Кто написал юшку. Анализ «Юшка» Платонов








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: создать условия для формирования у учащихся целостного видения творчества А.П.Платонова в русской литературе и его рассказа “Юшка”

Задачи:

  • Углубить знания учащихся о личности и творчестве А.П.Платонова;
  • Раскрыть емкость и философичность содержания платоновского рассказа “Юшка”;
  • Рассмотреть образ главного героя со стороны главных законов человеческого бытия;
  • Пробудить в учащихся чувства сострадания, уважения к “маленькому” человеку, воспитывать доброту, взаимопонимание.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о А.Платонове.

Андрей Платонович Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюблённым в своё дело, и очень ярким писателем (Слайд 1). Платонов умел по-своему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя. Посмотрите на его портрет (Слайд 2), он и сейчас как будто всматривается в вас. Что вы за люди? Его книги пробуждают и делают острее добрые чувства в человеке. Главная цель писателя: открыть людям истинный смысл и правду жизни, показать, какая радость это, понять мир и помочь ему стать на деле лучше...

Давайте вспомним, что вам известно об этом писателе? (Слайды 3-8)

Андрей Платонов писал и жил тихо, скромно, не пробуя никого вокруг себя перекричать, оглушить, пробиться на более освещенное место, повторить чужую удачу. Он был просто человеком, писателем, стремившимся понять самые сокровенные движения человеческих душ, глубинные законы народных судеб. А начал размышлять он об этом еще в ранних своих произведениях – сказках. Это любимый жанр детей. Кроме того, мы знаем, что “сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Вспомните, какая борьба отражается в сказке. (Борьба между добром и злом).

А что побеждает, как правило, в сказке? (Добро).

А всегда ли так бывает в жизни?

Платонов был талантливым человеком. Он хорошо рисовал. (Слайд 9)

II. Викторина “Угадай, о каком произведении А.Платонова идёт речь” (Слайд 10).

Ребята, посмотрев на иллюстрации, изображённые на слайдах, вспомните названия произведений А.П.Платонова.

- “ В прекрасном и яростном мире” (слайд 11).

- “Корова” (слайд 12).

- “Неизвестный цветок” (слайд 13).

- “Никита” (слайд 14).

- “Волшебное кольцо” (слайд 15).

- “Юшка” (слайд 16).

III. Беседа по рассказу А.П.Платонова “Юшка”.

А сейчас обратимся к рассказу “Юшка”.

Какие чувства вызвало у вас это произведение? (Рассказ вызывает чувства грусти, жалости, сочувствия к главному герою. Жалко не только Юшку, но и людей, которые не поняли его. Для окружающих оказались недоступными такие чувства, как сострадание, сочувствие, доброта, любовь, милосердие.)

Библия учит нас не мстить, а делать добро и любить врагов, так поступает и Юшка. “Побеждай зло добром”, - сказано в Библии. То же самое делает Юшка.

Считаете ли вы, ребята, себя нравственными, человечными людьми?

Согласно Поучению Владимира Мономаха, “Нравственный человек должен почитать отца своего и мать свою. Дети должны любить своих родителей, не перечить им, не обижать их, помогать им. Надо быть добрым”.

Какое чувство вызывает Юшка? (сочувствие, сострадание ).

IV. Словарная работа.

Выясните значения и уточните написание следующих слов: сострадание, милосердие, гуманизм.

  • Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем (Слайд 17).
  • Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, милосердия (Слайд 18).
  • Гуманизм - человечность в отношении к людям (Слайд 19).

Именно эти понятия пронизывают все произведения писателя, а также отражены в рассказе “Юшка”.

V. Обращение к рассказу “Юшка”.

Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п. А ведь мы знаем, что имя определяет многое в характере и судьбе человека.

Читая рассказ, вспоминаешь известную формулу Ф.М. Достоевского: "Человек есть тайна". Откровенно понятным в своей “нагой простоте” кажется Юшка людям, рядом с которыми он живет. И мысли, и душу которого они так и не смогли постичь - это оказалось для них тайной, и вот эту тайну мы попытались с вами постичь.

