- Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;

Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных).

Задание 4:

Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам.

Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома.

Работа по цепочке у доски.

Рисуют дом-таблицу.

Записывают местоимения.

Анализируют, делают предположения, отвечают.

Работа у доски.

    Физминутка

Я иду и ты идёшь , Раз, два, три Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

    Продолжение работы над темой

Задание 5

Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор ).

Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме.

Число книголюбов постоянно растёт. Для (…………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(…………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (…………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Прочитайте текст, который у вас получился.

А вот текст, который был в первоначальном виде

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома . Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу.

Задание 6 : Творческая работа .

Крыша будет нашей лабораторией. Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вспомните и запишите хотя бы пару фразеологизмов.

Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой.

Анализируют, делают выводы.

Восстанавли-вают текст.

    Закрепление

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто ; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова ; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам ; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

Какое время года у вас получилось? Попрощаемся с зимой!

Устная работа. Ответы записывают в тетрадь.

    Рефлексия, выставление оценок.

Какова была основная цель сегодняшнего урока?

Удалось ли нам достичь поставленных учебных задач?

Какой вид деятельности показался вам наиболее интересным?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

    Д/з., оценивание

§64, упр.458, работа с таблицей.

Запись в дневник.

ВЕСЬ день уроки САМ учу, ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу. Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске Меня зовут, я весь в тоске. Я САМЫЙ умный, но стесняюсь; ДРУГОЙ смелей меня, на зависть. ИНОЙ учитель и не знает, Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

Выпишите все местоимения.

1. Какое из местоимений не является

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

1. Какое из местоимений не является определительным? А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной. 2. Найди ошибку в написании местоимения: Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом. 3. Определительные местоимения изменяются С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В. только по родам; Э. по числам и родам. 4. В предложении определительное местоимение может быть К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

СОБАКЕ КАЧАЛОВА

    Дай, Джим, на счастье лапу мне,
    Такую лапу не видал я сроду.
    Давай с тобой полаем при луне
    На тихую, бесшумную погоду.
    Дай, Джим, на счастье лапу мне.

    Пожалуйста, голубчик, не лижись.
    Пойми со мной хоть самое простое.
    Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
    Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

    Хозяин твой и мил и знаменит,
    И у него гостей бывает в доме много,
    И каждый, улыбаясь, норовит
    Тебя по шерсти бархатной потрогать.

    Ты по-собачьи дьявольски красив,
    С такою милою доверчивой приятцей.
    И никого ни капли не спросив,
    Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

    Мой милый Джим, среди твоих гостей
    Так много всяких и невсяких было.
    Но та, что всех безмолвней и грустней,
    Сюда случайно вдруг не заходила?

    Она придет, даю тебе поруку.
    И без меня, в ее уставясь взгляд,
    Ты за меня лизни ей нежно руку
    За все, в чем был и не был виноват.