Обратимся к тексту рассказа:

“Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему:

Да что ты “блажной”, непохожий ходишь тут?”

Что значит блажной? Назовите однокоренные слова:

Блаженный

Благополучный

Благодарный

Благовоспитанный

Благонравный.

Блаженный 1) в высшей степени счастливый; 2) юродивый - помешанный или безумец, обладающий даром прорицания (Слайд 20).

Почему так приниженно слово “благо” в грубое “блажной”? От жестокости сердца? Найдите, что Юшка говорит о людских сердцах? Он где-нибудь называет сердце жестоким?

(“Народ меня без понятия любит, сердце в людях бывает слепое”). Проводится параллель (сравнение): зрячие со слепым сердцем и слепые со зрячим сердцем.

Что значит слепое?

В Нагорной проповеди Христа говорится: “...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих и гонящих вас”, - Евангелие от Матфея. Значит, Юшка живет, соблюдая заповеди божеские.

Рассматривая рассказ Платонова, мы часто употребляли слова: сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм, блаженный, сокровенный, кроткий, смиренный.

Есть ли среди данных слов синонимы? (Слайд 21).

VI. Беседа по тексту рассказа “Юшка”.

Чем помешал Юшка веселому прохожему? (“Чего ты землю топчешь, божье чучело?”)

Как назвал прохожий Юшку? (“Юродом”, “юродивым”).

На Руси юродивый – это блаженный, то есть удостоившийся блаженства у Бога. За что? За то, что, отказавшись от дома, имущества, от вида разумного человека, они отказались и от человеческой гордыни, обрекая себя на жизнь в лишениях. Часто им нечего было есть, негде было переночевать. Своим образом жизни они напоминали о том, что есть бедные и обездоленные и что жить нужно в любви к ближнему. За отказ от земных благ они считались близкими к Богу. Поэтому часто их изречения становились пророческими. А за это их почитали и даже немного побаивались. Боялись в их лице прогневать Бога.

Один из самых известных в истории блаженных был Василий. За отречение от земных благ, за правду и любовь к людям его полюбил даже царь Иван Грозный. Когда блаженный умер, царь сам нес его гроб до могилы. Хоронили его всей Москвой. Вот как почитали его.

После его смерти Московский Покровский собор стал называться собором Василия Блаженного. Этот храм и сейчас считается символом и гордостью православной России. Великую память заслужил Василий блаженный.

Почему в первый раз осерчал Юшка? (Он такой же как и все. В нем заговорило чувство собственного достоинства.)

Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот впервые высказался в защиту себя.)

Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить чай.)

- “Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся...” Почему Юшка повернулся вниз лицом? (Связать с любовью к земле, к природе.)

Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста Юшки ладонью.)

- “Помер, - вздохнул столяр. – Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..”

VII. Викторина по рассказу “Юшка”

Викторина поможет нам выяснить, насколько внимательны вы были при чтении рассказа (слайды 22 – 27).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Назовите имя главного героя, не прозвище (Слайд 22).

Сколько лет главному герою? (Слайд 23)

Где работал Юшка? (Слайд 24)

Узнайте героя:

“...глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы” (Слайд 25).

“...большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами...” (Слайд 26).

Закончите фразы:

“Сердце в людях бывает... слепое” (Слайд 27)

“Я жить родителями поставлен... я тоже всему... свету нужен” (Слайд 27).

Давайте вместе определим жизненную формулу Юшки. Из чего же она будет состоять? (Слайд 28). В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. И идея повести в том, что любовь порождает добро, а зло не может породить ничего. У нас получилась жизненная формула Юшки. Сердце Юшки: любовь к людям, любовь к природе, любовь ко всему живому, любовь к Родине (Слайд 29).

Какова же жизненная формула Юшки?

(Нужно жить, храня в сердце любовь.)

Итак, лишь бедному, доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Закончим урок словами, начертанными на могиле другого доброго человека - доктора Ф.П.Гааза: “Спешите делать добро, пока не стало поздно!” (слайд 30).

Из чего же состоит формула счастья?

Мне кажется, что “Слово материально. Осталось понять, какие слова и как нужно произнести, чтобы стать счастливым... Отдай миру лучшее, что есть в тебе, и к тебе вернётся лучшее, что есть в мире” (слайд 31).

Предложите вашу формулу счастья.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были всегда доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие, великодушие...

VII. Составление синквейна.

Ребята, вы знаете, что такое синквейн?

Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” и означает “стихотворение, состоящее из пяти строк” (Слайды 32-34).

1 слово - заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)

2 слова - это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 слова - это глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 слова - это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.

1 слово - вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)

Давайте посмотрим на образцы (Слайды 35-39).

Составьте, пожалуйста свой синквейн.

IX. Вывод по уроку.

У такого человека, как Юшка, в сердце жила всеобъемлющая любовь ко всему живому. Она породила в душе героя убеждение в том, что его любят. Он не видел мир иначе. Черты характера главного героя были присущи и автору.

X. Домашнее задание.

Представьте А.П.Платонова нашим современником и напишите ему небольшое письмо – эссе. Расскажите писателю:

  • об уроке, который состоялся в классе;
  • о его героях;
  • о своём отношении к его произведениям.

Платонов Андрей

Андрей Платонов

Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помошником у главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него было мало силы. Он носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал мехом горн, держал клещами горячее железо на наковальне, когда главный кузнец отковывал его, вводил лошадь в станок, чтобы ковать ее, и делал всякую другую работу, которую нужно было делать. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье - семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожженых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверз блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

Вон Юшка идет! Вон Юшка!

Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

Юшка! - кричали дети. - Ты правда Юшка?

Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шел так же тихо, как прежде, и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

Дети удивлялись Юшке, что он живой, а сам не серчает на них. И они снова окликали старика:

Юшка, ты правда или нет?

Затем дети снова бросали в него предметы с земли, подбегали к нему, трогали его и толкали, не понимая, почему он не поругает их, не возьмет хворостину и не погонится за ними, как все большие люди делают. Дети не знали другого такого человека, и они думали - вправду ли Юшка живой? Потрогав Юшку руками или ударив его, они видели, что он твердый и живой.

Тогда дети опяять толкали Юшку и кидали в него комьяя земли, пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете. Но Юшка шел и молчал. Тогда сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов. Но Юшка не трогал их и не отвечал им.

Когда же дети вовсе останавливали Юшку или делали ему слишком больно, он говорил им:

Чего вы, ро"дные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?.. Обождите, не надо меня трогать, вы мне в глаза попали, я не вижу.

Дети не слышали и не понимали его. Они по-прежнему толкали Юшку и смеялись над ним. Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает.

Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его.

Дома отцы и матери упрекали детей, когда они плохо учились или не слушались родителей: "Вот ты будешь такой же, как Юшка! - Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!"

Взрослые пожилые люди, всретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. Увидев Юшку, шедшего в кузницу или ко двору на ночлег, взрослый человек говорил ему:

Да что ты такой блажно"й, непохожий ходишь тут? Чего ты думаешь такое особенное?

Юшка останавливался, слушал и молчал в ответ.

Слов у тебя, что ли, нету, животное такое! Ты живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай! Говори, будешь так жить, как надо? Не будешь? Ага!.. Ну ладно!

И после разговора, во время которого Юшка молчал, взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бал его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе.

Юшка потом долго лежал в пыли на дороге. Очнувшись, он вставал сам, а иногда за ним приходила дочь хозяина кузницы, она подымала его и уводила с собой.

Лучше бы ты умер, Юшка, - говорила хозяйская дочь. - Зачем ты живешь?

Юшка гляядел на нее с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.

Это отец-мать меня родли, их воля была, - отвечал Юшка, - мне нельзя помирать, и я отцу твоему в кузне помогаю.

Другой бы на твое место нашелся, помошник какой!

Меня, Даша народ любит!

Даша смеялась.

У тебя сейчас кровь на щеке, а на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь - народ тебя любит!..

Он меня без понятия любит, - говорил Юшка. - Сердце в людях бывает слепое.

Сердце-то в них слепое, да глаза у них зрячие! - произносила Даша. - Иди скорее, что ль! Любят-то они по сердцу, да бьют тебя по расчету.

По расчету они на меня серчают, это правда, - соглашался Юшка. Они мне улицей ходить не велят и тело калечат.

Эх ты, Юшка, Юшка! - вздыхала Даша. - А ты ведь, отец говорил, нестарый еще!

Какой я старый!.. Я грудью с детства страдаю, это я от болезни на вид оплошал и старым стал...

По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. Никто не знал, кем они ему приходились.

Даже сам Юшка забывал, и в одно лето он говорил, что в деревне у него живет вдовая сестра, а в другое, что там племянница. Иной раз он говорил, что идет в деревню, а в иной, что в самоё Москву. А люди думали, что в дальней деревне живет Юшкина любимая дочь, такая же незлобная и лишняя людям, как отец.

В июле или августе месяце Юшка надевал на плечи котомку с хлебом и уходил из нашего города. В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

Уже давно работал в кузнице одного города малорослый человек, старый на вид, слабый глазами и силой. Он был помощником кузнеца: носил в кузницу воду, песок и уголь, раздувал горн, держал клещами горячее железо на наковальне. Звали его Ефимом, но люди называли его Юшкой.

Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у Юшки были свои; он их должен покупать за свое жалованье – семь рублей и шестьдесят копеек в месяц. Но Юшка чаю не пил и сахару не покупал. Он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же – только зимой надевал поверх блузы еще полушубок своего умершего отца и обувал валенки. На работу он шёл рано утром, а возвращался поздно вечером.

Люди часто обижали подслеповатого и беззащитного Юшку. Дети на улице бросались в него ветками и камешками. Юшка ничего не отвечал им и шёл дальше. Дети серчали на то, что старик не пугает их и не гонится за ними, и ещё сильнее дразнили его. Только когда Юшке было совсем больно, он спрашивал:

– Чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Обождите, не надо меня трогать…

Юшка верил, что дети любят его, и просто не знают, что делать для любви.

Андрей Платонов

Взрослые тоже часто обижали Юшку, особенно пьяные. Останавливая его на улице, те, кто был пьян или хотел выместить на другом собственную обиду, выходили из себя от бессловесности Юшки и начинали бить его. От этих побоев он подолгу лежал в пыли на дороге, а хозяйская дочь потом говорила Юшке, что лучше было бы ему умереть.

Юшка на самом деле был не стар: всего 40 лет. Но его смолоду мучила чахотка. Эта болезнь и состарила его до времени, сделала ветхим и слабым.

Каждое лето Юшка уходил от хозяина на месяц. Он говорил, что идёт пешим в дальнюю деревню, где есть у него родственники. Но никто не знал, где эта деревня и что за родственники у него там. Выйдя из города, Юшка шёл посреди лесов и полей, любовался на белые облака, слушал голос рек. Больная грудь его отдыхала. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не помять их, гладил кору на деревьях, подымал с тропинки мёртвых бабочек и жуков, жалея их. Иногда он садился отдыхать в тени ветвей.

Потом Юшка возвращался в город и снова шёл в кузницу. Дети и взрослые по-прежнему насмехались над ним и терзали его, а он смирно жил до следующего лета, когда вешал себе на грудь мешочек с немногими накопленными деньгами и опять уходил, неизвестно куда.

С годами Юшка всё больше слабел. В одно лето он уже никуда не пошёл. А потом один злой прохожий сильно ударил его в грудь на улице. Юшка упал и не поднимался. Проходивший мимо столяр окликнул его, стал переворачивать, но увидел, что глаза Юшки неподвижны, а вся земля вокруг головы залита хлынувшей горлом кровью.

Юшку похоронили и почти не вспоминали. А глубокой осенью пришла в город юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

Хозяин с трудом понял, что говорит она о Юшке. Он спросил, кто девушка ему. Она ответила: никто. «Я сиротой была, а Ефим Дмитриевич поместил меня, маленькую, в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом... Каждый год он приходил проведывать меня и приносил деньги на весь год, чтоб я жила и училась. Теперь я выросла и уже окончила университет, а Ефим Дмитриевич в нынешнее лето не пришел меня проведать».

Кузнец повёл гостью на кладбище. Там девушка припала к земле, где лежал мертвый Юшка, человек, кормивший ее с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его.

Девушка окончила учение на врача. Она осталась в городе навсегда и стала работать в больнице для чахоточных, ходила по домам, где были туберкулезные, и ни с кого не брала платы. Все в городе потом называли её дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не была ему дочерью.

Добрые книги об искренних людях, готовых к самопожертвованию, трогают душу, учат порядочности и состраданию. Таков и рассказ А. П. Платонова «Юшка». Краткое содержание маленькой повести познакомит читателей с этим необыкновенным творением.

Главный герой рассказа

Андрей Платонович Платонов написал этот удивительный рассказ в 1935 году. Автор ведет повествование от первого лица, поэтому читателю кажется, что он хорошо знал главного героя произведения.

Звали того Ефимом, но все именовали его Юшкой. На вид этот человек был старым. В его руках уже было мало силы, и зрение подводило - мужчина плохо видел. Работал он в кузнице при большой дороге, простиравшейся в сторону Москвы - выполнял посильные задания. Ефим носил уголь, воду, песок, раздувал горн мехами. Были у него и другие обязанности при кузне. Вот так и работал Юшка.

Жил он у хозяина кузницы на квартире. Рано утром уходил на работу, а поздно вечером возвращался обратно. За хорошее исполнение своих обязанностей хозяин его кормил кашей, щами, хлебом. Чай, сахар, одежду Юшка должен был покупать на своё жалованье, которое составляло 7 рублей 60 копеек.

Как одевался помощник кузнеца

Он не позволял себе тратить деньги. Почему? Об этом вы узнаете в самом конце рассказа «Юшка». Краткое содержание произведения даёт возможность лучше рассмотреть всю глубину души этого человека. Немолодой мужчина вместо сладкого чая пил воду. Он постоянно отказывал себе в покупке новой одежды, поэтому ходил всегда в одном и том же. Летом его бедный гардероб состоял из блузы и штанов, которые со временем сильно закоптились и были прожжены искрами. Летней обуви у героя рассказа не было, поэтому в теплое время года он всегда ходил босяком.

Зимний гардероб был таким же, только поверх рубахи помощник кузнеца надевал старый, доставшийся ещё от отца, полушубок. На ногах были валенки, которые от времени тоже продырявились. Но их каждую осень подшивал неутомимый Юшка.

Издевательства над безропотным человеком

Пожалуй, по-доброму к Ефиму относился только кузнец и его дочь. Остальные жители городка вымещали на великодушном человеке всю свою накопившуюся злость. Дети тоже были недобрыми, от скуки или потому, что учились этому у взрослых. Такие сцены описывает в своем произведении Андрей Платонов («Юшка»). Краткое содержание рассказа, а именно представленные ниже эпизоды обращают внимание читателя на этот безрадостный момент.

Когда Ефим проходил мимо детей и подростков на работу или обратно, те подбегали к нему и начинали бросать в немолодого человека землю, палки, камешки. Их удивляло, что тот никогда не ругал их за содеянное, поэтому они старались вовсю, чтобы вывести Юшку из себя.

Старик молчал. Когда люди причиняли ему сильную боль, тот говорил с ними ласково, называя «миленькими» и «родными». Он был уверен, что они любят его, он им нужен, раз привлекают внимание таким образом. Ефим думал, что дети просто не умеют по-другому выразить своей любви, вот и поступают так.

Взрослые, встретившие Юшку на улице, называли его блаженным, часто били ни за что. Он падал на землю и долго не мог подняться. Через какое-то время за Ефимом приходила дочь кузнеца, помогала встать и отводила домой. Вот с таким героем, заставляющим сострадать и пересматривать свои взгляды на жизнь, может познакомиться читатель в рассказе «Юшка» (Платонов). Краткое содержание произведения переходит к приятным эпизодам жизни этого безобидного человека.

Ефим и природа

Понять, каким чистосердечным, искренним, способным любить живое был главный герой произведения, помогает следующая часть рассказа.

Шел Ефим долго, через леса, реки и поля. Когда он оказывался на природе, то преображался. Ведь Юшка болел чахоткой (туберкулёзом), поэтому он был такой худой и обессиленный. Но, подремав на пеньке в тени деревьев, он пробуждался отдохнувшим. Ему казалось, что болезнь отступила, и шёл этот человек дальше уже бодрыми шагами.

Оказывается, Ефиму было всего 40 лет, так плохо он выглядел из-за болезни. Раз в году Юшке был положен отпуск, поэтому в июле или августе он брал котомку с хлебом и уходил куда-то на месяц, говоря при этом, что идет к родне в дальнюю деревню или отправляется в саму Москву.

О том, как трепетно может относиться человек ко всему живому, повествует рассказ «Юшка». Краткое содержаниеа, а именно некоторые наиболее яркие эпизоды произведения знакомят читателей с этим таким редким на сегодня явлением.

Зная, что его никто не видит, Ефим припадал коленями к земле и целовал ее, вдыхая полной грудью неповторимый аромат цветов. Он поднимал букашек, которые не шевелились, смотрел на них и печалился, что они неживые.

Но леса и поля были полны звуков. Здесь стрекотали насекомые, пели птицы. Было так хорошо, что мужчина переставал огорчаться и шел дальше. Следует отметить, что такие трогательные моменты заставляют читателя глубже понимать широкую душу такого необычного человека, как Юшка.

Платонов (краткое содержание рассказа тоже не умолчит об этом) решает закончить свое произведение достаточно трагичным моментом, который заставляет многих из нас переосмыслить всю свою жизнь.

Убили Юшку

Через месяц Ефим возвращался обратно в город, продолжал работать. Однажды вечером он шёл домой. Ему встретился человек, который стал приставать с глупыми разговорами. Наверное, впервые в жизни, помощник кузнеца решился ответить незнакомцу. Но собеседнику не понравились его слова, хотя они были безобидными, и прохожий ударил Юшку в грудь, а сам ушел домой пить чай.

Упавший человек не встал уже никогда. Мимо шёл работник мебельной мастерской, наклонился над Юшкой и понял, что тот умер.

Хозяин кузницы и его дочь похоронили Ефима достойно, по-христиански.

Названная дочь

Вот так погиб Юшка. Очень краткое содержание рассказа продолжается неожиданным визитом в кузницу девушки. Она пришла осенью и попросила позвать Ефима Дмитриевича. Кузнец не сразу понял, что она говорила о Юшке. Он рассказал девушке, что произошло. Спросил, кем она приходится этому человеку.

Девушка ответила, что она сирота, и Ефим Дмитриевич ей не родня. Он заботился о девушке с самого детства, раз в год приносил ей накопленные деньги на жизнь и учебу.

Благодаря ему она окончила университет, стала доктором. И вот теперь приехала вылечить дорогого ей человека, но было уже поздно.

Однако девушка не покинула город, она стала здесь работать в туберкулёзной больнице, бесплатно приходила на дом ко всем нуждающимся, лечила их.

Даже когда она состарилась, не перестала помогать людям. В городе её прозвали дочерью доброго Юшки, слишком поздно поняв, каким необыкновенным и чистым душой был тот человек, которого они погубили.

1935 год. Андрей Платонов пишет повесть «Юшка». Суть сюжета классического текста в том, что Юшка – главный герой работает помощником кузнеца. Он болен чахоткой. Он приютил сироту Дашу. В один прекрасный день Юшку толкнули в грудь, и он скончался. Даша хотела вылечить Юшку от болезни, да не успела – умер он.

Главная мысль бессмертного произведения «Юшка» в том, что Платонов Андрей заостряет внимание читателя на внутреннем содержании текста, а именно на проблеме доброты, бескорыстия. Платонов акцентирует внимание читателя на том, что доброта слепа в душах людей. А когда проходит время, то становится поздно. Вспомнишь пословицу: «Что имеем не храним – потерявши плачем.»

Читать краткое содержание Юшка Платонова

Читатель знакомится с героем текста – старичком преклонного возраста. Этот старичок «работал» помощником у кузнеца. Он был практически слеп, обессилен, к тому же страдал туберкулезом. Настоящее имя его было Ефим, но все в округе звали его Юшкой.

Платонов дает портрет героя: описывает его седые волосы, реденькую бороденку, белые, как у слепца, глаза. Также автор говорит о невысоком росте Юшки и его худобе. Также повествуется о жизни Юшки у хозяина, о том, что его кормили за выполненную работу, что платили ему жалование 7 рублей 60 копеек. Также автор обращает внимание, что Юшке ничего избыточного было не нужно, а одежда его – это наследств от отца.

Рассказывается о том, что соседи брали пример с Юшки, то есть утром, как и он, шли на рабу, а вечером отходили к сну рано. Платонов обращает внимание читателя, что Юшку обижали, кидали в него камушки и землицу. Это делали в основном дети и подростки. И эти же люди поражались беззлобности и терпению Юшки. Это спокойствие Юшки злило окружающих и тогда они еще больше дразнили старика. Н он был невозмутим.

Описаны внутренние переживания Ефима. А именно то, что ему нравились нападки его «мучителей». Он считал, что раз такие знаки внимания по отношению к нему, то это значит, что его любят, только правильно проявить свои чувства не умеют. Родители ребятишек пугали своих чад тем, что, если учиться они не будут, то станут такими же, как Ефим. Взрослым тоже доставляло удовольствие побить Юшку. Юшка не давал отпора никому. Когда его сильно избивали, то он подолгу лежал на земле, пока Даша, дочь кузнеца, не придет за ним.

Юшка отлеживался после побоев, но умирать не смел, потому что в кузнице не будет помощника. Когда наступало лето, Юшка уезжал примерно на месяц «подышать воздухом», потому что его с малости мучил туберкулез. Он был забывчивый и всем говорил разное по поводу поездок: то он едет к сестре, то к племяннице, то в Москву, то в село, то вообще куда глаза глядят.

Люди по углам перешептывались, что Даша, дочь кузнеца, отшельница, как и Юшка. Юшка же во время своего отъезда «расцветал душой», ему легко дышалось. Он умел наслаждаться красотой природы и жизни. Он вспоминал о своем настоящем возрасте. Ему было-то всего-навсего 40 лет. К сожалению, болезнь подкосила его состояние.

Походил месяц. Юшка возвращался из поездки. Его снова дразнили и обижали. Юшка чувствовал, что с каждым разом ему становится все хуже… Однажды Юшке некий мужчина предложил помочь побыстрее умереть. Юшку возмутило такое высказывание. Это возмущение Юшки породило гнев человека, и он толкнул изо всей мочи Юшку в грудь. Юшка ничком упал на землю.

Шел человек и увидел, что Юшка истекает кровью. Он наклонился к нему, хотел помочь, и понял, что Ефим умер. Юшку схоронили. Все жители деревни радовались поначалу, а потом поняли, что им не на ком срывать обиду, боль и злость. Спустя некоторое время в деревню приехала девушка и стала справляться о Юшке. Ей объяснили, что Юшка покоится с миром. Тогда она рассказала, что когда-то Юшка ее приютил и помогал учиться. Ее провожают на могилу к Юшке.

Даша навзрыдок плачет на могиле Юшки, потому что она выучилась на врача только ради того, чтобы излечить Ефима. Тогда она принимает решение остаться в деревне и бескорыстно лечить страждущих. Люди гордятся, что Юшка смог воспитать такую дочь. Уже все забыли о том факте, что Даша – это сиротка не родная Юшке.